СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. КОМЫ
план-конспект занятия
Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при различных видах ком (мозговой, гипер-, гипогликемической, уремической, печеночной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._komy.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Дисциплина | МДК 03.01 Основы реанимации |
Специальность | 34.02.01. Сестринское дело очной формы обучения |
Курс | 3 курс |
Количество часов | 6 часов |
Место проведения | РЦМСПиМК |
ТЕМА: КОМЫ
Цели занятия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ. Проверить, углубить, закрепить знания по данной теме. Обеспечить усвоение навыков и умение выполнения учебных манипуляций. Формирование профессиональных компетенций: | |
ПК 3.1.Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Способствовать формирование ответственности и отношения к избранной специальности, пациенту, его родственникам, коллегам. Формирование общих компетенций. | |
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | |
РАЗВИВАЮЩАЯ: Способствовать формированию профессионального мышления, навыков общения с пациентами и его родственниками. Формирование общих компетенций. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность ОК 6. Работать в коллективе и в команде, Эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ
ОСНАЩЕНИЕ: Документация, бланки, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, алгоритмы выполнения учебных манипуляций.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература | Зарянская В. Г. Основы реаниматологии и анестезиологии / В.Г. Зарянская. - Изд. 10-е — Ростов н/Дону : Феникс 2012 с. 382 |
Дополнительная литература: | Учебник В.А.Михельсон, А.В.Маневич «Основы реаниматологии и анестезиологии». |
Нормативно-правовая документация: | СанПиН 2.1.3.2630-10 |
Интернет ресурсы: | http://neotlozhnaya-pomosch.info lib.medvestnik.ru klinmedstud.ucoz.ru |
МАНИПУЛЯЦИИ:
- Алгоритм оказания доврачебной неотложной помощи при различных видах ком (мозговой, гипер-, гипогликемической, уремической, печеночной)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
1. | Организационный момент | 10мин |
2. | Проверка исходного уровня знаний | 60 мин |
3. | Практическая часть | 180 мин |
4. | Итоговый контроль | 10 мин |
5. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
6. | Задание на дом | 5 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент
- внешний вид студентов
- проверка присутствующих
- объявляется тема и цели занятия
- проводится инструктаж по технике безопасности (при работе с медицинским оборудованием, при работе с биологическими жидкостями), при выполнении вызова бригады скорой медицинской помощи пациенту.
- Проверка исходного уровня знаний (Приложение 1)
Фронтальный опрос
- Индивидуальный устный
- Индивидуальный письменный
- Проверка внеаудиторной самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сообщения).
- Практическая часть
- Подготовка студентов к самостоятельной работе.
- Самостоятельная работа студентов. Студенты делятся на микрогруппы по 2-3 человека для работы с пациентами при выполнении вызова скорой медицинской помощи. Во время вызова принимают активное участие, наблюдают, помогают, и отрабатывают учебные манипуляции
- Подведение итогов самостоятельной работы. Преподаватель предлагает каждому студенту отчитаться о работе и продемонстрировать отработанные манипуляции.
- Итоговый контроль. С целью выявления усвоения учебного материала проводится итоговый контроль с использованием ситуационных задач или тестовых заданий. Задания аналогичны тем, что выполнялись на практической части самостоятельно (Приложение 2)
- Подведение итогов занятия. Преподаватель анализирует занятие, каждому студенту сообщается оценка, обращает внимание на хорошие ответы и допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на недостаточную подготовленность к занятию.
- Задание на дом. Тема: Острая дыхательная недостаточность.
Преподаватель: Очиров А.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Кома. Дать определение.
- Характеристика коматозного состояния.
- Диагностика коматозного состояния
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС
- Классификация ком.
- Шкала Глазго. Перечислить показатели.
- Гипогликемическая кома. Клиника. Неотложная помощь.
- Гипергликемическая помощь. Клиника Неотложная помощь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Решение тестов
1.Кома – это состояние:
а) пароксизмального выключения сознания
б) отсутствие сознания и реакции на болевые раздражители
в) выраженных нейровегетативных нарушений
г) универсальной реакции мозга на повреждение
2. Причиной возникновения гипогликемической комы являются:
а) передозировка инсулина
б) переедание углеводов
в) недостаточная доза инсулина
г) прием гипотензивных препаратов
3. Неотложная помощь при гипогликемической коме состоит в введении:
а) инсулина внутривенно
б) инсулина подкожно
в) глюкозы внутривенно
г) актрапида внутривенно
4. Неотложная помощь на догоспитальном этапе при диабетической коме состоит в введении:
а) раствора натрия хлорида и 10 ЕД инсулина внутривенно
б) раствора натрия гидрокарбоната и 100 ЕД инсулина внутривенно
в) раствора глюкозы и 10 ЕД гепарина внутривенно
г) раствора аминокапроновой кислоты и викасола
5. При диабетической коме изо рта больного специфический запах, напоминающий запах:
а) алкоголя
б) ацетона
в) аммиака
г) тухлых яиц
6. При гипогликемической коме кожные покровы у больного:
а) сухие, со следами расчетов
б) влажные, обычной окраски
в) обычной влажности с высыпаниями в виде крапивницы
г) сухие, горячие на ощупь
7.Для купирования диабетической комы применяют инсулины:
а) короткого действия
б) среднего действия
в) длительного действия
г) пролонгированного действия
8. Внезапное начало, повышение тонуса глазных яблок, отсутствие запаха ацетона, повышение рефлексов, быстрый эффект от введения глюкозы – признаки:
а) гипогликемической комы
б) диабетической комы
в) гипотиреоидной комы
г) уремической комы
9. Кома – это:
а) значительная степень торможения ЦНС
б) значительная степень возбуждения ЦНС
в) значительная степень угнетения сердечно-сосудистой деятельности
г) значительная степень возбуждения сердечно-сосудистой деятельности
10.Неотложная помощь при гипогликемической коме состоит в введении:
а) инсулина внутривенно
б) инсулина подкожно
в) глюкозы внутривенно
г) актрапида внутривенно
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задача 1. На фельдшерский пункт с улицы доставлен пациент. Он одет неопрятно, на одежде следы рвотных масс, запах алкоголя и мочи. Т-36º. В контакт не вступает, реагирует на болевые раздражители движениями. Лицо пастозное, гиперемировано, симметричное. Видимых повреждений нет. Зрачки симметричные, слегка сужены, реакция их на свет снижена. Мышечный тонус снижен, сухожильные рефлексы сохранены. ЧДД 26 уд./мин. Тоны сердца ритмичные. ЧСС 90 уд./мин. АД 105/60 мм рт.ст.
Эталон ответа
1. Алкогольная кома.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
- провести промывание желудка (кома является относительным противопоказанием для промывания желудка и необходимо убедиться, что зонд не находится в дыхательных путях), ввести солевое слабительное, активированный уголь через зонд для освобождения ЖКТ от отравляющего вещества;
- начать инфузионную терапию (реополиглюкин и полиглюкин, 0,9% раствор хлорида натрия, 5% раствор глюкозы, 4% раствор соды в/в) для выведения всосавшегося алкоголя из органов и тканей;
- ввести унитиола 5% - 10 мл, тиосульфата натрия 30% - 30-40 мл в/в для нейтрализации отравляющего вещества;
- ввести в/в манитол 15% (разовая доза 1-1,5 г/кг), лазикс 2-4 мл, оксибутират натрия 10-20 мл, преднизолон 120-150 мг для борьбы с отеком мозга;
- провести оксигенотерапию для борьбы с гипоксией мозга;
- госпитализировать больного в токсикологическое отделение. Во время транспортировки проводить профилактику устранения острых дыхательных нарушений (аспирации рвотных масс, западения языка).
Задача 2. Фельдшер школы вызван в класс к пациенту 18 лет, страдающему инсулинзависимым сахарным диабетом. Со слов одноклассников несколько минут назад он пожаловался на чувство голода, дрожь, потливость, затем потерял сознание. Кожа бледная, влажная. Гипертонус мышц. Зрачки расширенные. Дыхание нормальное. Пульс 100 уд./мин. АД 130/90 мм рт.ст.
Эталон ответа
1. Гипогликемическая кома.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
- оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
- придать пациенту устойчивое боковое положение для профилактики западения языка, асфиксии и аспирации масс;
- произвести ревизию ротовой полости для извлечения остатков пищи, предотвращения асфиксии;
- ввести в/в 60-80 мл 40% раствора глюкозы (не более 100 мл) для повышения уровня сахара в крови. Если сознание не восстановилось - 2мл 10% раствора глюкагона в/м, если последний не эффективен - 1мл 0,1% раствора адреналина или 75-125 мг гидрокортизона в/м.
- ввести при отсутствии эффекта 400-600 мл 5% глюкозы без инсулина в/в и 40 мг лазикса в/м для борьбы с отеком мозга;
- установить причину гипогликемии, устранить ее и обучить пациента самоконтролю
Задача 3. Вызов фельдшера медпункта на дом. У 18 летней пациентки с инсулинзависимым сахарным диабетом в течение недели отмечались слабость, тошнота, рвота, апатия, оглушенность. По рекомендации врача получала 32 ед. протофана, 8 ед. актрапида. Более точный анамнез заболевания уточнить не удалось- пациентка из социально неблагополучной семьи. Отмечается рубеоз лица. Кожа и слизистые сухие. Тургор кожи снижен. “Мягкие” глазные яблоки. Тоны сердца приглушены. Пульс малого наполнения. АД 90/60 мм рт.ст. Глубокое, шумное дыхание. Во время осмотра потеряла сознание. Необходимое время для транспортировки в ЦРБ - 2 часа.
Эталон ответа к задаче
1. Диабетическая кома.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
- оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
- ввести 40-60 мл 40% раствора глюкозы с целью исключения гипогликемии;
- придать устойчивое боковое положение для профилактики западения языка, аспирации, асфиксии;
- согреть пациента, избегая применения грелок из-за опасности ожога;
- организовать подачу кислорода для устранения гипоксии;
- определить гликемию, глюкозурию, ацетонурию для подтверждения диагноза, используя индивидуальный глюкометр, экспресс- глюкотест, ацетотест, диагностические полоски для экспресс-анализа мочи;
- ввести хлорид натрия 0,45% - 500 мл с целью регидратации в/в капельно;
- ввести 6-8 ед. быстродействующего инсулина в/в (или в/м, п/к) при высокой гликемии и полной уверенности в диагнозе;
- ввести в/в коргликон 0,06%- 0,5 мл для ликвидации сердечной недостаточности;
- контролировать состояние пациента (PS, АД, содержание сахара в крови и т.д.);
- госпитализировать в эндокринологическое отделение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов кровообращения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме Электрокардиография.
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методика обследования пациентов с патологией системы кроветворения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...