Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»
учебно-методический материал на тему
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни» для специальности 31.02.02. Акушерское дело. Методическая разработка включает технологическую карту с методическим описанием каждого этапа лекции, приложения – лекцию и структурно-логические схемы классификации наследственных болезней, лекцию-презентацию по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни», список основной и дополнительной литературы. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями генетики для проведения занятий по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.razr_._tema_6.docx | 123.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики
Тема: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»
Разработала преподаватель
генетики Фомина Л.Н.
Рассмотрено на заседании
ЦМК Общепрофессиональных дисциплин
Протокол № _____
от «___» _________2015 г.
Председатель ЦМК:
_______________ Г.И. Кириллова
Чебоксары, 2015
Аннотация.
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни» для специальности 31.02.02. Акушерское дело. Методическая разработка включает технологическую карту с методическим описанием каждого этапа лекции, приложения – лекцию и структурно-логические схемы классификации наследственных болезней, лекцию-презентацию по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни», список основной и дополнительной литературы.
Для закрепления материала предлагается студентам составить структурно-логические схемы по наследственным болезням. Принцип составления структурно-логической схемы объясняется преподавателем на лекции.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями генетики для проведения занятий по данной теме.
Актуальность
По данным всемирной организации здравоохранения около 4% новорожденных страдают теми или иными генетически обусловленными дефектами. К этому числу надо прибавить ту наследственную патологию, которая проявляется не сразу после рождения, а в более позднем возрасте. Значительный и все повышающийся процент наследственных форм умственной отсталости привлекает внимание специалистов во всех странах мира.
По данным мировой литературы и материалам международной медицинской статистики, наследственная отягощенность современной популяции составляет несколько больше 6% и включает в себя:
1)0,5-1% всех новорожденных, пораженных болезнями (синдромами в результате хромосомных мутаций);
2)0,5-1% детей с заболеваниями и аномалиями, вызванными мутациями генов, для которых установлен как факт наследуемости, так и тип наследования;
3)более 2,5% детей с врожденными пороками развития, причем часть из них выявляется в течение первых лет после рождения (пороки сердца, почек и т.д.);
4)3% людей, страдающих наследуемыми психическими заболеваниями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.) и умственной отсталостью;
5)1% людей, отягощенных генетическими дефектами, вызывающих хронические заболевания.
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
Дата: | Дисциплина: ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики |
Специальность: | 31.02.02. Акушерское дело |
Семестр: 2 семестр | Курс: 1 |
Тема: | « Наследственность и патология. Хромосомные болезни». |
Тип занятия: | Урок овладения новым материалом. |
Цели занятия: | Формирование ОК: ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК: ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительную работу с экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребёнка, осуществлять уход, лечебно-диагностические и профилактические мероприятия детям под руководством врача. |
Образовательные: | -формирование знаний по видам наследственных болезней |
Воспитательные: | -воспитывать интерес к предмету; -воспитывать усидчивость и любовь к выбранной профессии; -воспитывать стремление к самообразованию |
Развивающие: | -формировать и развивать навыки анализировать, проводить сравнение; - развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах; - развивать внимание, память, мышление. |
Межпредметные связи: | Педиатрия, акушерство, сестринское дело, хирургия. |
Внутрипредметные связи: | «Цитологические основы наследственности», «Закономерности наследования признаков», «Биохимические и молекулярные основы генетики», «Генные болезни», «Медико-генетическое консультирование». |
Методы обучения: | Объяснительно - иллюстрированный |
Оснащение занятия: | Наглядность: 1. Лекция презентация. Дидактический материал: 1. Унифицированная лекция. 2. Структурно – логические схемы. 3. КТП. |
Планируемый результат: | Студент должен иметь представление: о видах наследственных болезней. |
Студент должен знать: 1.Латинскую терминологию данной темы. 2.Классификацию наследственных болезней. 3.Болезни связанные с нарушением числа хромосом. 4.Болезни связанные с нарушением структуры хромосом. | |
Структура занятия: | Организационная часть -3 мин. |
Входной контроль знаний – 5 мин. | |
Сообщение темы, цели, плана, актуализация – 5 мин. | |
Демонстрационная часть – 65 мин. | |
Закрепление учебного материала - 8 мин. | |
Подведение итогов – 2 мин. | |
Домашнее задание – 2 мин. |
Технологическая карта теоретического занятия
1. | Этапы занятия | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Обоснование методических приемов |
Организационная часть. | 3 мин. | Проверяет готовность аудитории и внешний вид студентов. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя, старосты групп докладывают об отсутствующих. | Воспитывает у студентов дисциплинированность, ответственность, аккуратность. Создается деловой настрой на учебную деятельность. | |
2. | Входной контроль знаний. | 5 мин. | Предлагает устно ответить на вопросы представленные на слайде: 1. Как называется диплоидный набор хромосом в клетках? 2. Назовите нормальный кариотип человека. 3. Назовите половые хромосомы в женском кариотипе. 4. Назовите половые хромосомы в мужском кариотипе. 5. Как называются все остальные хромосомы, одинаковые и в мужском и в женском кариотипах? 6. Сколько аутосом в кариотипе человека? | Отвечают на вопросы. | Позволяет определить уровень базовых знаний по данной теме. |
3. | Сообщение темы, цели, плана, актуализация и мотивация. | 5 мин. | Сообщает тему лекции, указывая на ее значимость. В качестве мотивации учебной деятельности приводит статистические данные и поговорки. У русского народа имеются разные поговорки, связанные с наследственностью, например: «Какая хромосома, такие и дети», «Наследовать болезни имеют право даже отдаленные родственники» Излагает план и цели занятия: 1. Наследственные болезни и их классификация.. 2. Хромосомные болезни. Аномалии половых хромосом. 3.Аномалии аутосом. | Внимательно слушают, записывают в тетрадь тему, план занятия. | Нацеливает студентов на осознанное восприятие и осмысление темы. Настраивает на целенаправленную деятельность, внимание. |
4. | Демонстрационная часть | 65 мин. | Излагает новый учебный материал по плану с демонстраций слайдов (Приложение № 1) | Конспектируют новый учебный материал. | Способствует лучшему восприятию нового учебного материала. |
5. | Закрепление и обобщение материала | 8 мин. | Преподаватель предлагает по фотографиям и по кариотипу, представленным на слайдах, определить вид заболевания. Затем преподаватель в качестве закрепления демонстрирует студентам, как нужно составить СЛС по наследственным болезням (Приложение № 2). | Смотрят на слайды и отвечают. Смотрят на слайд и изучают.
| Позволяет определить уровень усвоения нового материала. Способствует развитию исследовательских умений |
6. | Подведение итогов. | 2 мин. | Выделяет главное по теме: 1.Классификация наследственных болезней. 2.Классификация хромосомных болезней | Слушают, анализируют слова преподавателя. Подчеркивают в тетрадях главное. | Способствует конкретизации знаний по данной теме. |
7. | Домашнее задание | 2 мин. | Предлагает записать задание на дом: 1. выписать в словарь и объяснить следующие термины: аберрации, эпикант, крипторхизм, шейный птеригиум, гипертелоризм, микрофтальмия, анафтальмия. 2. продолжить составление структурно-логической схемы к семинарскому занятию. Называет литературу. | Записывают домашнее задание. Слушают методические указания. | Активизируется самоподготовка. Воспитывается интерес к учебной деятельности. |
Литература:
Основная литература:
1. Горбунова В.Н. Генетика человека с основами медицинской генетики ОИЦ 2012, стр. 128-163.
2. Янушевич О.О, Артюков С.Д. «ГЕОТАР-Медиа» 2011, 210-218 с.
3. Акуленко Л.В. Угаров И.В. Медицинская генетика. М. «Медицина» 2009, стр. 129-176 (Электронная библиотека колледжа).
4. Акуленко Л.В. Угаров И.В. Биология с основами медицинской генетики. 2009, стр.105-145 (Электронная библиотека колледжа).
5. Бочков Н.П. Медицинская генетика. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2012, (Электронная библиотека колледжа). Стр.93-133
Дополнительная литература:
1. Шевченко В.А. Генетика человека. М. «Владос» 2013-239с
2. Гайнутдинов И.К. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010, 415с
3. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Практикум по медицинской генетике, М. 2011, 271с
Интернет-ресурс:
Приложение № 1
Тема 6. «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПАТОЛОГИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
План:
- Наследственные болезни и их классификация.
- Хромосомные болезни. Аномалии половых хромосом.
- Аномалии аутосом.
I. Наследственные болезни и их классификация.
Все наследственные болезни принято разделять на три большие группы:
- моногенные
- мультифакториальные
- хромосомные
I. Моногеные болезни – причиной их развития является поражение генетического материала на уровне ДНК, в результате чего повреждается только один ген. Моногенные болезни наследуются в соответствии с законами Менделя и по типу наследования могут быть разделены на:
- Аутосомно – доминантные (синдром Марфана, ахондроплазия и др.);
- Аутосомно – рецессивные (почти все болезни обмена веществ);
- Х–сцепленные рецессивные (гемофилия, дальтонизм и др.);
- Х–сцепленные доминантные (витамин Д-резистентный рахит).
II. Мультифакториальные или болезни с наследственным предрасположением, являются полигенными, и для их проявления требуется влияние определенных факторов внешней среды.
К мультифакториальным болезням относятся болезни:
а). Дыхательной системы: бронхиальная астма, аллергический альвеолит ;
б). ЦНС: эпилепсия, шизофрения и др.;
в). Сердечно-сосудистые: ревматизм, атеросклероз и др.;
г). Кожные: атопический дерматит, псориаз и др.;
д). Выделительной системы: нефриты, мочекаменная болезнь и др.;
е). Пищеварительной системы: язвенная болезнь, цирроз печени и др..
III. Хромосомные болезни могут быть обусловлены изменениями числа (геномные мутации) и структуры (хромосомные мутации) хромосом.
Хромосомные заболевания распределяются на две основные группы:
1). Заболевания, связанные с аберрациями (перестройками) половых хромосом, они в свою очередь делятся на:
а).числовые:
-синдром Клайнфельтера
-синдром трисомия-Х
-синдром Шершевского-Тернера и др.
б).структурные:
-различные варианты синдрома Шершевского-Тернера с перестройкой Х-хромосомы (изохромосома короткого плеча, кольцевая хромосома, делеция длинного или короткого плеча Х-хромосомы).
2). Заболевания, связанные с аберрациями аутосом:
а).числовые:
-болезнь Дауна
-синдром Патау
-синдром Эдвардса и др.
б). Структкрные:
-синдром «кошачьего крика» и др.
II. Хромосомные болезни. Аномалии
половых хромосом.
Хромосомные болезни – клинические синдромы, обусловленные изменениями числа и структуры хромосом.
Хромосомный набор у человека принято разделять на семь групп:
А (1,2,3 пары хромосом)
В (4,5 пары)
С (6 – 12 и Х-хромосома)
Д (13,14,15 пары)
Е (16,17,18 пары)
F (19,20 пары)
G (21,22 пары и У-хромосома).
Хромосомные болезни – частая патология, частота хромосомных болезней среди новорожденных детей составляет около 1%. Грубые аномалии хромосом несовместимы с жизнью и являются частой причиной спонтанных абортов, выкидышей и мертворожденных. Было доказано, что примерно у 40% спонтанных абортов имеются хромосомные изменения.
Клинически почти все хромосомные болезни проявляются:
- нарушением интеллектуального развития;
- множественными врожденными пороками.
Эти нарушения обычно являются тяжелыми и касаются физического, психического, полового развития. Это может быть умственное и физическое недоразвитие, пороки развития скелета, деформация черепа, микроцефалия, эпикант, характерные черты лица (например, при болезни Дауна лицо однотипное у различных человеческих рас), косолапость, крипторхизм и т.д.. В настоящее время внутриутробная диагностика хромосомных заболеваний возможна при исследовании околоплодных вод. Это позволяет предупредить рождение детей с хромосомными заболеваниями.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся хромосомные синдромы.
СИНДРОМЫ С ЧИСЛОВЫМИ АНОМАЛИЯМИ
ПОЛОВЫХ ХРОМОСОМ.
Аномалии половых хромосом – болезни связанные с нерасхождением половых хромосом.
44А + ХУ 44А + ХХ
22А + ХУ 22А + 0 22А + ХХ 22А + 0
22А + Х 22А + Х 22А + Х 22А + У
44А + ХХУ 44А + Х0 44А + ХХХ 44А + У0
Синдром Синдром Синдром нежизнеспособны
Клайнфельтера Ш.- Тернера трисомии - Х
Синдром Шершевского-Тернера.
Впервые описан в 1925 году Н.А.Шершевским. В 1938 году более полно клинически описан Ц.Тернером. Цитогенетические данные об этом синдроме (моносомия по Х-хромосоме) была раскрыта Ч.Фордом в 1959 году.
Синдром характерен только для женщин (девочек). У них в буккальном эпителии не находят полового хроматина.
Частота синдрома составляет 1 : 3 000.
Причина: не расхождение половых хромосом в гаметогенезе.
Кариотип:
- у большинства – 45, Х0 (у 60% больных);
- также встречаются различные типы структурных перестроек Х-хромосом:
делеции длинных (Хg) или коротких (Хр) плеч, изохромосомы, кольцевые
хромосомы;
- также возможны различные варианты мозаицизма: 45,Х0 / 46,ХХ;
45,Х0 / 47,ХХХ и др.
Клиника:
- У новорожденных характерный признак – короткая шея с крыловидной складкой (шейный птеригиум) и лимфатический отек кистей и стоп.
- Масса тела при рождении снижена.
- Отмечается низкий рост волос на шее.
- В дальнейшем наблюдается отставание в росте.
- Аномалии развития скелета становятся более заметными с возрастом ребенка (короткая шея, птоз, широкая и короткая грудная клетка, эпикант, гипертелоризм сосков, избыточное разгибание локтевых и коленных суставов).
- На коже имеется множество пигментных пятен, витилиго (очаговая депигментация кожи).
- В пубертатном периоде (период полового созревания) не появляются вторичные половые признаки, первичная аменорея, больные бесплодны. Анатомически на месте яичников обнаруживают соединительные тяжи.
- Наиболее часты пороки сердца и почек.
- Интеллект сохранен чаще всего. Однако для таких больных характерна подчиняемость, узость интересов, малая продуктивность мышления.
- При мозаичных формах отмечается стертая клиническая картина.
- Средняя продолжительность жизни таких больных близка к норме.
Диагностика:
- наличие клинической картины;
- исследование полового хроматина;
- кариологическое исследование.
Лечение:
- симптоматическое и, обычно, направлено на коррекцию вторичных половых признаков (длительные курсы введения половых гормонов).
Синдром Клайнфельтера.
Синдром описан в 1942 году Г.Ф.Клайнфельтером, а в 1959 году была установлена его хромосомная этиология.
Синдром характерен только для мужчин, у них в буккальном эпителии обнаруживается тельце Барра.
Частота встречаемости составляет 1 : 500.
Причина: не расхождение половых хромосом в гаметогенезе;
Кариотип:
- чаще всего – 47, ХХУ;
- 48, ХХХУ;
- 49, ХХХХУ. Чем больше число Х-хромосом, тем больше умственная отсталость;
- 47, ХУУ;
- 48, ХХУУ, у этих лиц помимо клинических черт синдрома в поведении могут наблюдаться агрессивность, немотивированные поступки.
- также встречается мозаицизм.
Клиника проявляется только после пубертатного периода:
- обязательный признак – гипоплазия яичек;
- нарушен сперматогенез – бесплодие;
- высокий рост, длинные конечности;
- евнухоизм (появление женских черт: голос, жироотложение, оволосение);
- умственное развитие отстает (в 25% - 50% случая);
- нарушение психики: апатичность, вялость, внушаемость, незрелость суждений.
Диагностика:
- наличие клиники в пубертатном периоде;
- исследование полового хроматина;
- исследование кариотипа.
Лечение:
- симптоматическое, направленное на коррекцию вторичных половых признаков.
Синдром трисомии – Х.
Впервые синдром был описан в 1959 году А.Джекобсом.
Синдром характерен для женщин, у них в ядрах эпителия слизистой оболочки щеки обнаруживается два и более (зависит от числа Х-хромосом) тельца Барра.
Частота встречаемости составляет 1: 1500.
Кариотип:
- чаще – 47, ХХХ;
- 48, ХХХХ (тетрасомия);
- 49, ХХХХХ (пентасомия).
Клиника при трисомии – Х очень разнообразна. Такие женщины, как правило, имеют:
- недоразвитые яичники;
- гипоплазию матки;
- нерегулярный менструальный цикл;
- бесплодие;
- незначительное снижение интеллекта.
Клиника при тетра- и пентасомии:
- тяжелые нарушения интеллекта;
- соматические аномалии (эпикант, гипертелоризм, деформированные ушные раковины, поперечная ладонная складка);
- недоразвитие гениталий.
Диагностика:
- исследование полового хроматина;
- определение кариотипа.
Лечение:
- симптоматическое и направлено на устранение нарушений функции яичников.
III. Аномалии аутосом.
Наиболее изучены три клинических синдрома с трисомией по аутосомам. Синдромы, обусловленные моносомией аутосом, не обнаружено.
Болезнь Дауна.
Синдром Дауна впервые был описан в 1866 году английским педиатром Лингтоном Дауном. Изучена достаточно полно, т.к. представляет собой одну из самых частых хромосомных болезней.
Частота его составляет 1: 700-800.
Оба пола поражаются с одинаковой частотой. Известно, что дети с синдромом Дауна чаще рождаются у матерей старшего возраста:
Возраст матери: Риск:
20 – 24 ---------------------------------- 1: 1700
25 – 29 ---------------------------------- 1: 1300
30 – 34 ---------------------------------- 1: 1000
35 – 39 ---------------------------------- 1: 300
40 – 44 ---------------------------------- 1: 100
45 и старше ---------------------------- 1: 30
Транслокационные формы чаще встречаются у молодых родителей.
Причина: в основе болезни Дауна лежит не расхождение по 21-й паре хромосом либо в яйцеклетке во время мейоза, либо на ранних стадиях дробления зиготы.
Цитогенетически болезнь Дауна представлена вариантами:
- простая трисомия (составляет 95%);
- транслокационная форма (≈ 4%);
- и в 1% случаев выявляется мозаицизм.
Кариотип:
- при простой трисомии – 47, ХХ, 21+ (трисомия по 21-й паре хромосом);
- при транслокационном варианте всего 46 хромосом, а лишняя третья 21-я
хромосома оказывается транслоцированной чаще всего на хромосому группы
Д (13,14,15) или G (21, 22, У);
- при мозаичном варианте – 46, ХХ / 47,ХУ,21+.
Клиническая картина трисомного и транслокационного варианта одинакова. При мозаичном варианте тяжесть заболевания зависит от процента аномальных клеток. Для больных характерны следующие признаки:
- небольшая голова со скошенным затылком;
- косой разрез глаз, эпикантус;
- короткие пальцы, искривленный миинец;
- маленькие ушные раковины, низко посаженные;
- плоская спинка носа;
- полуоткрытый рот с высунутым языком;
- своеобразная походка с неловкими движениями, расхлябанная походка;
- косноязычие, недоразвитие речи;
- 100% умственная отсталость;
- часто пороки ССС (в 50% - пороки сердца), ЖКТ (в 15%), страдает иммунная и эндокринная системы;
- дерматоглифические особенности: «обезьянья складка» (40%), единственная сгибательная складка на мизинце (25%);
Продолжительность жизни больных ниже, чем в популяции. Но при нормализации эндокринных функций и коррекции пороков развития, продолжительность жизни может быть удлинена.
Диагноз основывается на:
- клинической картине;
- изучении кариотипа;
- дерматоглифическом исследовании.
Лечение:
- симптоматическое, общеукрепляющая терапия.
Синдром Патау.
Описан в 1960 году американским генетиком К.Патау.
Частота синдрома составляет 1: 6000.
Оба пола поражаются с одинаковой частотой. Дети с синдромом Патау чаще рождаются у матерей старшего возраста.
Цитогенетически синдром представлен двумя вариантами:
- прстая трисомия (в 80-85% случая);
- транслокационная форма.
Случаи мозаицизма очень редки.
Причина: в основе болезни лежит не расхождение по 13-й паре хромосом.
Кариотип:
- при простой трисомии – 47, ХХ, 13+ (трисомия по 13-й паре хромосом);
- при транслокационном варианте – 46 хромосом, уменьшение числа
хромосом чаще всего в результате слияния двух хромосом группы Д
(13,14,15).
Клиническая картина:
- при рождении дети имеют малую массу, хотя рождаются в срок, у беременных ими женщин отмечается многоводие.
Характерен внешний вид больного:
- аномально уменьшенная голова – микроцефалия (в 80%);
- изменение глаз (в 90%), в виде микрофтальмии и анофтальмии.
Наиболее характерными пороками развития являются:
- расщелина губы и неба;
- полидактилия;
- более чем в 50% случая поражаются гениталии: у девочек – дубликация матки и влагалища;
у мальчиков – гипоплазия полового члена и крипторхизм;
- порки внутренних органов;
- тяжелая умственная отсталость.
Продолжительность жизни резко снижена, 95% таких детей погибают до года.
Диагноз основывается на:
- клинической картине;
- изучение кариотипа.
Успешных методов лечения нет.
Синдром Эдвардса.
Описан в 1960 году Д.Эдвардсом.
Частота синдрома составляет 1: 7000, у девочек в 3 раза чаще, чем у мальчиков.
Кариотип:
- 47, ХХ, 18+ (трисомия по 18-й паре).
Транслокационные формы и мозаицизм очень редки.
Клиническая картина:
- дети с рождения очень малы;
- микроцефалия;
- тяжелая умственная отсталость;
- деформация черепа, маленькая нижняя челюсть и отверстие рта;
- полидактилия;
- характерное расположение пальцев: указательный и мизинец перекрывают 3 и 4 пальцы;
- «стопа-качалка» (в 80% случая);
- спинномозговые грыжи и расщелины губы (в 5%);
- аномалии развития внутренних органов.
Продолжительность жизни резко снижена, 90% погибают до года.
Диагноз основан на:
- клинической картине;
- исследовании кариотипа.
Успешных методов лечения нет.
СТРУКТУРНЫЕ АНОМАЛИИ АУТОСОМ.
Синдром «Крика кошки».
Описан в 1963 году Дж. Леженом.
Частота составляет 1: 45000.
Оба пола поражаются одинаково часто.
Причиной заболевания является делеция короткого плеча 5-й хромосомы (5р-).
Клиническая картина:
- наиболее характерным является плач новорожденного, похожий на крик кошки, что связано с аномалиями развития гортани и голосовых связок.
Так же у таких детей наблюдается:
- микроцефалия;
- лицо круглое с гипертелоризмом;
- эпикант;
- антимонголоидный разрез глаз;
- деформированные ушные раковины;
- дети резко отстают в умственном и физическом развитии.
Продолжительность жизни выше, чем у пациентов с аутосомными трисомиями.
Наследственные болезни | |||||||
Моногенные | Мультифакториальные | Хромосомные | |||||
Аутосомно – доминантные; - Аутосомно – рецессивные; - Х–сцепленные рецессивные; - Х–сцепленные доминантные | Болезни дыхательной системы; Болезни ЦНС; Болезни ССС; Кожные болезни Болезни выделительной системы Болезни пищеварительной системы | Болезни с перестройкой половых хромосом Болезни с перестройкой аутосом |
Приложение № 2
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"
ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор
Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...