Обобщение и распространение опыта работы
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_mo.docx | 29.21 КБ |
vystuplenie_na_ekologicheskom_forume.docx | 25.06 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2023.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей (МДОАУ д/с «Солнышко»)
Сообщение на методическом объединение ДОУ
Тема: «Методы и приемы реализации основных этапов ознакомления дошкольников с предметным миром: краткая характеристика, примеры возможных ситуаций использования.»
Подготовила: методист Стробыкина Т.М.
Выступила: воспитатель Шапиева Э.Б.
гр. «Фантазеры»
Пыть-ях
2019 г.
I.Занятия первичного ознакомления детей с предметами и явлениями.
Они часто проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, и организованных НОД.
Используются методы демонстрации, рассматривания, наблюдения.
У детей формируется целостное представление о предметах и явлениях, речь обогащается словами-названиями предметов, их основных частей, функций.
Основным методом ознакомления детей раннего возраста с предметами окружающего мира является наблюдение. Способность наблюдать у детей данного возраста только начинает формироваться и выражается в легко возникающих ориентировочных реакциях, кратковременном рассматривании. Дети замечают новое в знакомой обстановке (игрушки, одежда), но быстро переключаются, отвлекаются. Постепенно у детей развивается умение воспроизводить по памяти увиденное путем отсроченного подражания. Воспитатель должен направлять внимание ребенка, чтобы наблюдение приобретало устойчивый характер, чтобы зрительные впечатления надолго оставались в памяти ребенка и оживлялись при вопросах взрослого или находили свое отражение в игре. Вопросы надо задавать детям не только во время наблюдения, но и после него: что ты видел сегодня на прогулке? Как лаяла собачка? Так детей приучают перечислять увиденное, что способствует пополнению их словаря.
Самыми распространенными занятиями с детьми раннего возраста являются игры-занятия с игрушками. Для них используются крупные, яркие игрушки, с которыми дети раньше в группе не играли, чтобы вызвать интерес детей: машинки, куклы с набором посуды, мебели, одежды, животные. В процессе игры воспитатель проговаривает последовательность действий, названия частей игрушек, их свойства, качества. Дети выполняют игровые действия (укладывают куклу спать, нагружают кубики в машину), у них расширяется словарный запас за счет слов, обозначающих действия, признаки, состояния (глаголы, прилагательные, наречия).
На занятиях с игрушками воспитатель должен использовать приемы, активизирующие речь детей:
- сюрпризный момент (Кто там стучит? Кто к нам в гости пришел? Кто спрятался в корзинке?);
- усложняя рассказ об игрушках, каждый раз следует менять имена персонажей, клички животных, это привлекает внимание детей; в рассказы об одних и тех же игрушках необходимо добавлять новые детали и подробности;
- использование литературных текстов (потешек, считалок, стихов об игрушках);
- разнообразные по форме и содержанию вопросы: какие уши у зайчика? Что делает зайчик? Почему зайчик веселый?
С игрушками проводятся также разнообразные дидактические игры. Например, «Большие и маленькие», «Кому что нужно?», «Угадай, что изменилось?», «Кто где живет?», «Мамы и детки» и др.
(Пример – открытый просмотр НОД В.В. Лукашовой)
Итак, основной метод при первичном ознакомлении с предметами окружающего мира является наблюдение: рассматривание, обследование.
Приемы:
- непосредственный показ предметов воспитателем.
- Словесные объяснения.
- Руководство познавательной и речевой деятельностью осуществляется через указания, вопросы к детям.
- Помощь воспитателя.
- Упражнения, активные действия с предметом.
- Игровые приемы.
II. Занятия по углублению знаний о предметах и явлениях.
На них детей знакомят с основными признаками предметов и явлений (свойствами и качествами), учат сравнивать предметы между собой, находить черты сходства и отличия. Словарь детей расширяется за счет качественных прилагательных, глаголов, обозначающих свойства предметов (рвется, размокает, мнется, тонет).
Итак, среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Часто определенные качества обусловливают свойства предметов. Например, если кораблик сделан из тонкой, мягкой бумаги, то он быстро размокнет и утонет. Свойства и качества предметов определяют их функции и назначение. Материал, из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.
- С какого возраста дети начинают воспринимать качества предметов?
Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.
В исследовании Е.С. Слепович отмечается, что в речи детей сначала появляются прилагательные, характеризующие предмет на основе восприятия (зрительного, ощупывания и т.д.), затем на основе изображения (картинки). Это прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, материал. В дальнейшем дети описывают предметы по представлению и часто заменяют прилагательные местоимениями (всякий, разный).
Н.П.Сакулина выделяет в своих исследованиях две группы детей по особенностям восприятия и описания предметов: одни дети воспринимают те признаки, которые хорошо видны в данный момент, подбирают к ним точные определения; другие дети называют не только те признаки, которые видят в данный момент, но и привлекают свой опыт, употребляют много сравнений (ручка белая, а бывает разноцветная).
Познавательная деятельность детей опирается на практическую деятельность, поэтому для углубления знаний детей о предметах и явлениях необходимо на занятиях организовать активные действия с предметами. Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием. На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).
Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.
В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки. Важна последовательность сравнения: сначала предметы сравнивают в целом по цвету, форме, величине, назначению; затем вычленяют сходные и различные признаки и на основе этого делают обобщение об особенностях каждого из предметов. Обобщение знаний детей о свойствах и качествах предметов происходит на занятиях, где дети рассматривают определенный материал (дерево, стекло, пластмасса). Для таких занятий подбираются разнообразные предметы из одного материала, основной метод – организация элементарной поисковой деятельности детей.
Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:
- использование раздаточного материала;
- сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;
- вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;
- включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток (результативная деятельность);
- использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов («Кто больше увидит и назовет», «Кто самый внимательный», «Найди и принеси»);
- составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.
III. Занятия по обобщению знаний о предметах и явлениях проводятся во всех возрастных группах.
Они направлены на систематизацию представлений детей об окружающем мире. Дети учатся обобщать предметы в группы, выстраивать последовательность явлений, определять существенные признаки на основе обобщения. Лексикон дошкольников пополняется словами с обобщающим смыслом (овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт и др.).
Обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной активной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия (группы предметов). Выделяют видовые и родовые обобщения.
Видовые понятия, это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.
Родовые понятия – предметы разных видов, но объединенные одним назначением (мебель, посуда, транспорт и т.д.)
Выделяют также внутриродовые и внутривидовые понятия, делящиеся на подгруппы. Например, животные – дикие и домашние, транспорт – грузовой и пассажирский. Разделение на подгруппы зависит от признаков, лежащих в основе деления. Например, по признаку сезонности одежда может быть зимняя, летняя и демисезонная, по половому признаку – женская и мужская. Овладение детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением развивает словесно-логическое мышление, стимулирует умственные операции анализа, сравнения, обобщения.
Способность обобщения начинает формироваться у детей на втором году жизни. Это основное свойство, характеризующее речевую деятельность. Л.С. Выготский подчеркивал, что слово всегда относится не к одному предмету, а к целой группе предметов. Всякое слово уже обобщает, а значение слова – это и есть обобщение. Детям раннего возраста свойственно наглядное обобщение, т.е. группировка предметов по наиболее ярким внешним признакам, которые не всегда являются существенными для обобщения – например по цвету. Ребенок на просьбу «Покажи флажок» будет показывать на предметы красного цвета, так как флажок был красный. Процесс обобщения в раннем возрасте во многом зависит от способа познания. Сначала познание ребенка идет от предмета к слову. С трех лет начинает складываться обратный процесс: от слова к предмету.
Первые признаки обобщения проявляются у детей в том, что слово ассоциируется не с одним предметом, а начинает обозначать все предметы данной категории, несмотря на различия по цвету, форме, величине, расположению. Дети узнают и называют правильно предметы в виде модели, картинки, игрушки. Умение узнавать предмет по картинке – одна из сторон обобщения. Замечено, что при показе картинок ребенка легче побудить к речевым ответам, чем при показе предмета или игрушки, с которыми ребенку хочется поиграть, и он легко отвлекается.
Л.П. Федоренко, исследуя проблему формирования обобщающих понятий у дошкольников, выделяет четыре степени обобщения.
Нулевая степень обобщения присуща детям раннего возраста. Для них каждое слово обозначает только один предмет, тот, который чаще всего видит ребенок. Например, на вопрос «Где часы?» ребенок показывает часы, которые висят в его комнате на стене и не замечает будильника на столе, не связывает слово «часы» с наручными часами. По мере расширения личного опыта ребенка, ознакомления его с разнообразными предметами происходит отделение слова от конкретной ситуации.
Первая степень обобщения характерна для детей младшего дошкольного возраста. Дети могут называть одним словом группу однородных предметов, при этом выделяя отличительные признаки каждого из предметов. Например, чашка есть большая и маленькая, бывает красная или белая, есть мамина чашка с цветочками и др. Постепенно дети учатся выделять и общие признаки у группы предметов и объединять предметы в группы.
Вторая степень обобщения начинает формироваться у детей с 4 лет. Дети учатся обобщать предметы быта, с которыми сталкиваются каждый день и о признаках которых у них накоплено достаточно знаний. Это такие группы, как мебель, посуда, одежда, игрушки. Однако не всегда в качестве обобщающих признаков дети выделяют существенные. Так, например, дошкольники говорят, что мебель – это все, что стоит в комнате.
Третьей степенью обобщения дети начинают овладевать к 5-6 годам. У дошкольников развивается умение сравнивать группы предметов между собой, сопоставлять понятия, выделять общие и существенные признаки. Дети могут объединять видовые понятия в родовые. Например, рыбы, птицы, звери, насекомые – это животные. Овладевают умением классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам.
К концу старшего дошкольного возраста начинает проявляться четвертая степень обобщения, которая формируется в школьном возрасте. Дети понимают и правильно употребляют в речи абстрактные понятия (слово, звук, число, множество).
Таким образом, формирование обобщающих понятий в речи детей проходит постепенно и нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого.
Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с предметами ближайшего окружения через игры с игрушками. Ряд игр с дидактической куклой, рекомендованных Е.И. Тихеевой, способствует усвоению детьми основных признаков посуды, мебели, одежды. Это такие игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Кукла переезжает на новую квартиру» и др. Часто признаками для обобщения являются функции предметов, их назначение, хотя дети больше обращают внимание на внешние признаки (цвет, форма, величина). Необходимо при каждом рассматривании и сравнении предметов задавать детям обобщающие вопросы, типа: «Как назвать все эти предметы одним словом? Как называется эта группа предметов?». Педагог должен сам акцентировать внимание детей на словах, обозначающих группы предметов: «Это – игрушка. Она называется мяч, она нужна для игры».
Для закрепления знаний детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. Например, «Помоги Маше»: предложить детям помочь кукле Маше навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую – одежду. Часто такие игры проводятся с картинками, например «Найди пару».
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию обобщающих понятий идет в двух направлениях: увеличивается количество групп предметов для обобщения (овощи, фрукты, транспорт и др.); дифференцируются понятия, усвоенные ранее (разные подгруппы одежды, посуды, мебели).
Для развития у детей умственных операций анализа, сравнения, обобщения при рассматривании группы в ряд однородных предметов включают предмет из другой группы, близкой по каким-либо внешним признакам. Например, роза, мак, ромашка, бабочка. Дети должны научиться отличать предметы из разных групп, близкие по внешним признакам. Важно на занятиях создавать для детей проблемную ситуацию, в которой необходимо разделить или объединить предметы по группам. Например, отобрать товары для игры в магазин «Овощи – фрукты».
С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др. Активизировать слова, обозначающие обобщающие понятия, можно в речевых упражнениях типа: «Скажи по-другому», «Назови двумя словами», «Придумай три слова» (детям предлагают придумать три слова на разные группы предметов – три цветка, три птицы, три названия транспорта и др.).
В старшей возрастной группе дети учатся соотносить видовые и родовые понятия, продолжается работа по делению предметов на подгруппы по разным признакам. Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа. В беседах используется наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.
Для отображения отношений между родовидовыми классами вещей Л. Венгер предлагает использовать в качестве модели круги Эйлера. Эта форма пространственной модели разработана в логике – науке о законах правильного мышления. В ней более общее родовое понятие изображается большим кругом, а частные видовые понятия – находящимися внутри него маленькими кругами.
Такая модель передает одновременно различные отношения между родовым и видовым понятием:
- род всегда имеет больший объем (т.е. охватывает большее количество объектов), чем входящие в него виды;
- один род может включать много отдельных видов;
- каждый вид имеет особые признаки, отличающие его от других видов того же рода.
Для упражнения детей в различении и назывании понятий проводятся игры без опоры на наглядный материал. Это могут быть игры с мячом типа «Съедобное – несъедобное». Активно используются настольно-печатные игры, в которые дети могут играть самостоятельно, например «Лото», «Домино» и др.
И так Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа.
Приемы:
- наглядность;
- игры без опоры на наглядный материал;
- моделирование (использование моделей, схем);
- разные приемы работы с загадками (отгадывание готовой загадки, объяснение отгадки, придумывание загадок о предметах различающихся и близких по внешнему виду, загадки – присказки отгадкой является последнее слово четверостишия, умышлено не досказанное: я маленькая птичка, зовут меня … синичка., Зимою она то как пух, то тверда, а летом ее называют …вода., Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все ……..солнце. И т.д.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Доклад
«Эко-волонтеры» - «Лучик добра»
Подготовили:
Ширяева Светлана Муллагалеевна
Шапиева Элина Болатбиевна
Пыть-Ях, 2024
Тема нашего выступления «Эко – волонтеры России» - «Лучик Добра». В сентябре 2023 года нами был разработан проект «Лучик Добра» и создан волонтерский отряд в состав которого вошли воспитанники и воспитатели группы «Ягодки» МДОАУ д/с «Солнышко». Данный проект охватывает не только духовно-нравственное воспитание, но и экологическое воспитание.
И как сказал Владимир Сухомлинский «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
Экологическое воспитание является отличным помощником в развитии творческих способностей дошкольников, ведь именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный (1 года)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Рассчитан он на 1год. Участниками проекта являются дети группы «Ягодки», родители, педагоги. Были определены цель и задачи проекта. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и итоговый
Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на реализацию индивидуальных запросов, обучающихся через участие в социально значимых экологических акциях.
Задачи проекта:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, родителей воспитанников детского сада;
2. Сформировать навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательных отношений;
3. Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
4. Способствовать развитию творческих способностей, умения созерцать красоту природы и наслаждаться ею;
5. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Сейчас мы представим вам работу волонтерского отряда
1. Уход за комнатными растениями в зимнем саду
Цель: формировать и закреплять трудовые навыки в уходе за растениями воспитывать трудолюбие и бережно отношение
У детей появился устойчивый интерес к труду, желание трудиться. Основными достижениями детей стали трудовые умения: дети научились поливать растения, рыхлить землю, убирать с листочков пыль, бережно относится к комнатным растениям.
2. Акция «Добрые крышечки»
Цель: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
Наша группа «Ягодки» принимает активное участие. Мы с детьми собираем любые чистые крышечки от пищевых напитков и пластиковых бутылках и картонных упаковках и другие крышечки. Такого родам акции призывают ребят к экологической культуре к бережному отношению к экологии и к раздельному сбору мусора, к развитие духовно- нравственных качеств.
А также мы уверенны, что все вместе сможем оказать помощь и внести вклад в сохранение окружающей среды в России.
3. Волонтерская экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ежика»
Цель: привлечь внимание обучающихся к проблеме загрязнения окружающей среды.
Участие в данный акции принимает любой, у кого есть использованные батарейки, положив их в специальный контейнер. Все собранные батарейки будут сданы на утилизацию.
В ходе проведения акции мы, воспитатели, рассказали детям о пользе батареек в быту, о правилах утилизации и возможным вреде для природы.
4. Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Цель работы: привлечение внимания детей и взрослых к заботе о зимующих птицах.
На протяжении всех дней, пока проходила данная акция мы вместе с ребятами музицировали на тему «Пение птиц», рисовали на тему «Птицы Югры», лепили из пластилина «Наши любимые птицы», делали поделки из бросового и природного материала заготавливали корм и на прогулке кормили птиц.
5. Акция «Вода- источник жизни»
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
При реализации данной акции мы применяли разнообразные методы и приемы работы, такие как наблюдения, беседы, исследовательскую деятельность. Данная работа получила продолжение в экспериментах, в которых принимали активное участие родители. Изготавливали буклеты, раздавали листовки, организовали коллективную работу с детьми на тему: «Вода-источник жизни».
6. Акция «Огород на подоконнике»
Цель: воспитание бережного отношения к растениям, расширять представление о жизни растений.
В процессе реализации акции «Огород на подоконнике» совместно с детьми в группе оформлен огород на подоконнике, проведена исследовательская деятельность по выращиванию растений, рассмотрены иллюстрации, а также прочитаны произведения художественной литературы.
7. Участие воспитанников в конкурсе костюмов из бросового
материала «Семейная мода 2024».
Цель: укрепление семейных ценностей и традиций, привлечение внимание воспитанников к возникновению экологических проблем, повышение экологический культуры.
Особый всплеск творческой инициативы у детей и их родителей возник в процессе реализации акции «Семейная мода - 2024». Дети
совместно с родителями дали новую жизнь вторичному сырью - изготовили костюмы и представили их на конкурсе.
8. Акция «Берегите лес»
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого.
В ходе данной акции мы с ребятами посадили вокруг детского сада саженцы деревьев. Ребята стали серьезно относиться к миссии защитников природы, начали рассказывать родителям о поведении в природе, о необходимости соблюдать чистоту и порядок на Земле. Заметно увеличился интерес к чтению познавательной литературы о растениях.
9. Акция «сНежный пёс»
Цель: формирование у детей ответственного отношения к животным, содействие в поиске животным новых владельцев.
В процессе реализации акции «сНежный пёс»
ребята рисовали, лепили, конструировали из бумаги, делали аппликации. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мой любимый питомец», изготовлен альбом, а также состоялась экскурсия в благотворительный фонд «Ушастик, живи» где дети увидели своими глазами бездомных животных, и как за ними ухаживают волонтеры города. И мы - маленькие волонтеры не пришли с пустыми руками, вместе с родителями собрали корм и угостили братьев наших меньших.
10. Экологический марафон «Моя Юрга – моя планета»
Цель: формирование экологический культуры среди подрастающей поколении в города Пыть-Ях в рамках экологического детского фестиваля «Экодетсво» планета»
11. Акция по распространению листовок среди родителей «Будем беречь природу»
Цель: привлечь внимание родителей к проблемам к загрязнения окружающей среды.
Глубокий след в душе детей оставила акция «Берегите лес», в ходе реализации которой у детей расширились представления о лесе, его значении для жизни всего живого, сформировалась культура поведения в лесу. Совместно с родителями расклеивали листовки.
12. «Волонтеры - добрые помощники защите окружающий среды и природы»
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. А полученные в детстве впечатления от родной природы очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь, часто влияют на отношение человека к природе
Заключение:
С целью формирования у дошкольников системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развития внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитания природолюбия, нами было принято решение разработать и реализовать «Эко – волонтеры России», «Лучик Добра» долгосрочный проект на 1 год.
Так как одной их самых эффективных и результативных методов работы с детьми, на наш взгляд, является проектная деятельность, а объем предстоящей работы был очень обширным, нами было принято решение реализовывать работу посредством акций.
В проекте мы достигли определённых результатов: дети многое узнали - нужно бережно относиться к природе, научили своих родителей не разбрасывать мусор в лесу, не повреждать зеленные насаждения, приобщили их к высадки красочных клумб на территории детского сада.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта в течение учебного года было отмечено:
- повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
- развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения;
- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе реализации проекта.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ «Солнышко»)
Отчет по самообразованию
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством чтения художественный литературы».
Подготовила воспитатель:
Шапиева Элина Болатбиевна
г. Пыть-Ях,2023г.
Тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством чтения художественный литературы».
Актуальность: Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности через изучение аспектов духовно нравственной воспитании.
Задачи самообразования:
- изучить и проанализировать научную литературу, современные технологии по теме самообразования;
- подобрать художественную литературу, народный фольклор и др.
художественные произведения способствующие духовно-нравственному воспитанию детей и составить каталог;
- определить эффективность использования художественной литературы для развития духовно - нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Для работы по программе составлено годовое перспективное планирование:
1. Перспективное планирование младший возраст.
Мониторинг сформированности нравственных качеств детей посредством сказки
критерии уровеня сформированности нравственных качеств детей:
- отношение к взрослым с добротой и заботой;
- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- употребление в речи вежливых слов;
- отрицательное отношение к грубости, жадности;
- оказание помощь другим детям, умение радоваться чужим успехам.
Отношение к взрослым с добротой и заботой.
Для оценки данного критерия воспитатель просит что-то найти, принести или показать. Поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простым являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребёнка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку.
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребёнок не хочет выполнять просьбу воспитателя, задание не приносит ему удовольствия. Малыш отказывается и не реагирует на просьбу взрослого.
Средний уровень – ребёнок выполняет просьбу воспитателя, но делает это без удовольствия, возможно с помощью воспитателя.
Высокий уровень – ребёнок с удовольствием выполняет задание, самостоятельно, предлагая свою помощь и заботу ещё раз.
Доброжелательное взаимоотношение со сверстниками.
Определить уровень сформированности этого критерия можно в совместной игре нескольких детей. Например, катание мяча друг другу. Или игра одной игрушкой несколькими детьми.
Критерии оценки:
Низкий уровень – не идёт на контакт со сверстниками, не любит играть в подгруппе, не делится игрушками.
Средний уровень - может играть со сверстниками, но под руководством воспитателя и неохотно.
Высокий уровень – охотно играет со сверстниками, с удовольствием делится игрушками.
Употребление в речи вежливых слов.
Методом наблюдения воспитатель определяет уровень сформированности данного критерия. Во время утреннего приёма, во время ухода детей (здравствуйте, до свидания). После завтрака, обеда, полдника и ужина (спасибо). Можно играть в сюжетно-ролевую игру: «Кукла в гости к нам пришла» с целью выявления употребления вежливых слов.
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребёнок очень редко употребляет в речи вежливые слова или не реагирует на просьбу воспитателя сказать их.
Средний уровень – ребёнок употребляет вежливые слова не всегда, иногда с подсказкой воспитателя или взрослого.
Высокий уровень – ребёнок всегда употребляет вежливые слова, говорит их уместно и с удовольствием.
Отрицательное отношение к грубости, жадности.
Для выявления уровня сформированности данного критерия можно использовалась беседу по сюжетным иллюстрациям, где изображены дети или сказочные персонажи, проявляющие грубость или жадность. Например, иллюстрации к сказке «Заячья избушка». Затем спросить ребёнка: что хорошо, а что плохо в этой ситуации? Кто повёл себя неправильно?
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить даже элементарно, не может показать, кто ведёт себя неправильно.
Средний уровень – иногда путается в ответах, но с помощью воспитателя даёт правильный ответ.
Высокий уровень – проявляет отрицательное отношение к герою, который ведёт себя неправильно, делает это без затруднения.
Оказывает помощь, умеет радоваться успехам.
Ребёнку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться. Например, куклы бегают друг за другом, или мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мяч и ищет его, а затем, кукла нашла мяч, мишку угостили мёдом. Показ обязательно должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им: пожалеть мишку (как мама жалеет их), помочь кукле найти мячик пр. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми словами ребёнок может передать свои впечатления от увиденного.
Критерии оценки:
Низкий уровень - ребёнок не реагирует на ситуацию, не оказывает помощи даже по просьбе воспитателя, не проявляет эмоций, связанных с радостью успеха.
Средний уровень – ребёнок реагирует на ситуацию по просьбе воспитателя, с помощью наводящих вопросов оказывает помощь. Проявляет радость успеха.
Высокий уровень – ребёнок сразу проявляет помощь игрушке, радуется успеху.
Составлена список консультации для родителей.
-Проведение консультаций «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка-основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»
-Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки).
-Выставка детских рисунков по сказка
Перспектива:
По окончанию изучения темы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством чтения художественный литературы» все запланированные результаты получены.
В результате проделанной работы дети нашей группы усвоили добродетели, стали более направлены и открыты добру. У них продолжается формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, и отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. У малышей начала формируется потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).
Изучение методической литературы по теме:
- ФГОС ДО
- Программа «Детство»
- О. В. Бережнов. Сборник научно-методических статей. Орел- 2015г.
- И. Ильин. «Духовный мир сказки»
- Зинкевич-Евстегнеева. «Практикум по сказкотерапии»
- Э.И. Иванова. «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей Просвещение- 2001г.
- Ланчева-Репьева. «Иное царство русских сказок».
- И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;
- Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
- О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
- Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
- О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
- Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год.
- М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. ТЦ Сфера, 2003г.
- Интернет-ресурсы.