ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
http://globaltalents.ru - ПОРТАЛ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
http://distolimp.bspu.ru/template/guest/global/page.php?p=parent&m=34 - Центр развития одаренности школьников БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
РАЗДЕЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дети и телевидение
- Воспитательные возможности телевидения.
- Что следует младшим школьникам смотреть по телевидению.
- Как обсуждать с детьми увиденное.
Телевидение и другие средства массовой информации (радио, кино, печать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Дети довольно много проводят времени у телевизоров, смотрят передачи и для детей и для взрослых. Для большинства детей телевидение стало большим другом, к сожалению, помогающим узнать не только много нового и интересного, но и много лишнего, бесполезного и вредного.
Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо еще суметь извлечь. А для этого важно определить: какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть, а какие еще рано.
Время, которое идет на просмотр телепередач, нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на свежем воздухе, от общения с родителями и т.д. И в этом отношении можно говорить не сколько о пользе, сколько о вреде телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач должно быть определено режимом дня школьника, его возрастом, его состоянием здоровья… Для младшего школьника это 2-4 передачи в неделю.
Далеко не все родители согласятся с этим требованием, не потому, что не признают его педагогически целесообразным, а потому что, иногда им так выгодней и удобней. Родители, позволяя ребенку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Или попросту им хочется покоя: а когда ребенок смотрит телевизор, мама или папа спокойно могут заняться своим делом. Поэтому они даже поощряют сидение детей около телевизора. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечет к телевизору, и ради него они спешат все дела сделать поскорее или вовсе бросают все, как только загорится экран.
Нередко родители пользуются этим пристрастием ребенка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или свое распоряжение. Они говорят: «Не сделаешь – не разрешу смотреть телевизор (играть на компьютере)». Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часто выполняются наскоро, кое-как. В это время все мысли ребенка поглощены предстоящей передачей, стремлением любой ценой получить право посмотреть телевизор. Это уже наносит очевидный вред воспитанию, мешая формированию добросовестного и ответственного отношения к труду и к выполнению домашнего задания.
Длительный просмотр телепередач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности к мелькающему свету. Особенно это относится детям с ослабленным здоровьем, чувствительным, впечатлительным.
Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребенка. Он должен твердо знать, что определенные часы для прогулок и игр, уроков, чтения книг, просмотра телепередач.
Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю. Намечают, что будут смотреть дети. Утром, уходя на работу, родители еще раз напоминают ребенку, что к определенному времени надо закончить все уроки, чтобы посмотреть намеченную передачу.
Родители далеко не всегда могут дать детям ответы на все интересующие их вопросы, развивать их всесторонне. Поэтому в значительной степени могут быть полезны телепередачи, если умело и целенаправленно их использовать.
Если просмотр телепередач недостаточно педагогически корректируется, то усвоение новых сведений и фактов для младшего школьника представляет определенное затруднение. Большинство детей уже через 2-3 дня не могут рассказать о содержании телепередачи, которые они только, что смотрели; младший школьник нередко с трудом самостоятельно осмысливает полученную информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам и событиям, явлениям, о которых он узнал из телепередачи.
Перед родителями стоит особая задача по формированию у ребенка умения пользоваться средствами массовой информации, привычки обращаться к тем сведениям, которые он получает из этих источников.
Поэтому необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребенка, а в некоторых случаях будут просто бесполезны.
Родителям важно знать, что ребенок запомнил, что понял, что произвело на него особое впечатление. Неплохо, когда родители позволяют ребенку для просмотра детских передач пригласить своих товарищей и друзей. Дети могут обменятся впечатлениями, вместе участвовать в каком-нибудь деле, каждый из них внесет свои знания, свои умения.
Предварительный просмотр:
Причины отклонений в поведении учащихся
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой. Именно в микросреде ребенок черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения.
Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой.
Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных и деловых отношений, с которыми учащийся сталкивается в семье, на улице, в школе.
- Неблагоприятные условия семейного воспитания
Причины и «механизм» отрицательного влияния семьи на нравственное формирование личности школьника неоднородны.
Выделим основные факторы, которые отрицательно сказываются на воспитании детей в семье. Определяющую роль играет «нравственная позиция» родителей. Ведь речь идет о наличии или отсутствии в семье источников антиобщественных, аморальных влияний и об общей нравственной ориентации родителей, проявляющейся в их повседневном поведении.
Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей – систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений и т.д. А две трети детей-правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей. Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей.
По мнению великого физиолога И.П. Павлова, у любого индивида стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью положительного примера. Именно в семье ребенок усваивает определенные представления о том, что в жизни – главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху.
На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества. В семье, члены которой взаимно уважают друг друга и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы.
В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. А.С. Макаренко называл состояние психики детей, которые росли в семьях с нездоровой обстановкой, «отсутствие радости завтрашнего дня». Такие дети особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени заменяет им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Важной стороной семейного воспитания является и педагогическая позиция родителей.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают: покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, не умеющие и не желающие трудиться, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув к жизни за чужой счет, они и потом везде ведут себя так, словно окружающие обязаны выполнять их желания, ничего не требуя взамен. Они стремятся удовлетворить собственные прихоти любой ценой. В тех случаях, когда родительские возможности оказываются недостаточными для удовлетворения непрерывно растущих запросов своих чад, те легко пренебрегают установленными правилами и нормами.
Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влияние мотивов и желаний чисто потребительского характера.
Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость родителей по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающее детей, оскорбляющие их человеческое достоинство. Результаты: возникновение у детей неприязни к родителям, выход детей из-под их влияния и контроля, поступки, совершаемые «назло» родителям, и, в конечном счете, устойчивые отклонения в поведении
.
С вышеперечисленными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей как воспитателей. Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности, то есть отсутствия контроля над тем, как дети используют свое свободное время, и над характером их дружеских связей.
Дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться об ее развитии и проявлении. Воспитание ребенка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя жизни своих детей, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь им в трудную минуту.
Ребенок, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию «полной свободы». Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения детей стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
Потребительский характер воспитания и самоограничение объема воспитательных обязанностей родители нередко сочетают со «слепой» защитой ими детей, что порождает у детей уверенность в полнейшей безнаказанности.
Как перечисленные, так и прочие недостатки семейного воспитания могут встречаться в различных сочетаниях.
Предварительный просмотр:
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ…
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Знаете ли вы, какой темперамент у вашего ребенка? Ведь в зависимости от этого вы можете помочь ребенку легче адаптироваться к окружающей его действительности, лучше учиться и общаться с другими детьми. Как ваш ребенок работает и как справляется с трудностями, какой путь при этом вытирает, сосредоточен ли, как реагирует на замечания, поступки других, что делает, адекватно ли ведет себя в привычных и сложных ситуациях?
Наблюдая даже за совсем маленькими детьми, можно определить их склонность к тому или иному темпераменту. Одни дети с рождения спокойны и могут часами возиться с игрушкой или книжкой, а другие и пяти минут не пробудут на одном месте. Медлительные флегматики более усидчивы, активные холерики – менее. И с этим приходится считаться.
Познакомившись с характеристиками типов темперамента, вы, наверное, легко узнаете своего ребенка. Но скорее всего, ваш ребенок соответствует сразу двум определениям. Это неудивительно. Чаще всего у человека сочетаются разные черты, хотя преобладает какой-нибудь один тип, имеющий свои положительные и отрицательные стороны. Есть определенная опасность развития нежелательных свойств темперамента: у флегматика – вялости, безучастности к окружающему; у холерика – несдержанности, резкости; у меланхолика – замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника – распыленности.
Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, смягчать отрицательные.
Сангвиник
Сильный, уравновешенный, подвижный. Быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, энергичный, легко преодолевает трудности и находит общий язык с окружающими, часто претендует на лидерство. Оптимист, однако поддается внушению, может попасть под нежелательное влияние. Если занятие ему нравится, он работает быстро и увлеченно. В противном случае относится к делу безразлично, становится скучным и вялым. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Воспитывая ребенка-сангвиника, приучайте его доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на то, как выполняются порученные дела. Не допускайте поверхностности и небрежности, чаще контролируйте поступки и действия ребенка. Для сангвиника важен общий успех, который может быть даже не связан с конкретным заданием. Если все складывается неплохо, он сравнительно легко переживает неудачи.
Вам придется проявлять строгость и требовательность, контролировать все его действия и поступки, потому что такие черты, как собранность и аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом. Ваша задача – научить ребенка доводить начатое дело до конца: привычка за все браться и ничего не завершать может стать отрицательной чертой его характера.
Флегматик
Внешне весьма инертен. Реагирует на все медленно, спокойно, не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям, его часто приходится поторапливать. В то же время в работе может быть весьма упорным, способен даже проявлять упрямство. Обладает чувством ответственности, быстро приучается к самодисциплине. Старается не проявлять своих эмоций. Такого ребенка трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все вокруг смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым, точно так же, когда речь идет о неприятностях. На лице его не прочтешь тех чувств, которые он испытывает. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, но с трудом переключает внимание с одного вида работы на другой, тяжело приспосабливается к новой обстановке. Флегматикам надо помочь стать постепенно чуть-чуть подвижнее и расторопнее. Следите, чтобы природная вялость и малоподвижный образ жизни не привел к лености. Доброжелательное отношение к такому ребенку родственников, родителей, учителей просто необходимы. Он может легко и безболезненно переносить неудачи, если уверен, что взрослые любят его по-прежнему, вне зависимости от результата. Не заставляйте ребенка делать несколько дел одновременно, так он не справится ни с одним. Ему важно, как, когда, в какой последовательности выполнять задания. Иначе может возникнуть нервозность. Воспитывая флегматика, не спешите, никогда не подгоняйте его. Иначе у малыша может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего, что связано со словом «быстро». Лучше создавайте ситуацию, когда ребенок сам попытается стать порасторопней (это могут быть, например, игры-соревнования). Не забывайте хвалить ребенка за малейшие успехи.
Такие дети обычно предпочитают спокойные занятия. Взрослым это удобно, а малышам вредно. Им необходимы гимнастика, подвижные игры.
Холерик
Отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив, несдержан. Склонен к резким сменам настроения, болезненно реагирует на замечания, может вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. При выполнении работы нетерпелив, стремится к лидерству, нередко бывает упрям, готов во что бы то ни стало отстаивать свою независимость. С трудом переносит бездействие, не любит выполнять однообразную работу. Если ваш ребенок холерик: быстрый, активный, подвижный, не стоит постоянно твердить ему: «Не бегай», «Посиди спокойно», читать нотации. Важнее найти с ним компромисс: ребенок легко возбуждается, очень обидчив, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае не наказывайте маленького холерика – окрики, шлепки только способствуют перевозбуждению. Говорите требовательно, но без угроз. Как это ни кажется странным, такой малыш нуждается в особом щадящем режиме. Направьте его энергию на полезные дела, исключите те ситуации, которые могут вызвать перевозбуждение, подберите ребенку такие занятия, которые учат сдержанности, сосредоточенности. Реакция вашего ребенка во многом зависит от того, в какой форме предъявляются требования: доброжелательно, спокойно, доверительно или грубо, резко, с раздражением, насмешливо. Последнее неприемлемо для малыша, он не воспримет подобные замечания.
Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех. Он улучшит настроение ребенка, и таким образом стимулирует преодоление трудностей.
Меланхолик
Медленно адаптируется к новым условиям, пассивен, сильно переживает неудачи и жизненные невзгоды, легко раним и обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Редко смеется во весь голос. Неуверен в себе, робок, быстро устает. Даже незначительные трудности способны лишить его уверенности.
Меланхолики нуждаются в особом внимании. С одной стороны, следует считаться с ранимостью их психики, с другой – надо помочь ребенку преодолеть возникающие на этой основе застенчивость, замкнутость, робость. Проявите терпение, развивая у ребенка смелость, находчивость, уверенность в себе, чаще хвалите. Меланхолики менее всего подготовлены к восприятию требования взрослых. Плохо адаптируясь к окружающей действительности, они в большинстве случаев охотно реагируют на те требования, которые совпадают с их интересами или привычками, поскольку их выполнение помогает таким детям выразить себя и утвердиться в собственных глазах. Замечания воспринимаются ими довольно скептически. Поэтому взрослым при общении с меланхоликами необходимо предварительно мотивировать свои требования, объяснять их значимость.
В воспитании ребенка-меланхолика важнее всего соблюдать принцип постепенности. Надо приучать его не бояться шума, спокойно общаться с новыми людьми. Не стоит лишний раз подчеркивать недостатки крохи – это может вызвать слезы, замкнутость, чувство тревоги.
Помогайте ребенку и всегда старайтесь учитывать особенности темперамента, превращая его недостатки в достоинства.
Предварительный просмотр:
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА ОТМЕЧАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ДОРОЖНАХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ДЕТЬМИ. ВЕДЬ ЗА ЛЕТО НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЧАСТИЧНО УТЕРЯННЫМИ.
Улица полна неожиданностей
Выберите время и пройдитесь с детьми по улицам, напоминая о том, что даже выходя из подъезда, следует посмотреть по сторонам, поскольку машины могут появиться и в тех местах, где их никто не ожидал увидеть. Покажите самые опасные перекрестки, напомните про существование светофоров, переходов и полос безопасности.
Малолетняя нянька
Если в семье несколько детей, то старшему ребенку предлагается роль няни и он должен заботиться не только о своей безопасности. Постарайтесь трезво оценить его возможности, чтобы груз ответственности не оказался слишком тяжелым. Серьезно и обстоятельно поговорите с детьми, чтобы у младшего не сложился неправильный стереотип поведения: «Ты за меня отвечаешь, а я буду вести себя, как захочу». Не забывайте, что услуги няни – это высокооплачиваемая тяжелая работа, поэтому старания старших детей должны обязательно поощряться не только морально, но и материально.
Правила поведения
Детям не следует носить ключи от дома на брелке, прикрепленном к одежде или к рюкзаку на видном месте, так как это является косвенным доказательством того, что ребенок остается дома один. Научите детей ни при каких обстоятельствах не верить заявлениям незнакомых людей типа: «Твоя мама попросила забрать тебя и отвезти к ней на работу». Даже со знакомыми взрослыми дети никуда не должны уходить без вашего разрешения. Ребенку необходимо усвоить: никому, даже очень симпатичной незнакомой тетеньке он не имеет права называть свой адрес, телефон или рассказывать про родственников, а также вести ее поить водой в квартиру, если «несчастной», по ее словам стало «плохо». Уверьте малыша в том, что вы не будете его ругать, если иногда он будет проявлять невежливость и не отвечать на вопросы незнакомых взрослых. Есть правила, не подлежащие обсуждению и пересмотру, а принятые младшими членами семьи к беспрекословному исполнению.
Предварительный просмотр:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИЛИ ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ?
Ваше чадо сидит за домашним заданием несколько часов кряду. То ли дурью мается, то ли действительно много уроков задали…
Заложники наших амбиций
Многие родители, пойдя на поводу у своих амбиций, отправляют детей в престижные лицеи, гимназии, классы с углубленным изучением отдельных дисциплин. Конечно, приятно осознавать, что твой малыш – будущая суперзвезда, но не стоит переоценивать уровень его умственных способностей. Может оказаться, что ученик просто «не потянет» перенасыщенную программу, учение превратится в мучение, а уроки действительно будут делаться нескончаемо долго.
Загрузка или отсидка?
Когда ребенок здоров и по своему развитию готов усваивать школьную программу, на подготовку к урокам (в зависимости от возраста) ему достаточно от 2 до 4 часто. Возможно, дети просто не могут сосредоточиться на уроках, особенно если после школы прошло совсем немного времени. По гигиеническим нормам между занятиями в школе и дома должно пройти не меньше 2-3 часов, и лучше на свежем воздухе. А мы, родители, чаще всего усаживаем детей делать домашнее задание в самое неподходящее время: либо сразу после школы, либо поздно вечером, чтобы контролировать занятия. С первых школьных дней приучите детей к тому, что домашнее задание требует такой же тишины и сосредоточенности, как и урок в школе. Уберите все лишние предметы с письменного стола, оставьте только необходимые книги и тетради и не позволяйте создавать шумовой или музыкальный фон. Бывает, что ребенку просто не объяснили, как, в какой последовательности выполнять домашнее задание. Поговорите с ним и вместе определите, с чего лучше начать, как удобнее выполнять заданное.
«Мамонты» живут среди нас
Не удивляйтесь, но еще есть дети, которые любят делать уроки. Им нравится сам процесс: аккуратно расчерченные чертежи, заполненные каллиграфическим почерком дневники и так далее. А некоторые всерьез увлекаются каким-то предметом, читают дополнительную литературу, долго размышляют. Этих надо оставить в покое. И тем не менее следите, чтобы ребенок все-таки бывал на свежем воздухе, а не только сидел у компьютера.
Предварительный просмотр:
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИГРУШЕЧНЫЙ ОТБОР
В давние времена детским игрушкам придавалось магическое значение. Дети Древнего Египта играли с куклами из дерева и ткани, стилизованными фигурками животных, а также сшитыми из кожи мячами. Из Китая до нас дошли глиняные домики, ручная мельница, плита и посуда для приготовления трапезы для кукол.
Глина, дерево, пластмасса
Игрушки, которыми играли дети в далеком прошлом, были из экологически чистых материалов - деревянные, глиняные. Эти материалы и теперь считаются самыми безопасными. А вот с куклами и машинками, изготовленными недавно, каждый раз нужно внимательно разбираться, чтобы радость от долгожданного подарка не была омрачена неприятностями: приступом аллергии от краски или отравлением.
Где взял, где взял? Купил!
Самое безопасное место покупки игрушек – специализированный магазин, где вся продукция, не важно, отечественная она или зарубежная, проходит проверку и имеет сертификат качества и гигиенический сертификат. Паспорт игрушки обязательно должен иметь указание, для какого возраста она предназначается, а также из каких материалов изготовлена.Требования, обеспечивающие защиту здоровья ребенка, устанавливаются ГОСТ 25779-90, полностью согласованным с европейской нормой EN-71.
Яркие краски, запах карамели
С конца 90-х годов в странах Европейского союза введен запрет на детские товары из поливинилхлорида (ПВХ), вызывающего заболевания печени, почек, иммунной системы, но его, к сожалению, по-прежнему широко применяют в Китае и Юго-Восточной Азии. Если кукла очень яркая и сладко пахнет карамелью, значит, она сделана из ПВХ, а в состав красок входят кадмий и свинец. Симптомы отравления ими – бледность, синева под глазами, тошнота, слабость, заторможенность. Если угрожающие признаки появились У ребенка после общения с игрушкой, то без промедления вызывайте «скорую». До ее приезда можно напоить малыша молоком и дать раствор английской соли. Новую куклу обязательно вымойте с мылом, чтобы смыть не только грязь, ко и краску, если она некачественная. Нестрашно, что игрушечная Мальвина будет иметь бледный вид, зато у ребенка щечки останутся розовыми.
Предварительный просмотр:
Какой ВЫ воспитатель? (тест для родителей).
- Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
- Сгоряча накажите ребенка
- Выясните, как произошла драка, и после определите меру наказания.
- Прежде всего переговорите с классным руководителем (воспитателем).
- Помогая вам при уборке, ребенок нечаянно что-то разбил. Ваша реакция?
- Самая первая- подзатыльник.
- Раздраженная фраза:«Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»
- Успокойте ребенка – ведь он это сделал неумышленно.
- Если вы наказали сына (дочь), а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
- Промолчите, чтобы не уронить авторитет.
- Извинитесь.
- Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
- Если ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы уставшая…
- Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»
- Отвечаете не думая, не серьезно, лишь бы ответить.
- Объясните, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
- Ребенок просит вас помочь ему в написании сочинения Как вы поступите?
- Напишите в черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
- Строго скажите: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
- Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
- «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок»,- просит сын или дочка. Что вы ответите?
- «Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени».
- «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
- «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то я куплю, но помни , что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
- Если вы все шесть раз выбрали ответ под буквой «С», значит вы неплохой воспитатель и психолог.
- Если «угадали» наполовину, - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения.
- Если еще меньше, - придется серьезно задуматься над своими методическими приемами (методами воспитания).
Азбука воспитания.
(советы родителям)
- Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и… не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
- Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов: «Ты всегда…», «Ты вообще…», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
- Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали?», «Какую отметку получил?». Лучше спросить его: «Что сегодня было интересного? Что нового узнал?».
- Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!».
- Когда вам хочется сказать ребенку: «Не ври, не лги», скажите лучше: «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
- Скоро ваш ребенок принесет отметки за четверть. Какими бы слабыми они вам ни показались, все-таки найдите, за что похвалить.
- Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
- Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит».
- Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен».
- Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
- Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, если даже вам кажется, что вы все должны знать о своем ребенке.
- Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме нескромные, на ваш взгляд, сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите, как ни в чем не бывало.
- Не бойтесь читать вслух даже самым старшим детям. Нет лучшего способа приохотить ребенка к книге.
- Побывав вместе с ребенком в кино, не ограничивайтесь замечанием: «Ничего, картину можно смотреть. Постарайтесь рассказать что-нибудь содержательное.
- Когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
- Никогда не дразните ребенка за то, что он чего-то боится. Не называйте его трусишкой. Относитесь к страхам спокойно. И тогда они скорее уйдут.
- Вместо совета сегодня – Новогоднее пожелание – Мир вашему дому. Пусть ваши дети приносят вам больше радости, и пусть будете вы им всегда в радость.
- Говорят, как пройдет первый день Нового года, так пройдет и весь год. Хвалите ребенка с утра до вечера.
- Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
- Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите и их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалость ребенка к себе, и к другим людям, родным или незнакомым.
- В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
- Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
- Никогда не попрекайте ребенка ни возрастом: « Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормили».
- Сейчас по телевидению показывают фильмы, в которых много насилия. Многие дети смотрят их. Это плохо. Может быть, если нет другого выхода, пожертвовать собственным интересом и выключить телевизор.
- Договаривайтесь с ребенком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше: «Сделай, сходи», не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
- Спросите у сына или дочери, какой школьный предмет они любят меньше других. И посоветуйте начинать делать уроки именно с этого предмета.
- Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
- Увидев на столе у сына раскрытую книгу вверх корешком, обратите его внимание на то, что надо листать книгу аккуратно.
- Хорошо, когда ребенок вовремя ложится спать. Но важно, чтобы он уснул в хорошем настроении, от этого будет зависеть его сон. Пусть ваш ребенок засыпает без скандалов и просыпается счастливым.
- Не упускайте случай подарить ребенку что-нибудь (интересную ручку, красивый листик, блокнот, тетрадь на пружинку). Детям это очень нравится.
- Радость воскресной прогулки с родителями может быть испорчена замечаниями на каждом шагу: «Ты как себя ведешь?», «Больше никогда не возьму тебя с собой». Постарайтесь сделать воскресный день выходным от замечаний.
- Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
- Уделите пять минут ребенку и побеседуйте с ним по технике безопасности дома, по пути в школу, на улице и на дорогах города. Особенно, сейчас праздники и каникулы: безопасность на горке, на льду, при катании на лыжах…
Как приучить ребенка к дисциплине.
Ограничения обязательны.
Правила, ограничения и запреты должны обязательно присутствовать в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и в любой ситуации избегать конфликтов.
В результате они идут на поводу собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Гибкость и немногочисленность запретов.
«Нельзя» не должно быть слишком много. Более того, система запретов и правил должна быть гибкой.
Это предостережет вас от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Не противоречьте важнейшим потребностям.
Родителям иногда досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост: все это и многое другое - проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.
Исследовать лужи можно, но только в высоких резиновых сапогах, играть в мяч не в помещении и подальше от окон, можно даже бросать камни в цель, но если организовать все так, чтобы никто и ничто при этом не
Пострадали.
Согласованность запретов и правил.
Бывает, что мама говорит одно, папа - другое, а бабушка с дедушкой – третье. Ребенок начинает настаивать на своем, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи лучше от этого не становятся. Даже если мама не согласна с мнением папы, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и прийти к общему мнению. Помните, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном случае ваш ребенок будет настаивать и вымогать.
Запрещайте дружеским тоном.
Произносите требования и запреты не повелительным, а дружеским, разъяснительным тоном. Любой запрет желаемого для ребенка труден, тем более, если произнести это сердитым, властным тоном.
На вопрос: «Почему нельзя?» не отвечайте: «Потому что я так сказала», «Нельзя и все!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Пусть объяснение будет коротким и произнесено один раз.
Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Вместо: «Не смей играть спичками!» лучше скажите: «Спичками не играют!». Вместо: «Перестань мучить кошку!» скажите: «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули!».
Как наказывать ребенка?
От недоразумений не застрахован никто, и однажды настает момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка. Пусть главным принципом наказаний будет: лучше лишать ребенка хорошего, чем делать ему плохое. Например, в вашей семье заведено, что по выходным мама печет пирог или все вместе идут на прогулку или в кино. Дети очень ценят такие традиции. Вы уделяете ребенку особое внимание, с вами интересно, конечно такие походы для них праздник. Однако если ребенок не послушался, совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это наказание ощутимо, но не оскорбительно.
А что бывает, когда взрослым всегда «некогда» и все воспитание состоит в требованиях, замечаниях и наказаниях в «минус»? тогда добиться дисциплины будет намного труднее.
Но самая страшное – опасность потерять контакт с ребенком: взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять.
Поэтому постарайтесь, чтобы у вас всегда был запас больших и малых праздников, занятий и совместных дел. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Только не угрожайте их отменой по мелочам.
Ведь в действительности наказание – это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологов это хорошо всем знакомое и известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что своим поступком он нарушил хорошие отношения с вами. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание либо напрасная трата энергии. Такое наказание не является воспитанием. Более того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так сурово наказывает.
Такие разные дети…
Типы темперамента.
Стр.209 книга «Воспитание внуков».
Предварительный просмотр:
МЕРЦАЮЩАЯ МАГИЯ ГОЛУБОГО ЭКРАНА
Конечно, телевизор играет в нашей жизни огромную роль. Но общение с «голубым экраном» для наших детей отнюдь не безопасно.
Вымышленный телемир
К психологу обратилась мама 7-летнего Антона с жалобами на странности в поведении сына. С года он смотрел телевизор, который почти не выключался и выполнял роль своеобразной няньки. К трем годам Антон отлично разбирался в событиях экранной жизни, но не интересовался ни игрушками, ни общением с другими детьми. В школе Антон заметно отставал от сверстников, демонстрируя плохую память, невнимательность. Ребенок продолжал жить вымышленном, «киношном» мире.
Кто сильнее, тот и прав!
Установлено, что в среднем на час телевизионного времени приходится пять сцен, изображающих насилие! Исследования показывают, что просмотр передач со сценами насилия провоцирует жестокость в поведении детей всех возрастов. Постоянно глядя на героев фильмов в боях и драках, дети привыкают к жестокости, она больше не вызывает у них неприятия. Порог чувствительности снижается, исчезает сострадание к слабым. Ведь в большинстве фильмов-боевиков силовое давление на «обидчика» является естественной формой мести для «героя», который всегда действует по принципу «побеждает сильнейший».
Опасное заблуждение
Наблюдая за тем, как супермены выходят живыми-невредимыи из огня, воды и разборок, ребенок может уверовать в то, что ничего страшного не случится, если отомстить своему обидчику, «небольно» ударить его. Понаблюдайте, как относятся подростки к случайно упавшему товарищу. Не так уж часто кто-то демонстрирует свое сочувствие, помогает встать. Обычно такие падения вызывают у окружающих лишь приступы смеха.
Что делать родителям?
Установите лимит времени, в течение которого ребенок может смотреть телевизор (не более 1,5-2 часов в день). Непременно и сами последите за своей привычкой часто включать телевизор. Не заменил ли он вам общение с домочадцами? Попробуйте по-другому проводить вечера: играйте с ребенком, выбирайтесь на прогулки всей семьей.
Предварительный просмотр:
ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ ВУНДЕРКИНДОВ
Оказывается быть одаренным не так-то просто. Таким детям скучно сидеть на уроках; учителям они нередко добавляют проблем: слишком много задают вопросов на темы, неинтересный другим детям. Поэтому одаренный ребенок нередко вызывает раздражение как у учителей, так и у одноклассников.
Наш пострел везде поспел
Родители одаренных детей часто оказываются перед дилеммой: ускорять обучение ребенка (то есть переводить его на класс старше) или оставлять в прежнем коллективе? И тот и другой путь имеет свои недостатки. Оставшись в прежнем окружении, ребенок может заскучать и утратить интерес к учебе вообще. Он привыкает, что все дается ему легко, поэтому бывает не готов к встрече с жизненными трудностями, для преодоления которых необходимы не только талант, но и упорный, кропотливый труд. Если переводить ребенка на класс-другой старше, можно столкнуться с психологической неготовностью ребенка «вписаться» в коллектив детей существенно старше его. В этом случае есть большой риск приобретения множества комплексов.
Талантов много, а успехов мало
Надо заметить, что одаренные дети не всегда хорошо учатся. Если ребенка нельзя назвать целеустремленным и усидчивым, быстрые успехи только усилят природную лень. Ощущение своей «особенности» может породить сильно завышенные ожидания от других по отношению к собственной персоне, идущие в разрез с реальными достижениями ребенка. В результате одаренный ребенок превращается в «трудного» подростка, обиженного на взрослых, которые его не понимают и не ценят. Поэтому обратите внимание на то, чтобы ребенок был загружен, умел трудиться.
Сочетание всех факторов
Очень часто у одаренных детей не развито умение общаться со сверстниками. Стоит всячески поощрять участие ребенка в командных играх, а также совместные занятия с другими детьми, особенно помощь им. Немаловажный фактор – состояние здоровья одаренных детей. Они болеют чаще сверстников. И только сочетание всех факторов развития станет залогом успехов «молодого гения».
Предварительный просмотр:
ВЕЧНЫЙ КАПРИЗУЛЯ, НЫТИК И БРЮЗГА
Бывают дети, которые постоянно выражают недовольство. Капризы становятся для них способом общения. Родители постоянно ждут, что ребенок вот-вот начнет капризничать, раздражаются и заранее «занимают оборону».
Кто кого переупрямит
Лучший способ бороться с капризами – показать малышу, что подобное поведение ни к чему не приведет и желаемого (игрушки, лакомства, развлечений) он не добьется. Если малыш просто кричит или ноет без объяснения причины, вы можете честно признаться, что не понимаете его. Посоветуйте ему говорить нормальным тоном. Чем громче кричит ребенок, тем тише должны говорить взрослые.
Сначала выясним причину
Если малыш здоров и причин выражать недовольство, на ваш взгляд, не существует, постарайтесь определить, чем вызвана нервная реакция. Между прочим, тип поведения ребенка в известной степени зависит от его пола. Маленькие девочки чаще выражают недовольство нытьем и слезами, но уступчивы, в то время как мальчики, начав что-то требовать, твердо стоят на своем Одной из наиболее частых причин детских капризов может быть родительский стресс. Взрослые постоянно куда-то спешат, стараясь как можно больше успеть. А дети вынуждены существовать с ними в одном темпе. Возможно, капризы – это форма протеста ребенка против жизни в состоянии постоянного напряжения.
Сделайте выбор сами
Родители бывают так сильно заняты, что не могут уделять детям достаточно внимания. Терзаясь чувством вины, они готовы удовлетворить любое их пожелание, хотя в глубине души понимают, что это далеко не лучший выход из положения. Чтобы у ребенка не возникла ощущения вседозволенности, ведите себя последовательно. Если вы что-то однажды разрешили ребенку, то старайтесь не изменять своему слову. Не стоит каждый день устраивать дискуссию на тему, можно ли есть шоколад перед обедом. Родители должны понимать, что маленький ребенок еще не умеет принимать самостоятельные решения. Поэтому взрослые должны сами определять правила повседневного общения, но так, чтобы у малыша не сложилось ощущения, что у него отняли свободу выбора.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ
«КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?»
1.Какие книги читает ваш ребенок? Перечислите некоторые из них.
2.Назовите книгу, которую вы сами прочитали в последний раз?
3.Когда это было?
а) на днях,
б) неделю назад,
в) месяц назад,
г) не помню.
4.Какие журналы, газеты читает ваш ребенок? Перечислите.
5.Вы их: а) выписываете на почте,
б) берете в библиотеке,
в) покупаете,
г) берете у знакомых.
6.Какие журналы и газеты читаете вы сами? Перечислите.
7.Какие телепередачи смотрит ваш ребенок? Перечислите.
8.Какие телепередачи предпочитаете смотреть вы сами? Перечислите их.
9.Какие кинофильмы, мультфильмы смотрит ваш ребенок? Перечислите их.
10.Какие фильмы, сериалы…смотрите вы сами? Перечислите некоторые из них.
11.Какие телепередачи вы смотрите вместе с ребенком?
12.Какие фильмы вы смотрите вместе с ребенком? Перечислите некоторые из них.
13.Обсуждаете ли вы их содержание с ребенком?
14.Ходите ли вы вместе с ребенком в кино, в цирк, на концерт?
15.Как часто? (часто, редко, не хожу).
16.Когда это было в последний раз? Какое мероприятие это было?
17.Чем еще вы занимаетесь в свободное время?