Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"
методическая разработка на тему
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических занятий общение процесс довольно сложный и многоплановый. И в большинстве случаев наше взаимодействие с другими людьми не достигает своей цели, и общение становится в лучшем случае неэффективным или в худшем случае конфликтным. Чтобы достигать своих целей, прежде всего, надо научиться эффективно общаться с другими людьми. От того, насколько человек умеет располагать к себе людей, донести до них свою информацию, смотивировать их, как раз зависит его успешность. А все это и есть эффективное общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Эффективность общения" | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1» (техникум)
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Психология»
Психологический тренинг
«Эффективность общения»
Автор: преподаватель психологии Блинова Ирина Игоревна
Москва 2017
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Психология»
Психологический тренинг
«Эффективность общения»
Место и роль урока: отработка практических навыков эффективности общения, установления контакта, умение слушать, умения передавать и принимать информацию.
Цели урока:
дидактическая: продолжение формирования и отработка умений и навыков эффективного общения: установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию. Обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках «Психологии и этики деловых отношений»
воспитательная: воспитание умения общаться и взаимодействовать друг с другом, применяя правила психологии и этики для эффективного общения
развивающая: развитие умение выступать публично, четко, ясно и аргументировано выражать свои мысли, умение работать в коллективе, эффективно общаться с одногрупниками, развитие способности брать на себя ответственность за результат выполнения задания
квалификационные требования:
Уметь:
У 1 применять техники и приемы эффективного общения: установление контакта, умение слушать, умение передавать и принимать информацию, в профессиональной деятельности;
Знать:
З 5механизмы взаимопонимания в общении;
З 6техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
З 7этические принципы общения;
Формируемые компетенции:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
Используемые технологии:
Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, использование компьютерных технологий
Форма организации учебной деятельности: игра, индивидуальная, фронтальная, групповая
Средства обучения: презентация, перечень вопросов по пройденным темам, проблемная ситуация, ПК, мультимидийный проектор, видеофрагмент
План проведения занятия:
Этап урока | Описание | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветсвие; Создание эмоционального настроя на урок. Постановка целей урока, мотивирование обучающихся на работу. | Знакомятся с целями и планом урока. включение в ход урока |
2. Принятие правил тренингового занятия | Знакомство и принятие правил тренинга | Знакомятся и принимают правила тренинга |
3.Приветствие Игровое упражнение «Броуновское движение» | Создание эмоционального настроя на урок и повышение эмоционального состояния | Выполняют упражнение, приветствуют друг друга в игровой форме |
4.Упражнения для создания работоспособности «Поменяются местами те, кто…» «Ко мне приехала, тетушка из Бразилии» | Ознакомление с правилами игр для создания эмоционального настроя и ощущения работоспособности | Выполняют упражнение, создавая работоспособность, и узнавая, личностные особенности друг друга в процессе общения. Создают работоспособность и энергичность, взаимодействуют друг с другом в невербальной форме, учатся чувствовать других членов группы и синхронно выполнять упражнение |
5.Блиц опрос | Задаются вопросы для решения, которых необходимо короткое время не более 20 сек. | Дают ответы на вопросы блиц опроса |
6.Работа в команде | Группа делится на 2 команды и предлагается составить перечень основных составляющих процесса эффективного общения. Каждой команде предлагается презентовать свой перечень по итогам выполнения задания | вырабатывают список основных составляющих процесса эффективного общения. Презентуют его по итогам работы, четко и аргументировано отстаивают свою точку зрения |
7.Просмотр видеофрагмента, анализ ситуации | Просмотр видеофрагмента (http://yandex.ru/video/search) и анализ ошибок допущенных в процессе общения. Убеждение в достоверности | Просматривают видеофрагмент, анализируют и ищут ошибки в предложенной ситуации общения, удостоверяются в правильности собственного анализа |
8.Основная часть: Игровые упражнения 1)Знакомство в парах 2)Установление контакта Общение в разных позах 3) Передача сообщения | Ознакомление с правилами игр. направлено на установление контакта и применение правил слушания Направлено на установлении контакта и определения позы удобной для общения Направлено на отработку умения принимать и передавать информацию. Применение приемов перефразирования и уточнения | Устанавливают контакт при общении в парах, применяя правила слушания и умение расположить к себе собеседника Устанавливают контакт друг с другом, при общении в разных позах: спиной к спине; один сидя другой стоя; сидя лицом друг к другу Выбранные участники передают друг другу услышанный о ведущего текст, слушающие стараются применить приемы перефразирования для уточнения и подтверждения полученной ими информации Участники, не участвующие в упражнении анализируют на каком этапе пошел сбой в передаче информации и разбирают причины сбоя |
9.Завершающая часть Игровое упражнение «Назови качество» | Ознакомление с правилами игры: направленного на создание благоприятного микроклимата | Выполняют игровое упражнение, создают благоприятный микроклимат положительно оценивают каждого из участников тренинга, демонстрируют теплое отношение друг к другу |
10.Рефлексия | Задаются вопросов относительно эффективности проведенного занятия, достижений и затруднений, отмеченных в ходе выполнения упражнений | Выражают собственное мнение, относительно проведенного занятия, анализируют достижения и затруднения |
11.Домашнее задание | Объясняется суть домашнего задания. Написание эссе «Каким образом я применяю правила эффективного общения в моей жизни» | Записывают домашнее задание: написание эссе «каким образом я применяю правила эффективного общения в моей жизни» |
12.Слова благодарности преподавателя | Благодарность студентам за работу во время тренинга |
Ход занятия
- Мотивирование учащихся на работу
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических занятий общение процесс довольно сложный и многоплановый. И в большинстве случаев наше взаимодействие с другими людьми не достигает своей цели, и общение становится в лучшем случае неэффективным или в худшем случае конфликтным. Чтобы достигать своих целей, прежде всего, надо научиться эффективно общаться с другими людьми. От того, насколько человек умеет располагать к себе людей, донести до них свою информацию, смотивировать их, как раз зависит его успешность. А все это и есть эффективное общение.
Эти навыки нам не даются от природы. Как раз это то, что можно развить целенаправленно и причем довольно успешно. Поэтому любой человек должен работать над ними, если это для него важно. Ведь такие навыки нужны не только в трудовой деятельности, но даже в обычной жизни. Качество общения во многом определяет качество наших отношений с другими людьми. Сегодня мы с вами как раз и будем заниматься развитием навыков эффективности общения в виде тренингового занятия.
2.Принятие правил тренинга
- Доверительный стиль общения
Я уважаю и доверяю всем участникам тренинга
- Искренность в общении
Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена.
- Безоценочность
Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам об этом не просит
- Здесь и теперь
Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.
- Слушай других
Нельзя перебивать высказывания других участников
- Соблюдай инструкции тренера
- Активное участие в происходящем
3.Приветствие игровое упражнение
Броуновское движение
- Встаньте пожалуйста, сейчас вам предстоит двигаться по комнате, хаотично как молекулам, а затем встречаясь друг с другом соединяться в атомы.
- по моему первому хлопку вы начинаете движение хаотичное, вы молекулы
- по моему второму хлопку вы, двигаясь хаотично, встречаясь с другим участником здороваетесь с ним за руку, образуя атомы
- по третьему хлопку заканчиваете упражнение.
Первый хлопок: начинайте движение
Второй хлопок: здороваетесь друг с другом за руку
Третий хлопок: Окончание задания
Спасибо,
2
- теперь по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, глядя друг другу в глаза.
- По второму хлопку останавливаетесь
Спасибо,
3.
- теперь еще раз поздороваемся друг с другом, по моему следующему хлопку вы продолжаете движение, при этом при встрече друг с другом, здороваетесь, спинами.
- По второму хлопку останавливаетесь
Спасибо! Благодарю всех за участие. Займите пожалуйста ваши места
4.Упражнения для создания работоспособности
Поменяются местами те, у кого…
Сейчас, когда вы все заняли ваши места давайте выберем ведущего для следующего упражнения: Есть ли у нас желающие?
Выбранный ведущий выходит в круг, его стул убирается
Участники сидят на стульях, выбранный ведущий стоит. Для него нет стула.
Ведущий предлагает поменяться местами всем обладателям какого-либо признака. Меняться местами с соседом нельзя
Участник не успевший занять место становится ведущим.
Спасибо!
Ко мне приехала тетушка из Бразилии, она делает вот так
Встаньте пожалуйста в круг, сейчас каждый из вас по очереди по кругу производит какое-то движение, движение не должно быть сложным и каждый из участников должен иметь возможность повторить это движение.
Один из участников показывает движение, все остальные должны синхронно повторить за ним, затем свое движение показывает следующий участник, и так до тех пор, пока каждый не покажет нам свое движение. Просьба проводить игру в быстром темпе, движение не должны повторяться.
Спасибо! Займите пожалуйста ваши места!
5.Блиц опрос: (представлены с вариантами ответов)
1.Дайте определение понятию общение?
- Общение - это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
2.Что обозначает понятие информация аффективно оценочного характера?
- Обмен в процессе общения чувствами, настроением, эмоциями
3.Какие стороны общения вы знаете?
- Коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
4.Что обозначает коммуникативная сторона общения?
- Непосредственный процесс передачи информации
5.Что такое интерактивная сторона общения?
- Взаимодействие. В процессе общения мы обмениваемся не только словами, но и действиями, поступками
6. что такое перцептивная сторона общения?
- Восприятие. В процессе общения мы оцениваем нашего собеседника и составляем свое мнение о нем.
7.какие средства общения вы знаете?
- Язык, интонация, мимика, жесты, поза, взгляд, расстояние
8.Что называется вербальным общением?
- Процесс передачи информации при помощи слов
9.Что называется невербальным общением?
- Процесс передачи информации с помощью жестов, мимики, взгляда, позы расстояния, не прибегая к помощи слов, такая информация может дополнять или опровергать вербальную
10.Что подразумевает деловой вид общения?
- когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
11.Что подразумевает манипулятивный вид общения?
- направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, пускание пыли в глаза, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
12. что подразумевает духовно-межличностное общение?
- Общение родственников, друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник знает личность собеседника, его интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть реакции партнера по общению.
13. что подразумевает светское общение?
- беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характере коммуникаций.
14. Какие основные механизмы познания другого человека в процессе общения вы знаете?
- Идентификация, эмпатия, рефлексия
15. Что такое идентификация?
- идентификация (отождествление, уподобление) –попытка поставить себя на место собеседника;
16.Что такое эмпатия?
эмпатия (сопереживание) - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания;
17. Что такое рефлексия?
рефлексия (обращение назад)– это не просто знание или понимание партнера, а и знание того, как партнер понимает меня, это удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
6. Работа в команде
Разбейтесь пожалуйста на две команды, одна команда занимает свои места у компьютера справа, вторая у компьютера слева.
В вашем распоряжении 4 минуты, в процессе которых вы должны составить перечень основных составляющих процесса эффективного общения и напечатать его в вордовском документе
По истечении времени студентам предлагается выбрать кто из них готов первым представить и защитить свой перечень
Перечень выводится студентами на интерактивную доску, представитель команды, озвучивает и поясняет свой перечень, отвечает на вопросы другой команды, если они будут с ним не согласны, остальные члены команды могут пояснение перечня и доказательства его другой команде.
Тоже самое проделывает другая команда.
Спасибо, займите пожалуйста свои места, давайте посмотрим насколько нам удалось выполнить данное упражнение и презентовать свою работу.
Анализ работы в группах
1 Удалось ли каждой из команд презентовать свою работу?
2.Кто был более эффективным в процессе презентации? И почему?
3. Какие аргументы были наиболее убедительными?
4. На какие невербальные особенности каждого из ораторов можно обратить внимание, о чем они говорят?
Спасибо!
7.Просмотр видеофрагмента
http://yandex.ru/video/search
Обмен визитками остановить (0.50сек)
А) на сколько эффективным был процесс общения?
Б) что они узнали друг о друге?
В) какие ошибки в процессе знакомства были допущены?
Просмотр видеофрагмента анализ ошибок( до 2.40)
Просмотрите следующий видеофрагмент и обратите внимание на эффективность общения и его невербальные составляющие (0т 3.19-до 4.35)
Насколько эффективным было данное представление?
Какие ошибки были сделаны?
О чем говорят невербальные особенности участников?
Просмотр видеофрагмента анализ ошибок (от 4.35 до 6.35 или 6.55)
Из просмотренного выше как можно расценить наши презентации, совпадают ли выдвинутые вами условия эффективности с увиденными на этом видеофрагменте?
- Основная часть
Установление контакта, правила слушания (на доску)
Знакомство в парах
Участники разбиваются по парам. Каждому из них предлагается сделать мини представление и в течение 1,5 минут рассказать о себе своему партнеру, затем они меняются ролями. По окончании работы в парах каждый
Обсуждает :
комфортно ли вам было работать в парах?
хотелось ли вам рассказывать о себе?
Что помогало устанавливать контакт и строить взаимоотношения?
Какие проявления партнера вам помогли раскрепоститься?
Какие проявления партнера мешали?
На доску
- Помоги говорящему раскрепоститься. Эмоционально поддерживай его: “Да, да, я вас слушаю”, “Понимаю” и т. п.
- Слушая, склоняйся к говорящему, кивай головой, смотри в глаза, поддакивай.
- Поддерживающее выражение лица
4. Попробуй эмоционально настроиться ближе к состоянию говорящего.
5. Сдерживай свое раздражение или гнев, вызываемые услышанными словами.
6. Относитесь к говорящему с уважен
7. Невмешательство в речь собеседник
8. Безоценочное восприятие того, что говорит собеседник.
9.Сосредоточить внимание на словах собеседника, а не на своих мыслях и чувствах по поводу его слов.
Установление контакта общение в разных позах
Наше следующее упражнение называется установление контакта:
Разбейтесь пожалуйста на пары, нельзя составлять пару с человеком, с которым вы работали в предыдущем упражнении.
Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (вы можете обсуждать любую тему по своему усмотрению). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора.
1, 5 мин сидя спиной друг к другуСейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу),
1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.
Спасибо:
Анализ:
В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?
Почему?
Умение передавать информацию
Передача сообщения
«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации.
Сейчас выберите 5 участников, которые примут участие в упражнении
Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений.
Пусть один участник останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью. Я зачитаю ему дважды текст, который он должен будет передать другому участнику. Затем второй участник будет передавать текст третьему участнику и так далее по цепочке дойдя до последнего участника. В процессе передачи текста друг другу, участники могут задавать друг другу уточняющие вопросы.
Остальные участники внимательно слушают процесс передачи информации и фиксируют для себя на каком участнике пошел сбой информации по какой причине это произошло.
Тренер зачитывает текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос « Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?».
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Обсуждение упражнения
Когда участник ответит на этот вопрос, текст зачитывается еще раз всем участникам и начинается обсуждение:
- На каком этапе процесса информации произошел сбой?
- Какова причина сбоя?
- В чем по вашему мнению была сложность передачи данной информации?
- Что можно предпринять для того чтобы избежать искажения и потери информации (обратная связь с каждым, уменьшить число передаточных звеньев, использовать прием перефразирования)
9.Завершающая часть
«Назови качество»
Сейчас каждый из вас по кругу должен сказать своему соседу 2 его положительных качества. Качества, которыми мы одариваем друг друга не должны повторяться.
10.Рефлексия
Вопросы для рефлексии
- Что было самым полезным в тренинге?
- Изменилось ли ваше эмоциональное состояние в ходе тренинга и каким образом?
- Какие упражнения вам понравились и что они принесли вам в плане развития навыков общения?
- Что было самым приятным в тренинге?
- Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
- Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
- Чтобы вы хотели пожелать тренеру?
11. Домашнее задание
Эссе «каким образом я применяю правила эффективного общения в моей жизни?»
12. Слова благодарности тренера
Уважаемые участники тренинга!
Большое вам спасибо за ваше активное участие в тренинге. Я очень благодарна вам за проявленную вами активность и творчество. Надеюсь, что этот тренинг не прошел для вас впустую, и вы приобрели навыки и приемы эффективного общения, которые пригодятся вам в жизни. Еще раз большое вам спасибо!
С искренней благодарность, ваш тренер Ирина Игоревна Блинова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"
Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....
Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"
Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
Методическая разработка олимпиады по психологии для студентов 2 курсов колледжей....
Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...
презентация по психологии на тему "Психология общения"
Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....
Методическая разработка кураторского часа на тему: "Психология здоровья"
Данная методическая разработка посвящена результатам проведения воспитательного мероприятия со студентами колледжа, которое было посвящено актуальной в настоящее время проблеме здоровьесбережения, а и...