психология общения
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию № 2)
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия
Общение в системе межличностных и общественных
отношений. Социальная роль
Общение является:
– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, комфортность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);
– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;
– источником познания и понимания других людей.
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.
Значение общения (его смысл):
1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);
2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;
3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.
Социальная роль - совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией.
Социальные отношения людей – продукт их действительных отношений друг к другу. Это экономические, политические, идеологические и другие отношения.
Классификация общения. Виды, функции общения.
Структура и средства общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.
Основные компоненты общения:
- субъекты;
- средства;
- потребности, мотивация и цели;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
- результаты.
Разновидности общения: типы и виды общения
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.
- деловое и игровое;
- безлично-ролевое и межличностное;
- духовное и утилитарное;
- традиционное и инновационное.
Деловое | Игровое |
|
|
Ролевое | Межличностное |
|
|
традиционное | инновационное |
|
|
Виды общения
Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.
- Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
- Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
- Научное общение - доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
- Экономическое общение - преобладает игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Функции общения
Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Выделяют шесть функций:
- Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
- Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
- Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
- Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
- Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
- Функция объединения = разъединения (способствует передаче людьми необходимых сведений друг ругу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их в единое целое, а так же она может способствовать дифференциации (разъединению) и изоляции личностей в результате общения (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие).
Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми
Предварительный просмотр:
Тестовые задания Раздел 2. Психология общения
(к практическому занятию
№ 2) Тема 2.1. Общение – основа
человеческого бытия
Вариант 1.
Выберите пожалуйста один
правильный ответ
1. Общение является всем, кроме:
А) фактора человеческой деятельности;
Б) потребности, мотива поведения и
деятельности;
В) источника отрицательных эмоций
Г) источника познания и понимания
других людей.
2. Типы общения – это:
А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;
Б) продукт действительных отношений
людей друг к другу;
В) различия в общении по его характеру;
Г) все перечисленное верно.
3. Структура общения – это:
А) продукт действительных отношений людей друг к другу;
Б) совокупность элементов, из которых складывается процесс общения;
В) различия в общении по его характеру;
Г) все перечисленное верно.
4. К типологическим разновидностям общения не относится:
А) безлично-ролевое и межличностное;
Б) традиционное и инновационное;
В) манипулятивное и светское;
Г) деловое и игровое
5. Политическое общение характеризуется:
А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;
Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;
В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;
Г) доминированием духа разума и стремлением к истине
6). Научное общение характеризуется:
А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;
Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;
В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;
Г) доминированием духа разума и стремлением к истине.
7. Внутриличностная функция заключается в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) общении человека с самим собой;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) все перечисленное верно.
8. Функция формирования и развития заключается в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) общении человека с самим собой;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) все перечисленное верно.
9. Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) общении человека с самим собой;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) все перечисленное верно.
10. Традиционное общение характеризуется:
А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;
Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;
В) сохранением и воспроизводством заданного стандарта коммуникативного поведения;
Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.
Тестовые задания Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию
№ 2) Тема 2.1. Общение – основа
человеческого бытия
Вариант 2
Выберите пожалуйста один правильный ответ
1. Социальная роль – это:
А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;
Б) продукт действительных отношений
людей друг к другу;
В) различия в общении по его характеру;
Г) все перечисленное верно.
2. Социальные отношения людей – это:
А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;
Б) продукт действительных отношений людей друг к другу;
В) различия в общении по его характеру;
Г) все перечисленное верно.
3. К компонентам общения относится всё, кроме:
А) субъектов;
Б) средств;
В) факторов и элементов;
Г) потребностей, мотивации и целей.
4. Виды общения - все, кроме:
А) научного;
Б) социального;
В) экономического;
Г) политического.
5. Религиозное общение характеризуется:
А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;
Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;
В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;
Г) доминированием духа разума и стремлением к истине
6). Экономическое общение характеризуется:
А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;
Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;
В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;
Г) доминированием духа разума и стремлением к истине
7. Прагматическая функция состоит в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) общении человека с самим собой;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) наличии потребностно – мотивационных причин.
8. Функция подтверждения состоит в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) общении человека с самим собой;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) возможность познать и подтвердить себя.
9. Функция объединения = разъединения состоит в:
А) способности оказывать воздействие на партнеров;
Б) передаче необходимых сведений друг другу;
В) налаживании и сохранении продуктивных связей;
Г) возможность познать и подтвердить себя.
10. Инновационное общение характеризуется:
А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;
Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;
В) сохранением и воспроизводством заданного стандарта коммуникативного поведения;
Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....
Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....
Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...
презентация по психологии на тему "Психология общения"
Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....
"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения
Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...