МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
методическая разработка по теме

 

Гуманитарный профиль.

Для студентов очной формы обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_psikhologii_obshcheniya.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования – техникум

«Самарское художественное училище имени К.С. Петрова-Водкина»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

ПМ 02 Педагогическая деятельность

070901 Живопись

Гуманитарный профиль

Для студентов очной формы обучения

Самара, 2014 г.

Методические рекомендации печатались по решению Педагогического Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования – техникум

«Самарское художественное училище имени К.С. Петрова-Водкина»

Составитель:  Латыпова С.В. преподаватель

Рецензент: Емельяненко Т.А. преподаватель

1. Организационно-методический раздел

Программа дисциплины «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки педагогов художественного училища  по циклу педагогические основы преподавания творческих дисциплин.

В программу включены все дидактические единицы курса «Психология общения», учитывающие национально этническую, профессиональную специфику учебного заведения, научно-исследовательские предпочтения, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплины в форме лекционного курса и разнообразных коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров.

Содержание дисциплины «Психология общения» профессионально ориентированно с учётом профиля подготовки выпускников  Самарского художественного училища и содействует реализации задач в профессиональной деятельности.

1.1. Цели и задачи курса

Цель курса:

Целью данной программы является получение студентами необходимых теоретических и практических знаний и навыков по психологии общения, что позволит им в дальнейшем развивать собственную коммуникативную компетентность.

Задачи курса:

- формирование у слушателей основных понятий, входящих в психологическую теорию коммуникации;

- информирование слушателей об основных элементах процесса общения;

- практическое овладение коммуникативными техниками

- осмысление актуальных идей курса психологии общения

- развитие у студентов навыков диалогического, проблемно ориентированного мышления;

- помощь в овладении студентами умениями исследовательской и практической работы, способами работы с участниками образовательного и воспитательного процесса разного возраста и социально-психологического статуса; методами социально адаптационной работы; опытом психокоррекционной и психодиагностической работы, опытно экспериментальной и исследовательской работы в системе школьного образования.

- в рамках курса психологии общения вскрываются механизмы психологического процесса, выявляются его причины, расширяются и углубляются технологии и инструментарий психологической практики.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины будущий педагог должен:

знать:

- сущность ведущих понятий психологии общения

- противоречия и проблемы психологии общения

уметь:

- анализировать ситуации общения

-  понимать невербальное общение и его компоненты

- использовать невербальные компоненты при общении с детьми

-  владеть навыками эмпатии и рефлексии

- полноценно включаться в процесс личностного роста и самоактуализации

- ориентироваться на гуманистический и творческий подход в психологии общения

- овладевать коммуникативной компетентностью, включая работу с понятиями

- развивать профессиональную общительность.

1.3. Виды и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения подготовленных докладов. По завершению изучения учебной дисциплины в 1 семестре с целью проверки и оценки учебной работы студентов, уровня полученных ими знаний и умения применять эти знания на практике,  проводится зачет.

2. Содержание дисциплины

Тема 1. Проблема общения и предмет психологии общения.

 Общение как общенаучная категория. Философские и социологические концепции общения. Специфика проблемы общения в психологии, ее историческое развитие. Предмет психологии общения.

Место психологии общения в структуре современной психологической науки. Психология общения и общая психология. Психология общения и социальная психология. Место общения в проблематике возрастной и педагогической психологии, клинической психологии и других отраслей психологической науки.      

Психология общения и психолингвистика. Различные стороны психологической теории общения: общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения), общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения), общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Средства общения. Общая характеристика вербальных и невербальных средств общения. Речь - важнейшее коммуникативное средство общения. Виды речи. Звуковые и смысловые характеристики речи.

Тема 2. Общение и деятельность. 

 Единство общения и деятельности. Роль общения в процессе развития личности. Генезис общения. Основные категории и мотивы общения у детей. Соотношение понятий "общение" и "коммуникация".

 Общение как реализация отношений. Общественные и межличностные отношения. Общение и деятельность как различные и взаимосвязанные стороны образа жизни человека (Б.Ф. Ломов) концепция субъект – субъектных и субъект – объектных отношений.  Общение как аспект деятельности («наддеятельность» по А.Н.Леонтьеву). Соотношение понятий коллективной совместной) деятельности, взаимодействия (интеракции), общения и процессов контакта («технологическая» сторона общения), Значение взаимодействия для выделения действий в структуре деятельности в филогенезе (А.Н.Леонтьев). Д.Б.Эльконин о предметном действии как взаимодействии.

Общение как вид деятельности. Коммуникативные операции и коммуникативные действия в структуре некоммуникативной деятельности.

Общение как акт специфической деятельности. Деятельность общения и речевая деятельность, их соотношение.

Тема 3. Основные психологические характеристики общения. 

А. Содержательная ориентированность общения: предметно ориентированное общение, социально ориентированное общение (аксиальное и ретиальное), личностно ориентированное общение (модальное и диктальное). Соотношение этих видов общения с видами общения, выделяемыми по социологическим критериям (межличностное, групповое, социальное общение). Проблема субъекта общения и предмета общения в разных видах общения. Понятие лидера в процессах взаимодействия (инструментальный лидер), собственно общения и контакта. Недопустимость механического применения информационного подхода для коммуникативной стороны общения. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, специфика воздействия. Значение данных семантики, теории информации, семиотики и лингвистики для социально-психологического анализа коммуникативного процесса. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации.

Б. психологическая динамика общения (психологическая задача общения). Понятие коммуникативного воздействия, информирования, убеждения, внушения, обучения. Понятие суггестии (Б.Ф.Поршнев). целенаправленное изменение в смысловом поле реципиента как основная задача общения.

В. Символическая специализация общения. Материальное и знаковое общения. Использование в качестве средств общения ситуативно осмысляемых материальных объектов, получающих дополнительную семиотическую нагрузку в акте общения. Речевое общения и проблема языкового знака. общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (первичных знаковых систем; напр. спонтанная жестово-мимическая речь глухонемых детей). Общение при помощи вторичных знаковых систем. Личностно – смысловое общение без использования кодифицированных средств.

Г. Степень социальной опосредованности общения. Непосредственное и опосредованное общение.

Тема 4. Психологическая структура деятельности общения.

 Особенности содержания понятия «общения» в отечественной психологии. Совпадение взглядов исследователей в понимании единства общения и деятельности. И расхождение в трактовке их связи.

Различные точки зрения на структуру общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Связь с каждой их них с характером совместной деятельности и взаимоотношением партнеров. Проблема влияния в общении. Общение и познание. Совместная деятельность как условие возникновения общения. Структура общения.

А. Мотивация общения и проблема потребности в общении.

Б. Ориентировочное звено деятельности общения. Принципиальное различие характера ориентировки в общения с индивидуальным партнером и с аудиторией. Обратная связь в общении и проблема «самоподачи». Стереотипное и нестереотипное общение.

В. Фаза планирования в общении. Анализ планирования общения на примере устной публичной (ораторской речи) речи. Организация текста (дискурса) в общения. Проблема взаимодействия в социальной психологии. Неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. «обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи.

Г. Фаза реализации плана.

Д. Различные уровни контроля в деятельности общения.

Тема 5. Социальные и социально-психологические функции общения.

А. Функция организации и оптимизации коллективной деятельности. Побудительный и констатирующий типы информации. Открытость коммуникатора как условие диалога. Формы монологической речи. Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью – проблема коммуникативных ситуаций.

Б. Функция контакта. Общение как процесс обмена информацией.

Психологические особенности общения как коммуникационного процесса. Понятие о барьерах коммуникации. Психосемантика и психолингвистика. Требования, обязательные для успешной коммуникации. Слово: суть и ореол. Виды контрсуггестии: избегание, непонимание, авторитет, внутренние барьеры. 4 вида непонимания. Пути преодоления коммуникативных барьеров. Вклад Нейро- лингвистического Программирования (НЛП) в изучение процесса межличностной коммуникации.

В. Функция социализации.

Г. Функция отождествления себя с группой (идентификационная). Идентификация, социально-психологическая рефлексия, эмпатия, стереотипизация - важнейшие механизмы межличностного восприятия, проявлявшиеся в общении.

Д. Функция противопоставления себя группе. Взаимное восприятие.  Понятие о социальной и межличностной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия. Ограниченность анализа перцептивной стороны общения в лабораторных условиях. Необходимость включения в исследование характеристик совместной деятельности в реальных социальных группах как фактора, детерминирующего процессы восприятия, познания, понимания другого человека в общении.

Е. Функция межгрупповой связи.

Ж. Функция межгруппового противопоставления. Эффекты первого впечатления или систематические ошибки социального восприятия. Ошибки превосходства, привлекательности, отношения к нам. Источники информации для возникновения ошибок восприятия. Способы защиты от ошибок социальной перцепции.

Выбор техники общения в каждом конкретном случае определяетс характеристиками партнера. Эмпатия. Самоподача. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной атрибуцией.

Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация.

Конструктивное и деструктивное общение. Психология сознательного введения в заблуждение. Психология лжи. Понятие «психологической войны» в системе общения.

Виды общения: автокоммуникация, межличностное общение, личностно- групповое, межгрупповое, непосредственное и опосредованное общение; временные характеристики общения.

Тема 6. Функционально-целевые, групповые и ролевые факторы ориентировки в процессах общения. 

 Общение и понятие социальной роли. Социальные мотивы общения.

Позиционное (ролевое) и личностное общение.

Общение как интерактивный процесс. Различные подходы, существующие в психологии для описания интеракций в общении. Основные виды взаимодействия людей в деятельности. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой "веер" личности.

Эго-состояния, влияющие на выбор позиции в общении. Трансактный анализ Э. Берна. Профессиональная деформация личности. Действие как главное содержание общения. На сцене нашего "Я". Социальные роли. Ожидания. 2 основных уровня или типа общения - манипуляция и актуализация. (Э.Т.Шостром).

Стили общения. Ритуальное общение. Манипулятивное общение. Коммуникативные барьеры. Схема Г.Лассуэлла. Эффекты общения.

Трудности общения. Конфликты, Типы конфликтов. Источники конфликтов. Содержание и динамика конфликтов. Системы психологической защиты. Проблема толерантности в диалоге.

6 уровней или способов общения по Э.Берну: нуль-общение, ритуалы, работа, развлечения, близость. Способы создания доверительной атмосферы в группе: замена оценивающей осуждающей коммуникации на описательную; переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем.. Обучение эмпатическому пониманию.

Тема 7. Ориентировка в собеседнике и в ситуации и невербальные компоненты общения.

Ориентировка в собеседнике как фактор общения. «Социальная техника» общения, ее синхронизация. Понятие «уровня интимности». Обучение умениям ориентировки в собеседнике.

Ориентировка в ситуации и невербальные компоненты общения. Виды и функции невербальных средств общения и контакта. Паралингвистика. Кинезика.

Мимика. Поза. Проксемика. Понятие дистанции общения. Характеристика невербальных средств коммуникации: оптико-кинетическая система, проксемика, паралингвистическая и экстралингвистическая системы. Дистанция в общении: физическая, психологическая и энергетическая. Физический контакт. Контакт глаз.

Тема 8. Профессиональное общение. Искусство как общение.

Общение в деятельности СМИ, «паблик рилейшенз», рекламе и политической психологии.

Педагогическое общения и стили коммуникативной деятельности учителя. Стиль профессионально-психологического общения. Условия его оптимизации. Психологическая суггестия.

Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Коллективно- учебная деятельность и понятие «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Общение в деятельности врача. Медицинская деонтология. Нарушения общения (психиатрия и пограничные состояния).

Методы развития коммуникативных способностей личности. Характеристика основных активных групповых методов (АГМ), направленных наразвитие коммуникативной компетентности личности: групповые дискуссии, ролевые и игровые методы, социально-психологический тренинг, социодрама и психодрама. Использование элементов АГМ в практической работе со слушателями.

Проблема общения в деятельности пользователя и оператора компьютера. Общение в компьютерных сетях. Интернет как новая ситуация общения. Специфические средства и характеристики компьютерного общения.

Искусство как общение.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Демонстрационные слайды по проблемам общения.

При проведении лекционных занятий используются элементы таких активных методов обучения как эвристическая беседа, «мозговой штурм» и иные диалоговые формы проведения занятий.

3.1. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы

а) основная литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003.

2. Горянина В.А. Психология общения – М: Академия, 2003

3. Димура И.Н. Материалы к курсу общей психологии. СПб., 1993.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М., 1987.

5. Кон И.С. Социология личности. М: Академия, 1967.

6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. ЛГУ. 2004.

7. Лисина М. Проблемы онтогенеза общения, - М., Педагогика, 2006.

8. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск. Высшая школа 1988.

9. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.

10. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2003.

б) дополнительная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. —М.: Прогресс, 1988.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 106 с.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: Изд. МГУ, 1991.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд. МГУ, 1982.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология., М., 1992.

8. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж.1993.

9. Димура И.Н. Влюбь идентичности Изд-во Буковского СПб, 2004.

10. Димура И.Н. Ода мусору: Изд-во Буковского. - СПб, 2005.

11. Димура И.Н.Психология с изнанки: Изд-во Буковского. - СПб, 2003.

12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.:

Изд-во ЛГУ, 1985. — 168 с.

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, СПб, 2000.

14. Машков В.Н. Психология управления: учебное пособие. СПб, 2000.

15. Психология влияния. Хрестоматия. Сост. Морозов А.В. СПб, 2000.

16. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. — 256 с.

17. Росс Л., Нисбет Р. Личность и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 2000.

18. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

19. Снайдер Д.Ж. Курс выживания для подростков. – Екатеринбург., 1992.

20. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М.: Изд. МГУ, 1984.

21. Уалдини Р. Психология влияния., СПб, 1999.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. — СПб.: Питер, 1997.

3.2. Темы контрольных работ

1. Роль общения в процессе развития личности.

2. Генезис общения. Основные категории и мотивы общения у детей.

3. Структура и функции общения.

4. Виды общения: автокоммуникация, межличностное общение, личностно-групповое, межгрупповое, непосредственное и опосредованное общение; временные характеристики общения.

5. Психологические особенности общения как коммуникационного про- цесса.

6. Понятие о барьерах коммуникации.

7. Виды непонимания. Пути преодоления коммуникативных барьеров.

8. Общение как социально-перцептивный процесс.

9. Важнейшие механизмы межличностного восприятия, проявляющиеся в общении.

10. Каузальная атрибуция.

11. Общение как интерактивный процесс.

12. Манипуляция или актуализация?

13. Методы развития коммуникативных способностей личности.

14. Трудности общения.

15. Характеристика активных групповых методов, развивающих коммуникативную компетентность личности.

3.3. Список вопросов для подготовки к зачету

1. Общение как общенаучная категория. Философские и социологические концепции общения.

2. Специфика проблемы общения в психологии. Предмет психологии общения.

3. Место психологии общения в структуре современной психологической науки.

4. Различные стороны психологической теории общения: общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения), общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения), общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

5. Средства общения.

6. Единство общения и деятельности. Роль общения в процессе развития  личности.

7. Генезис общения. Основные категории и мотивы общения у детей.

8. Соотношение понятий "общение" и "коммуникация".

9. Общение как реализация отношений.

10. Общение как вид деятельности.

11. Содержательная ориентированность общения: предметно ориентированное общение, социально ориентированное общение (аксиальное и ретиальное), личностно ориентированное общение (модальное и диктальное). Соотношение этих видов общения с видами общения, выделяемыми по социологическим критериям (межличностное, групповое, социальное общение).

12. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, специфика воздействия.

13. Психологическая динамика общения (психологическая задача общения).

14. Символическая специализация общения. Материальное и знаковое общения.

15. Различные точки зрения на структуру общения.

16. Проблема влияния в общении.

17. Мотивация общения и проблема потребности в общении.

18. Обратная связь в общении и проблема «самоподачи». Стереотипное и  естереотипное общение.

19. Организация текста (дискурса) в общении.

20. Социальные и социально-психологические функции общения

21. Понятие о барьерах коммуникации. Требования, обязательные для успешной коммуникации.

22. 4 вида непонимания. Пути преодоления коммуникативных барьеров.

23. Вклад Нейро-лингвистического Программирования (НЛП) в изучение процесса межличностной коммуникации.

24. Виды общения: автокоммуникация, межличностное общение, личностно-групповое, межгрупповое, непосредственное и опосредованное общение; временные характеристики общения.

25. Общение как интерактивный процесс. Различные подходы, существующие в психологии для описания интеракций в общении. Ролевой "веер" личности.

26. Профессиональная деформация личности.

27. 2 основных уровня или типа общения - манипуляция и актуализация. (Э.Т.Шостром).

28. Стили общения. Ритуальное общение. Манипулятивное общение. Коммуникативные барьеры. Эффекты общения.

29. Трудности общения. Конфликты, Проблема толерантности в диалоге.

30. Методы развития коммуникативных способностей личности.

31. Проблема общения в деятельности пользователя и оператора компьютера. Общение в компьютерных сетях. Интернет как новая ситуация общения. Специфические средства и характеристики компьютерного общения.

32. Искусство как общение.

4. Методические указания студенту.

4.1. Методические указания по изучению дисциплины.  

Основными формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение контрольной  работы и консультации.  

Общие и утвердившиеся в практике

правила и приемы конспектирования лекций

1. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля (4-5 см) для дополнительных записей.

2. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.

3. Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.

4. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.

5. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.

Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение  и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Эффективными формами контроля за изучением курса студентами являются консультации. Они используются для оказания помощи студентам при их подготовке к семинарским занятиям, для бесед по дискуссионным проблемам и со студентами, пропустившими семинарские занятия, а также индивидуальной работы преподавателя с отстающими студентами.

4.2. Методические указания по выполнению контрольной работы

Темы контрольных работ приведены ниже. Контрольные работы по данному курсу выполняются вне аудитории. Для выполнения контрольной работы требуется освоение литературы, указанной в списке.

При написании контрольной работы могут понадобиться также конспекты лекций, поскольку в лекционном курсе преподаватель может анализировать и сопоставлять материал способом, не описанным в источниках. Кроме того, в лекционном курсе преподаватель может использовать новый материал, который либо еще не опубликован, либо труднодоступен для студентов. При написании контрольной работы студенту рекомендуется учитывать следующее.

1. Контрольная работа по данной дисциплине это не только проверка усвоенного материала, но и способ его творческого осмысления.

2. При написании контрольной работы студентам рекомендуется заострять внимание на основных понятиях. Осмысление основных понятий является важным моментом в освоении темы. Определение понятия не обязательно должно быть формализованным, однако оставлять понятие без его глубокого осмысления, значит, не иметь в своем сознании его содержания.

Контрольная работа состоит их двух вопросов и практического задания. Студенту необходимо показать знание литературы по заданной теме, умение правильно, лаконично излагать усвоенный учебный материал и делать выводы по освещаемым вопросам.

Количество наименований литературы, внесенной в список должно быть не менее 10.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 страниц печатного текста.

В начале контрольной работы приводится номер варианта работы и ее содержание.

В конце контрольной работы студент приводит список использованных литературных источников в алфавитном порядке.

Работу следует подписать и указать дату ее выполнения.

Процесс подготовки и написания контрольной работы включает следующие основные стадии.

I. Выбор темы

Прежде всего, необходимо внимательно изучить рекомендуемую кафедрой тематику контрольных работ. Студенты могут проявлять самостоятельность в выборе темы, то есть определять тему, которая представляет интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Наряду с этим можно выбрать тему, не включенную кафедрой в тематику, но при условии, если она входит в перечень вопросов, изучаемых курсом, и имеет определенную направленность.

II. Работа по изучению материала

Выбирая тему контрольной работы, следует учесть такой фактор, как наличие необходимой литературы. При недостатке литературы невозможно написать содержательную работу.

Изучение литературы по теме контрольной работы дает возможность составить ориентировочный план. Конечно, в процессе работы план будет конкретизироваться и уточняться, но это после того, как изучены собранные материалы по теме и в результате у студента сложилось четкое представление, как и о чём писать.

III. Оформление работы

При изложении материала необходимо правильно использовать терминологию и не допускать произвольных сокращений. Текст следует писать с абзаца.

Работа должна быть выполнена четким почерком или отпечатана на компьютере через два интервала 12-м шрифтом. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения и список литературы.

Страницы следует пронумеровать арабскими цифрами в верхнем правом углу, оставить поля для замечаний рецензента.

На титульном листе номер страницы не проставляется. Здесь студент должен указать свою фамилию и инициалы, номер зачетной книжки, адрес, место работы и занимаемую должность.

Все листы должны быть сброшюрованы (подшиты).

 Для проверки контрольная работа сдается в учебный отдел института.

 При оценке контрольной работы преподаватель руководствуется следующими требованиями:

1. Содержательность.

На основе изучения учебного материала и литературы по теме (изданной в последние годы) автором основательно раскрыты и обоснованы основные вопросы контрольной работы.

2. Элементы самостоятельного творчества.

 Изложение материала «своими словами», то есть по возможности проявить свое «Я» в трактовке вопросов темы.

3. Логичное, четкое, ясное и правильное изложение материала.

Анализ контрольных работ показывает следующие типичные и часто встречающиеся недостатки:

- поверхностная характеристика, текстуальное заимствование материала из учебных пособий;

- отсутствие плана, списка используемой литературы;

- неудачная форма изложения, стилистические и грамматические ошибки.

На экзамене по тексту контрольной работы могут быть заданы отдельные вопросы.

Контрольная работа, выполненная с учетом выше указанных методических советов, расширяет кругозор студентов, приобщает их к научной работе.

4.3. Методические указания по работе с литературой

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Изучение литературы - процесс сложный, требующий выработки определенных навыков. Поэтому важно научится работать с книгой. Перечень и объем литературы, необходимой для изучения дисциплины «Конфликтология», определяется программой курса и другими методическими рекомендациями.

Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную(рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины.

Изучение дисциплины следует начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала.

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. В частности, при чтении указанной литературы необходимо подробнейшим образом анализировать понятия «конфликт», «инцидент», «переговоры», «медиация».

Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими.

Выборочное – наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к практическим занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке контрольных вопросов и заданий. Список этих вопросов по понятным причинам ограничен, поэтому важно не только содержание вопросов, но сам принцип освоения литературы с помощью вопросов к текстам.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации.

Есть несколько приемов изучающего чтения:

1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

- медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

- выделить ключевые слова в тексте;

- постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

К этому можно добавить и иные приемы: прием реферирования, прием  комментирования.

При работе с литературой по данной дисциплине необходимо иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти.

Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким о бразом можно «за деревьями не увидеть леса».

В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Можно выделить три основных способа записи:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования положений и фактов;

б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;

в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав - в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль читателя пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее.

Сформулируем основные рекомендации для проведения самостоятельной работы:

- при проведении аудиторных занятий неукоснительно выполняйте самостоятельные работы, а для преуспевающих студентов - усложненные задания. Если необходимы консультации преподавателя, которые обеспечивают педагогическое общение и позволяют наладить регулярный контроль, обращайтесь с просьбой или за пояснением;

- просите четких методических указаний по выполнению самостоятельных работ, сроков и графиков контроля и самоконтроля;

- в начале семестра целесообразно проходите «входную диагностику», что позволит выявить и устранить пробелы в знаниях;

- задания для самостоятельной работы могут содержать две части: обязательную и факультативную, рассчитанные на более сильных студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

- принимайте участие в НИРС.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер, в связи с чем можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания. Зачем Вам необходимо выполнение каждого домашнего задания? Что это может Вам дать в теоретическом и практическом плане для повышения профессиональной компетентности и реализации жизненных целей?

2. Четкая постановка познавательных задач. На что направлен раздел данного курса? С какими разделами связан?

3. Алгоритм выполнения работы студентом. Как выполнить задание эффективно и быстро?

4. Определение форм отчетности и сроков ее представления.

5. Консультативная помощь преподавателя. «Что мне не понятно? Какая помощь мне нужна?»

6. Оценочный компонент.

4.4. Методические указания по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный – человек, имеющий свои твердые убеждения) осуществляется при всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения. Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.           Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации  самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

3. Выполнение контрольных работ;

4. Решение задач, упражнений;

5. Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

6. Моделирование или анализ конкретной ситуации;

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. Она заключается в том, что для выполнения некоторых заданий студенту необходимо отвлечься от собственных взглядов на различные психологические явления и встать на точку зрения другого человека. Такая транспозиция бывает нелегкой для некоторых личностей. Однако для того, чтобы стать хорошим педагогом, эта операция необходима. Каждое задание имеет свою специфику, которую нужно учитывать при его выполнении. Именно такое внимательное отношение к выполнению предложенных заданий может обеспечить понимание им внутреннего мира другого человека.

В ряде заданий от студента требуется определенная наблюдательность.

Наблюдая за поведением людей в различных ситуациях, вспоминая свой опыт взаимодействия с людьми, студент глубже проникает в суть тех психологических процессов, которые управляют такого рода взаимодействиями. Именно посредством наблюдения и сопоставления получаемых при этом данных со сведениями, полученными в рамках данного курса студент оказывается в состоянии диагностировать типы личности и уровни личностной организации.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Тема 1.

1. Опишите любой акт общения. Что предопределило Ваш выбор? Какими средствами вы при этом пользовались?

2. Напишите эссе «Общение и Я».

3. Проанализируйте рисунок «Я в пространстве общения».

4. Законспектировать главу «История развития психологии общения», выделив основные этапы развития психологии общения.

5. Составить таблицу «Влияние различных психологических школ на становление психологии общения».

6. Обоснуйте границы психологии общения.

7. Перечислите основные методологические принципы отечественной психологии общения.

8. Опишите этические нормы и постулаты психологии общения.

9. Какова специфика методов исследования в психологии общения.

10. Перечислите особенности и разновидности социально-психологических экспериментов в области психологии общения.

11. Почему сейчас наблюдается такой пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни обычного человека?

12. Как я понимаю, что такое дефицит общения?

13. Можно ли назвать общением разговор с самим собой?

14. Является ли общением взаимодействие с компьютером?

15. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Тема 2.

1. Привести примеры разных видов и ситуаций общения.

2. Подобрать карикатуры по проблемам общения, его различным функциям.

3. Привести примеры функций общения.

4. Опишите ситуацию общения.

5. Подобрать пословицы и поговорки о связи внешности и психологических качеств личности.

6. Подобрать фотографии, репродукции с легко читаемыми жестами, позами людей. Создать "словарь" таких выражений.

7. Как принято выражать чувства в нашей культуре, составьте список способов. Иллюстрируйте их примерами.

8. Привести примеры дистанций из рекламы, сказок. Место, где я живу.

9. Подобрать анекдоты на разные виды непонимания.

10. Подобрать упражнения на развитие наблюдательности, ориентировки в незнакомой ситуации и установление контактов с незнакомыми людьми.

11. Провести миниисследование в своей группе по изучению ведущих аспектов общения во взаимодействии.

Тема 3.

1. Приведите примеры манипулятивного поведения и их последствия из любого литературного произведения.

2. Охарактеризуйте примеры ритуального общения, типичные для различных социальных общностей (армия, учительский коллектив и т.

д.).

3. На примере выступлений конкретных политических деятелей опишите способы воздействия на слушателей.

4. Опишите (на примерах из реальной жизни) случаи использования гуманистического общения. Приведите из любого художественного кинофильма примеры задействования фактора привлекательности.

5. Докажите на конкретных примерах, что эффект ореола может вносить искажения в процесс восприятия собеседника.

6. На примерах из собственной жизни опишите действие фактора новизны.

7. Опишите действие механизмов познания собеседника.

8. Приведите из любого художественного кинофильма примеры действия эффекта фасилитации и ингибиции.

9. На конкретном примере из политических событий покажите действие эффекта деиндивидуализации.

10. Провести наблюдение за поведением и высказываниями окружающих. На этой основе подобрать примеры проявления стереотипов общения .

11. Разработать способы коррекции ошибок восприятия других людей с опорой на эталон.

Тема 4.

1. Опишите характеристики ролей Ребенка, Взрослого, Родителя с точки зрения характерных слов и выражений, присущих этой роли, интонации, состояния, выражения лица, позы. Опишите манипуляцию и актуализацию

2. Опишите Правила поведения в конфликтной ситуации. Как мне помогает или мешает в общении то, что я - женщина?

3. Составить «банк» методик, направленных на изучение различных сторон общения.

4. Каковы, на ваш взгляд, психологические критерии эффективности рекламы

5. Составьте сой список эвристических методов генерации идей

6. Как вы формируете свой имидж?

7. Разработайте стратегию PR и рекламы собственной фирмы

8. Приведите разновидности конфликтного взаимодействия.

9. Продуктивные и деструктивные конфликты в общении. Структура конфликта в общении. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.

10. Опишите доминирующие факторы мотивации действий во взаимодействии.

11. Дайте характеристику стилей действий: ритуального, манипулятивного и гуманистического. Необходимость соотнесения стиля действий с ситуацией.

12. Зависимость организации совместных слаженных действий людей от взаимопонимания между ними.

13. Опишите роль межличностного восприятия в процессе общения.

Взаимное восприятие и познание как основа становления взаимопонимания партнеров. Две возможные интерпретации взаимопонимания.

14. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. в процессе общения. «Эффекты» межличностного восприятия: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны или первичности, эффект стереотипизации.

Тема 5.

1. Охарактеризуйте основные направления отечественной психологииобщения

2. Охарактеризуйте основные виды общения.

3. Перечислите и опишите (на собственных примерах) функции общения.

4. В чем отличие квазиобщения от массового общения?

5. По какому принципу были выделены 3 стороны общения?

6. Охарактеризуйте основные виды коммуникативных барьеров.

7. Привести примеры вербального и невербального общения.

8. Понаблюдайте за поведением какого-либо собеседника и опишите элементы невербального общения, используемые собеседником.

9. Приведите из любого литературного произведения примеры семантического барьера, возникающего при общении.

10. Законспектировать статью «Большие социальные группы», выделив способы воздействия, реализуемые в стихийных группах Г.М. Андреева. Социальная психология. М., 1989.

Тема 6.

1. Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями, запишите в рабочую тетрадь определения: паблик рилейшенз, реклама.

2. Законспектируйте и изучите историю, задачи и принципы прикладных социально-психологических исследований общения.

3. Дополните информацию, полученную на лекциях по вопросу о функциях, роли и позиции социального психолога в организации.

4. Опишите особенности трудных ситуаций в практической психологии общения.

5. Приведите из любого художественного кинофильма примеры влияния какого-либо института социализации на личность.

6. Подготовьте доклад о влиянии (позитивном или негативном) на процесс становления личности одного из институтов социализации.

7. Что вы думаете о массовой коммуникации как общении больших социальных групп.

8. Какое значение имеет для клиентов восприятие коммуникатора как фактор коммуникативного воздействия

9. Укажите признаки невербального поведения как показателя искренности

10. Какое значение имеют для клиентов процесс и механизмы делового общения.

11. Специфика профессионального общения в деятельности: а) управленца; б) врача;        в) педагога; д) юриста; г) психолога-консультанта;

12. Что вы считаете сильными и слабыми сторонами обратной связи в межличностном общении

13. Какова роль этнических стереотипов в межличностном восприятии

14. Опишите мотивационные аспекты психологического благополучия- неблагополучия человека в современном обществе

15. Назовите социально-психологические особенности российского потребителя (зрителя, читателя, покупателя)

Тема 7.

1. Какое влияние, если таковое вообще есть, оказывают теория и практика психологии общения на образ вашей жизни?

2. Определение понятий "общение" и "коммуникация"

3. Основные элементы структуры общения

4. Функции общения

5. Основные классификации видов общения

6. Вербальные и невербальные средства общения

7. Роль проксемики и кинесики в межличностном общении

8. Виды коммуникативных барьеров и их преодоление

9. НЛП-подход к прогрессу общения

10. Механизмы социальной перцепции

11. Влияние роли и позиции личности на процесс общения

12. Виды эго-состояний и их влияние на коммуникацию

13. Пути преодоления профессиональной деформации

14. Виды АГМ, краткая характеристика

15. Трансактный анализ коммуникаций Э. Берна. Основные понятия ТА

16. Основные виды стереотипов, проявляющиеся в общении

Тема 8.

1. Какова роль установки в процессе восприятия человека человеком (А.А. Бодалев).

2. Опишите феномен межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследования аттракции и их практическое значение.

3. Обоснуйте понятие «коммуникативные барьеры».

4. Перечислите эффекты общения.

5. Проблемы личности в социальной психологии.

6. Определите процесс обретения личной идентичности.

7. Опишите значение статуса и роли в общении. Методы описания ролевой групповой структуры общения.

8. В чем проявляется коммуникативная компетентность личности?

9. Обоснуйте границы коммуникативной компетентности человека. Психологическая культура личности и общества.

10. Проанализируйте психологию общения мужчин и женщин.

11. Проанализируйте психологические различия в общении между возрастными группами.

12. Проанализируйте психологию общения стихийных массовыхдвижений.

13. Проанализируйте психологию общения этнических групп.

14. Проанализируйте психологические особенности и проблемы массовых коммуникаций.

15. Проанализируйте социально-психологические аспекты рекламы.

16. Проанализируйте и сравните основные направления прикладных социально-психологических исследований.

17. Взаимопонимание: цель или средство?

18. Когда словом можно убить?

19. Мои внутренние барьеры.

20. Зачем нужны конфликты?

21. Что мне дают домашние ссоры и препирательства?

22. Что такое «порабощение общением»?

a) Содержание и значение стереотипизации. Роль установки в процессе восприятия человека человеком (А.А. Бодалев). Предубеждение как негативное следствие стереотипизации.

b) Интерпретации причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии.

c) Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь, как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований

аттракции.

d) Практические средства повышения точности межличностного восприятия; использование специальных программ социально- психологического тренинга.

e) Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"

На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине: "Психология общения"

Методические рекомендации  по выполнению практических работ по предмету: "Психология общения"предназназены для студентов СПО. Данный материал создан в помощь студентам для  их...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Психология общения" по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Методическая разработка может быть полезна преподавателям, работающим по специальностям, включенным в списокТОП-50...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (2 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.15 "Открытые горные работы" (2 курс)Общее количество часов - 16В д...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (1 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.14 "Маркшейдерское дело" (1 курс)Общее количество часов - 18В доку...

Методические рекомендации "Итоговая аттестация по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ" (дистанционная форма обучения)

Данные Методические рекомендации могут быть полезны учащимся колледжа при подготовке к итоговой аттестации по учебной дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ....

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...