Методическая разработка лекционного занятия по теме "Медикаментозная терапия. Введение лекарственных средств"
методическая разработка
Методический материал будет интересен обучающимся медицинских колледжей, изучающим профессиональный модуль ПМ.04, а так же может быть использован педагогами для проведения лекционного занятия по теме «Применение лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный пути введения лекарственных средств».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_1.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по профессиональному модулю
ПМ.04 Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными
Раздел: Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий
МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг
Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
НАРУЖНЫЙ, ЭНТЕРАЛЬНЫЙ И ИНГАЛЯЦИОННЫЙ
ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Автор-составитель:
преподаватель высшей квалификационной категории
Гузякова Л.Ю.
МОСКВА
2022 г.
Тема занятия: Способы применения лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный пути введения лекарственных средств.
Общее время занятия: 2 академических часа.
Цель занятия: ознакомить студентов с методикой использования лекарственных средств, правилами и способами применения лекарственных средств.
Задачи занятия:
1. Изучить пути введения лекарственных средств.
2. Ознакомить студентов с характеристикой энтерального пути введения: через рот, под язык, через прямую кишку.
3. Ознакомить студентов с ингаляционным путем введения лекарственных средств.
4. Ознакомить студентов с наружным путем введения лекарственных средств.
5. Ознакомить студентов с парентеральным путем введения лекарственных средств.
6. Ознакомить студентов с преимуществами и недостатками каждого способа введения лекарственных средств.
Требования к исходному уровню знаний.
Для подготовки к занятию студентам необходимо ознакомиться с материалами из списка использованной литературы, отражающими общие положения о применении лекарственных средств, а также с информацией, характеризующей каждый способ применения лекарственных средств.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1. Перечислите основные функции кожи.
2. Охарактеризуйте функции желудка и желудочного сока.
3. Опишите функции слизистой полости рта.
4. Охарактеризуйте функции слизистой дыхательных путей.
Контрольные вопросы по теме занятий:
1. Перечислите пути введения лекарственных средств.
2. Охарактеризуйте энтеральный способ введения лекарственных средств.
3. Опишите методику ингаляционного способа введения лекарственных средств.
4. Охарактеризуйте наружный способ введения лекарственных средств.
5. Перечислите способы парентерального введения лекарственных средств.
6. Перечислите преимущества и недостатки энтерального приема лекарств.
7. Перечислите преимущества и недостатки парентерального введения лекарственных средств.
ВВЕДЕНИЕ
Лекарственные вещества оказывают на организм как местное, так и общее действие. Реакция на введение лекарственных веществ зависит от индивидуальных особенностей организма, степени чувствительности его органов и тканей. Кроме основного терапевтического эффекта, лекарственные препараты могут вызывать и побочные отрицательные реакции. Иногда взаимодействие лекарственных веществ приводит к совершенно новым физикохимическим реакциям неблагоприятного характера.
Медицинская сестра должна знать, какие сочетания лекарственных веществ недопустимы к применению. Отрицательные реакции организма на некоторые лекарственные препараты нередко быстро устраняются при уменьшении дозы или после первых дней лечения. Эти реакции следует отличать от непереносимости, что является выражением невосприятия организмом того или иного лекарственного вещества и может привести к тяжелым осложнениям, например анафилактическому шоку.
Иногда лекарственное вещество приходится заменять другим препаратом, аналогичным по терапевтическому действию, но лучше переносимым. Перед применением некоторых лекарственных препаратов, вызывающих явления непереносимости, проводятся пробы на переносимость. При длительном применении лекарственного препарата нередко отмечается снижение терапевтического эффекта, что объясняется потерей чувствительности или приобретением устойчивости возбудителей к данному лекарственному препарату. С целью предупреждения устойчивости возбудителей разработан ряд различных методов применения лекарственных веществ: сочетание некоторых препаратов, прерывистый метод лечения и т. д. Перед назначением препарата желательно сделать посев отделяемого (мокрота, моча и др.) для определения чувствительности микробной флоры, особенно к антибактериальным препаратам, что сразу дает возможность назначить наиболее эффективное в данном случае лекарственное средство.
Ряд лекарственных препаратов медленно выводится из организма и накапливается (кумулируется) в организме, что следует учитывать при определении дозы таких препаратов. Дозу лекарственного вещества назначают в зависимости от массы тела и возраста (взрослый и ребенок).
Различают:
1) разовую дозу — количество лекарственного вещества на один прием;
2) высшую разовую дозу — предел на один прием;
3) суточную дозу — предел приема лекарств;
4) поддерживающую дозу — индивидуальную дозу лекарственного препарата (минимальную), которая дает видимый терапевтический эффект при регулярном использовании препарата;
5) токсическую дозу — дозу, которая может вызвать отравление и стать смертельной для пациента.
Медицинская сестра не имеет права давать пациенту лекарства без назначения врача. Все жалобы пациента на неприятные ощущения при приеме лекарства или какие-либо причины отказа от его приема медицинская сестра должна немедленно довести до сведения лечащего врача, ничего не изменяя самостоятельно.
ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Лекарственная терапия является важнейшей составляющей частью лечебного процесса, оказывающей на организм как местное, так и общее действие. Лекарственные препараты вводят в организм человека различными путями.
Пути введения лекарственных средств:
- энтеральный:
– через рот (per os);
-сублингвально (под язык);
-через прямую кишку (per rectum);
-трансбуккально (за щеку);
2) наружный:
– на кожу;
– на слизистые оболочки (в глаза, уши, нос, влагалище);
3) ингаляционный:
– через дыхательные пути;
– интраназально;
4) парентеральный:
– внутривенно;
– внутримышечно;
– внутриартериально;
– внутрикожно;
– подкожно;
– в полости;
– внутрикостно;
– в субарахноидальное пространство.
От способа введения зависит скорость наступления эффекта, выраженность и продолжительность действия вещества.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВ
Медицинская сестра не имеет права без ведома лечащего врача назначать и заменять одни лекарства другими. Все лекарства необходимо давать пациентам вовремя. Перед тем, как дать пациенту лекарство, необходимо прочитать надпись на этикетке.
Если лекарство нужно давать (или вводить) несколько раз в сутки, необходимо строго соблюдать интервалы. Например, при четырехкратном введении антибиотиков интервал между введениями должен составлять 6 ч: в 24, 6, 12 и 18 ч. Это нужно для постоянного поддерживания достаточного уровня лекарств.
Лекарства, назначенные «во время еды» (например, ферменты), дают с пищей. Средства, назначенные «до еды», следует дать за 15 мин до приема пищи.
Средства, назначенные пациенту «после еды», должны быть приняты им через 15 мин после приема пищи.
Средства, назначенные пациенту «натощак», раздают утром за 20–60 мин до завтрака; снотворные дают пациентам за 30 мин до сна; нитроглицерин или Валидол должны находиться у пациента на тумбочке постоянно.
Настои, отвары, микстуры, растворы назначают обычно столовыми ложками (15 мл); в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками. Мензурки после использования подвергают дезинфекции.
Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например, 0,1%-ный раствор атропина сульфата, настойка пустырника) назначают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного средства следует иметь отдельную пипетку.
Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, принимают в неизменном виде.
Таблетки, содержащие железо, запивают раствором аскорбиновой кислоты. Пациенту следует сообщить, чем запивать лекарственное средство. Он должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им препарата с пищей.
Часто пациенты перестают принимать назначенные им лекарства, мотивируя это тем, что состояние их уже улучшилось. В этих случаях необходимо убедить пациента закончить курс лечения, так как возможен рецидив, и проследить за тем, действительно ли он продолжает их принимать. У некоторых пациентов возникает психологическое отрицание, неприятие лекарств вообще, поскольку они постоянно напоминают им о болезни. Медицинская сестра должна спокойно и тактично объяснить важность регулярного приема лекарственных средств, необходимость непрерывного курса лечения и строгого соблюдения этих условий для успешного выздоровления. При снижении памяти или интеллекта пациентам необходимо не только объяснять правила приема лекарств, но и написать их на отдельном листе бумаги.
Если лекарственное средство дано ошибочно или превышена его разовая доза, следует немедленно сообщить об этом врачу.
ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Энтеральный путь введения — введение через желудочно-кишечный тракт. Пероральный (per os, через рот) путь введения — самый простой и безопасный, наиболее распространен. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонкой кишке, через систему воротной вены попадают в печень, где возможна их инактивация, и затем в общий кровоток. Терапевтический уровень лекарства в крови достигается через 30–90 мин после его приема и сохраняется в течение 4–6 ч в зависимости от свойств активного ингредиента и состава препарата. При пероральном введении лекарственных средств большое значение имеет их соотношение с приемом пищи.
Лекарство, принятое на пустой желудок, обычно всасывается быстрее, чем лекарство, принятое после еды. Большинство препаратов рекомендуют принимать за 1 /2–1 ч до еды, чтобы они меньше разрушались ферментами пищеварительных соков и лучше всасывались в пищеварительном тракте.
Препараты, раздражающие слизистую оболочку (содержащие железо, ацетилсалициловую кислоту, раствор кальция хлорида и др.), дают после еды.
Ферментные препараты, улучшающие процессы пищеварения (Фестал, сок желудочный натуральный и др.), следует давать пациентам во время еды. Иногда для уменьшения раздражения слизистой оболочки желудка некоторые лекарственные средства запивают молоком или киселем.
Пероральный путь введения лекарственных средств имеет ряд преимуществ: – простота и доступность метода; – нет необходимости соблюдения стерильности; – возможности введения различных лекарственных форм (таблеток, порошков, отваров, драже, микстур, настоев, экстрактов и др.). Чтобы проглотить таблетку (драже, капсулу, пилюлю), пациент помещает ее на корень языка и запивает водой.
Некоторые таблетки можно предварительно разжевать (за исключением таблеток, содержащих железо). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизменном виде. Порошок можно высыпать на корень языка и дать запить водой или предварительно развести его водой.
Сублингвальный (подъязычный) путь введения — применение лекарственных средств под язык; они хорошо всасываются, попадают в кровь, минуя печень, не разрушаются пищеварительными ферментами. Подъязычным путем пользуются сравнительно редко, так как всасывающая поверхность этой области мала. Поэтому «под язык» назначают только очень активные вещества, применяемые в малых количествах и предназначенные для самостоятельного приема в неотложных ситуациях, например нитроглицерин по 0,0005 г, Валидол по 0,06 г, а также некоторые гормональные препараты.
Ректальный путь введения — через прямую кишку. Ректально вводят как жидкие лекарства (отвары, растворы), так и свечи. При этом лекарственные вещества оказывают на организм как резорбтивное действие, всасываясь в кровь через геморроидальные вены, так и местное — на слизистую оболочку прямой кишки. В целом при ректальном введении лекарства всасываются плохо, поэтому такой путь введения с целью получения системных эффектов следует применять только в качестве альтернативного. Перед введением лекарственных веществ в прямую кишку следует сделать очистительную клизму.
Порядок введения свечи в прямую кишку:
1. Необходимо приготовить свечи и жидкое вазелиновое масло.
2. Необходимо уложить пациента на левый бок с согнутыми в коленях к животу ногами.
3. Вскрыть упаковку и достать свечу.
4. Левой рукой раздвинуть ягодицы, смазать область заднего прохода жидким вазелиновым маслом.
5. Правой рукой ввести узким концом всю свечу в заднепроходное отверстие за наружный сфинктер прямой кишки.
Ректально можно использовать введение жидких форм лекарственных средств в виде клизм. Лекарственные вещества резорбтивного действия попадают в кровь, минуя печень, а следовательно, не разрушаются. Из-за отсутствия ферментов в прямой кишке они не подвергаются расщеплению. Лекарственные вещества белковой, жировой и полисахаридной природы не всасываются из прямой кишки в кровь, поэтому их назначают для местного воздействия в виде лекарственных микроклизм. В нижнем отделе толстой кишки всасываются только вода, изотонический раствор натрия хлорида, раствор глюкозы, некоторые аминокислоты. Поэтому для резорбтивного действия на организм эти вещества вводят в виде капельных клизм. Ректальный способ введения лекарственных средств применяют в тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно пероральное введение (при рвоте, нарушении глотания, бессознательном состоянии пациентов, поражениях слизистой оболочки желудка и др.) или когда необходимо местное воздействие.
Трансбуккально применяются полимерные пленки, которые «приклеивают» к слизистой оболочке щеки или десны. Под воздействием слюны происходит расплавление пленки, высвобождение активного вещества лекарственного средства (например, нитроглицерина в Тринитролонге) и сохранение в организме терапевтической концентрации лекарства в течение определенного времени.
НАРУЖНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ
Наружный путь введения лекарственных веществ рассчитан на преимущественно местное действие и включает применение лекарственных веществ на кожу и слизистые оболочки, введение в глаза и уши.
Существует много способов наружного введения лекарственных форм: мазей, эмульсий, растворов, болтушек, порошков, настоек, паст и др. Это компрессы, примочки, присыпки, смазывания, втирания, повязки на раневую поверхность, закапывание капель в глаза, уши, закладывание мазей в глаза, уши.
Через неповрежденную кожу всасываются только жирорастворимые вещества. Втирание — введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей; производят на тех участках, где кожа тонкая и не имеет волос (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бедер, боковые поверхности грудной клетки, живот). Кожа в месте втирания должна быть чистой. Необходимое количество мази или жидкости наносят на кожу и втирают круговыми движениями до тех пор, пока она не станет сухой. Противопоказанием к втиранию являются воспалительные изменения кожи (экзема, дерматит и др.). В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, тонким слоем и покрывают полиэтиленовой пленкой для лучшего всасывания.
Пластырь — это липкая мазевая основа густой консистенции, покрытая непроницаемой марлей. Мазевая основа содержит активные лекарственные вещества. Перед наложением пластыря кожу обезжиривают спиртом, а волосы сбривают. Затем вырезают ножницами пластырь необходимых размеров и накладывают на кожу. Снимают пластырь постепенно, начиная с одного края, предварительно смочив края спиртом. Пластырь применяют также для закрепления повязок.
Присыпки или припудривание порошкообразными лекарственными веществами (тальком) применяют также для подсушивания кожи при опрелости и потливости. В лечебной практике широко используется электрофорез, основанный на переносе лекарственных веществ с поверхности кожи в глубоколежащие ткани с помощью гальванического тока.
Глаз — очень нежный орган, крайне чувствительный к инфекции и травме. Глаз никогда не бывает свободным от микроорганизмов, но поскольку слезная жидкость обладает антимикробным действием, она подавляет размножение многих болезнетворных микробов. Все растворы и мази, вводимые в конъюнктивальный мешок (за веки), должны быть стерильными; стерильными должны быть и инструменты, с помощью которых в глаз вводят лекарства. Поскольку лекарства нельзя наносить непосредственно на очень чувствительную роговицу, их вводят в нижний конъюнктивальный мешок.
Для введения лекарства в глаз необходимо раскрыть нижний конъюнктивальный мешок:
1) просим пациента смотреть вверх;
2) большой палец располагаем на крае нижнего века непосредственно перед ресницами и оттягиваем веко вниз;
3) вывернув и отведя его от глазного яблока, раскрываем конъюнктивальный мешок.
В лечебной практике используют введение глазных капель и закладывание глазной мази. Стерильные глазные капли выпускают либо в пластиковых флакончиках (в горлышке имеется отверстие, через которое капает лекарство, когда флакончик поворачивают вверх дном и нажимают на него), либо в стеклянных флакончиках, снабженных капельницей. Для введения глазных капель необходимо убедиться, что пациент смотрит вверх; затем закапываем нужное число капель в нижний конъюнктивальный мешок, не касаясь капельницей какой-либо части глаза. Для равномерного распределения лекарства просим пациента закрыть глаза и повращать глазное яблоко. Обязательно надо помнить, что можно использовать только стерильное лекарство, специально предназначенное для введения в глаз. Перед закладыванием глазной мази необходимо очистить веки и ресницы от выделений влажным стерильным тампоном, вытирая веки в направлении от внутреннего угла к наружному. Держим тюбик с мазью почти горизонтально — это позволит не прикоснуться кончиком тюбика к глазному яблоку или конъюнктиве; затем выдавливаем примерно 1,5 см мази в нижний конъюнктивальный мешок. Затем просим пациента закрыть веки и подвигать глазным яблоком, что позволит равномерно распределить мазь по внутренней поверхности век и по поверхности глазного яблока. Излишки мази снимаем стерильным тампоном
Для орошения конъюнктивы используют стерильный изотопический раствор. Перед проведением процедуры нужно очистить глаз от выделений. Затем, разведя веки, нажимаем на флакон раствора от внутреннего угла глаза к наружному.
Во избежание дискомфорта лекарства, предназначенные для введения в ухо, нужно предварительно подогреть, но ни в коем случае не перегревать. При введении ушных капель пациент должен лежать на боку так, чтобы больное ухо смотрело вверх. В некоторых случаях перед введением ушных капель бывает необходимо удалить ватным тампоном ушную серу из наружного слухового прохода. Перед введением лекарства необходимо выпрямить наружный слуховой проход, для чего слегка оттягиваем ушную раковину вверх и назад, затем подносим флакончик с капельницей или пипетку к отверстию наружного слухового прохода и закапываем несколько капель. Просим пациента несколько минут продолжать лежать на боку, чтобы лекарство ушло воздействовать на стенки наружного слухового прохода и не вытекало из уха.
ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ
Ингаляционный путь введения осуществляется через дыхательные пути, в том числе интраназально. Ингаляционно можно вводить в организм лекарства как местного, так и системного действия: газообразные (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, Фторотан), аэрозоли (взвеси мельчайших частиц растворов). Обычно в нос вводят (в виде капель или аэрозолей) те лекарства, которые вызывают сужение сосудов слизистой оболочки и тем самым устраняют заложенность носа.
При заболеваниях органов дыхания широко используются ингаляционные процедуры, учитывая следующие преимущества данного способа введения лекарственных веществ: – воздействие непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях; – лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизменном виде, что позволяет сохранить его высокую концентрацию в крови. Однако следует учитывать и один из возможных недостатков ингаляционной терапии: при наличии значительного количества мокроты и резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг. К недостаткам также относится и раздражающее действие лекарств на слизистую оболочку дыхательных путей.
Ингаляционный путь введения лекарственных средств является наиболее эффективным для лечения пациентов с заболеваниями органов дыхания. В настоящее время применяются различные ингаляционные системы:
-дозированный аэрозольный ингалятор (ДАИ),
- дозированный ингалятор и спейсер,
-ингалятор сухой пудры, небулайзер и др.
Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки.
Очень важной характеристикой является размер частиц распыляемого лекарственного вещества.
Аэрозольные частицы размером более 5 мкм оседают в ротовой полости и в верхних дыхательных путях .
Аэрозольные частицы размером от 1 до 5 мкм оседают в нижних дыхательных путях .
Аэрозольные частицы размером менее 1 мкм свободно выдыхаются обратно. Задача ингаляционного способа доставки создать максимально высокую терапевтическую концентрацию препарата в дыхательных путях при минимальной концентрации в общем кровотоке и, соответственно, не подвергая его активному метаболизму и инактивации. Индивидуальные карманные ингаляторы — это особая лекарственная форма в специальной упаковке, применяемая для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких.
Ингаляторы бывают аэрозольные (содержат препарат в форме микронизированной суспензии) и порошковые.
Преимуществами ДАИ являются портативность и более низкая цена, а недостатками — необходимость координации вдоха и ингаляции (сложная техника ингаляции), что особенно актуально при обострении заболевания из-за одышки, сложности при назначении высоких доз препарата, возможное раздражающее действие пропеллентов на дыхательные пути и высокий процент осаждения аэрозоля в ротоглотке. ДАИ — это наиболее употребляемая населением форма выпуска лекарства для проведения ингаляций, хотя не лучшая и не оптимальная. Она не гарантирует правильность выполнения маневра ингаляции, несмотря на знакомство с ней почти каждого пациента. Показано, что 33–75 % пациентов неправильно используют ДАИ. Даже при правильном маневре дыхания (ингаляция во время глубокого вдоха с последующей задержкой дыхания на определенное время) внутрь бронхов проникает лишь 30–35 % медикамента, а при ином маневре дыхания (подача вещества до вдоха) — лишь около
15 %.
Поэтому необходимо настоятельно рекомендовать, чтобы медицинский персонал подробно объяснял пациенту, как следует обращаться с ДАИ, не полагаясь лишь на инструкцию.
Для проведения эффективной ингаляции необходимо:
1. Снять колпачок.
2. Встряхнуть баллончик.
3. Сделать выдох .
4. Обхватить мундштук губами, не создавая сопротивление зубами.
5. Произвести нажатие, скоординировав со вдохом.
6. Задержать дыхание на несколько секунд (5–6 с) .
7. Спокойно выдохнуть через нос.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Лекарственные средства (медикаменты) представляют собой природные либо синтетические вещества или комплексы веществ, изготовленные с целью профилактики, диагностики и лечения живого организма. Использование лекарственных препаратов в лечебных целях может быть этиотропным, т. е. направленным на устранение причин возникновения заболеваний (например, применение антибактериальных средств при инфекционных заболеваниях), патогенетическим (влияющим на те или иные звенья механизмов формирования заболевания), симптоматическим (воздействующим на отдельные симптомы болезни), заместительным, т. е. восполняющим дефицит различных биологически активных веществ в организме (гормонов, ферментов и т. д.). Лекарственная форма — придаваемое лекарственному средству удобное для практического применения состояние, при котором достигается необходимый эффект.
Лекарственные формы делят на твердые, жидкие, мягкие и газообразные. Лекарственные средства группируются по таким признакам, как химический состав, фармакологический эффект, терапевтическое применение и т. д.
ТВЕРДЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Таблетки — твердая дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием порошков и гранул, содержащих одно или более лекарственных веществ с добавлением или без вспомогательных веществ, или получаемая формованием специальных масс. Наличие оболочки, скорость и характер высвобождения действующего (лекарственного) вещества, способ применения таблеток и путь введения определяют классификационное деление таблеток на группы.
По способу применения и пути введения разделяют:
-таблетки, которые проглатывают целыми,
-таблетки жевательные;
-таблетки, применяемые после предварительного приготовления на их основе жидких лекарственных форм (таблетки растворимые, диспергируемые, шипучие);
- таблетки для применения в полости рта (таблетки подъязычные (сублингвальные),
- защечные (трансбуккальные), для рассасывания);
- таблетки, диспергируемые в полости рта;
- таблетки вагинальные.
Различают таблетки без оболочки и таблетки, покрытые оболочкой.
Таблетки, покрытые оболочкой — таблетки, покрытые одним или несколькими слоями смеси различных веществ, таких как природные и синтетические материалы, углероды, возможно с добавлением поверхностноактивных веществ, и др., предназначенные для приема внутрь.
В зависимости от состава и способа нанесения различают дражированное, пленочное и прессованное покрытия. Оболочка может быть защитной, или обеспечивать разрушение таблетки в определенном отделе желудочно-кишечного тракта (гастросолюбильные (растворимые в желудке) и энтеросолюбильные (кишечнорастворимые)), или регулировать время высвобождения действующих веществ. Таблетки кишечнорастворимые (таблетки желудочно-резистентные) — таблетки, устойчивые в желудочном соке и высвобождающие действующее вещество или вещества в кишечном соке.
По скорости и характеру высвобождения выделяют таблетки с обычным и модифицированным высвобождением. Таблетки с модифицированным высвобождением — покрытые или непокрытые таблетки, содержащие специальные вспомогательные вещества или полученные по особой технологии, что позволяет программировать скорость или место высвобождения лекарственных веществ.
Модифицированное (нестандартное) высвобождение может быть замедленным непрерывным, прерывистым (пульсирующим), отсроченным и ускоренным.
Каркасные таблетки (дурулы) — это таблетки с непрерывным, равномерно продленным высвобождением и поддерживающим действием лекарственных веществ. Таблетки ретард — таблетки с пролонгированным (периодическим) высвобождением лекарственных веществ из запаса. Обычно представляют собой микрогранулы с лекарственным веществом, окруженные биополимерной матрицей (основой); послойно растворяются основа или микрогранулы, высвобождая очередную порцию лекарственного вещества.
Таблетки рапид ретард — таблетки с двухфазным высвобождением, содержащие смесь микрогранул с быстрым и с пролонгированным высвобождением лекарственного вещества.
Спейстабс — это таблетки с лекарственным веществом, включенным в твердую жировую матрицу, которая не распадается, а медленно диспергируется (распадается на более мелкие частицы) с поверхности.
Лонгтабс — это таблетки с пролонгированным высвобождением лекарственных веществ. Ядро этих таблеток представляет смесь лекарственного вещества с высокомолекулярными восками. В желудочно-кишечном тракте не распадаются, а медленно растворяются с поверхности.
В зависимости от дозировки лекарственного вещества выделяют:
– таблетки мите — таблетки с минимальной дозировкой и минимально выраженным действием лекарственного вещества;
– таблетки семи — таблетки со средней дозировкой и минимально выраженным действием лекарственного вещества;
– таблетки форте — таблетки с высокой дозировкой и сильно выраженным действием лекарственного вещества.
Порошки — лекарственная форма в виде сухой сыпучей массы с измельченными частицами. Порошки делятся по назначению на наружные и внутренние. Порошки для приема внутрь с неприятным вкусом, раздражающим действием или красящим веществом отпускают в крахмальных или желатиновых капсулах. Драже — это дозированная лекарственная форма в виде шарика, покрытого оболочкой. Изготовляют драже на фармацевтических заводах (витамины, вакцины и др.). Пилюли — аналогичная драже лекарственная форма в виде шарика. Готовят пилюли в аптеках ручным способом, поэтому применяются они редко. Сборы лекарственные — смеси лекарственных растений в высушенном и измельченном виде. Сборы применяют для приготовления настоев и отваров, предназначенных для приема внутрь (лекарственный чай), для полоскания горла и т. д.
ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
К жидким лекарственным формам относятся растворы, настои, отвары, настойки, экстракты, эмульсии, суспензии, микстуры. Растворы — это прозрачные жидкости, состоящие из лекарственного вещества в растворителе. В качестве растворителей используется дистиллированная вода, 40–90%-ный этиловый спирт, жидкие масла (вазелиновое, оливковое) и др.
Растворы могут использоваться для инъекций, приема внутрь и для наружных целей. Настои и отвары представляют собой водные извлечения из лекарственных растений.
Настои чаще готовят из лекарственных трав, из цветов и листьев, которые содержат малостойкие летучие действующие вещества.
Отвары в большинстве случаев приготовляют из плодов, коры, корней и корневищ растений, содержащих более стойкие к нагреванию вещества.
Настойки — это прозрачные извлечения, представляющие собой спиртовой, спирто-водный или спирто-эфирный экстракт. В отличие от настоев могут сохраняться длительное время, поэтому их готовят на фармацевтических заводах.
Экстракты представляют собой сгущенные извлечения из лекарственных растений. В качестве извлекателей используют винный спирт, эфир, воду и их смеси. В зависимости от консистенции различают жидкие, густые и сухие экстракты.
Эмульсии — это жидкие лекарственные формы, представляющие собой двухфазную дисперсную систему из не смешивающихся друг с другом жидкостей. Составные части — масло и вода. Внешне схожи с молоком. Употребляются внутрь. Перед применением (Альмагель) их взбалтывают.
Суспензии представляют собой дисперсные системы, в которых относительно крупные твердые частицы взвешены в жидкости — воде, глицерине, жидком масле. Применяются наружно, внутрь и внутримышечно. Перед употреблением их следует взбалтывать.
Микстуры предназначены для внутреннего употребления. Жидкой средой в микстурах служит вода, являются смесью нескольких лекарственных веществ.
Жидкие лекарственные формы выпускают в ампулах или флаконах. Эти препараты стерильны. Лекарства, выпускаемые в ампулах, предназначены для однократного применения, т. к. после вскрытия нарушается их стерильность. Во флаконах для инъекций могут быть порошки, таблетки или готовые для употребления суспензии и жидкости (гормоны и др.) Растворы и суспензии из порошков (например, антибиотики) и таблеток готовят асептически непосредственно перед применением. Если во флаконах выпускают несколько разовых или даже суточных доз лекарств, то каждую разовую дозу для инъекции берут с соблюдением асептики. При выдаче жидких лекарственных форм следует соблюдать ряд правил: – для раздачи микстур, отваров, сиропов используют чистую градуированную мензурку, наливая нужную дозу из флакона; – для раздачи спиртовых настоек, капель, экстрактов необходимо взять чистую градуированную мензурку, накапать с помощью капельницы, установленной на флаконе, или чистой пипеткой (для каждого лекарственного средства использовать отдельную пипетку!) нужное количество капель, развести кипяченой водой до объема 10 мл.
МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Мягкие лекарственные формы — мази, пасты, линименты, суппозитории и пластыри.
Мази — это лекарственная форма вязкой консистенции для наружного применения. В состав мазей входят лекарственные вещества и мазевая основа (вазелин, ланолин, глицерин, пчелиный воск, жиры и жироподобные вещества). Мази могут иметь лечебное, питательное и косметическое назначение.
Пасты — это густые мази для наружного применения. Применяют главным образом для лечения пораженных мокнущих участков кожи как подсушивающее средство, а также в зубоврачебном деле.
Линименты представляют собой густые жидкости или студнеобразные массы, плавящиеся при температуре тела. Предназначены для наружного употребления методом втираний в кожу в целях получения анальгезирующего или, наоборот, раздражающего действия. Иногда применяют линименты, обладающие вяжущим, высушивающим, противовоспалительным или дезинфицирующим действием.
Суппозитории — это дозированные лекарственные формы, твердые в обычных условиях и расплавляющиеся при температуре тела. Предназначены для введения во влагалище и прямую кишку. Суппозитории могут обладать местными противовоспалительными и болеутоляющими свойствами, резорбтивным действием, противозачаточным эффектом.
Пластыри — лекарственные формы для наружного употребления. Пластыри бывают твердые, представляющие собой пластическую массу, которая при температуре тела способна размягчаться и прилипать к коже, и жидкие, или кожные, обладающие свойством быстро испаряться, оставляя на коже эластичную пленку.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Задания в тестовой форме по теме
«Применение лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный пути введения лекарственных средств»
Задание: выберите из предложенных вариантов все правильные ответы.
1. Твердые лекарственные формы:
а) капсулы, таблетки, драже;
б) свечи, мази;
в) настойки, отвары.
2. Преимущества введения лекарственных веществ через рот:
а) быстрота действия;
б) исключение барьерной роли печени;
в) простота и доступность.
3. Ректально вводят:
а) порошки;
б) суппозитории;
в) аэрозоли.
4. Установите соответствие путей введения и мест введения:
а) энтеральный путь; 1) через рот;
б) парентеральный путь; 2) в мышцу;
3) через прямую кишку.
5. Сублингвальный путь введения лекарственных средств относится:
а) к энтеральному пути;
б) парентеральному пути;
в) наружному пути.
6. Введение лекарственных веществ в глаза и уши относится:
а) к энтеральному пути;
б) парентеральному пути;
в) наружному пути.
7. Ингаляционный путь введения лекарственных средств — это введение:
а) через дыхательные пути;
б) интраназально;
в) сублингвально.
8. Для ингаляционного введения лекарственных средств используют:
а) аэрозольные ингаляторы;
б) электрофорез;
в) небулайзеры.
9. Наружный путь введения лекарственных средств осуществляется:
а) втиранием и смазыванием;
б) электрофорезом;
в) в виде лекарственных клизм.
10. К преимуществам парентерального введения лекарственных средств относятся:
а) точность дозировки и быстрота действия препарата;
б) исключение барьерной функции печени;
в) незаменимые при оказании экстренной помощи.
Ответы:
1) а;
2) в;
3) б;
4) а – 1, 3, б – 2;
5) а;
6) в;
7) а, б;
8) а, в;
9) а, б;
10) а, б, в.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
по теме «Применение лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный пути введения лекарственных средств»
1. Медицинская сестра выдала утром лекарственные средства на весь день (утро, день, вечер). Оцените действия медсестры.
2. Медсестра достала из холодильника глазные капли и закапала их пациенту. Оцените действия медсестры.
3. При раздаче лекарств медсестра перепутала внешне похожие флаконы и дала пациенту вместо Панангина преднизолон. Оцените действия медсестры.
4. Во флаконе остались две таблетки нитроксолина. Медсестра переложила их в другой флакон с нитроксолином. Оцените действия медсестры.
5. При выполнении инъекции медсестра обнаружила в упаковке с гентамицином ампулу без подписи. Действия медсестры?
Ожидаемые ответы:
1. Лекарственные средства выдаются только на один прием.
2. Медсестра должна была подогреть капли до 37 °С, а затем закапывать.
3. Перед раздачей лекарств медсестра должна была внимательно прочитать название на этикетке. Об ошибочной выдаче лекарства необходимо срочно информировать лечащего врача.
4. Перекладывать лекарственные средства из одного флакона в другой нельзя.
5. Лекарственные средства без подписи применять нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"
ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...
Презентация к Методической разработке лекционного занятия: «Сестринский уход при гипертонической болезни» 12. 2016 г.
Презентация к Методической разработке лекционного занятия «Сестринский уход при гипертонической болезни» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская...
Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокардии». 12. 2016 г.
Методическая разработка лекционного занятия «Сестринский уход при ИБС, стенокарди» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская пом...
методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"
Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...
лекционное занятие по теме: Парентеральное введение лекарственных средств
Первые попытки ввести лекарство в организм человека, минуя пищеварительный тракт, появились более 2000 лет назад. Первый прототип шприца был создан древнегреческим врачом Гиппократом и представлял соб...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....
Методическая разработка внеклассного занятия «Идентификация дибазола среди других лекарственных средств»
Практическое занятие проводится для студентов 4 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии)....