Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
методическая разработка
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_dlya_studentov_retseptura.docx | 92.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для студентов
Дисциплина ОП.07. Фармакология
Тема: «Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций»
Специальность: Сестринское дело
Акушерское дело
Составлена: преподавателем фармакологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Телегина О.Ю. |
г. Благовещенск 2022 г.
Рассмотрено на заседании ЦМК «Фармация» Протокол №________________ «___» _____________ 2022 г. Председатель ЦМК ____________ Сухова Л.П. | Утверждено Экспертный совет при информационно-методическом центре ГАУ АО ПОО АМК «____» ________________ 2022г. |
Содержание
стр. | |
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Организационно-методический блок | 4 |
3. Блок учебной информации | 8 |
4. Приложения | 20 |
- Пояснительная записка
Методическое пособие состоит из:
- Организационно-методического блока
- Блока учебной информации
- Блока контроля
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями учебной программы для студентов обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02 «Акушерское дело»
Методическая разработка составлена с целью повышения познавательного интереса студентов, проведения самостоятельной работы путем формирования малых групп с использованием элементов самоконтроля.
Методическая разработка составлена для проведения практического занятия по темам «Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций»
Количество часов на освоение темы – 4 часа.
Актуальность темы заключается в том, что общая рецептура занимает важное место в курсе фармакологии и всех клинических дисциплин. Знание общей рецептуры необходимо при подготовке медицинских специалистов среднего звена, т.к. в своей будущей профессиональной деятельности они должны уметь оформлять рецептурные бланки различных форм. Удобство приема медикаментов больным обеспечивается адекватным выбором лекарственных форм, знакомство с которыми достигается при изучении рецептуры. К числу широко используемых готовых лекарственных форм относятся, в частности, такие твердые формы как таблетки, капсулы, порошки и др., мягкие формы как мази, пасты, суппозитории и др. и такие жидкие лекарственные формы как растворы, суспензии, настои, настойки и др.
В процессе обучения используются следующие методы и приемы: беседа, объяснение, демонстрация. Перед работой студенты знакомятся со структурой и содержание методической разработки. В разработку включены контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и закрепления изучаемого материала.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций».
Продолжительность: 240 минут
Цель занятия: изучить основные понятия общей рецептуры, виды рецептурных бланков и особенности их оформления, современные твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы и правильное их использование.
Методическая цель: создание условий для формирования умений в оформлении рецептурных бланках, определять лекарственные формы.
Образовательная цель: сформировать у студентов практические навыки составления рецептов, изучить правила выписывания различных лекарственных форм: твердых, мягких, жидких в рецептах.
Воспитательная цель: формировать чувство ответственности при работе с лекарственными препаратами внимательности важности своей профессии.
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, к изучаемой дисциплине, логическое мышление, умение работать в команде.
Задачи:
- Изучить основные понятия общей рецептуры.
- Освоение общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей;
- Формирование умения выписывать рецепты на различные лекарственные формы.
- Научить давать рекомендации пациенту по применению лекарственных препаратов в зависимости от способа введения.
Планируемые результаты:
Общие компетенции для специальности «Сестринское дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Общие компетенции для специальности «Акушерское дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их исполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
После изучения темы студент должен:
Знать:
- определения «лекарственное вещество», «лекарственное средство», «лекарственная форма», «лекарственный препарат»;
- виды лекарственных форм;
- виды рецептурных бланков;
- структуру рецепта, требования к оформлению каждой его части;
- особенности применения твердых, мягких и жидких лекарственных форм;
Уметь:
- формулировать определения основных терминов и понятий и понимать их различие
- рассчитывать количество таблеток, драже, капсул, пользуясь справочной литературой;
- выписывать рецепты на все виды лекарственных форм и давать рекомендации по правильному использованию этих лекарственных форм.
- пользоваться различными информационными источниками (справочниками; государственным реестром лекарственных средств);
Тип занятия: практическое занятие с элементами частично – поискового.
Вид занятия: урок закрепления знаний, выработка умений.
Уровень усвоения: продуктивный.
Место проведения: кабинет фармакологии.
Материально-техническое обеспечение:
- Методическая разработка практического занятия для студента.
- Дидактический материал:
- Задачи
- Тесты
- Аннотации лекарственных препаратов
- Мультимедиа
Информационные средства: справочная литература:
Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва: ООО Издание «Новая волна», 2018
Наглядные средства: рецептурные справочники, раздаточный материал (образцы выписывания различных лекарственных форм).
Внутрипредметные связи: Темы - «Общая рецептура», «Формы лекарственных средств», «Общая фармакология».
Межпредметные связи:
- основы латинского языка с медицинской терминологией
- химия
- организация и экономика фармации
Литература для преподавателя и студента:
Основная:
1.Фармакология: Учебник/ Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. - Изд.12-е, Феникс 2017. -702с.
2.Фармакология. Учебное пособие. Руководство к практическим занятиям / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.-608с.
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Новая Волна, 2016-1216с.
4. Фармакология с рецептурой: учебник / М.Д. Гаевый, Л.М. Гаевая-
Изд 12.стер-Москва: КНОРУС 2019 г.
Дополнительная:
1. Фармакология. Универсальный справочник/ под ред. М. Вишнеева -
Научная книга, 2017-356с.
2. Фармакология. Ultra light. Учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин.- Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2018-592с.
3. Электронная библиотека. http://www.studentlibrary.ru
4. Электронная библиотека http://www.medcollegelib.ru
5. Российская энциклопедия лекарств (РЛС): http://www.rlsnet.ru
6. Государственный реестр лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru/)
7. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: http://www.vidal.ru
№ п/п | Этапы занятия | Содержание занятия | Формы контроля, уровни усвоения | Время (мин.) | ||
1. | Вводная часть. | Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности аудитории к занятию. Заполнение журнала. | 5 мин. | |||
2. | Организационная часть. Цели и задачи. Мотивация учебной деятельности. | Определение цели и задачи занятия. Объяснение хода занятия. Преподаватель разъясняет актуальность будущей темы и значение в будущей профессиональной деятельности. | 5 мин. | |||
3. | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний) | Студенты отвечают на контрольные вопросы. | Приложение 1 | 45 мин | ||
4. | Самостоятельная работа студентов | Студенты выполняют практическую работу по предложенным заданиям для самостоятельной работы. | Приложение 2 | 120мин | ||
5. | Контроль по теме | 1. Выполнение тестового задания. 2. Выписка рецептов. 3.Проверка результатов самостоятельной работы и тестового задания. | Приложение 3 | 40 мин. | ||
6. | Подведение итогов | Обобщение результатов практического занятия. Выделение характерных ошибок. Оценка итогов практической работы каждого студента. | 20 мин. | |||
7. | Домашнее задание | Доведение домашнего задания | Приложение 4 | 5 мин. | ||
Всего | 240 мин |
Хронокарта занятия
Мотивация
Умение правильно выписывать рецепты на лекарственные препараты является неотъемлемым качеством медицинского работника любой специальности. Поэтому, изучение рецептуры всегда предшествует изучению фармакологии. Предлагаемое учебное пособие содержит правила назначения и выписывания в рецептах лекарственных средств; характеристику твердых, мягких, жидких лекарственных форм, аэрозолей. Даны формы рецептурных бланков, разъяснены способы их оформления, порядок выписывания рецептов на лекарственные средства, представлен список важнейших рецептурных сокращений и т.д. При изложении материала учитывались современные тенденции в развитии рецептуры, рациональной фармакотерапии.
- Блок учебной информации
Основные понятия общей рецептуры
Общая рецептура – раздел лекарствоведения о правилах выписывания и изготовления лекарственных форм.
Лекарственное вещество – индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарства.
Лекарственное средство – одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения или профилактики заболеваний.
Лекарственная форма – удобная для практического применения форма, придаваемая лекарственному средству для получения необходимого эффекта.
Лекарственный препарат – лекарственное средство в определенной лекарственной форме.
Фармакопея – специальное издание, включающее в себя стандарты и нормы, определяющие качество, состав и методы стандартизации лекарственных средств. В ней также приводятся основные физические и химические свойства лекарственных веществ и препаратов на их основе, указаны способы определения их доброкачественности. Государственная фармакопея является официальным изданием и имеет законодательный характер.
Ядовитые вещества (списка А) – лекарственные вещества, назначение, применение, дозирование и хранение которых должно производиться с особой осторожностью в связи с их высокой токсичностью.
Сильнодействующие вещества (списка Б) – лекарственные вещества, назначение, применение, дозирование и хранение которых должно производиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без медицинского контроля.
Наркотические вещества – лекарственные вещества, вызывающие лекарственную зависимость (наркоманию) и находящиеся на особом учете.
Рецепт. Виды рецептурных бланков, требования к их оформлению.
Рецепт – письменное обращение врача или фельдшера в аптеку об отпуске больному лекарственного средства в определенной лекарственной форме и дозировке с указанием способа его употребления. Правила выписывания рецептов на лекарственные средства установлены приказом МЗ РФ №1094н от 24.11.21 г
Функции рецепта:
- медицинская
- юридическая
- финансовая
Рецепт выписывается на бланках, отпечатанных типографским способом. Рецепт выписывается чернилами или шариковой ручкой без исправлений, помарок четко и разборчиво.
Рецепт на бумажном носителе, оформленный на рецептурном бланке, может иметь такие формы:
- 107/у -НП – для выписывания наркотических препаратов;
- 148-1/у-88 – для выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов списка II Перечня наркотических лекарственных препаратов списка II Перечня, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, психотропных лекарственных препаратов списка III Перечня
- 148-1/у-88-(04) - оформляется при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
- 107-1/у – остальные лекарственные препараты не указанные в предыдущих пунктах.(приложение 2)
Основные части рецепта:
- Штамп ЛПУ (с указанием адреса и номера телефона)
- Обозначения «детский», «взрослый», из которых ненужное зачеркнуть
- Дата выписки рецепта
- Ф.И.О. больного, его возраст, адрес
- Ф.И.О. врача
- Rp.: (перечисление всех лекарственных веществ с указанием их количества)
Название каждого лекарственного вещества, входящего в состав лекарства, пишется на латинском языке с новой строки, с заглавной буквы, в родительном падеже. С заглавной буквы пишутся родовые названия лекарственных растений. Если запись не умещается на одной строке, её продолжают с середины следующей. После названия лекарственного вещества указывается его количество: жидкие вещества – в миллилитрах (например, 1 ml, 5 ml, 20 ml и т. д.) или в каплях, а остальные в граммах и долях грамма в десятичной системе измерения (например, 1,0; 20,0; 0,1; 0,03 и т. д.). если два или несколько лекарственных веществ выписываются в равных количествах, то дозу указывают один раз: после названия последнего компонента. Перед дозой ставят слово «ana» (сокращенно аа), что означает поровну. В случае выписывания ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ в дозах, превышающих высшие, необходимо указать эти количества прописью в скобках рядом с цифровым обозначением и поставить восклицательный знак, например 0,2 (два дециграмма!) перечень лекарственных веществ пишется в рецепте в определенном порядке: вначале ядовитые и сильнодействующие, затем простые в порядке их терапевтической зависимости.
- Указание о лекарственной форме, выдаче препарата
- Сигнатура. Signa, (S).: (указание больному о способе употребления лекарства). Пишется на русском или русском и национальном языках с указанием дозы, времени и частоты приёма, а также в течение какого времени употреблять лекарство.
- Подпись и личная печать врача, которые ставятся внизу рецептурного бланка.
- Время действия рецепта.
Специальный рецептурный бланк (см. Приложение) на получение лекарства, содержащего наркотическое вещество – бланк розового цвета, имеющий «водяные знаки», серию, номер. На нем выписываются наркотические средства и психотропные вещества списка II ПККН (только один препарат) Выписывается только врачом.
Реквизиты:
- штамп ЛПУ
- личная печать врача
- круглая печать поликлиники
- подпись врача, выписавшего рецепт
- подпись главного врача поликлиники, или его заместителя, или заведующего отделением.
Прописи лекарственных средств
1. Магистральные (от слова magister – учитель, руководитель, начальник) - прописи составляются по усмотрению врача; соответствующие препараты готовят в аптеке непосредственно после поступления рецепта.
2. Официнальные – (от слова officina – мастерская) - утвержденные МЗ РФ прописи готовых лекарственных средств, рекомендованные для медицинского применения; изготавливаются фармацевтической промышленностью. Отдельные препараты изготавливаются в небольших количествах заранее в аптеках.
Врач несет юридическую ответственность за неправильно выписанный рецепт!
Классификация лекарственных форм по агрегатному состоянию
1. Твердые : порошки, таблетки, драже, капсулы, глоссеты, спансулы, гранулы, карамели, пастилки или троше, сборы, брикеты, лекарственные карандаши, полимерные пленки.
2. Мягкие : мази, пасты, линименты, суппозитории (свечи: ректальные и вагинальные), кремы, гели, пластыри.
3. Жидкие : растворы (для наружного применения, приема внутрь, для инъекций, ингаляций, капли), настойки, экстракты жидкие, настои, отвары, слизи, жидкие органопрепараты, официнальные вытяжки из тканей скота (Insulinum, Parathyreoidinum), и новогаленовы препараты, суспензии, эмульсии, сиропы, лосьоны, бальзамы, медицинские масла, соки свежих растений.
4. Разные: пленки глазные, аэрозоли, спреи.
ТВЕРДЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Таблетки - Tabulettae
Tabuletta -им.ед.ч
Tabulettam -вин.п ед.ч
Tabulettis – вин.п.мн.ч
– твердая дозированная лекарственная форма, чаще всего получаемая прессованием порошков и гранул, содержащих одно или более действующих веществ с добавлением или без вспомогательных веществ. При выписывании таблеток в рецептах вспомогательные вещества не указываются. Некоторые таблетки, имеющие в своем составе несколько лекарственных веществ, известны под коммерческими названиями. При выписывании таких таблеток после названия лекарственной формы необходимо указать название таблеток в именительном падеже, а затем их количество.
Некоторые лекарственные вещества, раздражающие слизистую оболочку желудка или разрушающиеся соляной кислотой и ферментами желудочно-кишечного тракта, выпускаются в таблетках, покрытых оболочкой (obductae). Для увеличения продолжительности действия, более равномерного поступления лекарственного средства в ток крови, более медленного нарастания концентрации в плазме крови и для лучшей переносимости разработаны таблетки пролонгированного действия. Они обычно назначаются 1–2 раза в сутки. Таблетки с пролонгированным действием имеют названия: депо-таблетки (depo-), таблетки-лонг (-long) или таблетки-ретард (-retard). Данные термины могут входить в название лекарственного препарата или присоединяться к названию лекарственной формы.
Некоторые таблетки, в состав которых входит несколько лекарственных веществ, известны под специальным коммерческим названием, например таблетки «Пенталгин» (tabulettae «Pentalginum»). При выписывании таких таблеток пропись начинают с названия лекарственной формы Tabulettas (таблетки в вин.п. мн.ч.) затем указывают название таблеток в кавычках окончание не меняется и их количество.
Пример рецепта
Выписать 20 таблеток «Никоверин» ( «Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
Rp: Tabulettas «Nicoverinum» №20
D. S. По 1 таблетке 2 раза в день.
Драже (Dragee) – твердая официнальная дозированная лекарственная форма для внутреннего применения, получаемая на химико-фармацевтических заводах путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы.
Драже сложного состава имеют специальные коммерческие названия, что помогает избежать перечисления входящих в их состав лекарственных веществ.
Существует только одна форма прописи драже. Пропись начинается с указанием лекарственной формы (Dragee – вин. п. ед.ч.), затем следует название лекарственного вещества, его разовая доза, обозначение количества драже и сигнатура.
Пример рецепта
Выписать 20 драже, содержащих по 0,05 г диазолина (Diazolinum). Назначить по 1 драже 2 раза в день.
Rp: Dragee Diazolini 0.05
D.t.d № 20
S. по 1 драже 2 раза в день.
Порошки – Pulveres
(Порошок- Pulvis – им.п. ед.ч.; Pulveris род.п. ед.ч)
– твердая лекарственная форма, состоящая из твердых отдельных сухих частиц различной дисперсности, обладающая свойством сыпучести. В порошках можно выписывать любые твердые лекарственные вещества, которые не поглощают влагу, не разлагаются под действием света и воздуха, не образуют при взаимном смешивании влажные массы, жидкости и взрывчатые смеси.
Порошки для наружного применения выписывают в неразделенной форме в количестве от 5,0 до 100,0. По составу порошки могут быть простыми и сложными. Порошки для приема внутрь выписываются разделенными на отдельные приемы с указанием разовой дозы в одном порошке и количества порошков, необходимых больному. Масса разделенного порошка должна быть не менее 0,1 и не более 1,0. Если разовая доза лекарственного вещества меньше 0,1, то добавляется 0,2–0,3 формообразующего вещества, в качестве которого чаще всего используют сахар или глюкозу.
К порошкам растительного происхождения (из листьев, корней, травы и других частей растения) формообразующие вещества добавляются в том случае, если масса порошка менее 0,05. Пропись указанных порошков начинают со слова «Pulveris», затем указывают часть растения и его название. Гигроскопичные и летучие лекарственные вещества отпускаются в вощеной (Charta cerata) или парафинированной (Сharta paraffinata) бумаге.
Капсулы – Capsulae
(капсула – capsula – им.п.ед.ч, capsulis – тв.п. мн.ч)
оболочки для дозированных порошкообразных (реже пастообразных, гранулированных и жидких) лекарственных веществ, предназначенных для приема внутрь, обладающих неприятным вкусом, запахом или раздражающим действием. Используют желатиновые капсулы (capsulae gelatinosae) или капсулы из полимеров.
Гранулы – твердая дозированная или недозированная лекарственная форма в виде крупинок круглой, цилиндрической или неправильной формы, содержащая одно или несколько действующих веществ с добавлением вспомогательных веществ. Гранулы предназначены для приема внутрь или для приготовления жидких лекарственных форм для приема внутрь. Выделяют гранулы простого состава и сложного с коммерческим названием.
МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Основу лечения многих кожных заболеваний составляют препараты в виде мазей и паст. Эти формы в основном применяются наружно. При невозможности перорального введения препаратов лекарства для резорбтивного действия можно вводить трансдермально или ректально. Безболезненность и простота применения делают эти лекарственные формы одними из самых доступных.
Мази Ungenta ( мазь – Ungentum – им.п. ед.ч.; Ungenti- род. п. ед.ч.)– мягкие лекарственные формы, имеющие вязкую консистенцию, предназначенные в основном для наружного применения. В состав мази входит лекарственное вещество и мазевая основа. Мазевые основы не должны раздражать ткани, реагировать с лекарством, изменять свои физико-химические свойства под влиянием факторов внешней среды, должны хорошо смешиваться, обладать высокой мажущей способностью и проникать (или не проникать) через кожные покровы. Наиболее часто в качестве мазевой основы используют вазелин и ланолин. Мази, состоящие только из одного действующего и одного формообразующего вещества, являются простыми; мази, включающие в свой состав более двух ингредиентов, – сложными.
Официнальные мази выписываются только в сокращенной форме: указывают название лекарственной формы, лекарственного вещества и общее количество лекарственной формы. Аналогично выписывают мази, имеющие коммерческие названия.
Пасты Pastae (паста – Pasta, им.п.ед.ч.; Pastae- род.п.ед.ч.) – это мази более плотной консистенции. Пасты содержат порошкообразные вещества (не менее 25 % и не более 65 %), поэтому длительнее мазей удерживаются на месте нанесения, обладают адсорбирующим и подсушивающим действием. В качестве порошкообразных веществ выступают крахмал (Amylum), тальк (Talcum), цинка окись (Zinci oxydum) и др.
Суппозитории Suppositoria (Suppositorium – им.п.ед.ч.; Suppositoria – вин.п. мн.ч.) – дозированные лекарственные формы, имеющие твердую консистенцию при комнатной температуре и расплавляющиеся при температуре тела. В качестве формообразующих веществ для приготовления суппозиториев используют масло какао, жир коричника японского, желатино-глицериновые и мыльно-глицериновые сплавы, которые плавятся при температуре тела, не взаимодействуют с лекарственными веществами, плохо всасываются через слизистые оболочки и не раздражают их. Масса ректальных суппозиториев (свечей) (Suppositoria rectalia) колеблется от 1,1 до 4,0, вагинальных суппозиториев (Suppositoria vaginalia) – от 1,5 до 6,0. В педиатрической практике используют суппозитории массой 0,5–1,5.
В настоящее время большинство суппозиториев выпускают в готовом виде предприятия фармацевтической промышленности. Суппозитории, выпускаемые фармацевтической промышленностью, как и все прочие официальные лекарственные формы, выписывают, пользуясь сокращенной формой прописи. При этом пропись начинается с указания лекарственной формы – Suppositorium…(суппозиторий…- вин.п.ед.ч). Далее после предлога cum(с) следует название лекарственного вещества (в тв.п.ед.ч.) и его доза. Пропись заканчивается предписанием – D.t.d № и сигнатуой.
Пример рецепта
Выписать 10 официнальных ректальных суппозиториев, содержащих по 0,2 г ихтиола (Ichtyolum). Назначить по 1 суппозиторию утром и на ночь.
Rp.: Suppositorium cum Ichtiolo 0.2
D.t.d №10
S. По 1 суппозиторию утром и на ночь.
В некорых случаях официальным суппозиториям сложного состава дается коммерческое название, например «Анузол», «Бетиол» и др.
При выписывании таких суппозиториев пропись ограничивается указанием лекарственной формы в вин.п. мн. ч. (Suppositoria), названия и числа суппозиториев. Дозы лекарственных веществ в таком рецепте не приводят.
Пример рецепта
Выписать 10 суппорзиториев «Бетиол» (Bethiolum). Назначить по 1 суппозиторию на ночь.
Rp.: Suppositoria «Bethiolum» №10
D.S. По 1 суппозиторию на ночь.
Пластыри – Emplastra (Пластырь- Emplastrum – им.п. ед.ч.; Emplastri – род.п.ед.ч) – лекарственная форма в виде пластичной массы, обладающей способностью размягчатся при температуре тела, и прилипать к коже, или в виде той же массы на плоском носителе. Пластыри используют для наружного применения.
При выписывании пластырей пользуются сокращенной прописью. В прописях намазанных пластырей делают указания об их размерах.
ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Наибольшее разнообразие путей введения существует при применении жидких лекарственных форм. Эти формы обеспечивают быстрое развитие эффекта и хорошую его управляемость, что является очень важным, особенно в экстремальных ситуациях. Одними из самых безопасных лекарств являются галеновые препараты из растительного сырья.
К жидким лекарственным формам относят растворы, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, слизи, эмульсии, суспензии, линименты.
Растворы – Solutiones ( Solutio – раствор- им. п. ед.ч.) - получают путем растворения твердого лекарственного вещества или жидкости в растворителе. Растворители: дистиллированная вода (Aqua destillata), спирт этиловый 70, 90, 95 % (Spiritus aethylicus), глицерин (Glycerinum), жидкие масла (оливковое, персиковое, вазелиновое – Oleum Olivarum, Oleum Persicorum, Oleum Vaselinum).
Существуют растворы для наружного, внутреннего применения и растворы для инъекций.
Разовая доза растворов для внутреннего применения измеряется в каплях или миллилитрах (отмеряют ложками или градуированными стаканчиками).
1 чайная ложка содержит 5 мл водного раствора;
1 десертная ложка – 10 мл;
1 столовая ложка – 15 мл;
1 мл водного раствора содержит 20 капель.
Концентрацию раствора обозначают одним из трех способов: чаще всего – в процентах, реже – в отношениях ( 1:1000) и совсем редко – в массо-объемных соотношениях ( 0,1-200 ml)
Настои и отвары Infusa et decocta (настой – Infusum им.п. ед. ч.; Infusi - род.п. ед.ч.; отвар – Decoctum им.п.ед.ч.; Decocti – род.п. ед.ч.) – жидкие лекарственные формы, полученные путем водного извлечения из растительного сырья биологически активных веществ. Настои готовят преимущественно из нежных частей растений (цветков, листьев, травы), отвары – из грубых частей (корней, корневищ, коры, семян, кожистых листьев). Настои и отвары являются нестойкими лекарственными формами, поэтому их готовят на 1–4 дня, хранят в холодильнике. Настои и отвары применяются наружно (реже) и внутрь. В последнем случае их дозируют ложками или градуированными стаканчиками.
Настои и отвары выписываются только сокращенным способом с указанием соотношений массы лекарственного сырья и извлекающей жидкости, т.е. воды. Это соотношение для ядовитых растений составляет 1:400, для сильнодействующих – 1:30, для не сильнодействующих – 1:10 (количество лекарственного сырья для не сильнодействующих лекарственных растений можно не указывать).
Настойки – Tincturae (настойка- Tinctura – им.п. ед. ч.; Tincturae – род.п. ед.ч.)– это прозрачные окрашенные спиртовые извлечения из растительного сырья, получаемые без нагревания путем настаивания последнего на спирте этиловом (чаще 70 %) или растворения в нем экстрактов. Все настойки официнальны, поэтому выписываются только в сокращенной форме общим объемом 5–30 мл, дозируются каплями.
Обычно настойки выписываются в таком количестве в миллилитрах, сколько капель составляет их разовая доза.
Экстракты Extracta (экстракт – Extractum - им.п. ед.ч.; Extracti – род.п. ед. ч.) – это концентрированные вытяжки из растительного сырья, получаемые без нагревания с использованием в качестве экстрагента спиртоводных или спиртоэфирных смесей. Жидкие экстракты выписываются по тем же правилам, что и настойки, с тем отличием, что после названия лекарственного растения обязательно указывают консистенцию экстракта – жидкий (fluidum). Густые и сухие экстракты выписываются в порошках, таблетках, суппозиториях, капсулах.
Настои и экстракты являются галеновыми препаратами, содержащими наряду с действующими веществами и балластные.
Новогаленовые препараты отличаются от галеновых более высокой степенью очистки, поэтому могут назначаться не только внутрь, но и парентерально.
Эмульсии Emulsa (эмульсия – Emulsum – им.п. ед. ч.; Emulsi – род.п. ед.ч.) – это жидкие лекарственные формы, представляющие собой взвесь в водной среде в виде мельчайших капель нерастворимых жидкостей. Эмульсии подразделяются на масляные и семенные. Масляные эмульсии готовят из жидких масел (касторового, миндального, рыбьего жира трескового) – 2 части, эмульгатора (камеди, желатозы) – 1 часть, воды – 17 частей. Если количество масла в рецепте не указано, то из 10 частей масла изготавливают 100 частей эмульсии. Семенные эмульсии получают путем растирания с водой семян, содержащих масла и слизистые вещества белковой природы, обладающие эмульгирующими свойствами (семена тыквы, земляного ореха и т.д.). Семенные эмульсии выписываются без эмульгатора в соотношении 1:10, применяются редко.
Суспензии Suspensiones (суспензия – Suspensio – им.п. ед.ч.; Suspensionis –род.п. ед.ч.) - жидкие лекарственные формы, представляющие собой дисперсные системы, в которых твердые мелкораздробленные нерастворимые лекарственные вещества (дисперсная фаза) находятся во взвешенном состоянии в какой-либо жидкости (дисперсионная среда). Применяются суспензии наружно, внутрь, некоторые – парентерально, выписываются в развернутой и сокращенной форме (если дисперсионной средой является вода или суспензия является официнальной).
Микстуры Mixturae – жидкие лекарственные формы, полученные путем смешивания нескольких жидкостей, а также растворения или смешивания в жидких основах (воде, спирте, растительных маслах, глицерине) твердых веществ. Микстуры могут быть прозрачными, мутными или с осадком (последние перед употреблением необходимо взбалтывать, о чем необходимо дать соответствующее указание в сигнатуре). Микстуры содержат три и более компонента. Применяют их чаще внутрь (дозируют ложками), реже – наружно. Микстуры обычно выписывают в развернутом варианте, т.е. в рецепте перечисляют все входящие в микстуру ингредиенты и их количества. Затем следует M.D.S. Слово Mixtura в рецепте не употребляется.
Линименты – Linimenta (линимент – Linimentum – им.п. ед.ч.; Linimenti- род.п. ед.ч.) – это густые жидкости, применяемые наружно. Они могут быть эмульсиями, суспензиями, эмульсиями-суспензиями, микстурами. Линименты-эмульсии, линименты-суспензии перед употреблением взбалтывают, о чем необходимо дать соответствующие указания в сигнатуре. Магистральные линименты выписывают в развернутой форме, официнальные – в сокращенной. Линименты в виде студнеобразных масс, плавящихся при температуре тела (оподельдоки), относятся к мягким лекарственным формам.
Сиропы Sirupum – густоватые, прозрачные сладкие жидкости, где одно или несколько лекарственных веществ растворены в концентрированном растворе сахара. Основное назначение сиропов − исправление вкуса лекарственного вещества. Поэтому они широко используются в педиатрической практике.
Лекарственные формы для парентерального применения представляют собой стерильные лекарственные формы, предназначенные для введения в организм человека путем инъекций, инфузий или имплантации. К лекарственным формам для парентерального применения относятся: – инъекционные и инфузионные лекарственные формы (растворы, эмульсии, суспензии для инъекций); – твердые лекарственные формы, предназначенные для приготовления инъекционных и инфузионных лекарственных форм (порошок, лиофилизат); – лекарственные формы для имплантации (имплантант, таблетка для инмплантации). Растворы для инъекций – свободные от механических примесей, стойкие, апирогенные, стерильные жидкости, которые вводят парентерально (подкожно, внутримышечно, внутривенно и т.д.).
Растворителями для инъекционных растворов чаще всего являются: вода для инъекций, растворы натрия хлорида, глюкозы, некоторые растительные масла. Внутривенно вводят водные растворы, внутримышечно – водные и масляные, под кожу – чаще водные. Наиболее часто используют лекарственные формы для инъекций промышленного производства, реже – изготовленные в аптеке. Растворы, эмульсии и суспензии в ампулах являются официнальными, так как готовятся и стерилизуются на химико-фармацевтических заводах.
Выписываются единственным способом с указанием лекарственной формы, концентрации раствора в процентах и объема раствора в одной ампуле. Затем указывается необходимое количество ампул. При выписывании в ампулах сухого вещества (порошок, лиофилизат) указывается лишь его название и количество в 1 ампуле, затем – необходимое количество ампул. Содержимое таких ампул перед употреблением растворяется в нужном объеме стерильного растворителя (чаще в воде для инъекций).
ГАЗООБРАЗНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
Аэрозоли Aerosola (аэрозоли – Aerosolum – им.п. ед.ч.)– лекарственная форма, представляющая собой растворы, эмульсии или суспензии действующих веществ, находящиеся под давлением пропеллента в герметичной упаковке (аэрозольный баллон), снабженной клапанно-распылительной системой, которая обеспечивает высвобождение лекарственного средства в виде дисперсии твердых или жидких частиц в газе, размеры которых соответствуют пути введения. Аэрозоль является официнальной лекарственной формой, которая может быть дозированной и недозированной, используется для ингаляций, сублингвально или наружно. Преимущества данной лекарственной формы: удобство применения, портативность, защита препарата от высыхания и загрязнения.
Приложение 1
Рекомендованные к использованию сокращения при оформлении рецептов
Приказ МЗ РФ от 24 ноября 2021 г. N 1094н
Приложение 2
ФОРМА РЕЦЕПТУРНОГО БЛАНКА N 107-1/У
Министерство здравоохранения Российской Федерации | Код формы по ОКУД Код учреждения по ОКПО | |
Медицинская документация | ||
Наименование (штамп) медицинской организации | Форма N 107-1/у Утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 1094н | |
Наименование (штамп) индивидуального предпринимателя (указать адрес, номер и дату лицензии, наименование органа государственной власти, выдавшего лицензию) |
---------------------------------------------------------------------------
РЕЦЕПТ (взрослый, детский - нужное подчеркнуть) "__" _____________ 20__ г. |
Подпись и печать лечащего врача (подпись фельдшера, акушерки) | М.П. |
Рецепт действителен в течение 60 дней, до 1 года (________________)
(нужное подчеркнуть) (указать количество дней)
Оборотная сторона |
Отметка о назначении лекарственного препарата по решению врачебной комиссии | |
Приложение 3
Контрольные вопросы к фронтальному опросу.
- Предмет и задачи фармакологии.
- Что такое рецепт?
- Какие формы рецептурных бланков вы знаете?
- Какие основные части в структуре рецепта вы можете назвать?
- Расскажите о правилах выписывания рецептов?
- Каковы особенности заполнения сигнатуры рецепта? Какие условия обязательно должны быть соблюдены в сигнатуре? Можно ли в сигнатуре рецепта ограничиваться прописями: «наружное», «внутреннее», «известно»?
- Сколько рецептов можно выписать в одном рецептурном бланке?
- Каковы особенности выписывания лекарств наркотического типа? Требуют ли эти препараты тщательного контроля и учета?
- В каких случаях рецепт заверяется печатью лечебного учреждения «для рецептов»?
- Является ли рецепт медицинским, юридическим и денежным документом в случае бесплатного или льготного отпуска лекарств?
- Дайте характеристику официальным лекарственным формам.
- Назовите требования к лекарственным формам для инъекций.
- Назовите твердые лекарственные формы, характеристика?
- Назовите мягкие лекарственные формы, характеристика?
- Назовите жидкие лекарственные формы, характеристика?
Приложение 4
Задания для самостоятельной работы студентов.
Выписать в рецептах
1. Выписать 10 таблеток, содержащих кодеина (Codeinum) по 0,015 г и натрия гидрокорбоната (Natrium hydrocarbonatum) по 0,25 г. Назначить по 1 таблетке 1-2 раза в день.
2. Выписать 20 таблеток «Никоверин» («Nicoverinum»). Назначить по 1 таблетке 2 раза в день.
3. Выписать 50 капсул желатиновых, содержащих по 0,001 г кетотифена (Ketotifenum). Назначить по 1 капсуле 2 раза в день во время еды (утром и вечером).
4. Выписать 12 порошков, содержащих по 0,03 рутина (Rutinum) и 0,05 г кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.
5. Выписать 50 мл 0,0625% (по 25000 МЕ в каждом мл) масляного раствора эргокальциферола (Ergocalciferolum). Принимать по 3 капли на прием на молоке 1 раз в день.
6. Выписать 30 мл настойки валерианы (Valerianae). Назначить по 20 капель на прием 3 раза в день.
7. Выписать развернуто 25 г пасты, содержащей 0,5 г кислоты салициловой (Acidum salicylicum), талька 5,75 г, вазелина сколько нужно. Назначить для смазывания пораженных участков кожи.
8. Выписать развернуто 10 суппозиториев ректальных, по 0,01 г морфина гидрохлорида (Morphini hydrochloridum). Назначить по 1 суппозиторию при болях.
9. Выписать раствор этазола натрия (Aethazolum-natrium) 10% по 10 мл на 6 инъекций. Назначить по 10 мл внутривенно каждые 8 часов.
10. Выписать 1 упаковку аэрозоля «Сальбутамол» («Salbutamolum»). Назначить по 1 ингаляционной дозе при приступах удушья.
11. Выписать раствор цианокобаламина (Cyanocobalaminum) 0,01% 1 мл в ампл. №10
12. Выписать раствор Строфантин К (Strophanthinum K) 0,05% 1 мл в ампл. №10
13. Выписать Веропамил (Veropamil) 0.04 или 0.08 в табл.; 0,25% 2 мл в ампл. №10
14. Выписать Гепарин (Heparinum) 5 мл 10000 ЕД в 1 мл во флаконе.
Приложение 5
- Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях:
5 миллиграммов (мг) 5 граммов (г) 500 миллиграммов (мг) 50 миллиграммов (мг) 0,5 миллиграммов (мг) | 0,0005 0,05 0,005 0,5 5,0 |
2. Правила выписывания рецепта. Отметьте правильные утверждения:
1. Лекарства, входящие в состав препарата, пишутся по МНН (или группировочным названиям) на латинском языке в родительном падеже.
2. Основные лекарственные компоненты пишутся по торговому названию, на латинском языке в именительном падеже.
3. Для каждого лекарственного вещества, входящего в состав препарата, указывается доза.
4. Назначение больному пишется на русском языке или национальном достаточно подробно: следует указывать количество на прием (по 1таблетке, по 20 капель и т.д.), количество приемов в день, время приема (до еды, после еды, на ночь и т.д.), особенности приема (запить теплой водой, или молоком и др.).
5. Назначение больному можно написать коротко – внутреннее, наружное и др.
6. С целью экстренного отпуска лекарство в верхней части рецептурного бланка врач пишет «Cito» или «Statim».
3. К данным определениям подберите соответствующий термин:
1. Доза лекарственного вещества, предназначенная для проведения курса лечения.
2. Доза, с помощью которой удается поддерживать терапевтическую концентрацию ЛС в плазме крови в течение суток.
3. Доза, равно двум трём разовым, назначается для первого приёма с целью создания высокой концентрации лекарства в организме.
Ответы:
A - суточная доза;
B - ударная доза;
C – курсовая доза;
D – разовая доза;
E – высшая суточная доза
- К данным определениям подберите соответствующий термин:
1. Количество вещества, предназначенное на один прием.
2. Наименьшая доза ЛС, после приема которой возникает минимальный терапевтический эффект.
3. Доза ЛС, после приема которой у большинства больных наблюдают устойчивый терапевтический эффект.
4. Предельно допустимая доза, разрешенная для одного приема.
5. Предельно допустимая доза, разрешенная для приема в течение суток.
6. Доза лекарственного вещества, вызывающая отравление без смертельного исхода.
7. Доза лекарственного вещества, прием которой приводит к смерти.
Ответы:
A – высшая суточная доза,
B – летальная доза,
C - средняя терапевтическая (лечебная) доза,
D – высшая разовая доза,
E – токсическая доза,
F – однократная разовая доза,
G - минимальная терапевтическая доза.
5. Решить ситуационные задачи:
1. Выписать в рецепте ребенку 20 таблеток, содержащих по 0,025 индометацина (Indometacinum). Назначить внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.
1. Выписать рецепт
2. Дать определение понятию «лекарственная форма»
3. Дать определение лекарственной форме «таблетки»
2. Выписать в рецепте подростку 16 лет этазол (Aethazolum) в форме дозированных порошков по 0,5. Назначить по 1 порошку 4 раза в день в течение 5 дней.
1. Выписать рецепт
2. Дать определение понятию «лекарственное вещество»
3. Дать определение лекарственной форме «порошок»
3. Выписать в рецепте ребенку 8 лет фенобарбитал (Phenobarbitalum) по 0,05 в порошках. Назначить внутрь по 1 порошку на ночь.
1. Выписать рецепт
2. Приведите примеры недозированных лекарственных форм
3. Классификация порошков.
4. Выписать в рецепте ребенку 10 лет 50 драже с коммерческим названием «Ревит» («Revitum»). Назначить по 1 драже 3 раза в день.
1. Выписать рецепт
2. Форма прописи препаратов с коммерческим названием
3. Дать определение лекарственной форме «драже»
Приложение 6
Контроль исходного уровня знаний
1. Удобная для хранения и применения форма лекарственного вещества это:
а) лекарственная форма
б) лекарственное средство
в) лекарственный препарат
г) лекарственное вещество
2. Индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарственного вещества это:
а) лекарственная форма
б) лекарственное средство
в) лекарственный препарат
г) лекарственное вещество
3. Лекарственное средство в определенной лекарственной форме это:
а) лекарственная форма
б) лекарственное средство
в) лекарственный препарат
г) лекарственное вещество
4. Методы изготовления различных лекарственных форм описывает:
а) Фармакопея
б) Приказ
в) Закон
г) Инструкция
5. Относятся к твёрдым лекарственным формам:
а) Таблетки, суппозитории, флаконы
б) Драже, пастилки, плёнки
в) Порошки, пасты, линименты
г) Гранулы, мази, настойки
6.Твёрдая лекарственная форма, получаемая прессованием порошков это:
а) Драже
б) Таблетка
в) Порошок
г) Гранула
7. Специальные коммерческие названия, например, «Никоверин» имеют:
а) Таблетки, покрытые оболочкой
б) Таблетки форте
в) Таблетки сложного состава
г) Таблетки ретард
8.Твёрдая лекарственная форма, получаемая наслаиванием на сахарные гранулы это:
а) Драже
б) Таблетки
в) Порошки
г) Гранул
9. Применяют в виде присыпки:
а) Драже
б) Таблетки
в) Порошки
г) Гранулы
10. Специальные твердые или эластичные оболочки для наполнения лекарственных веществ это:
а) Драже
б) Таблетки
в) Капсулы
г) Гранулы
11. Твердая лекарственная форма в виде однородных частиц округлой, цилиндрической или неправильной формы это:
а) Драже
б) Таблетки
в) Капсулы
г) Гранулы
12. Твердые лекарственные формы, используемые для лечения заболеваний слизистой рта и глотки это:
а) Драже и таблетки
б) Капсулы и гранулы
в) Облатки и плёнки
г) Карамели и пастилки
13. Твердая лекарственная форма удобная для широкого употребления:
а) Таблетка
б) Порошок
в) Ампула
г) Мазь
14.Порошок выписывается в капсулах, если он:
а) Сладкий
б) Дисперсный
в) Горький
г) Жидкий
15. Отличие мазей от паст:
а) Мазевой основой
б) Содержанием растворителя
в) Технологией приготовления
г) Большим содержанием порошкообразных веществ
16. Мягкая дозированная лекарственная форма это:
а) Пластырь
б) Суппозиторий
в) Паста
г) Мазь
17. Применяют в качестве мазевой основы:
а) Оксид цинка
б) Вазелин, ланолин
в) Крахмал
г) Тальк
18. Относится к жидким лекарственным формам:
а) Мазь
б) Суспензия
в) Драже
г) Порошок
19. Линимент относят к лекарственным формам:
а) Жидким
б) Мягким
в) Твердым
г) Газообразным.
20. Отвар готовят из:
а) цветов
б) корней, корневищ
в) листьев
г) лепестков
21. Жидкая лекарственная форма хранится 5 лет, дозируется каплями:
а) Раствор
б) Настойка
в) Отвар
г) Экстракт
22. Концентрированная вытяжка из лекарственного растительного сырья это:
а) Раствор
б) Настойка
в) Отвар
г) Экстракт
23. Экстракты в зависимости от консистенции бывают:
а) Сухие, густые
б) Твердые
в) Газообразные
г) Летучие
24. Жидкая лекарственная форма для ингаляционного и наружного применения это:
а) Раствор
б) Аэрозоль
в) Отвар
г) Экстракт
25. Основное требование к инъекционным лекарственным формам:
а) Прозрачность
б) Стерильность
в) Изотоничность
г) Апирогенность
Домашнее задание:
Повторить лекционный материал по темам: «Общая фармакология», «Антисептические и дезинфицирующие средства»
М.Д. Гаевый «Фармакология с рецептурой» стр 48-91
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.
Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...
Методическая разработка практического занятия "Дозирование в технологии лекарственных форм"
Методическая разработка практического занятия "Дозирование в технологии лекарственных форм" для студентов специальности Фармация...
Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов
Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алг...
Методическая разработка практического занятия «Выписывание в рецепте лекарственных форм»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента МДК.01.02.02.Организация работы аптек по отпуску товаров аптечного ассортимента 3 курс, специальность 33.02.01.Фармация ТЕМА: «Органи
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что правильная организация работы по приему рецептов и отпуску лекарственных средств является одной из главных функций аптеки и требует о...