Методическая разработкам "Уход за новорожденным"
учебно-методический материал

Татьяна Олеговна Кузьмичёва

Актуальная методичка с подбором заданий для выполнения и контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx237.84 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Система менеджмента качества

Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от     «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК   ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Уход за новорожденным»

ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»

                       МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

 

                Специальность: сестринское дело

Курск – 2021 г.

Структура методической разработки практического занятия

Тема занятия: «Уход за новорожденным»

1. Тип занятия: формирование умений и навыков

2. Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики ОПЦ.

3. Методы обучения: словесный – беседа, игровой способ анализа конкретной ситуации (разыгрывание ролей), имитационный тренинг с использованием медицинского оборудования, презентация результатов самостоятельной работы.

4. Цели занятия:

-образовательная (ориентирована на овладение умениями в соответствии с программой)

- создание условий для формирования навыков организации ухода за новорожденным.

азвивающая (ориентирована на развитие творческих способностей студентов ходе решения практических задач;)

-создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать, аргументировать её, развития логического мышления, творческих способностей,

- воспитательная (ориентирована на формирование личностных качеств будущего специалиста)

-создание условий для воспитания культуры общения, чувства ответственности за здоровье пациента.

5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного;
  • Потребности новорожденного;
  • Основные проблемы периода новорожденности.
  • понятие  «пограничные состояния».

-Осуществлять утренний туалет новорожденного,

-Проводить гигиеническую ванну новорожденному,

- Пеленать новорожденного разными способами,

  • -Обучать родителей уходу за новорожденным.
  • -Организовать грудное вскармливание

6. Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать эффективность и качество (ОК 2);
  • Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
  • Осуществить поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4);
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6);
  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12).

Профессиональных компетенций:

  • Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК 1.1).

7. Оснащение занятия:

1. ТСО: телевизор, ноутбук

2. Наглядные пособия: учебный видеофильм «Новорожденный», «Уход за новорожденным», мультимедийная презентация, плакаты.

          3.На рабочее место студенту: пеленки, распашонки, памперс,

           кукла-фантом, мягкая            варежка, ванночка, кувшин,

            средства по             уходу за новорожденным.

          4. Дидактический материал: тестовые задания, задачи.

8. План занятия (в соответствии с его типом):

  1. Организационный этап- 5 мин.
  2. Мотивация темы и целапологание- 15мин.
  3. Контроль подготовленности к занятию -50 мин.
  4. Изучение нового материала- 65 мин.
  5. Самостоятельная работа – 155 мин

6. Подведение итогов, задание на дом -5 мин. 

9. Ход занятия (в соответствии с планом занятия): описание, раскрывающее логически последовательные и методически обоснованные действия преподавателя и студентов по освоению обучающимися  программного материала:

  1. Организационный этап.
  • Организованность преподавателя. Своевременное начало занятия. Проверка готовности группы к занятию (наличие формы, учебной документации, средств обучения, проверка группы на присутствующих и отсутствующих)
  • Проверка подготовки рабочего места.

           2. Мотивация темы и целепологание.  (слайд №1)

Мотивация: для мотивационного момента преподаватель рассказывает небольшую предысторию по теме и подкрепляет свои слова картинкой на мониторе ноутбука.

По статистике каждую минуту в мире рождается приблизительно 200 человек. Количество населения Земного шара продолжает неустанно расти. Рождение желанного ребенка - это радостное событие, но в то же время это критический период для здоровья и матери и ребенка. От правильного ухода за новорожденным зависит здоровье и благополучие малыша. Конечно это не так-то просто изо дня в день соблюдать правильный уход за новорожденным. Но вырабатывать в себе такую ответственность необходимо. Соблюдение необходимых норм гигиены и режима поможет малышу избежать лишних заболеваний, особенно на первом году жизни.

Вопрос к обучающимся: кто на ваш взгляд выполняет уход за новорожденным?

Предполагаемый ответ: Мама, родители, медицинский персонал.

А чтобы уход за новорожденным был максимально правильным, маме нужно узнать, как работает и как устроен организм ребенка и как он развивается.

Вопрос к обучающимся: Кто на ваш взгляд проводит данные беседы с мамой? И где и при каких условиях могут встречаться мама новорожденного и медицинская сестра?

Предполагаемый ответ: В условиях родильного дома, а так же медицинская сестра, осуществляющая патронаж.
Да действительно, большую роль в обучении уходу за новорожденным играет медицинская сестра, осуществляющая патронаж.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач медицины является охрана здоровья новорожденного ребенка. В последние десятилетия в организации медицинской помощи новорожденным достигнуты большие успехи. Создана научно обоснованная система этапного выхаживания новорожденных и оказания специализированной помощи больным детям. В основном уход за новорожденным осуществляют медицинские сестры.

Вопрос к обучающимся: Как вы думаете что относится к уходу за новорожденным?

Предполагаемый ответ: К уходу относятся удовлетворение основных потребностей новорожденного, четкое и своевременное выполнение всех предписанных лекарственных назначений, медицинских манипуляций, а также устранение различных раздражителей, обеспечение тишины и чуткое отношение, гигиеническое обучение мамы по уходу за ребенком.

Однако, помимо внимательного отношения, медицинская сестра должна обладать необходимыми медицинскими знаниями. Таким образом, изучение сестринского ухода за новорожденным ребенком актуально, а роль медицинских сестер является значимой

После заключения истории преподаватель задает вопрос студентам: А теперь исходя из нашей беседы давайте определим тему нашего занятия.

-Уход за новорожденным. (слайд №2)

Компетенции. (Слайд №3)

Цели занятия: (слайд №4)

1.Овладение методами обучения удовлетворения потребностей новорожденного. 

2.Овладение методами  обучения  правилам кормления грудью, уходу за новорожденным.

3.Овладение практическими умениями по организации грудного кормления

 4.Овладение практическими умениями по уходу за новорожденным: утренний туалет новорожденного, гигиеническая ванна, все виды пеленания

3. Контроль подготовленности к занятию

Для контроля знаний преподаватель предлагает бригаде разделиться на 2 команды. В каждой команде назначается капитан который будет определять ответы команды (по типу игры «Что? Где? Когда?» и будет считать баллы. Система оценивания ответов студентов будет вестись в балла 1 правильный ответ = 1 балла, если команда не дает ответ, вопрос переходит к другой команде. (слайд №5)

  • Задание №1. (слайд №6)

В начале соревновательной программы команде №1 предлагается раскрыть понятие «Новорожденный», затем команде №2 понятие «Период новорожденности» за каждый правильный ответ команда добавляет себе по 1 баллу. Правильные ответы мы подкрепляем слайдом на презентации.

  • Задание №2

 «Анатомо-физиологические особенности новорожденного» -найди и исправь ошибки. Для студентов на слайде выводится текст для выполнения задания.

Задача №1.

В обеспечении жизнедеятельности здорового ребенка большое значение имеет правильное функционирование кожи. Кожа здорового ребенка раннего возраста более грубая, синюшного цвета, имеет незначительные нарушения. (слайд №7)

Преподаватель: Согласны ли вы с данным высказыванием?

Студенты: нет. (1б)

Преподаватель: Исправьте тогда ошибки, аргументируя их.

Студенты: кожа здорового новорожденного раннего возраста имеет нежно розовый цвет, гладкая, бархатистая, нежная. (1б)

Преподаватель: Почему так важно оказывать уход за кожей новорожденного?

Студенты :У детей в период новорожденности могут развиваться транзиторные состояния, связанные с особенностями кожи (простая эритема - гиперемия кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.)., токсическая эритема-на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость) при которых важно правильно ухаживать за кожными покровами, что бы эти процессы не перешли в патологические,  к тому же кожа новорожденного не достаточно совершенна и может являться входными воротами для инфекций, кроме этого да данном этапе жизни у новорожденного не очень хорошо развиты функции кожи. (1б)

Задача №2.

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и желез, выделяющих секрет, необходимый для процессов пищеварения. Появление частых срыгиваний у новорожденных детей обусловлены рядом причин: -наличием короткой уздечки языка, - своеобразным расслабленным сосанием, - тем что ребенок не захватывает воздух, - более сильным развитием сфинктера входной части желудка. (слайд №8)

Преподаватель: Согласны ли вы с данным высказыванием?

Студенты: нет. (1б)

Преподаватель: Исправьте тогда ошибки, аргументируя их, почему так важно следить за пищеварением новорожденного?

Студенты: появление частых срыгиваний связано у детей с наличием короткой уздечкой языка, жадным сосанием, и наоборот захватыванием воздуха во время сосания. Важно уделять внимание системы пищеварения потому что в это может привести к аспирации дыхательных путей, в следствии чего может наступить асфиксия. (1б)

Преподаватель: правильно, а что тогда необходимо делать для предупреждения этого состояния?

Студенты: для этого необходимо выполнять правила кормления новорожденного грудью, что бы во время кормления не перекрывать носовые ходы, затем после кормления ребенка необходимо подержать немного в вертикальном положении, что бы ребенок отрыглую проглоченный им воздух, затем поместить в кроватку на бочок. (1б)

  • Задание №3

«Признаки здорового новорожденного» каждой команде выдается кукла-фантом здорового новорожденного, на ноутбуке выводится слайд со здоровым новорожденным, задача каждой команды в формате эстафеты по очереди называть группы признаки и по возможности показать их подкрепляясь всеми предложенными материалами. (слайд №9)

- «Антропометрические признаки» Команда№1 (1б)

- «Признаки со стороны телосложение» команда№2(1б)

- «Признаки со стороны кожных покровов» Команда №1(1б)

- «Признаки со стороны половых органов» Команда №2 (1б)

  • Задание №4

 «Потребности новорожденного»

Преподаватель представляет каждой команде картинки с потребностями (не подписанными) в перевернутом виде, команды вытягивая по одной определяют что за потребность и дают ей определение, план действия по удовлетворению данной потребности. За каждую правильно определенную потребность и ее пояснение –1б.

   

       

  • Задание № 5.  «Функциональная зрелость»

Преподаватель для каждой команды отдельно воспроизводит видео фрагмент на экране ноутбука по покатому, каждая из команд должна определить по 1-му признаку функциональной зрелость. За правильный ответ команда ставит себе по 1 баллу.

Команде №1 (слайд №10)– видео ролик на признак функциональной зрелость «двигательная активность»

Команде № 2 (слайд №11)– видео ролик на признак «наличие сосательного рефлекса»

Тестовые задания по теме: «Период новорожденности» (Слайд №12)

Вариант №1

Выберите пожалуйста один правильный ответ.

1.Новорожденные бывают:

а) доношенные

б) переношенные

в) недоношенные

г) все перечисленное верно.

2. Переношенными считаются новорожденные, родившиеся:

а) после 40 недель гестации

б) после  42 недель гестации

в) после 41 недели гестации

3.Транзиторное состояние связанное с изменением кожных покровов:

а) половой криз

б) физиологическая убыль массы тела

в) простая эритема

4. Признаками функциональной зрелости новорожденного считается:

а) срыгивает

б) самостоятельно поддерживает t тела

в) слабо выраженные сосательный и глотательный рефлексы

г) активно реагирует на внешние раздражители .        

5. Антропометрия – это:

а) отсасывание слизи из верхних дыхательных путей

б) обработка и перевязка пуповины

в) измерение массы, длины тела, окружности груди и головы

г) измерение суточной потребности в грудном молоке.

6. Меконием называется:

а) грудное молоко вырабатываемое в первые 2-3  дня после родов

б) стул ребенка 1-2 дней

в) эмоциональная связь межу матерью и ребенком

г) созревание молочной железы

7. Режим кормления в периоде новорожденности:

а) питание 6–ти разовое с интервалом 3,5 часа (с 1 до 5 месяцев)

б) свободный, «по требованию ребенка»

в) питание 5-ти  разовое с интервалом 4 часа (с 5 месяцев до года)

8. Состояние новорожденного оценивается по шкале:

а) А.Маслоу

б) Финкельштейна

в)  Апгар

г) Ромеля.

9. Температура гигиенической ванны, принимаемой новорожденным после заживления пупочной ранки:

а) 35,5-36,5 гр.С

б) 35-36 гр. С

в) 36-37 гр.С

г) 37-37,5 гр.С.

10. Пограничное  состояние новорожденного – это:

а) нормальное физиологическое состояние ребенка, без патологии

б) физиологическое состояние, проявляющееся на границе двух этапов жизни (внутри и внеутробного)

в) переход от естественного вскармливания ребенка к вынужденному -  искусственному.

Тестовые задания по теме: «Период новорожденности»

Вариант №2

Выберите пожалуйста один правильный ответ.

1. Антропометрия – это:

а) отсасывание слизи из верхних дыхательных путей

б) обработка и перевязка пуповины

в) измерение массы, длины тела, окружности груди и головы

г) измерение суточной потребности в грудном молоке.

2. Состояние новорожденного оценивается по шкале:

а) А.Маслоу

б) Финкельштейна

в)  Апгар

г) Ромеля.

3. Пограничное  состояние новорожденного – это:

а) нормальное физиологическое состояние ребенка, без патологии

б) физиологическое состояние, проявляющееся на границе двух этапов жизни (внутри и внеутробного)

в) переход от естественного вскармливания ребенка к вынужденному -  искусственному.

4. Температура гигиенической ванны, принимаемой новорожденным после заживления пупочной ранки:

а) 35,5-36,5 гр.С

б) 35-36 гр. С

в) 36-37 гр.С

г) 37-37,5 гр.С.

5. Новорожденные бывают:

а) доношенные

б) переношенные

в) недоношенные

г) все перечисленное верно.

6. Признаками функциональной зрелости новорожденного считается:

а) срыгивает

б) самостоятельно поддерживает t тела

в) слабо выраженные сосательный и глотательный рефлексы

г) активно реагирует на внешние раздражители .    

    

7. Переношенными считаются новорожденные, родившиеся:

а) после 40 недель гестации

б) после  42 недель гестации

в) после 41 недели гестации

8. Транзиторное состояние связанное с изменением кожных покровов:

а) половой криз

б) физиологическая убыль массы тела

в) простая эритема

9.Меконием называется:

а) грудное молоко вырабатываемое в первые 2-3  дня после родов

б) стул ребенка 1-2 дней

в) эмоциональная связь межу матерью и ребенком

г) созревание молочной железы

10. Режим кормления в периоде новорожденности:

а) питание 6–ти разовое с интервалом 3,5 часа (с 1 до 5 месяцев)

б) свободный, «по требованию ребенка»

в) питание 5-ти  разовое с интервалом 4 часа (с 5 месяцев до года)

ОТВЕТЫ вариант №1: 1-г. 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-в, 9-г, 10-б.

ОТВЕТЫ вариант №2: 1-в, 2-в, 3-б, 4-г, 5-г, 6-б, 7-б, 8-в, 9-б, 10-б.

4. Изучение нового материала.

После обсуждения теоретических вопросов:

Преподаватель разыгрывает ситуацию направленную на изучение нового материала «Организация кормления новорожденного»

Преподаватель: Сегодня мы с вами рассмотрим новую для вас манипуляцию а конкретно «Кормление новорожденного», но перед тем как приступить к ее выполнению, нам с вами необходимо подготовить новорожденного. В чем заключается подготовка?

Предполагаемый ответ: необходимо провести утренний туалет новорожденного и запеленать ребенка.

Преподаватель: Правильно! Для этого мы разделимся на пары «выполняющий –эксперт» и займем свои рабочие места, для контроля за выполнением манипуляции у эксперты обеспечены специальными листочками контроля, где и будут фиксироваться все нарушения и по итогу заполняться в бальной системе.

Начнем с того что 3 пары «выполняющий-эксперт» демонстрируют выполнение первой манипуляции «Утренний туалет новорожденного» (подготовка, выполнение, завершение), затем пары меняются местами  и выполняют манипуляцию «закрытый способ пеленания».

Листок контроля манипуляций

Пеленание (закрытый способ) в родовспомогательном учреждении

Последовательность выполнения действий :

+

-

БАЛл

1

Представиться пациенту и его маме

2

Идентифицировать маму пациента

3

Идентифицировать пациента

4

Объяснить цель и ход процедуры

5

Получить устное согласие мамы пациента на процедуру и предстоящее обучение пеленанию новорожденного

6

Вымыть руки механическим способом

7

Надеть нестерильные перчатки

8

Проверить срок годности салфеток с дез. раствором

9

Провести обработку пеленального стола и манипуляционного столика салфетками с дез. средством

10

Утилизировать салфетки и перчатки в  емкость для отходов класса «А»

11

Обработать руки гигиеническим способом

12

Надеть маску

13

Подготовить оснащение: упаковки со стерильными фартуком и пеленками выложить на манипуляционного столик

14

Проверить сроки годности упаковок (соответствие срокам хранения), их целостность (герметичность) и контроль (индикатор) стерильности.

15

Обработать руки антисептическим раствором (70 этанолом)

16

Надеть стерильный фартук

17

Вскрыть стерильный мешок с комплектом стерильных пеленок без  нарушения стерильности

18

Расстелить на пеленальном столе четыре пеленки:

        первую фланелевую;

        вторую пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня первой пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня первой пеленки для изготовления шапочки;

        третью пеленку ситцевую;

        четвертую пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника

19

Объяснить маме пациента значение количества и расположения пеленок, соблюдения стерильности при обращении с ребенком

20

Надеть нестерильные перчатки

21

Распеленать новорожденного в кроватке. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками

22

Взять ребенка, фиксируя одной рукой голову и шею, второй рукой — тазовый конец, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

23

Утилизировать грязные пеленки в емкость (мешок) для отходов класса Б

24

Снять перчатки, утилизировать в емкость для отходов класса Б

25

Обработать руки антисептическим раствором (700 этанолом)

26

Между ног ребенка провести сложенную пеленку (подгузник) в подмышечную область с одной стороны

27

Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение

28

Краем третьей пеленки накрыть и зафиксировать плечо с той же стороны и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка.

29

Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение

30

Нижним ее краем отделить стопы ребенка одна от другой.

Избыток пеленки снизу рыхло проложить между стоп ребенка.

31

Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение

32

Надеть косынку, изготовленную из второй пеленки.

33

Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение

34

Зафиксировать все предыдущие слои и косынку первой пеленкой.

Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см ниже сосков, закрепить сбоку.

35

Объяснить маме пациента данное действие при пеленании и его назначение

36

Поинтересоваться, все ли маме понятно, ответить на вопросы по выполнению пеленания, которые она задает

37

Провести поощрение ситуации успеха

38

Соблюдать этику общения с мамой. Сообщить об окончании процедуры, поблагодарить.  

39

Поверх пеленки повязать медальон.

40

Уложить ребенка в кроватку

41

Снять фартук и поместить его в емкость для отходов класса Б

42

Снять маску и поместить ее в емкость для отходов класса Б

43

Обработать руки гигиеническим способом, осушить

44

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации (истории развития новорожденного)

ЕЖЕДНЕВНЫЙ УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ

(ТУАЛЕТ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ)

Последовательность выполнения действий:

+

-

БАЛл

1

Установить контакт с пациенткой – мамой новорожденного (поздороваться, представиться, обозначить свою роль)

2

Идентифицировать пациентку (попросить пациентку представиться – назвать свою фамилию, имя и отчество)        

3

Идентифицировать пациента (ребенка) – сверить медальон и браслетки с историей развития новорожденного и ФИО матери        

4

Назвать предстоящую процедуру, объяснить её цель         

5

Объяснить ход (алгоритм) предстоящей процедуры         

6

Получить у пациентки устное добровольное информированное согласие на предстоящую процедуру        

7

Руки обработать гигиеническим способом

8

На верхний ярус манипуляционного столика выставить:

-упаковки со стерильными: лотком, пинцетом, ватными шариками, ватными жгутиками, перчатками;

- упаковку с нестерильными перчатками;

-одноразовый фартук;

- спиртосодержащий антисептик;

- стерильную дистиллированную воду в индивидуальной расфасовке;

- защитный косметический крем для кожи на водной основе (эмолент);

- рабочий лоток,

-дезинфицирующие салфетки в упаковке производителя.

9

Проверить сроки годности упаковок со стерильными изделиями (соответствие срокам хранения), их целостность (герметичность) и провести контроль индикатора стерильности.        

10

На втором (нижнем) ярусе манипуляционного столика разместить:

- ёмкость для сбора отходов класса Б  

11

Надеть маску, обработать руки антисептиком; надеть чистые перчатки

12

Открыть кран и отрегулировать температуру воды до 37° С         

13

Открыть упаковку с дезинфицирующими салфетками для обработки пеленального стола.        

14

Провести дезинфекцию пеленального стола; сбросить салфетку в «Отходы класса А»

15

Открыть крышку емкости для сбора грязных пелёнок

16

Снять перчатки помстить в отходы класса «Б»

II. Подмывание

Последовательность выполнения манипуляции:

+

-

балл

1

Руки обработать спиртсодержащим антисептиком.

2

Открыть упаковку со стерильными пеленками, расстелить на столе стерильную пелёнку, вторую пеленку оставить на столе в развернутом виде

3

Надеть одноразовый фартук

4

Надеть чистые перчатки        

5

Ребёнка в кроватке распеленать, использованные пеленки сбросить в контейнер для грязного белья или попросить это сделать маму        

6

Подмыть ребенка (соблюдая технику подмывания девочек и мальчиков) тёплой водой, не подставляя под струю воды, поливая водой с руки. Если у новорожденного ещё есть пуповинный остаток, и он загрязнился физиологическими выделениями, его также необходимо промыть теплой проточной водой.

7

Промокательными движениями обтереть новорожденного второй сухой стерильной пелёнкой и уложить на пеленальный стол (на пеленку)

8

Использованную пеленку сбросить в контейнер для грязных пеленок.

9

Снять перчатки, сбросить в отходы класса Б.

III. Уход за глазами, носовыми ходами, ушными проходами

Последовательность выполнения манипуляции:

+

-

Балл

1

Руки обработать спиртсодержащим антисептиком.

2

Открыть упаковки со стерильным оборудованием и материалами. Извлечь стерильный лоток, в него поместить пинцет, ватные шарики и жгутики        

3

Одеть стерильные перчатки.

4

Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить стерильной водой над рабочим лотком, положить в руку.

5

Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики.        

6

Ватный шарик отжать и протереть им один глаз от наружного угла глаза к внутреннему. Сбросить шарик в рабочий лоток.        

7

Пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, положить в руку.

8

Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики.

9

Осушить глаз сухим ватным шариком, двигаясь от наружного угла глаза к внутреннему. Сбросить шарик в рабочий лоток.        

10

Повторить обработку второго глаза аналогично первому (должен быть обработан последовательно каждый глаз - для каждого глаза отдельный шарик!)

11

Из лотка пинцетом взять один жгутик, смочить детским косметическим маслом над рабочим лотком и положить в руку.

12

Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики.

13

Жгутик, ввести вращательными движениями в носовой ход на расстояние 5-8 мм.  Сбросить жгутик в рабочий лоток.

14

Повторить обработку второго носового хода аналогично первому (должен быть обработан последовательно каждый носовой ход - для каждого носового хода отдельный жгутик!)

15

Аналогично носовым ходам сухими жгутиками обработать ушные проходы (не чаще 1-2 раз в неделю), удаляя только видимую серу, не проталкивая жгутик вглубь наружного слухового прохода.

IV. Обработка кожных складок

+

-

балл

1

Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить над рабочим лотком дистиллированной водой и положить в руку.

2

Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики.

3

Обработать естественные складки кожи ребенка в строгой последовательности без давления и трения: заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичные, вокруг ануса.

4

Просушить области складок сухими ватными тампонами, взяв их таким же образом.

5

Стерильным пинцетом взять из лотка стерильный ватный шарик, смочить над рабочим лотком защитным кремом и положить в руку.

6

Пинцет вернуть в стерильный лоток, не нарушая асептики.

7

Обработать естественные складки кожи ребенка в той же последовательности: заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичные, вокруг ануса.        

8

Использованные шарики сбрасывать в рабочий лоток.  

После чего мы разберем ошибки команд и посчитаем кол-во балов. Затем преподаватель берет готового ребенка и демонстрирует проведение кормления новорожденного в соответствии с алгоритмом. После чего студенты делятся на микро-группы и отрабатывают данный навык.

ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ

  1. Поздороваться, представиться маме
  2. Идентифицировать мать и ребенка
  3. Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью.
  4. Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает.
  5. Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью:

 

  1. Подготовьте ребенка к кормлению (проведите туалет кожи и слизистых)
  2.  Тщательно вымойте руки с мылом. Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1—2 раза в день и менять ежедневно нижнее белье.
  3. Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку.
  4. Займите удобное положение сидя или лежа.
  5.  Поднесите ребенка к груди так, чтобы его голова и тело находились в одной плоскости, лицо и все тело было повернуто к вашей груди, носик расположен напротив соска. Поддерживайте его за шейку и спинку, голова должна свободно слегка откидываться назад.   
  6. Подавая ребенку грудь,  поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем — сверху
  7.  Прикоснитесь соском к верхней губе ребенка
  8.   Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и прижмите  его тело к себе (подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку!).
  9. Если ребенок правильно приложен к груди, он захватывает ртом не только сосок, но и большую часть ареолы (темного пятна вокруг соска). При этом:

_ подбородок ребенка касается груди;

_ его рот широко раскрыт;

_ его нижняя губа вывернута наружу;

_ можно видеть большую часть ореолы над верхней губой, а не под нижней;

_ Вы не испытываете никаких неприятных ощущений в груди.

 

  1. Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются, и дыхание ребенка достаточное
  2. Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно, как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются.
  3.  Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет ( от 10  до 30 мин).
  4.  После кормления 2-3 мин подержите  ребенка в вертикальном положении (для профилактики аэрофагии и срыгивания)
  5.  Положите ребенка  на правый бок (для профилактики аспирации).
  6.  Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости. Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает.

 

Общие правила грудного вскармливания.

  1. Правильно прикладывать к груди.
  2. Кормить ребенка до 2 месяцев по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7-12 раз в сутки и более. Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости. Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает.
  3. При свободном режиме кормлений  не нужно допаивать ребенка водой без медицинских показаний.
  4. Не давайте  соски, пустышки.
  5. До 4-6 месяцев кормить только грудным молоком, затем вводить прикормы и добавки.
  6. Продолжать кормление грудью до  1-2 лет.

Слайд №13.

                5.Самостоятельная работа

Манипуляции отрабатываются на рабочих местах каждым студентом в соответствии с алгоритмами выполнения манипуляций.  Бригада делятся на микрогруппы: мама, м/с и эксперт. После выполнения задания эксперты дают оценку работе каждой м/с. Обучите женщин технике пеленания, проведению гигиенической ванны новорожденного, уходу за новорожденным. В процессе совместной творческой деятельности преподавателя и студентов проверяются и обсуждаются материалы, подготовленные студентами для проведения гигиенического воспитания, вносятся коррективы, выбираются оптимальные методы проведения занятий с пациентами в зависимости от содержания и формы подготовленных материалов, преподаватель подбирает в соответствии с этим целевые группы пациентов.

                    6.Подведение итогов

    Вначале  занятия студентам была предоставлена информация о профессиональных и общих компетенциях, работа над освоением которых планировалась на данном занятии, методах  формирования этих компетенций , формах и методах контроля, были поставлены цели занятия.  

Подводя итоги необходимо вместе со студентами вспомнить наши цели занятия поставленные в начали и проверить чего мы достигли, получилось ли у нас выполняя данные цели соблюдать ОК и ПК, так же необходимо командам посчитать кол-во своих балов и огласить. По кол-ву балов можно будет определить какая команда вышла в перед и победила а какая команда сегодня отстала. Заключительная речь преподавателя похвалить студентов что они все молодцы и хорошо поработали.

  1. Рефлексия

Проверка эмоционального состояния студентов. Для каждого предлагается смайлик медицинского работка без изображения эмоций, задача каждого студента нарисовать соответствующую своему состоянию улыбку ()(-).

На занятии я работал__________       активно/ неактивно

Своей работой на занятии я______________доволен /не доволен

Занятие для меня показалось________________коротким /длинным

Материал занятия мне был________________ понятен / непонятен

                                                                                легким /трудным

Какой вид деятельности на занятии

мне больше всего понравился_____________________________

Поставленные мной цели _____________достигнуты /недостигнуты

         8. Домашнее задание

                 Тема следующего занятия «Период грудного возраста». Для успешной работы на занятии   выполните следующие задания:

  1. По лекционному материалу повторите вопросы:

        - продолжительность периода грудного возраста;

        - особенности периода грудного возраста;

        - какого ребенка грудного возраста можно считать здоровым;

        - понятия о физическом, нервно-психическом, социальном  развитии ребенка;

       - особенности потребностей ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения;

       - возможные проблемы периода грудного возраста.

  Преподаватель:           ______________                          Кузьмичёва Т.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады "Диагностика заболеваний новорожденных"

Олимпиада - это научно-методический проект, направленный на создание условий для реализации ФГОС среднего профессионального образования 3 поколения.Главными целями данной олимпиады являются:- активиза...

Методическая разработка практического занятия «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью. Диагностика беременности». МДК.01.01.Физиологическое акушерство ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и

Учебные целиПосле изучения данной темы студент должен уметь:- осуществлять сбор анамнеза у беременной;- диагностировать беременность и определить ее сроки;- произвести влагалищное исследование и опред...

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Наследственные и врожденные заболевания новорожденных»

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в л...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическое пособие для ЭО. Задания для текущего, итогового контроля по ДПП ПК "Сестринский уход за новорожденными"

Тестовые задания по программе "Сестринский уход за новорожденными" представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания направлены на выя...