МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Данная методическая разработка содержит методический материал, составленный в соответствии с требованиями актуальной государственной нормативной документации по вопросам формирования здорового образа жизни. Методическая разработка представлена методическим и информационным блоком. Информационный раздел содержит тезисное изложение вопросов здоровья и образа жизни. Акцентируется внимание именно на аспекте сестринского участия в данном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия для преподавателей
по теме: «Здоровье и образ жизни»
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02. Основы профилактики
Раздел 2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни.
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ______ от ____________
Председатель ЦМК /Нагулова О.В./
Сызрань, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело, способствуя формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья − населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Данная методическая разработка содержит методический материал, составленный в соответствии с требованиями актуальной государственной нормативной документации по вопросам формирования здорового образа жизни. Методическая разработка представлена методическим и информационным блоком. Информационный раздел содержит тезисное изложение вопросов здоровья и образа жизни. Акцентируется внимание именно на аспекте сестринского участия в данном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
по теме «Здоровье и образ жизни»
Тема занятия: «Здоровье и образ жизни»
Количество часов: 90 минут
Вид занятия: теоретическое занятие
Тип занятия: комбинированный урок
Цели занятия:
Учебные:
- дать представление о здоровом образе жизни, видах сохранения здоровья;
- расширить кругозор и углубить знания по данной теме;
- рассказать об актуальных и значимых моментах влияния двигательной активности на здоровье;
- ознакомиться с правилами сбалансированного питания;
- дать представление о вредных привычках, и борьбе с ними.
Развивающие:
- создать условия для формирования стремления к самопознанию;
- формировать системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни;
- совершенствовать формы и методы работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни.
Воспитательные:
- формировать сознательное отношение к изучаемой теме;
- воспитать у обучающихся чувства ответственности за жизнь пациента при проведении профилактических мероприятий;
- подготовки пациента к укреплению и сохранению здоровья;
- повысить мотивацию к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитание убежденности и потребности в здоровом образе жизни.
Мотивация
«Здоровье – природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии». Однако культура здоровья населения в России откровенно низкая, отношение к здоровью в обществе носит потребительский характер. Самосознание ценности здоровья как фактора активного долголетия отсутствует не только у большинства населения, но и у многих медицинских работников.
Таким образом, для того, чтобы быть специалистами сестринского дела, обладающими стойкой положительной мотивацией ведения здорового образа жизни, а также сознательного целенаправленного обучения и воспитания населения навыкам здоровьесберегающего поведения.
Междисциплинарные связи
Внутридисциплинарные связи
Оснащение занятия
Материал:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье и образ жизни»;
- презентация по теме «Здоровье и образ жизни».
Оборудование:
тематические таблицы, мел, доска , мультимедийный проектор , компьютер.
Методы и приёмы:
- объяснение нового материала.
Литература:
Основная:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Проведение профилактических мероприятий | Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. | - М.: ГЕОТАР – Медиа, 2015. – 448 с. |
Дополнительная:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Общественное здоровье и здравоохранение | Медик В.А., Юрьев В.К. | - М.: ГЕОТАР – Медиа, 2013. – 288 с. |
2. | Организационно-аналитическая деятельность | Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О., Фомушкин В.И. | - М.: ГЕОТАР – Медиа, 2014. – 480 с. |
Рекомендуемые источники для дополнительного изучения
- Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Концепция охраны и укрепления здоровья здоровых в Российской Федерации.
- htt://www.rosminzdrav.ru. – Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ.
Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающегося:
- Составление тематического кроссворда.
- Составление доклада с презентацией на тему «Здоровый образ жизни».
Инструкция для преподавателей по проведению занятия
Занятие проводится с помощью объяснительно-иллюстративного метода с использованием слайд-сопровождения по теме занятия. Завершается занятие обобщением изложенного материала и дискуссией.
План-хронокарта занятия
№ п/п | Этапы проведения занятия | Время |
Организационный момент | 5 минут | |
Сообщение темы лекции и развернутого плана | 3 минуты | |
Начальная мотивация учебной деятельности | 7 минут | |
Изложение нового материала | 55 минут | |
Заключительная часть | 17 минуты | |
Сообщение домашнего задания | 3 минут | |
Итого: | 90 минут |
Этапы планирования лекционного занятия
№ п/п | Структурные элементы занятия | Методическое обоснование | |
Организационный момент | Организует и дисциплинирует обучающихся, развивает чувство ответственности. | После приветствия, преподаватель обращает внимание на внешний вид обучающихся, оснащение аудитории наглядными пособиями. Отмечает отсутствующих | |
Сообщение темы и развёрнутого плана. | Обучающиеся получают представление о теме, структуре и объеме данной лекции | Преподаватель дает записать тему, цели и план лекции | |
Начальная мотивация учебной деятельности | Преподаватель активирует внимание обучающихся, формирует познавательный интерес к лекции | Преподаватель приводит интересные факты по изучаемому материалы, отмечает значимость темы для будущей практической деятельности | |
Сообщение и усвоение новой темы | Обучающиеся получают необходимый объём знаний по теме лекции с учётом предстоящих практических занятий | Преподаватель излагает лекционный материал согласно плану и целям занятия, использует мультимедийную презентацию | |
Сообщение домашнего задания | С целью закрепления изучаемого материала с использованием лекционных конспектов и дополнительной литературы. Для привития навыков самоподготовки и активации мыслительных процессов | Преподаватель предлагает обучающимся записать перечень вопросов для подготовки к практическому занятию. Дает список литературы. Подготовить доклад с презентацией на тему «Здоровый образ жизни». | |
Заключительная часть | С целью повышения степени восприятия лекции, материала, развития логического мышления | Преподаватель подводит итог проведённого лекционного занятия, отвечает на вопросы обучающихся |
Конспект лекции по теме «Здоровье и образ жизни»
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням.
Изложение нового материала. Лекция с элементами беседы, сопровождаемая презентацией.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Физическое здоровье | Психическое здоровье | Нравственное здоровье (социальное) |
естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. | зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств | определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе |
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
полное физическое, духовное, умственное и социальное | нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда» | умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде | отсутствие болезни | способность к полноценному выполнению основных социальных функций |
Факторы, влияющие на здоровье.
Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%
Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)
Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье!
Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают:
Основные составляющие здорового образа жизни
Теперь рассмотрим подробно основные составляющие здорового образа жизни:
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями.
Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи. Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.
К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
Один из обязательных факторов здорового образа жизни — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность". У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается на 5—15% по отношению к лету. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство восстановления работоспособности.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье.
Алкоголь — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания.
Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни в целом, главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.
Курение — одна из самых вредных привычек. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.
К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-810781-1580747349.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1233662-1585847824.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"
ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/26/picture-944216-1564139323.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор
Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/26/picture-944216-1564139323.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-810781-1580747349.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...