ФГОС.

Мурсалимова Наталия Викторовна

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Администрация

Соль-Илецкого района Оренбургской области

Районное управление

образоваНия

г. Соль-Илецк

ул. Карла Маркса, 6, 461500

тел.  2-70-39

e-mail: ouo40@obraz-orenburg.ru

24.03.2014 г. №1444

На № __________ от ________ г.

Руководителям ДОУ

Уважаемые коллеги!

       

С целью качественного выполнения  плана введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  (далее ФГОС ДО) в системе дошкольного образования  Соль-Илецкого района и подготовки к единому методическому дню  направляем Вам примерный  План  проведения внутрифирменного обучения по введению ФГОС ДО (Приложение).

Начальник   РУО                                                               А.В.  Зозуленко

              Курасова Е. А.

                 2-55-30

Приложение

к письму РУО от 24.03.2014 г. №

 

«Утверждаю»

Заведующая МДОБУ «Детский сад…»

ФИО________

«____»________________20__г.

План

проведения внутрифирменного обучения по введению ФГОС ДО  

№ п/п

Тема представления

Сроки исполнения

Ответственные

(ФИО воспитателей)

Общие положения

1

Структура ФГОС ДО

25.03.2014

2

Принципы ФГОС

25.03.2014

3

Цели и задачи ФГОС

25.03.2014

4

Основа ФГОС

25.03.2014

5

Основная образовательная программа при введении ФГОС

25.03.2014

Требования к структуре основной образовательной программы ДО

6

Содержание программы

25.03.2014

7

Порядок изложения и принципы внутреннего структуирования программы

25.03.2014

8

Обязательная часть программы

25.03.2014

9

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

25.03.2014

10

Содержание коррекционной работы

25.03.2014

11

Организационный раздел основной образовательной программы

25.03.2014

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

12

Основные требования. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы

26.03.2014

13

Основные компетенции педагогического работника

26.03.2014

14

Организация условий для реализации программы

26.03.2014

15

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

26.03.2014

16

Требования к кадровым условиям реализации основной программы

26.03.2014

17

Требования к материально-техническим условиям реализации программы

26.03.2014

18

Требования к финансовым условиям реализации программы

26.03.2014

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

19

Целевые ориентиры ДО

26.03.2014

20

Социальные нормы поведения и правила

26.03.2014

21

ФГОС включает требования

26.03.2014



Предварительный просмотр:

 

Администрация

Соль-Илецкого района Оренбургской области

 

Районное управление

образоваНия

ПРИКАЗ

13.03.2014 г. № 98

                                                                                                                                                                 

Об утверждении базовой площадки по введению ФГОС ДО в ДОУ

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10..2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", приказа министерства образования Оренбургской области от 27.12.2013 № 01-21/1659 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2014 году», в  целях реализации плана введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  (далее ФГОС ДО) в системе дошкольного образования  Соль-Илецкого района

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать базовую (опорную) площадку по введению ФГОС ДО  на базе   муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Малыш» г.Соль-Илецка .
  2.   Назначить руководителем базовой (опорной) площадки
    Харитонову Екатерину Сангалеевну, заведующую МДОБУ "Детский сад  общеразвивающего вида №6 «Малыш» г.Соль-Илецка.
  3. МКОУ ИМЦ Соль-Илецкого  района (И.И.Тишина) обеспечить методическое сопровождение инновационной деятельности базовой площадки МДОБУ "Детский сад  общеразвивающего вида №6 «Малыш» г.Соль-Илецка.

Начальник  РУО                                                                        А.В.Зозуленко



Предварительный просмотр:

 

Администрация

Соль-Илецкого района Оренбургской области

 

Районное управление

образоваНия

ПРИКАЗ

13.01.2014 г. № 4

                                                                                                                                                                 

Об утверждении муниципального плана мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  в ДОУ

На основании Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в  целях обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  (далее ФГОС ДО) в системе дошкольного образования  Соль-Илецкого района

п р и к а з ы в а ю:

  1. Создать муниципальный Координационный совет по введению ФГОС ДО в Соль-Илецком районе (приложение №1).
  2. Утвердить Положение о муниципальном  Координационном совете по введению ФГОС ДО в Соль-Илецком районе (приложение №2) .
  3. Утвердить муниципальный план мероприятий по введению ФГОС ДО в ДОУ Соль-Илецкого района на 2014-2015 годы (далее План) (приложение№3).
  4. Главному специалисту районного управления образования (Хамко А.П.):

       4.1. Организовать подготовительную работу по введению ФГОС ДО в ДОУ Соль-Илецкого района.

       4.2. Обеспечить проведение мониторинга  по введению ФГОС ДО в ДОУ Соль-Илецкого района.

 

 

 5.  Директору МКОУ «ИМЦ Соль-Илецкого района» (Тишина И.И.):

     5.1. Обеспечить методическое сопровождение и координацию деятельности по введению ФГОС ДО в ДОУ Соль-Илецкого района.

  6. Руководителям  ДОУ:

      6.1. Разработать и утвердить план мероприятий по введению ФГОС ДО в соответствии с прилагаемым Планом.

     6.2. Обеспечить выполнение мероприятий по введению ФГОС ДО на уровне ДОУ.

    7. Контроль за исполнением настоящего  приказа оставляю за собой.

        

Начальник РУО                                                                         А.В.Зозуленко

Исп.: Курасова Е.А.

2-55-30

   

  Приложение 1

к  приказу РУО №      от

Муниципальный Координационный совет по введению

   федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

1.  Зозуленко А.В., начальник  районного  управления образования

2.  Никитина Е.К., заместитель начальника районного   управления образования

 3. Тишина И.И., заведующая  УМЦ РУО

4.  Кислинская  И.А., главный бухгалтер РУО

5.  Хамко А.П., главный специалист РУО

6.  Шинклюева М.М., директор ЦД иК

7.  Курасова Е.А., методист УМЦ РУО

8.  Мадат Е.В., методист УМЦ РУО

9.  Габасова Л.Х., заведующая МДОБУ № 1 «Ромашка»

10. Кунавина Л.Г.,старший воспитатель МДОБУ №10 «Светлячок»

11. Бенке И.В., старший воспитатель МДОБУ №6 «Малыш»

                                                                                                     

        Приложение № 2

к приказу РУО  №      от  

Положение

о муниципальном Координационном совете  по введению

   федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

1. Общие положения

1.1.  Муниципальный  Координационный совет по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (далее – Совет) является консультативно-совещательным органом, созданным при  управлении образования администрации Соль- Илецкого района с целью оказания содействия в организации поэтапного введения  федерального  государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) в дошкольных образовательных учреждениях района, реализующих  образовательные программы дошкольного образования (далее –ДОУ).

1.2.      Совет создается на период введения ФГОС ДО.

1.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Минобрнауки России по введению ФГОС, нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования Оренбургской  области, управления образования, настоящим Положением и во взаимодействии с соответствующими государственными организациями Соль-Илецкого  района.

1.4. Совет строит свою деятельность на принципах коллегиальности и гласности принимаемых решений.

  1. Основные задачи и функции деятельности Совета
  1. Основными задачами Совета являются:

-обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового,  информационного сопровождения введения ФГОС ДО на территории Соль-Илецкого  района;

        - организация мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;

- научно-методическое сопровождение, включая консультирование всех участников процесса введения ФГОС ДО;

- обеспечение повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- проведение мониторинговых исследований по проблемам и результатам введения ФГОС ДО.

2.2.  Для решения поставленных задач Совет:

- разрабатывает предложения по вопросам нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного обеспечения введения ФГОС  ДО в Соль-Илецком  районе;

- готовит предложения  по введению ФГОС ДО;

- осуществляет общую координацию работ по введению ФГОС ДО;

- участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам введения ФГОС ДО на муниципальном уровне;

- оказывает помощь образовательным учреждениям по вопросам введения ФГОС ДО;

- участвует в организации и проведении совещаний, семинаров, практических конференций по вопросам введения ФГОС  ДО;

- осуществляет изучение передового опыта работы образовательных учреждений по введению ФГОС ДО, способствует его внедрению в образовательные учреждения района;

- обеспечивает  информацией о ходе  введения ФГОС  ДО на сайте районного  управления образования.

3.Состав Совета

3.1. Председателем Совета  является начальник районного управления образования.

3.2. В состав Совета входят представители органов управления образования, муниципальной методической службы, ДОУ.

3.3. Состав Совета утверждается приказом начальника управления образования  Соль-Илецкого района.

4.Порядок работы Совета

  1. Заседание Совета проводится  по мере необходимости, но не  реже одного раза  в 2 месяца.
  2. Заседание Совета является открытым.
  3. Заседание совета считается правомочным, если на нем  присутствовало не менее 2/3  списочного  состава Совета.
  4. Повестка заседания формируется председателем Совета на основе решений Совета, предложений  членов Совета и утверждается на заседании Совета.
  5. Для организации работы по основным направлениям деятельности Совет вправе организовывать рабочие группы, возглавляемые членами Совета.
  6. Решения Совета принимаются простым большинством голосов; оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета.
  7. Решения Совета, принимаемые в соответствии с его компетенцией, имеют рекомендательный характер.
  8. Деятельность Совета прекращается по решению комитета по образованию по завершении введения ФГОС ДО в МДОУ.


 Приложение

к  письму РУО   №   от  06.03.2014 г.

Муниципальный план

мероприятий по введению и реализации  федерального  государственного образовательного  стандарта

дошкольного образования   в Соль-Илецком районе

Направление деятельности

Мероприятия

Срок исполнения

Предполагаемые результаты

Учредитель образовательной организации

Дошкольная образовательная организация

Нормативно –правовое обеспечение реализации ФГОС ДО

Разработка плана мероприятий по введению ФГОС ДО 

январь-март

2014

Муниципальный план  мероприятий

План мероприятий по введению ФГОС ДО в ОУ

Создание муниципального Координационного совета по подготовке и введению ФГОС ДО

январь - март

2014

Положение о Координационном  Совете

Создание творческих групп в ДОУ по введению и реализации ФГОС ДО

Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих финансовые и организационные механизмы введения ФГОС ДО в ОУ

январь-май

2014

Нормативно-правовые акты, обеспечивающие введение ФГОС ДО в ОУ Соль-Илецкого района, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Локальные акты ОУ, обеспечивающие введение ФГОС ДО

Организационно-методическое, аналитическое  обеспечение реализации  ФГОС ДО

Разработка на основе  ФГОС ДО  основной образовательной  программы  дошкольного образования

февраль-июнь

2014

Консультации,  семинары, совещания для руководителей ОУ по разработке основной образовательной  программы ДО

Наличие основной образовательной программы дошкольного образования в ОУ

Проведение мониторинга уровня готовности ОУ к введению и реализации ФГОС ДО

февраль2014

Информационная справка о результатах  исследования готовности ОУ Соль-Илецкого района к введению ФГОС ДО

Информационная справка о результатах исследования готовности ОУ к введению ФГОС ДО

Проведение мониторинга условий реализации ФГОС ДО в ОУ Соль-Илецкого района

май 2014г.- декабрь 2016 г.

Муниципальная  программа развития

дошкольного образования Соль-Илецкого района (учет результатов мониторинга)

Годовой  план работы ОУ(учет мероприятий  по созданию условий  реализации ФГОС ДО)

Организационно- методическое сопровождение деятельности  базовых площадок в Соль-Илецком районе по введению и реализации ФГОС ДО

январь

2014 г. -

декабрь

2014 г.

Базовые площадки

Соль-Илецкого района

Система методической работы в ОУ, обеспечивающая сопровождение введения ФГОС ДО

Разработка методических рекомендаций о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

ноябрь 2014 г.

Методические разработки, консультации  по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Оснащенная развивающая предметно-пространственная среда в ОУ, соответствующая требованиям ФГОС ДО

Организация и проведение семинаров, круглых столов,  мастер-классов, единых методических дней, фестивалей и совещаний по проблемам введения и реализации  ФГОС ДО с педагогическими и руководящими кадрами

январь2014-декабрь 2016

Консультации для руководителей методических объединений ОУ  муниципального образования, педагогов ДОУ, руководителей ДОУ

Педагогические советы и другие мероприятия в ОУ, связанные с реализацией ФГОС ДО, участие в семинарах и конференциях (муниципального уровня) по вопросам введения ФГОС ДО

Обеспечение взаимодействия образовательных учреждений по преемственности ФГОС ННО и ФГОС ДО

январь-август

2014

Методические разработки  по реализации преемственности ФГОС ННО и ФГОС ДО, Программа взаимодействия ОУ

Договор и план взаимодействия образовательных учреждений по преемственности ФГОС ННО и ФГОС ДО

Создание системы взаимодействия   ДОУ с семьёй в рамках введения и реализации ФГОС ДО 

январь-декабрь

2014

Методические разработки  по созданию системы взаимодействия   ДОУ с семьёй в рамках введения и реализации ФГОС ДО

Программа взаимодействия

Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО

Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогических и руководящих работников ОУ по вопросам ФГОС ДО

июль

2014 -

декабрь

2016 гг.

Соцзаказ на повышение квалификации

руководящих и педагогических работников дошкольного образования муниципального образования.

Договоры с образовательными учреждениями ВПО и СПО на оказание услуг по повышению

квалификации руководящих и

педагогических работников ОУ, прохождение курсов,

школа (планы) самообразования

Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических

работников дошкольных образовательных организаций

июль

2015 г.

Семинары по подготовке к аттестации

педагогических работников ОУ муниципального образования.

План-график аттестации

педагогических работников ОУ.

Должностные инструкции педагогов (приведение в соответствие законодательству).

Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в

2014 – 2016 гг.

Базовые площадки для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в ДОО муниципального образования.

Кандидатура на подготовку тьютера по сопровождению реализации ФГОС ДО.

Информационное обеспечение введения  ФГОС ДО

Информирование общественности через средства массовой информации о введении ФГОС ДО в ДОУ

январь2014-декабрь 2015

Информация на сайте РУО о ходе реализации ФГОС ДО, газета «Илецкая защита», Соль-Илецкое ТВ

Пресс-релизы о ходе реализации ФГОС ДО на сайте ОУ.

Просветительная работа среди родителей и заинтересованной общественности:информационные стенды, стендовые доклады, мероприятия.

Организация публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС  ДО

Ноябрь-декабрь 2014 г.

Примерное положение о публичном докладе ДОУс включением в структуру доклада раздела по реализации ФГОС ДО, регламента размещения публичных докладов на сайтах ДОУ.

Положение о публичном докладе ДОУ с включением в структуру доклада раздела по реализации ФГОС ДО, регламента размещения публичных докладов на сайте ДОУ.

Публичные доклады (сайт ДОУ).

Организация работы по диссеминации педагогического опыта инновационной деятельности ДОУ

В процессе формирования опыта

Конкурсы профмастерства на уровне муниципального образования, связанные с выявлением лучшего опыта работы педагогических коллективов ДОУ  в период введения ФГОС ДО. Сайт

Статьи в журналах «Классная работа» и журналах России, адресованных педагогическим работникам сферы дошкольного образования, в массовой прессе Оренбургской области и района.

Районные, областные и всероссийские конкурсы (участие).

Издание печатной продукции для родителей  по вопросам введения и реализации ФГОС ДО

январь2014-декабрь 2015

Методические рекомендации

Раздаточный материал

Финансово –экономическое  обеспечение введения ФГОС ДО

Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение

общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Апрель

2014 г.-2015г.

Муниципальное задание

Муниципальное  задание (корректировка и выполнение)



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Большое место вопросы развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста заняли в практической и теоретической деятельности Евгении Ивановны Конрады (1838–1898), Аделаиды Семеновны Симонович (1840–1933), Марии Хрисанфовны Свентицкой (1855–1932). Всех этих ученых объединяло стремление создать систему дошкольного воспитания, учитывающую национальные особенности России. Симонович, Свентицкая были организаторами и руководителями детских садов и способствовали разработке содержания и методики воспитательно-образовательной работы. Большое место в этой работе занимали вопросы речевого развития детей.

Так, А. С. Симонович составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими – чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.

М. X. Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила рассказыванию и беседам, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем. Что касается художественного слова, то Свентицкая предпочитала живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг – только для старших групп. Она сама руководила кружком рассказчиков, работавшим при Московской детской библиотеке им. Грибоедова, занималась отбором книг, писала рассказы для детей дошкольного возраста, читала лекции для дошкольных работников по методике рассказывания. Ею опубликованы «Русские народные сказки для маленьких детей» (1912, 1913), «Рассказывание» (1916).

Методика развития речи детей дошкольного возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых традиций школьной методики начального обучения русскому языку.

Оформление методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

Очень важным считалось изучить ребенка и определить, что нужно для его правильного развития. Большой интерес в 20 – 30-е гг. проявлялся к исследованию детской речи. В работах Я. А. Рыбникова «Словарь русского ребенка» (1926), «Язык ребенка» (1926) и в ряде сборников, изданных под его редакцией («Детская речь», 1927, «Круг представлений современного школьника», 1930, и др.), на основе анализа дневниковых данных, эксперимента, тестирования детей, анализа и обобщения данных зарубежных ученых (Штерн, Мейер, Шлаг, Салисбьюри) характеризуются разные стороны речи детей. Основное внимание в этих работах уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (См.: Рыбников Н. А. Словарь русского ребенка. - М.; Л, 1926.)

Хотя развитие речи рассматривается как процесс подражания взрослым, фактический материал, полученный в результате этих исследований, представляет большой интерес и в настоящее время.

Интересны сегодня и методы изучения детской речи: изучение элементарных представлений, исследование запаса речевых представлений, метод речевых реакций и др.

Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873–1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

Аркин справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта» (СНОСКА: Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968 – С. 175). Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

На первых съездах по дошкольному воспитанию, состоявшихся после 1917 г., были выдвинуты принцип обучения на родном языке, задача создания дошкольного воспитания на родном материнском языке, на материале творчества родного народа. Этот вопрос имел и политическое значение в многонациональной России.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдениями окружающей жизни, была признана художественная литература. В связи с этим остро обсуждались вопросы круга чтения для детей, его тематической и сюжетной направленности. Острая и длительная дискуссия происходила вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Большинство педагогических деятелей выступило против сказки. Эта позиция была поддержана на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, рассматривавшем сказку с идеологических позиций как «тормоз в развитии материалистического мышления» (доклад Р. Прушицкой).

Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький, выступивший в самый разгар дискуссии. Благодаря его вмешательству, а также выступлениям прогрессивных педагогов, таких, как Е. И. Тихеева, с середины 30-х гг. начинается период возрождения сказки.

Основное внимание в первые годы советской власти уделялось проблеме содержания и средств речевого развития. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем мире тесно связывалось с обогащением содержания речи. В первых программах детского сада обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Особый акцент делался на развитии общественных представлений у детей. Наблюдалась политизация воспитательно-образовательной работы. Это находило отражение в репертуаре книг для чтения и рассказывания, в подборе объектов для наблюдений, картин, в тематике детских бесед и рассказов. Вместе с тем в 20 – 30-е гг. были определены принципы отбора содержания и наиболее эффективные пути развития речи, положенные в основу работы детского сада в последующие годы.

Большое влияние на решение этих вопросов оказывала Надежда Константиновна Крупская (1869–1936), курировавшая дошкольное воспитание в Наркомпросе. В многочисленных устных выступлениях перед дошкольными работниками, в заметках по поводу создаваемых в эти годы первых программных документов для детских садов она обращала внимание на необходимость обогащения детской речи, воспитания умения слушать. Крупская считала речь основой умственного воспитания. В духе традиций отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений, обращала внимание на опасность перегрузки детей сложными сведениями, необходимость учета конкретности детского мышления. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает слова и вводит их в свой лексикон.

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Е. И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, ас 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о развитии речи детей», «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др.

Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А. И. Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е. И. Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).

Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)

Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.

Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.

Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики.

Взгляды Е. И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.

Значительное влияние на развитие методики оказала доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН РСФСР, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им В. И. Ленина Евгения Александровна Флерина (1889–1952). Ее научные интересы связаны с двумя областями дошкольного воспитания – развитием детского изобразительного творчества и развитием речи.

Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Убедительно показывается, что не только реальный, зрительно воспринимаемый, но и словесный художественный образ обладает способностью вызывать зрительные, осязательные реакции, заставляет «видеть». Художественное слово приближает ребенка к реальности, не позволяет искажать его отношение к действительности, учит осознавать за словом эту действительность. Вместе с тем Флерина предостерегала от переоценки роли слова. За словами должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, сложная по своей форме речь взрослых могут привести к разрыву между словом и представлением. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей.

Е. А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению. И хотя исследование проводилось с целью «уяснения своеобразных черт психологии детского рисунка и его эстетических тенденций», значение его гораздо шире. Оно помогает пониманию общепсихологических и эстетических особенностей восприятия ребенка, дает много материала для психологов, педагогов, художников – иллюстраторов детской книги.

Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

Большой интерес представляют мысли Флериной об обучении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.

Наиболее полно раскрыта Е. А. Флериной проблема использования художественного слова. Уже в первых ее работах на эту тему говорится о значении живого слова в воспитании детей дошкольного возраста, об особенностях развития детской речи. Интерес Флериной к разработке методики художественного чтения и рассказывания и успех этой методики, как свидетельствуют ее ученики, во многом определялись индивидуальными данными: она любила и понимала художественную литературу, обладала прекрасным голосом и творческим воображением, была замечательной рассказчицей. Флерина вела длительную исследовательскую работу в области детской книги, начав ее еще в комиссии по детской книге при Наркомпросе. Задачей работы было установление требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. И хотя в тот период Флерина высказывала и ошибочные взгляды (народную сказку признавала возможным давать детям только с 6–7 лет), в целом в ее работах много интересного, и это многое прочно вошло в методику развития речи, например классификация тематики книг для детей (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга). Она считала, что живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи. «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи» (Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. с.272) (СНОСКА: Е. А. Флериной детально разработаны методические вопросы использования художественной литературы в детском саду).

Большой интерес представляют взгляды Е. А. Флериной на обучение в детском саду. Употребляя термин «обучение дошкольников», Флерина подчеркивала его специфику и отрицательно относилась к заимствованию школьных программ и школьных методов. Успешная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в том, чтобы еще в детском саду приучить детей к школьной системе обучения. Наоборот, «детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача – всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение». Актуальны мысли Флериной о формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. Она рассматривала обучение в широком смысле слова. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? и как учить? Вторая форма обучения – организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма – так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе.

Следует отметить также роль Е. А. Флериной в определении содержания преподавания методики как учебной дисциплины и в подготовке научно-педагогических кадров в области методики. Под ее руководством учеными исследовался широкий круг вопросов, связанных с использованием художественного слова, развитием детского творчества (О. И. Соловьева, М. М. Конина, Н. С. Карпинская), связной речи детей (Л. А. Пеньевская).

С именами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной связано решение вопроса определения содержания и форм организации работы по развитию речи в детских садах в 30 – 40-е гг.

Большое влияние на программы этого периода оказали научные исследования детской речи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, А. М. Леушина и другие).

В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938) развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигались чтение и рассказывание детям.

Постепенно при переизданиях Руководства содержание речевой работы дополнялось. Так, в 1947 г. был введен раздел «Воспитание звуковой культуры речи», усилено внимание к детскому рассказыванию.

Разработка содержания и методики речевого развития детей продолжалась и в годы Отечественной войны. В центре стояли вопросы патриотического воспитания средствами родного языка, устного народного творчества. Опыт практических работников публиковался в журнале «Дошкольное воспитание», в научных сборниках, обсуждался на научно-практических конференциях.

В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла Ольга Ивановна Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду» (1947, 1953), в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах. Возглавляя долгие годы Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения, Соловьева очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи детей, а позднее, в 1956 г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, впервые излагается методика формирования грамматической стороны речи. Пособие выдержало три издания и имело большое значение в подготовке кадров дошкольных работников.

В 40-е гг. проводятся собственно методические исследования, положившие начало накопления экспериментальной базы методики. Дальнейшее ее развитие связано с изучением проблем дидактики. Общая теория обучения в детском саду, созданная Александрой Платоновной Усовой и ее сотрудниками, разрабатывалась и на материале родного языка. С начала 50-х гг. ими экспериментально исследовались задачи обучения родному языку, характер дошкольного обучения, методические проблемы воспитания звуковой культуры, обучения связной речи, ознакомления с художественной литературой. Процесс обучения родному языку рассматривался в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний, приобретаемых ребенком в непосредственном общении со взрослыми. Широкую известность получили работы Лидии Александровны Пенъевской о содержании обучения родному языку, обучении детей рассказыванию, Евгении Ильиничны Радиной – об обучении детей правильному произношению звуков, о беседе как методе воспитательно-образовательной работы детского сада, Розы Иосифовны Жуковской – о чтении, рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений, использовании картинки в работе с детьми. В этот период идет активное обогащение как методической практики, так и методической теории. В помощь воспитателям выпускаются сборники конспектов занятий по русскому языку «Занятия в детском саду», «Занятия по русскому языку» под редакцией А. П. Усовой.

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 – 1992) – ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М. М. Кониной и А. М. Бородич (Москва), В. И. Логиновой (С. -Петербург).

Мария Митрофановна Конина (1913 – 1991) – непосредственная ученица Е. А. Флериной, в течение почти 40 лет преподавала курс методики развития речи в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина. Лекции Кониной отличались глубоким содержанием, логикой, интересными примерами, фейерверком идей, были результатом длительных размышлений и громадного опыта, отражали материалы ее собственных исследований. Ей принадлежит одно из первых экспериментальных исследований «Роль картинки в обучении родному языку детей дошкольного возраста», за которое она получила премию имени К. Д. Ушинского.

Предметом научного исследования Кониной были малоизученные в 50–70-е гг. проблемы: формирование грамматического строя речи, словаря, воспитание звуковой культуры речи. Проблема формирования грамматического строя речи рассматривалась в те годы односторонне: на первый план выдвигалась работа над синтаксисом, морфология представляла собой нечто подчиненное ему. Недооценка этого раздела сказалась на программах, методических письмах и пособиях. Результаты исследований Кониной, к сожалению, так и остались неопубликованными, но широко апробированы в лекциях, на семинарах и научных конференциях и получили высокую оценку, внедрены в практику. Кониной уточнены задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи, подчеркнуто значение осознания речи детьми (она назвала это воспитанием критического отношения к речи окружающих и к своей речи), показана роль речевого образца воспитателя и самостоятельности детей в образовании грамматических форм.

М. М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Особо следует отметить деятельность М. М. Кониной по методическому обеспечению учебного процесса в вузе и педучилище. Она являлась автором и редактором большинства учебных программ, принимала участие в создании учебника по дошкольной педагогике (раздел «Умственное воспитание и развитие речи»). Подготовила много квалифицированных преподавателей вузов, педучилищ, научных сотрудников. На основе ее публикаций и лекций, представлявших по тому времени проверенную на практике, научно обоснованную систему работы по развитию речи дошкольников, созданы новые лекционные курсы, методические пособия.

Вера Иосифовна Логинова (1932 – 1992) – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Ее взгляды и научные интересы формировались под влиянием крупного ученого в области дошкольной педагогики А. М. Леушиной. Развивая идеи Е. И. Тихеевой, Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Развитие словаря детей Логинова рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.

Алиса Михайловна Бородин (род. в 1926 г.) внесла вклад в разработку методики обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, в систематизацию и осмысление методики как научной и учебной дисциплины, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике. Ей принадлежит заслуга теоретического обобщения методики развития речи в учебном пособии для высших учебных заведений «Методика развития речи детей», сыгравшего большую роль в подготовке кадров.

Проблемы речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Ляминой Галины Михайловны (род. в 1926 г.). С позиций теории речевой деятельности рассматривались особенности овладения детьми словарем, грамматикой, анализировалась практика речевой работы с детьми, разрабатывались методические рекомендации по развитию речи в разных возрастных группах. Широкое применение в практике нашли методические и дидактические пособия, подготовленные ее ученицей В. В. Гербовой.

Результаты исследований, выполненных в эти годы, отражены в новой типовой программе, совершенствовавшейся вплоть до середины 80-х гг. Психологические и педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина):

1.  структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2.  функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;

3.  когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования В. И. Логиновой, Н. П. Савельевой, Ю. С. Ляховской, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной, Г. Н. Бавыкиной, Е. М. Струниной, Н. П. Ивановой, А. А. Смаги и других.

Развитие морфологической и синтаксической сторон речи исследовалось Ф. А. Сохиным, А. А. Захаровой, В. И. Ядэшко, М. С. Лаврик, Л. А. Калмыковой, способов словообразования – А. Г. Арушановой, Э. А. Федеравичене и другими.

Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г. М. Ляминой, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова и других.

Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

Исследования в области связной речи в 60–70-е гг. определялись во многом идеями Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах (Н. А. Орланова, О. И. Коненко, Э. П. Короткова, Н. Ф. Виноградова).

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Г. А. Кудрина, Л. В. Ворошнина, А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний.

Когнитивное направление представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия (С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Тумакова, Л. Е. Журова).

Эти исследования были связаны с разработкой методики обучения грамоте детей дошкольного возраста. Активная работа по созданию методики обучения чтению детей пяти-шести лет на основе метода Д. Б. Эльконина ведется Л. Е. Журовой и ее сотрудниками (Н. В. Дурова, Н. С. Баренцева, Л. Н. Невская).

Углубили понимание процессов речевого развития детей исследования по проблемам онтогенеза общения (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова).

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания и представления детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие, по мнению А. Ф. Сохина, лингвистическое развитие ребенка; разрабатываются комплексные занятия, ведущей задачей которых становится обучение монологической речи.

Создаются вариативные программы для разных типов дошкольных образовательных учреждений, направленные на развитие умственных и художественных способностей («Радуга», «Детство», «Развитие» и др.).

Большое место отводится самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, интегративным занятиям, объединяющим разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и разные виды искусства (художественное слово, музыка, изобразительное искусство, пластика).

В центре внимания дошкольных работников в 90-е гг. оказалась проблема форм обучения родной речи. Традиционные фронтальные занятия по родному языку хотя и признаны важнейшим средством развития речи, но подвергнуты критике. Вместе с тем в результате дискуссий утвердилось мнение о необходимости занятий в речевом развитии детей. В рамках дополнительного образования активно развиваются различные формы обучения и коррекции родной речи в детских садах и образовательных центрах.

Завершая краткий обзор истории создания методики развития речи детей, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи методики далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Важнейшими среди них являются: уточнение терминологии, основных методических понятий; исследование форм, методов и приемов обучения речи, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; пути повышения эффективности обучения родной речи на занятиях; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика речевого развития детей; методика речевого развития в целостном педагогическом процессе детского сада; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; методика индивидуализации обучения родной речи в условиях общественного воспитания; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения.

Безусловно, это далеко не полный перечень проблем, стоящих перед методикой. Специального изучения и анализа требует и сама история методики. Объективное изучение отечественного и зарубежного опыта, осмысление национальных традиций в области обучения родному языку и речи необходимы для дальнейшего развития методики как науки.

стр