Положение о портфолио ученика
- Общие положения
1.1.Ученическое портфолио – это способ описания, фиксации, оценки и самооценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
1.2. Портфолио ученика МБОУ «Токурская СОШ» является комбинированной моделью «портфолио документов», «портфолио отзывов», «портфолио работ».
1.3. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определённый период его обучения, является коллекцией работ учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.4. Портфолио ученика – инструмент познания учеником самого себя.
1.5.Портфолио дает возможность ученику ставить цели и задачи для себя на четверть и на год.
1.6.Портфолио позволяет ученику формулировать взгляды и ценностные ориентации по самым важным направлениям его социальной жизни.
1.7.Портфолио позволяет школьнику проводить самоанализ учебной и творческой деятельности, гордиться своими достижениями и планировать деятельность по устранению недостатков.
1.8.В процессе создания портфолио ученик становится более самостоятельным, собранным, ответственным, способным к адекватной самооценке.
2. Цель создания портфолио.
Сформировать у обучающихся навыки планирования учебной, творческой и развивающей деятельности в течение года, умения отслеживать свои достижения, анализировать причины невыполнения планов, потребность в саморазвитии, в объективной самооценке и самовоспитании.
3.Педагогические задачи портфолио.
3.1.Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.
3.2.Отслеживать личностный рост ребенка.
3.3.Формировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и развивающую деятельность.
3.4.Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
3.5.Создавать дополнительные возможности для успешной социализации, проявления гражданской зрелости и профессиональных предпочтений.
3.6.Способствовать формированию мировоззренческих, ценностных установок нравственного человека с активной гражданской позицией.
3.7. Содействовать развитию коммуникативной культуры с сохранением индивидуальных достоинств личности.
4. Функции портфолио.
4.1.Обучающая: повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей.
4.2. Развивающая: мотивация к непрерывному развитию личности, формирование умений планировать, анализировать свою деятельность.
4.3. Воспитывающая: воспитание ответственности, целеустремленности, нравственных основ личности.
5. Структура порфолио.
Модель портфолио ученика МБОУ «Токурская СОШ» учитывает возрастные особенности детей и представлена 4-мя вариативными портфолио: для 1, 2, 3 классов, 5 классов. Структура портфолио ученика начальной школы в той или иной степени содержит следующие разделы.
5.1. Я и моя семья.
5.2. Я и школа.
5.3. Я и мои друзья.
5.4. Я и мои планы.
5.5. Мои интересы и увлечения.
5.6. Я и мой класс.
5.7. Учеба – моя работа.
5.8. Итоги учебного года.
5.9. Мои личные достижения.
5.10. Родительский уголок.
5.11. Я – часть моего класса, часть моей школы.
5.12. Учительский уголок.
5.13. Я и мое будущее.
Для учащихся 5 классов структура портфолио ученика в той или иной степени содержит следующие разделы.
Раздел I «Мой портрет»
может включать в себя:
· личные данные учащегося;
· автография (резюме) учащегося;
· результаты психологической диагностики учащегося;
· информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
· результаты проведённого учащимся самоанализа;
· описание целей, поставленных учащимся на определённый период, анализ их достижений;
· результаты проведённой работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося;
· другие сведения, раскрывающие способности учащегося.
Раздел II «Портфолио документов» -
это сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения.
Раздел может включать в себя: ·
результаты школьных (городских, областных, всероссийских) предметных олимпиад; · результаты участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, другими организациями; · результаты образовательного тестирования;
· курсы по предметам; ·
членство в школьных и межшкольных научных обществах и т. д.
Документы и их копии могут быть помещены в Приложении к портфолио.
Раздел III «Портфолио работ»
представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Раздел может включать в себя: · исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); ·
проектные работы (указывается тема проекта, даётся описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); ·
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, даётся её краткое описание); · работы по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках); · другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); · элективные курсы и факультативы (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия); · различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность); · занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий, и их результаты); · участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проедения, достигнутый учащимися результат); · участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название организации, проводившей его, и форма участия в нём учащегося); ·
спортивные достижения (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда); · иная информация, раскрывающая творческие, проектные исследовательские способности учащегося.
Раздел IV «Портфолио отзывов»
включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, школьной админитрацией, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, общественными организациями и др., а также письменный анализ своей конкретной деятельности и её результатов самим школьником. Материал этого раздела может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, заметок. Раздел может включать в себя:
· рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
· отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
· резюме, подготовленное самим учащимся, с оценкой собственных учебных достижений;
· эссе учащегося, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;
· иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности.
Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещённых в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений учащихся, независимо от особенностей реализуемых образовательных программ. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учёт индивидуальных интересов и потребностей учащихся, особенностей реализуемых в школе образовательных программ. Требования к содержанию, структуре, и порядку ранжирования документов, помещённых в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», устанавливается школой.
6. Правила работы с порфолио.
6.1. Работу с портфолио организует классный руководитель с 1 сентября каждого нового учебного года.
6.2. На классном часе классный руководитель мотивирует учащихся на планомерную работу с портфолио, объясняет цели и задачи такой деятельности. При необходимости проводит консультации с учащимися по вопросам работы с портфолио.
6.3. Заполняются разделы портфолио частично на классных часах, частично во второй половине учебного дня под руководством учителя. Учащиеся 10-11 классов работают с портфолио самостоятельно.
6.4.Классный руководитель проверяет заполнение соответствующих разделов портфолио ежемесячно и анализирует информацию для организации индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
6.5.Классный руководитель отчитывается перед заместителем директора по учебно-воспитательной работе об организации и итогах работы с портфолио.
6.6. Родительский комитет класса обеспечивает учащихся класса папками для сбора и хранения материалов портфолио.
6.7. Классный руководитель несет ответственность за сохранность материалов портфолио в кабинете класса и постоянно мотивируют родителей и учителей, работающих с классом, на сотрудничество в заполнении соответствующих разделов портфолио.
6.8. Информацию об учащихся, полученную из портфолио ученика, классный руководитель не разглашает и обсуждает проблемы ребенка в процессе личных собеседований.
7. Применение портфолио.
7.1. Портфолио – инструмент организации деятельности ученика в процессе самопознания, самовоспитания, саморазвития. В процессе работы с портфолио ребенок учится планировать, анализировать свою деятельность, ставить и достигать цели, формировать ценностные ориентации.
7.2. Классный руководитель, родители и сам ученик отслеживают личностные достижения, анализируют проблемы.
7.3. Работая с портфолио, ученик проявляет профессиональные предпочтения, планирует и обосновывает профиль обучения в старшей школе.