Методическая разработка на тему: "Черепномозговые нервы"
методическая разработка
Данная методическая разработка по дисциплине анатомия и физиология человека для специальности «Сестринское дело» предназначена для преподавателей и обучающихся. Основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии человека, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию. Занятие относится к разделу: «Анатомо-физиологические особенности саморегуляции функций организма», тема «Черепномозговые нервы». Актуальность методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в организации аудиторной самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx | 788.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия
По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Тема: «Черепные нервы»
Специальность: «Сестринское дело»
Кыштым 2019
Рассмотрено на заседании ЦМК ОП дисциплин Протокол № ___от__________2019г Председатель ЦМК________Т.Ф. Зорина | Утверждаю Зам. директора по УВР _________Е.Н. Борисова «___» ___________2019г |
Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».
Организация-разработчик:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».
Разработчик: Сорокина С.А. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».
Рецензент: Саблина К.П. учитель биологии МОУ СОШ №3 г. Кыштым.
Рецензент: Павлова О.В. методист Кыштымского филиала «Миасского медицинского колледжа».
Методическое пояснение
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме «Черепные нервы». Методическая разработка включает в себя материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Черепные нервы».
Данное практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать их при решении ситуационных задач, устном ответе и программированном контроле. В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода;
используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами по 2 -3 чел; осуществляется комбинированный метод контроля.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.
Мотивация темы
Знание темы «Черепные нервы» необходимо в практической медицинской деятельности для понимания проявлений тех или иных нарушений при их поражении, особенно для постановкипредварительного диагноза в неврологии в соответствии с современной классификацией.
Изучение данной темы основывается на знаниях спланхнологии и других систем, формирует внутридисциплинарные связи, так как периферическая нервная система является связующим звеном всех отделов организма в единое целое, способствует формированию системного клинического мышления, что позволяет понять основные закономерности в работе организма как сложной биосоциальной системы. Тем более (в последнее время) во всем цивилизованном мире в связи с неблагоприятной обстановкой и природными катаклизмами (землетрясения, наводнения, пожары и т. д.) знания особенностей строения и функций человеческого организма нужны любому человеку, потому что при данных непредвиденных обстоятельствах может возникнуть потребность оказать помощь пострадавшему: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, наложить шину (до приезда специальной медицинской службы), чтобы сохранить жизнедеятельность органов и систем, т. е провести профилактику различных осложнений и последствий различных видов стрессов, которые обычно приводят к сбою работы нервной системы.
Методическая цель занятия
Формирование модели будущего медицинского работника через компетентностный и практикоориентированный подходы.
Цели занятия:
Дидактические: повторение и закрепление пройденного материала по теме: «Черепные нервы».
Развивающие: продолжение развития познавательного интереса, интеллекта, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:способствование воспитанию коллективизма, культуры общения, стремления к проявлению своих знаний и умения радоваться своим успехам; интереса к профессии, чувства ответственности за здоровье пациента.
ОК: 1,2,3,4,5,6,8,11,12
ПК: 1.1,1.2,1.3
Место проведения занятия: кабинет «Анатомия и физиология
человека».
Методы обучения и методические приемы
Объяснительно-иллюстративный:
- словесные;
- наглядные (иллюстрации);
- логические (выделение главного, объяснение, определение взаимосвязи).
Репродуктивный.
Междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОДБ.09 Основы безопасности жизни | «Первая медицинская помощь» | |
ОДП.02 Химия | «Окислительно-восстановительные реакции». | ||
ОДП.03 Биология | «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека». | ||
Сопутствующие | ОП.08 Основы патологии | «Защитно-приспособительные и компенсаторные реакции организма», «Воспаление». | |
ОП.01 Основы латинского языка | «Средства действующие на ЦНС», «Противовоспалительные средства. Осложнения медикаментозной терапии». | ||
МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг | «Методы простейшей физиотерапии» | ||
Последующие | ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий | МДК 02.01 Здоровый человек и его окружение | «Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности беременности. Физиологическое течение родов». |
МДК 01.02 | «Технологии профилактики заболеваний нервной системы». | ||
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах | МДК 02.01 Сестринкая помощь при нарушениях здоровья | «Сестринская помощь при заболеваниях уха» | |
МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья | Все темы. | ||
МДК 02.02 Основы реабилитации | Все темы. |
Внутридисциплинарные связи:
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов. | Учение о тканях: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. |
Раздел 3. Опорно – двигательный аппарат – структуры, в него входящие. | «Скелет головы – череп», «Скелетные мышцы. Мышцы головы и шеи». | |
Сопутствующие | Раздел 9. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Органы чувств. | «Общие данные о строении и функциях нервной системы», «Спинной мозг: строение и функции», «Головной мозг: строение и функции», «Периферическая нервная система. Черепные нервы», «Черепные нервы», «Спинномозговые нервы», «Вегетативная нервная система», |
Последующие | «Общая характеристика органов чувств. Орган зрения, слуха и равновесия», «Орган вкуса и обоняния. Строение и функции кожи», |
Оснащение
- интерактивный плакат «Черепные нервы»;
- методическая разработка для преподавателя;
- методические указания для студентов.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
- показывать на плакатах, черепе места прохождения ЧН;
- показывать на плакатах расположение ядер ЧН;
- использовать знания в решении ситуационных задач.
Знать:
- классификацию ЧН;
- чувствительные ЧН, их функции;
- двигательные ЧН, их функции;
- смешанные ЧН, их функции;
- локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга;
- как проявляются нарушения их функций.
Этапы планирования занятия (ООД)
Этап | Время | Содержание | Цель | Реализация ОК и ПК | Приложение | |
Действие преподавателя | Действие обучающихся | |||||
1. Организа ционный этап | 1 мин | Приветствует обучающихся, проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию. | Обучающиеся приветствуют преподавателя. | Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам. | ОК 1,12 | |
2. Изложение целей, плана занятия. | 2 мин | Сообщает тему, ее актуальность, цели и план занятия, знакомит с видами деятельности и опроса. | Слушают преподавателя, записывают тему, план занятия, что должны знать, уметь по теме. Осмысливают поставленную мотивацию. | Мобилизовать внимание обучающихся на закрепление и повторение материала, вызвать познавательный интерес к изучению данной темы. | ОК 1,2 | |
3. Проверка исходного уровня знаний | 5 мин. | Проводит фронтальный опрос по теме. | Отвечают на вопросы, анализируют и конкретизируют свои знания. | Способствует развитию познавательных способностей у студентов. Развивает мыслительную компетенцию (умение классифицировать, сравнивать). | ОК 1,2,3,4,5,6,8 ПК 1.1, 1.2, 1.3 | № 1 |
4. Демонстрационная часть | 15 | Преподаватель объясняет обучающимся материал. Рассказывает и показывает на плакатах ход ЧН и отделы стволовой части, где располагаются их ядра. Дает под запись более важные моменты. Объясняя, старается опираться на исходные знания студентов по анатомии. В конце объяснения преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся при повторении темы. | Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, участвуют в обсуждении материала. По ходу объяснения делают необходимые записи. Обучающиеся внимательно смотрят на действия преподавателя. После повторения материла, задают вопросы, которые могли возникнуть у них в процессе объяснения преподавателем данной темы. | Способствует развитию внимания, побуждает к самостоятельной учебной деятельности. | ОК 1,2,3,4,5,6,8 | №2 |
5. Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом | 60 минут | Преподаватель знакомит с порядком выполнения самостоятельной работы и организует ее. | Самостоятельно работают по плану, предложенному преподавателем. | Формируются учебно-познавательные, информационные компетенции. Развиваются творческие и мыслительные компетенции, умение рационально использовать время. Способствует достижению целей занятия. | ОК: 1,2,8, 11 | №3 |
6. Закрепление полученных знаний. | 5 минут | Преподаватель предлагает закрепить пройденный материал с помощью выполнения тестового задания. Затем просит поменяться работами с соседом по парте и оглашает эталон ответов и просит их проверить и выставить оценки. | Обучающиеся решают задания. После чего обмениваются работами, проверяют ошибки и выставляют оценки. При необходимости задают вопросы, вызвавшие у них затруднения. | Закрепить материал, выявить степень его усвоения. Привитие навыков коллективной работы. | ОК 2 | №4 |
7. Подведение итогов | 3 минут | Преподаватель обсуждает итоги работы обучающихся, отмечает отрицательные и положительные моменты в работе каждого обучающего. | Обучающиеся слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем. | Оценить качество работы каждого обучающегося, выставить оценки с комментариями. | ОК 4 ОК 8 | |
8. Домашнее задание. | 1 мин | Выучить тему: «Вегетативная нервная система». | Записывают домашнее задание, слушают методические указания | Активизируется самоподготовка, воспитывается интерес к учебной деятельности. | ОК 4 ОК 8 |
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса.
- Сколько пар ЧН.
- На какие группы делятся ЧН?
- Назовите чувствительные ЧН.
- Назовите двигательные ЧН.
- Назовите смешанные ЧН.
- Где находятся ядра 3-4 пар ЧН?
- Где находятся ядра 5-8 пар ЧН?
- Где находятся ядра 9-12 пар ЧН?
- Назовите, где начинается и заканчивается обонятельный нерв.
- Назовите, где начинается и заканчивается зрительный нерв.
- Назовите, где начинается и заканчиваетсяпреддверно - улитковый нерв.
- Назовите, где начинается и заканчивается глазодвигательный нерв.
- Назовите, где начинается блоковой нерв, что иннервирует?
- Назовите ветви тройничного нерва и что они иннервируют?
- Назовите, где начинается отводящий нерв, что иннервирует?
- Что иннервирует лицевой нерв?
- Как называется и что иннервирует IX пара ЧН?
- Как называется и что иннервирует X пара ЧН?
- Назовите, где начинается добавочный нерв, что иннервирует?
- Назовите, где начинается подъязычный нерв, что иннервирует?
Приложение 2
Анатомо - физиологические особенности черепных нервов.
Черепно-мозговые нервы — двенадцать пар нервов головного мозга; имеется также промежуточный нерв, который отдельные авторы считают XIII парой. Черепно-мозговые нервы располагаются на основании мозга (рис. 1). Часть черепно-мозговых нервов имеет преимущественно двигательные функции (III, IV, VI, XI, XII пары), другие — чувствительные (I, II, VIII пары), остальные — смешанные (V, VII, IX, X, XIII пары). В некоторых черепно-мозговых нервах содержатся парасимпатические и симпатические волокна.
Рис. 1. Основание головного мозга. Места выхода черепно-мозговых нервов: а — обонятельная луковица; б — зрительный нерв; в — обонятельный тракт; г — глазодвигательный нерв; д — блоковый нерв; е — тройничный нерв; ж — отводящий нерв; з — лицевой и промежуточный нервы; и — преддверно-улитковый нерв; к — языкоглоточный и блуждающий нервы; л — подъязычный нерв; м — добавочный нерв. |
I пара, обонятельный нерв (n. olfactorius), берет начало от нервных клеток слизистой оболочки носа. Тонкие волоконца этого нерва проходят в череп через отверстия решетчатой пластинки решетчатой кости, вступают в обонятельную луковицу, которая затем переходит в обонятельный тракт. Расширяясь кзади, этот тракт образует обонятельный треугольник. На уровне обонятельного тракта и треугольника залегает обонятельный бугорок, в котором заканчиваются волокна, идущие от обонятельной луковицы. В коре обонятельные волокна распределяются в области гиппокампа. При поражении обонятельного нерва возникает полная потеря обоняния — аносмия или частичное его нарушение — гипосмия.
II пара, зрительный нерв (n. opticus), начинается от клеток ганглиозного слоя сетчатки. Отростки этих клеток собираются в зрительный нерв, который после вступления в полость черепа образует на основании мозга зрительный перекрест — хиазму. Но этот перекрест не полный, в нем перекрещиваются только волокна, идущие от внутренних половин сетчатой оболочки глаз. После перекреста зрительный нерв носит название зрительного тракта, который заканчивается в наружном коленчатом теле. От наружного коленчатого тела начинается центральный зрительный путь, который заканчивается вкоре затылочной доли мозга. При каких-либо патологических процессах в головном мозге, затрагивающих перекрест зрительного нерва, зрительный тракт или путь, возникают различной формы выпадения полей зрения — гемианопсия. Заболевания зрительного нерва могут быть воспалительного (неврит), застойного (застойный сосок) и дистрофического (атрофия) характера. Причиной неврита зрительного нерва могут быть различные заболевания (менингит, энцефалит, арахноидит, рассеянный склероз, грипп, воспаление придаточных пазух носа и др.). Проявляется внезапным понижением остроты зрения и сужением поля зрения. Застойный сосок является важнейшим симптомом повышения внутричерепного давления, которое может быть связано чаще всего с опухолью мозга, изредка гуммой, солитарным туберкулом, кистой и др. Застойный сосок длительное время не ведет к нарушениям зрения и обнаруживается при осмотре глазного дна. При прогрессировании заболевания понижается острота зрения и может наступить слепота. Атрофия зрительного нерва может быть первичной (при спинной сухотке, сифилисе головного мозга, рассеянном склерозе, при травме зрительного нерва и др.) или вторичной, как исход неврита или застойного соска. При этом заболевании наблюдается резкое понижение остроты зрения вплоть до полной слепоты, а также сужение поля зрения.
Лечение зависит от этиологии заболевания.
Рис. 2. Схема проводящих зрительных путей.
III пара, глазодвигательный нерв (n. oculomotorius), образована волокнами, идущими от одноименных ядер, лежащих в центральном сером веществе, под водопроводом мозга (сильвиев водопровод). Выходит на основание мозга между его ножками через верхнюю глазничную щель, проникает в глазницу и иннервирует все мышцы глазного яблока, за исключением верхней косой и наружной прямой мышц. Содержащиеся в глазодвигательном нерве парасимпатические волокна иннервируют гладкую мускулатуру глаза. Поражение III пары характеризуется опущением верхнего века (птоз), расходящимся косоглазием и мидриазом (расширение зрачка).
IV пара, блоковый нерв (n. trochlearis), начинается от ядер, расположенных спереди от водопровода (сильвиева), на уровне нижних бугорков четверохолмия. Выходит на поверхность мозга в области верхнего мозгового паруса, совершает здесь полный перекрест волокон, огибает ножку мозга и через верхнюю глазничную щель входит в глазницу. Иннервирует верхнюю косую мышцу глаза. При поражении блокового нерва отмечается диплопия — двоение предметов при взгляде вниз, небольшое косоглазие.
Рис. 2. Топография тройничного нерва: 1 — нижнечелюстной нерв; 2 — узел тройничного нерва; 3 — глазничный нерв; 4 — верхнечелюстной нерв. |
V пара, тройничный нерв (n. trigeminus), выходит двумя корешками на поверхность мозга между мостом и средней ножкой мозжечка. Большой корешок, чувствительный, состоит из аксонов узла тройничного нерва, расположенного на передней поверхности пирамиды височной кости. Войдя в мозг, волокна, проводящие тактильную чувствительность, заканчиваются в ядре, лежащем в покрышке моста (варолиева), а волокна, проводящие болевую и температурную чувствительность,— в ядре спинномозгового тракта. От клеток чувствительных ядер начинается второй нейрон, идущий в составе петли тройничного нерва к зрительному бугру. Далее чувствительный путь тройничного нерва идет к коре задней центральной извилины, где и заканчивается. Дендриты клеток узла тройничного нерва образуют три периферических ветви: глазничный, верхнечелюстной и нижнечелюстной нервы, иннервирующие кожу лба и лица, зубы, слизистую оболочку полости носа и рта (рис. 2). Малый корешок, двигательный, образуется волокнами, выходящими из ядер, лежащих в покрышке моста. Выходя из моста, он располагается сверху и кнутри от чувствительного пути, входит в состав нижнечелюстного нерва и иннервирует все жевательные мышцы.
При поражении чувствительной части тройничного нерва возникают краткие приступы очень резких болей (невралгические боли) в соответствующих областях лица, сопровождающиеся покраснением лица, слезотечением. Повреждение двигательной части тройничного нерва делает невозможным смещение нижней челюсти в здоровую сторону вследствие ослабления жевательной и височной мышц.
VI пара, отводящий нерв (n. abducens), состоит из волокон, отходящих от клеток ядра этого нерва, лежащего в покрышке моста. Отсюда волокна отводящего нерва проходят через толщу моста и выходят на основании мозга между пирамидой продолговатого мозга и мостом. Затем проникают в глазницу и иннервируют наружную прямую мышцу глаза. При поражении отводящего нерва нарушается отведение глазного яблока кнаружи, что приводит к сходящемуся косоглазию, может быть двоение в глазах.
Рис. 3. Топография лицевого нерва: 3 — щечная ветвь лицевого нерва; 4 — проток околоушной железы; 5 — околоушная железа; 6 — наружный слуховой проход; 7 — лицевой нерв; 8 — краевая ветвь лицевого нерва; 9 — шейная ветвь лицевого нерва. |
VII пара, лицевой нерв (n. facialis), берет начало от ядра лицевого нерва, лежащего в покрышке моста. Волокна лицевого нерва образуют здесь петлю (колено), охватывающую ядро отводящего нерва. Затем они проходят через всю толщу моста и выходят на основание мозга между мостом и продолговатым мозгом. Вместе с лицевым нервом на основании мозга выходит промежуточный нерв (n. intermedins, XIII пара), несущий вкусовые и парасимпатические волокна. Через внутреннее слуховое отверстие лицевой нерв (вместе с промежуточным нервом) входит в канал лицевого нерва, расположенный в пирамиде височной кости, и проникает в толщу околоушной железы, где распадается на ветви (рис. 3). Эти ветви VII пары иннервируют все мимические мышцы лица, подкожную мышцу шеи и др. Промежуточный нерв состоит из волокон, отходящих от коленчатого узла и оканчивающихся в ядре одиночного пучка. Дендриты клеток коленчатого узла входят в состав барабанной струны. Ветви промежуточного нерва иннервируют подъязычную и подчелюстную железы, а также слезную железу и вместе с частью язычного нерва иннервируют передние две трети языка.
При заболеваниях периферической части лицевого нерва поражаются его ветви. Рот перетягивается в здоровую сторону, нижняя губа отвисает, сглаживаются носогубная и лобная складки, глазная щель не смыкается, мигательные движения отсутствуют.
При поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядру лицевого нерва, страдает лишь нижняя ветвь его на противоположной стороне (свисает угол рта). При поражении промежуточного нерва нарушается вкус на передних двух третях языка, могут нарушаться слюно- и слезоотделение.
VIII пара, преддверно-улитковый (слуховой) нерв (n. vestibulocochlearis), делится на две части — улитковую (parscochlearis) и преддверную (parsvestibularis). Улитковая часть проводит импульсы от органа слуха и состоит из аксонов и дендритов клеток спирального узла, лежащего в костной улитке. Преддверная часть, несущая вестибулярные функции, отходит от вестибулярного узла, расположенного на дне внутреннего слухового прохода. Оба нерва соединяются во внутреннем слуховом проходе в общий преддверно-улитковый нерв, входящий в мозг между мостом и продолговатым мозгом, рядом с лицевым и промежуточным нервами. Волокна улитковой части оканчиваются в дорсальном и вентральном улитковых ядрах покрышки моста, а волокна преддверной части — в ядрах, расположенных в ромбовидной ямке. Значительная часть волокон преддверной части направляется в задний продольный пучок, в вестибулоспинальный пучок, а также в мозжечок. Волокна улитковой (слуховой) части, частично перекрещиваясь, идут в составе боковой петли к нижним бугоркам четверохолмия и к внутреннему коленчатому телу. Отсюда начинается центральный слуховой путь, который заканчивается в коре верхней височной извилины.
При заболеваниях слухового нерва - а) вовлекающих волокна улитковой части, поражается слух, б) при нарушениях вестибулярной части слухового нерва возникают головокружения, пошатывания при ходьбе, тошнота, нистагм).
IX пара, языкоглоточный нерв (n. glossopharyngeus), появляется на поверхности продолговатого мозга снаружи от нижней оливы. Его корешок общим стволом выходит из полости черепа через яремное отверстие. Чувствительные волокна этого нерва, отходящие от клеток верхнего и нижнего узлов, оканчиваются в ядре одиночного пучка, на дне IV желудочка, иннервируют глотку, среднее ухо, заднюю треть языка. Двигательные волокна идут от двойного ядра покрышки и иннервируют мышцы глотки. Парасимпатические волокна иннервируют околоушную железу. При вовлечении в патологический процесс IX пары обнаруживаются боли в глотке, корне языка, затруднение глотания, расстройство вкуса на задней трети языка, нарушение слюноотделения.
X пара, блуждающий нерв (n. vagus), имеет весьма широкое распространение и разветвляется главным образом во внутренних органах. Ствол его берет начало 10— 15 корешками в области продолговатого мозга, позади IX пары. Общий ствол X пары выходит из черепа через яремное отверстие вместе с IX и XI парами черепно-мозговых нервов. Чувствительные волокна блуждающего нерва начинаются от верхнего и нижнего узлов, лежащих вблизи яремного отверстия. По выходе из черепа X пара направляется вниз, проходит в области шеи и проникает в грудную и брюшную полости. Левый блуждающий нерв входит в грудную полость между левой сонной и подключичной артериями и, опускаясь по передней поверхности пищевода, разветвляется на передней поверхности желудка. Правый блуждающий нерв, входя в грудную полость, лежит между правыми подключичными артерией и веной. От него отходит возвратный нерв (n. laryngeusrecurrens). Правый блуждающий нерв входит в состав чревного сплетения. Чувствительные волокна X пары иннервируют слизистую оболочку глотки, гортани, корня языка и вместе с V и IX парами черепно-мозговых нервов твердую мозговую оболочку. Они заканчиваются в ядре одиночного пучка и в других ядрах заднего отдела ромбовидной ямки. Волокна, иннервирующие внутренние органы грудной и брюшной полостей, берут начало в дорсальном ядре X пары черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна X пары черепно-мозговых нервов отходят от двойного ядра покрышки. Двигательные ядра блуждающего нерва связаны с корой большого мозга через волокна, идущие в пирамидном пучке. Парасимпатические волокна, идущие в составе блуждающего нерва, также иннервируют органы грудной и брюшной полостей.
При поражении блуждающего нерва возникает парез мягкого неба, гортани, глотки и выявляются симптомы нарушения деятельности внутренних органов. При двустороннем поражении отмечается расстройство глотания, попадание пищи в нос, носовой оттенок речи, иногда боли в ушной раковине. При повреждении блуждающего нерва на уровне отхождения от него возвратного нерва наступает афония и затруднение дыхания. Поражение сердечных ветвей вызывает тахикардию, их раздражение — брадикардию. Иногда возникают сердечные кризы с резкими болями. При одностороннем поражении блуждающего нерва — небная занавеска опущена на стороне поражения, язычок отклоняется в здоровую сторону. Двусторонние поражения блуждающего нерва всегда имеют тяжелый прогноз.
XI пара, добавочный нерв (n. accessorius), начинается двумя частями: верхней, идущей от заднего отдела двойного ядра, лежащего в продолговатом мозге, и нижней, идущей от спинномозгового ядра, находящегося в передних рогах верхних сегментов спинного мозга. Корешки нижней части входят в череп через большое затылочное отверстие и присоединяются к верхней части нерва. Корешки верхней части выходят позади оливы, располагаясь за корешками X пары. Из полости черепа добавочный нерв выходит вместе с X парой и делится на две ветви — наружную и внутреннюю. Часть волокон XI пары черепно-мозговых нервов переходит в состав блуждающего нерва. Добавочный нерв иннервирует трапециевидную и грудино-ключично-сосцевидную мышцы. При его поражении и появляется паралич или парез этих мышц. Встречается сужение глазной щели, энофтальм (западение глазного яблока), миоз (сужение зрачка) в результате одновременного вовлечения в процесс верхнего шейного узла.
XII пара, подъязычный нерв (n. hypoglossus). Ядро этого нерва располагается в нижнем отделе ромбовидной ямки. Его многочисленные корешки выходят между пирамидой и оливой. Далее, выйдя из полости черепа, они проходят через канал подъязычного нерва, книзу от подъязычной кости, затем делятся на конечные ветви, иннервирующие мышцы языка. При поражении этого нерва обнаруживается ограничение движений языка вперед и отклонение его в больную сторону, атрофия мышц, фибриллярные подергивания, боли в корне языка.
Приложение 3
Задания к самостоятельной работе обучающихся по теме:
«Черепные нервы».
1. Повторить расположение ядер ЧН и изучить ход ЧН и их функции, используя таблицы, конспекты лекций, атласы.
1.1 Заполнить таблицу «Черепные нервы») проверить путем само и взаимоконтроля в малых группах.
1.2 На рисунке «Стволовая часть головного мозга» отметить локализацию ядер ЧН.
2. Решить ситуационные задач.
Это интересно!
Нерв | Этимология названия | Впервые назван | Учёный, давший название | Причина названия |
Обонятельный нерв (лат. nervus olfactorius) | классическое лат. olfacere – нюхаю, постклассическоеolfactorius (два суффикса -tor(суффикс, для образования существительного от определённого глагола) и -ius(указывает на принадлежность к функции)) | 1651 | Нерв получил свое название из-за связи с функцией | |
Зрительный нерв (лат. nervus opticus) | от др.-греч. ὀπτικός (optikos) | точно не известно; Гален указывает, что некоторые его современники называли нерв зрительным | Нерв назван так из-за принадлежности к функции | |
Глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius) | постклассическое латинское слово, комбинированное из двух латинских слов: oculus – глаз и motore – двигаю; также добавлены два суффикса: -tor и-ius | 1783 | Иоганн Пфеффингер | Назван так за свою функцию (иннервирует мышцы глазного яблока и, таким образом, движет ими) |
Блоковой нерв (лат. nervus trochlearis) | от лат. trochlea – блок | 1670 | Уильям Молинс | Нерв назван так потому что он иннервирует верхнюю косую мышцу, сухожилие которой делает перегиб, напоминающий блок |
Тройничный нерв (лат. nervus trigeminus) | от лат. trigeminus – тройничный | 1732 | Название получил из-за своей формы: основной ствол, который выходит из мосто-мозжечкового угла, делится на три массивные ветви | |
Отводящий нерв (лат. nervus abducens) | от лат. abducere – отводить, с добавлением суффикса -ens, характерного для несовершенных причастий | 1778 | Нерв получил название из-за функции, которую обеспечивает, а именно отвода глаза наружу | |
Лицевой нерв (лат. nervus facialis) | от лат. faciei – лицо; постклассическое facialis – то, что относится к лицу | 1778 | Свое название нерв получил через иннервацию мимических мышц лица | |
Преддверно-улитковый нерв (лат. nervus vestibulocochlearis) | от лат. vestibulum – вестибюль; от лат. cochlea – завиток, закрутка и суффикс -aris | 1961 | Коллегия при просмотре PNA | Название пошло от двух анатомических структур, с которыми нерв связывается во внутреннем ухе |
Языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus) | от др.-греч. γλῶσσα (glossa) – язык и от др.-греч. φάρυγξ (pharynx) – глотка, горло | 1753 | Название пошло от того, что анатомы, которые исследовали нерв, описывали, что он вплетается в глотку и корень языка | |
Блуждающий нерв (лат. nervus vagus) | от лат. vagus – блуждающий, бродячий, странствующий | 1651 | Нерв получил свое название из-за длины и большого ветвления в теле человека | |
Добавочный нерв (лат. nervus accessorius) | от постклассического латинского слова accesorius – добавочный | 1666 | Через близкое расположение к блуждающему нерву и веточки к нему рассматривался как «приложение» к современной X паре | |
Подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus) | от др.-греч. γλῶσσα (glossa) – язык и с добавлением префикса hypo- – под- | 1732 | Характеризует отношение к функции языка и анатомическое размещение |
Задание 1.1 Заполнить таблицу.
Таблица Черепно-мозговые нервы
Пара ЧМН | Название нерва | Функциональная характеристика | Место расположения ядер | Место выхода нерва из черепа | Область иннервации |
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V | |||||
VI | |||||
VII | |||||
VIII | |||||
IX | |||||
X | |||||
XI | |||||
XII |
Задание 1.2 Раскрасить и подписать черепные ядра и нервы.
Задание2. Решить ситуационные задачи.
Задача № 1
У пациента ограничена подвижность глазного яблока при взгляде вверх, вовнутрь, вниз. Какой нерв поврежден у пациента?
Задача № 2
У мужчины 40 лет внезапно возникли сильнейшие стреляющие боли в правом глазу и лобно-теменной области. Приступ возник во время еды, длился 1,5-2 минуты и завершился внезапно. Такой же приступ наблюдался 1 год назад во время умывания и прошел самостоятельно. Функция какого нерва нарушена?
Задача № 3
Какой нерв поврежден, если у пациента:сходящееся косоглазие,
ограничен поворот глазного яблока кнаружи.
Задача № 4
У ребенка 10 лет в процессе выздоровления от легкого простудного заболевания внезапно возникла асимметрия лица. Опущен левый угол рта, отмечается слюнотечение. Отвисает нижнее веко левого глаза, глаз не закрывается. Снижены вкусовые ощущения. Функция какого нерва нарушена?
Задача № 5
У больного наблюдаются следующие симптомы:
понижение костной и воздушной проводимости, невозможность определить с закрытыми глазами местонахождение источника звука,слуховые галлюцинации. Какая пара ЧМН повреждена?
Задача № 6
У пациента выявлены следующие нарушения при исследовании:нарушение вкуса на задней трети языка, сухость во рту, поперхивание при глотании.
Поражение какой пары ЧМН можно предположить у пациента?
Задача № 7
Какой нерв поражен, если при исследовании наблюдаются следующие симптомы:невозможен или затруднен поворот головы, затруднено поднимание плечевого пояса, плечо на больной стороне опущено, ограничено поднимание руки.
Задача № 8
Какой нерв поражен, если у больного находят следующие симптомы:
речь заплетающаяся, неотчетливая, нарушение жевания и глотания.
Приложение 4
Вариант № 1
I. Выберите один верный ответ:
1. I, II, VIII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) содержащими симпатические волокна
2. Ресничную мышцу и мышцу, суживающую зрачок, иннервирует нерв:
а) зрительный
б) глазодвигательный
в) блоковой
г) отводящий
3. Верхнюю косую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:
а) зрительный
б) глазодвигательный
в) блоковой
г) отводящий
4. Кожа большей части лица иннервируется чувствительными волокнами нерва:
а) блуждающего
б) языкоглоточного
в) лицевого
г) тройничного
5.Иннервация трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышцы осуществляется парой ЧМН:
а) 9
б) 10
в) 11
г) 12
6. Какую функцию выполняет улитковая часть VIII пары ЧМН:
а) зрительную
б) обонятельную
в) слуховую
г) вкусовую
7. Ядра лицевого нерва расположены:
а) в четверохолмии
б) в мосту заднего мозга
в) в ножках мозга
г) в продолговатом мозге
8. Какие пары ЧМН имеют вегетативные волокна:
а) 3 и 9 пары
б) 1 и 2 пары
в) 11 и 12 пары
г) 4 и 6 пары
9. Какой нерв иннервирует подъязычные и поднижнечелюстные слюнные железы:
а) тройничный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) подъязычный
10. Какой нерв обеспечивает вкусовую иннервацию задней трети языка:
а) подъязычный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) тройничный
II. Выберите два верных ответа:
1. Тройничный нерв образует следующие ветви:
а) затылочный
б) ушной
в) верхнечелюстной
г) нижнечелюстной
2. Какие черепные нервы проходят через яремное отверстие:
а) лицевой
б) добавочный нерв
в) преддверно-улитковый нерв
г) блуждающий нерв
3. Какие нервы иннервируют мышцы глазного яблока:
а) блоковой
б) тройничный
в) отводящий
г) добавочный
4. Какие из смешанных нервов имеют в своем составе сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:
а) лицевой (VII пара)
б) блуждающий (X пара)
в) тройничный (V пара)
г) глазодвигательный (III пара)
Вариант № 2
I. Выберите один верный ответ:
1. IV, VI, XI, XII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) содержащими парасимпатические волокна
2. Все мимические мышцы лица и часть мышц шеи иннервирует нерв:
а) тройничный
б) языкоглоточного
в) лицевой
г) добавочный
3. Слизистая оболочка полости рта, носа, придаточных пазух, зубы и десны иннервируются чувствительными волокнами нерва:
а) блуждающего
б) языкоглоточного
в) лицевого
г) тройничного
4. Чувствительная и вкусовая иннервация слизистой оболочки задней трети языка обеспечивается нервом:
а) языкоглоточного
б) тройничного
в) подъязычным
г) лицевым
5. Укажите мышцу, которую иннервирует блоковой нерв:
а) верхняя косая мышца глаза
б) нижняя косая мышца глаза
в) латеральная прямая мышца глаза
г) медиальная прямая мышца глаза
6. Какой из этих нервов имеет только чувствительные волокна:
а) отводящий
б) обонятельный
в) глазодвигательный
г) блуждающий.
7. Где располагаются ядра подъязычного нерва:
а) в среднем мозге
б) в промежуточном мозге
в) в продолговатом мозге
г) в заднем мозге.
8. Какой ветвью тройничного нерва иннервируется кожа ушной раковины, щека, зубы нижней челюсти:
а) лицевым нервом
б) глазным
в) верхнечелюстным
г) нижнечелюстным
9. Ветви, какого нерва обеспечивают иннервацию сердца:
а) подъязычного
б) языкоглоточного
в) блуждающего
г) добавочного
10. Какой нерв иннервирует жевательные мышцы:
а) тройничный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) подъязычный
II. Выберите два верных ответа:
1.Укажите ядра черепных нервов, которые располагаются в мосту заднего мозга:
а) VII-я пара черепных нервов
б) IX-я пара черепных нервов
в) VI-я пара черепных нервов
г) X-я пара черепных нервов
2. Укажите функции преддверно-улиткового нерва – VIII пары ЧМН
а) формирование обоняния
б) формирование вкуса
в) формирование слуха
г) регуляция положения тела в пространстве
3. Какие нервы проходят через верхнюю глазничную щель
а) зрительный
б) блоковой нерв
в) отводящий нерв
г) добавочный
4. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают иннервацию слюнных желез:
а) лицевого (VII пара)
б) языкоглоточного (IX пара)
в) блуждающего (X пара)
г) подъязычного (XII пара)
Вариант № 3
I. Выберите один верный ответ:
1. В составе VII, IX, X пар ЧМН отсутствуют волокна:
а) чувствительные
б) двигательные
в) смешанные
г) парасимпатические
2. Латеральную прямую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:
а) глазодвигательный
б) блоковой
в) отводящий
г) зрительный
3. Какая пара ЧМН выходит через канал подъязычного нерва в основании затылочных мыщелков:
а) 9
б) 10
в) 11
г) 12
4. Какой из этих нервов имеет только двигательные волокна:
а) преддверно-улитковый нерв
б) подъязычный нерв
в) блуждающий нерв
г) глазодвигательный нерв.
5. Какой из этих нервов имеет парасимпатические волокна:
а) языкоглоточный нерв
б) зрительный нерв
в) отводящий нерв
г) добавочный нерв
6. В каком отделе головного мозга расположены ядра глазодвигательного и блокового нервов:
а) промежуточном
б) заднем
в) среднем
г) продолговатом.
7.Иннервация органов грудной и брюшной полостей осуществляется следующим нервом:
а) добавочным
б) срединным
в) блуждающим
г) седалищным
8. Вкусовая чувствительность передней 2/3 языка обеспечивается:
а) подъязычным нервом
б) лицевым нервом
в) тройничным нервом
г) обонятельным нервом
9. Сколько пар черепно-мозговых нервов:
а) 13 пар
б) 32 пары
в) 31 пара
г) 12 пар
10. Какой нерв иннервирует грудинно-ключично-сосцевидную мышцу:
а) подъязычный нерв
б) добавочный нерв
в) лицевой нерв
г) тройничный нерв.
II. Выберите два верных ответа:
1. Укажите нервные волокна, имеющиеся в составе глазодвигательного нерва:
а) двигательные волокна
б) чувствительные волокна
в) симпатические волокна
г) парасимпатические волокна
2. Какие из этих нервов имеют чувствительные волокна:
а) отводящий
б) обонятельный
в) зрительный
г) блуждающий
3. Ядра, каких нервов располагаются в ножках среднего мозга:
а) III пара
б) IV пара
в) V пара
г) VII пара
4. Какие нервы обеспечивают иннервацию мышц головы – жевательных и мимических:
а) блуждающий (X пара)
б) добавочный (XI пара)
в) тройничный (V пара)
г) лицевой (VII пара)
Вариант № 4
I. Выберите один верный ответ:
1. Жевательные мышцы иннервирует нерв:
а) лицевой
б) тройничный
в) отводящий
г) языкоглоточный
2. Все мышцы языка и некоторые мышцы шеи иннервируются нервом:
а) языкоглоточным
б) подъязычным
в) блуждающим
г) добавочным
3. Укажите мышцу, которую иннервирует отводящий нерв:
а) верхняя прямая мышца глаза
б) нижняя косая мышца глаза
в) латеральная прямая мышца глаза
г) верхняя косая мышца глаза
4. Какой нерв иннервирует большую часть мышц глазного яблока:
а) глазодвигательный
б) блоковой
в) отводящий
г) глазная ветвь тройничного нерва
5. Где расположены рецепторы обонятельного нерва:
а) в полости носа
б) в полости рта
в) в полости глазницы
г) в полости уха
6. Блоковой, отводящий, добавочный и подъязычный нервы по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) симпатическими
7. Ядра 9, 10, 11, 12 пар ЧМН расположены:
а) в спинном мозге
б) в ножках среднего мозга
в) в мозжечке
г) в продолговатом мозге
8. Какой нерв иннервирует мышцу, суживающую зрачок:
а) отводящий
б) блоковой
в) глазодвигательный
г) зрительный
9. Какой нерв иннервирует зубы верхней и нижней челюсти:
а) лицевой
б) тройничный
в) блуждающий
г) подъязычный
10. Какой нерв иннервирует околоушную слюнную железу:
а) языкоглоточный
б) лицевой
в) блуждающий
г) верхнечелюстной
II. Выберите два верных ответа:
1. Через яремное отверстие в основании черепа выходят нервы:
а) языкоглоточный
б) блуждающий
в) подъязычный
г) лицевой
2. Подкорковые центры зрительного нерва (II пары ЧМН) и улитковой части
(VIII пары ЧМН) нерва находятся:
а) мозжечок
б) продолговатый мозг
в) крыша среднего мозга (четверохолмие)
г) коленчатые тела промежуточного мозга
3. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают вкусовую чувствительность языка:
а) глазодвигательного
б) лицевого
в) языкоглоточного
г) блуждающего
4. В какие черепно-мозговые нервы входят сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:
а) лицевой
б) тройничный
в) языкоглоточный
г) глазодвигательный
Приложение 4
Эталоны ответов
Задание 1.1 Заполнить таблицу.
Пара ЧМН | Название нерва | Функциональная характеристика | Место расположения ядер | Место выхода нерва из черепа | Область иннервации |
I | Обонятельный | Чувствительный | Не имеет ядер | Из полости носа через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в череп | Восприятие запахов |
II | Зрительный | Чувствительный | Не имеет ядер | Из глазницы через зрительный канал в полость черепа | Формирование зрения |
III | Глазодвигательный | Смешанный | Средний мозг (ножки) | Верхняя глазничная щель | Двигательные волокна - мышцу, поднимающую верхнее веко. Мышцы глазного яблока: прямые – верхнюю, нижнюю, внутреннюю и нижнюю косую мышцы. Парасимпатические волокна – мышцу, суживающую зрачок и ресничную мышцу. |
IV | Блоковый | Двигательный | Средний мозг (ножки) | Верхняя глазничная щель | Верхнюю косую мышцу глазного яблока. |
V | Тройничный | Смешанный | В мосту заднего мозга | 1-ая ветвь – глазной нерв - верхняя глазничная щель 2-ая ветвь – верхнечелюстной – круглое отверстие клиновидной кости 3-я ветвь – нижнечелюстной – овальное отверстие клиновидной кости | Глазной нерв - кожу лба, пазухи носа, кроме верхнечелюстной, глазное яблоко, верхнее веко. Верхнечелюстной – верхнечелюстную пазуху и решетчатые ячейки, слизистую полости носа, небо, зубы верхней челюсти. Нижнечелюстной – чувствительные волокна иннервируют кожу ушной раковины, щеку, нижние зубы и язык. Двигательные волокна иннервируют жевательные мышцы. |
VI | Отводящий | Двигательный | В мосту заднего мозга | Из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу | Наружную (латеральную) прямую мышцу глазного яблока. |
VII | Лицевой | Смешанный | В мосту заднего мозга | Через шилососцевидное отверстие из черепа | Двигательные волокна - мимические мышцы лица. Мышцы шеи: подкожную и двубрюшную. Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность передней 2/3 языка. Парасимпатические волокнаиннервируют поднижнечелюстную и подъязычную слюнные железы. |
VIII | Преддверно-улитковый | Чувствительный | В мосту заднего мозга | Через внутреннее слуховое отверстие височной кости | Преддверная часть – регулирует положение тела в пространстве и координацию движений. Улитковая часть – формирует слух. |
IX | Языкоглоточный | Смешанный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Двигательные волокна - иннервируют мышцы глотки. Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети языка. Парасимпатические волокна - околоушную слюнную железу. |
X | Блуждающий | Смешанный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Осуществляет парасимпатическую иннервацию органов и сосудов начиная с области шеи, грудной и брюшной полостей до сигмовидной кишки. |
XI | Добавочный | Двигательный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Грудинно-ключично-сосцевидную мышцу шеи и трапециевидную. |
XII | Подъязычный | Двигательный | Продолговатый мозг | Канал подъязычного нерва | Мышцы языка и шеи, расположенные ниже подъязычной кости. |
Задание 1.2 Раскрасить и подписать черепные ядра и нервы.
Задание2. Решить ситуационные задачи.
Эталон ответа на ситуационные задачи.
Задача № 1
Повреждена III пара ЧМН – глазодвигательный нерв, т.к. он иннервирует верхнюю, нижнюю и медиальную прямые мышцы глаза.
Задача № 2
Нарушена функция первой ветви тройничного нерва – глазной нерв. Именно он обеспечивает чувствительность глазного яблока и кожи лобно-теменной области.
Задача № 3
Повреждена VI пара ЧМН – отводящий нерв, т.к. он иннервирует латеральную прямую мышцу глаза.
Задача № 4
Нарушена функция VII пары ЧМН – лицевого нерва, т.к. он иннервирует мимические мышцы лица и обеспечивает вкусовую чувствительность 2/3 передней части языка.
Задача № 5
Повреждена VIII пара ЧМН – преддверно – улитковый нерв, а именно улитковая часть, отвечающая за слух.
Задача № 6
Нарушена функция IX пары ЧМН – языкоглоточного нерва, т.к. его двигательные волокна иннервируют мышцы глотки, чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети языка, парасимпатические волокна иннервируют околоушную слюнную железу.
Задача № 7
Поражена XI пара ЧМН - добавочный нерв, так как он отвечает за иннервацию грудинно – ключично – сосцевидной мышцы шеи, которая при одностороннем сокращении обеспечивает поворот головы в противоположную сторону, трапецевидную мышцу, которая отвечает за иннервацию мышц плечевого пояса.
Задача № 8
Поражена XII пара ЧМН - подъязычный нерв, так как он иннервирует мышцы языка.
Эталон ответов на тестовые задания для закрепления знаний.
Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 | Вариант № 4 |
Выберите один верный ответ: 1 – а 2 – б 3 – в 4 – г 5 – в 6 – в 7 – б 8 – а 9 – б 10 - в | Выберите один верный ответ: 1 – б 2 – в 3 – г 4 – а 5 – а 6 – б 7 – в 8 – г 9 – в 10 - а | Выберите один верный ответ: 1 – в 2 – в 3 – г 4 – б 5 – а 6 – в 7 – в 8 – б 9 – г 10 - б | Выберите один верный ответ: 1 – б 2 – б 3 – в 4 – а 5 – а 6 – б 7 – г 8 – в 9 – б 10 - а |
Выберите два верных ответа: 1 – в, г 2 – б, г 3 – а, в 4 – а, б | Выберите два верных ответа: 1 – а, в 2 – в, г 3 – б, в 4 – а, б | Выберите два верных ответа: 1 – а, г 2 – б, в 3 – а, б 4 – в, г | Выберите два верных ответа: 1 – а, б 2 – в, г 3 – б, в 4 – а, в |
Заключение
Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее кибернетическое устройство. Она непрерывно получает закодированную в виде нервных импульсов информацию: через рецепторы внутренних органов, сердца, сосудов, мышц и суставов – о происходящих в них процессах и состоянии внутренней среды организма (температура тела, величина кровяного давления, содержание сахара, гормонов, концентрация различных ионов, степень растяжения скелетных и гладких мышц внутренних органов и т.д.), а через органы чувств, в том числе рецепторы кожи, - о всех воздействиях на организм внешней среды. Внешняя информация для человека включает не только непосредственные раздражения (световые, звуковые, температурные, электростатические и др.), но и устную и письменную речь, смысл воспринимаемых слов.
Нервная система регулирует работу всех органов, согласовывает деятельность разных систем, приспосабливая ее к постоянно меняющимся условиям, в которых оказывается организм.
Черепные нервы - это нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар черепных нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости.
Подводя итоги, можно сказать, что репродуктивный метод – прекрасный метод проверить знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения.
Список литературы
Основная:
1. Гайворонский, И.В., Ничипорук, Г.И., Гайворонский, А.И., Анатомия и физиология человека Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2016г.
2. Смольяннникова, Н.В., Фалина, Е.Ф. «Анатомия и физиология», М., 2018г.
3. Самусев, Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 2018.
4. Самусев, Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оникс 21 век, 2017г.
5. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2017г.
6. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018г.
Дополнительная:
1. Борисович, А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
2. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры. Пер. с англ. С.Л. Кабака. – Минск.: Высшаяшк., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка практического занятия по теме "Черепно-мозговые нервы"
Актуальность методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конференция «Физическая реабилитация пациентов с невритом лицевого нерва»
Проведение научно – практической конференции является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Спинномозговые нервы методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека
Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. В разработке представлено описание применяемых на теоретическом заняти...