Медсестра в ДОУ.

Мурсалимова Наталия Викторовна

Функциональные обязанности медсестры   в ДОУ определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".

 Функциональные обязанности медицинских работников ДОУ

 1

2

Вид деятельности

Частота наблюдения (контроля)

медсестра

1

3

Первичная профилактика

 

  • Контроль санитарно­гигиенических условий в учреждении
  • Контроль и оказание методической помощи в организации воспитательно-образовательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий)
  • Постоянно
  • Один раз в месяц
 

 

  • Контроль состояния фактического питания и анализ качества питания
  • Контроль выполнения натуральных норм
  • Контроль санитарно­гигиенического состояния пищеблока
  • Участие в составлении меню
  • Бракераж готовой продукции
  • Постоянно
  • То же
  • –"–
  • –"–
  • –"–

Физическое воспитание

 

  • Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой
  • Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей
  • Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий
  • Два раза в год
  • Один раз в месяц

Гигиеническое воспитание в детском коллективе

 

  • Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа
  • Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.
  • Контроль гигиенического воспитания
  • Один раз в месяц
  • То же
  • Постоянно

Иммунопрофилактика

 

  • Планирование и анализ вакцинации
  • Контроль состояния здоровья после прививки, регистрации местной и общей реакции на прививку
  • По плану вакцинации постоянно

 

Мероприятия по обеспечению адаптации к ДОУ

 

  • Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом)
  • Контроль течения адаптации и проведение медико-­педагогической коррекции
  • Проведение медико-­педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению
  • Постоянно
  • Постоянно
  • Постоянно

 

 

 

 

Диспансеризация

 

  • Проведение профилактических медицинских осмотров
  • Проведение (совместно с педагогом) скрининг­тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья
  • Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения
  • Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль их выполнения в образовательном учреждении и детской поликлинике
  • Один раз в год
  • То же
  • -"–
  • Постоянно


Медицинская документация ДОУ

 

 

Индекс дела

Наименование дела

Срок хранения документа

Примечание

1

2

3

4

06­01

Копия лицензии на медицинскую деятельность обслуживающей детской поликлиники

На период действия

06­02

Медицинские карты воспитанников (форма № 026у)

В течение пребывания ребенка в детском саду

Выдается родителям (законным представителям) при выбытии ребенка (в школу, другое учреждение)

06­03

Карты профилактических прививок в детской поликлинике (форма № 063у)

То же

То же

06­05

План проведения и Журнал учета проведения профилактических прививок и туберкулинодиагностики

3 года

06­07

Журнал контроля санитарного состояния помещений

3 года

06­08

Журнал учета посещаемости детей

1 год

06­09

Диспансерный журнал (форма № 030­у)

1 год

06­10

Журнал учета движения детей по группам здоровья

3 года

06­11

Журнал дегельминтизации

1 год

06­12

Журнал осмотра детей на педикулез и кожные заболевания

1 год

06­14

Журнал учета заболеваемости

3 года

06­15

Журнал регистрации инфекционных заболеваний (форма
№ 060у)

3 года

06­16

Карантинный журнал

1 год

06­17

Журнал регистрации прохождения медицинских осмотров и гигиенической аттестации сотрудников

Постоянно

06­21

Журнал учета проведения профилактических мероприятий в медицинском кабинете

Постоянно

06­22

Накопительная ведомость расхода продуктов питания

1 год

06­23

Журнал бракеража сырой продукции

1 год

06­24

Журнал бракеража готовой пищи

1 год

06­25

Журнал здоровья (работников пищеблока)

1 год

 

 

 

Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской

картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие­-то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.

Задача медсестры детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение

рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с

помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне

в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.

Задача медсестры ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами

здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада

составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.

Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы

закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне­зимне­весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.

Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года

 

Закаливающие 
мероприятия

Время проведения, группа

Осень

Зима

Весна

Лето

Утренний прием детей на воздухе

Все группы

Все группы

Утренняя гимнастика на воздухе

 старшая, подготовительная

средняя, старшая, подготовительная

Все группы

Физкультурные занятия на воздухе

 средняя, старшая, подготовительная

 средняя, старшая, подготовительная

Все группы

Сон при открытых форточках

Все группы

Все группы

Все группы

Занятия физкультурой в носках

Средняя, старшая, подготовительная

  средняя, старшая, подготовительная

Все группы

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна

Все группы

Все группы

Все группы

Все группы

 Корригирующая ходьба по массажным дорожкам

 

Все группыВсе группы
Все группы

 

 

 

 Медсестра детского сада обязана проводить санитарно-­просветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.

Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:

  • детские инфекции;
  • прививки;
  • закаливание;
  • питание;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

 

Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

В приложении 1 "Национальный календарь профилактических прививок" вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок.

Приводим сведения, касающиеся детей-­дошкольников, посещающих ДОУ.

 Возраст ребенка

Наименование прививки

3 месяца

Вторая вакцинация против вирусного гепатита B, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

4, 5 месяцев

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

6 месяцев

Третья вакцинация вирусного гепатита B, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

12 месяцев

Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

6–7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

От 1 года, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи

Иммунизация против краснухи

Все дети, посещающие дошкольные учреждения

Вакцинация против гриппа

 Пункт 2 ст. 11 Закона № 157­ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" гласит: "Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…". Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных "Национальным календарем профилактических прививок", соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону "Об охране здоровья граждан" родители воспитанников имеют право:

  • на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;
  • выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника);
  • отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.

Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:

  • проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение;
  • иметь допуск-­разрешение на проведение прививок;
  • соблюдать санитарно-­гигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача);
  • отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.

Доставка, хранение и использование вакцин определены Санитарно­-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248­03 "Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2003.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

      Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести,

тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе,поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них:

  • работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;
  • совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;
  • недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
  • совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Проведение медико-­педагогического обследования ребенка за год до школы не только позволит определить его готовность к обучению, но и даст возможность осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья и устранение недостатков воспитания.

Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.

Основой физической готовности является состояние здоровья ребенка:

правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности. Поэтому задача медсестры – провести все замеры, выдать направления на анализы к врачам­специалистам и заполнить к 1 апреля медицинские карты.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Грипп можно предупредить

Грипп и ОРЗ – распространенные острые инфекционные заболевания вирусной природы, обладающие заразительностью. Грипп и ОРЗ являются одним из основных факторов риска у детей младшего дошкольного возраста и детей страдающих хроническими заболеваниями. Особенно грипп опасен осложнениями. Источник инфекции – больной человек. При разговоре, кашле, насморке больной выделяет в окружающий воздух вирус гриппа. Заболевание развивается быстро. От заражения до начала заболевания может пройти 4-5 часов. Резко поднимается t0 до 38-390 , головная боль, озноб, разбитость, ломота в суставах, и несколько позже – катаральные явления: кашель, насморк.

 Что необходимо делать, чтобы предупредить грипп, ОРЗ?

1.  Вакцинопрофилактика – основная борьба с гриппом, как намболее массовое и эффективное мероприятие.

2.  Физическое воспитание – оптимальная физическая активность в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

3.  Закаливающие процедуры – постоянных противопоказаний не имеют. Эффективность связана с соблюдением принципов закаливания:

· постепенность закаливающих воздействий;

· систематичность;

· учет индивидуальных особенностей;

· положительные эмоции.

(прогулка на открытом воздухе, воздушные ванны с утренней гимнастикой, умывание водой t0  14-16 0 , контрастное обливание, хождение босиком)

4.  Прием поливитаминов.

 В период заболеваемости необходимо соблюдать простейшие правила:

- не посещать массовые мероприятия;

- закрывать нос, рот платком, когда кашляете, чихаете;

- избегать переохлаждения;

- ежедневная влажная уборка помещения;

- проветривание;

- свежий воздух – это очень важно и полезно;

- утренняя гимнастика, закаливание;

- правила личной гигиены;

- витамины, свежие овощи, клетчатка, белок, молоко, рыба в рационе каждый день.

Не занимайтесь самолечением!

                                                   



Предварительный просмотр:

Как лечить кашель у детей.

У маленьких детей кашель - довольно распространенное явление, поскольку их иммунитет еще недостаточно сформирован. Многие родители замечали, что лечить сильный кашель у ребенка практически бесполезно. Можно бесконечно давать малышу таблетки, поить его микстурами и сиропами, но кашель если и утихает на время, то через несколько дней вновь возникает с новой силой. Порой мамы обращают внимание, что у ребенка больше не имеется других симптомов какого-либо недомогания, зато кашель неизменно привлекает к себе внимание, заставляя родителей нервничать и обращаться к врачам с вопросом о том, как лечить сильный кашель у ребенка.

Нередко папы и мамы чувствуют себя бессильными и не знают, как эффективно лечить сильный кашель у своего ребенка, ведь он так мешает спокойно спать, попросту изматывает и даже приводит к возникновению рвоты, потере веса у грудничков. Перед тем, как лечить сильный кашель, необходимо разобраться в причинах его возникновения, понять, что это вообще за явление и нужно ли с ним бороться. Как известно, кашель является защитной реакцией нашего организма, способствующей очищению дыхательных путей от инородных предметов и болезнетворных микроорганизмов. Сам по себе кашель не является заболеванием, однако он служит симптомом многих недугов, начиная от ОРЗ и заканчивая туберкулезом. Из этого становится понятно, что не имеет смысла лечить сам симптом, то есть кашель, а необходимо заниматься лечением основного заболевания, вызвавшего его.

Зачастую врачи не рекомендуют излишне увлекаться лечением кашля у ребенка, поскольку он, как ни как, способствует тому, что дыхательные пути малыша очищаются от скопления всего вредного, а, следовательно, он быстрее выздоравливает. Кроме того, использование многих лекарственных средств также не пойдет на пользу неокрепшему организму. Разумеется, существуют исключения, например, сухой лающий кашель необходимо лечить обязательно, поскольку он в любом случае не выполняет свои защитные функции, а делает состояние только хуже.

Обычно для лечения кашля у детей применяются 3 вида лекарственных препаратов.

 1. Отхаркивающие средства. Используются для скорейшего выведения мокроты из дыхательных путей.

 2. Противокашлевые препараты. Подавляют сильный, мучительный кашель у ребенка, который физиологически не оправдан. Такие препараты оказывают воздействие на определенные участки головного мозга, снижают чувствительность рецепторов, отвечающих за кашель.

 3. Муколитические средства. Такие лекарства облегчают выведение мокроты за счет ее разжижения. Иногда муколитики относят к отхаркивающим средствам.

Если у ребенка наблюдается сухой кашель, обычно ему назначаются противокашлевые препараты, в тех случаях, когда кашель мокрый, используются отхаркивающие средства. Противопоказано применять одновременно и те и другие средства, поскольку тем самым можно спровоцировать скопление мокроты в бронхах. Существуют определенные препараты от кашля, которые обычно не назначаются детям. Это кодеин, этилморфин, димеморфан. Ребенку такие препараты может назначить только врач в исключительных случаях, в иных ситуациях, при сильном кашле, например, из-за плеврита или коклюша, назначаются лекарства, не вызывающие привыкания.

При ОРЗ, бронхите, пневмонии чаще всего наблюдается мокрый кашель, для его лечения обычно используются муколитики, среди которых наиболее популярны Бромгексин, АЦЦ, Амброксол и пр. В качестве отхаркивающих средств, применяются Мукалтин, Пертуссин, Солутан. Многие лекарства производятся из целебных трав, то есть содержат в себе натуральные компоненты. Очень действенным средством от кашля является корень солодки, из которого в продаже можно найти сироп. Также применяются от кашля мать-и-мачеха, подорожник, чабрец – все эти травы в аптеках продаются в готовых грудных сборах. Однако помимо любых лекарственных средств, для лечения кашля очень важным будет соблюдение и других условий. Как лечить и что нужно делать, если сильный кашель у ребенка не проходит долгое время?

 1. Чаще всего причиной кашля являются респираторные болезни, и именно с их лечения следует начинать избавляться от такого симптома, как кашель. Правда, как все знают, даже после выздоровления, кашель способен оставаться и на протяжении многих дней, поэтому для полного исцеления можно применять специальные средства, названные выше.

 2.  В период лечения ребенок должен быть тепло одет. Давно замечено, что носки или жилетка изготовленные их козьей или овечьей шерсти отлично сохраняют в организме тепло и препятствуют многим заболеваниям. В том числе предотвращают приступы кашля.

 3. Не следует забывать о старинных народных средствах лечения, а именно: чай с малиновым вареньем, горячее молоко с медом и сливочным маслом. Эти прекрасные натуральные средства не только нравятся детям за свой сладкий вкус, но и способствуют разжижению мокроты, ее выведению. Это отменные потогонные средства, облегчающие общее состояние больного. Правда, необходимо помнить, что не следует поить ребенка чаем с малиной, если у него наблюдается высокая температура.

 4. Кашель часто обостряется по ночам, поэтому перед сном полезно делать компрессы и другие согревающие грудную клетку процедуры. Один из способов согревающего компресса: взять капустный лист, намазать его с одной стороны медом, приложить к грудной клетке. Сверху накрыть фольгой, зафиксировать бинтом или пеленкой и оставить на ночь. Необходимо быть осторожными, следить за тем, чтобы у ребенка не обнаружилась аллергическая реакция.

 5. При заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся кашлем, обычно советуют делать ингаляции с минералкой, для чего очень полезно купить специальный ингалятор. Очень хорошо смягчает сухой кашель и помогает облегчить состояние ребенка.