Методическая разработкам "Уход за новорожденным"
учебно-методический материал
Актуальная методичка с подбором заданий для выполнения и контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 237.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» | |
Система менеджмента качества |
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Уход за новорожденным»
ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»
МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»
Специальность: сестринское дело
Курск – 2021 г.
Структура методической разработки практического занятия
Тема занятия: «Уход за новорожденным»
1. Тип занятия: формирование умений и навыков
2. Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики ОПЦ.
3. Методы обучения: словесный – беседа, игровой способ анализа конкретной ситуации (разыгрывание ролей), имитационный тренинг с использованием медицинского оборудования, презентация результатов самостоятельной работы.
4. Цели занятия:
-образовательная (ориентирована на овладение умениями в соответствии с программой)
- создание условий для формирования навыков организации ухода за новорожденным.
-развивающая (ориентирована на развитие творческих способностей студентов ходе решения практических задач;)
-создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать, аргументировать её, развития логического мышления, творческих способностей,
- воспитательная (ориентирована на формирование личностных качеств будущего специалиста)
-создание условий для воспитания культуры общения, чувства ответственности за здоровье пациента.
5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
| -Осуществлять утренний туалет новорожденного, -Проводить гигиеническую ванну новорожденному, - Пеленать новорожденного разными способами,
|
6. Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать эффективность и качество (ОК 2);
- Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
- Осуществить поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4);
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6);
- Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12).
Профессиональных компетенций:
- Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК 1.1).
7. Оснащение занятия:
1. ТСО: телевизор, ноутбук
2. Наглядные пособия: учебный видеофильм «Новорожденный», «Уход за новорожденным», мультимедийная презентация, плакаты.
3.На рабочее место студенту: пеленки, распашонки, памперс,
кукла-фантом, мягкая варежка, ванночка, кувшин,
средства по уходу за новорожденным.
4. Дидактический материал: тестовые задания, задачи.
8. План занятия (в соответствии с его типом):
- Организационный этап- 5 мин.
- Мотивация темы и целапологание- 15мин.
- Контроль подготовленности к занятию -50 мин.
- Изучение нового материала- 65 мин.
- Самостоятельная работа – 155 мин
6. Подведение итогов, задание на дом -5 мин.
9. Ход занятия (в соответствии с планом занятия): описание, раскрывающее логически последовательные и методически обоснованные действия преподавателя и студентов по освоению обучающимися программного материала:
- Организационный этап.
- Организованность преподавателя. Своевременное начало занятия. Проверка готовности группы к занятию (наличие формы, учебной документации, средств обучения, проверка группы на присутствующих и отсутствующих)
- Проверка подготовки рабочего места.
2. Мотивация темы и целепологание. (слайд №1)
Мотивация: для мотивационного момента преподаватель рассказывает небольшую предысторию по теме и подкрепляет свои слова картинкой на мониторе ноутбука.
По статистике каждую минуту в мире рождается приблизительно 200 человек. Количество населения Земного шара продолжает неустанно расти. Рождение желанного ребенка - это радостное событие, но в то же время это критический период для здоровья и матери и ребенка. От правильного ухода за новорожденным зависит здоровье и благополучие малыша. Конечно это не так-то просто изо дня в день соблюдать правильный уход за новорожденным. Но вырабатывать в себе такую ответственность необходимо. Соблюдение необходимых норм гигиены и режима поможет малышу избежать лишних заболеваний, особенно на первом году жизни.
Вопрос к обучающимся: кто на ваш взгляд выполняет уход за новорожденным?
Предполагаемый ответ: Мама, родители, медицинский персонал.
А чтобы уход за новорожденным был максимально правильным, маме нужно узнать, как работает и как устроен организм ребенка и как он развивается.
Вопрос к обучающимся: Кто на ваш взгляд проводит данные беседы с мамой? И где и при каких условиях могут встречаться мама новорожденного и медицинская сестра?
Предполагаемый ответ: В условиях родильного дома, а так же медицинская сестра, осуществляющая патронаж.
Да действительно, большую роль в обучении уходу за новорожденным играет медицинская сестра, осуществляющая патронаж.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач медицины является охрана здоровья новорожденного ребенка. В последние десятилетия в организации медицинской помощи новорожденным достигнуты большие успехи. Создана научно обоснованная система этапного выхаживания новорожденных и оказания специализированной помощи больным детям. В основном уход за новорожденным осуществляют медицинские сестры.
Вопрос к обучающимся: Как вы думаете что относится к уходу за новорожденным?
Предполагаемый ответ: К уходу относятся удовлетворение основных потребностей новорожденного, четкое и своевременное выполнение всех предписанных лекарственных назначений, медицинских манипуляций, а также устранение различных раздражителей, обеспечение тишины и чуткое отношение, гигиеническое обучение мамы по уходу за ребенком.
Однако, помимо внимательного отношения, медицинская сестра должна обладать необходимыми медицинскими знаниями. Таким образом, изучение сестринского ухода за новорожденным ребенком актуально, а роль медицинских сестер является значимой
После заключения истории преподаватель задает вопрос студентам: А теперь исходя из нашей беседы давайте определим тему нашего занятия.
-Уход за новорожденным. (слайд №2)
Компетенции. (Слайд №3)
Цели занятия: (слайд №4)
1.Овладение методами обучения удовлетворения потребностей новорожденного.
2.Овладение методами обучения правилам кормления грудью, уходу за новорожденным.
3.Овладение практическими умениями по организации грудного кормления
4.Овладение практическими умениями по уходу за новорожденным: утренний туалет новорожденного, гигиеническая ванна, все виды пеленания
3. Контроль подготовленности к занятию
Для контроля знаний преподаватель предлагает бригаде разделиться на 2 команды. В каждой команде назначается капитан который будет определять ответы команды (по типу игры «Что? Где? Когда?» и будет считать баллы. Система оценивания ответов студентов будет вестись в балла 1 правильный ответ = 1 балла, если команда не дает ответ, вопрос переходит к другой команде. (слайд №5)
- Задание №1. (слайд №6)
В начале соревновательной программы команде №1 предлагается раскрыть понятие «Новорожденный», затем команде №2 понятие «Период новорожденности» за каждый правильный ответ команда добавляет себе по 1 баллу. Правильные ответы мы подкрепляем слайдом на презентации.
- Задание №2
«Анатомо-физиологические особенности новорожденного» -найди и исправь ошибки. Для студентов на слайде выводится текст для выполнения задания.
Задача №1.
В обеспечении жизнедеятельности здорового ребенка большое значение имеет правильное функционирование кожи. Кожа здорового ребенка раннего возраста более грубая, синюшного цвета, имеет незначительные нарушения. (слайд №7)
Преподаватель: Согласны ли вы с данным высказыванием?
Студенты: нет. (1б)
Преподаватель: Исправьте тогда ошибки, аргументируя их.
Студенты: кожа здорового новорожденного раннего возраста имеет нежно розовый цвет, гладкая, бархатистая, нежная. (1б)
Преподаватель: Почему так важно оказывать уход за кожей новорожденного?
Студенты :У детей в период новорожденности могут развиваться транзиторные состояния, связанные с особенностями кожи (простая эритема - гиперемия кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.)., токсическая эритема-на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость) при которых важно правильно ухаживать за кожными покровами, что бы эти процессы не перешли в патологические, к тому же кожа новорожденного не достаточно совершенна и может являться входными воротами для инфекций, кроме этого да данном этапе жизни у новорожденного не очень хорошо развиты функции кожи. (1б)
Задача №2.
Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и желез, выделяющих секрет, необходимый для процессов пищеварения. Появление частых срыгиваний у новорожденных детей обусловлены рядом причин: -наличием короткой уздечки языка, - своеобразным расслабленным сосанием, - тем что ребенок не захватывает воздух, - более сильным развитием сфинктера входной части желудка. (слайд №8)
Преподаватель: Согласны ли вы с данным высказыванием?
Студенты: нет. (1б)
Преподаватель: Исправьте тогда ошибки, аргументируя их, почему так важно следить за пищеварением новорожденного?
Студенты: появление частых срыгиваний связано у детей с наличием короткой уздечкой языка, жадным сосанием, и наоборот захватыванием воздуха во время сосания. Важно уделять внимание системы пищеварения потому что в это может привести к аспирации дыхательных путей, в следствии чего может наступить асфиксия. (1б)
Преподаватель: правильно, а что тогда необходимо делать для предупреждения этого состояния?
Студенты: для этого необходимо выполнять правила кормления новорожденного грудью, что бы во время кормления не перекрывать носовые ходы, затем после кормления ребенка необходимо подержать немного в вертикальном положении, что бы ребенок отрыглую проглоченный им воздух, затем поместить в кроватку на бочок. (1б)
- Задание №3
«Признаки здорового новорожденного» каждой команде выдается кукла-фантом здорового новорожденного, на ноутбуке выводится слайд со здоровым новорожденным, задача каждой команды в формате эстафеты по очереди называть группы признаки и по возможности показать их подкрепляясь всеми предложенными материалами. (слайд №9)
- «Антропометрические признаки» Команда№1 (1б)
- «Признаки со стороны телосложение» команда№2(1б)
- «Признаки со стороны кожных покровов» Команда №1(1б)
- «Признаки со стороны половых органов» Команда №2 (1б)
- Задание №4
«Потребности новорожденного»
Преподаватель представляет каждой команде картинки с потребностями (не подписанными) в перевернутом виде, команды вытягивая по одной определяют что за потребность и дают ей определение, план действия по удовлетворению данной потребности. За каждую правильно определенную потребность и ее пояснение –1б.
- Задание № 5. «Функциональная зрелость»
Преподаватель для каждой команды отдельно воспроизводит видео фрагмент на экране ноутбука по покатому, каждая из команд должна определить по 1-му признаку функциональной зрелость. За правильный ответ команда ставит себе по 1 баллу.
Команде №1 (слайд №10)– видео ролик на признак функциональной зрелость «двигательная активность»
Команде № 2 (слайд №11)– видео ролик на признак «наличие сосательного рефлекса»
Тестовые задания по теме: «Период новорожденности» (Слайд №12)
Вариант №1
Выберите пожалуйста один правильный ответ.
1.Новорожденные бывают:
а) доношенные
б) переношенные
в) недоношенные
г) все перечисленное верно.
2. Переношенными считаются новорожденные, родившиеся:
а) после 40 недель гестации
б) после 42 недель гестации
в) после 41 недели гестации
3.Транзиторное состояние связанное с изменением кожных покровов:
а) половой криз
б) физиологическая убыль массы тела
в) простая эритема
4. Признаками функциональной зрелости новорожденного считается:
а) срыгивает
б) самостоятельно поддерживает t тела
в) слабо выраженные сосательный и глотательный рефлексы
г) активно реагирует на внешние раздражители .
5. Антропометрия – это:
а) отсасывание слизи из верхних дыхательных путей
б) обработка и перевязка пуповины
в) измерение массы, длины тела, окружности груди и головы
г) измерение суточной потребности в грудном молоке.
6. Меконием называется:
а) грудное молоко вырабатываемое в первые 2-3 дня после родов
б) стул ребенка 1-2 дней
в) эмоциональная связь межу матерью и ребенком
г) созревание молочной железы
7. Режим кормления в периоде новорожденности:
а) питание 6–ти разовое с интервалом 3,5 часа (с 1 до 5 месяцев)
б) свободный, «по требованию ребенка»
в) питание 5-ти разовое с интервалом 4 часа (с 5 месяцев до года)
8. Состояние новорожденного оценивается по шкале:
а) А.Маслоу
б) Финкельштейна
в) Апгар
г) Ромеля.
9. Температура гигиенической ванны, принимаемой новорожденным после заживления пупочной ранки:
а) 35,5-36,5 гр.С
б) 35-36 гр. С
в) 36-37 гр.С
г) 37-37,5 гр.С.
10. Пограничное состояние новорожденного – это:
а) нормальное физиологическое состояние ребенка, без патологии
б) физиологическое состояние, проявляющееся на границе двух этапов жизни (внутри и внеутробного)
в) переход от естественного вскармливания ребенка к вынужденному - искусственному.
Тестовые задания по теме: «Период новорожденности»
Вариант №2
Выберите пожалуйста один правильный ответ.
1. Антропометрия – это:
а) отсасывание слизи из верхних дыхательных путей
б) обработка и перевязка пуповины
в) измерение массы, длины тела, окружности груди и головы
г) измерение суточной потребности в грудном молоке.
2. Состояние новорожденного оценивается по шкале:
а) А.Маслоу
б) Финкельштейна
в) Апгар
г) Ромеля.
3. Пограничное состояние новорожденного – это:
а) нормальное физиологическое состояние ребенка, без патологии
б) физиологическое состояние, проявляющееся на границе двух этапов жизни (внутри и внеутробного)
в) переход от естественного вскармливания ребенка к вынужденному - искусственному.
4. Температура гигиенической ванны, принимаемой новорожденным после заживления пупочной ранки:
а) 35,5-36,5 гр.С
б) 35-36 гр. С
в) 36-37 гр.С
г) 37-37,5 гр.С.
5. Новорожденные бывают:
а) доношенные
б) переношенные
в) недоношенные
г) все перечисленное верно.
6. Признаками функциональной зрелости новорожденного считается:
а) срыгивает
б) самостоятельно поддерживает t тела
в) слабо выраженные сосательный и глотательный рефлексы
г) активно реагирует на внешние раздражители .
7. Переношенными считаются новорожденные, родившиеся:
а) после 40 недель гестации
б) после 42 недель гестации
в) после 41 недели гестации
8. Транзиторное состояние связанное с изменением кожных покровов:
а) половой криз
б) физиологическая убыль массы тела
в) простая эритема
9.Меконием называется:
а) грудное молоко вырабатываемое в первые 2-3 дня после родов
б) стул ребенка 1-2 дней
в) эмоциональная связь межу матерью и ребенком
г) созревание молочной железы
10. Режим кормления в периоде новорожденности:
а) питание 6–ти разовое с интервалом 3,5 часа (с 1 до 5 месяцев)
б) свободный, «по требованию ребенка»
в) питание 5-ти разовое с интервалом 4 часа (с 5 месяцев до года)
ОТВЕТЫ вариант №1: 1-г. 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-в, 9-г, 10-б.
ОТВЕТЫ вариант №2: 1-в, 2-в, 3-б, 4-г, 5-г, 6-б, 7-б, 8-в, 9-б, 10-б.
4. Изучение нового материала.
После обсуждения теоретических вопросов:
Преподаватель разыгрывает ситуацию направленную на изучение нового материала «Организация кормления новорожденного»
Преподаватель: Сегодня мы с вами рассмотрим новую для вас манипуляцию а конкретно «Кормление новорожденного», но перед тем как приступить к ее выполнению, нам с вами необходимо подготовить новорожденного. В чем заключается подготовка?
Предполагаемый ответ: необходимо провести утренний туалет новорожденного и запеленать ребенка.
Преподаватель: Правильно! Для этого мы разделимся на пары «выполняющий –эксперт» и займем свои рабочие места, для контроля за выполнением манипуляции у эксперты обеспечены специальными листочками контроля, где и будут фиксироваться все нарушения и по итогу заполняться в бальной системе.
Начнем с того что 3 пары «выполняющий-эксперт» демонстрируют выполнение первой манипуляции «Утренний туалет новорожденного» (подготовка, выполнение, завершение), затем пары меняются местами и выполняют манипуляцию «закрытый способ пеленания».
Листок контроля манипуляций
Пеленание (закрытый способ) в родовспомогательном учреждении
№ | Последовательность выполнения действий : | + | - | БАЛл |
1 | Представиться пациенту и его маме | |||
2 | Идентифицировать маму пациента | |||
3 | Идентифицировать пациента | |||
4 | Объяснить цель и ход процедуры | |||
5 | Получить устное согласие мамы пациента на процедуру и предстоящее обучение пеленанию новорожденного | |||
6 | Вымыть руки механическим способом | |||
7 | Надеть нестерильные перчатки | |||
8 | Проверить срок годности салфеток с дез. раствором | |||
9 | Провести обработку пеленального стола и манипуляционного столика салфетками с дез. средством | |||
10 | Утилизировать салфетки и перчатки в емкость для отходов класса «А» | |||
11 | Обработать руки гигиеническим способом | |||
12 | Надеть маску | |||
13 | Подготовить оснащение: упаковки со стерильными фартуком и пеленками выложить на манипуляционного столик | |||
14 | Проверить сроки годности упаковок (соответствие срокам хранения), их целостность (герметичность) и контроль (индикатор) стерильности. | |||
15 | Обработать руки антисептическим раствором (70 этанолом) | |||
16 | Надеть стерильный фартук | |||
17 | Вскрыть стерильный мешок с комплектом стерильных пеленок без нарушения стерильности | |||
18 | Расстелить на пеленальном столе четыре пеленки: первую фланелевую; вторую пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня первой пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня первой пеленки для изготовления шапочки; третью пеленку ситцевую; четвертую пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника | |||
19 | Объяснить маме пациента значение количества и расположения пеленок, соблюдения стерильности при обращении с ребенком | |||
20 | Надеть нестерильные перчатки | |||
21 | Распеленать новорожденного в кроватке. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками | |||
22 | Взять ребенка, фиксируя одной рукой голову и шею, второй рукой — тазовый конец, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе. | |||
23 | Утилизировать грязные пеленки в емкость (мешок) для отходов класса Б | |||
24 | Снять перчатки, утилизировать в емкость для отходов класса Б | |||
25 | Обработать руки антисептическим раствором (700 этанолом) | |||
26 | Между ног ребенка провести сложенную пеленку (подгузник) в подмышечную область с одной стороны | |||
27 | Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение | |||
28 | Краем третьей пеленки накрыть и зафиксировать плечо с той же стороны и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. | |||
29 | Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение | |||
30 | Нижним ее краем отделить стопы ребенка одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло проложить между стоп ребенка. | |||
31 | Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение | |||
32 | Надеть косынку, изготовленную из второй пеленки. | |||
33 | Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение | |||
34 | Зафиксировать все предыдущие слои и косынку первой пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см ниже сосков, закрепить сбоку. | |||
35 | Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение | |||
36 | Поинтересоваться, все ли маме понятно, ответить на вопросы по выполнению пеленания, которые она задает | |||
37 | Провести поощрение ситуации успеха | |||
38 | Соблюдать этику общения с мамой. Сообщить об окончании процедуры, поблагодарить. | |||
39 | Поверх пеленки повязать медальон. | |||
40 | Уложить ребенка в кроватку | |||
41 | Снять фартук и поместить его в емкость для отходов класса Б | |||
42 | Снять маску и поместить ее в емкость для отходов класса Б | |||
43 | Обработать руки гигиеническим способом, осушить | |||
44 | Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации (истории развития новорожденного) |
ЕЖЕДНЕВНЫЙ УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ
(ТУАЛЕТ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ)
№ | Последовательность выполнения действий: | + | - | БАЛл |
1 | Установить контакт с пациенткой – мамой новорожденного (поздороваться, представиться, обозначить свою роль) | |||
2 | Идентифицировать пациентку (попросить пациентку представиться – назвать свою фамилию, имя и отчество) | |||
3 | Идентифицировать пациента (ребенка) – сверить медальон и браслетки с историей развития новорожденного и ФИО матери | |||
4 | Назвать предстоящую процедуру, объяснить её цель | |||
5 | Объяснить ход (алгоритм) предстоящей процедуры | |||
6 | Получить у пациентки устное добровольное информированное согласие на предстоящую процедуру | |||
7 | Руки обработать гигиеническим способом | |||
8 | На верхний ярус манипуляционного столика выставить: -упаковки со стерильными: лотком, пинцетом, ватными шариками, ватными жгутиками, перчатками; - упаковку с нестерильными перчатками; -одноразовый фартук; - спиртосодержащий антисептик; - стерильную дистиллированную воду в индивидуальной расфасовке; - защитный косметический крем для кожи на водной основе (эмолент); - рабочий лоток, -дезинфицирующие салфетки в упаковке производителя. | |||
9 | Проверить сроки годности упаковок со стерильными изделиями (соответствие срокам хранения), их целостность (герметичность) и провести контроль индикатора стерильности. | |||
10 | На втором (нижнем) ярусе манипуляционного столика разместить: - ёмкость для сбора отходов класса Б | |||
11 | Надеть маску, обработать руки антисептиком; надеть чистые перчатки | |||
12 | Открыть кран и отрегулировать температуру воды до 37° С | |||
13 | Открыть упаковку с дезинфицирующими салфетками для обработки пеленального стола. | |||
14 | Провести дезинфекцию пеленального стола; сбросить салфетку в «Отходы класса А» | |||
15 | Открыть крышку емкости для сбора грязных пелёнок | |||
16 | Снять перчатки помстить в отходы класса «Б» |
II. Подмывание
№ | Последовательность выполнения манипуляции: | + | - | балл |
1 | Руки обработать спиртсодержащим антисептиком. | |||
2 | Открыть упаковку со стерильными пеленками, расстелить на столе стерильную пелёнку, вторую пеленку оставить на столе в развернутом виде | |||
3 | Надеть одноразовый фартук | |||
4 | Надеть чистые перчатки | |||
5 | Ребёнка в кроватке распеленать, использованные пеленки сбросить в контейнер для грязного белья или попросить это сделать маму | |||
6 | Подмыть ребенка (соблюдая технику подмывания девочек и мальчиков) тёплой водой, не подставляя под струю воды, поливая водой с руки. Если у новорожденного ещё есть пуповинный остаток, и он загрязнился физиологическими выделениями, его также необходимо промыть теплой проточной водой. | |||
7 | Промокательными движениями обтереть новорожденного второй сухой стерильной пелёнкой и уложить на пеленальный стол (на пеленку) | |||
8 | Использованную пеленку сбросить в контейнер для грязных пеленок. | |||
9 | Снять перчатки, сбросить в отходы класса Б. |
III. Уход за глазами, носовыми ходами, ушными проходами
№ | Последовательность выполнения манипуляции: | + | - | Балл |
1 | Руки обработать спиртсодержащим антисептиком. | |||
2 | Открыть упаковки со стерильным оборудованием и материалами. Извлечь стерильный лоток, в него поместить пинцет, ватные шарики и жгутики | |||
3 | Одеть стерильные перчатки. | |||
4 | Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить стерильной водой над рабочим лотком, положить в руку. | |||
5 | Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики. | |||
6 | Ватный шарик отжать и протереть им один глаз от наружного угла глаза к внутреннему. Сбросить шарик в рабочий лоток. | |||
7 | Пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, положить в руку. | |||
8 | Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики. | |||
9 | Осушить глаз сухим ватным шариком, двигаясь от наружного угла глаза к внутреннему. Сбросить шарик в рабочий лоток. | |||
10 | Повторить обработку второго глаза аналогично первому (должен быть обработан последовательно каждый глаз - для каждого глаза отдельный шарик!) | |||
11 | Из лотка пинцетом взять один жгутик, смочить детским косметическим маслом над рабочим лотком и положить в руку. | |||
12 | Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики. | |||
13 | Жгутик, ввести вращательными движениями в носовой ход на расстояние 5-8 мм. Сбросить жгутик в рабочий лоток. | |||
14 | Повторить обработку второго носового хода аналогично первому (должен быть обработан последовательно каждый носовой ход - для каждого носового хода отдельный жгутик!) | |||
15 | Аналогично носовым ходам сухими жгутиками обработать ушные проходы (не чаще 1-2 раз в неделю), удаляя только видимую серу, не проталкивая жгутик вглубь наружного слухового прохода. |
IV. Обработка кожных складок
№ | + | - | балл | |
1 | Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить над рабочим лотком дистиллированной водой и положить в руку. | |||
2 | Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики. | |||
3 | Обработать естественные складки кожи ребенка в строгой последовательности без давления и трения: заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичные, вокруг ануса. | |||
4 | Просушить области складок сухими ватными тампонами, взяв их таким же образом. | |||
5 | Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить над рабочим лотком защитным кремом и положить в руку. | |||
6 | Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики. | |||
7 | Обработать естественные складки кожи ребенка в той же последовательности: заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичные, вокруг ануса. | |||
8 | Использованные шарики сбрасывать в рабочий лоток. |
После чего мы разберем ошибки команд и посчитаем кол-во балов. Затем преподаватель берет готового ребенка и демонстрирует проведение кормления новорожденного в соответствии с алгоритмом. После чего студенты делятся на микро-группы и отрабатывают данный навык.
ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ
- Поздороваться, представиться маме
- Идентифицировать мать и ребенка
- Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью.
- Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает.
- Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью:
- Подготовьте ребенка к кормлению (проведите туалет кожи и слизистых)
- Тщательно вымойте руки с мылом. Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1—2 раза в день и менять ежедневно нижнее белье.
- Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку.
- Займите удобное положение сидя или лежа.
- Поднесите ребенка к груди так, чтобы его голова и тело находились в одной плоскости, лицо и все тело было повернуто к вашей груди, носик расположен напротив соска. Поддерживайте его за шейку и спинку, голова должна свободно слегка откидываться назад.
- Подавая ребенку грудь, поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем — сверху
- Прикоснитесь соском к верхней губе ребенка
- Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и прижмите его тело к себе (подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку!).
- Если ребенок правильно приложен к груди, он захватывает ртом не только сосок, но и большую часть ареолы (темного пятна вокруг соска). При этом:
_ подбородок ребенка касается груди;
_ его рот широко раскрыт;
_ его нижняя губа вывернута наружу;
_ можно видеть большую часть ореолы над верхней губой, а не под нижней;
_ Вы не испытываете никаких неприятных ощущений в груди.
- Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются, и дыхание ребенка достаточное
- Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно, как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются.
- Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет ( от 10 до 30 мин).
- После кормления 2-3 мин подержите ребенка в вертикальном положении (для профилактики аэрофагии и срыгивания)
- Положите ребенка на правый бок (для профилактики аспирации).
- Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости. Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает.
Общие правила грудного вскармливания.
- Правильно прикладывать к груди.
- Кормить ребенка до 2 месяцев по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7-12 раз в сутки и более. Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости. Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает.
- При свободном режиме кормлений не нужно допаивать ребенка водой без медицинских показаний.
- Не давайте соски, пустышки.
- До 4-6 месяцев кормить только грудным молоком, затем вводить прикормы и добавки.
- Продолжать кормление грудью до 1-2 лет.
Слайд №13.
5.Самостоятельная работа
Манипуляции отрабатываются на рабочих местах каждым студентом в соответствии с алгоритмами выполнения манипуляций. Бригада делятся на микрогруппы: мама, м/с и эксперт. После выполнения задания эксперты дают оценку работе каждой м/с. Обучите женщин технике пеленания, проведению гигиенической ванны новорожденного, уходу за новорожденным. В процессе совместной творческой деятельности преподавателя и студентов проверяются и обсуждаются материалы, подготовленные студентами для проведения гигиенического воспитания, вносятся коррективы, выбираются оптимальные методы проведения занятий с пациентами в зависимости от содержания и формы подготовленных материалов, преподаватель подбирает в соответствии с этим целевые группы пациентов.
6.Подведение итогов
Вначале занятия студентам была предоставлена информация о профессиональных и общих компетенциях, работа над освоением которых планировалась на данном занятии, методах формирования этих компетенций , формах и методах контроля, были поставлены цели занятия.
Подводя итоги необходимо вместе со студентами вспомнить наши цели занятия поставленные в начали и проверить чего мы достигли, получилось ли у нас выполняя данные цели соблюдать ОК и ПК, так же необходимо командам посчитать кол-во своих балов и огласить. По кол-ву балов можно будет определить какая команда вышла в перед и победила а какая команда сегодня отстала. Заключительная речь преподавателя похвалить студентов что они все молодцы и хорошо поработали.
- Рефлексия
Проверка эмоционального состояния студентов. Для каждого предлагается смайлик медицинского работка без изображения эмоций, задача каждого студента нарисовать соответствующую своему состоянию улыбку ()(-).
На занятии я работал__________ активно/ неактивно
Своей работой на занятии я______________доволен /не доволен
Занятие для меня показалось________________коротким /длинным
Материал занятия мне был________________ понятен / непонятен
легким /трудным
Какой вид деятельности на занятии
мне больше всего понравился_____________________________
Поставленные мной цели _____________достигнуты /недостигнуты
8. Домашнее задание
Тема следующего занятия «Период грудного возраста». Для успешной работы на занятии выполните следующие задания:
- По лекционному материалу повторите вопросы:
- продолжительность периода грудного возраста;
- особенности периода грудного возраста;
- какого ребенка грудного возраста можно считать здоровым;
- понятия о физическом, нервно-психическом, социальном развитии ребенка;
- особенности потребностей ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения;
- возможные проблемы периода грудного возраста.
Преподаватель: ______________ Кузьмичёва Т.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка олимпиады "Диагностика заболеваний новорожденных"
Олимпиада - это научно-методический проект, направленный на создание условий для реализации ФГОС среднего профессионального образования 3 поколения.Главными целями данной олимпиады являются:- активиза...
Методическая разработка практического занятия «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью. Диагностика беременности». МДК.01.01.Физиологическое акушерство ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и
Учебные целиПосле изучения данной темы студент должен уметь:- осуществлять сбор анамнеза у беременной;- диагностировать беременность и определить ее сроки;- произвести влагалищное исследование и опред...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Наследственные и врожденные заболевания новорожденных»
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в л...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическое пособие для ЭО. Задания для текущего, итогового контроля по ДПП ПК "Сестринский уход за новорожденными"
Тестовые задания по программе "Сестринский уход за новорожденными" представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания направлены на выя...