Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов кровообращения
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatie_2_sss.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 2 «Методы исследования пациентов с заболеваниями органов кровообращения».

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная: Уметь провести субъективное и объективное обследование пациента при заболеваниях органов кровообращения. Знать методику общего и детального осмотра пациента, методику пальпации, перкуссии и аускультации.

Воспитательная: формировать ответственный подход к обследованию пациента, учитывая все принципы деонтологии.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: планировать обследование пациента, осуществлять сбор анамнеза, применять различные методы обследования пациента, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики.

Обучающийся должен знать: методы физикального обследования пациентов с заболеваниями органов кровообращения. Лабораторные и инструментальные методы исследования.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов. Тестовый контроль. 

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

1. Физикальное обследование органов кровообращения:

-осмотр области сердца и сосудов,

-пальпация верхушечного толчка и сосудов,

-определение границ сердца,

-аускультация сердца

2. Знакомство с методиками проведения лабораторных и инструментальных методов исследования системы кровообращения.

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

Вариант 1

1.Facies mitralе»- это:

А) желтушный оттенок лица

Б) лицо с характерным румянцем

В) бледное лицо

Г) лимонно-желтый оттенок лица

2. Оттенок лица бледный и синюшный одновременно бывает при:

А) стенозе устья легочной артерии

Б) аортальной недостаточности

В) митральной недостаточности

Г) аортальном стенозе

3. Боль при стенокардии длится до:

А) 10-15 мин

Б) 20-25 мин

В) 20-30 мин

Г) 30-35 мин

4. Сердцебиения в виде приступов возникают при:

А) сердечной недостаточности

Б) пароксизмальной тахикардии

В) блокаде правой ножки пучка Гиса

Г) стенокардии

5. Приступы удушья могут появляться при:

А) недостаточности правого желудочка

Б) недостаточности левого желудочка

В) стенозе митрального отверстия

Г) стенозе устья аорты

6. Поперечник относительной тупости сердца составляет:

А) 11-13 см

Б) 11-12 см

В) 13-14 см

Г) 14-15 см

7. Правая граница абсолютной тупости сердца соответствует:

А) левой срединноключичной линии

Б) левому краю грудины

В) 4 см от левой срединноключичной линии 

Г) 2 см от левой подмышечной линии

8. Тон сердца состоящий из клапанного и сосудистого компонентов:

А) 1 тон

Б) 2 тон

В) 3 тон

Г) 4 тон

9. Первая точка аускультации:

А) второе межреберье, справа

Б) второе межреберье, слева

В) точка Боткина-Эрба

Г) верхушка сердца

10 . Усиление нормальных тонов сердца возможно при:

А) сахарном диабете

Б) гипотиреозе

В) тиреотоксикозе

Г) ожирении

Вариант 2

1.Кожные покровы имеют восковидный желтоватый оттенок при:

А) почечной недостаточности

Б) бактериальном септическом эндокардите

В) миокардите

Г) сердечной недостаточности

2.Симптом Мюссе встречается при:

А) рестриктивной кардиомиопатии

Б) недостаточности клапанов аорты

В) митральной регургитации

Г) инфекционном эндокардите

3.Пульсация в эпигастральной области может быть при:

А) гипертрофии левого желудочка

Б) гипертрофии правого желудочка

В) гипертрофии левого предсердия

Г) гипертрофии правого предсердия

4. Боль при остром коронарном синдроме не иррадиирует в:

А) левую лопатку

Б) левое плечо

В) нижнюю челюсть слева

Г) нижнюю половину туловища

5. Метод исследования сердца позволяющий слышать звуковые волны сопровождающие работу сердца:

А) перкуссия

Б) пальпация

В) ЭКГ

Г) аускультация

6. В норме верхушечный толчок расположен:

А) 2 см кнутри от передней подмышечной лини в VI межреберье

Б) на уровне III межреберья на 2 см кнутри от левой срединноключичной линии

В) на уровне V межреберья на 1–2 см кнутри от левой срединноключичной линии

Г) по окологрудинной линии в V межреберье

7. Акцент II  тона над аортой бывает при:

А) острых интоксикациях

Б) неврозах

В) гипертонической болезни

Г) энцефалопатии

8. Вторая точка аускультации:

А) во втором межреберье, справа

Б) в области мечевидного отростка 

В) в области верхушки сердца

Г) в III межреберье слева от грудины

9. Лучше всего выслушивается митральный клапан:

А) в положении стоя

Б) в положении лежа на правом боку

В) в положении лежа на левом боку

Г) в положении сидя

10 Четвертая точка аускультации сердца расположена:

А) левый край грудины между 3 и 4 ребром
Б) верхушка сердца
В) в точке соединения 5 ребра с правой стороны грудной клетки
Г) между 2 и 3 ребром справа от грудины

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419632.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм обследования пациентов с заболеваниями органов кровообращения

Алгоритм обследования пациентов с заболеваниями органов кровообращения в различных клинических ситуациях (ФАП, СМП)...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...