психология общения
план-конспект занятия

Глухова Наталья Николаевна

лекционный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция21.51 КБ
Файл testy.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию № 2)

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия

Общение в системе межличностных и общественных

отношений. Социальная роль

Общение является:

– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, комфортность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

– источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Социальная роль - совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией.  

Социальные отношения людей – продукт их действительных отношений друг к другу. Это экономические, политические, идеологические и другие отношения.

Классификация общения. Виды, функции общения.

Структура и средства общения

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.  

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Разновидности общения: типы и виды общения

Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.

Деловое

Игровое

  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет 
    интереса к личности подчиненного, 
    то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации 
    отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности

Ролевое

Межличностное

  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность

традиционное

инновационное

  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа – диалогическое взаимодействие;
  • цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

  • Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
  • Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
  • Научное общение - доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
  • Экономическое общение - преобладает игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Выделяют шесть функций:

  1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
  2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
  3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
  4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
  5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
  6. Функция объединения = разъединения (способствует передаче людьми необходимых сведений друг ругу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их в единое целое, а так же  она может способствовать дифференциации (разъединению) и изоляции личностей в результате общения (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие).  

Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми



Предварительный просмотр:

Тестовые задания Раздел 2. Психология общения

(к практическому занятию

№ 2) Тема 2.1. Общение – основа

человеческого бытия

Вариант 1.

Выберите пожалуйста один

правильный ответ

1. Общение является всем, кроме:

А) фактора человеческой деятельности;

Б) потребности, мотива поведения и

    деятельности;

В) источника отрицательных эмоций

Г) источника познания и понимания

     других людей.

2. Типы общения – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений

     людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

3. Структура общения – это:

А) продукт   действительных отношений людей друг к другу;

Б) совокупность элементов, из которых складывается процесс общения;  

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

4. К типологическим разновидностям общения не относится:

А) безлично-ролевое и межличностное;

Б) традиционное и инновационное;

В) манипулятивное  и светское;

Г) деловое и игровое

5. Политическое общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

6). Научное общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине.

7. Внутриличностная функция заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

8. Функция формирования и развития заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

9. Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

 10. Традиционное общение характеризуется:

А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;

Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;

В) сохранением  и воспроизводством   заданного стандарта коммуникативного поведения;

Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.

Тестовые задания Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию

№ 2) Тема 2.1. Общение – основа

человеческого бытия

Вариант 2

Выберите пожалуйста один правильный ответ

1. Социальная роль – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений

     людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

2. Социальные отношения людей – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

3. К компонентам общения относится  всё, кроме:

А) субъектов;

Б) средств;

В) факторов и элементов;

Г) потребностей, мотивации и целей.

4. Виды общения - все, кроме:

А) научного;

Б) социального;

В) экономического;

Г) политического.

5. Религиозное общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

6). Экономическое общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

7. Прагматическая функция состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) наличии потребностно – мотивационных причин.

8. Функция подтверждения состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г)  возможность познать и подтвердить себя.

9. Функция объединения = разъединения состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) передаче необходимых сведений друг другу;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г)  возможность познать и подтвердить себя.

10. Инновационное общение характеризуется:

 А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;

Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;

В) сохранением  и воспроизводством   заданного стандарта коммуникативного поведения;

Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"

Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...