СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ШОКОВЫЕ СОСТОЯНИЯ"
план-конспект занятия
Проверить, углубить, закрепить знания по данной теме. Обеспечить усвоение навыков и умение выполнения учебных манипуляций.
Способствовать формирование ответственности и отношения к избранной специальности, пациенту, его родственникам, коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Дисциплина | МДК 03.01 Основы реанимации |
Специальность | 34.02.01. Сестринское дело очной формы обучения |
Курс | 3 курс |
Количество часов | 6 часов |
Место проведения | РЦМСПиМК |
ТЕМА: ШОКОВЫЕ СОСТОЯНИЯ
Цели занятия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. Проверить, углубить, закрепить знания по данной теме. Обеспечить усвоение навыков и умение выполнения учебных манипуляций. Формирование профессиональных компетенций: | |
ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Способствовать формирование ответственности и отношения к избранной специальности, пациенту, его родственникам, коллегам. Формирование общих компетенций. | |
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | |
РАЗВИВАЮЩАЯ: Способствовать формированию профессионального мышления, навыков общения с пациентами и его родственниками. Формирование общих компетенций. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность ОК 6. Работать в коллективе и в команде, Эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ
ОСНАЩЕНИЕ: документация, бланки, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, алгоритмы выполнения учебных манипуляций.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература | Зарянская В. Г. Основы реаниматологии и анестезиологии / В.Г. Зарянская. - Изд. 10-е — Ростов н/Дону : Феникс 2012 с. 382 |
Дополнительная литература: | Учебник В.А.Михельсон, А.В.Маневич «Основы реаниматологии и анестезиологии». |
Нормативно-правовая документация: | СанПиН 2.1.3.2630-10 |
Интернет ресурсы: | http://neotlozhnaya-pomosch.info lib.medvestnik.ru klinmedstud.ucoz.ru |
МАНИПУЛЯЦИИ:
- Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при геморрагическом шоке.
- Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при травматическом шоке.
- Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при анафилактическом шоке.
- Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при различных видах ком (мозговой, гипер-, гипогликемической, уремической, печеночной)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
1. | Организационный момент | 10мин |
2. | Проверка исходного уровня знаний | 60 мин |
3. | Практическая часть | 180 мин |
4. | Итоговый контроль | 10 мин |
5. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
6. | Задание на дом | 5 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент
- внешний вид студентов
- проверка присутствующих
- объявляется тема и цели занятия
- проводится инструктаж по технике безопасности (при работе с медицинским оборудованием, при работе с биологическими жидкостями), при выполнении вызова бригады скорой медицинской помощи пациенту.
- Проверка исходного уровня знаний (Приложение 1)
Фронтальный опрос
- Индивидуальный устный
- Индивидуальный письменный
- Проверка внеаудиторной самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сообщения).
- Практическая часть
- Подготовка студентов к самостоятельной работе.
- Самостоятельная работа студентов. Студенты делятся на микрогруппы по 2-3 человека для работы с пациентами при выполнении вызова скорой медицинской помощи. Во время вызова принимают активное участие, наблюдают, помогают, и отрабатывают учебные манипуляции
- Подведение итогов самостоятельной работы. Преподаватель предлагает каждому студенту отчитаться о работе и продемонстрировать отработанные манипуляции.
- Итоговый контроль. С целью выявления усвоения учебного материала проводится итоговый контроль с использованием ситуационных задач или тестовых заданий. Задания аналогичны тем, что выполнялись на практической части самостоятельно (Приложение 2)
- Подведение итогов занятия. Преподаватель анализирует занятие, каждому студенту сообщается оценка, обращает внимание на хорошие ответы и допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на недостаточную подготовленность к занятию.
- Задание на дом. Тема: Комы.
Преподаватель: Очиров А.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Определение шока
- Причины шока
- Классификация шока
- Клиника эректильной фазы шока
- Клиника торпидной фазы шока
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС
- Гиповолемический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
- Травматический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
- Ожоговый шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
- Анафилактический шок. Дать характеристику. Оказание неотложной помощи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ
- Лечение олигурии при геморрагическом шоке заключается:
а) в восполнении ОЦК;
б) во внутривенном введении маннита;
в) во внутривенном введении эуфиллина;
г) в проведении гемодилюции;
д) во внутривенном введении лазикса.
2.Эффективность противошоковых мероприятий можно оценить по:
а) восстановлению АД;
б) увеличению почасового диуреза;
в) снижению температурного градиента между кожей и прямой кишкой;
г) нормализации давления заклинивания легочной артерии;
д) все ответы правильные
3.При травматическом шоке сердечный выброс уменьшается из-за :
а) уменьшения венозного возврата;
б)сердечной недостаточности;
в)снижения основного обмена;
г) снижения общего периферического сопротивления;
д) все ответы правильные
4. Стартовый препарат при анафилактическом шоке :
а)преднизолон;
б) адреналин;
в) эуфиллин;
г) супрастин;
д) хлорид кальция.
5. Гиповолемический шок в результате травмы сопровождается :
а) артериальной гипотензией;
б) венозной гипертензией и тахикардией;
в) артериальной и венозной гипотензией и тахикардией;
г) артериальной гипотензией и венозной гипертензией;
6. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному:
а) вакцин, сывороток
б) сердечно-сосудистых препаратов
в) мочегонных
г) периферических вазодилятаторов
7.Резкое падение АД наблюдается при:
а) анафилактическом шоке
б) крапивнице
в) отеке Квинке
г) аллергическом дерматите
8. Введение адреналина, преднизолона, супрастина, реополиглюкина, обкалывание места укуса или инъекции раствором адреналина – неотложная помощь при:
а) анафилактическом шоке
б) геморрагическом шоке
в) травматическом шоке
г) ожоговом шоке
9.При низком систолическом давлении, обусловленном геморрагическим шоком, на догоспитальном этапе необходимо начать лечение с введения :
а) крови;
б) кровезаменителей;
в)полиглюкина;
г) кристаллоидов;
д) обезболивающих средств.
10. При развитии у больного анафилактического шока необходимо
а) вызвать врача;
б) прекратить введение препарата;
в) придать устойчивое боковое положение;
г) ввести адреналин;
д) всё перечисленное верно
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задача 1. Пациенту, 35 лет, назначено амбулаторное лечение ампициллином на фельдшерско-акушерском пункте. Через несколько минут после в/м введения ампициллина пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (“как бы обдало жаром”), головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.
Эталоны ответов к задаче
1. Анафилактический шок.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
- прекратить введение препарата для прекращения дальнейшего поступления аллергена в организм;
- обколоть место инъекции препарата 0,3-0,5 мл 0,1% раствора адреналина в 3-5 мл 0,9% раствора хлорида натрия , положить холод для уменьшения всасывания;
- уложить пациента на спину в положение по Тренделенбургу для улучшения кровоснабжения головного мозга;
- ввести 0,3-0,5-1 мл 0,1% раствора адреналина (в/в капельно в разведении 2,5 мкг/мл со скоростью 20-60 капель в мин., в/м или п/к) или 0,2% раствор норадреналина в половинной дозе в/в капельно в качестве кардиотонического вазоконстрикторного и бронходилятационного средства;
- ввести метилпреднизолон в дозе 1-50 мг/кг в зависимости от степени тяжести шока для восстановления капиллярного кровотока, стабилизации мембраны, предупреждения затяжного течения шока, устранения отека легких;
- обеспечить проведение ингаляции увлажненным кислородом для устранения гипоксии;
- наладить в/в инфузию плазмозаменителей (рео и полиглюкина, альбумина из расчета 1-4 мл/кг в первые 10 мин.) для увеличения объема циркулирующей крови;
- ввести десенсибилизирующие средства (дипразин, тавегил, супрастин в дозе 1-2 мг/кг в/в или в/м, циметадин 2 мл 10% раствора в/м) для уменьшения связывания гистамина с незанятыми гистаминовыми рецепторами. Использовать димедрол нежелательно, так как он сам освобождает гистамин;
- использовать 20-60 мл 30% раствора тиосульфата натрия с антитоксической, противовоспалительной и десенсибилизирующей целью;
- ввести 20 мл 2,4% раствора эуфиллина в течение 15-20 мин. при сохранении стойкого бронхоспазма при стабильной гемодинамике;
- осуществлять контроль за пульсом, АД для оценки состояния пациента;
- госпитализировать пациента в виду опасности повторного снижения АД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов кровообращения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме Электрокардиография.
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методика обследования пациентов с патологией системы кроветворения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...