ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_ds_semitsvetik.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МКУ Заведующая МБДОУ
«Управление образования Берёзовского ДС
Шарыповского района» «Семицветик»
__________А.С. Лобастов ________ О.А. Шромова
Программа развития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Берёзовского ДС «Семицветик»
Шарыповского района, Красноярского края
на 2012 – 2015 гг.
.
ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
МБДОУ Берёзовского ДС
«Семицветик»
Протокол №3 от 21.02.2012 г.
с. Березовское
Шарыповский район
2012 год
ПАСПОРТ
программы развития ДОУ
Наименование программы:
«Организация образовательного пространства ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Статус Программы:
нормативный стратегический документ ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно – целевую идеологию развития.
Основания для разработки программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ №2562 от 27.10.2011г.)
- Устав МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик»
- СанПин 2.4.1.2791-10
Заказчик программы:
родители, педагоги ДОУ.
Разработчики программы – рабочая группа педагогов ДОУ в составе:
Шромова О.А. – заведующая МБДOУ Березовского ДС «Семицветик»;
Малачёва И.М. – воспитатель, руководитель РМО;
Тепляшина М.К.– музыкальный руководитель;
Исполнители:
Администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ, родители, воспитанники МБДОУ Березовского ДС «Семицветик».
Предназначение программы:
служить средством интеграции и мобилизации всего коллектива ДОУ, родителей, детей для достижения целей по совершенствованию воспитательного процесса.
Цель программы: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.
Задачи программы:
- разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития;
- привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовые, материально – технические, финансовые, кадровые, мотивационные компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
- создать условия для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам;
- обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;
- обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов;
- разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.
Основные принципы разработки:
- направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности;
- проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;
- открытое взаимодействие МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик»
- с Управлением образования Администрации Шарыповского района, образовательными учреждениями района, а также с другими учреждениями культуры и искусства;
- принцип открытых перспектив в формировании источников и объемов финансирования программных мероприятий, предусматривающий возможность и необходимость ежегодной корректировки финансового обеспечения программы. Рациональное использование бюджета, благотворительность и участие в грантовых конкурсах.
Этапы реализации программы
I этап: 2012 г. Аналитико-прогностический
Анализ комплекса условий, имеющихся в ДОУ для поэтапного перехода к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выявление проблемных зон и «точек развития».
Разработка целевых программ «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ», «Формирование учебно- материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ», «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад – школа» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.
II этап: 2012-2014 гг. Деятельностный
Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, содержания и механизмов интеграции образовательных областей, содержания вариативной части образовательной программы, содержания программы.
III этап: 2015 г. Рефлексивный
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта.
Ожидаемые результаты
- создание концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития как единого информационно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса ДОУ;
- разработка обновленного содержания образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- приведение в соответствие нормативно-правовых, материально-технических, финансовых, кадровых, мотивационных компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- определение этапов и механизмов разработки образовательной программы ДОУ, как составляющей образовательного пространства;
- осуществление модернизации учебно-материальной базы по трем направлениям (создание учебно – предметных сред, зонирование групповых комнат, модернизация и развитие средств обучения);
- принятие педагогической модели выпускника ДОУ, включающей комплекс показателей по линиям развития;
- внедрение системы мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания мотивирующей среды ДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрение системы стимулирования работников ДОУ, активно участвующих в реализации Программы развития и в инновационной деятельности;
- разработка комплекса критериев оценки эффективности образовательного пространства.
Пояснительная записка
Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально – педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Перспективы и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды конкретного образовательного учреждения.
Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих. Проектирование в образовании – идеальное представление («промысливание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности.
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Берёзовского детского сада «Семицветик» – директивный документ, разработанный с учетом государственного, регионального, муниципального целевых заказов и исходного состояния ДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.
Данная Программа развития, способствуя формированию современного
образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.
Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.
Структура Программы развития ДОУ
Раздел 1. Информационная справка учреждения.
Раздел 2. Аналитическое обоснование Программы развития.
Раздел 3. Концептуальные подходы, принципы и основные стратегические направления развития ДОУ.
Раздел 4. Приоритетные направления развития образовательного учреждения. Этапы реализации Программы.
Раздел 5. Система управления в режиме развития ДОУ.
Раздел 6. Мониторинг реализации Программы развития.
Раздел 1
Информационная справка учреждения
Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Берёзовский детский сад «Семицветик», создано на основании постановления Администрации Шарыповского района № 924 – п от 27 ноября 2009 года, действующее на основании Устава .
Сокращённое название: МБДОУ Берёзовский ДС «Семицветик».
Юридический адрес: 662336 Красноярский край, Шарыповский район, село Берёзовское, улица Садовая, 11-А.
Фактический адрес: 662336 Красноярский край, Шарыповский район, село Берёзовское, улица Садовая, 11-А.
тел. 8 (39153) 35-1-05 сайт: http://www.nsportal.ru/site/19419
Лицензия: серия РО № 006743, регистрационный номер 4072-л.
Устав МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Красноярскому краю от «23» декабря 2009 г.
Руководитель образовательного учреждения: Шромова Ольга Александровна, тел. 8 (39153) 35-2-28.
Учредитель:
Управление образования администрации Шарыповского района.
- Здание ДОУ двухэтажное, построено по типовому проекту, соответствует требованиям СанПина (2.4.1.2791-10), сдано в эксплуатацию в 1990 году, оборудовано системами:
- централизованного отопления, вентиляции, что позволяет поддерживать оптимальный температурный режим в ДОУ;
- водоснабжения;
- канализации.
- Медицинский, процедурный кабинеты, изолятор расположены на первом этаже. Там же расположены складские помещения, пищеблок, постирочная и гладильная комнаты. Есть методический кабинет, музыкально – спортивный зал, комната психологической разгрузки, кабинет учителя – логопеда, костюмерная.
Имеются изолированные помещения, принадлежащие каждой группе. В состав групповой ячейки входят: приемная, групповая, спальня, буфетная, туалетная.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей с учетом гигиенических и педагогических требований. Основные помещения ДОУ имеют естественное и искусственное достаточное и равномерное освещение.
В каждой группе индивидуальное, неповторимое оформление, в них есть и уголки природы, ряжения, «Дома книги», кукольные уголки, места для изобразительной деятельности, релаксации, для творческих и дидактических игр, оборудованы зоны строительной и конструктивной деятельности, удобно расположены атрибуты сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др.
Радует глаз обилие цветов, расположенных по стенам и на специальных подставках, красивые шторы.
Каждому пришедшему ребенку уделяется внимание, выражается радость, что он пришел в детский сад, создается бодрое, жизнерадостное настроение – это вызывает желание заняться интересной, полезной деятельностью.
В дошкольном образовательном учреждении функционируют следующие группы:
Функционирующие в ДОУ группы
Таблица 1
№п/п | Наименование группы | Количество групп | Возраст | Количество детей |
1 | I младшая | 1 | 2-3 года | 14 |
2 | II младшая | 1 | 3-4 года | 15 |
3 | средняя | 1 | 4-5 лет | 14 |
4 | старшая | 2 | 5-6 лет | 29 |
5 | подготовительная | 1 | 6 лет | 21 |
Итого: | 6 | 2-6 лет | 93 |
МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» реализует в своей деятельности примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учетом пихолого-педагогических требований, направленных на индивидуально-личностное развитие каждого ребенка, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Наряду с данной программой используются вариативные программы:
Вариативные программы:
- «Программа экологического воспитания» С.Н. Николаевой;
- «Математика в детском саду» В.П. Новикова;
- «Нетрадиционная изобразительная деятельность» Ю.В. Рузанова;
- «Ознакомление дошкольника с художественной литературой» О.С. Ушакова;
- «Здоровье» В.Г. Алемовская;
- «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева;
- «Социо - игровые подходы к педагогике» Е.Е. Шулешко, В.М. Букатова, А.Е. Ершова;
- «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефименко.
- «Ладушки» (И. Каплунова, И.Новосельцева);
- «Топ, хлоп, малыши» (А.И.Буренина, Т.Н.Сауко);
Условия обеспечения образовательного процесса
Коллектив ДОУ, обеспечивающий образование и развитие детей, состоит из 36 сотрудников: заведующая, 12 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 1муз. руководитель, 1 инструктор по физвоспитанию, 9 помощников воспитателя, медицинская сестра, завхоз, кладовщик, 2 повара, обслуживающий персонал.
Образовательный ценз педагогов (%)
Рисунок №1
Педагогический стаж (%)
Рисунок №2
Качественный состав педагогов по квалификации (%)
Рисунок № 3
Характеристика детей и родителей
Воспитанники ДОУ – дети из семей различного социального статуса: рабочих – 40%, гос. служащих – 18%, предпринимателей – 1%, безработных – 41%. Анализ возрастного ценза родителей показал, что около 30% родителей – это молодые люди до 25 лет, 45% - возраст которых от 26 до 36 лет, 20% - от 36 до 45 лет, и 5% - свыше 40 лет. ДОУ посещают 93 ребёнка. Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ – это заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, на развитие у детей творческих способностей, на сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей и формирования потребности к здоровому образу жизни.
Основные характеристики организации образовательного процесса
- Прием детей в ДОУ осуществляется по заявлению родителей, на основании медицинских документов и заключением договора.
- Отчисление ребенка происходит на основании заявления родителей.
- ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с 730 до 1930 часов, дети обеспечиваются четырехразовым питанием.
- Воспитанники ДОУ пользуются льготами согласно законодательству и территориальному соглашению.
- Посещение детей ДОУ происходит по режиму работы учреждения.
- Обязанности участников образовательного процесса регламентируются.
- Уставом образовательного учреждения и родительским договором.
Управление ДОУ осуществляется заведующей МДОУ Берёзовский ДС «Семицветик».
Организация образовательного процесса: согласно учебного плана.
Организация досуга воспитанников: фольклорные праздники, развлечения, конкурсы, игры, забавы, соревнования и пр.
Традицией ДОУ стали: «Дни здоровья»; «День открытых дверей» для родителей и педагогов; «Мастер – класс» для педагогов ДОУ и района; «Русские посиделки», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День Матери».
Связь ДОУ с различными структурами
Схема 1
Раздел 2
Аналитическое обоснование Программы развития
Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка, формирование его готовности к дальнейшему обучению.
Государство и общество предъявляют образовательный заказ системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные ожидания в отношении результатов образования выражены в Концепции модернизации образования и, по сути, обозначают основные цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.
Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно.
Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, а развитие интересов и способностей воспитанников выглядит как необходимое условие для достижения «знаниевого» результата.
С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Аспекты государственного и социального заказа
по отношению к детскому саду
Схема 2
Таким образом, государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства ДОУ.
Требования к проектированию образовательного пространства ДОУ
Таблица 2
Для кого будет организовано образовательное пространство? | Для детей , проживающих на территории Берёзовского сельского совета, до 7 лет с разными стартовыми возможностями |
Кто будет осуществлять образовательный процесс? | Компетентные специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность. |
На что будет направлен образовательный процесс? | На повышение качества образования через:
уверенности в себе;
|
Какова будет сущность образовательного процесса? |
пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, педагогика сотрудничества и развития. |
В каких условиях будет осуществляться образовательный процесс? | В условиях психолого-медико-педагогического сопровождения при систематическом отслеживании динамики развития и состояния здоровья каждого ребенка. |
Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления содержания в соответствии с основными направлениями модернизации дошкольного образования позволяет отметить положительные результаты, особенности и одновременно обозначить ряд проблем.
Достижения и проблемы
Таблица 3
Положительные достижения ДОУ | Проблемы |
В течение ряда лет педагогический коллектив ведет поиск наиболее эффективных форм организации образовательного пространства для детей от 1 до 7 лет с разными стартовыми и потенциальными возможностями и способностями. | Отмечается недостаточный уровень готовности детей к поступлению в ДОУ. Низкий уровень активности участия семей ребенка в реализации задач ДОУ. |
Результаты аттестации педагогических кадров детского сада говорят о росте профессионального мастерства педагогов. | Необходимость подготовки педагогического коллектива к работе в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: несоответствие между необходимостью внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и уровнем готовности педагогов ДОУ. |
Образовательный процесс в дошкольном учреждении базируется на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Для детей, имеющих проблемы в развитии, ведутся групповые и индивидуальные коррекционно- развивающие занятия. В дополнительном образовательном пространстве упрочивается познавательный интерес, развиваются способности детей, обогащаются их чувства. |
развивающей среды в соответствии с ФГТ. Недооценивание роли игры в развитии ребенка, излишняя регламентированность деятельности, контролирование, оценивание поведения. Низкий процент педагогических кадров, владеющих новым содержанием образования, использующих эффективные технологии обучения и воспитания. |
В ДОУ созданы хорошие условия для развития детей, охраны и укрепления их здоровья. Широко используются профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, разные виды коррекционно- развивающей работы. | Недостаточно осуществляется зонирование образовательного пространства с учетом интеграции образовательных областей, вариативности с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на познавательную информативность среды. Недостаточное бюджетное финансирование обновления учебно-материальной базы образовательного процесса. |
Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими).
Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.
- блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса, используемыми технологиями обучения, организацией образовательного процесса;
- блок кадровых и мотивационных проблем;
- блок взаимодействия и преемственности дошкольной и школьной ступени образования;
- блок проблем, связанных с обновлением и эффективным использованием учебно- материальной базы образовательного процесса.
Раздел 3
Концептуальные подходы, принципы и основные стратегические направления развития ДОУ
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.
Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором предметом проектирования становится развитие образовательного пространства как системы, заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы, механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.
Образовательное пространство – это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.
Образовательная программа – структурная и функциональная единица
образовательного пространства, которая определенным образом упаковывает содержание учебного материал. Образовательная программа – это то, что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт.
Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: взрослого, ребенка и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен взрослый, активен ребенок, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства, как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которая сама оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства.
Взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».
Таким образом, можно обозначить следующую логику:
- образовательная программа является ядром образовательного пространства,
- образовательное пространство задает систему социальных отношений,
- в образовательном пространстве появляется многовариантная среда с обогащенным выбором.
Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами.
В современном дошкольном образовании образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи
проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
(далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Образовательная программа разрабатывается дошкольным учреждением в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно – образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа должна показать:
- как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
- какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
- как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
- Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам.
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
- Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
ФГТ определяют планируемые результаты образовательного процесса – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:
- по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;
- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;
- с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее
построение и осуществление.
Эффективность образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования напрямую зависит от педагогического мастерства воспитателей, культуры, уровня целенаправленного влияния педагога на каждого ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Данная программа являются переработанной в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вариантом «Программы обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и опирается на лучшие традиции отечественного образования. Приоритетами программы «От рождения до школы» являются развитие и становление личности ребенка, ориентация педагогического процесса на его индивидуальные особенности и потребности. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний ребенка и предметный центризм в обучении.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др. Реализация программы «От рождения до школы» предполагает построение образовательного пространства ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Раздел 4
Приоритетные направления развития образовательного учреждения.
Этапы реализации
Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:
- на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника ДОУ;
- на ценности качества и эффективности проделанной работы.
В программе преобразований ДОУ на период 2012 - 2015 гг. выделяются 4 приоритетных направления деятельности, которые развиваются и реализуются параллельно друг другу.
План действия по реализации Программы развития.
На первом этапе (2012г.)
Таблица 4
План действия по реализации Программы развития на первом этапе (2012 г.) | |||
Основные направления преобразований, задачи | Действия (мероприятия) | Сроки | Ответственные |
Что? | Как? | Когда? | Кто? |
Определение направлений развития ДОУ | 1. Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования. 2. Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния образовательного пространства ДОУ, выявление «точек развития» | Постоянно Апрель-май | Заведующая Методист |
Разработка концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития | 1. Создание творческой группы по разработке Программы развития ДОУ. 2. Разработка концептуальных подходов Программы развития ДОУ на период 2012-2015г.г. | Февраль Апрель-май | Заведующая Методист |
Разработка механизмов реализации Программы развития. | 1. Разработка целевого проекта «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме». 2. Разработка целевого проекта «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии в ФГТ». 3. Разработка целевого проекта «Формирование учебно- материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ». 4. Разработка целевого проекта «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад-школа». | Сентябрь- декабрь | Заведующая Методист |
Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно- правового, материально- технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса. | 1. Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию Программы развития. 2. Разработка бюджета основных направлений Программы развития. 3. Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательного процесса. 4. Создание творческих групп педагогов, лабораторий для разработки целевых программ. 5. Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников ДОУ. | Постоянно При наличии финансирования Сентябрь- декабрь Сентябрь- октябрь | Заведующая Методист |
Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам | 1. Организация обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, обеспечивающих профессиональный рост и стимулирующих совершенствование педагогического мастерства сотрудников. | Постоянно | Заведующая Методист |
План действия по реализации Программы развития на втором этапе (2012-2014г.г.) | |||
Организация образовательного и обеспечивающих процессов ДОУ в режиме развития. | 1. Реализация целевых проектов «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии в ФГТ», «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ», «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад-школа». | Постоянно | Заведующая Методист |
Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам. | 1. Модернизация организационной структуры управления ДОУ, реформирование системы методического сопровождения инновационной деятельности, создание в ее структуре новых подразделений – лабораторий по разработке нового содержания образования. 2. Проведение работы по сплочению педагогического коллектива, формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов. 3. Проведение семинаров, педагогических часов по подготовке педагогов для реализации программных направлений. 4. Привлечение специалистов научно-методических учреждений и организаций для организации повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО. | 1 полугодие 2012 года Постоянно По плану По необходимости | Заведующая Методист |
Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования при оптимальном режиме образовательной деятельности. | 1. Формирование учебного плана в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО. 2. Разработка примерного календарно-тематического планирования по возрастным группам. 3. Апробирование и корректировка материалов, разработанных творческими группами. 4. Проведение методических недель по представлению позитивного опыта. 5. Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. | Август 2012 года Август 2012 года Постоянно По плану 1 полугодие 2012 года | Заведующая Методист |
Разработка образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО. | 1. Организация работы творческой группы по разработке образовательной программы ДОУ. 2. Сопровождение процесса разработки специалистами научно- методических учреждений, консультирование. 3. Разработка вариативной части образовательной программы ДОУ в соответствии с региональным компонентом, социальнымзаказом и приоритетными направлениями деятельности ДОУ. 4. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. | По плану По необходимости 1 полугодие 2013 года Август 2012 года Постоянно | Заведующая Методист |
Обновление предметно - развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов. | 1.Анализ проекта ФГТ к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников. 3. Проведение работ и приобретение нового оборудования в соответствии с бюджетом Программы развития по направлению «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ» | Постоянно По мере финансирования | Заведующая Методист |
План действия по реализации Программы развития на третьем этапе (2015г.) | |||
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. | 1. Оценка эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, с использованием разработанных механизмов. 2. Анализ основных результатов и эффектов реализации Программы развития и первых результатов внедрения образовательной программы ДОУ, соответствующей ФГТ к структуре ООП ДО. 3. Публикация промежуточных результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт ДОУ, отдельное издание). | Постоянно Постоянно 2012-2015г.г. | Заведующая Методист |
Внедрение, совершенствования и распространение перспективного опыта. | 1. Утверждение программ, учебно-методических комплексов, перспективных планов. 2. Обобщение перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов. 3. Проведение муниципальных семинаров, мастер-классов по основным направлениям образовательной программы и программы развития ДОУ. | По мере готовности 2012-2015г.г. | Заведующая Методист |
Определение новых направлений развития ДОУ | 1. Проведение проблемно- ориентированного анализа деятельности ДОУ по реализации Прог раммы развития. 2. Проведение педагогического совета по итогам реализации Программы развития и согласованию новых направлений развития | 2015г. | Заведующая Методист |
План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы ДОУ.
Раздел 5
Система управления в режиме развития ДОУ
Таблица 5
Режим функционирования | Режим развития | |
Совет педагогов | Проектный совет | |
Контроль | ||
1 уровень – самоанализ, самоконтроль 2 уровень – проектный 3 уровень – административный (фронтальный, тематический, ежедневный, предупредительный) | ||
Методическая работа | ||
Консультации Семинары Практикумы Тренинги Конференции Наставничество | Дискуссии «Круглые столы» Взаимопосещения Семинары-практикумы Тестирования Открытые просмотры | Клуб «Педагогов» Беседы с педагогами Деловые игры Конкурсы Выставки Педагогический ринг |
Формы обеспечения государственно-общественного характера
управления
Схема 3
Раздел 6
Мониторинг реализации Программы развития
Схема 4
Целевые виды контроля в системе мониторинга |
Оперативный | Тематический | Предупредительный | Срезовый | Итоговый | Взаимоконтроль |
Сопутствующие виды контроля в системе мониторинга |