Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
учебно-методический материал
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста» предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий по данной дисциплине для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (очная форма обучения).
Данный комплект составлен в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Психология», по специальности 31.02.01 Лечебное дело (очная форма обучения). В комплекте представлен материал для подготовки к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_poznavatelnye_protsessy_.docx | 915.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Цикловая методическая комиссия
общепрофессиональных дисциплин
Дисциплина «Психология»
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
с элементами дистанционных технологий
Составила: преподаватель –
Жукова Лариса Валерьевна
2022 год
Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
Разработчик: преподаватель – Жукова Лариса Валерьевна
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1»
Рассмотрен и утвержден на заседании ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин» « » ______ 2022 год Председатель ЦМК___________ Ф.И.О. Гранат Е.А.. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Ф.И.О. Шабарова М.Н. « » _____________ 2022 год |
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста» предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий по данной дисциплине для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (очная форма обучения).
Содержание
стр. | |
Пояснительная записка | 3 |
Методическая разработка для преподавателя | 5 |
Приложение 1. Домашнее задание – рекомендации по развитию познавательных процессов | 10 |
Методическая разработка для студентов | 11 |
Краткая теоретическая информация | 12 |
Упражнения на развитие познавательных процессов | 22 |
Приложение 1. Методика «Простые аналогии» | 31 |
Приложение 2. Методика «Память на числа» | 34 |
Пояснительная записка
Изучение учебной дисциплины «Психология» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и для гармоничного развития личности, эффективного выполнения социальных функций в обществе, коллективе и семье.
Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать особенности психических процессов в ходе учебной и профессиональной деятельности, тем эффективнее мы будем достигать намеченных жизненных целей.
Данный комплект составлен в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Психология», по специальности 31.02.01 Лечебное дело (очная форма обучения). В комплекте представлен материал для подготовки к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста».
Учебные цели
- Сформировать, систематизировать и закрепить знания по общей психологии
- Закрепить со студентами понятия: память, внимание, мышление, интеллект, воображение.
- Обучить студентов принципам поиска и систематизации информации по изучаемой тематике, использования полученных сведений в профессиональной деятельности.
Развивающие цели
- Развить познавательный интерес, навыки самостоятельной работы, логическое и аналитическое мышление.
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
Воспитательные цели
- Способствовать развитию навыка коллективной и индивидуальной работы.
- Формировать сознательное отношение к важности изучения психологии.
- Способствовать формированию личности, воспитывать ответственность, внимательность, аккуратность, терпение и такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
В процессе занятий обучающийся должен работать над формированием компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
Необходимая литература:
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 8-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2017. – 432 с.
- Якуничева, О. Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление : учебное пособие для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-9163-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187731
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Цикловая методическая комиссия
общепрофессиональных дисциплин
Дисциплина «Психология»
Методическая разработка для преподавателя
«Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
с элементами дистанционных технологий
Составил: преподаватель –
Жукова Лариса Валерьевна
2022 год
Цели практического занятия:
Учебные
1. Систематизировать знания по основным вопросам темы:
- познавательные процессы: ощущение и восприятие; их свойства и виды;
- познавательные процессы: память и внимание, их свойства и виды;
- познавательные процессы: мышление, интеллект, воображение;
2. Закрепить знания по следующим вопросам:
- виды и процессы памяти;
- виды внимания;
- виды и формы мышления;
- теории интеллекта.
3. Мотивировать студентов целенаправленно развивать внимание, память, интеллект. Научить методам и приемам развития познавательных процессов.
Воспитательные
- Мотивировать студентов к самопознанию.
- Мотивировать студентов к саморазвитию.
- Развивать творческое отношение к учебной деятельности и выполнению самостоятельной работы на занятии.
Изучив тему занятия, студент должен знать:
- Внимание: определение, свойства, виды
- Ощущения: определение, виды, свойства
- Восприятие: определение, виды, свойства
- Память: определение, виды, свойства
- Мышление: определение, виды.
- Воображение: определение, виды, особенности
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества (развитие способностей через гуманизацию педагогических отношений; планирование деятельности).
- Групповые технологии (выполнение общего задания; обсуждение общего задания; общий вывод преподавателя).
Оснащение занятия:
1. Дидактический обучающий материал:
- теоретическая информация для углубления и систематизации знаний студентов;
- мультимедийные презентации к каждому занятию;
- психологические тесты для самопознания;
- рекомендации и упражнения для развития познавательной сферы.
2. Контролирующий материал:
- задание для закрепления знаний по изучаемой теме (приложение 1);
Продолжительность занятий: 180 минут
Место проведения: аудитория колледжа
Методы обучения и технологии:
- информационно-развивающий (знакомство с понятиями ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект);
- частично-поисковый (какие особенности внимания и памяти проявляются при выполнение медицинских манипуляций, значение воображения в деятельности медработника);
- коллективное обсуждение (развитие познавательной сферы, обсуждение рекомендаций, выполнение упражнений, обсуждение результатов упражнений);
- элементы информационно – компьютерных технологий, проблемного обучения, коллективного обсуждения.
Необходимая литература:
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 8-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2017. – 432 с.
- Якуничева, О. Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление : учебное пособие для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-9163-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187731
Основные этапы практического занятия:
№ по п. | Этапы занятия | Методические рекомендации | Ориентир. время |
1 | Организационная часть, целевая установка | Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему занятия, цели и план проведения. | 2-5 минуты |
2 | Мотивация изучения темы | Преподаватель отмечает значимость темы для изучения. Понимание особенностей развития соей познавательной сферы, самокритичность помогают правильно и эффективно выстраивать межличностное взаимодействие, целенаправленно развивать свои когнитивные процессы, учитывать во взаимодействии с другими их уровень развития познавательных процессов | 3-5 минуты |
3 | Контроль за подготовкой студентов к занятию, проверка уровня знаний по теме | Студентам предлагается для ознакомления мультимедийная презентация по теме занятия, обсуждение главных понятий. После ознакомления с презентацией преподаватель задает уточняющие вопросы студентам с целью проверки усвоения материала, также преподаватель отвечает на вопросы студентов. | 20-25 минут |
4 | Пояснения преподавателя по выполнению самостоятельной работы по вопросам темы | Преподаватель предлагает студентам психологические тесты для самопознания, объясняет предназначении тестов и процедуру проведения. | 10-15 минут |
5 | Самостоятельная работа студентов по закреплению знаний и формированию ПК | С целью формирования ОК и ПК студентам предлагается выполнить психологические тесы, направленные на выявление некоторых особенностей развития познавательной сферы. Совместно с преподавателем студенты анализируют результаты психологического тестирования, делают выводы об уровне развития познавательных процессов | 50-55 минут |
6 | Осмысление и систематизация полученных знаний | Студентам предлагаются для выполнения рекомендации и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, интеллекта | 75-80 минут |
7 | Итоги работы Домашнее задание | Студентам сообщается тема следующего занятия. Домашнее задание: составить свои рекомендации по развитию познавательных процессов | 3-5 минут |
Итог | 180 минут |
Основные цели занятия и этапы его проведения для дистанционной формы обучения
№ по п. | Этапы занятия | Методические рекомендации | Ориентир. время |
1 | Мотивация изучения темы | Студентам на электронную почту высылается теоретический материал, к которому прилагается пояснительная записка, в которой указаны значимость и актуальность изучаемой темы, важность психологических знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения | 2-5-минут |
2 | Организационная часть, целевая установка | Студентам предлагается теоретический материал в формате электронного текстового документа, отражающий основные понятия по изучаемой теме, предлагается дополнительная литература для изучения. Теоретический материал дополняется презентацией с иллюстрациями, схемами, таблицами по теме занятия. Студенты самостоятельно изучают предложенный материал. | 20-25 минут |
3 | Самопроверка уровня знаний по теме | Студентам предлагаются вопросы для самопроверки уровня усвоения изученного материала. | 15 минут |
4 | Выполнение самостоятельной работы по вопросам темы | Студентам предлагаются психологические тесты для самопознания, даются пояснения о предназначении тестов и процедуре их проведения. | 15 минут |
5 | Самостоятельная работа студентов по закреплению знаний и формированию ПК | С целью формирования ОК и ПК студентам предлагается выполнить психологические тесы, направленные на выявление некоторых особенностей развития познавательной сферы. | 50-55 минут |
6 | Осмысление и систематизация полученных знаний | Студентам предлагаются для самостоятельного выполнения рекомендации и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, интеллекта | 75-80 минут |
7 | Итоги работы | Студентам дается задание для закрепления полученных знаний: составить свои рекомендации по развитию познавательных процессов | 5-10 минут |
Итог | 90 минут |
Приложение 1
1. Домашнее задание: рекомендации по развитию познавательных процессов
Задание: составить свои рекомендации по развитию познавательных процессов. Рекомендации должны быть выполнены в виде памятки, брошюры, листовки, презентации и т.п.
Критерии оценивания:
5 (отлично) – объем – 20 пунктов, аккуратное и красивое оформление, иллюстрации, картинки, шрифт, творческий подход.
4 (хорошо) – объем – 15 пунктов, аккуратное и красивое оформление, иллюстрации, картинки, и т.д.
3 (удовлетворительно) – объем – 10 пунктов, аккуратное и красивое оформление.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
Критерии оценки творческих заданий (памятки, рекомендации т.д.)
1. соответствие содержания теме;
2. правильный отбор информации;
3. правильная структурированность информации;
4. наличие логической связи изложенной информации;
5. эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
6. работа представлена в срок.
5 (отлично) – работа соответствует всем перечисленным критериям;
4 (хорошо) – в работе не учтены 1-2 критерия;
3 (удовлетворительно) – в работе не учтены 3-4 критерия;
2 (неудовлетворительно) – в работе не учтены 5 и более критериев.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Цикловая методическая комиссия
общепрофессиональных дисциплин
Дисциплина «Психология»
Методическая разработка для студентов
«Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
с элементами дистанционных технологий
Составила: преподаватель –
Жукова Лариса Валерьевна
2022 год
Уважаемые студенты!
- Основные цели практического занятия: систематизировать и закрепить знания по основным вопросам темы: познавательные процессы: ощущение и восприятие; их свойства и виды; познавательные процессы: память и внимание, их свойства и виды; познавательные процессы: мышление, интеллект, воображение
Научиться определять особенности своей познавательной сферы.
Изучив тему занятия, вы должны знать: Внимание: определение, свойства, виды; ощущения: определение, виды, свойства; восприятие: определение, виды, свойства; память: определение, виды, свойства; мышление: определение, виды; воображение: определение, виды, особенности.
Быть компетентными в: умении целенаправленно развивать свою познавательную сферу, учитывать уровень развития познавательных процессов других людей при взаимодействии с ними.
Краткая теоретическая информация
Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.
Психические познавательные процессы условно делятся на относительно простые и относительно сложные.
Именно через них осуществляется познание мира человеком на различных этапах его развития. Это познание мира можно разделить на следующие этапы: живое созерцание, абстрактное мышление, практическая деятельность.
Живое созерцание включает: ощущение и восприятие.
Ощущение – начальный этап всякого познания.
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знание лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.).
Физиологической основой ощущений выступают процессы, протекающие в анализаторах.
Анализатор состоит из 3 частей:
- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах, именно они воспринимают раздражение;
- проводящих путей (нервов), по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
- отделов мозга соответствующих участков коры головного мозга (анализаторов), перерабатывающих нервные сигналы, поступающие от рецепторов.
Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т.д.
Основные свойства анализаторов:
Высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого нарушает ощущение.
Адаптация – способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы. Глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут - достаточно и 80 минут полностью. Это особенно необходимо учитывать при вождении автомобиля в ночное время.
Тренируемостъ анализаторов – повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
Последовательные образы – способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя.
Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз.
Минимальный порог ощущений – наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение (нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи).
Максимальный порог ощущений – определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. (Звуковое колебание силой более 120 дцб ощущается уже как болевое).
Порог различия – наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. (Величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины).
Диапазон чувствительности определяет пропускную способность анализатора. Он равен «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами ощущений. Каждому человеку свойственен свой диапазон чувствительности. При помощи соответствующих тренировок он может расширяться. В процессе профессиональной деятельности он также может либо расширяться, либо сужаться.
Синестезия — процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и соответствующих тренировок. (Слабый звук обостряет зрение).
Для характеристики ощущений используются такие их свойства, как качество, длительность, интенсивность и др.
Ощущения возникают с некоторой (очень малой) задержкой после действия раздражителя. Это запаздывание называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Он влияет на пропускную способность анализаторов и взаимодействие между ними. Это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наша психика «не работает в режиме реального времени». Это зачастую обуславливает так называемый «человеческий фактор» абсолютного большинства аварий и техногенных катастроф.
Как правило, снижение чувствительности одного из анализаторов влечет за собой повышение чувствительности других. У людей, потерявших полностью или частично зрение, как правило, обострены слуховые, тактильные ощущения, обоняние.
Ощущения выполняют регуляторную функцию. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями.
Восприятие (перцепция) – отражение в сознании непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств.
Содержание восприятия во многом зависит от приобретённого опыта. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия – это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта. Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий.
Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство.
Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозможно сделать, не исказив воспринимаемый объект.
Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.
Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности.
Объяснительное восприятие стимулирует индивида к поиску истины, объяснению всего, что происходит вокруг него.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни.
Иллюзии восприятия
Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
Рис. 2. Искажение реальных размеров за счет перспективы
Рис. 3. Клетки A и B одного цвета
Представление
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Характеристики представлений:
Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
Взаимообособление фигуры от фона.
Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов
Внимание
Вниманием называют выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.
Традиционно внимание связывают, прежде всего, с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению внимания:
- характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики - величина объекта и пр.);
- отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание, прежде всего).
Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающие его устойчивость:
- монотонность и стереотипность выполняемых действий;
- однообразие и недостаточность (избыток) информации.
Внимание в определённой степени связано с невнимательностью. Невнимательность является определённой организацией внимания и принимает ряд форм, объединяемых в три группы.
Один тип невнимательности – рассеянность возникает при чрезмерно лёгкой переключаемости и отвлекаемости, при очень малой интенсивности внимания. Внимание перескакивает с объекта на объект и ни на одном не задерживается. Оно в большей степени свойственно детям, подросткам.
Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он свойственен людям с устойчивым внутренним вниманием: учёным, изобретателям, людям, сосредоточившимся на каких-то внутренних проблемах.
Третий тип, как правило, присущ старикам, больным или переутомлённым людям, людям с постоянным или временным снижением физических сил и подвижности психических процессов. Он характеризуется весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания и слабой его переключаемостью.
Внимание как процесс может переходить в состояние. Так, снижение уровня внимания, его эффективности, служит, как правило, признаком утомления и переутомления. В то же время следует подчеркнуть, что внимание как психический процесс требует определенного волевого усилия.
Воображение
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности.
- Регулирование эмоциональных состояний.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
- Формирование внутреннего плана действий.
Мышление
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Речь и язык
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Мышление как процесс
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.
Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:
- подготовка;
- созревание;
- вдохновение;
- проверка истинности.
По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Препятствия на пути творческого мышления
- Склонность к конформизму (желание быть похожим на других).
- Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других).
- Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости.
- Желание найти ответ немедленно.
Память
Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.
По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:
Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира;
Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 единиц;
Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна;
Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Процессы памяти
Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Внимание
Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т. д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.
Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:
- структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т. д.);
- структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т. д.).
Характеристики внимания
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.
Интеллект
Единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.
Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека...».
Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта.
Упражнения и рекомендации для развития познавательных процессов
Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер разработал оригинальную теорию интеллекта. По его мнению, существует восемь видов интеллекта — восемь разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов.
- Вербальный интеллект (лингвистический).
Вам нравятся слова и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, вы любите каламбуры и игры со словами, вам нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Вам по душе изучение иностранных языков
Чем полезен вербальный интеллект?
- Он позволяет вам общаться с людьми — устно и письменно.
- Он помогает хорошо учиться.
- Благодаря ему вы можете побывать в новых местах, познакомиться с интересными людьми и узнать о необыкновенных вещах — все это откроют вам книги.
Профессии, которые вам подойдут: копирайтер в рекламном или маркетинговом агентстве, адвокат, сотрудник архива, редактор, учитель русского (или любого другого) языка, составитель указателей, классификатор, специалист по поиску информации, журналист, юрист, библиотекарь, лоббист, музейный куратор, ассистент адвоката, поэт, политик, профессиональный оратор, корректор, специалист по связям с общественностью, диктор радио или телевидения, научный сотрудник, сценарист, логопед, спичрайтер (составитель речей для политиков), рассказчик, переводчик, редактор сайтов, писатель.
- Музыкальный интеллект.
Вы умеете слушать музыку, распознавать ритм, на слух определять тональность и высоту звука. Вам нравится самая разная музыка. Вы любите петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.
Чем полезен музыкальный интеллект?
- Он помогает запоминать важные вещи.
- Его можно использовать для общения.
- Он приносит радость.
Профессии, которые вам подойдут: специалист по акустике, дирижер, композитор, диджей, музыкальный этнограф (этномузыколог), актер-звукоподражатель, изготовитель музыкальных инструментов, аранжировщик, автор партитуры, директор/менеджер оркестра или группы, музыкальный редактор (художественных и документальных фильмов), заведующий аудиоархивом музыкальной библиотеки, музыкальный продюсер, специалист по истории музыки, учитель музыки, специалист по музыкальной терапии, музыкант, настройщик фортепиано, певец, автор песен, редактор звуковых эффектов в кино, звукорежиссер (работающий в студии звукозаписи, в кино, на радио и телевидении, на живых концертах и выступлениях), директор/менеджер студии звукозаписи.
- Логический интеллект (логико-математический).
Вам нравится докапываться до сути вещей, вы хорошо разбираетесь в математике, от вас не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят вам удовольствие. Возможно, вам нравятся загадки, головоломки, вы любите сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.
Чем полезен логический интеллект?
- Он заставляет вас проявлять любопытство и наблюдать за людьми и окружающей обстановкой.
- Он дает возможность разобраться в том, как устроен окружающий мир, и понять его законы.
- Благодаря ему вы выявляете причины и следствия и устанавливаете связи между ними.
- Он помогает замечать закономерности во всем — от чисел до поведения людей.
- С его помощью вы сможете добиться лучших результатов в математике, научных дисциплинах и работе на компьютере.
- Он позволяет решать задачи из самых разных сфер жизни.
Профессии, которые вам подойдут: бухгалтер, сотрудник центра управления полетами, оценщик, астронавт, аудитор, банкир, бюджетный аналитик, климатолог, криптоаналитик / специалист по взламыванию шифров, программист, экономист, электрик, инженер (механик, строитель, электротехник, химик), эпидемиолог, финансовый консультант, судмедэксперт, программист, статистик, страховой агент, инвестиционный аналитик, кредитный специалист, математик, метеоролог, ипотечный брокер, врач, социолог, менеджер по закупкам, преподаватель научных дисциплин, ученый (биолог, химик, физик, астроном, геолог, ботаник, океанолог), биржевой брокер, технический писатель, разработчик видеоигр.
- Образный интеллект (пространственный).
Вам нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У вас хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Вы можете запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.
Чем полезен образный интеллект?
- Благодаря ему можно создавать произведения искусства.
- Он помогает решать задачи и подкидывает идеи.
- С его помощью можно конструировать и строить что угодно — от моделей до зданий.
Профессии, которые вам подойдут: специалист по рекламе, создатель анимационных фильмов, архитектор, учитель рисования, картограф (изготовитель карт), иллюстратор, кинооператор, инженер-строитель, строитель, режиссер документальных фильмов, чертежник, специалист по экологическому проектированию, дизайнер одежды, художник, дизайнер мебели, географ, учитель геометрии/тригонометрии, художник-график, графический дизайнер, дизайнер интерьеров (декоратор), изобретатель, ландшафтный дизайнер, кинорежиссер, художник по спецэффектам в кино, дизайнер упаковки, фотограф, фотожурналист, пилот, промышленный дизайнер, моряк, кадастровый инженер, специалист по городскому планированию, веб-дизайнер, оформитель витрин.
- Телесный интеллект (телесно-кинестетический).
Вы ловкий и умеете управлять своим телом, вы используете его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, вы занимаетесь спортом или танцами. А может, любите делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.
Чем полезен телесный интеллект?
- Он укрепляет здоровье, так как вы тренируетесь и занимаетесь спортом.
- Он учит вас иначе думать и решать задачи.
- Тело может стать инструментом творческого самовыражения.
Профессии, которые вам подойдут: акробат, актер, реставратор, плотник, хореограф, цирковой артист, строитель, косметолог, мастер-ремесленник (гончар, стеклодув, ткач, корзинщик и прочие), танцор, стоматолог, рабочий фабрики, гимнаст, парикмахер, ювелир, скорняк, спасатель, фокусник, массажист, мастер боевых искусств, механик, мим, музыкант, дирижер, учитель физкультуры, физиотерапевт, профессиональный спортсмен, скульптор, каскадер, хирург, портной, сварщик, резчик по дереву.
- Социальный интеллект (межличностный).
Вас интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, вы принимаете участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у вас много друзей, вы помогаете жителям своего района или просто общаетесь с большим количеством людей.
Чем полезен социальный интеллект?
- Он помогает находить общий язык с людьми — друзьями, родителями, учителями, братьями и сестрами, коллегами.
- Благодаря ему вы заводите друзей.
- Социальный интеллект позволяет разрешать конфликты и выступать в роли посредника в спорах.
- Его можно использовать, чтобы организовывать людей и вести их за собой.
Профессии, которые вам подойдут: администратор, директор по рекламе, антрополог, арбитр, директор компании, владелец собственного бизнеса, тренер, психолог-консультант, криминалист, специалист по работе с персоналом, интервьюер, адвокат, посредник, медсестра/медбрат, секретарь, полицейский, политик, социолог, психолог, психотерапевт, специалист по связям с общественностью, журналист, менеджер магазина, продавец, директор школы, общественный активист, руководитель общественной организации, социальный работник, ведущий ток-шоу, учитель, турагент, официант.
- Внутренний интеллект (внутриличностный).
Вы осознаете и понимаете свои чувства, знаете, что у вас получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что вы понимаете себя лучше других. Возможно, вы ведете дневник, строите планы на будущее, размышляете о прошлом и ставите цели.
Чем полезен внутренний интеллект:
- Он дает возможность учиться на своих ошибках и лучше использовать свои достижения.
- Он помогает извлекать уроки из прошлого и ставить цели на будущее.
- Он позволяет понимать свои чувства и правильно их выражать.
Профессии, которые вам подойдут: актер, художник, комик, ремесленник, следователь, кинорежиссер, предприниматель, школьный психолог, изобретатель, руководитель (в бизнесе, политике, общественной деятельности), артист, коуч, персональный тренер, поэт, профессор, психиатр, психолог, исследователь, соцработник, учитель, бизнес-консультант, инвестор, писатель.
- Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя).
Вы наблюдательны, вам нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если вы живете в городе, то склонны классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, вы любите бывать на природе или увлекаетесь садоводством, любите заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.
Чем полезен природный интеллект?
- С его помощью люди становятся более наблюдательными.
- Вы понимаете, насколько важна окружающая среда.
- Вы много знаете о живой природе и умеете ценить ее.
Профессии, которые вам подойдут: дрессировщик, археолог, астроном, пчеловод, биолог, ботаник, шеф-повар, эколог, энтомолог, природоохранный активист, экологический инспектор, юрист, специализирующийся на экологии, фермер, рыбак, судмедэксперт, смотритель парка, егерь, владелец или сотрудник садового питомника, садовод, геолог, герпетолог (ученый, изучающий рептилий: ящериц, змей, крокодилов), агроном, ихтиолог (ученый, изучающий рыб), ландшафтный дизайнер, морской биолог, метеоролог, альпинист, гид-переводчик в заповеднике, фотограф живой природы, орнитолог, палеонтолог, биолог-антрополог, коннозаводчик, моряк, специалист по обрезке деревьев, ветеринар, вулканолог, смотритель зоопарка, зоолог.
- Философский интеллект (экзистенциальный).
Вы много размышляете о жизни. Вам нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Вам интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Вы любите медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Вы преклоняетесь перед красотой и уважаете все живые существа. Можете с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.
Чем полезен философский интеллект?
- Он позволяет жить полноценной жизнью.
- Помогает понимать религиозные и духовные воззрения других людей.
- Благодаря ему мы размышляем о многих интересных вещах, например о величине Вселенной.
- Дает возможность узнать мнение великих мыслителей прошлого по важным философским темам.
Профессии, которые вам подойдут: художник, психолог, предприниматель в сфере здорового образа жизни, массажист, иглорефлексотерапевт, коуч, преподаватель медитации, писатель, парапсихолог, пастор, священник, служитель церкви, раввин, имам, капеллан, философ, поэт, проповедник, ведущий духовных ретритов, преподаватель истории религии, теолог, инструктор по йоге, и это еще не всё!
Какой тип интеллекта подходит вам? Продолжайте открывать многогранные способности своего ума, ведь это самое захватывающее приключение длиною в жизнь!
Упражнения и задания
Визуализация и чувства
Мысленные образы играют важную роль в запоминании информации. Образ удерживается в памяти гораздо лучше, чем слово. Поэтому визуализация используется для запоминания словесного материала с помощью эмоциональной составляющей визуальных ассоциаций. И хотя при этом важно участие всех органов чувств, зрение — первейшее из них.
Рассматривать что-либо можно по-разному — например, внимательно и во всех деталях, полностью осознавая, что вы в этот момент делаете и на что смотрите. Это гораздо эффективнее, чем пытаться запомнить что-то, глядя на него лишь краем глаза, бегло, в общих чертах.
Упражнение «Тест Струпа»
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа.
Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент.
Целесообразно выполнять задачи на основе теста Струпа для саморазвития и тренировки мозга, так как для нашего разума полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними.
Ассоциации: создание связей
Создание ассоциаций позволяет устанавливать взаимосвязь между людьми, объектами, образами, идеями, находить между ними нечто общее.
Некоторые ассоциации возникают естественно и не требуют размышления, а для других понадобится воображение. Подобная техника весьма эффективна для хранения и воспроизведения информации, поскольку тесно связана с воображением, которое позволяет нам превращать слова и идеи в образы; а образы, как мы уже сказали, запоминаются гораздо легче.
Местонахождение в пространстве
Должно быть, вам случалось хоть раз в жизни потерять ключи или любой другой предмет в квартире. Что вы делали? Наверное, мысленно повторяли всю последовательность своих действий вплоть до обнаружения пропажи. Так вы старались вспомнить, куда же их положили. Положение предмета в пространстве имеет значение для запоминания.
Как это действует? Допустим, вам надо запомнить 10 слов:
- миллиметры
- револьвер
- автомобиль
- гипотеза
- манускрипт
- слон
- свидетельство
- жилище
- писатель
- собеседник
Представьте себе реальное знакомое вам пространство или маршрут: пусть это будет путь от вашего дома до метро, офиса или торгового центра. Ясно определите десять мест или улиц, расположенных на нём. Нарисуйте их, если необходимо. Теперь мысленно положите каждое слово на какое-либо из этих мест и обойдите пространство, чтобы составить в уме план местности. Увидите, насколько легко вам будет потом вспомнить эти слова.
Потренируйте гибкость мышления
Вы должны сознательно работать над тем, чтобы сделать свое мышление более беглым и гибким. Беглость оценивается количеством приходящих в голову мыслей, а гибкость — тем, насколько творческими можно назвать эти идеи.
Психолог Джой Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления.
Одно из таких упражнений — составление списков. Попробуйте придумать 30 способов применения одеяла. Сначала в голову будут приходить очевидные идеи, но потом вы удивите сами себя!
Вот вам еще одна интересная задача. За пять минут нужно придумать как можно больше предложений со следующими словами: я; не; радоваться; абрикосы; раздраженный; собаки; с готовностью; гнев.
Упражнения на развитие памяти
Упражнение 1
В течение двух минут запоминайте изображенные на верхней картинке буквы и связанные с ними символы. Затем закройте картинку и составьте на основании символов четыре слова в клетках, расположенных внизу.
Упражнение 2
Прочитайте следующий список слов и постарайтесь его запомнить. Затем закройте его и продолжайте читать задание.
Никарагуа Перу Ямайка Соединенные штаты Америки Гватемала | Франция Куба Аргентина Италия Канада Дания |
Где в списке расположена Аргентина? Сколько названий стран начинаются на «К»? Запишите их.
Для исследования своей познавательной сферы вам предлагаются психологические тесты (приложение 1, приложение 2)
После прочтения всех материалов вам необходимо разработать свои рекомендации по развитию познавательных процессов
Задание: составить свои рекомендации по развитию здоровой самооценки. Рекомендации должны быть выполнены в виде памятки, брошюры, листовки, презентации и т.п.
Критерии оценивания:
5 (отлично) – объем – 20 пунктов, аккуратное и красивое оформление, иллюстрации, картинки, шрифт, творческий подход.
4 (хорошо) – объем – 15 пунктов, аккуратное и красивое оформление, иллюстрации, картинки, и т.д.
3 (удовлетворительно) – объем – 10 пунктов, аккуратное и красивое оформление.
На занятии вам необходимо выполнить следующие задания:
№ по п. | Этапы занятия | Методические рекомендации | Ориентир. время |
1 | Организационная часть, целевая установка | Ознакомиться с темой занятия, целями и планом проведения. | 2-5 минуты |
2 | Мотивация изучения темы | Понимание своих личностных особенностей, самокритичность помогают правильно и эффективно выстраивать межличностное взаимодействие | 3-5 минуты |
3 | Контроль за подготовкой студентов к занятию, проверка уровня знаний по теме | Вам предлагается для ознакомления мультимедийная презентация по теме занятия. Давайте обсудим главные понятия. Подготовьте свои вопросы, которые возникнут в ходе изучения презентации. | 20-25 минут |
4 | Пояснения преподавателя по выполнению самостоятельной работы по вопросам темы | Вам предлагается пройти психологический тест с целью изучения своих особенностей познавательной сферы. Ознакомится с инструкцией и процедурой проведения теста | 10-15 минут |
5 | Самостоятельная работа студентов по закреплению знаний и формированию ПК | С целью формирования ОК и ПК вам предлагается выполнить психологический тест «Тест Равена», методики «Простые аналогии», «Память на числа» Совместно с преподавателем проанализировать результаты психологического теста, сделать выводы об уровне развития самооценки | 50-55 минут |
6 | Осмысление и систематизация полученных знаний | Вам предлагаются для выполнения рекомендации и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов | 75-80 минут |
7 | Итоги работы Домашнее задание | Домашнее задание: составить свои рекомендации по развитию познавательных процессов | 10-15 минут |
Необходимая литература:
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 8-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2017. – 432 с.
- Якуничева, О. Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление : учебное пособие для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 44 с. — ISBN 978-5-8114-9163-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187731
Приложение 1
Методика «Простые аналогии»
Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Обратите внимание на стимульный бланк. В первом задании написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово - корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет - теленок. Нужно установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Разберем еще пример: яйцо - скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа - картофель и внизу пять слов на выбор.
Решите остальные задачи самостоятельно.
Стимульный бланк
1 | лошадь | корова | ||
жеребенок | пастбище, рога, молоко, теленок, бык | |||
2 | яйцо | картофель | ||
скорлупа | курица, огород, капуста, суп, шелуха | |||
3 | ложка | вилка | ||
каша | масло, нож, тарелка, мясо, посуда | |||
4 | коньки | лодка | ||
зима | лед, каток, весло, лето, река | |||
5 | ухо | зубы | ||
слышать | видеть, лечить, рот, щетка, жевать | |||
6 | собака | щука | ||
шерсть | овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя | |||
7 | пробка | камень | ||
плавать | пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик | |||
8 | чай | суп | ||
сахар | вода, тарелка, крупа, соль, ложка | |||
9 | дерево | рука | ||
сук | топор, перчатка, нога, работа, палец | |||
10 | дождь | мороз | ||
зонтик | палка, холод, сани, зима, шуба | |||
11 | школа | больница | ||
обучение | доктор, ученик, учреждение, лечение, больной | |||
12 | песня | картина | ||
глухой | хромой, слепой, художник, рисунок, больной | |||
13 | нож | стол | ||
сталь | вилка, дерево, стул, пища, скатерть | |||
14 | рыба | муха | ||
сеть | решето, комар, комната, жужжать, паутина | |||
15 | птица | человек | ||
гнездо | люди, птенец, рабочий, зверь, дом | |||
16 | хлеб | дом | ||
пекарь | вагон, город, жилище, строитель, дверь | |||
17 | пальто | ботинок | ||
пуговица | портной, магазин, нога, шнурок, шляпа | |||
18 | коса | бритва | ||
трава | сено, волосы, острая, сталь, инструменты | |||
19 | нога | рука | ||
сапог | галоши, кулак, перчатка, палец, кисть | |||
20 | вода | пища | ||
жажда | пить, голод, хлеб, рот, еда | |||
21 | электричество | пар | ||
проволока | лампочка, ток, вода, трубы, кипение | |||
22 | паровоз | конь | ||
вагоны | поезд, лошадь, овес, телега, конюшня | |||
23 | алмаз | железо | ||
редкий | драгоценный, железный, твердый, сталь | |||
24 | бежать | кричать | ||
стоять | молчать, ползать, шуметь, звать, плакать | |||
25 | волк | птица | ||
пасть | воздух, клюв, соловей, яйцо, пение | |||
26 | растение | птица | ||
семя | зерно, клюв, соловей, пение, яйцо | |||
27 | театр | библиотека | ||
зритель | актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель | |||
28 | утро | зима | ||
ночь | мороз, день, январь, осень, сани | |||
29 | железо | дерево | ||
кузнец | пень, пила, столяр, кора, листья | |||
30 | нога | глаза | ||
костыль | галка, очки, слезы, зрение, нос | |||
31 | тонкий | безобразный | ||
толстый | красивый, жирный, грязный, урод, веселый | |||
32 | свинец | пух | ||
тяжёлый | трудный, перина, перья, лёгкий, куриный. |
Правильные ответы
№ п/п | Правильный ответ | № п/п | Правильный ответ |
1 | теленок | 17 | шнурок |
2 | шелуха | 18 | волосы |
3 | мясо | 19 | перчатка |
4 | лето | 20 | голод |
5 | жевать | 21 | трубы |
6 | чешуя | 22 | телега |
7 | тонуть | 23 | твердый |
8 | соль | 24 | молчать |
9 | палец | 25 | клюв |
10 | шуба | 26 | яйцо |
11 | лечение | 27 | читатель |
12 | слепой | 28 | осень |
13 | дерево | 29 | столяр |
14 | паутина | 30 | очки |
15 | дом | 31 | красивый |
16 | строитель | 32 | легкий |
Обработка результатов
Правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 32.
Нормы
Количество баллов | Интерпретация результатов, рекомендации |
5–14 | рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления |
15–24 | средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок |
25–30 | хороший уровень развития, нужно поработать над внимательностью |
31–32 | высокий уровень развития логического мышления |
Приложение 2
Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект практического занятия по теме «Углеводы»
Комплект методической обеспеченности занятия разработан для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по предмету «Биология», тема «Углеводы». Практическое занятие представляет собой...
Учебно-методическое пособие для практических занятий по ПМ.07 специальности 19.02.10
Цель учебно-методического пособия - оказание помощи учащимся в приобретении необходимых знаний для проведения технологических расчетов, в умении пользоваться справочными материалами, сборниками рецепт...
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Учебно-методические рекоментации...
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...
Учебно-методическая карта к практическому занятию по фармакологии
Заболевания эндокринной системы человека и обмена веществ в организме, в настоящее время, приобретают большие масштабы в процентном соотношении часто встречающихся патологий организма человека. Изучен...
Учебно-методическая карта к практическому занятию по контролю качества лекарственных средств
ЛС являются особой продукцией, которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил разработки, испытания, производства, хранения, реализации, применения. Поэтому требуется введение жестк...
Учебно-методический материал по практическому занятию по учебной дисциплине ОБЖ по теме: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"
УММ занятия предназначен для изучения учебной дисциплины ОБЖ и проведению практического занятия по теме «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»." для студента все...