Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheksaya_razrabotka_zanyatie_1_ds.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 1 «Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания».

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная: Овладеть методами объективного обследования больного с патологией органов дыхания. Оценивать состояние больного при заболеваниях органов дыхания. Освоение  общих и профессиональных компетенций.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Воспитание этики и профессионализма медицинского работника, чувства ответственности за жизнь человека.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: оценить состояние сознания, положение, телосложение пациента, оценить состояние кожных покровов и видимых слизистых,

Обучающийся должен знать: методику общего осмотра, понятие пальпации, понятие перкуссии,  понятие аускультации.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов, фонендоскоп. Тестовый контроль. Задачи.

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

1. Физикальное обследование пациента с заболеваниями органов дыхания.

2. Перкуссия легких.

3. Аускультация легких. Характеристика дыхательных шумов.

4. Интерпретация полученных данных.

5. Оценка лабораторных и инструментальных исследований при заболеваниях органов дыхания.

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

Вариант 1

1.Грудная клетка, имеющая одинаковый переднезадний и боковые размеры:

А) килевидная

Б) эмфизематозная

В) ладьевидная

Г) паралитическая

2. В мокроте у больного обнаружено большое количество эозинофилов. При каком заболевании это часто бывает:

А) крупозная пневмония

Б) бронхопневмония

В) бронхиальная астма

Г) хронический бронхит

3. Какой перкуторный звук появляется при эмфиземе легких:

А) абсолютно тупой

Б) ясный легочный

В) притупление с тимпаническим оттенком

Г) коробочный

4. При перкуссии легких над областью уплотнения легочной ткани определяется:

А) легочный перкуторный звук

Б) абсолютная тупость («печеночный» звук)

В) коробочный перкуторный звук

Г) тимпанит

5. При какой патологии обычно выслушиваются влажные хрипы в легких?

А) пневмоторакс

Б) бронхит

В) плевральный выпот

Г) рак легкого

6. Какой перкуторный звук появляется при начальной стадии воспаления?

А) абсолютно тупой (бедренный) или притупленный

Б) ясный легочный

В) тимпанический

Г) притупление с тимпаническим оттенком

7. В мокроте обнаружены кристаллы Шарко-Лейдена. О каком заболевании можно думать?

А) очаговая пневмония

Б) хронический бронхит

В) экссудативный плеврит

Г) бронхиальная астма

8. Крепитация выслушивается:

А) только в начале вдоха

Б) только в начале выдоха

В) в начале и в конце выдоха

Г) только в конце выдоха

9. Основной механизм появления жесткого  дыхания:

А) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота)

Б) проведение на поверхность грудной клетки ларинго-трахеального дыхания

В)  наличие небольшого очага уплотнения легочной ткани

Г) усиление колебаний стенки альвеол при дыхании

10. Чем обусловлено появление сухих (свистящих) дискантовых хрипов:

А) вязкая мокрота в крупных бронхах

Б) вязкая мокрота в мелких бронхах или их спазм

В) жидкая мокрота в крупных бронхах

Г) жидкая мокрота в мелких бронхах

Вариант 2

1.Выраженная атрофия мышц грудной клетки наблюдается при:

А) воронкообразной грудной клетке

Б) паралитической грудной клетке

В) рахитичекой грудной клетке

Г)  бочкообразной грудной клетке

2. Голосовое дрожание при ателектазе:

А) не проводится

Б) усилено

В) без изменений

Г) усилено незначительно

3. Тупой звук не возникает при наличии в легких:

А) полости

Б) выпота

В) выраженных утолщений плевры

Г) инфильтрации легочной ткани

4. Усиление голосового дрожания определяется при:  

А) уплотнении легочной ткани

Б) эмфиземе

В) скоплении жидкости в плевральной полости

Г) бронхиальной обструкции

5. По какой линии начинают определять нижнюю границу легкого слева?

А) по окологрудинной

Б) по передней срединной

В) по среднеключичной

Г) по передней подмышечной

6. Наиболее характерным клиническим симптомом дыхательной недостаточности является:

А) одышка

Б) потливость

В) цианоз

Г) кашель

7. Аускультативный звук напоминающий «хруст снега»:

А)  мелкопузырчатые хрипы

Б) шум трения плевры

В) крупнопузырчатые хрипы

Г) среднепузырчатые хрипы

8. При аускультации над областью плеврального выпота выслушивается:

А) везикулярное дыхание

Б) резко ослабленное дыхание или не проводится

В) бронхиальное дыхание

Г) амфорическое дыхание

9.Втяжение межреберных промежутков в нижнебоковых отделах грудной клетки может быть при:

А) эмфиземе

Б) фиброзе

В) гидротораксе

Г) склерозе

10. При воспалительном уплотнении доли легкого возможно:

А) только отставание в дыхании половины грудной клетки

Б) отставание в дыхании, сглаживание межреберных промежутков

В) увеличение передне-заднего и поперечного размеров грудной клетки

Г) уменьшение половины грудной клетки

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419625.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"

Методическая разработка предназначена для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность специальности 31.02.01 Лечебное дело. Правильно назначенное лечение - это результат ...

презентация для практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность специальность 31.02.01. Лечебное дело Тема занятия "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"

презентация для практического занятия по теме "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания" ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело...