Спинномозговые нервы методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека
методическая разработка

Овчаренко Зинаида Владимировна

Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. В разработке представлено описание применяемых на теоретическом занятии педагогических методов и приемов, описание содержание обучения в соответствии с темой по КТП, описание контрольно-оценочного материала, заданий для самостоятельной аудиторной работы обучающихся.  Методический материал систематизирован в соответствии с особенностями проведения теоретического занятия, как в очной форме обучения, так и для дистанционного режима. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний полностью адаптированы для использования их на платформах Cферум, 1С; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_ovcharenko_z.v.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

З.В. Овчаренко

Спинномозговые нервы

методическая разработка теоретического занятия

по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека

Москва, 2023

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от « »   2023 г. № ___

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» _______ 20 __ г. № ___

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. В разработке представлено описание применяемых на теоретическом занятии педагогических методов и приемов, описание содержание обучения в соответствии с темой по КТП, описание контрольно-оценочного материала, заданий для самостоятельной аудиторной работы обучающихся.  Методический материал систематизирован в соответствии с особенностями проведения теоретического занятия, как в очной форме обучения, так и для дистанционного режима. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний полностью адаптированы для использования их на платформах Cферум, 1С; работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

Составитель: Овчаренко З.В., преподаватель

 высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Пояснительная записка

4

I Организационно-методический блок

  Технологическая карта занятия

5

II Информационный блок

10

II КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Фронтальный опрос
  3. Решение ситуационных задач

                                             

14

13

III Приложение

IV Источники информации

V Заключение

15

18

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Спинномозговые нервы» и составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

В методической разработке представлены следующие блоки:

- технологическая карта занятия

- мотивация познавательной деятельности.

- актуализация опорных знаний и умений.  

- изложение нового материала

- закрепление изученного материала

- первичное применение знаний

- приложение

-эталоны ответов

Методическая разработка предполагает использование разных форм контроля знаний обучающихся во время занятия, которые позволяют активизировать их учебную деятельность, использовать индивидуальный подход.

Также методической разработкой предусмотрено использование на этапе контроля метода визуализации. Мультимедийная презентация облегчает восприятие материала заданий, позволяет повысить его наглядность, что является одним из важнейших приемов, необходимых для успешного выполнения контрольных заданий.

Контролирующий блок представлен образцами заданий для контроля исходного уровня знаний обучающихся в форме устного индивидуального и фронтального опроса: вопросов на соответствие, вопросов по иллюстрациям, заданий, требующих свободного ответа. При этом проверяются как теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях, так и приобретенные в ходе них умения и навыки. Контроль уровня усвоения знаний проводится в виде устного фронтального опроса и письменного, что позволяет быстро выявить успешность усвоения и систематизации знаний обучающимися.

                                    I Организационно-методический блок

                                       Технологическая карта занятия

 Дисциплина Анатомия и физиология человека

Специальность34.02.01 Сестринское дело

 Курс II

Тема занятия: Спинномозговые нервы

Тип занятия: усвоения новых знаний

Форма проведения: лекция с элементами беседы

Цели занятия:

Знать:

строение спинномозговых нервов, их количество

ветви спинномозговых нервов

сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации

строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов

медицинскую терминологию

Мотивация темы: указать профессиональную значимость темы для понимания особенностей спинномозговой иннервации                                

Дидактические единицы темы:

периферическая нервная система, соматическая нервная система, нейрон, дендрит, аксон, нервное волокно, ганглий, нерв, виды нервов, белое вещество, серое вещество, спинной мозг, сегмент спинного мозга, рефлекторная дуга;

спинномозговой нерв, корешки спинномозговых нервов, ветви спинномозговых нервов, сплетения спинномозговых нервов.

Обеспечение занятия

А. Оборудование (оснащение) занятия: ПК, проектор

Б. Методическое обеспечение занятия: Методическое пособие, презентация                

В. Учебная литература

Основные печатные издания

Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020.

Никитюк Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020

Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.

Сапин М.Р., Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – ГЭОТАр-Медиа, 2022 – 376

Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 560 с.

Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 – 559 с.

Электронные издания

Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 376 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568 - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.

Смольянникова Н.В.  Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун  - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2020, 560 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d568  - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.

        Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

www.studentlibrary.ru

www.medcollegelib.ru 

Дополнительные источники

Гайваронский И.В Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / И.В. Гайваронский - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 672 с.

Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека. / Н.И.Федюкович – Ростов н/Д: Феникс. 2020, 573

Домашнее задание:

Зарисовать зоны иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое)

Междисциплинарные связи:      

ПМ. 02. МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»        

ПМ.04. МДК 04.03«Технология оказания медицинских услуг»         

ПМ.02.«Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах»

Внутридисциплинарные связи: Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении, анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма

Ход занятия Спинномозговые нервы 

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, средства обучения

 Формы, методы

1

Организационный момент

2

Приветствует, проверяет явку и готовность к занятию; осуществляет начальную мотивацию, называя тему и план занятия

Устраняют замечания; записывают тему и план занятия

Наблюдение

2

Мотивация познавательной деятельности, целеполагание

3

Побуждает интерес к теме, подчеркивая ее практическую значимость в деятельности медицинской сестры и важность при изучении клинических дисциплин; указывает вопросы, которые студенты должны усвоить, мотивируя запоминание и длительное сохранение в памяти основных дидактических единиц темы

Слушают, настраиваются на познавательную деятельность

Монолог

Слайд № 1

Наблюдение

3

Актуализация опорных знаний и умений

15

Организует проверку домашнего задания и ранее усвоенных дидактических единиц темы; контролирует работу обучающихся

Выполняют тестовые задания; осуществляют взаимоконтроль

Тестирование

Наблюдение

Само- и взаимоконтроль

4

Изложение нового материала

Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные –  дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные – аксоны двигательных нейронов спинного мозга, вегетативные – аксоны вегетативных нейронов спинного мозга).

Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серая соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы.

Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое), нервные стволы, области иннервации сплетений).

40

Объясняет основные положения нового материала, демонстрирует слайды презентации, контролирует процесс конспектирования студентами главных вопросов темы

Смотрят, слушают, конспектируют

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный

Слайды № 2,3,4,5

Слайды № 5,6

Слайд № 7

Слайды

№ 8,9,10,10,12,13,14

Наблюдение

5

Закрепление изученного материала

10

Организует опрос, контролирует понимание терминологии и записи в тетради, корректирует ответы:

  1. Сколько спинномозговых нервов различают? Сколько нервов отходит от каждого отдела спинного мозга?
  2. Как образуются спинномозговые нервы? Дайте характеристику передних и задних корешков. Какие виды нервных волокон в своем составе они имеют?
  3. Какие ветви отходят от спинномозговых нервов? Из каких видов нервных волокон они состоят? Укажите зоны иннервации каждой ветви.
  4. Укажите особенности передних ветвей грудных спинномозговых нервов.
  5. Какие сплетения передних ветвей спинномозговых нервов различают? Дайте характеристику каждого из них, отметив особенности образования, расположения, зону иннервации и крупные нервы.

Отвечают на вопросы, вносят исправления в свои конспекты, осмысливают выполненную работу

 Репродуктивный

Фронтальный опрос

6

Первичное применение знаний

15

Организует самостоятельную работу обучающихся с атласом, учебником, конспектом; корректирует ответы:

1.При повреждении каких нервов может быть нарушено сгибание в локтевом суставе? Какие мышцы иннервируют эти нервы?

2.При повреждении какого нерва может быть нарушено разгибание в плечевом суставе? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

3.При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание в коленном суставе? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

4.При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание тазобедренного сустава? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

5.При повреждении какого нерва может быть нарушено приведение бедра? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

Групповая работа над карточками с проблемными вопросами

Малые группы

Частично – поисковый

Решение проблемных вопросов

7

Рефлексия

3

Мобилизует  обучающихся на оценку работоспособности, качества, результативности, полезности и содержания учебной работы

Анализируют, сравнивают и оценивают результаты совместной и своей деятельности

Беседа

Само- и взаимоконтроль

8

Итоги занятия, домашнее задание

2

Подводит итоги занятия, дает пояснения по выполнению, предъявлению и критериям оценки домашнего задания

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы

Беседа

Наблюдение

II Информационный блок

Мотивация познавательной деятельности

Мотивация. Нервная система обеспечивает взаимодействие всех органов и систем            человека, осуществляет обмен информацией, определяет адаптационные отношения               организма с окружающей средой. Полноценное усвоение студентами анатомии и               физиологии нервной системы определяет правильное формирование понятия организма как целостной системы, создает базу для изучения других общепрофессиональных и            клинических дисциплин.                                                                                                                                                                                           Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую. Периферическую нервную систему образуют 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пара спинномозговых нервов. Изучение периферической нервной системы имеет большое практическое значение для понимания сущности заболеваний, связанных со                  спинномозговыми нервами (невриты, радикулиты и др.). Кроме того, медицинской сестре необходимо знать прохождение основных сосудисто-нервных пучков, их области              кровоснабжения и иннервации для понимания основных (типичных) мест, где проводятся              медицинские манипуляции, внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции.

В ходе изучения данной темы будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Образование, виды и количество спинномозговых нервов.
  2. Ветви спинномозговых нервов, виды нервных волокон, идущих в их составе.
  3. Грудные спинномозговые нервы.
  4. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, их области иннервации.

Спинномозговые нервы отходят от спинного мозга в количестве 31 пары. Каждый спинномозговой нерв образуется от слияния заднего, или спинного, чувствительного корешка и переднего, или брюшного, двигательного корешка. Образовавшийся таким образом смешанный нерв выходит из позвоночного канала через межпозвоночное отверстие. Соответственно сегментам спинного мозга спинномозговые нервы делятся на 8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 пар поясничных, 5 пар крестцовых и 1 пару копчиковых. Каждый из них, выйдя из межпозвоночного отверстия, делится на четыре ветви: 1) менингсчтльную, которая идет в позвоночный канал и иннервирует оболочки спинного мозга; 2) соединительную, которая соединяет спинномозговой нерв с узлами симпатического ствола, расположенного вдоль позвоночного столба (см. раздел «Вегетативная нервная система»); 3) заднюю и 4) переднюю. Задние ветви спинномозговых нервов направляются назад и иннервируют кожу затылка, спины и частично ягодичной области, а также собственные мышцы спины. Передние ветви, направляясь вперед, иннервируют кожу и мышцы груди и живота, а также кожу и мышцы конечностей. Передние ветви, за исключением грудных, соединяются между собой и обрадуют сплетения: шейное, плечевое, пояснично-крестцовое, разделяющееся на поясничное и крестцовое. Передние ветви грудных нервов между собой не соединяются, сплетений не образуют и называются межреберными нервами. Изучение спинномозговых нервов представляет определенный интерес для спортсменов. При массаже следует учитывать не только ход сосудов, но и расположение нервных стволов. Травмы нервов обычно сопровождаются изменением функции определенных групп мышц. Знание их иннервации может помочь в подборе комплексов лечебных гимнастических упражнений, необходимых для восстановления функции.

Шейное сплетение образовано соединением передних ветвей четырех верхних шейных спинномозговых нервов и расположено под грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Чувствительные ветви сплетения выходят из-под середины заднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы и иннервируют кожу в области затылка, ушной раковины и шеи. Двигательные ветви идут к мышцам шеи. Наиболее крупной ветвью шейного сплетения является смешанный диафрагмальный нерв. Он дает чувствительные ветви к плевре и околосердечной сумке, а двигательные – к диафрагме.

Плечевое сплетение образовано в основном соединением передних ветвей четырех нижних шейных спинномозговых нервов. Оно расположено между передней и средней лестничными мышцами и имеет над- и подключичную части. Ветви, отходящие от сплетения, делятся на короткие и длинные. Короткие иннервируют мышцы, прикрепляющиеся к лопатке и окружающие плечевой сустав, а длинные спускаются вдоль-верхней конечности и иннервируют ее кожу и мышцы. Основными длинными ветвями являются: мышечно-кожный нерв, срединный, локтевой и лучевой.

Мышечно-кожный нерв прободает клювовидно-плечевую мышцу и идет между двуглавой мышцей плеча и плечевой мышцей. Он дает ветви ко всем этим мышцам, а также к плечевой кости и локтевому суставу. Продолжаясь на предплечье, он иннервирует кожу его наружной поверхности.

Срединный нерв идет на плече, по медиальной борозде плеча, вместе с плечевой артерией, не давая ветвей. На предплечье он располагается между поверхностным и глубоким сгибателями пальцев, иннервируя все сгибатели кисти и пальцев (за исключением локтевого сгибателя запястья и части глубокого сгибателя пальцев), квадратный пронатор, кости предплечья и лучезапястный сустав. Далее срединный нерв проходит на кисть, где иннервирует группу мышц большого пальца (кроме мышцы, приводящей большой палец), 1-ю и 2-ю червеобразные мышцы и кожу трех с половиной пальцев, начиная от большого.

Локтевой нерв идет на плече так же, как и срединный, по медиальной борозде плеча, затем огибает внутренний надмыщелок плечевой кости и переходит на предплечье, в локтевую борозду, ложась вместе с локтевой артерией. На предплечье он иннервирует те мышцы, которые не иннервирует средний нерв, – локтевой сгибатель запястья и частично глубокий сгибатель пальцев. В нижней части предплечья локтевой нерв делится на тыльную и ладонную ветви. Тыльная ветвь иннервирует кожу двух с половиной пальцев на тыльной поверхности, считая от мизинца, а ладонная— группу мышц мизинца, приводящую мышцу большого пальца, все межкостные мышцы, 3-ю и 4-ю червеобразные мышцы и кожу полутора пальцев на ладонной поверхности, начиная от мизинца.

Лучевой нерв на плече проходит спирально между плечевой костью и трехглавой мышцей, которую он иннервирует. В локтевой ямке нерв делится на глубокую и поверхностную ветви. Глубокая ветвь иннервирует все мышцы задней поверхности предплечья. Поверхностная ветвь идет в месте с лучевой артерией по лучевой борозде, переходит на тыльную поверхность кисти и иннервирует кожу двух с половиной пальцев, считая от большого.

Передние ветви грудных нервов (12 пар) называются межреберными нервами. Сплетений они не образуют, проходят по нижнему краю ребер и иннервируют межреберные мышцы и груди. 6 нижних пар, спускаясь вниз, принимают участие в иннервации кожи и мышц живота.

Поясничное сплетение образовано соединением передних ветвей трех и частично четвертого поясничных спинномозговых нервов. Поясничное сплетение расположено впереди поперечных отростков позвонков, в толще большой поясничной мышцы. Большая часть ветвей выходит из-под наружного края этой мышцы и иннервирует подвздошно-поясничную мышцы, квадратную мышцу поясницы, внутреннюю косую и поперечную мышцы живота, а также кожу наружных половых органов. Из основных ветвей, спускающихся на бедро, наиболее крупными являются латеральный кожный нерв бедра, бедренный нерв и запирательный нерв.

Латеральный кожный нерв бедра выходит на бедро в области верхней передней подвздошной ости и иннервирует кожу наружной поверхности бедра.

Бедренный нерв выходит из-под наружного края большой поясничной мышцы, проходит вместе с подвздошно-поясничной мышцей под паховую связку и, выйдя на бедро, дает ветви к портняжной, гребенчатой мышцам и четырехглавой мышце бедра. Кожные ветви иннервируют кожу передней поверхности бедра. Самая длинная из них – скрытый нерв – спускается на внутренним поверхность голени и стопы, доходит до большого пальца и иннервирует кожу этих областей. При повреждениях бедренного нерв невозможно согнуть туловище, бедро и разогнуть голень.

Запирательный нерв выходит из-под внутреннего большой поясничной мышцы, проходит через запирательный канал на бедро и иннервирует тазобедренный сустав, все приводящий мышцы и кожу внутренней поверхности бедра. Травмы нерва приводят к нарушению функции приводящих мышц бедра.

Крестцовое сплетение образовано соединением передних ветвей последних полутора или двух нижних поясничных и трех-четырех верхних крестцовых спинномозговых нервов. Оно расположено в полости таза, на передней поверхности крестца и грушевидной мышцы. Ветви, отходящие от сплетения, делятся на короткие и длинные. Короткие иннервируют мышцы в области таза – грушевидную, внутреннюю запирательную, мышцы-близнецы, квадратную мышцу поясницы и мышцы тазового дна. Из коротких ветвей наибольшее значение имеют верхний ягодичный нерв и нижний ягодичный нерв, которые иннервируют ягодичные мышцы. К длинным ветвям относятся два нерва: задний кожный нерв бедра и седалищный нерв.

Задний кожный нерв бедра выходит на бедро в области ягодичной складки и иннервирует кожу задней поверхности бедра. Седалищный нерв – один из самых крупных нервов тела человека. Он выходит из полости таза через большое седалищное отверстие, ниже грушевидной мышцы, идет под большой ягодичной мышцей, выходит из-под ее нижнего края на заднюю поверхность бедра и иннервирует расположенные там мышцы. В подколенной ямке (а иногда и выше) нерв делится на большеберцовый нерв и общий малоберцовый нерв.

Большеберцовый нерв идет на голени между камбаловидной мышцей и задней большеберцовой, огибает внутреннюю лодыжку и переходит на подошвенную поверхность стопы. На голени он иннервирует все мышцы и кожу задней поверхности, а на стопе – кожу и мышцы подошвы.

Общий малоберцовый нерв в области головки малоберцовой кости делится на два нерва: глубокий малоберцовый нерв и поверхностный малоберцовый нерв.

Глубокий малоберцовый нерв идет по передней поверхности голени, между передней большеберцовой мышцей и длинным разгибателем большого пальца, вместе с передней большеберцовой артерией, и переходит на тыльную поверхность стопы. На голени он иннервирует мышцы-разгибатели стопы, а на стопе – короткий разгибатель пальцев и кожу между 1-м и 2-м пальцами. Поверхностный малоберцовый нерв снабжает ветвями длинную и короткую малоберцовые мышцы, затем в нижней трети голени выходит под кожу и спускается на тыльную поверхность стопы, где иннервирует кожу пальцев.

При повреждениях седалищного нерва становится невозможным сгибание голени, а при поражении общего малоберцового нерва появляется весьма своеобразная походка, называемая в медицине «петушиной», при которой человек вначале ставит стопу на носок, затем на наружный край стопы и только потом на пятку. В спортивной практике довольно часты заболевания седалищного нерва – воспалительные процессы (связанные с инфекцией или переохлаждением) и растяжения (при выполнении упражнений на растягивание, например при шпагате, при махе выпрямленной ногой во время прыжка, и т. п.).

                                         III Контролирующий блок

Актуализация опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний и умений по теме: «Функциональная анатомия спинного мозга», проводится с целью контроля усвоения основных дидактических единиц темы: периферическая нервная система, соматическая нервная система, нейрон,               дендрит, аксон, нервное волокно, ганглий, нерв, виды нервов, белое вещество, серое              вещество, спинной мозг,  сегмент спинного мозга, рефлекторная дуга.

Проверку домашнего задания преподаватель проводит в форме тестирования. Для этого разработаны 2 равнозначных варианта тестов, содержащих задания разного уровня.

Вариант 1

Инструкция: Выбрать один правильный ответ

  1. Спинной мозг расположен в канале:

а) костномозговом,

б) спинномозговом,

в) позвоночном,

г) крестцовом.

  1. Корешки спинномозговых нервов выходят из спинного мозга через:

а) переднюю срединную щель,

б) переднюю латеральную борозду,

в) заднюю срединную щель,

г) заднюю латеральную борозду.

  1. Тела чувствительных нейронов спинного мозга находятся в:

а) передних рогах,

б) задних рогах,

в) боковых рогах,

г) спинномозговых узлах.

  1. В боковых рогах спинного мозга локализованы тела нейронов:

а) чувствительных соматических,

б) двигательных соматических,

в) вставочных вегетативных,

г) вставочных соматических.

  1. Передний канатик белого вещества спинного мозга расположен между:

а) передней срединной щелью и передней латеральной бороздой,

б) передней и задней латеральными бороздами,

в) задней срединной щелью и задней латеральной бороздой,

г) передней срединной щелью и задней латеральной бороздой.

  1. Каждый сегмент спинного мозга имеет корешков:

а) один,

б) два,

в) три,

г) четыре.

  1. Белое вещество нервной системы образовано:

а) телами нейронов,

б) аксонами нейронов,

в) дендритами нейронов,

г) нейроглией.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Отделы спинного мозга:                             Количество сегментов:

I) шейный,                                                       а) один,

II) грудной,                                                      б) три,

III) поясничный,                                              в) пять,

IV) крестцовый,                                               г) восемь,

V) копчиковый.                                               д) десять,

                                                                          е) двенадцать.

  1. Серое вещество спинного мозга:               Центры спинного мозга:

I) передние рога,                                             а) соматические чувствительные,

II) боковые рога,                                             б) соматические двигательные,

III) задние рога,                                               в) вегетативные симпатические,

IV) промежуточное вещество                        г) вегетативные парасимпатические,

      крестцового отдела.                                  д) подкорковые.

Инструкция:  Закончить предложения

  1. Функция спинного мозга, связанная с его серым веществом называется ____________ .

  1. Оболочка спинного мозга, плотно примыкающая к веществу мозга и             содержащая большое количество кровеносных сосудов, называется ____________ .

  1. Между твердой и паутинной оболочками спинного мозга находится ____________ пространство, содержащее соединительнотканные перекладины и немного спинномозговой жидкости.

Вариант 2

Инструкция: Выбрать один правильный ответ.

  1. Спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков:

а) первого – второго,

б) второго – третьего,

в) третьего – четвертого,

г) четвертого – пятого.

  1. Корешки спинномозговых нервов входят в спинной мозг через:

а) переднюю срединную щель,

б) переднюю латеральную борозду,

в) заднюю срединную щель,

г) заднюю латеральную борозду.

  1. Тела двигательных нейронов спинного мозга находятся в:

а) передних рогах,

б) задних рогах,

в) боковых рогах,

г) спинномозговых узлах.

  1. В промежуточном веществе крестцового отдела спинного мозга локализованы тела нейронов:

а) чувствительных соматических,

б) двигательных соматических,

в) вставочных вегетативных,

г) вставочных соматических.

  1. Боковой канатик белого вещества спинного мозга расположен между:

а) передней срединной щелью и передней латеральной бороздой,

б) передней и задней латеральными бороздами,

в) задней срединной щелью и задней латеральной бороздой,

г) передней срединной щелью и задней латеральной бороздой.

  1. От каждого сегмента спинного мозга отходит спинномозговых нервов:

а) один,

б) два,

в) три,

г) четыре.

  1. Серое вещество нервной системы образовано:

а) телами нейронов,

б) аксонами нейронов,

в) нервными волокнами,

г) нейроглией.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Отделы спинного мозга:                        Количество пар спинномозговых нервов:

I) шейный,                                                  а) одна,

II) грудной,                                                 б) три,

III) поясничный,                                         в) пять,

IV) крестцовый,                                          г) восемь,

V) копчиковый.                                          д) десять,

                                                                     е) двенадцать.

  1. Серое вещество спинного мозга:          Нейроны спинного мозга:

I) передние рога,                                        а) чувствительные соматические,

II) боковые рога,                                        б) двигательные соматические,

III) задние рога,                                          в) вставочные симпатические,

IV) спинномозговой узел.                         г) вставочные парасимпатические,

                                                                     д) вставочные соматические.

Инструкция: Дописать

10. Функция спинного мозга, связанная с его белым веществом, называется ____________ .

  1. Наружная оболочка спинного мозга, которая представляет собой плотную         соединительнотканную пластинку, содержащую собственные сосуды и нервы, называется ____________ .

12. Между паутинной и мягкой оболочками спинного мозга находится ____________ пространство, заполненное спинномозговой жидкостью.

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала по теме «Спинномозговые нервы» проводится с целью контроля усвоения основных дидактических единиц темы:

спинномозговой нерв, корешки спинномозговых нервов, ветви спинномозговых нервов, сплетения спинномозговых нервов.

Закрепление изученного материала преподаватель проводит в форме фронтального опроса по следующим контрольным вопросам:

  1. Сколько спинномозговых нервов различают? Сколько нервов отходит от каждого отдела спинного мозга?
  2. Как образуются спинномозговые нервы? Дайте характеристику передних и задних корешков. Какие виды нервных волокон в своем составе они имеют?
  3. Какие ветви отходят от спинномозговых нервов? Из каких видов нервных волокон они состоят? Укажите зоны иннервации каждой ветви.
  4. Назовите особенности передних ветвей грудных спинномозговых нервов.
  5. Какие сплетения передних ветвей спинномозговых нервов различают? Дайте             характеристику каждого из них, отметив особенности образования, расположение, зону             иннервации и крупные нервы.

Первичное применение знаний

Первичное применение полученных знаний по теме «Спинномозговые нервы» проводится в форме самостоятельной групповой работы студентов с использованием          атласа, учебника, конспекта лекции. Каждая малая группа (4-5 студентов) получает              ситуационную задачу с одним из следующих проблемных вопросов:

  1. При повреждении каких нервов может быть нарушено сгибание в локтевом            суставе? Какие мышцы иннервируют эти нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено разгибание в плечевом           суставе? Какие мышцы иннервирует этот нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание в коленном           суставе? Какие мышцы иннервируют этот нервы?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено сгибание тазобедренного  сустава? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

  1. При повреждении какого нерва может быть нарушено приведение бедра? Какие мышцы иннервирует этот нерв?

IV ПРИЛОЖЕНИЯ

Словарь терминов по теме «Спинномозговые нервы»

Периферическая нервная система – часть нервной системы, которая соединяет             центральные ее отделы с сенсорными органами, рецепторами и эффекторами.

Соматическая нервная система – часть периферической нервной системы, которая состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих                      опорно-двигательный аппарат и кожу.

Нейрон  нервная клетка.

Дендрит – короткий ветвящийся отросток нейрона.

Аксон – длинный неветвящийся отросток нейрона.

Нервное волокно  аксон, покрытый оболочкой.

Ганглий – анатомически обособленное скопление тел нервных клеток (нейронов). 

Белое вещество ЦНС – состоит из нервных волокон, белый цвет которых обусловлен миелиновыми оболочками.

Серое вещество ЦНС  представлено телами нейронов и их дендритами.

Спинной мозг – орган центральной нервной системы.

Сегмент спинного мозга – часть спинного мозга, от которого отходит одна пара спинномозговых нервов.

Нерв (нервный ствол) – пучок нервных волокон, с нейроглией, окруженный                    соединительнотканной оболочкой.

Спинномозговой нерв – нерв (нервный ствол), выходящий из спинного мозга.

Передний корешок – образован аксонами двигательных нейронов передних рогов               спинного мозга и аксонами вегетативных нейронов боковых рогов спинного мозга.

Задний корешок – образован отростками чувствительных нейронов спинальных узлов (ганглиев).

Двигательный нерв – нерв, образованный аксонами двигательных нейронов.

Чувствительный нерв – нерв, образованный отростками чувствительных нейронов.

Смешанный нерв – нерв, содержащий как чувствительные, так и двигательные           нервные волокна.

Передняя ветвь спинномозгового нерва – ветвь, иннервирующая кожу и мышцы шеи, туловища и конечностей.

Задняя ветвь спинномозгового нерва – ветвь, иннервирующая мышцы и кожу вдоль позвоночника.

Менингеальная (оболочечная) ветвь спинномозгового нерва  чувствительная ветвь, которая возвращается в позвоночный канал и иннервирует позвоночник и оболочки спинного мозга.

Белая соединительная ветвь спинномозгового нерва  ветвь, направляющаяся к узлам симпатического ствола.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит возбуждение от рецептора до «рабочего органа».

Спинномозговые сплетения – образования передних ветвей спинномозговых нервов, от которых отходят нервы, иннервирующие определенные области тела.

Эталоны ответов тестов этапа «Актуализация опорных знаний и умений,              проверка домашнего задания»

Вариант 1

Вариант 2

1 – в

1 – а

2 – б

2 – в

3 – г

3 – а

4 – в

4 – в

5 – а

5 – б

6 – б

6 – б

7 – б

7 – а

8: I – г, II – е, III – в,  IV – в,   V – а

8: I – г,  II – е,   III – в,   IV – в,   V – а

9: I – б, II – в,  III – а,   IV – г

9: I – б, II – в,  III – д,   IV – а

10 – рефлекторная

10 – проводниковая

11 – мягкая (сосудистая)

11 – твердая

12 – субдуральное

12 – субарахноидальное

Критерии оценки тестов этапа «Актуализация опорных знаний и умений,                проверка домашнего задания»

5 «отлично» – 100-90% правильных ответов (0-2 ошибки)

4 «хорошо» – 90-80% правильных ответов (3-4 ошибки)

3 «удовлетворительно» – 80-70% правильных ответов (5-6 ошибок)

2 «неудовлетворительно» – менее 70% правильных ответов (более 6 ошибок)

Эталоны ответов на контрольные вопросы                                                                      этапа «Закрепление изученного материала»

  1. Различают 31 пару спинномозговых нервов. От шейного отдела спинного мозга  отходит 8 пар, от грудного – 12 пар, от поясничного – 5 пар, от крестцового – 5 пар, от          копчикового – 1 пара спинномозговых нервов.

  1. Каждый спинномозговой нерв образуется при слиянии переднего и заднего              корешков.

Передний корешок состоит из аксонов двигательных нейронов передних рогов спинного мозга и аксонов вегетативных нейронов боковых рогов спинного мозга, выходит из спинного мозга через переднюю латеральную борозду, передает нервный импульс из спинного мозга на периферию.

Задний корешок состоит из отростков чувствительных нейронов спинномозговых узлов, заходит в спинной мозг через заднюю латеральную борозду, передает нервный   импульс, пришедший с периферии, спинному мозгу.

  1. Каждый спинномозговой нерв делится на 4 ветви: передняя, задняя, менингеальная (оболочечная), белая соединительная.

Передняя ветвь состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон,   иннервирует мышцы и кожу шеи, туловища и конечностей.

Задняя ветвь состоит и чувствительных и двигательных нервных волокон,         иннервирует мышцы и кожу вдоль позвоночника.

Менингеальная (оболочечная) ветвь состоит из чувствительных нервных           волокон, возвращается в позвоночный канал, иннервирует позвоночник и оболочки спинного мозга.

Белая соединительная ветвь состоит из вегетативных нервных волокон, направляется к узлам симпатического ствола.

  1. Передние ветви грудных спинномозговых нервов образуют межреберные нервы,  располагаются в реберной борозде, иннервируют мышцы и кожу груди и верхнего отдела живота.

  1. Передние ветви шейных, поясничных, крестцовых и копчикового нервов образуют сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое.

Шейное сплетение образовано передними ветвями 4-х верхних шейных             спинномозговых нервов, располагается на глубоких мышцах шеи, иннервирует мышцы и кожу шеи, кожу затылочной и височной области головы; крупный нерв – диафрагмальный.

Плечевое сплетение образовано передними ветвями 4-х нижних шейных           спинномозговых нервов и частично передней ветвью I грудного спинномозгового нерва,            располагается в области ключицы, иннервирует мышцы и кожу плечевого пояса и руки; крупные нервы – срединный, локтевой, лучевой.  

Поясничное сплетение образовано передними ветвями 3-х верхних поясничных спинномозговых нервов и частично передними ветвями XII грудного и IV поясничного спинномозговых нервов, располагается в толще большой поясничной мышцы,                 иннервирует мышцы и кожу живота, часть мышц таза, частично мышцы и кожу ноги; крупные нервы – бедренный, запирательный.

Крестцово-копчиковое сплетение образовано передними ветвями V поясничного, всех крестцовых, копчикового спинномозговых нервов и частично передними ветвями IV поясничного спинномозгового нерва, располагается на грушевидной мышце, иннервирует часть мышц таза, частично мышцы и кожу ноги; крупный нерв – седалищный.

Эталоны ответов на проблемные вопросы                                                            этапа «Первичное применение знаний»

  1. Сгибание в локтевом суставе может быть нарушено при повреждении     срединного и локтевого нервов, которые иннервируют мышцы-сгибатели предплечья.

  1. Разгибание в плечевом суставе может быть нарушено при повреждении    лучевого нерва, который иннервирует мышцы-разгибатели плеча и предплечья.

  1. Сгибание в коленном суставе может быть нарушено при повреждении       седалищного нерва, который иннервирует мышцы-сгибатели голени и мышцы-разгибатели бедра.

  1. Сгибание тазобедренного сустава может быть нарушено при повреждении бедренного нерва, который иннервирует мышцы-сгибатели бедра и мышцы-разгибатели голени.

  1. Приведение бедра может быть нарушено при повреждении запирательного нерва, который иннервирует приводящие мышцы бедра.

V ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основные печатные издания

Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020.

Никитюк Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020

Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.

Сапин М.Р., Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – ГЭОТАр-Медиа, 2022 – 376

Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 560 с.

Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 – 559 с.

        Электронные издания

Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 376 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568 - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.

Смольянникова Н.В.  Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун  - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2020, 560 с. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d568  - Режим доступа: Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - Текст: электронный.

        Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

www.studentlibrary.ru

www.medcollegelib.ru 

Дополнительные источники

Гайваронский И.В Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / И.В. Гайваронский - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 672 с.

Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека. / Н.И.Федюкович – Ростов н/Д: Феникс. 2020, 573

                                                           VI ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование данной методической разработки позволит преподавателю повысить результативность усвоения знаний, обучающихся по данной теме, формировать общие и профессиональные компетенции и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело

Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...

Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практи...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...

Рецензирование Методической разработки практического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека для конкурса педагогического мастерства «Призвание 2024»

РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку практического занятия преподавателяГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы«Медицин...

Рецензирование Методической разработки преподавателя электронного образовательного материала по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека для конкурса педагогического мастерства «Призвание 2024»

РЕЦЕНЗИЯна электронный образовательный материал преподавателяГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы«Медицинский колл...