Методическая разработка внеклассного занятия «Идентификация дибазола среди других лекарственных средств»
методическая разработка

Вахитова Элиза Данисовна

Практическое занятие проводится для студентов 4 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка внеклассного занятия

«Идентификация дибазола среди других лекарственных средств»

ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля».

МДК 02.02. «Организация контроля качества лекарственных средств»

Специальность 33.02.01. «Фармация»

Уровень подготовки: базовый

Курс: 4

Семестр: VII

Составила: преподаватель ККЛС

Вахитова Элиза Данисовна

Златоуст

2023

Пояснительная записка

Практическое занятие проводится для студентов 4 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии). Данное занятие проводится с целью изучения и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении МДК 02.02 «Организация контроля качества лекарственных средств», повышения интереса к изучаемой дисциплине и будущей профессии в целом. Выбранная форма проведения занятия позволяет оценить освоенные профессиональные и общие компетенции, а также позволяет оценить личностные результаты.

На занятии принимают участие 2 команды. Для подведения итогов занятия создается компетентное жюри в составе 3-5 человек.

Занятие проводится в 3 тура. После каждого тура подводится предварительный итог.

Команда, набравшая большее количество баллов, считается победителем.

Тема занятия: «Идентификация дибазола среди других лекарственных средств».

Цели занятия:

Образовательная

  • обобщить знания по теме имидазолов, выявление готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая

  • развитие критического мышления, развитие творческого мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;
  • повысить интерес студентов к изучению внутриаптечного контроля лекарственных средств.

Воспитательная

  • воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Задачи:

  • закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины Организация контроля качества лекарственных средств;
  • развивать внимательность, аккуратность, сообразительность;
  • воспитывать чувство профессиональной ответственности, понимания важности своей профессии, умение работать в команде, взаимоуважение, интерес к будущей профессии.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Уметь работать в коллективе.

ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы.

профессиональными компетенциями:

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Оборудование: фармацевтические субстанции, химические реактивы, лабораторная посуда, калькуляторы, учебная доска, наглядно – иллюстрационные материалы.

Вид занятия: практическое занятие с применением ТРИЗ – технологии.

Форма занятия: викторина.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Ход занятия.

Структура занятия:

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Мотивация занятия: 3 мин.
  3. Тур 1 - Блиц - опрос «Мозговая атака» -10 мин.
  4. Тур 2 - Выбор ответа 2 мин.
  5. Тур 3 - Практик. 10 мин.
  6. Подведение итогов 8 мин.

Содержание занятия

Организационный момент:

Преподаватель приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и учащихся к занятию.

Преподаватель предлагает командам выбрать себе капитана, представляет команды, жюри, знакомит с ходом проведения внеклассного занятия.

Мотивация занятия:

Преподаватель объявляет тему занятия, говорит об актуальности данной темы.

Имидазолы — это группа органических соединений, представляющее собой пятичленный гетероцикл, в состав которого кроме углеводородов входят два азота.

На их основе изготовлены препараты, применяемые для лечения многих заболеваний, в том числе и онкологических (Меркаптопурин). Имидазольное ядро входит в состав таких важных для человека веществ, как азотистые основания, витамины, ферменты, аминокислоты.

Многие лекарства содержат имидазольное кольцо, например, некоторые противогрибковые препараты (Кетоконазол, Миконазол, Клопримазол, Флуконазол, Итраконазол) и седативное средство Мидазолам.

Также к производным имидазола относятся препараты Пилокарпина гидрохлорид и Дибазол.

Тур 1 «Блиц - опрос».

Каждой команде задается по 8 вопросов (приложение № 1) За каждый правильный ответ 1 балл. В случае, если одна из команд не дает ответ, другая команда может заработать дополнительный балл. По окончании тура-подведение итогов.

Тур 2. «Выбор ответа».

На классную доску выводятся наглядный материал с структурными формулами, а также с рисунки с аналитическими эффектами. Командам необходимо правильно распределить данные структурные формулы и аналитические эффекты согласно заданным вопросам (приложение № 2). За каждый правильный ответ 1 балл. Подведение итогов.

Тур 3 «Практик».

Каждой команде предстоит проанализировать 4 фармацевтической субстанции и идентифицировать среди них Дибазол (приложение № 3).

Задание оценивается по показателям:

A)  описание фармацевтических субстанций;

Б) растворимости фармацевтических субстанций;

B)  определение подлинности (качественных реакций) фармацевтических субстанций.

Критерии оценок:

  • правильно выполненное задание - 5 баллов
  • неправильно выполненное задание - 2 балла

  Подведение итогов. Жюри подсчитывает общее количество баллов в каждой команде. Команда, набравшая большую сумму баллов, признается победителем. Обе команды награждаются поощрительными призами.  

Идентификация дибазола среди других лекарственных средств Приложение 1

Тур 1. Блиц - опрос «Мозговая атака»

№ п/п

Команда

Вопрос

Ответ

Оценивание

1 балл

1.

1

Данный документ является сводом общих фармакопейных статей и фармакопейных статей?

Государственная фармакопея.

2

Государственный стандарт качества ЛС, содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества конкретного лекарственного средства, растения.

Фармакопейная статья

2.

1

В каких растворителях проверяют растворимость ЛС?

В воде, в органических растворителях, в минеральных кислотах, в щелочах.

2

Какие пункты входят в фармацевтический анализ? Перечислить.

1.Описание.

2.Растворимость. 3.Подлинность.

4.Примеси. 5.Количественное определение.

+Хранение.

3.

1

С целью предупреждения поступления в аптеку некачественных ЛП проводится какой контроль?

Приемочный контроль.

2

Проверка массы отдельных доз, общего объема и качества укупорки изготовленного ЛП- это ….... контроль.

Физический.

4.

1

«Данный» контроль проводится после изготовления фармацевтом (провизором) не более 5 ЛФ. Дайте название данному контролю.

Опросный контроль.

2

Контролю при отпуске подвергаются все препараты или только некоторые?

Все препараты.

5.

1

Вода очищенная, используемая в аптеках для приготовления нестерильных ЛФ, ежедневно проверяется на…

На отсутствие сульфатов, хлоридов, солей кальция.

2

На какие группы делятся примеси в ЛС?

На допустимые и недопустимые, общие и специфические.

6.

1

Качественные реакции на катионы, анионы и функциональные группы относятся к инструментальным или химическим методам анализа?

К химическим методам анализа.

2

Как часто воду очищенную отправляют в контрольно-аналитическую лабораторию для полного химического анализа?

Один раз в квартал.

7.

1

Пилокарпина гидрохлорид применяется в медицине в качестве …

В качестве М-холиномиметика, применяемого при глаукоме

2

Дибазол применяется в медицине в качестве …

В качестве спазмолитического и гипотензивного средства

8.

1

Какие реактивы применяются для подтверждения подлинности основного атома азота?

Общеалкалоидные осадительные реактивами

2

Можно ли реакцией образования азокрасителя подтвердить подлинность дибазола?

Нет, т.к. в структуре дибазола нет первичной ароматической аминогруппы.

Идентификация дибазола среди других лекарственных средств

Приложение 2

Тур 2. «Выбор ответа»

п/п

Вопросы

Первой команде

Второй команде

1.

Какая из предложенных структур является производным имидазола?

А. 1,2 – диазол                      Б.  1,3 - диазолD:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\рис пиразола.pngD:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\рис имидазола.png

Какой из предложенных лекарственных веществ является дибазолом?

А. D:\Элиза\ФХ\Лекции ККЛС\органика\имидазол\анальгин.jpg

Б. D:\Элиза\ФХ\Лекции ККЛС\органика\имидазол\дибазол.jpg

2.

Подберите к реактивам аналитический эффект:

  1. Р-р пикриновой кислоты
  2. Реактив Драгендорфа

А. Оранжевый осадок

D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\новокаин с реактивом Драгендорфа 2.jpg

Б. Желтый осадок

D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\осадок с пикриновой к-той.jpg

Подберите к реактивам аналитический эффект:

  1. Реактив Вагнера-Бушарда
  2. Реактив Несслера

А. Белый осадокD:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\новокаин с реактивом Несслера2.jpg

Б. Бурый осадокD:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\новокаин с вагнера-Б2.jpg

3.

Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\зеленая кайма.jpg

  1. Новокаин
  2. Аскорбиновая кислота
  3. Борная кислота
  4. Салициловая кислота

Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\розово-желт осадок бенз к-ты.jpg

  1. Стрептоцид
  2. Бензойная кислота
  3. Дибазол
  4. Анестезин

4.

Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\анестезин азокр-ль.jpg

  1. Натрия бензоат
  2. Дибазол
  3. Бензойная кислота
  4. Анестезин

Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\реакция серебряного зеркала.jpg

  1. Салициловая кислота
  2. Глюкоза
  3. Новокаин
  4. Стрептоцид

Ключ к ответам:

Первой команды: 1 вопрос - Б; 2 вопрос – 1Б, 2А; 3 вопрос – В; 4 вопрос – Г.

Второй команды: 1 вопрос – Б; 2 вопрос – 1Б, 2А; 3 вопрос – Б; 4 вопрос – Б.

Идентификация дибазола среди других лекарственных средств

Приложение 3

Тур 3. «Практик»

Фармацевт, занимающийся изготовлением лекарственных форм в аптеке, обнаружила 4 неподписанных штангласа с фармацевтическими субстанциями. Фармацевт обратилась химику – аналитику, чтобы найти среди этих 4-х субстанций дибазол, а также идентифицировать остальные субстанции.D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\субстанции1.jpg

Анализ субстанций проводим по трем критериям:

  1. По описанию.
  2. По растворимости.
  3. По качественным реакциям.

  1. По описанию

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Белый кристаллический порошок

Белый мелкокристаллический порошок

Наименования фармацевтических субстанции

Ключ к ответам:

По описанию

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Белый кристаллический порошок

+

-

-

+

Белый мелкокристаллический порошок

-

+

+

-

Наименования фармацевтических субстанции

Новокаин

Борная кислота

Натрия бензоат

Дибазол

  1. По растворимости в воде

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Очень легко растворим в воде

Легко растворим в воде

Умеренно растворим в воде

Мало растворим в воде

Наименования фармацевтических субстанции

Ключ к ответам:

По растворимости в воде

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Очень легко растворим в воде

+

-

-

-

Легко растворим в воде

-

-

+

-

Умеренно растворим в воде

-

-

-

+

Мало растворим в воде

-

+

-

-

Наименования фармацевтических субстанции

Новокаин

Борная кислота

Натрия бензоат

Дибазол

  1. По качественным реакциям

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Реактив Вагнера-Бушарда

Реактив Драгендорфа

Реактив Несслера

Раствор  пикриновой кислоты

Раствор серебра нитрата

Этиловый спирт 95%

Раствор хлорида железа (III)

Раствор нитита натрия, бета-нафтол

Фармацевтическая субстанция

Ключ к ответам:

По качественным реакциям

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Реактив Вагнера-Бушарда

Бурый осадок

-

-

Красновато-серебристый осадок

Реактив Драгендорфа

Оранжевый осадок

-

-

Оранжевый осадок

Реактив Несслера

Белый осадок

-

-

Белый осадок

Раствор  пикриновой кислоты

Желтый растворяющийся осадок

-

-

Желтый осадок

Раствор серебра нитрата

Белый осадок, растворимый в растворе аммиакаD:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\реакция на хлориды.jpeg

-

Белый осадок

Белый осадок, не полностью растворимый при добавлении раствора аммиака

Раствор меди сульфат

-

-

Бирюзовый осадок

-

Этиловый спирт 95%

-

D:\Элиза\Методическая работа Вахитовой Э.Д\Открытое заниятие по ККЛС 2022\реакция на борную кислоту.jpg

Над огнем образуется пламя с зеленой каймой

-

-

Раствор хлорида железа (III)

-

-

Розово-желтый осадок

-

Раствор нитита натрия, бета-нафтол

Вишневое окрашивание

-

-

-

Фармацевтическая субстанция

Новокаин

Борная кислота

Натрия бензоат

Дибазол

Оценочный лист

№ п/п

Название команд

Тур 1

«Блиц-опрос»

Тур 2

«Выбор ответа»      

Тур 3 «Практик»

Количество баллов

всего

Описание

Растворимость

Качественные реакции

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»

Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов....

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: "Минздравсоцразвития предупреждает..."

Мы живём в 21 веке – веке скоростей. Современные условия жизни оказывают на нервную систему подростка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, впечатления разн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ ИНФЕКЦИИ И СПИДА»

   Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственно...

методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"

Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...

Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело

Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело...