Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы
учебно-методический материал
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tema_6_es.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическому занятию
ПМ: 01.Диагностическая деятельность
МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии
Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп
Тема № 6 «Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы».
Форма проведения: семинарско-практическое занятие.
Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).
Компетенции ОК (ПК):
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели занятия:
Учебная: научиться самостоятельно проводить обследование пациента с заболеваниями органов эндокринной системы.
Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.
Обучающийся должен уметь: выявить основные жалобы пациента, сгруппировать их по синдромам, дать оценку общего состояния пациента, положения в постели, состояния сознания, кожных покровов, подкожно-жирового слоя, щитовидной железы, наличие глазных симптомов.
Обучающийся должен знать: методы исследования пациентов с патологией эндокринной системы.
Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов. Тестовый контроль.
Структура занятия:
- Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
- Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
- Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
- Актуализация опорных знаний.
- Выполнение учебных задач.
- Контроль практических навыков.
- Проверка самостоятельной работы студента.
Учебные вопросы:
1. Какие известны органы эндокринной системы? Перечислить.
2. Что такое гормоны? Какова их функция?
3.Какие гормоны выделяет гипоталамус и какое их действие на организм?
4. Какие гормоны выделяет гипофиз и какое их действие на организм?
5.Какие гормоны выделяет щитовидная железа и какое их действие на организм?
6.Какое действие оказывает гормон паращитовидной железы?
7.Какова функция поджелудочной железы? Какие гормоны поджелудочной железы и их функция?
8.Какие гормоны выделяют надпочечники и их функция?
9. Какие гормоны выделяют половые железы их функция?
10.Перечислить основные жалобы больных при заболеваниях эндокринной системы.
11. Какие симптомы указывают на гиперфункцию щитовидной железы?
12.Какие основные жалобы у больных при гипофункции щитовидной железы?
13. Какое диагностическое значение имеет пальпация щитовидной железы?
14. Перечислить лабораторные и инструментальные методы исследования щитовидной железы.
15. Перечислить основные жалобы больных с сахарным диабетом.
16.Какие лабораторные показатели отражают состояние углеводного обмена?
17.О чём свидетельствует появление сахара и ацетона в моче?
18.С какой целью проводятся экспресс – методы определения глюкозы в крови и моче?
19. Дайте определение следующим понятиям:
--гиперфункция --глюкозурия --полиурия
--экзофтальм--гипергликемия--тремор
--акромегалия --зоб --гирсутизм
20. Какие известны болезни гипофиза? Перечислить.
21. Какие болезни щитовидной железы Вы знаете?
22. Какие бывают болезни надпочечников?
23. Какие болезни поджелудочной железы известны? Перечислить
Задания для самостоятельной работы:
Тесты.
Вариант 1
1.Значительное повышение аппетита может быть симптомом:
А) гипотиреоза
Б) паратиреоза
В) сахарного диабета
Г) акромегалии
2.Гипофизарный нанизм – это:
А) синдром Иценко-Кушинга
Б) карликовость
В) Базедова болезнь
Г) гигантизм
3. К гипофункции щитовидной железы относится:
А) карликовость
Б) тиреотоксикоз
В) микседема
Г) гипокортицизм
4. В мозговом слое надпочечников вырабатывается:
А) инсулин
Б) кальцитонин
В) адреналин
Г) паратгормон
5.Глазные симптомы, блеск глаз, экзофтальм характерны для:
А) гипотиреоза
Б) адреналового криза
В) диффузного токсического зоба
Г) гипопаратиреоза
6. Лунообразное лицо, оволосение по мужскому типу характерно для:
А) гипопаратиреоза
Б) гиперпаратиреоза
В) болезни Иценко-Кушинга
Г) микседемы
7. Развитие болезни в молодом возрасте, резкое начало, «волчий» аппетит, жажда, зуд кожи, половых органов характерно для:
А) сахарного диабета 2 типа
Б) сахарного диабета 1 типа
В) гипертиреоза
Г) микседемы
8. Заболевание кретинизм – задержка роста, полового и психического развития, нарушение пропорций тела развивается при:
А) гиперфункции щитовидной железы
Б) гипофункции щитовидной железы
В) гиперфункции половых желез
Г) гипофункции поджелудочной железы
9. Какой из нижеперечисленных гормонов обеспечивает половую функцию организма, развитие вторичных половых признаков:
А) адреналин
Б) альдостерон
В) андрогены
Г) инсулин
10. Какой гормон ускоряет транспорт глюкозы в клетки, превращает глюкозу в гликоген для запаса:
А) глюкагон
Б) кортизон
В) альдостерон
Г) инсулин
Вариант 2
1.Полидипсия это симптом:
А) эутиреоза
Б) адреналового криза
В) гипотиреоза
Г) сахарного диабета
2.Что произойдет если гормон роста соматотропин не будет вырабатываться с рождения:
А) гигантизм
Б) акромегалия
В) карликовость
Г) несахарный диабет
3. Какие факторы среды могут способствовать снижению функции щитовидной железы:
А) отсутствие витаминов в пище
Б) малоподвижность
В) недостаток йода в питьевой воде
Г) отсутствие железа в пище
4. Полоски растяжения на коже розовато-лилового цвета (стрии) характерны для:
А) сахарного диабета 1 типа
Б) сахарного диабета 2 типа
В) болезни Иценко-Кушинга
Г) остеомаляции
5. Сильный зуд кожных покровов, расчесы, гнойничковые заболевания характерны для:
А) болезни Иценко-Кушинга
Б) тиреотоксикоза
В) сахарного диабета
Г) Базедовой болезни
6. Увеличение размеров носа, губ, ушей может быть признаком:
А) гипофизарного нанизма
Б) акромегалии
В) тиреотоксикоза
Г) микседемы
7. Искривление кисти руки («рука акушера») бывает при:
А) гипофункция паращитовидных желез
Б) гиперфункция паращитовидных желез
В) гипофункция щитовидной железы
Г) гиперфункция щитовидной железы
8. Лицо в виде «маски застывшего ужаса» бывает при:
А) гипопаратиреозе
Б) диффузном токсическом зобе
В) акромегалии
Г) болезни Иценко-Кушинга
9. При каком заболевании может быть дистрофия миокарда, мерцательная аритмия, пульс высокого наполнения:
А) тиреотоксикоз
Б) паратиреоз
В) акромегалия
Г) гипотиреоз
10. Объективно: сухая бледная кожа, одутловатое лицо, кожа не собирается в складку из-за отека. Это:
А) адреналовый криз
Б) микседема
В) гипертиреоз
Г) сахарный диабет
Литература.
Основная:
1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.
2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н. Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.
Дополнительная:
1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.
Интернет-ресурсы:
1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html
2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html
3. Эндокринология [Электронный ресурс] : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев - М. : Литтерра, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785423501594.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов кровообращения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методика обследования пациентов с патологией системы кроветворения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...