Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"
методическая разработка

Максимова Юлия Ивановна

ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metoda_osnovnye_potrebnosti_cheloveka.docx73.3 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Основные потребности человека»

ПМ.04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»

Раздел 2. «Технология оказания медицинских услуг  пациентам с недостаточностью  ухода за собой»  

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                                                                                                                                                      Составитель: Максимова Ю.И.

Санкт - Петербург

2020 год

УТВЕРЖДАЮ                                                       РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофильных дисциплин»

Протокол №  ____ от __________2020г.

Председатель ЦМК  Круглова Е. В.

                                                                                                               

Зам. директора по УР

________________ И.Г. Максимова

СОГЛАСОВАНО

Методист

____________________ О.А. Дятковская


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «сестринское дело» по ПМ 04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу», Раздел 2. «Технология оказания медицинских услуг  пациентам с недостаточностью  ухода за собой».  

        В методической разработке по теме «Основные потребности человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), графический диктант, групповые задания.

        

        Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.


Обоснование темы

        Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

        Нормальная жизнедеятельность человека как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему, обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие и гармонию человека с окружающей средой, а значит,  сохранение и укрепление как физиологического, так и эмоционального здоровья.

Человек не может жить, если не будет дышать, пить, есть, спать, двигаться, выделять продукты жизнедеятельности. Человек и общество перестанут развиваться, если не будут осуществлены естественные потребности в общении, обучении, любви, сексуальной жизни. Человек как личность испытывает настоятельную потребность в признании и понимании себя близкими, коллегами по работе. Отсутствие признания и понимания - причины конфликтов и человеческих трагедий. Не случайна крылатая фраза: "Счастье это, когда тебя понимают”.

        Тема «Основные потребности человека» важна и актуальна в системе подготовки медицинского работника, является основой для дальнейшего изучения потребностей человека и выработки модели  поведения на практике и  в профессиональной деятельности. Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-новому взглянуть на функции медицинского работника. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.


Тема занятия - «Основные потребности человека».

Вид занятия - теоретическое.

Продолжительность -90 минут.

Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия - формирование теоретических знаний по основным потребностям человека в болезни и здоровье.  

Задачи занятия:

  1. Учебная (дидактическая)
  • Познакомить учащихся с основными потребностями человека (ОК 1).
  • Познакомить учащихся с разнообразием теорий и классификаций потребностей (ОК 1).
  1. Развивающая
  • Развивать коммуникативные навыки в общении с пациентом и его родственниками (ОК 1).  
  • Развивать профессиональную наблюдательность, сознательность, логическое мышление и способность самостоятельно принимать решения  (ОК 4).
  1. Воспитательная
  • Воспитывать чувство тактичности при общении с пациентом и его родственниками (ОК 1; ОК 4).
  • Воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям (ОК 1).

Студент должен уметь:

  • Определить основные потребности по А. Маслоу.

Студент должен знать:

  • Иерархию потребностей по А. Маслоу.
  • Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу и потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
  • Разнообразие теорий и классификаций потребностей.  
  • Принципы эффективного общения с пациентом.

Ход занятия:

Этап занятия.

Время.

1. Организационная часть.

2 минуты.

2. Постановка и обоснование темы.

2 минуты.

3. Определение целей занятия.

3 минуты.

4. Предварительный контроль знаний (блиц–опрос).

10 минут.

5. Изложение нового материала.

55 минут.

6. Заключительный контроль.

15 минут.

7. Подведение итогов и домашнее задание.

3 минуты

Формы контроля:

  • Блиц–опрос.
  • Графический диктант.

Материально–техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции.

1 щт.

2. Мультимедийная установка.

1 шт.

3. Компьютерная презентация на тему «Основные потребности человека».

1 шт.

4. Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответа.

1 шт.

5. Графический диктант с эталоном ответов.

1 шт.

Задание на самоподготовку:

  • Читать конспект лекции.
  • Читать учебник:  Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. Стр. 75 – 95.
  • Составить сводную таблицу  «Модели сестринского дела».  

 


КОНКРЕТНЫЕ  ЗАДАЧИ.

Номер и название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляя к ней устойчивый интерес.

Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности.

Демонстрировать интерес к будущей профессиональной деятельности.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач.

Находить и использовать информацию для выполнения профессиональных задач.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ.

        Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)  компетенциями:

КОД

НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

ПК 4.1.1

Обеспечивать санитарное  содержание помещений, оборудования, инвентаря.

ПК 4.1.2

Обеспечивать  перемещение и транспортировку  материальных объектов  и  медицинских отходов.

ПК 4.1.3.

Обеспечивать уход за телом умершего человека.

ПК 4.2.1

Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.


Методы и приёмы обучения:

  • Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация).
  • Словесный метод.
  • Самоконтроль и самооценка.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная установка.
  • Компьютерная презентация на тему «Основные потребности человека».
  • Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответов.
  • Опорный конспект лекции.
  • Графологический диктант с эталоном ответов.

Оптимизация занятия:

  • Межпредметные связи.
  • Внутрипредметные связи.
  • Итоговый контроль.


Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

Основы психологии

Анатомия и физиология человека

Основы латинского языка с терминологией

ПМ 04. МДК 04.01 Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

Основные потребности человека.

ПМ 02.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ

ВЫХОД

Лекция «Основные потребности человека»

  1. Зачетное занятие по МДК 04.02. «Оказание медицинских услуг по уходу».
  2. Учебная практика по ПМ 04.
  3. Производственная практика по ПМ 04.
  4. Экзамен по ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Этапы занятия и контроль их усвоения.

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Приме-рное время

1

Вводная часть.

Организация занятия.

Проверка присутствующих.

Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку.

Журнал группы.

2 минуты.

Формулировка темы и её обоснование.

Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности

медсестры.

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы.

Мультимедий-ная установка.

Рабочие тетради.

2 минуты.

Определение целей занятия.

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются.

Сформулировать конечные результаты работы.

Мультимедий-ная установка.

Рабочие тетради.

3 минуты.

2

Основная часть.

Предваритель-ный контроль знаний.

Блиц-опрос.

Выявить исходный уровень, подготовка студентов к занятию.

Приложение

№ 1.

10 минут.

Изложение нового материала.

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала.

Формирование новых знаний.

Приложение

№ 2, 3.

55 минут.

3

Заключительная часть.

Заключитель-ный контроль.

Графологический диктант.

Развитие аналитического мышления и памяти. Закрепление знаний по пройденной теме.

Приложение

№ 4.

13 минут.

Студенты проверяют свою работу по эталонам ответов, ставят себе оценку.

Приложение

№ 5.

2 минуты.

Подведение итогов занятия.

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов.

Студенты высказывают мнение о возможных трудностях в усвоении материала.

С целью получения 2-х сторонней связи для совершенствования работы преподавателя.

Приложение

№ 6. Оценочный лист.

2 минуты.

Домашнее задание.

Даётся задания на повторение пройденного материала и самоподготовку к практическому  занятию «Обследование пациента».

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение

№ 7.

1 минута.


Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

  1. Двойников С.И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова [и др.].; под ред. С.И. Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М,: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512с.: ил.
  2. Кулешова Л.И. – Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019.

Дополнительная:

  1. Вебер, В. Р. Основы сестринского дела / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - Л.: Медицина, 2017. - 496 c.
  2. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела. Теория и практика. В 2 частях. Часть 2 / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. - М.: Феникс, 2018. - 416 c.
  3. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.
  4. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 c.
  5. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 938 c.


Приложение 1

БЛИЦ – ОПРОС

с эталонами ответов

Вопрос

Ответ

  1. Понятие потребностей.    

Это то, что необходимо человеку для жизни и благополучия.

  1. Без каких потребностей человек не сможет жить?  

Потребности дышать, пить, есть, спать, двигаться, выделять.  

  1. Без каких потребностей человек и общество перестанут развиваться?  

Потребности общения, обучения, любви, сексуальной жизни.  

  1. На какие три группы вы бы разделили все потребности человека?  

Биологические, личностные, индивидуальные.  

  1. Знакомы ли вы с какой-нибудь классификацией потребностей.    

Иерархия по А. Маслоу.  


Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Понятие о потребностях, теории и классификации потребностей.

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования, и выступающие источником его активности.

Это состояние человека, вызванное определенными условиями его жизни, состоянием здоровья и развития.

Потребность предполагает нужду в предмете потребности. (Например, в чистом воздухе, доброкачественной пище и др.).

Неудовлетворение потребностей может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Потребности человека и его семьи многообразны.

Доминирующая потребность в определенной момент жизни человека и его семьи может определять основное направление их жизнедеятельности. Под влиянием условий, включая и болезнь, потребности человека и его семьи могут нарушаться. Например, потребность в общении может быть нарушена из-за потери слуха, что может приводить к определенным проблемам в жизни не только этого, но и его окружения (семьи, коллег но работе и др.).

Нарушенные, неудовлетворенные потребности, могут приводить к возникновению проблем как физических, так и психологических, и социальных. Эти проблемы, связанные с нарушениями важных потребностей, в свою очередь могут приводить к ухудшению состояния человека и его семьи.

 Например, человек после тяжелых ожогов, не может полноценно осуществлять потребности самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, осуществлять личную гигиену, выделять, т.к. ему нужна помощь посторонних. Это приводит к психологическим и социальным проблемам: у него обезображено лицо и тело, из-за ожогов дыхательных путей изменился голос. Его оставили те, кому он раньше верил. Он был актером и не может больше работать в своей профессии. 

Известно, что состояние напряжения, стресса, тревоги за свое будущее, снижение трудоспособности, потеря работы, ожидание, страх перед болью могут вызывать серьезные нарушения самочувствия и здоровья.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ИХ СИЛЫ И ВЫРАЖЕННОСТИ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ.

Медицинская сестра должна уметь:

  • Определять нарушенные потребности, их выраженность и важность (приоритетность); особенно, представляющих угрозу для жизни, здоровья человека, семьи и окружающих.
  • Определять проблемы, возникающие у человека и его близких в связи с нарушениями потребностей
  • Выяснять причины и условия, которые могут приводить к нарушениям или невозможности удовлетворения потребностей
  • Определять методы, способы, средства, с помощью которых можно восстановить нарушенные потребности (или уменьшить степень их нарушения) и устранить (или уменьшить) проблемы человека и ею семьи.

Потребности должны контролироваться человеком и его семьей, а в случаях возникновения проблем со здоровьем и медицинской сестрой.

Программа контроля потребностей может включать следующие компоненты:

  • обучение человека, семьи, самопознание, знание
  • контроль признаков, проявлений данной потребности
  • перестройку социальной микросферы (поведения, привычек, друзей, досуа)
  • упражнения, тренировки
  • поощрение
  • переключение на удовлетворение других потребностей (общение, обучение)
  • учет периодичности возникновения и нарушения потребностей

В обобщенном виде потребности человека можно подразделить на три группы:

  1. Биологические (связаны с обеспечением физиологическою функционирования организма - дышать, есть, пить, выделять продукты жизнедеятельности)
  2. Личностные (обеспечивают правильное развитие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни
  3. Индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, зависимость человека от определенных условий, его привычные стереотипы, пристрастия, вредные привычки, строй мысли)

Доминирование тех или иных потребностей личности определяет поведение человека: «профиль его потребностей».

Существует множество самых разнообразных классификаций потребностей, например, Доротей Орэм, Роупер, Джонсон, Обуховского, Симонова и Ершова, сестринская теория потребностей  и так далее. Но наиболее популярной, доступной и полной является классификация американского психолога А. Маслоу.

Иерархия потребностей.

Абрахам Маслоу

        Существует определенная зависимость, подчиненность потребностей человека друг от друга, что было убедительно продемонстрировано в иерархической теории потребностей американского психолога Авраама Маслоу. Существуют потребности от самых простых - билогически обусловленных, до самых возвышенных, свойственных только человеку.

Развитие и удовлетворение потребностей человека, по мнению А. Маслоу идет в следующей последовательности: от физиологических, обеспечивающих биологическую жизнь человека (есть, пить, дышать, двигаться, избегать боли), до высших: привязанности (любовь, дружба, привязанность к семье, коллективу), в уважении и самоуважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности), до самых высших - этических (потребности в красоте, справедливости, порядке, самореализации).

Высшие потребности, как считал А. Маслоу, не могут проявиться или развиваться успешно, если самые простые не будут удовлетворены. Чем выше уровень развития человека и общества, тем выше, считал А. Маслоу. уровень потребностей.

Смысл жизни индивидов, заключенной в выживании и удовлетворении первичных (А. Маслоу) потребностей, препятствует формированию высших смыслов, заключенных в ценностях творчества, переживания, отношения.

Эту соподчиненность потребностей он выразил в иерархии человеческих потребностей , получившей название пирамиды Маслоу. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические потребности — основа жизнедеятельности.

  • К физиологическим потребностям им были отнесены: кислород, пища, выделение продуктов жизнедеятельности, контроль температуры тела, движение, отдых, удобства.
  • К потребности в безопасности и ее обеспечении от физической и психологической угрозы: стабильность и надежность, защита, кров, одежда, помощь.
  • Потребность любви и принадлежности включают: любовь - привязанность, близость - интимность, поддержку - внимание, успокоение - одобрение, семью – друзей
  • Потребность в самоуважении включает: осознание самоценности, самоуважение, независимость.
  • Наивысший уровень в “пирамиде” А. Маслоу - самореализация, которая включает: признание и реализацию своего потенциала, духовное развитие, здоровье, автономию -независимость.

        Самореализация - потребность не только здорового человека, она необходима и больному.

        Уважение, та человеческая потребность, которую наиболее легко нарушают. Помогая человеку, медицинская сестра своим поведением и действиями не должна вызывать нарушения этой важнейшей человеческой потребности.

Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу имеет универсальное значение не только при определении проблем человека в связи с его здоровьем и планированием сестринской помощи, но и при проведении психолого-социологических исследований и планировании мер социальной защиты человека.

        

Модель Вирджинии Хендерсон (1966 г.)

        Одной из первых медицинских сестер после Ф. Найтингейл, сумевшей четко сформулировать собственную теорию сестринского дела, была американская медсестра В. Хендерсон. В 1958 году она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными.

        Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

        Одно из непременных условий этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей.

         

        Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

        Автор утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека

Вирджиния Хендерсон, используя идеи А. Маслоу, определила потребности, которые связаны с удовлетворением 14 видов повседневной деятельности человека:

  1. нормальное дыхание
  2. адекватная еда и питание
  3. нормальные отправления организма
  4. движение и различные позы
  5. сон и отдых
  6. одевание, раздевание, выбор соответствующей одежды
  7. поддержание температуры тела на нормальном уровне путем подбора соответствующей одежды и изменения окружающей среды и условий.
  8. содержание тела в чистоте, забота о внешности
  9. способность избегать опасных факторы окружающей среды и не навредить другим
  10. общение с другими, выражение эмоций, нужд, страха, мнения
  11. сохранение соответствующих религиозных мнений
  12. работа, приносящая результаты
  13. игра или участие в других формах отдыха
  14. познание, открытие, удовлетворение интереса, ведущее к нормальному развитию и здоровью, использованию имеющихся средств для укрепления здоровья.

        Потребность дышать, одна из основных потребностей человека. Чтобы новорожденный своим криком известил мир о своем появлении, он должен сделать вдох воздуха. С дыханием люди связывали не только телесное благополучие, но и состояние души - психики. Не случайно говорили: "с последним вдохом отлетела душа его". Дыхание обеспечивает организм человека кислородом. Наиболее чувствительна к недостатку кислорода кора головною мозга. Поэтому остановка дыхания, длящаяся больше 4-6 минут, может привести к поражению коры головного мозга и даже к его гибели.

        При недостатке кислорода в организме или окружающем воздухе отмечается учащение дыхания, что направленно на поддержание достаточного уровня кислорода в организме. Если частое дыхание не обеспечивает этого, то содержание кислорода в тканях и органах человека снижается. Внешним проявлением этого будут: вначале бледность, а затем синюшный (цианотичный) оттенок кожных покровов, губ, носа, ушей.

При остром, внезапном нарушении потребности дышать (остром недостатке кислорода) будут отмечаться: возбуждение и резкое учащение дыхания, а в тяжелых случаях, остановка дыхания и потеря сознания. Медицинская сестра обязана при остановке дыхания зафиксировать время, когда это произошло и начинать комплекс экстренных мероприятий по поддержанию дыхания. Например, ребенок, играя с пуговицей или другим маленьким предметом, взял его в рот и поперхнулся. Посторонний предмет перекрыл ему дыхательные пути. Возникло - удушье острое нарушение потребности дышать. Организм, мозг не получает кислород. Если не будет экстренно оказана медицинская помощь, не восстановлено дыхание - ребенок погибнет.

Задача медицинской сестры определить нарушение потребности дышать, установить возможные причины ее нарушения и построить свои действия так, чтобы помочь человеку реализовать нарушенную потребность.

Реализовать потребности могут мешать:

  • сам человек (например, не соблюдение им принципов здорового образа жизни)
  • болезнь
  • факторы внешней среды, включая и социально - экономические условия

Например, своим поведением человек, начиная или продолжая курить, может приводить к серьезным нарушениям своего дыхания, потребности в чистом воздухе. Курение в свою очередь вызывает серьезные, необратимые заболевания легких, включая и злокачественные образования. Табачный дым создает такую загрязненность воздуха, что способствует развитию этих же заболеваний и у тех, кто не курит, но находится рядом с курящими (пассивное курение). Показано, что при вдыхании табачного дыма значительно возрастает риск развития заболеваний легких, включая и рак легкого даже в молодом возрасте. Таким образом, нарушение только одной потребности, связанное с поведением одного человека, может приводит к целому ряду проблем для него и окружающих. Воздух, дыхание связаны с факторами внешней среды, в которой проходит основная жизнедеятельность человека. Анализ условий окружающей среды может помочь медицинской сестре определить источники нарушения потребностей человека в уборке помещений не реже 2 раз в неделю, проветривание не реже чем каждые 4 часа, влажное протирание предметов внутреннего обихода - простые и достаточно надежные меры по улучшению потребности человека в дыхании, кислороде.

Факторы риска, влияющие на образ жизни человека могут привести к нарушению  удовлетворения потребностей. К ним относятся: экология, гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации и другие, которые можно сгруппировать следующим образом:

Сферы

Значение для здоровья, %

Группы факторов

1.Образ жизни

49-53%

   Курение, употребление алкоголя, наркотиков
   Злоупотребление лекарствами или отказ от них
   Вредные условия труда
   Стрессовые ситуации
   Несбалансированное питание
   Адинамия, гиподинамия
   Плохие материально-бытовые условия
   Неполная семья и/или одиночество
   Низкий образовательный и культурный уровень
   Чрезмерно высокий уровень урбанизации

2. Генетика, биология
человека

18-22%

   Предрасположенность к наследственным болезням
   Предрасположенность к дегенеративным болезням

3.Внешняя среда,
природно-климатические
условия

17-20%

   Загрязнение воздуха
   Загрязнение воды
   Загрязнение почвы
   Резкие смены атмосферных явлений

4.Здравоохранение

8-10%

   Неэффективность профилактических мероприятий
   Низкое качество медицинской помощи
   Несвоевременность медицинской помощи.

Примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетворения потребностей.

Проблемы больного, семьи (независимо от нарушенной потребности) могут быть связаны:

  1. С заболеванием, его тяжестью и осложнениями.
  2. С уровнем профессионализма медицинской сестры, всего медицинского персонала
  3. С диагностическими и лечебными мероприятиями
  4. Самим больным как личностью (уровнем образования, убеждениями и взглядами, отношением к себе и болезни, к медицинским работникам и др.).
  5. Отношением семьи и близких к больному и его болезни.
  6. Социально - бытовыми факторами (условия жизни и работы, материальный достаток)
  7. Возможностями и ресурсами здравоохранения
  8. Факторами окружающей среды

Принципы выбора модели сестринского дела.

Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию как в обучении сестер, так и в практической деятельности.

        Многие исследователи теории сестринского дела указывают, что модели нельзя оценивать как хорошие или плохие, правильные или неправильные. Скорее, их следует использовать как руководство к действию в той или иной ситуации.

Следует учитывать, что все модели создавались в конкретной социальной и культурной среде с учетом потребностей общества. Поэтому разные модели по-разному определяют природу человека (пациента), его потребности, роль сестры, цели и объём сестринских вмешательств.

Преимуществом использования модели ВОЗ является перенос акцента сестринской помощи с аспектов болезни на аспекты здоровья. В целях оказания помощи отдельным людям, группам лиц и населению с различным состоянием здоровья сестры производят оценку физиологических, психологических и социальных аспектов здоровья человека в отношении его потребностей:

  • в самопомощи — что может сделать человек для удовлетворения собственных медико-санитарных потребностей;
  • в помощи на дому — что могут сделать семья или другие люди для удовлетворения медико-санитарных потребностей человека;
  • в профессиональной помощи — какой вклад может внести сестра в оказание помощи человеку»

        Исследования, проведённые в 1970 г., определили три типа идеологии сестринского дела: ремесленническая, профессиональная и опекунская. В нашей стране до сих пор действует ремесленническая идеология. В рамках реформы сестринского дела, начатой в России в 1993 г., её предстоит изменить на профессиональную. Это возможно при освоении сестринским персоналом нового вида деятельности — осуществления сестринского процесса.  

        В рамках структуры ВОЗ для этого рекомендуется использовать модель В. Хендерсон (что не исключает использования других моделей). Следует всегда помнить, что любая модель непостоянна, она может изменяться, отражая взгляды, практическую деятельность и задачи сестринского дела на определённом отрезке времени.

Приложение 3

АДАПТАЦИЯ  

-

приспособление.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  

-

деятельность человека, направленная на укрепление здоровья.

ИЕРАРХИЯ

-

расположение элементов в порядке от высшего к низшему.

КОНЦЕПЦИЯ  

-

система взглядов, определенный способ трактовки явлений, структурированная система понимания сущности процессов.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ  

-

сохранение тайны, защита информации личного характера.

ЛИЧНОСТЬ

-

человек, как носитель каких-нибудь свойств.

МОДЕЛЬ

-

остов, образец, по которому что-то должно быть сделано.

МОТИВАЦИЯ  

-

побуждение.

ПОТРЕБНОСТЬ

-

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования, и выступающие источником его активности.

ПРОБЛЕМА  

-

задача, решение которой ориентировано на достижение результата.

САМОУХОД

-

участие самого пациента, направленное на удовлетворение его жизненно важных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

ФАКТОРЫ РИСКА

-

факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний.

Приложение 4

Графический диктант по теме: «Основные потребности человека»

Задание: обучающимся предлагается ответить на вопросы графического диктанта, обозначив верные и неверные утверждения:

  • Правильный ответ (ДА) обозначьте знаком ˄
  • Неправильный ответ (НЕТ) – знаком  ˅

  1. Потребность - это состояние нужды.
  2. Мотив деятельности людей - желание удовлетворить свои потребности.
  3. Первый уровень потребностей по А. Маслоу- безопасность.
  4. Фундамент пирамиды А. Маслоу – социальные потребности.
  5. Удовлетворение своих потребностей зависит от способностей человека.
  6. Потребность в уважении окружающих -  второй уровень пирамиды А. Маслоу.
  7. Социальная поддержка – третий уровень пирамида А. Маслоу.
  8. Самовыражение – высший уровень пирамиды А. Маслоу.
  9. Стремление к материальной надёжности – социальная потребность.
  10. Семья, друзья, любовь, общение – четвёртый уровень пирамиды А. Маслоу.
  11. В основе теории В. Хендерсон лежит иерархия основных потребностей А. Маслоу.
  12. Цель сестринского дела по модели В. Хендерсон – удовлетворить жизненные потребности пациента.
  13. Равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе – цель сестринского вмешательства.
  14. По В. Хендерсон существует 14 фундаментальных потребностей человека.

Приложение 5

Эталоны ответов к графическому диктанту по теме:

«Основные потребности человека»

1. да

2. да

3. нет

4. нет

5. да

6. нет

7. нет

8. да

9. нет

10. нет

11. да

12. да

13. да

14. да

1   2              5              8               11   12   13   14

          3    4        6    7        9   10  

Критерии оценки графического диктанта

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки  

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100% (1 ошибка)

5

отлично

80-89% (2-3 ошибки)

4

хорошо

70-79% (4 ошибки)

3

удовлетворительно

Менее 70% (5 ошибок и более)

2

неудовлетворительно


Приложение 6.

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ.

№ п/п

ФИО студента.

Блиц -опрос

Тестовые задания

Дополнительная активность  студентов.

Итоговая оценка.


Приложение 7

Задания  на самоподготовку к доклиническому занятию

по теме «Основные потребности человека».

  1. Изучить конспект лекции по теме «Основные потребности человека».
  2. Читать учебник:  Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. Стр. 75 – 95.
  3. Выборочно изучить список дополнительной литературы (см. список литературы для самоподготовки).
  4. Составить сводную таблицу  «Модели сестринского дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...