Главные вкладки
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».
В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_lektsiya_trup.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт - Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Методическая разработка теоретического занятия
для преподавателя
на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»
МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации»
Специальность «Сестринское дело».
Составитель: Боброва И.Н.
Санкт - Петербург
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».
В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.
Технологическая карта
Тема занятия - «Транспортировка и уход за телом умершего человека».
Вид занятия - теоретическое
Продолжительность - 90 минут.
Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.
Цель занятия: изучить правила осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего человека.
Задачи занятия:
Учебная:
- обучить студентов правилам осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего до места временного хранения.
Развивающая:
- развивать навыки логического мышления, памяти, внимательности;
- развивать способность брать на себя ответственность за результат выполнения задания.
Воспитательная:
- формирование основ экологической безопасности;
- воспитание тактичности, внимательности, ответственности и аккуратности при общении с пациентом и/или его родственниками, а также при выполнении манипуляций;
- формирование мотивов положительного отношения к знаниям и умениям по профилактике ИСМП.
Коды элементов общих компетенций:
ОК 1, 2, 3, 4, 5, 7.
Студент должен знать:
- основные признаки биологической смерти;
- особенности проведения посмертного ухода;
- устройство и функции патологоанатомического отделения;
- функциональные обязанности среднего медицинского персонала патологоанатомического отделения.
Ход занятия:
Этап занятия | Время |
1. Организационная часть | 3 минут |
2. Формулировка темы и её обоснование | 2 минуты |
3. Определение целей занятия | 3 минуты |
4. Предварительный контроль знаний – блиц опрос (Приложение 1) | 10 минут |
4. Изложение нового материала (Приложение 2) | 60 минут |
5. Заключительный контроль (Приложение 3) | 10 минут |
6. Подведение итогов и домашнее задание | 2 минут |
Форма контроля:
- Блиц – опрос;
- Итоговый контроль и самоконтроль.
Материально - техническое оснащение темы:
Наименование. | Количество. |
1. Опорный конспект лекции | 1 шт. |
2. Мультимедийная установка | 1 шт. |
3. Презентация на тему «Уход за телом умершего человека» | 1 шт. |
4. Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответа | 1 шт. |
5. Тестовый контроль с эталоном ответов | 1 шт. |
Задание на самоподготовку:
- Читать конспект лекции;
- Подготовка к зачетному занятию: доклад на тему выбранную студентом по согласованию с преподавателем;
- Подготовка к практическому занятию по теме: «Транспортировка и уход за телом умершего человека».
Перечень использованной литературы:
Методы и приёмы обучения:
- Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация);
- Словесный метод;
- Итоговый контроль и самооценка.
Оснащение занятия:
- Мультимедийная установка;
- Компьютерная презентация на тему «Уход за телом умершего человека»;
- Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответов;
- Опорный конспект лекции;
- Итоговое тестирование.
Оптимизация занятия:
- Межпредметные связи;
- Внутрипредметные связи;
- Итоговый контроль.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ | ВЫХОД |
Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека» |
|
Схема интегративных связей темы занятия
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ (обеспечивающие предметы) | ВЫХОД (обеспечиваемые предметы) | |
Основы микробиологии и иммунологии Анатомия и физиология человека Основы психологии Основы латинского языка с терминологией | Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека» | МДК 04.02. «Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп» |
Этапы занятия и контроль их усвоения
№ п/п | Этапы занятия | Формы, методы проведения | Цель деятельности | Формы контроля усвоения, обеспечение этапа | Примерное время |
1 | Вводная часть. Организация занятия Формулировка темы и её обоснование Определение целей занятия | Проверка присутствующих Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности медсестры Беседа. См. цели занятия. Объявляются цели занятия и записываются | Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы Сформулировать конечные результаты работы | Журнал группы Мультимедийная установка. Рабочие тетради Мультимедийная установка. Рабочие тетради | 3 минуты 2 минуты 3 минуты |
2 | Основная часть Предварительный контроль Изложение нового материала | Проведение блиц-опроса Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала. | Выявление исходного уровня знаний, подготовка студентов к занятию Формирование новых знаний | Приложение 1. Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя Приложение 2. Методический материал преподавателя, мультимедийная установка. | 10 минут 60 минут |
3 | Заключительная часть Заключительный контроль Подведение итогов занятия и домашнее задание | Тестовый контроль на 10 вопросов. Самостоятельная проверка студентами по эталону ответов. Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов. Даётся задания на самоподготовку к следующему занятию. | Закрепление знаний по пройденной теме Контроль выполнения целей занятия. С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство- вания работы преподавателя. Ориентировка в подготовке к следующему занятию. | Приложение 3. Самоконтроль Приложение 4. Самоконтроль Приложение 5. | 10 минут 2 минуты |
Критерий оценки блиц-опроса
5 - «отлично» | ответ на все вопросы дан быстро и правильно, время ответа на вопрос не превышало 10 секунд |
4- «хорошо» | ответ на все вопросы был правильный, но была задержка с ответом не более 30 секунд |
3 - «удовлетворительно» | на 1 из 3х вопросов ответа не было дано или был дан не верный. Задержка при ответах была более 30 секунд |
2 -«неудовлетворительно» | было допущено более двух не верных ответов |
Критерии оценки решения тестовых заданий
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100% (0–1 ошибка) | 5 | отлично |
80-89% (2 ошибки) | 4 | хорошо |
70-79% (3 ошибки) | 3 | удовлетворительно |
Менее 70% (4 ошибки и более) | 2 | неудовлетворительно |
Приложение 1
БЛИЦ – ОПРОС
с эталонами ответов
Вопрос | Ответ |
| Терминальное состояние |
| Клиническая смерть |
| Для профилактики ИСМП, для сохранения прижизненного вида умершего. |
| Надевание СИЗ, дезинфекция предметов, контактировавших с умершим человеком, хранение в холодильной камере. |
| Сохранение внешнего вида и профилактика ИСМП |
Приложение 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Алгоритм манипуляции:
«Посмертный уход и транспортировка тела умершего на каталке»
Цель: подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.
Показания: биологическая смерть, констатируемая врачом и зарегистрированная в медицинской карте стационарного больного.
Оснащение: каталка, простыня, бинт, перчатки, этикетка из клеенки, ручка, мешок для одежды умершего, ширма.
Последовательность действий:
- Если смерть больного наступила в палате, остальных пациентов просят выйти. Если больные находятся на строгом постельном режиме, им нужно предложить отвернуться или закрыть глаза, поставить ширму.
- После констатации смерти врачом медсестра надевает перчатки.
- Если есть, снимает с умершего ценности в отделении в присутствии лечащего или дежурного врача, о чём вместе с врачом составляет акт и делает запись в медицинской карте, затем передаёт их на хранение старшей медсестре, которая вернёт их родственникам под расписку. Если снять ценные вещи не удается, это указывается в истории болезни.
- Снимает с тела одежду и укладывает на каталку умершего на спину без подушки с разогнутыми ногами, руки вдоль тела.
- Закрывает веки.
- Подвязывает нижнюю челюсть.
- Если стояли катетеры (мочевой, периферический), назогастральный зонд, капельницы - удаляет их.
- Пишет на бирке фамилию, имя, отчество и номер медицинской карты умершего и привязывает к его правой ноге (при отсутствии бирки – пишется на бедре).
- Накрывает тело простынёй и оставляет в таком положении в течение 2-х часов (до появления явных признаков биологической смерти) в специальной комнате.
- Постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло) сдаёт в дезкамеру. Даёт указание санитарке обработать дезраствором кровать, стены, тумбочку, пол и включает бактерицидную лампу в палате, где находилось тело, не менее чем на 1 час.
- Снимает перчатки, моет руки, обрабатывает антисептиком для рук.
- Оформляет сопроводительный лист, где указывает ФИО, номер медицинской карты умершего, диагноз, дату и время смерти.
- Необходимо сообщить о смерти больного в приемное отделение больницы, родственникам умершего (по указанию врача), а при отсутствии родственников – в отделение полиции.
- Спустя 2 часа доставляет тело на специальной каталке в патологоанатомическое отделение с сопроводительной документацией ногами вперед.
- Каталку дезинфицируют путем двукратного протирания дез.средством с интервалом 15 минут.
- Снимает перчатки, моет руки гигиеническим способом.
- В течение суток не принято размещать вновь поступивших больных на кровать, где недавно был умерший больной.
Приложение 3
Тестовое задание
Выберите 1 правильный ответ
- Биологическая смерть – это
- переходное (обратимое) состояние между жизнью и смертью
- необратимый процесс гибели, при котором оживление организма невозможно
- Факт наступления биологической смерти в МО констатирует
- медицинская сестра
- врач
- санитар
- Для проявления признаков биологической смерти тело умершего оставляют на
- 15 минут
- 1 час
- 2 часа
- Наиболее достоверными признаками биологической смерти являются
- отсутствие дыхания и сознания
- отсутствие дыхания и сердечной деятельности
- наличие трупных пятен и окоченения
- Патологоанатомическое вскрытие проводится в срок
- до 3х суток
- до 14 суток
- до 30 суток
- Хранение тел умерших в трупохранилище осуществляется при температуре
- +2 …+10 ºС
- 0 …+2 ºС
- -5 …+5 ºС
- Пропитывание органов и тканей умершего антисептическими и консервирующими веществами, препятствующими их разложению называется
- туалет трупа
- бальзамирование
- косметический макияж
- При отсутствии бирки, для регистрации умершего человека где записывают необходимые данные
- на бедре умершего
- только в документации
- запрещено транспортировать без бирки
- В ходе заключительной дезинфекции после смерти человека обеззараживанию подвергаются
- все объекты больничной среды, с которыми контактировал умерший
- само тело умершего
- санитарный транспорт, осуществлявший перевозку
- Что такое аутолиз
- трупное окоченение
- трупные пятна
- трупное разложение
Эталон ответов к тестовому заданию
1 | Б |
2 | Б |
3 | В |
4 | В |
5 | А |
6 | Б |
7 | Б |
8 | А |
9 | А |
10 | В |
Приложение 4
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ п/п | ФИО студента | Блиц -опрос | Тестовое задание | Дополнительная активность студентов | Итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"
ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор
Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...