психология общения
план-конспект занятия

Глухова Наталья Николаевна

лекционный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция21.51 КБ
Файл testy.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию № 2)

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия

Общение в системе межличностных и общественных

отношений. Социальная роль

Общение является:

– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, комфортность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

– источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Социальная роль - совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией.  

Социальные отношения людей – продукт их действительных отношений друг к другу. Это экономические, политические, идеологические и другие отношения.

Классификация общения. Виды, функции общения.

Структура и средства общения

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.  

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Разновидности общения: типы и виды общения

Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.

Деловое

Игровое

  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет 
    интереса к личности подчиненного, 
    то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации 
    отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности

Ролевое

Межличностное

  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность

традиционное

инновационное

  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа – диалогическое взаимодействие;
  • цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

  • Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.
  • Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.
  • Научное общение - доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.
  • Экономическое общение - преобладает игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Выделяют шесть функций:

  1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
  2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
  3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
  4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
  5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
  6. Функция объединения = разъединения (способствует передаче людьми необходимых сведений друг ругу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их в единое целое, а так же  она может способствовать дифференциации (разъединению) и изоляции личностей в результате общения (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие).  

Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми



Предварительный просмотр:

Тестовые задания Раздел 2. Психология общения

(к практическому занятию

№ 2) Тема 2.1. Общение – основа

человеческого бытия

Вариант 1.

Выберите пожалуйста один

правильный ответ

1. Общение является всем, кроме:

А) фактора человеческой деятельности;

Б) потребности, мотива поведения и

    деятельности;

В) источника отрицательных эмоций

Г) источника познания и понимания

     других людей.

2. Типы общения – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений

     людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

3. Структура общения – это:

А) продукт   действительных отношений людей друг к другу;

Б) совокупность элементов, из которых складывается процесс общения;  

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

4. К типологическим разновидностям общения не относится:

А) безлично-ролевое и межличностное;

Б) традиционное и инновационное;

В) манипулятивное  и светское;

Г) деловое и игровое

5. Политическое общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

6). Научное общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине.

7. Внутриличностная функция заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

8. Функция формирования и развития заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

9. Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) все перечисленное верно.

 10. Традиционное общение характеризуется:

А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;

Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;

В) сохранением  и воспроизводством   заданного стандарта коммуникативного поведения;

Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.

Тестовые задания Раздел 2. Психология общения (к практическому занятию

№ 2) Тема 2.1. Общение – основа

человеческого бытия

Вариант 2

Выберите пожалуйста один правильный ответ

1. Социальная роль – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений

     людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

2. Социальные отношения людей – это:

А) совокупность норм, определяющих поведение действующих лиц;

Б) продукт   действительных отношений людей друг к другу;

В) различия в общении по его характеру;

Г) все перечисленное верно.

3. К компонентам общения относится  всё, кроме:

А) субъектов;

Б) средств;

В) факторов и элементов;

Г) потребностей, мотивации и целей.

4. Виды общения - все, кроме:

А) научного;

Б) социального;

В) экономического;

Г) политического.

5. Религиозное общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

6). Экономическое общение характеризуется:

А) преобладанием игры, расчета, риска и т.д.;

Б) азартом борьбы, многообразием форм, масштабов и т.д;

В) протеканием сложившихся традиционных ритуалов;

Г) доминированием духа разума и стремлением к истине

7. Прагматическая функция состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г) наличии потребностно – мотивационных причин.

8. Функция подтверждения состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) общении человека с самим собой;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г)  возможность познать и подтвердить себя.

9. Функция объединения = разъединения состоит в:

А) способности оказывать воздействие на партнеров;

Б) передаче необходимых сведений друг другу;

В) налаживании и сохранении продуктивных связей;

Г)  возможность познать и подтвердить себя.

10. Инновационное общение характеризуется:

 А) высокой степенью раскрепощения мысли и воображения;

Б) отсутствием жесткости в регламентации отношений;

В) сохранением  и воспроизводством   заданного стандарта коммуникативного поведения;

Г) высокой степенью регламентированности и однозначности функций и ролей участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"

Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...