Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование
методическая разработка
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_k_pz_mdk_03.03_t._i_m_ekologich.do_.docx | 132.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеНовосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж №2»
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям
по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование
Новосибирск
2017
Утверждаю
Директор ГАПОУ НСО НПК №2:
_____________ Е.В. Артемова
«____» _____________ 20 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УР:
______________ Л.Н. Ахметова
«___» _______________ 20 г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ПЦК естественнонаучных дисциплин:
______________Н.Л. Селянгина
«____» _______________ 20 г.
Разработчик: Немилостивых Л.В.., преподаватель ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2» высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников по специальности 44.02.01 Дошкольное образование направлены на формирование профессиональных умений, установленных Государственными требованиями, а также на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности.
МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников (282 час.) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование входит в ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и в совокупности с МДК 01.01, 01.03, 01.04, 01.05, 01.06, 01.07, 01.08 составляет основу курса профессиональной подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС программа МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников в условиях педагогического колледжа включает темы (разделы): «Научные подходы к экологическому воспитанию дошкольников. Основы организации обучения дошкольников», «Организация предметно-пространственной эколого-развивающей среды ДОО», «Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях по экологическому воспитанию», «Технология экологического воспитания и их влияние на развитие личности ребенка». Темы (разделы) данного курса включают как теоретические часы, так и практические работы (38 часов)
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в условиях изучения МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников обучающийся должен иметь практический опыт:
О1 - определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
О2 - составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
О3 - организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
О4 - организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
О5 - проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
О6 - наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
О7 - обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
О8 - осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
О9 - оформления документации;
уметь:
У1 - определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
У2 - формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
У3 - оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
У4 - использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
У5 - составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
У6 - определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
У7 - использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
У8 - выразительно читать литературные тексты;
У9 - отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
У10 - анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
У11 - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий
При этом, воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
5.2.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Тема «Основы организации обучения дошкольников»
ПЗ 1-2Определение цели при планировании НОД по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста(У 1,2,3,6, ПК 3.1, ОК 1,2)
Задание 1. Определить цели при планировании НОД по теме «Природа живая и неживая», «Осень в природе», «Наши пернатые», «Дикие животные осенью»
Задание 2. Формулирование задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями при планировании НОД по экологическому воспитанию
Рекомендации: внимательно прочитайте задание, выделите основные понятия по темам, сформулируйте цели и задачи к занятиям.
Тема «Основы организации обучения дошкольников»
ПЗ 3. Составление парциальной программы по экологическому воспитанию(У 1,2,3,5 ПК 3.1, ОК 1,4)
Методические рекомендации по составлению и оформлению парциальной программы для детей дошкольного возраста.
Парциальная образовательная программ для детей дошкольного возраста разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста должна включать:
1.Титульный лист
2. Целевой раздел
3. Содержательный раздел
4. Организационный раздел
5. Список литературы
6. Приложение
Титульный лист
-наименование дошкольной образовательной организации;
-название парциальной образовательной программы;
-возраст детей, на которых рассчитана парциальная образовательная программа;
-срок реализации парциальной образовательной программы;
-год разработки парциальной образовательной программы.
Целевой раздел
Пояснительная записка. Автор раскрывает направленность, актуальность, новизну, педагогическая целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы; возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации, количество образовательных мероприятий; ожидаемые результаты; формы подведения итогов реализации программы.
Новизна данной парциальной образовательной программы указывается, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих:
-новое решение воспитательно-образовательных задач;
-новые педагогические технологии.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу общества.
Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
Цель парциальной образовательной программы
«цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить» (Ожигов С.И. Словарь русого языка). Например: -укрепить психическое и физическое здоровье детей через занятия фитнесом;
-развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Задачи парциальной образовательной программы
«Задача – это то, что требует выполнения, разрешения». Задача – это поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Задачи должны соответствовать цели и быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса:
-воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у детей дошкольного возраста:
-развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д.:
-обучающими, то есть отвечать на вопрос: что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу.
В условиях реализации программы указывается:
-условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные;
-физическое здоровье детей и т.д.
В сроках реализации программы указывается продолжительность образовательного процесса, продолжительность непрерывной образовательной деятельности в соответствии с действующим СанПиНом.
Планируемые результаты освоения программы детьми должны соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Планируемые результаты должны соотноситься с целью и задачами воспитания и обучения.
Содержательный раздел
В соответствии с ФГОС, в этой части прописывается содержание образовательной деятельности, в том числе способы и направления поддержки детской инициативы, взаимодействие с семьями воспитанников.
Примерное планирование образовательной деятельности можно оформить в виде таблицы
№ п/п | Раздел, тема | Содержание и формаы работы | Кол-во часов |
1. | |||
2. |
Организационный раздел
Этот раздел включает:
-методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания
-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Тема «Организация предметно-пространственной эколого-развивающей среды ДОО»
ПЗ 4. Составление плана-схемы озеленения территории участка ДОО (У 1,2,3,5 ПК 3.1, ОК 1,4)
Рекомендации.
Уровень озелененности по современным нормативам должен составлять до 60%. Детские учреждения, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях с нормальным естественным стоком поверхностных вод.
При проектировании территории детского учреждения необходимо подразделить на следующие функциональные зоны: зону входа на территорию, зону групповых детских площадок, хозяйственную зону.
Зона групповых площадок включает непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до 3 лет и для детей в возрасте 4-6 лет, а также общую физкультурную площадку. Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.
Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.
Насаждения предусматривают в виде следующих типов: рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной), групп и одиночных экземпляров деревьев, живой изгородей кустарников, цветников (двулетники, многолетники).
При размещении деревьев и кустарников учитывают следующее. По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе – кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья, как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем.
Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник).
Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в основном многолетние виды растений – флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др., а также цветущие длительное время однолетние – антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.
Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.
Тема «Организация предметно-развивающей пространственной эколого-развивающей среды ДОО»
ПЗ 5. Составление паспорта на комнатные растения
Задание 1. Определите роль комнатных растений в жизни человека
Задание 2. Составьте паспорта на комнатные растения
Рекомендации.
Как составить «Паспорт растения»?
Варианты оформления «Паспорта» могут быть разными — альбом, тетрадь или папка из так называемых «прозрачных файлов», соединенных вместе. Последний вариант наиболее удобен, так как позволяет при необходимости менять информацию, дополнять ее. При описании каждого растения лучше следовать определенному плану, это облегчает сравнение материалов. Такие паспорта очень удобны для работы, так как не приходится самостоятельно искать информацию в разных литературных источниках.
В паспорте растения следует поместить его фотографию или рисунок, указать научное и бытовое (русское) название (например, бальзамин, или Ванька мокрый); если есть интересная информация — происхождение названия; родину растения — континент, страну; условия, в которых оно живет в природе (тропический лес, пустыня и т. п.); экологические особенности — отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растения влаголюбивые или засухоустойчивые); особенности питания растений (требовательное к богатству почвы или нет); связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе).
Вместо того чтобы каждый раз искать информацию о каждом из них, вы просто листаете альбом-паспорт и знакомите детей с объектом. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.
Например
ПАСПОРТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ №
Аспидистра
Семейство лилейных. Родина Япония. В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую Aspidistraelatior - многолетнее травянистое растение. У нее подземное ползучее корневище, глянцевидные листья на длинных черешках широкоовальной или ланцетной формы, около 50 см длиной и 15 см шириной. В основании листа можно увидеть 1 или 2 редуцированных листа обхватывающих черешок. Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках.
СОВЕТЫ ПО УХОДУ
Температура: Хорошо развивается в умеренных условиях. Зимой требует прохлады, лучше не выше 15°C, оптимальная температура 10-12 °C, минимум 5 °C. При содержании зимой при температуре выше 20°C требуется регулярное опрыскивание.
Освещение: Летом притенение от прямых солнечных лучей, легкая полутень. Зимой аспидистре нужно хорошее освещение.
Полив: Обильный с весны до осени, зимой умеренный или редкий, в зависимости от температуры.
Удобрение: С апреля по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным жидким удобрением для комнатных растений.
Влажность воздуха: Аспидистра переносит сухой воздух, только если не слишком жирко. Однако регулярное опрыскивание и обмывание листьев только благоприятно сказываются на растении.
Пересадка: Так как аспидистра плохо переносит пересадку, то пересаживают ее по необходимости - через 3-4 года, весной. Почва - смесь дерновой земли (2 части), листовой (1 часть), перегнойной (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть).
Размножение: Весной, делением куста при пересадке. Аспидистру можно размножать и листом, по особой технологии. Она заключается в том, что у аспидистры срезают здоровый лист без черешка, так, чтобы был сохранен толстый мясистый наплыв в основании листа (образованный редуцированными листьями на подобии влагалища). Затем срез листа подсушивают и помещают в бутылку с водой (бутылка с широким горлышком, как кефирная). Бутылку закрывают крышкой и замазывают пластилином, чтобы туда не попадал воздух. Бутылку помещают в теплое и светлое место. Когда на срезе листа появятся корешки, его вынимают и сажают в рыхлую (лучше листовую) почву и накрывают банкой или помещают в комнатную тепличку.
Тема «Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях по экологическому воспитанию
ПЗ 6. Использование различных методов, форм и средств организации деятельности детей дошкольного возраста
Рекомендации: внимательно прочитайте задания, все задания выполняются письменно, выполняйте задания, опираясь на материал учебников, ФГОС ДО.
Методы и приемы экологического воспитания(О 7, У4, 10, 11, ОК4, ПК3.4)
Задание 1. Заполните таблицу.
Методы | Содержание | |
Наглядные метод | ||
Словесные методы | ||
Практические методы | ||
Задание 2. Назовите приемы и раскройте их в таблице.
Группы приемов | Содержание | |
1. | ||
2. |
ПЗ 7. Анализ занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста(О2,6,7,9, У1,2,3,4, ОК4, ПК 3.1, 5.1)
Задание 1. Проанализируйте любое занятие по экологическому воспитанию, определите методы и приемы, используемые на данном занятии.
Рекомендации
Карта анализа НОД
Дата проведения | |
Группа | |
Количество человек | |
Тема НОД | |
Задачи образовательной деятельности 1.______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ | |
Структура НОД | |
Демонстрационный, раздаточный материал | |
Использованы методические приемы для решения задач | |
Подведение итога занятия | |
Использование здоровьесберегающих технологий для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья | |
Виды детской деятельности (двигательная, коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, продуктивная, чтение художественной литературы) | |
Применение дифференцированного и индивидуального подходов | |
Принципы (наглядности, доступности, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта) | |
Формы работы (фронтальная, индивидуальная, групповая) | Работа малыми группами______ Работа в парах_______________ Работа коллективная__________ Индивидуальная_____________ |
Активность детей | |
Внимательность детей, интерес к работе |
Выводы:
Заявленная тема соответствовала содержанию занятия или тема не соответствует содержанию, потому что______________________________
______________________________________________________________
Образовательная деятельность способствовала_________________________________________________________________________________
Степень активности детей на ________________ уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.
Реализовать поставленные задачи удалось полностью ИЛИ не удалось реализовать задачу____________________________________________________________________________________________,
потому что _____________________________________________________
Таким образом, результатами решения задач образовательной деятельности являются:
ПЗ 9. Анализ наблюдений за сезонными явлениями природы при проведении занятий с детьми дошкольного возраста.
Задание 1.Пронаблюдайте за погодой: определите состояние неба и осадков, наличие или отсутствие ветра и степень тепла и холода.
Задание 2.Пронаблюдай за изменениями, происходящие с растениями в данный период года
Рекомендации
Технология организации наблюдений за сезонными явлениями на прогулке с детьми дошкольного возраста
Организация наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребёнка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдении, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему [13, 73].
8. Подготовка к наблюдению
ПЗ 10. Анализ наблюдений за ростом и развитием живых существ
Задание 1. Провести подготовительные работы для посадки семян и выращивания растений
Задание 2. Сделать рисунки каждого этапа прорастания растения в дневнике наблюдений
Рекомендации:
Наблюдения за ростом растений
В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.
Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.
Вторая стадия развития - это стадия вегетативногороста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один - довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.
Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.
Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.
Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.
o Что перед вами?
o Прошло две недели - изменился ли огурец?
o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
o Почему изменилось растение?
o В каких условиях рос огурец это время?
На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).
Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.
ПЗ 11.Анализ наблюдений в процессе опытнической деятельности
(О2,6,7,9, У1,2,3,4, ОК 4, ПК 3.1, 5.1)
Задание 1. Познакомиться с работами ведущих авторов и изучить теоретические аспекты по данной теме.
Задание 2. Разработать наблюдение в процессе опытнической деятельности и провести анализ его проведения
Рекомендации
Структура при проведении опыта (эксперимента)
- Постановка проблемы.
- Поиск путей решения проблемы
- Проведение наблюдения
- Обсуждение увиденных результатов
- Формулировка выводов
ПЗ 12. Использование практических методов на занятиях по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Задание 1.Определите значение практических методов в системе экологического образования детей?
Задание 2. Составить таблицу, отражающие практические методы, используемые для детей дошкольного возраста.
Виды практических методов | Возраст | Примеры |
Рекомендации.Внимательно прочитайте задания, все задания выполняются письменно, выполняйте задания, опираясь на материал учебников, ФГОС ДО.
ПЗ 13. Использование словесных методов на занятиях по экологическому воспитанию
Задание 1. Определите значение использования словесных методов в экологической работе с детьми
Задание2. Определите место и значение художественной литературы в системе экологического образования дошкольников
Задание 3. Составьте таблицу, отражающую перечень литературных произведений о природе, рекомендованных для детей разных возрастных групп.
Автор литературного произведения | Название литературного произведения | Возраст детей |
Рекомендации. Внимательно прочитайте задания, все задания выполняются письменно, выполняйте задания, опираясь на материал литературных произведений, учебниковФГОС ДО.
ПЗ 14. Использование наглядных методов организации деятельности детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Задание 1.Определите роль наглядных методов в экологической работе с детьми дошкольного возраста.
Задание 2.Определите виды наглядных методов
Рекомендации. Внимательно прочитайте задания, все задания выполняются письменно, выполняйте задания, опираясь на материал учебниковФГОС ДО.
ПЗ 15. Использование игры как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задание 1. Определите связь игровой деятельности и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задание 2. Определите специфику игровой обучающей ситуации с литературными персонажами.
Задание 3. Определите роль «знающих» и «незнающих» игровых персонажей в дидактическом процессе обучения детей.
Задание 4. Придумайте несколько вариантов игровой обучающей ситуации с игрушками-аналогами
Рекомендации. Внимательно прочитайте задания, все задания выполняются устно иписьменно; выполняйте задания, опираясь на материал учебниковФГОС ДО.
Например:
«Айболит осматривает комнатные растения».
Дидактическая цель: учить детей внимательно осматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.
Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал Айболит, который ходит по группам и осматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобы встретить гостя. Раздаётся стук, Айболита привозят на машине. Он здоровается, сообщает, что наступила весна, многие растения за зиму ослабли. Поэтому, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как правильно ухаживать за растениями. Воспитатель просит детей присутствовать при осмотре растений и помочь ему. Говорит: «Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверять почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если будет надо -- выпишу рецепты». Айболит внимательно осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещённости, указывает признаки неблагополучия. Может вытряхнуть растение из горшка, осмотреть корневую систему. Выясняет, как часто и какой водой поливают цветы, делается ли опрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делаетрекомендации.
ПЗ 16. Использование технических средств обучения при планировании НОД по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Задание1. Разработайте любое занятие по экологическому воспитанию, используя технические средства обучения.
Рекомендации.Внимательно прочитайте задания, все задания выполняютсяписьменно; выполняйте задания, опираясь на материал учебниковФГОС ДО.
Информационный материал
Представление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно- образное мышление детей; происходит активизация непроизвольного внимания, возможность индивидуализации обучения; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни; повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе. Так же надо помнить, что ИКТ- это новое мощное средство развития детей, но оно требует тщательной организации, как самих знаний, так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина.
ИКТ-это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Средствами ИКТ в детском саду, являются: мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, компьютер.
Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу», «12 месяцев», «Динозавры и другие»
Мультимедийные презентации-это обучающие заставки с красивыми картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации
Организация двигательной активности средствами ИКТ-проводятся подвижные игры под музыку, имитация движений, пальчиковые игры и т. д.
Применяя ИКТ на занятиях (причем во всех областях образовательной деятельности) открывают новые возможности для воспитателя, позволяя привлечь больше иллюстративного материала, использовать импровизации и видеозаписи, делают занятия более эмоциональными, яркими и интересными, что значительно повышает познавательную активность детей.
В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании. Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, позволяют получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например «Экскурсия по заповедным местам родного края», «Экскурсия в Краеведческий музей».
Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животного, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.
ПЗ. 17 Осуществление самоанализа, самоконтроля при проведении занятий, наблюдений, экскурсий.
Задание 1.
Тема «Технология экологического воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
ПЗ. 18 Диагностирование экологической воспитанности дошкольников.
Задание 1. Определите, что входит в понятие диагностики экологической воспитанности дошкольников.
Задание 2.Определите частоту проведения диагностики экологической воспитанности дошкольников.
Задание 3. Объясните, что важнее: экологические знания детей или их отношение к природе? Как можно определить знания детей? Как можно выявить их отношение к объектам и явлениям природы?
Задание4. Провести диагностирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста, используя примерные диагностические задания.
Рекомендации. Внимательно прочитайте задания, все задания выполняютсяустно; выполняйте задания, опираясь на материал учебниковФГОС ДО.
Примерные диагностические задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы.
Задание 1. «Назови, что это?»
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Оборудование: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень, шиповник); травянистые растения (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатные растения (фикус, аспидистра).
Задание 1: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе оно относится, назови отличительные признаки данной группы.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их группу, определяет особенности данной группы.
1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определенной группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении принадлежности растений к определенной группе и нахождении отличительных особенностей данной группы.
Задание 2. «Кого встретил Степка?»
Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; кошка, собака, корова, коза, лошадь.
Оборудование: карточки с изображением диких и домашних животных; сюжетные картинки.
Задание: дом, в котором живет щенок Степка находится рядом с лесом, однажды щенок забрел в лес и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
Вопросы детям | Фамилия, имя ребенка | ||
Каких животных встретил в лесу щенок? | |||
Почему их называют дикими? | |||
Какие животные живут со Степкой? | |||
Почему их называют домашними? |
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно определяет и называет домашних и диких животных; конкретно и полно отвечает на вопросы.
1 балл – средний уровень – ребенок показывает карточку с изображением животного, называет его; но допускает неточности в определении признаков группы.
0 баллов – низкий уровень – по предложению взрослого ребенок показывает карточки, но называет лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков группы ( в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).
Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы.
Ситуация 1.
Оборудование: карточки
Задание. Рассмотреть карточки и ответить на вопросы:
- Какое настроение у тебя будет при встрече с котенком? Почему?
- Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котенка; но только одного. Какого ты выбрал? Почему?
Ситуация 2.
Оборудование: картинки
Игровая задача. Детям предлагается рассмотреть картинку, выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.
Однажды Петя отправился в лес. Он шел по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, н
Вопрос. Как ты думаешь, что произошло?
Ситуация 3.
Оборудование: картинка – красивый цветущий луг с бабочками; карточки.
Игровая задача. Детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопрос: С кем тебе интересно гулять по луг? Почему? (Чем вы будете заниматься?)
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выявляет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы.
1 балл – средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы настоящим вопросам взрослого.
0 баллов – низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
ПЗ. 19 Определение способов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении по экологическому воспитанию.
Задание1. Определите цель и задачи коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Задание 2. Определите формы и методы (как традиционные, так и нетрадиционные) работы, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Рекомендации. Внимательно прочитайте задания, все задания выполняются устно; выполняйте задания, опираясь на материал учебников ФГОС ДО.
Информационный материал
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития это многочисленная разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, в следствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания в нервно-психическом развитии могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания, наличие неблагоприятных микросоциальных условий. Необходимо отметить, что в структуре задержки психического развития выделяются проблемы развития когнитивных функций и эмоционально волевой сферы. Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы–помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Социально-педагогическая и коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Коррекционная работа предусматривает обучение детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо решать следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности дошкольников;
- развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;
-повышение уровня у детей умственного развития;
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- обучение детей речевым средствам общения.
Коррекционно-развивающая работа в группе должна строиться с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течение дня, координации и преемственности в работе дефектолога, логопеда и воспитателей.
В коррекционно-развивающей работе в ДОУ необходимо использовать различные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР:
1. Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия
(музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы).
Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв.
2. Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются.
3. Занятия малой подгруппой (по 2 занятия проводится коррекция сходных нарушений детей.)
4. Индивидуальная. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности. Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппам и проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.
5. Консультативная. В качестве основного метода положительного воздействия на ребенка с ЗПР можно выделить работу семьей этого ребенка и работу по взаимодействию всех специалистов ДОУ. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам. Постараться сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях
Для более эффективной коррекционно-развивающейся работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала с детьми с ЗПР используются различные методы.
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).
При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).
Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например: наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные–не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…).
Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.
3. Практические (практические упражнения, графические работы…). Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить–играя». Такого принципа должен придерживаться педагог при коррекционно-развивающейся работе. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. При использовании в работе всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
В дополнении к традиционным методам воздействия, необходимо использовать нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
К таким методам можно отнести:
1.Манкотерапия–этот метод поможет снизить у детей импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение, поможет развитию активности, любознательности в процессе познавательной деятельности.
2. Музыкотерапия–воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т.д.
3. Бусотерапия–способствует развитию мелкой моторике, формированию навыков пространственной ориентировки, знакомит с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
4. Сказкотерапия–является игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.
5. Игры песочной терапии (крупотерапия) –совершенствуют умения и навыки практического общения и способствуют более качественной коррекции речи, песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоционально-волевое состояние.
6. Арт-терапия–развитие, коррекция, воспитание и социализация ребёнка при помощи художественного творчества.
7. Су-Джок–способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общие профилактическое действие
8. Играем с блоками Дьениша–с помощью игр с блоками Дьениша можно развивать у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьениша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму («Домики», «Цветные обручи», «Какой фигуры не хватает»))
9. Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром.
10.Палочки Кюизенера–набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.
Таким образом, в коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми с ЗПР в ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала ДОУ и родителей ребенка.
Список литературы:
1.Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. –М., 2008.
2.ИльинаГ.М.. Психолого- педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Учебно- методическое пособии / Г.М. Ильина. –М. 2011.
3.ШутькоЕ.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. / Е. В. Шутько. – Е., 2014.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / С.Н. Николаева.—7-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2013.—272с.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников.—М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.—256с.
Дополнительные источники:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5—6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.—Воронеж, 2004.—53с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников /под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб., 2003.
- Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей / В.А.Зебзеева.- М.: Сфера, 2009 -288с.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М., 2005.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Николаева С.Н.- М.: Мозаика – Синтез, 2010 -112с.
- Природа и дети. Методическое пособие / В.А.Магомедова, О.Н.Разбегина, Е.И.Касаткина, И.А.Королева, О.Л.Лебедева. – Вологда, 2007.
- Рыжова Н.А. Материалы курса Экологическое образование в детском саду: лекции 1- 4./ Рыжова Н.А.- М.: Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.
- Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций . – М.: Детство-Пресс, 2010. – с. 272.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова.- М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006 – 104 с.
- Табукашвили Т.Г. От диагностики к экологическому развитию.—Ростов н/Д, 2003.
- Хабарова Т.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. – СПб.,2010.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе.—М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Теория и методика экологического образования дошкольника"
домашняя контрольная работа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:иметь практический опыт:определения целей и за...
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Учебно-методические рекоментации...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО теории и методике экологического образования дошкольников
В методическом пособии представлены материалы по проведению полевой практики: структура, содержание, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению экскурсий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образов...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё зад...