Методическая разработка внеклассного занятия «Идентификация дибазола среди других лекарственных средств»
методическая разработка
Практическое занятие проводится для студентов 4 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_vneklassnomu_zanyatiyu_vahitova.docx | 966.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка внеклассного занятия
«Идентификация дибазола среди других лекарственных средств»
ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля».
МДК 02.02. «Организация контроля качества лекарственных средств»
Специальность 33.02.01. «Фармация»
Уровень подготовки: базовый
Курс: 4
Семестр: VII
Составила: преподаватель ККЛС
Вахитова Элиза Данисовна
Златоуст
2023
Пояснительная записка
Практическое занятие проводится для студентов 4 курса специальности «Фармация» с применением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии). Данное занятие проводится с целью изучения и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении МДК 02.02 «Организация контроля качества лекарственных средств», повышения интереса к изучаемой дисциплине и будущей профессии в целом. Выбранная форма проведения занятия позволяет оценить освоенные профессиональные и общие компетенции, а также позволяет оценить личностные результаты.
На занятии принимают участие 2 команды. Для подведения итогов занятия создается компетентное жюри в составе 3-5 человек.
Занятие проводится в 3 тура. После каждого тура подводится предварительный итог.
Команда, набравшая большее количество баллов, считается победителем.
Тема занятия: «Идентификация дибазола среди других лекарственных средств».
Цели занятия:
Образовательная
- обобщить знания по теме имидазолов, выявление готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Развивающая
- развитие критического мышления, развитие творческого мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;
- повысить интерес студентов к изучению внутриаптечного контроля лекарственных средств.
Воспитательная
- воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Задачи:
- закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины Организация контроля качества лекарственных средств;
- развивать внимательность, аккуратность, сообразительность;
- воспитывать чувство профессиональной ответственности, понимания важности своей профессии, умение работать в команде, взаимоуважение, интерес к будущей профессии.
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Уметь работать в коллективе.
ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы.
профессиональными компетенциями:
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Оборудование: фармацевтические субстанции, химические реактивы, лабораторная посуда, калькуляторы, учебная доска, наглядно – иллюстрационные материалы.
Вид занятия: практическое занятие с применением ТРИЗ – технологии.
Форма занятия: викторина.
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Ход занятия.
Структура занятия:
- Организационный момент — 2 мин.
- Мотивация занятия: 3 мин.
- Тур 1 - Блиц - опрос «Мозговая атака» -10 мин.
- Тур 2 - Выбор ответа 2 мин.
- Тур 3 - Практик. 10 мин.
- Подведение итогов 8 мин.
Содержание занятия
Организационный момент:
Преподаватель приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и учащихся к занятию.
Преподаватель предлагает командам выбрать себе капитана, представляет команды, жюри, знакомит с ходом проведения внеклассного занятия.
Мотивация занятия:
Преподаватель объявляет тему занятия, говорит об актуальности данной темы.
Имидазолы — это группа органических соединений, представляющее собой пятичленный гетероцикл, в состав которого кроме углеводородов входят два азота.
На их основе изготовлены препараты, применяемые для лечения многих заболеваний, в том числе и онкологических (Меркаптопурин). Имидазольное ядро входит в состав таких важных для человека веществ, как азотистые основания, витамины, ферменты, аминокислоты.
Многие лекарства содержат имидазольное кольцо, например, некоторые противогрибковые препараты (Кетоконазол, Миконазол, Клопримазол, Флуконазол, Итраконазол) и седативное средство Мидазолам.
Также к производным имидазола относятся препараты Пилокарпина гидрохлорид и Дибазол.
Тур 1 «Блиц - опрос».
Каждой команде задается по 8 вопросов (приложение № 1) За каждый правильный ответ 1 балл. В случае, если одна из команд не дает ответ, другая команда может заработать дополнительный балл. По окончании тура-подведение итогов.
Тур 2. «Выбор ответа».
На классную доску выводятся наглядный материал с структурными формулами, а также с рисунки с аналитическими эффектами. Командам необходимо правильно распределить данные структурные формулы и аналитические эффекты согласно заданным вопросам (приложение № 2). За каждый правильный ответ 1 балл. Подведение итогов.
Тур 3 «Практик».
Каждой команде предстоит проанализировать 4 фармацевтической субстанции и идентифицировать среди них Дибазол (приложение № 3).
Задание оценивается по показателям:
A) описание фармацевтических субстанций;
Б) растворимости фармацевтических субстанций;
B) определение подлинности (качественных реакций) фармацевтических субстанций.
Критерии оценок:
- правильно выполненное задание - 5 баллов
- неправильно выполненное задание - 2 балла
Подведение итогов. Жюри подсчитывает общее количество баллов в каждой команде. Команда, набравшая большую сумму баллов, признается победителем. Обе команды награждаются поощрительными призами.
Идентификация дибазола среди других лекарственных средств Приложение 1
Тур 1. Блиц - опрос «Мозговая атака»
№ п/п | Команда | Вопрос | Ответ | Оценивание 1 балл |
1. | 1 | Данный документ является сводом общих фармакопейных статей и фармакопейных статей? | Государственная фармакопея. | |
2 | Государственный стандарт качества ЛС, содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества конкретного лекарственного средства, растения. | Фармакопейная статья | ||
2. | 1 | В каких растворителях проверяют растворимость ЛС? | В воде, в органических растворителях, в минеральных кислотах, в щелочах. | |
2 | Какие пункты входят в фармацевтический анализ? Перечислить. | 1.Описание. 2.Растворимость. 3.Подлинность. 4.Примеси. 5.Количественное определение. +Хранение. | ||
3. | 1 | С целью предупреждения поступления в аптеку некачественных ЛП проводится какой контроль? | Приемочный контроль. | |
2 | Проверка массы отдельных доз, общего объема и качества укупорки изготовленного ЛП- это ….... контроль. | Физический. | ||
4. | 1 | «Данный» контроль проводится после изготовления фармацевтом (провизором) не более 5 ЛФ. Дайте название данному контролю. | Опросный контроль. | |
2 | Контролю при отпуске подвергаются все препараты или только некоторые? | Все препараты. | ||
5. | 1 | Вода очищенная, используемая в аптеках для приготовления нестерильных ЛФ, ежедневно проверяется на… | На отсутствие сульфатов, хлоридов, солей кальция. | |
2 | На какие группы делятся примеси в ЛС? | На допустимые и недопустимые, общие и специфические. | ||
6. | 1 | Качественные реакции на катионы, анионы и функциональные группы относятся к инструментальным или химическим методам анализа? | К химическим методам анализа. | |
2 | Как часто воду очищенную отправляют в контрольно-аналитическую лабораторию для полного химического анализа? | Один раз в квартал. | ||
7. | 1 | Пилокарпина гидрохлорид применяется в медицине в качестве … | В качестве М-холиномиметика, применяемого при глаукоме | |
2 | Дибазол применяется в медицине в качестве … | В качестве спазмолитического и гипотензивного средства | ||
8. | 1 | Какие реактивы применяются для подтверждения подлинности основного атома азота? | Общеалкалоидные осадительные реактивами | |
2 | Можно ли реакцией образования азокрасителя подтвердить подлинность дибазола? | Нет, т.к. в структуре дибазола нет первичной ароматической аминогруппы. |
Идентификация дибазола среди других лекарственных средств
Приложение 2
Тур 2. «Выбор ответа»
№ п/п | Вопросы | |
Первой команде | Второй команде | |
1. | Какая из предложенных структур является производным имидазола? А. 1,2 – диазол Б. 1,3 - диазол | Какой из предложенных лекарственных веществ является дибазолом? А. Б. |
2. | Подберите к реактивам аналитический эффект:
А. Оранжевый осадок Б. Желтый осадок | Подберите к реактивам аналитический эффект:
А. Белый осадок Б. Бурый осадок |
3. | Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?
| Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?
|
4. | Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?
| Какое лекарственное вещество образуют данный аналитический эффект?
|
Ключ к ответам:
Первой команды: 1 вопрос - Б; 2 вопрос – 1Б, 2А; 3 вопрос – В; 4 вопрос – Г.
Второй команды: 1 вопрос – Б; 2 вопрос – 1Б, 2А; 3 вопрос – Б; 4 вопрос – Б.
Идентификация дибазола среди других лекарственных средств
Приложение 3
Тур 3. «Практик»
Фармацевт, занимающийся изготовлением лекарственных форм в аптеке, обнаружила 4 неподписанных штангласа с фармацевтическими субстанциями. Фармацевт обратилась химику – аналитику, чтобы найти среди этих 4-х субстанций дибазол, а также идентифицировать остальные субстанции.
Анализ субстанций проводим по трем критериям:
- По описанию.
- По растворимости.
- По качественным реакциям.
- По описанию
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Белый кристаллический порошок | ||||
Белый мелкокристаллический порошок | ||||
Наименования фармацевтических субстанции |
Ключ к ответам:
По описанию
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Белый кристаллический порошок | + | - | - | + |
Белый мелкокристаллический порошок | - | + | + | - |
Наименования фармацевтических субстанции | Новокаин | Борная кислота | Натрия бензоат | Дибазол |
- По растворимости в воде
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Очень легко растворим в воде | ||||
Легко растворим в воде | ||||
Умеренно растворим в воде | ||||
Мало растворим в воде | ||||
Наименования фармацевтических субстанции |
Ключ к ответам:
По растворимости в воде
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Очень легко растворим в воде | + | - | - | - |
Легко растворим в воде | - | - | + | - |
Умеренно растворим в воде | - | - | - | + |
Мало растворим в воде | - | + | - | - |
Наименования фармацевтических субстанции | Новокаин | Борная кислота | Натрия бензоат | Дибазол |
- По качественным реакциям
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Реактив Вагнера-Бушарда | ||||
Реактив Драгендорфа | ||||
Реактив Несслера | ||||
Раствор пикриновой кислоты | ||||
Раствор серебра нитрата | ||||
Этиловый спирт 95% | ||||
Раствор хлорида железа (III) | ||||
Раствор нитита натрия, бета-нафтол | ||||
Фармацевтическая субстанция | ||||
Ключ к ответам:
По качественным реакциям
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | |
Реактив Вагнера-Бушарда | Бурый осадок | - | - | Красновато-серебристый осадок |
Реактив Драгендорфа | Оранжевый осадок | - | - | Оранжевый осадок |
Реактив Несслера | Белый осадок | - | - | Белый осадок |
Раствор пикриновой кислоты | Желтый растворяющийся осадок | - | - | Желтый осадок |
Раствор серебра нитрата | Белый осадок, растворимый в растворе аммиака | - | Белый осадок | Белый осадок, не полностью растворимый при добавлении раствора аммиака |
Раствор меди сульфат | - | - | Бирюзовый осадок | - |
Этиловый спирт 95% | - | Над огнем образуется пламя с зеленой каймой | - | - |
Раствор хлорида железа (III) | - | - | Розово-желтый осадок | - |
Раствор нитита натрия, бета-нафтол | Вишневое окрашивание | - | - | - |
Фармацевтическая субстанция | Новокаин | Борная кислота | Натрия бензоат | Дибазол |
Оценочный лист
№ п/п | Название команд | Тур 1 «Блиц-опрос» | Тур 2 «Выбор ответа» | Тур 3 «Практик» | Количество баллов всего | ||
Описание | Растворимость | Качественные реакции | |||||
1. | |||||||
2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»
Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов....
Методическая разработка внеклассного занятия по теме: "Минздравсоцразвития предупреждает..."
Мы живём в 21 веке – веке скоростей. Современные условия жизни оказывают на нервную систему подростка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, впечатления разн...
Методическая разработка внеклассного занятия по математике в группе продленного дня
Игра-путешествие по математическим планетам в 1 классе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ ИНФЕКЦИИ И СПИДА»
Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственно...
методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"
Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...
Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело
Методическая разработка Классификация, применение. хранение антисептических и дезинфицирующих лекарственных средств по УД Фармакология специальнось 34. 02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....
- Мне нравится (1)