СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ШОКОВЫЕ СОСТОЯНИЯ"
план-конспект занятия

Очиров Александр Арсентьевич

Проверить, углубить, закрепить знания по данной теме. Обеспечить усвоение навыков и умение выполнения учебных манипуляций.

Способствовать формирование ответственности и отношения к избранной специальности, пациенту, его родственникам, коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._shokovye_sostoyaniya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Дисциплина

МДК 03.01 Основы реанимации

Специальность

34.02.01. Сестринское дело

очной формы обучения

Курс

3 курс

Количество часов

6 часов

Место проведения

РЦМСПиМК

ТЕМА: ШОКОВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Цели занятия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. Проверить, углубить, закрепить знания по данной теме. Обеспечить усвоение навыков и умение выполнения учебных манипуляций. 

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными

помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Способствовать формирование ответственности и отношения к избранной специальности, пациенту, его родственникам, коллегам.

Формирование общих компетенций.

ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Способствовать формированию профессионального мышления, навыков общения с пациентами и его родственниками.

Формирование общих компетенций.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, Эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

ОСНАЩЕНИЕ: документация, бланки, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, алгоритмы выполнения учебных манипуляций.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

Зарянская В. Г. Основы реаниматологии и анестезиологии / В.Г. Зарянская. - Изд. 10-е — Ростов н/Дону : Феникс 2012 с. 382

Дополнительная литература:

Учебник В.А.Михельсон, А.В.Маневич «Основы реаниматологии и анестезиологии».

Нормативно-правовая документация:

СанПиН 2.1.3.2630-10

Интернет ресурсы:

http://neotlozhnaya-pomosch.info

 lib.medvestnik.ru

klinmedstud.ucoz.ru

МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при геморрагическом шоке.
  2. Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при травматическом шоке.
  3. Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при анафилактическом шоке.
  4. Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при различных видах ком (мозговой, гипер-, гипогликемической, уремической, печеночной)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

1.

Организационный момент

10мин

2.

Проверка исходного уровня знаний

60 мин

3.

Практическая часть

180 мин

4.

Итоговый контроль

10 мин

5.

Подведение итогов занятия

5 мин

6.

Задание на дом

5 мин

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент
  • внешний вид студентов
  • проверка присутствующих
  • объявляется тема и цели занятия
  • проводится инструктаж по технике безопасности (при работе с  медицинским оборудованием, при работе с биологическими  жидкостями), при выполнении вызова бригады скорой медицинской помощи пациенту.
  1. Проверка исходного уровня знаний (Приложение 1)

Фронтальный опрос

  • Индивидуальный  устный
  • Индивидуальный письменный
  • Проверка внеаудиторной самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сообщения).
  1. Практическая часть
  • Подготовка студентов к самостоятельной работе.
  • Самостоятельная работа студентов. Студенты делятся на микрогруппы по 2-3 человека для работы с пациентами при выполнении вызова скорой медицинской помощи. Во время вызова принимают активное участие, наблюдают, помогают, и отрабатывают учебные манипуляции
  • Подведение итогов самостоятельной работы. Преподаватель предлагает каждому студенту отчитаться о работе и продемонстрировать отработанные манипуляции.
  1. Итоговый контроль. С целью выявления усвоения учебного материала проводится итоговый контроль с использованием ситуационных задач или тестовых заданий. Задания аналогичны тем, что выполнялись на практической части самостоятельно (Приложение 2)
  2. Подведение итогов занятия. Преподаватель анализирует занятие, каждому студенту сообщается оценка, обращает внимание на хорошие ответы и допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на недостаточную подготовленность к занятию.
  3. Задание на дом. Тема: Комы.

Преподаватель: Очиров А.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
  • Определение шока
  • Причины шока
  • Классификация шока
  • Клиника эректильной фазы шока
  • Клиника торпидной фазы шока

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС
  • Гиповолемический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
  • Травматический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
  • Ожоговый шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
  • Анафилактический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ

  1. Лечение олигурии при геморрагическом шоке заключается:

а) в восполнении ОЦК;

б) во внутривенном введении маннита;

в) во внутривенном введении эуфиллина;

г) в проведении гемодилюции;

д) во внутривенном введении лазикса.

2.Эффективность противошоковых мероприятий можно оценить по:            

а) восстановлению АД;

б) увеличению почасового диуреза;

в) снижению температурного градиента между кожей и прямой кишкой;

г) нормализации давления заклинивания легочной артерии;

д) все ответы правильные

3.При травматическом шоке сердечный выброс уменьшается из-за :

а) уменьшения венозного возврата;

б)сердечной недостаточности;

в)снижения основного обмена;

г) снижения общего периферического сопротивления;

д) все ответы правильные

4. Стартовый препарат при анафилактическом шоке :

а)преднизолон;

б) адреналин;

в) эуфиллин;

г) супрастин;

д) хлорид кальция.

5. Гиповолемический шок в результате травмы сопровождается :

а) артериальной гипотензией;

б) венозной гипертензией и тахикардией;

в) артериальной и венозной гипотензией и тахикардией;

г) артериальной гипотензией и венозной гипертензией;

6. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному:

а) вакцин, сывороток

б) сердечно-сосудистых препаратов

в) мочегонных

г) периферических вазодилятаторов

7.Резкое падение АД наблюдается при:

а) анафилактическом шоке

б) крапивнице

в) отеке Квинке

г) аллергическом дерматите

8. Введение адреналина, преднизолона, супрастина, реополиглюкина, обкалывание места укуса или инъекции раствором адреналина – неотложная помощь при:

а) анафилактическом шоке

б) геморрагическом шоке

в) травматическом шоке

г) ожоговом шоке

9.При низком систолическом давлении, обусловленном геморрагическим шоком, на догоспитальном этапе необходимо начать лечение с введения :

а) крови;

б) кровезаменителей;

в)полиглюкина;

г) кристаллоидов;

д) обезболивающих средств.

10. При развитии у больного анафилактического шока необходимо

а) вызвать врача;
б) прекратить введение препарата;
в) придать устойчивое боковое положение;
г) ввести адреналин;
д) всё перечисленное верно

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Задача 1. Пациенту, 35 лет,  назначено амбулаторное лечение ампициллином на фельдшерско-акушерском пункте. Через несколько минут после в/м введения ампициллина пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (“как бы обдало жаром”), головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.

 

Эталоны ответов к задаче

1. Анафилактический шок.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • прекратить введение препарата для прекращения дальнейшего поступления аллергена в организм;
  • обколоть место инъекции препарата 0,3-0,5 мл 0,1% раствора адреналина в 3-5 мл 0,9% раствора хлорида натрия , положить холод для уменьшения всасывания;
  • уложить пациента на спину в положение по Тренделенбургу для улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • ввести 0,3-0,5-1 мл 0,1% раствора адреналина (в/в капельно в разведении 2,5 мкг/мл со скоростью 20-60 капель в мин., в/м или п/к) или 0,2% раствор норадреналина в половинной дозе в/в капельно в качестве кардиотонического вазоконстрикторного и бронходилятационного средства;
  • ввести метилпреднизолон в дозе 1-50 мг/кг в зависимости от степени тяжести шока для восстановления капиллярного кровотока, стабилизации мембраны, предупреждения затяжного течения шока, устранения отека легких;
  • обеспечить проведение ингаляции увлажненным кислородом для устранения гипоксии;
  • наладить в/в инфузию плазмозаменителей (рео и полиглюкина, альбумина из расчета 1-4 мл/кг в первые 10 мин.) для увеличения объема циркулирующей крови;
  • ввести десенсибилизирующие средства (дипразин, тавегил, супрастин в дозе 1-2 мг/кг в/в или в/м, циметадин 2 мл 10% раствора в/м) для уменьшения связывания гистамина с незанятыми гистаминовыми рецепторами. Использовать  димедрол нежелательно, так как он сам освобождает гистамин;
  • использовать  20-60 мл 30% раствора тиосульфата натрия с антитоксической, противовоспалительной и десенсибилизирующей целью;
  • ввести 20 мл 2,4% раствора эуфиллина в течение 15-20 мин. при сохранении стойкого бронхоспазма при стабильной гемодинамике;
  • осуществлять контроль за пульсом, АД для оценки состояния пациента;
  • госпитализировать пациента в виду опасности повторного снижения АД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме Электрокардиография.

Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...