Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»
методическая разработка на тему
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «сестринское дело» по ПМ 04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу», Раздел 1. «Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой».
В методической разработке по теме «Лабораторные методы исследования» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), тестовые задания, групповые задания.
Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод. разработка лекции "Лабораторные методы исследования" | 67.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт - Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Методическая разработка теоретического занятия
для преподавателя
на тему «Лабораторные методы исследования»
ПМ.04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»
Р 1 «Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Составитель: Боброва И. Н.
Санкт - Петербург
2017 год
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофильных дисциплин»
Протокол № ____ от __________2017г.
Председатель ЦМК Круглова Е. В.
Зам. директора по УР
________________ И.Г. Максимова
СОГЛАСОВАНО
Методист
____________________ О.А. Дятковская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «сестринское дело» по ПМ 04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу», Раздел 1. «Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой».
В методической разработке по теме «Лабораторные методы исследования» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), тестовые задания, групповые задания.
Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.
Обоснование темы
На современном этапе развития здравоохранение России выводит на первый план профилактическую медицину и высокий уровень оказания медицинских услуг. Особое внимание уделяется вопросам диагностики различных заболеваний. Без обследования невозможно установить правильный диагноз и провести эффективное лечение.
Немаловажная роль в этом вопросе принадлежит среднему медицинскому персоналу. Грамотная подготовка пациента, правильный сбор и транспортировка биологического материала имеют огромное значение для получения достоверных результатов анализов. Именно достоверные результаты помогут в дальнейшей постановке диагноза, проведения дифференциальной диагностики и назначения лечения, а также для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и профилактики ВБИ.
Современная квалифицированная медицинская сестра, которая проводит подготовку пациента к исследованию, должна:
- четко представлять назначенное пациенту исследование, его диагностическое значение и цель;
- уметь объяснить пациенту значение исследования, предупредить о его длительности;
- психологически подготовить пациента к исследованию;
- методически правильно и своевременно провести подготовку пациента самостоятельно или обучить его подготовке;
- своевременно и с соблюдением правил транспортировки биологического материала доставить в нужную лабораторию.
Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при проведении лабораторных исследований.
Тема занятия - «Лабораторные методы исследования».
Вид занятия - теоретическое.
Продолжительность -90 минут.
Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.
Цель занятия - формирование теоретических знаний по основным методам лабораторной диагностики и принципам сестринского ухода за больными.
Задачи занятия:
- Учебная (дидактическая)
- Познакомить учащихся с основными видами лабораторных исследований мочи, кала, мокроты (ПК 4.1.2; ОК 1).
- Объяснить правила и особенности подготовки к лабораторным методам исследования мочи, кала, мокроты, мазка из зева и носа (ПК 4.1.2; ПК 4.2.1).
- Развивающая
- Развивать коммуникативные навыки в общении с пациентом и его родственниками при обучении их правилам сбора мочи, кала и мокроты (ПК 4.2.1; ОК 1).
- Развивать профессиональную наблюдательность, сознательность, логическое мышление и способность самостоятельно принимать решения (ПК 4.1.2; ОК 4; ОК 5).
- Воспитательная
- Воспитывать чувство тактичности при общении с пациентом и его родственниками (ОК 1; ОК 4).
- Воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям (ОК 1).
Студент должен уметь:
- Соблюдать правила подготовки пациентов к различным лабораторным исследованиям.
- Консультировать пациента и его окружение об особенностях подготовки к исследованиям мочи, кала и мокроты, мазка из зева и носа.
Студент должен знать:
- Условия эффективного общения с пациентом и его родственниками при обучении их правилам сбора биологического материала для проведения лабораторных исследований мочи, кала, мокроты.
- Виды лабораторных исследований кала, мочи, мокроты, мазка из зева и носа.
- Алгоритмы подготовки пациента к различным лабораторным исследованиям кала, мочи, мокроты, мазка из зева и носа.
- Условия доставки различного биологического материала в лабораторию.
- Условия обеспечения безопасной больничной среды для пациента и персонала при сборе биологического материала для исследования мочи, кала, мокроты, мазка из зева и носа; а также при транспортировке его в лабораторию.
Ход занятия:
Этап занятия. | Время. |
1. Организационная часть. | 2 минуты. |
2. Постановка и обоснование темы. | 2 минуты. |
3. Определение целей занятия. | 3 минуты. |
4. Предварительный контроль знаний (блиц–опрос). | 10 минут. |
5. Изложение нового материала. | 55 минут. |
6. Заключительный контроль. | 15 минут. |
7. Подведение итогов и домашнее задание. | 3 минуты |
Формы контроля:
- Блиц–опрос.
- Итоговое программированное тестирование.
Материально–техническое оснащение темы:
Наименование. | Количество. |
1. Опорный конспект лекции. | 1 щт. |
2. Мультимедийная установка. | 1 шт. |
3. Компьютерная презентация на тему «Лабораторные методы исследования». | 1 шт. |
4. Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответа. | 1 шт. |
5. 2 варианта итогового тест–контроля из 8 вопросов с эталонами ответа. | 2 шт. |
Задание на самоподготовку:
- Читать конспект лекции.
- Читать учебник: Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. Стр. 598 – 630.
- Подготовить памятку для пациентов «Подготовка к различным видам лабораторных исследований» (по выбору студента).
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ.
Номер и название компетенции | Студент должен знать | Студент должен уметь |
ПК 4.1.2 Обеспечивать перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов. |
|
|
ПК 4.2.1 Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода. |
|
|
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляя к ней устойчивый интерес. | Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности. | Демонстрировать интерес к будущей профессиональной деятельности. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач. | Находить и использовать информацию для выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Способы оперативного и точного осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения. |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
КОД | НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ |
ПК 4.1.1 | Обеспечивать санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. |
ПК 4.1.2 | Обеспечивать перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов. |
ПК 4.1.3. | Обеспечивать уход за телом умершего человека. |
ПК 4.2.1 | Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. |
ОК 7 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 8 | Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности. |
Методы и приёмы обучения:
- Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация).
- Словесный метод.
- Самоконтроль и самооценка.
Оснащение занятия:
- Мультимедийная установка.
- Компьютерная презентация на тему «Лабораторные методы исследования».
- Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответов.
- Опорный конспект лекции.
- 2 варианта итогового тест–контроля из 8 вопросов с эталоном ответов.
Оптимизация занятия:
- Межпредметные связи.
- Внутрипредметные связи.
- Итоговый контроль.
Схема интегративных связей темы занятия
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ (обеспечивающие предметы) | ВЫХОД (обеспечиваемые предметы) | |
Основы психологии Основы микробиологии и иммунологии Анатомия и физиология человека Фармакология Основы латинского языка с терминологией ПМ 04. МДК 04.01 Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса | Лабораторные методы исследования. | ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Р 02.03 Сестринская помощь терапии |
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ | ВЫХОД |
Лекция «Лабораторные методы исследования» |
|
Этапы занятия и контроль их усвоения.
№ п/п | Этапы занятия | Формы, методы проведения | Цель деятельности | Формы контроля усвоения, обеспечение этапа | Приме-рное время |
1 | Вводная часть. | ||||
Организация занятия. | Проверка присутствующих. | Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку. | Журнал группы. | 2 минуты. | |
Формулировка темы и её обоснование. | Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности медсестры. | Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы. | Мультимедий-ная установка. Рабочие тетради. | 2 минуты. | |
Определение целей занятия. | Беседа. См. цели занятия. Объявляются цели занятия и записываются. | Сформулировать конечные результаты работы. | Мультимедий-ная установка. Рабочие тетради. | 3 минуты. | |
2 | Основная часть. | ||||
Предваритель-ный контроль знаний. | Блиц-опрос. | Выявить исходный уровень, подготовка студентов к занятию. | Приложение № 1. | 10 минут. | |
Изложение нового материала. | Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала. | Формирование новых знаний. | Приложение № 2, 3. | 55 минут. | |
3 | Заключительная часть. | ||||
Заключитель-ный контроль. | Программирован-ный тест-контроль в 2 вариантах из 8 вопросов. | Развитие аналитического мышлении и памяти. Закрепление знаний по пройденной теме. | Приложение № 4. | 13 минут. | |
Студенты проверяют свою работу по эталонам ответов, ставят себе оценку. | Приложение № 5. | 2 минуты. | |||
Подведение итогов занятия. | Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов. Студенты высказывают мнение о возможных трудностях в усвоении материала. | С целью получения 2-х сторонней связи для совершенствования работы преподавателя. | Приложение № 6. Оценочный лист. | 2 минуты. | |
Домашнее задание. | Даётся задания на самоподготовку к семинарскому занятию «Лабораторные методы исследования». | Ориентировка в подготовке к следующему занятию. | Приложение № 7. | 1 минута. |
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основная:
- Кулешова Л.И. – Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
Дополнительная:
- Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.
- Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2016.
- Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2009. – (Медицина для вас).
- Морозова Г.И. – Основы сестринского дела. Ситуационные задачи (практикум). – Гэотар-Медиа, 2009г.
- Бубликова И.В. – Сборник ситуационных задач для студентов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений среднего и дополнительного профессионального образования /Бубликова И.В., Регентов С.А., Гапонова З.В., Подопригора Г.М. – СПб: Диля, 2011.
Приложение 1
БЛИЦ – ОПРОС
с эталонами ответов
Вопрос | Ответ |
| Анализы |
| Кровь, моча, кал, мокрота, мазки из носа, рта, выпотные жидкости, желчь и т.д. |
| Медсестра |
| Да |
| Да |
| Нет, входит. |
| Нет. |
| Да. |
Приложение 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
ЗАПОМНИТЕ!
От правильного сбора крови, мокроты, мочи, кала для исследования и своевременности доставки биологического материала в лабораторию во многом зависит достоверность лабораторных данных, а значит правильность диагностики и эффективность лечения!
МОКРОТА
Мокрота – патологическое отделяемое из дыхательных путей. Появление мокроты всегда свидетельствует о наличии патологического процесса в легких и бронхах.
Мокрота различается:
- По консистенции
- По цвету
- По запаху
- Также важно количество и наличие примесей.
Например, малинового цвета – при раке легких, ржавого – при крупозной пневмонии, зеленая – при наличии гноя (абсцесс легкого), стекловидная и вязкая – при бронхиальной астме.
Чаще мокрота бесцветная.
Зеленый оттенок может свидетельствовать о присоединении гнойного воспаления.
Различные оттенки красного указывают на примесь свежей крови, а ржавый – на следы распада эритроцитов.
Ярко-желтая мокрота наблюдается при скоплении большого количества эозинофилов (например, при бронхиальной астме).
Черноватая или сероватая мокрота содержит угольную пыль и наблюдается при пневмокониозах и у курильщиков.
Мокроту могут окрашивать и некоторые лекарственные средства (например, рифампицин).
М/с необходимо:
- Получить информированное согласие накануне исследования
- Оформить направление
- Обеспечить необходимой емкостью для сбора (закрывающийся широкогорлый контейнер)
- Проинструктировать пациента об алгоритме сбора (проверить, что пациент понял и запомнил: «обратная связь»)
- Проследить: забор должен быть натощак, в утренние часы, когда больше мокроты
- Провести туалет ротовой полости: почистить зубы за 2 часа, тщательно прополоскать рот кипяченой водой перед сбором (при пародонтозе или кровоточивости десен – зубы не чистить!)
- Правильный сбор – во время кашлевого толчка; глубоко подышать, откашляться и сплюнуть в контейнер (не слюну и не слизь из ротоглотки), закрыть контейнер, вымыть руки с мылом
- Доставить в лабораторию (Длительное стояние мокроты ведет к размножению микрофлоры и лизису форменных элементов)
Мокрота на общий анализ – определение количества, внешнего вида, цвета, запаха и микроскопия (клеточный состав, примеси, воспалительные элементы, присутствие микроорганизмов и паразитов). Собирается в чистый одноразовый контейнер в количестве 3-5 мл (чайная ложка, 2-3 плевка).
Доставляется в клиническую лабораторию, анализируется не позднее чем через 2 часа после сбора.
Мокрота на микобактерии туберкулеза (ВК – бациллы Коха) – диагностика заболевания. Для обнаружения возбудителей необходимо не менее 15.0-20,0мл мокроты, иначе возможет ложноотрицательный результат (в 1 мл мокроты должно быть не менее 100тыс микробных тел). При скудной мокроте, ее собирают в течение 1-3 суток в стерильный контейнер.
Доставляют в клиническую лабораторию.
Бактериологический посев мокроты – выявление возбудителя.
Собирается в стерильный контейнер 3-5 мл.
Доставляется в бактериологическую лабораторию, в течении 1 часа.
Исследования МОЧИ
М/с необходимо:
- Получить информированное согласие накануне исследования
- Оформить направление
- Обеспечить необходимой емкостью для сбора
- Объяснить алгоритм сбора (проверить, что пациент понял и запомнил: «обратная связь»)
- Доставить в лабораторию
Общий анализ мочи – определяют качественные и количественные показатели (оценка физических, химических свойств мочи и микроскопического исследования осадка; цвет, прозрачность, реакция реды, осадок и плотность). До сбора необходимо исключить из рациона окрашивающие мочу продукты питания (морковь, свекла) и медикаменты (амидопирин).
Собирается утренняя моча, лучше из средней порции, после тщательного подмывания, в чистый сухой контейнер – 100-150 мл. Противопоказание – месячные.
Доставляется в клиническую лабораторию в течение 1 часа.
В НОРМЕ:
Цвет – от светло-желтого до насыщенно-желтого (зависит от количества пигментов, характера питания и объема потребляемой жидкости)
Прозрачность – полная
pH – нейтральная или слабокислая (белковая пища способствует сдвигу в кислую сторону, вегетарианская – щелочную).
Удельный вес – 1012 – 1025
Белок и сахар – отсутствуют Ацетон, кетоновые тела – отсутствуют Билирубин – отсутствует
Форменные элементы (количественные показатели) определяют в мочевом осадке после центрифугирования: лейкоциты – единичные в поле зрения, эритроциты – единичные, цилиндры – отсутствуют, клетки эпителия – единичные, слизь – отсутствует, неорганический осадок при кислой реакции и при щелочной (различные соли).
ЦИЛИНДРЫ – При заболеваниях почек в почечных канальцах часто накапливается белок, могут быть эпителиальные клетки, лейкоциты, эритроциты и частички жира. Все эти элементы обволакивают почечные канальцы изнутри, образуя как бы слепки, иначе говоря цилиндры.
Проба по Нечипоренко - количественное определение форменных элементов в 1,0мл мочи – эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров..
Собирается утренняя моча, лучше из средней порции, после подмывания, в чистый сухой контейнер – 50 мл (достаточно 3,0-5,0мл мочи).
Доставляется в клиническую лабораторию в течение 1 часа.
В норме: лейкоциты до 2000 (у мужчин) и до 4000 (у женщин); эритроциты - до 1000, Цилиндры – до 20.
Проба по Амбурже – количественное определение форменных элементов.
Собирается ВСЯ 3х часовая утренняя моча (с 5 до 8 утра), после подмывания, в чистый контейнер.
Проба по Земницкому – способность почек к разведению и концентрации мочи.
Необходимо собрать 8 порций мочи за сутки через каждые 3 часа в чистые сухие банки заранее промаркированные. (6-9, 9-12, 12-15, 15-18, 18-21, 21-24, 24-3, 3-6). + 2-3 дополнительные не маркированные, Если в определенный промежуток времени мочи не было, сдается сухая банка, если мочи более чем поместилось в банку – берется еще одна и маркируется таким же интервалом времени.
Необходимо отменить мочегонные препараты.
Доставляется в клиническую лабораторию все маркированные банки (даже пустые).
В каждой порции определяют количество и удельный вес (в N 1005-1025).
Определяют суточный диурез с оценкой дневного (с 6 до 18) диуреза и ночного (с 18 до 6). Дневной – 2/3 суточного, ночной 1/3.
Моча на диастазу – определение функционального состояния поджелудочной.
Собирается утренняя моча, средней порции, после подмывания, в чистый сухой контейнер, 50 мл. Доставляется в биохимическую лабораторию (которая предупреждается) в теплом виде.
Моча на сахар и ацетон – контроль уровня глюкозы при сахарном диабете.
2 чистые емкости: 3000,0мл и 250,0мл
Собрать мочу за сутки, из этого количества отобрать 100мл, указав суточный диурез.
Доставляют в биохимическую лабораторию.
Бак. посев – определение степени микробной обсемененности мочи.
После подмывания берут среднюю порцию мочи 50мл в стерильный контейнер, соблюдая асептику.
Доставляют в бактериологическую лабораторию.
Исследование КАЛА
Необходимо:
- Получить информированное согласие накануне исследования
- Исключить искусственную дефекацию: клизмы, прием слабительных, свечей.
- Потребность в питании должна удовлетворяться в обычном режиме при отсутствии специальных назначений врача.
- Оформить направление.
- Обеспечить контейнером с крышкой и лопаточкой.
- Объяснить порядок проведения процедуры.
- При сборе кала при помощи медицинской сестрой, ей необходимо быть в перчатках.
- Объяснить алгоритм сбора (проверить, что пациент понял и запомнил: «обратная связь»)
- Доставить в клиническую лабораторию
Копрологическое исследование – определение переваривающей способности.
По назначению врача за 5 дней может быть назначена специальная диета Шмидта или Певзнера.
За 3 дня исключить продукты/лекарства окрашивающие кал (железо, висмут).
После дефекации в чистое сухое судно взять из нескольких мест 5-10гр кала (без воды и мочи) в чистый сухой контейнер.
Доставить в клиническую лабораторию в течении часа (может храниться в холодильнике до 8 ч)
Кал на яйца гельминтов – подтверждение глистной инвазии.
Собрать кал в чистый контейнер из 3х - 5 разных мест без посторонних примесей.
Доставить в клиническую лабораторию. Рекомендуется сдавать 3х кратно.
Кал на простейшие – выявление цист лямблий.
Собрать кал в чистый контейнер из 3х - 5 разных мест без посторонних примесей.
Доставить в клиническую лабораторию ТЕПЛЫМ. Рекомендуется сдавать 3х кратно.
Кал на реакцию Грегерсена – это анализ кала на скрытое кровотечение из ЖКТ (выявление железа).
За 3 дня исключить из рациона продукты питания, содержащие железо (гречневая каша, мясные и рыбные блюда) и медикаменты (препараты железа, висмута). При кровоточивости десен заменить чистку зубов щеткой на обработку рта полосканием. При геморроидальном кровотечении – не проводится.
Перед сбором кала произвести туалет гениталий и области промежности, осушить.
Произвести опорожнение кишечника в чистое, сухое судно.
Собрать 10-20г кала из разных мест.
Доставит в клиническую лабораторию.
Кал на бак. исследование – анализ кишечной микрофлоры, выявление больных и бактерионосителей дизентерии, сальмонеллеза и брюшного тифа.
Следует сдавать до начала антибактериальной терапии или через 8-10 ч после ее отмены.
Стерильная пробирка с консервантом и стерильной петлей.
Вращательными движениями водится ректальная петля на 2-3 см, после помещается в стерильную пробирку не касаясь краев.
Доставить в бактериологическую лабораторию в течении 1 часа.
Соскоб на энтеробиоз – диагностика инвазии острицами. Постановка диагноза возможна при обнаружении яиц остриц на перианальных складках кожи.
Осуществляют утром перед дефекацией и мочеиспусканием, до подмывания и душа с помощью липкой ленты и пронумерованных стекол.
До отправки в лабораторию материал может храниться в холодильнике при температуре 4...8 С.
МАЗОК из ЗЕВА и НОСА
Мазок из зева и носа – определение флоры в полости носа и зева.
Натощак (рот не полоскать, не есть, не пить, не курить).
Собирается в 2 стерильные пробирки с сухим тампоном. Зев: по дужкам и небным миндалинам слева и справа, не касаясь слизистой рта. Нос: поочередно вводим в каждый нижний носовой ход. Не касаясь краев, вводим в пробирку.
Доставить в бак. лабораторию в течении часа (при длительном хранении необходима пробирка с концентратом)
Приложение 3
БИОСУБСТРАТ | - | биологический материал |
БИОПСИЯ | - | взятие ткани для диагностического исследования |
ГЕЛЬМИНТОЗЫ | - | заболевания, вызываемые червями, паразитирующими в кишечнике человека |
ГЕМАТУРИЯ | - | обнаружение крови в моче |
ГЕМОЛИЗ | - | разрушение эритроцитов |
ГЛЮКОЗУРИЯ | - | обнаружение глюкозы в моче |
ДРЕНАЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ | - | положение тела, при котором мокрота отходит наиболее эффективно |
КАЛ | - | выделяющиеся при дефекации массы, состоящие из непереваренных остатков пищи и пищеварительных соков, а также многочисленных бактерий |
КЕТОНУРИЯ | - | обнаружение кетоновых тел в моче |
ЛЕЙКОЦИТУРИЯ | - | обнаружение лейкоцитов в моче |
МАЗКИ ИЗ ЗЕВА И НОСА | - | отделяемое носоглотки, взятое для исследования |
МЕЛЕНА | - | дегтеобразный стул (темный стул при желудочно-кишечном кровотечении) |
МОКРОТА | - | патологический секрет бронхолегочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании |
МОЧА | - | продукт жизнедеятельности организма, образуемый почками |
ПИУРИЯ | - | наличие гноя в моче |
ПРОТЕИНУРИЯ | - | наличие белка в моче |
Приложение 4
Лабораторные методы исследования
Вариант 1
Выберите один правильный ответ:
- Пациент обрабатывает полость рта накануне диагностического исследования мокроты
- Кипяченой водой
- Раствором фурациллина
- Гипертоническим раствором
- Водопроводной водой
- Мокроту собирают в течении 1-3 суток для исследования на
- Общий анализ
- Микобактерию туберкулеза
- Атипичные клетки
- Чувствительность к антибиотикам
- Мазок из зева направляют для исследования в лабораторию
- Клиническую
- Бактериологическую
- Иммунологическую
- Цитологическую
- Обработку индивидуальной плевательницы больного туберкулезом проводят
- Ополаскиванием водой
- Обеспложиванием
- Обеззараживанием
- Механической чисткой
- Для какого исследования мочи вам понадобится 8 банок плюс 2-3 дополнительные
- Проба по Земницкому
- Проба по Амбурже
- Проба по Нечипоренко
- Проба на сахар и ацетон
- Цель исследования мочи на сахар – диагностика
- Гематурии
- Пиурии
- Протеинурии
- Глюкозурии
- Черный, дегтеобразный стул – показатель
- Кровотечения
- Гельминтоза
- Диареи
- Токсикоинфекции
- Соотношение дневного и ночного диуреза здорового человека
- 2: 1
- 1: 2
- 1: 3
- 3: 1
Лабораторные методы исследования
Вариант 2
Выберите один правильный ответ:
- При кровоточивости десен, что запрещено делать перед сбором мокроты для диагностического исследования
- Чистить зубы
- Полоскать кипяченой водой
- Полоскать раствором фурациллина
- Полоскать водопроводной водой
- Лабораторная посуда для сбора мокроты на общий анализ
- Пробирка
- Чистый широкогорлый флакон емкостью 100-150 мл
- Стерильная чашка Петри
- Лоток
- Максимальное время хранения пробирок в холодильнике, с момента взятия мазков из носа и зева (в часах)
- 8
- 6
- 4
- 2
- Обработку индивидуальной плевательницы больного туберкулезом проводят
- Ополаскиванием водой
- Обеспложиванием
- Обеззараживанием
- Механической чисткой
- Для какого исследования мочи вам понадобится 3х литровая емкость
- Проба по Земницкому
- Проба по Амбурже
- Проба по Нечипоренко
- Проба на сахар и ацетон
- Цель исследования кала на реакцию Грегерсена
- Определение переваривающей способности кишечника
- Выявление железа
- Анализ кишечной микрофлоры
- Выявление цист лямблий
- Мелена – это показатель
- Кровотечения
- Гельминтоза
- Диареи
- Токсикоинфекции
- Соотношение количества выпитой и выделенной жидкости называется
- суточным диурезом
- водным балансом
- анурезом
- дневным диурезом
Приложение 5
Эталоны ответов на тестирование «Лабораторные методы исследования»
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 – А | 1 – А |
2 – Б | 2 – Б |
3 – Б | 3 – Г |
4 – В | 4 – В |
5 – А | 5 – Г |
6 – Г | 6 – Б |
7 – А | 7 – А |
8 – Г | 8 – Б |
Критерии оценки решения тестовых заданий.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100% (0 ошибок) | 5 | отлично |
80-89% (1 ошибка) | 4 | хорошо |
70-79% (2 ошибки) | 3 | удовлетворительно |
Менее 70% (3 ошибки и более) | 2 | неудовлетворительно |
Приложение 6.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
№ п/п | ФИО студента. | Блиц -опрос | Тестовые задания | Дополнительная активность студентов. | Итоговая оценка. |
Приложение 7
Задания на самоподготовку к семинарскому занятию по теме «Лабораторные методы исследования».
- Изучить конспект двух лекций по теме «Лабораторные методы исследования».
- Читать учебник: Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. Стр. 598 – 630.
- Выборочно изучить список дополнительной литературы (см. список литературы для самоподготовки).
- Подготовить памятку для пациентов «Подготовка к различным видам лабораторных исследований» (по выбору студента).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"
ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор
Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...