Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
методическая разработка

Боброва Ирина Николаевна

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».

В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_lektsiya_trup.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»

МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации»

Специальность  «Сестринское дело».

                                                                                                                                                      Составитель: Боброва И.Н.

Санкт - Петербург

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».

        В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.

Технологическая карта

Тема занятия - «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

Вид занятия - теоретическое

Продолжительность - 90 минут.

Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия: изучить правила осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего человека.

Задачи занятия:

Учебная:

  • обучить студентов правилам осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего до места временного хранения.

Развивающая:

  • развивать навыки логического мышления, памяти, внимательности;
  • развивать способность брать на себя ответственность за результат выполнения задания.

Воспитательная:

  • формирование основ экологической безопасности;
  • воспитание тактичности, внимательности, ответственности и аккуратности при общении с пациентом и/или его родственниками, а также при выполнении манипуляций;
  • формирование мотивов положительного отношения к знаниям и умениям по профилактике ИСМП.  

Коды элементов общих компетенций:

            ОК 1, 2, 3, 4, 5, 7.

Студент должен знать:

  • основные признаки биологической смерти;
  • особенности проведения посмертного ухода;
  • устройство и функции патологоанатомического отделения;
  • функциональные обязанности среднего медицинского персонала патологоанатомического отделения.

Ход занятия:

Этап занятия

Время

1. Организационная часть

3 минут

2. Формулировка темы и её обоснование

2 минуты

3. Определение целей занятия

3 минуты

4. Предварительный контроль знаний – блиц опрос (Приложение 1)

10 минут

4. Изложение нового материала (Приложение 2)

60 минут

5. Заключительный контроль (Приложение 3)

10 минут

6. Подведение итогов и домашнее задание

2 минут

Форма контроля:

  • Блиц – опрос;
  • Итоговый контроль и самоконтроль.

Материально - техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции

1 шт.

2. Мультимедийная установка

1 шт.

3. Презентация на тему «Уход за телом умершего человека»

1 шт.

4. Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответа

1 шт.

5. Тестовый контроль с эталоном ответов

1 шт.

Задание на самоподготовку:

  • Читать конспект лекции;
  • Подготовка к зачетному занятию: доклад на тему выбранную студентом по согласованию с преподавателем;
  • Подготовка к практическому занятию по теме: «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

Перечень использованной литературы:

Методы и приёмы обучения:

  • Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация);
  • Словесный метод;
  • Итоговый контроль и самооценка.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная установка;
  • Компьютерная презентация на тему «Уход за телом умершего человека»;
  • Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответов;
  • Опорный конспект лекции;
  • Итоговое тестирование.

Оптимизация занятия:

  • Межпредметные связи;
  • Внутрипредметные связи;
  • Итоговый контроль.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ

ВЫХОД

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

  1. Зачетное занятие по МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации»
  2. Учебная практика по ПМ 01.
  3. Производственная практика по ПМ 01.
  4. Экзамен по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»

Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

Основы

микробиологии и иммунологии

Анатомия и физиология человека

Основы психологии

Основы латинского языка с терминологией

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

МДК 04.02. «Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп»

Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Примерное время

1

Вводная часть.

Организация занятия

Формулировка темы и её обоснование

Определение целей занятия

Проверка присутствующих

Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности

медсестры

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются

Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы

Сформулировать конечные результаты работы

Журнал группы

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

3

минуты

2

минуты

3

 минуты

2

Основная часть

Предварительный контроль

Изложение нового материала

Проведение блиц-опроса

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала.

Выявление исходного уровня знаний, подготовка студентов к занятию

Формирование новых знаний

Приложение 1.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя

Приложение 2.

Методический материал преподавателя, мультимедийная установка.

10 минут

60 минут

3

Заключительная часть

Заключительный контроль

Подведение итогов занятия и домашнее задание

Тестовый контроль на 10 вопросов. Самостоятельная проверка студентами по эталону ответов.

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов.

Даётся задания

на самоподготовку к следующему занятию.

Закрепление знаний по пройденной теме

Контроль выполнения целей занятия.

С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство-

вания работы преподавателя.

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение 3. Самоконтроль

Приложение 4. Самоконтроль

Приложение 5.

10 минут

2 минуты

Критерий оценки блиц-опроса

5 - «отлично»

ответ на все вопросы дан быстро и правильно, время ответа на вопрос не превышало 10 секунд

4- «хорошо»

ответ на все вопросы был правильный, но была задержка с ответом не более 30 секунд  

3 - «удовлетворительно»

на 1 из 3х вопросов ответа не было дано или был дан не верный. Задержка при ответах была более 30 секунд  

2 -«неудовлетворительно»

было допущено более двух не верных ответов

Критерии оценки решения тестовых заданий

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100% (0–1 ошибка)

5

отлично

80-89% (2 ошибки)

4

хорошо

70-79% (3 ошибки)

3

удовлетворительно

Менее 70% (4 ошибки и более)

2

неудовлетворительно

Приложение 1

БЛИЦ – ОПРОС

с эталонами ответов

Вопрос

Ответ

  1. Пограничное состояние между жизнью и смертью это…  

Терминальное состояние

  1. Обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью – это …

Клиническая смерть

  1. Зачем нужен уход за телом умершего человека?

Для профилактики ИСМП, для сохранения прижизненного вида умершего.

  1. Особенности техники безопасности при работе с телом умершего человека.  

Надевание СИЗ, дезинфекция предметов, контактировавших с умершим человеком, хранение в холодильной камере.

  1. Цель проведения бальзамирования  

Сохранение внешнего вида и профилактика ИСМП

Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Алгоритм манипуляции:

«Посмертный уход и транспортировка тела умершего на каталке»

        Цель: подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.

        Показания: биологическая смерть, констатируемая врачом и зарегистрированная в медицинской карте стационарного больного.

        Оснащение: каталка, простыня, бинт, перчатки, этикетка из клеенки, ручка, мешок для одежды умершего, ширма.

Последовательность действий:

  1. Если смерть больного наступила в палате, остальных пациентов просят выйти. Если больные находятся на строгом постельном режиме, им нужно предложить отвернуться или закрыть глаза, поставить ширму.
  2. После констатации смерти врачом медсестра надевает перчатки.
  3. Если есть, снимает с умершего ценности в отделении в присутствии лечащего или дежурного врача, о чём вместе с врачом составляет акт и делает запись в медицинской карте, затем передаёт их на хранение старшей медсестре, которая вернёт их родственникам под расписку. Если снять ценные вещи не удается, это указывается в истории болезни.
  4. Снимает с тела одежду и укладывает на каталку умершего на спину без подушки с разогнутыми ногами, руки вдоль тела.
  5. Закрывает веки.
  6. Подвязывает нижнюю челюсть.
  7. Если стояли катетеры (мочевой, периферический), назогастральный зонд, капельницы - удаляет их.
  8. Пишет на бирке фамилию, имя, отчество и номер медицинской карты умершего и привязывает к его правой ноге (при отсутствии бирки – пишется на бедре).
  9. Накрывает тело простынёй и оставляет в таком положении в течение 2-х часов (до появления явных признаков биологической смерти) в специальной комнате.
  10. Постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло) сдаёт в дезкамеру. Даёт указание санитарке обработать дезраствором кровать, стены, тумбочку, пол и включает бактерицидную лампу в палате, где находилось тело, не менее чем на 1 час.
  11. Снимает перчатки, моет руки, обрабатывает антисептиком для рук.
  12. Оформляет сопроводительный лист, где указывает ФИО, номер медицинской карты умершего, диагноз, дату и время смерти.
  13. Необходимо сообщить о смерти больного в приемное отделение больницы, родственникам умершего (по указанию врача), а при отсутствии родственников – в отделение полиции.
  14. Спустя 2 часа доставляет тело на специальной каталке в патологоанатомическое отделение с сопроводительной документацией ногами вперед.
  15. Каталку дезинфицируют путем двукратного протирания дез.средством с интервалом 15 минут.
  16. Снимает перчатки, моет руки гигиеническим способом.
  17. В течение суток не принято размещать вновь поступивших больных на кровать, где недавно был умерший больной.

Приложение 3

Тестовое задание

Выберите 1 правильный ответ

  1. Биологическая смерть – это
  1. переходное (обратимое) состояние между жизнью и смертью
  2. необратимый процесс гибели, при котором оживление организма невозможно
  1. Факт наступления биологической смерти в МО констатирует
  1. медицинская сестра
  2. врач
  3. санитар
  1. Для проявления признаков биологической смерти тело умершего оставляют на
  1. 15 минут
  2. 1 час
  3. 2 часа
  1. Наиболее достоверными признаками биологической смерти являются
  1. отсутствие дыхания и сознания
  2. отсутствие дыхания и сердечной деятельности
  3. наличие трупных пятен и окоченения
  1. Патологоанатомическое вскрытие проводится в срок
  1. до 3х суток
  2. до 14 суток
  3. до 30 суток
  1. Хранение тел умерших в трупохранилище осуществляется при температуре
  1. +2 …+10 ºС
  2. 0 …+2 ºС
  3. -5 …+5 ºС
  1. Пропитывание органов и тканей умершего антисептическими и консервирующими веществами, препятствующими их разложению называется
  1. туалет трупа
  2. бальзамирование
  3. косметический макияж
  1. При отсутствии бирки, для регистрации умершего человека где записывают необходимые данные
  1. на бедре умершего
  2. только в документации
  3. запрещено транспортировать без бирки
  1. В ходе заключительной дезинфекции после смерти человека обеззараживанию подвергаются
  1. все объекты больничной среды, с которыми контактировал умерший
  2. само тело умершего
  3. санитарный транспорт, осуществлявший перевозку
  1. Что такое аутолиз
  1. трупное окоченение
  2. трупные пятна
  3. трупное разложение

Эталон ответов к тестовому заданию

1

Б

2

Б

3

В

4

В

5

А

6

Б

7

Б

8

А

9

А

10

В

Приложение 4

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

№ п/п

ФИО студента

Блиц -опрос

Тестовое задание

Дополнительная активность студентов

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные  болезни»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"

ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...