Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденных"
методическая разработка

тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

«Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденного»

 ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс  3  Семестр  5

Подготовила

преподаватель

Прокопенко О.В.

2019


Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО МОДУЛЮ: ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

 по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Тема занятия: Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденных

Вид занятия: Практическое

Продолжительность 180 мин.

Место проведения: кабинет «Основы профилактики».

Цели учебного занятия:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний сестринского ухода за новорожденными детьми с инфекционными заболеваниями – омфалитами, везикулопустулезом, пузырчаткой, сепсисом, отработать навыки ухода за детьми, способствовать формированию профессиональных компетенций;

Развивающая: актуализировать личностный подход обучающихся к данной теме, способствовать формированию мышления, познавательных и общетрудовых умений;

Воспитательная: воспитывать профессиональную направленность, способствовать формированию обшекультурных компетенций, осуществлять нравственное воспитание, развивать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Формирование практического опыта   осуществления ухода за новорожденными детьми с            инфекционными заболеваниями (омфалитами, везикулопустулезом, пузырчаткой, сепсисом), выполнения технологий оказания медицинских услуг.

Уметь: готовить ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультировать родителей по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапии по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни ребенка, выполнять технологии оказания медицинских услуг, использовать аппаратуру, оборудования, изделий медицинского назначения, вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать: причины, клинические признаки, методы диагностики, профилактику, организацию и методы оказания сестринской помощи; правила использования изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6.

Работать в коллективе  и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы и приемы обучения: репродуктивные (практические), дедуктивные (проблемно-обобщающие), активные (иммитационные).

Средства обучения: куклы – фантомы, детская кроватка, пеленальный стол, процедурный стол, стерильная укладка, медикаменты, набор для обработки пупочной ранки.

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.

Электронные: мультимедийная презентация по теме, фрагмент фильма «Уход за ребенком с омфалитом».

Литература:

Основные учебные издания: Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр. 38-45.

Дополнительная литература: Интернет ресурсы.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Карта межпредметных связей

Дисциплина, ПМ

Тема

Обеспечивающие

ПМ.04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

Внутрибольничная инфекция.

ПМ.04. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела

Сестринский уход при нарушениях потребностей пациента.

Обеспечиваемые

ПМ.02. МДК.02.01. Сестринский уход за хирургическими пациентами

Осуществление сестринского ухода за пациентами с хирургической инфекцией кожи и подкожной клетчатки.

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время

(минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация

3

3.

Определение исходного уровня знаний

20

4.

Вводный инструктаж

10

5.

Самостоятельная работа

105

6.

Заключительный инструктаж

20

7.

Заполнение дневников

5

8.

Подведение итогов

5

9.

Задания для самостоятельной работы студентов

5

10.

Уборка рабочего места

5

Организационный момент.

Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов,  сообщается тема практического занятия.

Постановка целей, начальная мотивация.

Постановка цели с проведением мотивации, сообщается  план проведения занятия.

Определение исходного уровня знаний.

Выявляются исходные знания и умения, необходимые для изучения темы.

Проводится устный терминологический диктант (приложение 1), письменное решение тестовых заданий 1-2 вариант (приложение 2), взаимопроверка тестовых заданий, работа над ошибками.

Вводный инструктаж.

  • Преподаватель демонстрирует поэтапное выполнение медицинской технологии – обработка пупочной ранки при омфалите (приложение 4);
  • обращает внимание на возможные ошибки;
  • отвечает на вопросы студентов по окончании демонстрации;
  • проводит инструктаж перед работой в кабинете.

Просмотр фрагмента фильма «Уход за ребенком с омфалитом».

Самостоятельная работа: студенты проводят отработку медицинских услуг «малыми группами», решают проблемно-ситуационные задачи (приложение 3).

Заключительный инструктаж:

  • преподаватель принимает зачетную технологию на оценку;
  • выявляет ошибки, намечает пути их устранения;
  • делает вывод об усвоении технологии.

Заполнение  дневников.

Подведение итогов:

  • преподаватель анализирует работу каждого студента;
  • отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности студентов;
  • определяет степень достижения целей, задач практического  занятия.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Тема «Сестринский уход при заболеваниях грудного возраста»

Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр. 60-69.


Ход практического занятия

п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время

1.  

Орг. момент.

Постановка целей, начальная мотивация

Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории,  сообщается тема,  цели с проведением мотивации, сообщается   план проведения занятия. Инструктаж по охране труда

Создание рабочей

атмосферы, формиро-вание познавательного интереса к учебной деятельности поданной теме, дисциплинирование и мотивация студентов.

5 мин

2.

Проверка

исходного уровня

знаний

а)  устный терминологический диктант

б) тестовый контроль

(2 варианта заданий).

в) подведение итогов контроля:

Преподаватель обращает внимание

на допущенные ошибки,  вносит кор-рективы в ответы,  отмечает лучших студентов и дает рекомендации,  пояснения тем,  кто допустил ошибки.

Выявление и коррекция исходных знаний и умений, необходимых для изучения

темы.

20 мин.

3.

Практичес-кая часть

Самостоя-тельная работа

Вводный инструктаж.

Подготовка студентов к самостоя-тельной работе:

проведение инструктажа и распределение индивидуальных заданий, проведение инструктажа по выполнению заданий,  обучение навыкам работы с муляжами, фантомами,  демонстрация техники выполнения манипуляций,

А) Решаются проблемно-ситуационные задачи «малыми группами» - составление планов ухода за новорожденными с инфекционными заболеваниями (приложение 3).

Б) Преподаватель демонстрирует медицинскую технологию - обработка пупочной ранки при омфалите (приложение 4).

В)  самостоятельная работа

студентов:

преподаватель   следит за   ходом

самостоятельной работы,  где необ-ходимо,  делает конкретные реко-мендации студентам,  отвечает на их вопросы.

Формирование

познавательного интереса к данной теме, побуждение к

самостоятельной

деятельности, помощь в осмыслении действий.

Выработка  умений

самостоятельной работы по  данной теме.

Приобретение

практического опыта.

Формирование ОК и ПК.

115 мин.

4.

Заключи-тельный инструк-таж

Преподаватель принимает зачетную технологию на оценку;

выявляет ошибки, намечает пути их устранения;

делает вывод об усвоении технологии.

Оценка эффективности и качества выполнения медицинской технологии.

20 мин

5.

Заполнение дневников.

Студенты заполняют дневники практических занятий.

Дисциплинирование студентов. Привитие навыков работы с документацией.

5 мин

6.

Подведение итогов

занятия

Преподаватель кратко анализирует

занятие и дает критическую оценку

каждого его этапа,  обращает внимание на хорошие результаты и на допу-щенные ошибки,  выделяет лучшие работы и указывает на отставание,  недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной

деятельности студентов.

Проверяет и оценивает учебные записи студентов  (дневники).

Побуждение студентов к рефлексии,

стимулирование интереса к учебе и ее результатам.

5 мин

7.

Задание

для самостоя-тельной работы студентов.

Преподаватель дает четкие рекомен-дации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах.

Акцентирует внимание на тех заданиях, которые можно использовать при формировании Портфолио студента.

Обеспечение

добросовестного и

осознанного выполнения

домашнего задания.

5 мин

8.

Уборка рабочего места.

Студенты убирают рабочие места.

Дисциплинирование студентов.

5 мин


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

к практическому занятию

Тема: Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденного

Место проведения кабинет «Основы профилактики».

Продолжительность 180 мин.

Медицинская технология:

Обработка пупочной ранки при омфалите.

 Оснащение: рабочая тетрадь, кукла-фантом, детская кроватка, пеленальный стол, процедурный столик, стерильная укладка, набор для обработки пупочной ранки.

После изучения темы студент должен:

сформировать практический опыт осуществления ухода за новорожденными с инфекционными заболеваниями, выполнения технологий медицинских услуг;

Уметь: готовить ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультировать родителей по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапию по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни ребенка, выполнять технологии оказания медицинских услуг, использовать аппаратуру, оборудования, изделий медицинского назначения, вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать: причины, клинические признаки, методы диагностики, профилактику, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях опорно-двигательной системы у детей; правила использования изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6.

Работать в коллективе  и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Содержание занятия:

Структурные элементы практического занятия

Действия студентов

Время

1.

Организационный момент.

Бригадир доводит до сведения преподавателя готовность бригады к занятию (внешний вид, отсутствующие).

5

мин.

2.

Контроль исходного уровня знаний.

Проверка знаний студентов:

  1. Устный терминологический диктант.
  2. Решение тестовых заданий 1-2 вариант.

20 мин.

3.

Практическая часть

Самостоятельная работа.

Вводный инструктаж.

А) Решаются проблемно-ситуационные задачи «малыми группами» - составление планов ухода за новорожденными с инфекционными заболева-ниями (приложение 3).

Б) Преподавателем демонстрируется медицинская технология - обработка пупочной ранки при омфалите (приложение 4).

В)  самостоятельная работа студентов:

Студенты знакомятся с целью и объемом задания, разбиваются на «малые группы», распределяются по рабочим местам и отрабатывают медицинские технологии.

    115 мин.

4.

Заключительный инструктаж

Студенты сдают зачетную технологию на оценку;

выявляются ошибки, намечаются пути их устранения.

20 мин

4.

Заполнение дневников, манипуляционных тетрадей. Проверка преподавателем дневников и тетрадей медицинских технологий.

Студенты отмечают в дневнике и тетради медицинских технологий  этапы выполнения работ.

5

мин.

  5.

Подведение итогов занятия.

До сведения каждого студента доводится итог выполненной работы на занятии, анализируются ошибки и выставляются оценки в журнал.

5

мин.

6.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Тема «Сестринский уход при заболеваниях грудного возраста»

Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр. 60-69.

5

мин.

7.

Заключительная часть.

Уборка рабочих мест, сдача инструментария.

5

 мин.

Приложение 1

Термины к теме «Инфекционные заболевания кожи новорожденных»

  1. ОМФАЛИТ - воспаление пупка (пупочного кольца и предлежащей ткани).
  2. ПИОДЕРМИЯ - воспаление кожи (новорожденного), сопровождающееся гнойничковой сыпью.
  3. ВЕЗИКУЛОПУСТУЛЕЗ воспаление кожи, сопровождающееся появлением везикул, которые переходят в пустулы.
  4. ПУЗЫРЧАТКА (пемфигус) – воспаление кожи, сопровождающееся появлением пузырейразличной величины и наполненных серозно-гнойной жидкостью.
  5. ГИПЕРТЕРМИЯ - высокая температура.
  6. СЕПСИС - возникновение в организме ребенка нескольких (2 и более)  очагов  воспаления, вызванных одной инфекцией.
  7. МАЦЕРАЦИЯ- отек, гиперемия и разрыхление кожи в естественных складках.
  8. ДЕСКВАМАЦИЯ - слущивание верхнего слоя эпидермиса.
  9. ВЕЗИКУЛА - пузырек на коже, наполненный серозной жидкостью.
  10. СЕПТИЦЕМИЯ  - циркуляция инфекции в кровеносном русле, проявляющаяся клиническими явлениями интоксикации со стороны органов и систем.
  11. СЕПТИКОПИЕМИЯ - возникновение очагов инфекционного воспаления в различных органах, вызванные одной и той же инфекцией.
  12. ПИОС - гной.
  13. ПУСТУЛА - пузырек на коже, наполненный гнойной жидкостью.

Приложение 2

Тестовые задания к теме

«Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденных»

Вариант 1

Выберите все правильные ответы

1.Омфалит-это заболевание

а) пупочной ранки

б) кожи

в) слизистой оболочки

2. Препаратами, обязательно используемыми при обработке пупочной ранки, являются

а) фурацилин

б) перекись водорода 3%

в) раствор бриллиантовой зелени 1%

в) 30% р-р сульфацила натрия

3.К группе пиодермий относится

а) везикулопустулез

б) потница

в) опрелости

г) омфалит

д) пузырчатка

4.Для пузырчатки новорожденного характерно

а) пузырьки с прозрачной мутной жидкостью

б) пузыри, заполненные жидкостью, местами эрозивные поверхности

в) инфильтраты сине-багрового цвета

5.Причиной возникновения сепсиса новорожденного является

а) наследственность

б) недостаток кислорода

в) нарушение правил асептики и антисептики при уходе за новорожденным

г) внутриутробные инфекции

6.Ранними симптомами развития сепсиса является

а) увеличение печени

б) задержка нарастания массы

в) серый цвет кожных покровов

г) срыгивание

7. Циркуляция возбудителя в крови без наличия гнойных метастати-ческих очагов характерна

а) септицемии

б) септикопиемии

в) везикулопустулеза

8. Профилактика гнойно-септических заболеваний:

а) Санация очагов  хронической  инфекции у беременных.

б) Правильное ведение родов.

в) Позднее прикладывание новорожденных к груди.

г) Организация  рационального  питания  и ухода   за   новорожденным.

9.Основным в постановке диагноза «сепсис» является

а) клинические признаки

б) анализ на гемокультуру

в) данные общего анализа крови

10.  Ведущим звеном ухода при сепсисе являются

а) водно-чайная пауза

б) обеспечение соблюдения асептики и антисептики

в) почаще брать на руки        

г) обеспечение охранительного режима

 д) обеспечение санитарно-гигиенического режима в палате

Тестовые задания к теме

«Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденных»

Вариант 2

Выберите все правильные ответы

1.Основным в постановке диагноза «сепсис» является

а) клинические признаки

б) анализ на гемокультуру

в) данные общего анализа крови

2.Циркуляция возбудителя в крови без наличия гнойных метастатических очагов характерна

а) септицемии

б) септикопиемии

в) везикулопустулеза

3.Причиной возникновения сепсиса новорожденного является

а) наследственность

б) недостаток кислорода

в) нарушение правил асептики и антисептики при уходе за новорожденным

г) внутриутробные инфекции

4.К группе пиодермий относится

а) везикулопустулез

б) потница

в) опрелости

г) омфалит

д) пузырчатка

5.Омфалит-это заболевание

а) пупочной ранки

б) кожи

в) слизистой оболочки

6.  Ведущим звеном ухода при сепсисе являются

а) водно-чайная пауза

б) обеспечение соблюдения асептики

и антисептики

в) почаще брать на руки        

г) обеспечение охранительного

режима

д) обеспечение санитарно-гигиенического режима в палате

7. Профилактика гнойно-септических заболеваний:

а) Санация очагов  хронической  инфекции у беременных.

б) Правильное ведение родов.

в) Позднее прикладывание новорожденных к груди.

г) Организация  рационального  питания  и ухода   за   новорожденным.

8.Ранними симптомами развития сепсиса является

а) увеличение печени

б) задержка нарастания массы

в) серый цвет кожных покровов

г) срыгивание

9.Для пузырчатки новорожденного характерно

а) пузырьки с прозрачной мутной жидкостью

б) пузыри, заполненные жидкостью, местами эрозивные поверхности

в) инфильтраты сине-багрового цвета

10.  Препаратами, обязательно используемыми при обработке пупочной ранки, являются

а) фурацилин

б) перекись водорода 3%

в) раствор бриллиантовой зелени 1%

г) 30% р-р сульфацила натрия

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  

к тестам «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях кожи новорожденных»

Вариант 1

  1. А
  2. Б,В
  3. А,Д
  4. Б
  5. В,Г
  6. Б,В,Г
  7. А
  8. А,Б,Г
  9. Б
  10. Б,Г,Д

Вариант 2

  1. Б
  2. А
  3. В,Г
  4. А,Д
  5. А
  6. Б,Г,Д
  7. А,Б,Г
  8. Б,В,Г
  9. Б
  10. Б,В

Критерии оценки

Каждая буква правильного ответа считается как один балл.

Всего баллов 20.

Оценка

Кол-во неправильных баллов

«ОТЛИЧНО»

До 2

«ХОРОШО»

3 - 4

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

5 - 6

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Более 6


Приложение 3

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1.

Патронаж к ребенку 1 месяц. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок закутан в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 28 градусов, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы влажные на ощупь, кожа гиперемирована, мелкоточечная сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Аппетит хороший, сосет активно.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Дайте рекомендации маме по уходу за ребенком.

Задача № 2.

При проведении патронажа к ребенку 18 дней медицинская сестра выявила: из пупочной ранки отмечается отделяемое серозного характера. Жалоб у мамы нет, состояние малыша удовлетворительное, температура тела 36,70 С, сосет активно. Ребенок родился от первой беременности. В родах длительный безводный период.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию по назначению врача.

Задача № 3.

Патронаж к ребенку 6 дней. Родился от матери, страдающей хроническим тонзиллитом. Общее состояние ребенка не нарушено, t-36,7О С. На коже груди, живота мелкие пузырьки с серозным содержимым.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Осуществите фармакотерапию.

Задача № 4.

В стационар поступил ребенок 17 дней. При сестринском обследовании -  общее состояние ребенка тяжелое. На туловище отмечаются обширные эрозивные участки, местами имеются пузырьки, наполненные серозно-гнойной жидкостью. Температура 39О С.  Отказывается от еды.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.

Задача № 5.

Ребенок 1-го мес. поступил в педиатрическое отделение с жалобами на вялость, слабость, частые срыгивания, подъем t до 39О С. У матери гнойный мастит. Кожные покровы малыша серые. Отмечается частый стул с примесью слизи.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.


Критерии оценки решения

проблемно-ситуационной задачи

5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий медицинской сестры, полный план сестринского ухода;

4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; полный план сестринского ухода; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя;

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах преподавателя.

2 (неудовлетворительно) – неправильный план сестринского ухода; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента.


Приложение 4

Медицинская технология

 «Обработка пупочной ранки при омфалите»

Цель: лечебная.

Показания: инфицирование пупочной ранки.

На 3- 4 день от момента рождения пуповина мумифицируется и  отпадает, а на ее месте остается пупочная ранка. Если к 5 - 7 дню ранка не заживает, появляется серозное или гнойное отделяемое -  это свидетельствует об инфицировании.

Материальное обеспечение:  1) стерильный пинцет – 3 шт.; 2) лоток для отработанного материала – 1 шт.; 3) антисептический раствор – 2 разовые дозы; 4) 3% р-р перекиси водорода – 50 мл; 5) 70% этиловый спирт – 10 мл; 6) 1% р-р бриллиантового зеленого – 5 мл; 7) мыло для обработки рук; 8) стерильный ватно-марлевый тампон – 5 шт.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме (или другим родственникам новорожденного), объяснить цель и ход предстоящей процедуры.
  2. Подготовить необходимое оснащение.
  3. Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.
  4. Распеленать ребенка в кроватке или на «нестерильном» пеленальном столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

Выполнение процедуры:

  1. Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.
  2. С помощью ватно-марлевого тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором перекиси водорода.
  3. Через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее сухим стерильным ватно-марлевым тампоном с помощью пинцета, сбросить пинцет.
  4. Обработать ранку и кожу вокруг пинцетом с ватно-марлевым тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом (движением изнутри кнаружи), сбросить пинцет.
  5. Другим ватно-марлевым тампоном, смоченным в 1% р-ре бриллиантового зеленого взятым пинцетом обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг ранки. Сбросить пинцет.

Окончание процедуры:

  1. Сбросить отработанный материал в емкость для дезинфекции или пакет для утилизации в соответствии класса отходов.
  2. Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.
  3. Запеленать ребенка или одеть.
  4. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Критерии оценки выполнения

медицинской технологии

5 (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения медицинской технологии; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом, соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;

4 (хорошо) – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения медицинской технологии; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами преподавателя;

3 (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения медицинской технологии; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии преподавателя; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить медицинскую технологию; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В» ПМ 02. МДК 02.01

Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В»ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном  процессах",  МДК 02.01. "Се...

Методической разработка ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика

Санкт-Петербургское государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»__________________________________________________________________...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...

Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях"

Методическая разработка практического занятия  "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях" ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах 34.02.01 Сестринское д...

Методическая разработка практического занятия "Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях"

Методическая разработка предназначеная для проведения практического занятия, содержит алгоритмы манипуляций, контролирующий материал....