Методическая разработка практического занятия по теме "Черепно-мозговые нервы"
методическая разработка на тему
Актуальность методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в организации аудиторной самостоятельной учебной деятельности обучающихся..Методическая разработка включает в себя материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Черепномозговые нервы».
Предлагаемое практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать их при решении ситуационных задач, устном ответе и программированном контроле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya_chmn_.docx | 90.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики
.
Методическая разработка
аудиторного практического занятия
по дисциплине ОП. 02. Анатомия и физиология человека
на тему:
Черепномозговые нервы
для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
Разработала преподаватель
анатомии и физиологии
человека Кириллова Г.И.
Чебоксары, 2015
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин «__»_____________20___г. Председатель ЦМК ______ Г.И.Кириллова | «Утверждаю» Зам. директора по УР БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» ______________ Н.А. Баранова « _____»____________20___г.
|
Рецензенты: | Петрова З.В., преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории, заведующая практикой БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» Минздравсоцразвития Чувашии Афиногенова Е.П., методист, преподаватель латинского языка и фармакологии высшей квалификационной категории БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» Минздравсоцразвития Чувашии |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка по дисциплине анатомия и физиология человека для специальности «Сестринское дело» предназначена для преподавателей и обучающихся. Основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии человека, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию. Занятие относится к разделу: «Анатомо-физиологические особенности саморегуляции функций организма», тема «Черепномозговые нервы».
Актуальность методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в организации аудиторной самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме, для чего выполнить следующие задачи:
-проверить исходный уровень знаний обучающихся фронтальным опросом;
-повторить и закрепить знания, проверяя правильность заполнения таблицы «Черепномозговые нервы» и решая ситуационные задачи;
-проверить степень усвоения темы, используя КИМы.
Все это способствует формированию следующих компетенций:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода;
используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами по 2 -3 чел; осуществляется комбинированный метод контроля.
Методическая разработка включает в себя материал, необходимый для проведения практического занятия по теме: «Черепномозговые нервы».
Предлагаемое практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать их при решении ситуационных задач, устном ответе и программированном контроле. В результате освоения данной темы обучающийся должен знать:
-сколько пар ЧМН,
-на какие группы они делятся, -
-через какие отверстия в черепе проходят,
-какие функции выполняют и как проявляются нарушения их функций.
Уметь использовать знания при решении ситуационных задач.
Методическая разработка аудиторного практического занятия
Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека.
Семестр: II семестр
Курс: 1
Тема: Черепномозговые нервы
Тип занятия: аудиторное практическое занятие
Вид занятия: урок закрепления изучаемого материала
Цели занятия:
Формирование ОК и ПК:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Образовательная:
Цель: Обобщить и закрепить знания по теме.
Задачи:
-проверить исходный уровень знаний обучающихся фронтальным опросом;
-повторить и закрепить знания, проверяя правильность заполнения таблицы «Черепномозговые нервы» и решая ситуационные задачи;
-проверить степень усвоения темы, используя КИМы.
Воспитательная:
Цель: Воспитывать профессионально - личностные качества обучающихся.
Задачи:
-воспитывать активность в обсуждении вопросов занятия;
-воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальной работы.
Развивающая:
Цель: Развивать мыслительные навыки.
Задачи:
-формировать и развивать навыки анализировать, проводить сравнение, систематизацию.
Место проведения занятия: кабинет анатомии.
Межпредметные связи:
МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение.
МДК.01.02. Основы профилактики.
МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
Внутрипредметные связи:
«Ткани», «Сердечно-сосудистая система», «Кровь», «Костная система», «Эндокринная система».
Методы обучения:
Репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы обучения:
Фронтальная, в малых группах.
Средства обучения:
Наглядность: Таблицы по теме «Черепномозговые нервы».
Дидактический материал:
1. Лекция по теме «Периферическая нервная система».
2. Раздаточный материал по теме.
3. Контрольно – измерительные материалы.
4. Атласы.
Методы контроля:
- Устный фронтальный опрос.
- Решение ситуационных задач.
- Тестовый.
Планируемый результат:
В результате освоения темы студент должен знать:
- классификацию ЧМН;
- чувствительные ЧМН, их функции;
- двигательные ЧМН, их функции;
- смешанные ЧМН, их функции;
- локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга;
- как проявляются нарушения их функций.
В результате освоения темы студент должен уметь:
- показывать на плакатах, черепе места прохождения ЧМН;
- показывать на плакатах расположение ядер ЧМН;
- использовать знания в решении ситуационных задач.
Структура занятия
1.Организационная часть - 2 мин.
2.Актуализация опорных знаний - 3 мин.
3.Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.
4.Демонстрационная часть - 7 мин.
5. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.
6. Проверка степени усвоения материала - 15 мин.
7. Подведение итогов - 10 мин.
8. Домашнее задание - 3 ми
Технологическая карта урока
1. | Этапы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методическое обоснование |
Организационная часть | 2 мин. | Приветствует, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид обучающихся и готовность группы к занятию. Организует внимание обучающихся. | Приветствуют преподавателя, дежурные докладывает об отсутствующих | Воспитывает у обучающихся дисциплинированность, ответственность, аккуратность, требовательность к себе. Устанавливается деловой настрой на учебную деятельность. | |
2. | Актуализация опорных знаний | 3 мин. | Сообщает тему и цели занятия. Излагает план занятия, знакомит с видами деятельности и опроса. | Слушают преподавателя, записывают тему, план занятия, что должны знать, уметь по теме. Осмысливают поставленную мотивацию. | Создает рабочую обстановку: настраивает на целенаправленную деятельность, мотивирует, активизирует внимание, побуждает к самостоятельной учебной деятельности. |
3. | Проверка исходного уровня знаний | 10 мин. | Проводит фронтальный опрос по теме (приложение № 1) | Отвечают на вопросы, анализируют и конкретизируют свои знания. | Способствует развитию познавательных способностей у студентов. Развивает мыслительную компетенцию (умение классифицировать, сравнивать). |
4. | Демонстрационная часть | 7 | Рассказывает и показывает на плакатах ход ЧМН и отделы стволовой части, где располагаются их ядра | Слушают, осмысливают, задают вопросы. | Способствует развитию внимания, побуждает к самостоятельной учебной деятельности. |
5. | Организация самостоятельной работы | 40 мин. | Знакомит с порядком выполнения самостоятельной работы и организует ее. (Приложение № 2) | Самостоятельно работают по плану, предложенному преподавателем. | Формируются учебно-познавательные, информационные компетенции. Развиваются творческие и мыслительные компетенции, умение рационально использовать время. Способствует достижению целей занятия. |
6. | Проверка степени усвоения материала | 15 мин. | Преподаватель раздает студентам КИМы предлагая ответить на них (Приложение № 3) | Выполняют тестовые задания | Развивает у студентов память, внимание, позволяет применять свои знания в конкретных условиях. Развивает навыки самоконтроля. |
7. | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 10 мин. | Проверяет работу студентов по эталону. Затем подводит итог деятельности студентов, отмечая успешно справившихся и недочеты. Выставляет оценку за урок, комментируя ее. | Студенты слушают рекомендации преподавателя, высказывают свое мнение. | Развивает умение анализировать, находить ошибки. Развивает продуктивное мышление. Воспитывает самокритичность, умение проводить рефлексию. |
8. | Домашнее задание | 3 мин. | Домашнее задание. Тема: «Вегетативная нервная система», дает методические указания. | Записывают домашнее задание, слушают методические указания | Активизируется самоподготовка, воспитывается интерес к учебной деятельности. |
Список литературы
Основная литература:
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. в соавторстве с М.Р. Сапиным «Анатомия человека», ЭКСМО – Медиа, 2013 г. 224стр.
2. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И., Анатомия и физиология человека, 2012г., ОИЦ «Академия», 560 стр.
3. Самусев Р.П. Анатомия человека. Учебное пособие для студентов средних медицинских учебных заведений; 4-е изд., переаб. – М. Оникс 21 век; Мир и образование, 2011 г. 576 стр.
4. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 г., 478 стр.
Дополнительная литература:
1.Смольяннинова Н.В., Фомина Е.Ф., Сагун В.А. «Анатомия и физиология» М. ГЭОТАР – Медиа, 2012 г. 576 стр.
Электронные учебники: (библиотека БОУ СПО «ЧМК»)
Приложение № 1
Вопросы для фронтального опроса.
- Сколько пар ЧМН.
- На какие группы делятся ЧМН?
- Назовите чувствительные ЧМН.
- Назовите двигательные ЧМН.
- Назовите смешанные ЧМН.
- Где находятся ядра 3-4 пар ЧМН?
- Где находятся ядра 5-8 пар ЧМН?
- Где находятся ядра 9-12 пар ЧМН?
- Назовите, где начинается и заканчивается обонятельный нерв.
- Назовите, где начинается и заканчивается зрительный нерв.
- Назовите, где начинается и заканчивается преддверно - улитковый нерв.
- Назовите, где начинается и заканчивается глазодвигательный нерв.
- Назовите, где начинается блоковой нерв, что иннервирует?
- Назовите ветви тройничного нерва и что они иннервируют?
- Назовите, где начинается отводящий нерв, что иннервирует?
- Что иннервирует лицевой нерв?
- Как называется и что иннервирует IX пара ЧМН?
- Как называется и что иннервирует X пара ЧМН?
- Назовите, где начинается добавочный нерв, что иннервирует?
- Назовите, где начинается подъязычный нерв, что иннервирует?
Приложение № 2
Задания к самостоятельной работе обучающихся по теме:
«Черепномозговые нервы».
1. Повторить расположение ядер ЧМН и изучить ход ЧМН и их функции, используя таблицы, конспекты лекций, атласы.
2. Проверка домашнего задания (заполнение таблицы «Черепномозговые нервы») путем само и взаимоконтроля в малых группах.
3. На рисунке «Стволовая часть головного мозга » отметить локализацию ядер ЧМН.
4. Решение ситуационных задач.
Это интересно!
Нерв | Этимология названия | Впервые назван | Учёный, давший название | Причина названия |
Обонятельный нерв (лат. nervus olfactorius) | классическое лат. olfacere – нюхаю, постклассическоеolfactorius (два суффикса -tor(суффикс, для образования существительного от определённого глагола) и -ius(указывает на принадлежность к функции)) | 1651 | Нерв получил свое название из-за связи с функцией | |
Зрительный нерв (лат. nervus opticus) | от др.-греч. ὀπτικός (optikos) | точно не известно; Гален указывает, что некоторые его современники называли нерв зрительным | Нерв назван так из-за принадлежности к функции | |
Глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius) | постклассическое латинское слово, комбинированное из двух латинских слов: oculus – глаз и motore – двигаю; также добавлены два суффикса: -tor и-ius | 1783 | Иоганн Пфеффингер | Назван так за свою функцию (иннервирует мышцы глазного яблока и, таким образом, движет ими) |
Блоковой нерв (лат. nervus trochlearis) | от лат. trochlea – блок | 1670 | Уильям Молинс | Нерв назван так потому что он иннервирует верхнюю косую мышцу, сухожилие которой делает перегиб, напоминающий блок |
Тройничный нерв (лат. nervus trigeminus) | от лат. trigeminus – тройничный | 1732 | Название получил из-за своей формы: основной ствол, который выходит из мосто-мозжечкового угла, делится на три массивные ветви | |
Отводящий нерв (лат. nervus abducens) | от лат. abducere – отводить, с добавлением суффикса -ens, характерного для несовершенных причастий | 1778 | Нерв получил название из-за функции, которую обеспечивает, а именно отвода глаза наружу | |
Лицевой нерв (лат. nervus facialis) | от лат. faciei – лицо; постклассическое facialis – то, что относится к лицу | 1778 | Свое название нерв получил через иннервацию мимических мышц лица | |
Преддверно-улитковый нерв (лат. nervus vestibulocochlearis) | от лат. vestibulum – вестибюль; от лат. cochlea – завиток, закрутка и суффикс -aris | 1961 | Коллегия при просмотре PNA | Название пошло от двух анатомических структур, с которыми нерв связывается во внутреннем ухе |
Языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus) | от др.-греч. γλῶσσα (glossa) – язык и от др.-греч. φάρυγξ (pharynx) – глотка, горло | 1753 | Название пошло от того, что анатомы, которые исследовали нерв, описывали, что он вплетается в глотку и корень языка | |
Блуждающий нерв (лат. nervus vagus) | от лат. vagus – блуждающий, бродячий, странствующий | 1651 | Нерв получил свое название из-за длины и большого ветвления в теле человека | |
Добавочный нерв (лат. nervus accessorius) | от постклассического латинского слова accesorius – добавочный | 1666 | Через близкое расположение к блуждающему нерву и веточки к нему рассматривался как «приложение» к современной X паре | |
Подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus) | от др.-греч. γλῶσσα (glossa) – язык и с добавлением префикса hypo- – под- | 1732 | Характеризует отношение к функции языка и анатомическое размещение |
Таблица Черепно-мозговые нервы
Пара ЧМН | Название нерва | Функциональная характеристика | Место расположения ядер | Место выхода нерва из черепа | Область иннервации |
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V | |||||
VI | |||||
VII | |||||
VIII | |||||
IX | |||||
X | |||||
XI | |||||
XII |
Эталон ответа на таблицу «Черепномозговые нервы»
Пара ЧМН | Название нерва | Функциональная характеристика | Место расположения ядер | Место выхода нерва из черепа | Область иннервации |
I | Обонятельный | Чувствительный | Не имеет ядер | Из полости носа через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в череп | Восприятие запахов |
II | Зрительный | Чувствительный | Не имеет ядер | Из глазницы через зрительный канал в полость черепа | Формирование зрения |
III | Глазодвигательный | Смешанный | Средний мозг (ножки) | Верхняя глазничная щель | Двигательные волокна - мышцу, поднимающую верхнее веко. Мышцы глазного яблока: прямые – верхнюю, нижнюю, внутреннюю и нижнюю косую мышцы. Парасимпатические волокна – мышцу, суживающую зрачок и ресничную мышцу. |
IV | Блоковый | Двигательный | Средний мозг (ножки) | Верхняя глазничная щель | Верхнюю косую мышцу глазного яблока. |
V | Тройничный | Смешанный | В мосту заднего мозга | 1-ая ветвь – глазной нерв - верхняя глазничная щель 2-ая ветвь – верхнечелюстной – круглое отверстие клиновидной кости 3-я ветвь – нижнечелюстной – овальное отверстие клиновидной кости | Глазной нерв - кожу лба, пазухи носа, кроме верхнечелюстной, глазное яблоко, верхнее веко. Верхнечелюстной – верхнечелюстную пазуху и решетчатые ячейки, слизистую полости носа, небо, зубы верхней челюсти. Нижнечелюстной – чувствительные волокна иннервируют кожу ушной раковины, щеку, нижние зубы и язык. Двигательные волокна иннервируют жевательные мышцы. |
VI | Отводящий | Двигательный | В мосту заднего мозга | Из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу | Наружную (латеральную) прямую мышцу глазного яблока. |
VII | Лицевой | Смешанный | В мосту заднего мозга | Через шилососцевидное отверстие из черепа | Двигательные волокна - мимические мышцы лица. Мышцы шеи: подкожную и двубрюшную. Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность передней 2/3 языка. Парасимпатические волокна иннервируют поднижнечелюстную и подъязычную слюнные железы. |
VIII | Преддверно-улитковый | Чувствительный | В мосту заднего мозга | Через внутреннее слуховое отверстие височной кости | Преддверная часть – регулирует положение тела в пространстве и координацию движений. Улитковая часть – формирует слух. |
IX | Языкоглоточный | Смешанный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Двигательные волокна - иннервируют мышцы глотки. Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети языка. Парасимпатические волокна - околоушную слюнную железу. |
X | Блуждающий | Смешанный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Осуществляет парасимпатическую иннервацию органов и сосудов начиная с области шеи, грудной и брюшной полостей до сигмовидной кишки. |
XI | Добавочный | Двигательный | Продолговатый мозг | Яремное отверстие | Грудинно-ключично-сосцевидную мышцу шеи и трапециевидную. |
XII | Подъязычный | Двигательный | Продолговатый мозг | Канал подъязычного нерва | Мышцы языка и шеи, расположенные ниже подъязычной кости. |
Ситуационные задачи.
Задача № 1
У пациента ограничена подвижность глазного яблока при взгляде вверх, вовнутрь, вниз. Какой нерв поврежден у пациента?
Задача № 2
У мужчины 40 лет внезапно возникли сильнейшие стреляющие боли в правом глазу и лобно-теменной области. Приступ возник во время еды, длился 1,5-2 минуты и завершился внезапно. Такой же приступ наблюдался 1 год назад во время умывания и прошел самостоятельно. Функция какого нерва нарушена?
Задача № 3
Какой нерв поврежден, если у пациента: сходящееся косоглазие,
ограничен поворот глазного яблока кнаружи.
Задача № 4
У ребенка 10 лет в процессе выздоровления от легкого простудного заболевания внезапно возникла асимметрия лица. Опущен левый угол рта, отмечается слюнотечение. Отвисает нижнее веко левого глаза, глаз не закрывается. Снижены вкусовые ощущения. Функция какого нерва нарушена?
Задача № 5
У больного наблюдаются следующие симптомы:
понижение костной и воздушной проводимости, невозможность определить с закрытыми глазами местонахождение источника звука, слуховые галлюцинации. Какая пара ЧМН повреждена?
Задача № 6
У пациента выявлены следующие нарушения при исследовании: нарушение вкуса на задней трети языка, сухость во рту, поперхивание при глотании.
Поражение какой пары ЧМН можно предположить у пациента?
Задача № 7
Какой нерв поражен, если при исследовании наблюдаются следующие симптомы: невозможен или затруднен поворот головы, затруднено поднимание плечевого пояса, плечо на больной стороне опущено, ограничено поднимание руки.
Задача № 8
Какой нерв поражен, если у больного находят следующие симптомы:
речь заплетающаяся, неотчетливая, нарушение жевания и глотания.
Эталон ответа на ситуационные задачи.
Задача № 1
Повреждена III пара ЧМН – глазодвигательный нерв, т.к. он иннервирует верхнюю, нижнюю и медиальную прямые мышцы глаза.
Задача № 2
Нарушена функция первой ветви тройничного нерва – глазной нерв. Именно он обеспечивает чувствительность глазного яблока и кожи лобно-теменной области.
Задача № 3
Повреждена VI пара ЧМН – отводящий нерв, т.к. он иннервирует латеральную прямую мышцу глаза.
Задача № 4
Нарушена функция VII пары ЧМН – лицевого нерва, т.к. он иннервирует мимические мышцы лица и обеспечивает вкусовую чувствительность 2/3 передней части языка.
Задача № 5
Повреждена VIII пара ЧМН – преддверно – улитковый нерв, а именно улитковая часть, отвечающая за слух.
Задача № 6
Нарушена функция IX пары ЧМН – языкоглоточного нерва, т.к. его двигательные волокна иннервируют мышцы глотки, чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети языка, парасимпатические волокна иннервируют околоушную слюнную железу.
Задача № 7
Поражена XI пара ЧМН - добавочный нерв, так как он отвечает за иннервацию грудинно – ключично – сосцевидной мышцы шеи, которая при одностороннем сокращении обеспечивает поворот головы в противоположную сторону, трапецевидную мышцу, которая отвечает за иннервацию мышц плечевого пояса.
Задача № 8
Поражена XII пара ЧМН - подъязычный нерв, так как он иннервирует мышцы языка.
Приложение № 3
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Черепно-мозговые нервы»
Вариант № 1
I. Выберите один верный ответ:
1. I, II, VIII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) содержащими симпатические волокна
2. Ресничную мышцу и мышцу, суживающую зрачок, иннервирует нерв:
а) зрительный
б) глазодвигательный
в) блоковой
г) отводящий
3. Верхнюю косую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:
а) зрительный
б) глазодвигательный
в) блоковой
г) отводящий
4. Кожа большей части лица иннервируется чувствительными волокнами нерва:
а) блуждающего
б) языкоглоточного
в) лицевого
г) тройничного
5.Иннервация трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышцы осуществляется парой ЧМН:
а) 9
б) 10
в) 11
г) 12
6. Какую функцию выполняет улитковая часть VIII пары ЧМН:
а) зрительную
б) обонятельную
в) слуховую
г) вкусовую
7. Ядра лицевого нерва расположены:
а) в четверохолмии
б) в мосту заднего мозга
в) в ножках мозга
г) в продолговатом мозге
8. Какие пары ЧМН имеют вегетативные волокна:
а) 3 и 9 пары
б) 1 и 2 пары
в) 11 и 12 пары
г) 4 и 6 пары
9. Какой нерв иннервирует подъязычные и поднижнечелюстные слюнные железы:
а) тройничный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) подъязычный
10. Какой нерв обеспечивает вкусовую иннервацию задней трети языка:
а) подъязычный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) тройничный
II. Выберите два верных ответа:
1. Тройничный нерв образует следующие ветви:
а) затылочный
б) ушной
в) верхнечелюстной
г) нижнечелюстной
2. Какие черепные нервы проходят через яремное отверстие:
а) лицевой
б) добавочный нерв
в) преддверно-улитковый нерв
г) блуждающий нерв
3. Какие нервы иннервируют мышцы глазного яблока:
а) блоковой
б) тройничный
в) отводящий
г) добавочный
4. Какие из смешанных нервов имеют в своем составе сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:
а) лицевой (VII пара)
б) блуждающий (X пара)
в) тройничный (V пара)
г) глазодвигательный (III пара)
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Черепно-мозговые нервы»
Вариант № 2
I. Выберите один верный ответ:
1. IV, VI, XI, XII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) содержащими парасимпатические волокна
2. Все мимические мышцы лица и часть мышц шеи иннервирует нерв:
а) тройничный
б) языкоглоточного
в) лицевой
г) добавочный
3. Слизистая оболочка полости рта, носа, придаточных пазух, зубы и десны иннервируются чувствительными волокнами нерва:
а) блуждающего
б) языкоглоточного
в) лицевого
г) тройничного
4. Чувствительная и вкусовая иннервация слизистой оболочки задней трети языка обеспечивается нервом:
а) языкоглоточного
б) тройничного
в) подъязычным
г) лицевым
5. Укажите мышцу, которую иннервирует блоковой нерв:
а) верхняя косая мышца глаза
б) нижняя косая мышца глаза
в) латеральная прямая мышца глаза
г) медиальная прямая мышца глаза
6. Какой из этих нервов имеет только чувствительные волокна:
а) отводящий
б) обонятельный
в) глазодвигательный
г) блуждающий.
7. Где располагаются ядра подъязычного нерва:
а) в среднем мозге
б) в промежуточном мозге
в) в продолговатом мозге
г) в заднем мозге.
8. Какой ветвью тройничного нерва иннервируется кожа ушной раковины, щека, зубы нижней челюсти:
а) лицевым нервом
б) глазным
в) верхнечелюстным
г) нижнечелюстным
9. Ветви, какого нерва обеспечивают иннервацию сердца:
а) подъязычного
б) языкоглоточного
в) блуждающего
г) добавочного
10. Какой нерв иннервирует жевательные мышцы:
а) тройничный
б) лицевой
в) языкоглоточный
г) подъязычный
II. Выберите два верных ответа:
1.Укажите ядра черепных нервов, которые располагаются в мосту заднего мозга:
а) VII-я пара черепных нервов
б) IX-я пара черепных нервов
в) VI-я пара черепных нервов
г) X-я пара черепных нервов
2. Укажите функции преддверно-улиткового нерва – VIII пары ЧМН
а) формирование обоняния
б) формирование вкуса
в) формирование слуха
г) регуляция положения тела в пространстве
3. Какие нервы проходят через верхнюю глазничную щель
а) зрительный
б) блоковой нерв
в) отводящий нерв
г) добавочный
4. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают иннервацию слюнных желез:
а) лицевого (VII пара)
б) языкоглоточного (IX пара)
в) блуждающего (X пара)
г) подъязычного (XII пара)
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Черепно-мозговые нервы»
Вариант № 3
I. Выберите один верный ответ:
1. В составе VII, IX, X пар ЧМН отсутствуют волокна:
а) чувствительные
б) двигательные
в) смешанные
г) парасимпатические
2. Латеральную прямую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:
а) глазодвигательный
б) блоковой
в) отводящий
г) зрительный
3. Какая пара ЧМН выходит через канал подъязычного нерва в основании затылочных мыщелков:
а) 9
б) 10
в) 11
г) 12
4. Какой из этих нервов имеет только двигательные волокна:
а) преддверно-улитковый нерв
б) подъязычный нерв
в) блуждающий нерв
г) глазодвигательный нерв.
5. Какой из этих нервов имеет парасимпатические волокна:
а) языкоглоточный нерв
б) зрительный нерв
в) отводящий нерв
г) добавочный нерв
6. В каком отделе головного мозга расположены ядра глазодвигательного и блокового нервов:
а) промежуточном
б) заднем
в) среднем
г) продолговатом.
7.Иннервация органов грудной и брюшной полостей осуществляется следующим нервом:
а) добавочным
б) срединным
в) блуждающим
г) седалищным
8. Вкусовая чувствительность передней 2/3 языка обеспечивается:
а) подъязычным нервом
б) лицевым нервом
в) тройничным нервом
г) обонятельным нервом
9. Сколько пар черепно-мозговых нервов:
а) 13 пар
б) 32 пары
в) 31 пара
г) 12 пар
10. Какой нерв иннервирует грудинно-ключично-сосцевидную мышцу:
а) подъязычный нерв
б) добавочный нерв
в) лицевой нерв
г) тройничный нерв.
II. Выберите два верных ответа:
1. Укажите нервные волокна, имеющиеся в составе глазодвигательного нерва:
а) двигательные волокна
б) чувствительные волокна
в) симпатические волокна
г) парасимпатические волокна
2. Какие из этих нервов имеют чувствительные волокна:
а) отводящий
б) обонятельный
в) зрительный
г) блуждающий
3. Ядра, каких нервов располагаются в ножках среднего мозга:
а) III пара
б) IV пара
в) V пара
г) VII пара
4. Какие нервы обеспечивают иннервацию мышц головы – жевательных и мимических:
а) блуждающий (X пара)
б) добавочный (XI пара)
в) тройничный (V пара)
г) лицевой (VII пара)
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Черепно-мозговые нервы»
Вариант № 4
I. Выберите один верный ответ:
1. Жевательные мышцы иннервирует нерв:
а) лицевой
б) тройничный
в) отводящий
г) языкоглоточный
2. Все мышцы языка и некоторые мышцы шеи иннервируются нервом:
а) языкоглоточным
б) подъязычным
в) блуждающим
г) добавочным
3. Укажите мышцу, которую иннервирует отводящий нерв:
а) верхняя прямая мышца глаза
б) нижняя косая мышца глаза
в) латеральная прямая мышца глаза
г) верхняя косая мышца глаза
4. Какой нерв иннервирует большую часть мышц глазного яблока:
а) глазодвигательный
б) блоковой
в) отводящий
г) глазная ветвь тройничного нерва
5. Где расположены рецепторы обонятельного нерва:
а) в полости носа
б) в полости рта
в) в полости глазницы
г) в полости уха
6. Блоковой, отводящий, добавочный и подъязычный нервы по составу волокон и функции являются:
а) чувствительными
б) двигательными
в) смешанными
г) симпатическими
7. Ядра 9, 10, 11, 12 пар ЧМН расположены:
а) в спинном мозге
б) в ножках среднего мозга
в) в мозжечке
г) в продолговатом мозге
8. Какой нерв иннервирует мышцу, суживающую зрачок:
а) отводящий
б) блоковой
в) глазодвигательный
г) зрительный
9. Какой нерв иннервирует зубы верхней и нижней челюсти:
а) лицевой
б) тройничный
в) блуждающий
г) подъязычный
10. Какой нерв иннервирует околоушную слюнную железу:
а) языкоглоточный
б) лицевой
в) блуждающий
г) верхнечелюстной
II. Выберите два верных ответа:
1. Через яремное отверстие в основании черепа выходят нервы:
а) языкоглоточный
б) блуждающий
в) подъязычный
г) лицевой
2. Подкорковые центры зрительного нерва (II пары ЧМН) и улитковой части
(VIII пары ЧМН) нерва находятся:
а) мозжечок
б) продолговатый мозг
в) крыша среднего мозга (четверохолмие)
г) коленчатые тела промежуточного мозга
3. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают вкусовую чувствительность языка:
а) глазодвигательного
б) лицевого
в) языкоглоточного
г) блуждающего
4. В какие черепно-мозговые нервы входят сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:
а) лицевой
б) тройничный
в) языкоглоточный
г) глазодвигательный
Эталон ответа на контрольно-измерительные материалы
по теме: «Черепно-мозговые нервы»
Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 | Вариант № 4 |
Выберите один верный ответ: 1 – а 2 – б 3 – в 4 – г 5 – в 6 – в 7 – б 8 – а 9 – б 10 - в | Выберите один верный ответ: 1 – б 2 – в 3 – г 4 – а 5 – а 6 – б 7 – в 8 – г 9 – в 10 - а | Выберите один верный ответ: 1 – в 2 – в 3 – г 4 – б 5 – а 6 – в 7 – в 8 – б 9 – г 10 - б | Выберите один верный ответ: 1 – б 2 – б 3 – в 4 – а 5 – а 6 – б 7 – г 8 – в 9 – б 10 - а |
Выберите два верных ответа: 1 – в, г 2 – б, г 3 – а, в 4 – а, б | Выберите два верных ответа: 1 – а, в 2 – в, г 3 – б, в 4 – а, б | Выберите два верных ответа: 1 – а, г 2 – б, в 3 – а, б 4 – в, г | Выберите два верных ответа: 1 – а, б 2 – в, г 3 – б, в 4 – а, в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методичская разработка практического занятия по теме "Черепные нервы"
Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине Анатомия и физиология человека" по теме "Черепные нервы"...
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...