Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические  рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tema_5_mps.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 5 «Методика обследования пациентов с болезнями мочеполовой системы».

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная: научиться проводить обследование пациента при заболеваниях органов системы мочевыделения, методике осмотра пациента,  освоение  общих и профессиональных компетенций.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: собрать анамнез у пациента с заболеваниями мочевыделительной системы, провести осмотр пациента, провести перкуссию и пальпацию почек.

Обучающийся должен знать: методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов. Тестовый контроль. 

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

1. Основные симптомы при заболеваниях МВС.

2. Основные синдромы при заболеваниях МВС.

3. Основные методы исследования.

4. Что включает в себя опрос пациентов с заболеваниями МВС.

5. Что включает в себя осмотр пациентов с заболеваниями МВС.

6. Как проводят перкуссию почек.

7. Как проводят пальпацию почек.

8. Основные лабораторные методы исследования заболеваний МВС.

9. Общей анализ мочи - показатели.

10. Нормальные показатели анализа мочи по Нечипоренко.

11. Проба Реберга-Тареева.

12. Проба по Зимницкому.

13. Основные инструментальные методы исследования заболеваний МВС.

14.УЗИ почек и мочевого пузыря: цель и способы подготовки.

15. Урография: цель и способы подготовки.

16. Цистография: цель и способы подготовки.

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

ВАРИАНТ 1

1.  ГЕМАТУРИЯ - ЭТО

А) появление в моче белка

Б) появление в моче эритроцитов

В) появление в моче лейкоцитов

Г) появление в моче цилиндров

2. УРЕМИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ

А) остром пиелонефрите

Б) хроническом гломерулонефрите

В) остром гломерулонефрите

Г) хронической почечной недостаточности

3. НИКТУРИЯ - ЭТО

А) задержка выделения мочи

Б) преобладание ночного диуреза над дневным

В) снижение удельного веса мочи

Г) выделение мочи малыми порциями

4.  ГИПОСТЕНУРИЯ - ЭТО

А) уменьшение частоты мочеиспускания

Б) уменьшение количества мочи

В) снижение удельного веса мочи

Г) недержание мочи

5.  МОЧА ЦВЕТА «МЯСНЫХ ПОМОЕВ» ХАРАКТЕРНА ДЛЯ

А) гемолитической желтухи

Б) гломерулонефрита

В) пиелонефрита

Г) сахарного диабета

6. ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК БОЛЬНЫМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДИЕТА

А) диета № 1

Б) диета № 5

В) диета № 7

Г) диета № 9

7. НАЗОВИТЕ ОСНОВНОЙ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОСТРОГО ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТА

А) стафилококк

Б) клебсиелла

В) ß-гемолитический стрептококк группы А

Г) синегнойная палочка

8. САМЫМ ДОСТОВЕРНЫМ ПРИЗНАКОМ ХПН ЯВЛЯЕТСЯ

А) артериальная гипертензия

Б) гиперкалиемия

В) повышение уровня креатинина крови

Г) олигурия

9. ВОСПАЛЕНИЕ ПОЧЕК ЭТО:

А) нефроз

Б) уремия

В) нефрит

Г) уретрит

10. ЗУД КОЖИ МОЖЕТ БЫТЬ СИМПТОМОМ ПРИ:

А) пиелонефрите

Б) почечной недостаточности

В) цистите

Г) мочекаменной болезни

ВАРИАНТ 2

1. УКАЖИТЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧЕЧНЫХ ОТЕКОВ

А) начинаются с нижних конечностей

Б) появляются к вечеру

В) начинаются с лица

Г) плотные

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СИМПТОМ ПАСТЕРНАЦКОГО БЫВАЕТ ПРИ

А) гломерулонефрите

Б) пиелонефрите

В) цистите

Г) гипертонической болезни

3. ДЛЯ НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА ХАРАКТЕРНО

А) анемия

Б) значительная протеинурия

В) гипобилирубинемия

Г) гиперпротеинемия

4. ПИУРИЯ - ЭТО

А) появление в моче белка

Б) появление в моче эритроцитов

В) появление в моче гноя

Г) появление в моче цилиндров

5. АНУРИЯ - ЭТО

А) выделение за сутки менее 50 мл мочи

Б) выделение за сутки менее 500 мл мочи

В) выделение за сутки менее 200 мл мочи

Г) выделение за сутки менее 300 мл мочи

6.  КЛАССИЧЕСКАЯ ТРИАДА СИМПТОМОВ ОСТРОГО ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

А) отеки, одышка, гематурия

Б) отеки, гипертония, гематурия

В) отеки, гипертония, сердцебиение

Г) отеки, гематурия, сердцебиение

7. КЛИНИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ FACIES NEFRITICAЯВЛЯЮТСЯ

А) отеки лица, бледность кожи

Б) отеки лица, акроцианоз

В) отеки лица, геморрагическая сыпь на лице

Г) отеки лица, гиперемия кожи

8.  СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПОЧЕК ЯВЛЯЕТСЯ

А) почечное тельце

Б) долька

В) фолликул

Г) нефрон

9.  ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ ИНФЕКЦИИ ОСТРЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ

А) 10-12 дней

Б) 3-4 дня

В) неделя

Г) месяц

10. ЧАСТЫЕ ПОЗЫВЫ НА МОЧЕИСПУСКАНИЕ ЭТО:

А) полиурия

Б) олигурия

В) поллакиурия

Г) дизурия

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2013, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Пропедевтика внутренних болезней. Нефрология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970427170.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»  и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...