Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.
методическая разработка

Нелипа Алла Константиновна

В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока. Дано задание для внеаудиторной самостоятельной работы.. Составлены тесты для проведения предварительного контроля знаний в 2-х вариантах с эталонами ответов. Для итогового контроля знаний представлены ситуационные и проблемные задачи с эталонами ответов. Дан материал для самостоятельной работы студентов  с их практическим применением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка практического занятия.

Здоровый человек и его окружение

Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Специальность сестринское дело

Профилактическая работа с лицами пожилого и старческого возраста.

Профилактика преждевременного старения.

Технологическая карта

Практическое занятие.

Место проведения. Доклинический кабинет.

Продолжительность занятия 18о  минут.

Цель занятия: Углубить знания по замедлению темпов старения человека.

Задачи занятия:

Дидактическая-

1.Научить студентов давать рекомендации пациентам пожилого и старческого возраста давать рекомендации по здоровому образу жизни.

Воспитательная-

1.Воспитывать чувство ответственности за выполнение профессиональных задач.

2. Воспитывать понимание и уважение к людям пожилого и старческого возраста.

Развивающая-

1.Формировать способности к самостоятельной работе.

2.Развивать навыки профессионального общения.

Уровни требований:

Студент должен уметь:

1.Общаться с пациентами пожилого и старческого возраста.

2. Выявлять проблемы пожилых и старых людей.

3.Дать правильные рекомендации по здоровому образу жизни.

Студент должен знать:

1.Факторы риска развития преждевременного старения .

2.Реальные пути увеличения продолжительности жизни.

Формируемые компетенции:

ОК1-14, ПК1.1-1.3.

Ход занятия.

Этапы занятия

время

1.

Вводная часть

-организационный момент

-Определение темы, цели и задач занятия

5 мин.

2.

Основная часть

Актуализация опорных знаний (входной контроль) тестовые задания.

Сообщения и презентации по темам:

-Секреты долголетия.

-Пути преодоления одиночества

Изучение нового материала (Особенности физической нагрузки пожилых и старых людей, особенности закаливания, способы улучшения сна).

Самостоятельная работа студентов:

-Студенты проводят зарядку для пожилых и старых людей. Выделяют общие правила физических упражнений в пожилом возрасте.

-Изучают особенности закаливания в пожилом возрасте. Составляют план рекомендаций по закаливанию

-Изучают нарушения сна в пожилом и старческом возрасте, составляют индивидуальные рекомендации для улучшения сна.

Контроль полученных знаний.

 Решение проблемных задач. Проверка друг друга по эталонам.

Заключительная часть

-Подведение итогов занятия.

-Домашнее задание.

15 мин.

20 мин.

75 мин.

60 мин.

 5 мин.

Материально-техническое оснащение занятия

Наименование

количество

фактически

Учебник Кучма В.Р.М.2013г.

 10

10

Рабочая тетрадь

Дидактический материал

-Тестовые задания 2 варианта по 10 тестов

-Раздаточный материал

Методические пособия по физической

нагрузке, особенностям закаливания и нарушениям сна в пожилом и старческом возрасте.

-Контролирующие проблемные задачи.

=Творческие презентации, рисунки.

10

10

10

 10

Внеаудиторная работа студентов

По желанию студента выполнить 2 задания.

1. Подготовить сообщение по теме:

- Значение режима дня в пожилом и старческом возрасте.

-Особенности закаливания пожилых и старых людей.

-Основные причины нарушений сна в пожилом и старческом возрасте.

-Особенности массажа пожилых и старых людей.

-Пути преодоления одиночества.

2. Заполнить таблицу и дать оценку полученным результатам (по результату опроса пациента пожилого и старческого возраста)

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Вид деятельности

нет

Менее 0,5 часа

от 0,5 до 1 часа

1-2 часа

Более 2 часов

Баллы

0

1

2

3

4

Хожу пешком ежедневно

Нахожусь в движении на работе и дома

Занимаюсь ежедневно физкультурой

Количество баллов

Суммируйте полученное количество баллов:

-Средняя физическая активность составляет 7 баллов;

-Достаточное количество физической активности составляет 10-12 баллов;

-Высокая физическая активность составляет более 12 баллов.

3.Составить план рекомендаций по:

-Режиму дня пациента 76 лет;

-Примерное суточное меню пациента 65 лет;

-По закаливанию пациента 80 лет;

-Комплексу физических упражнений для пациента 70-ти лет с малоподвижным образом жизни.

4.Подготовить план беседы с пациентом:

-страдающим беспокойным сном, частыми пробуждениями;

-ведущим малоподвижный образ жизни;

-имеющим вкусовые пристрастия к сладкому и жирному.

Домашнее задание

Учебник стр.411-416. Сделать опорный конспект.

Тесты для промежуточного контроля знаний по теме: Профилактика преждевременного старения.

Выберите один правильный ответ

                   1 вариант

1.Старение длительный биологический процесс, развивающийся:

А. неравномерно

Б. равномерно

В. Прямо пропорционально

Г. Без определенной закономерности

2.Для пожилого человека крайне необходимо общение с:

А. молодежью

Б. социальными работниками

В. Сверстниками

Г. Медицинскими работниками

3.Выберите определение старости:

А. болезнь

Б. заключительный период возрастного развития

В. Разрушительный процесс в организме

Г. Неправильный образ жизни.

  1. Интеллект сохраняется у пожилых людей до глубокой старости:

А. всегда

Б. при наличии постоянной физической работы

В. крайне редко

Г. при наличии постоянной умственной нагрузки.

  1. К возрастным изменениям характера относят:

А. мудрость

Б. озлобленность

В. заострение черт

Г. щедрость.

  1. Геронтология изучает:

А. профилактику заболеваний

Б. лечение пожилых людей

В. причины и механизмы старения

Г. реабилитацию пожилых людей.

7.По классификации ВОЗ пожилой возраст обозначается с.. по

А. 45-60 лет

Б. 60-75 лет

В. 75-90 лет

Г. старше 90 лет.

  1. Биологический возраст- это:

А. Количество прожитых лет

Б. мера старения организма

В. видовая продолжительность жизни

Г. темп интеллектуального регресса.

  1. К видам старения относят все, кроме:

А. преждевременного

Б. естественного

В. замедленного

Г. социального

  1. Для профилактики преждевременного старения из рациона следует исключить:

А. растительный белок

Б. грубую клетчатку

В. холестеринсодержащие продукты

Г. кисломолочные продукты.

Тесты для промежуточного контроля знаний по теме:

Профилактика преждевременного старения.        

Выберите один правильный ответ

  1. вариант

1.К долгожителям относятся люди в возрасте:

  А.75-90 лет

  Б. старше 80 лет

В. старше 90 лет

    Г. старше 100 лет

2.Адекватная физическая нагрузка подбирается с учетом:

А. возраста, пола

Б. массы тела

В. заболеваний

Г. всего вышеуказанного

3. Преждевременному старению способствуют:

А. положительные эмоции

Б перенесенные  заболевания

В. активный образ жизни

Г. рациональное питание

4.Биологический возраст- это:

А. количество прожитых лет

Б. мера старения организма

В. видовая продолжительность жизни

Г. темп интеллектуального регресса.

5.Для старения характерно:

А. хорошая функция анализаторов

Б. снижение чувства жажды

В. повышение адаптации

Г. улучшение памяти

6.Старость-это:

А. болезнь

Б. Заключительный период возрастного развития

В. разрушительный процесс в организме

Г. нарушение регуляции

7.Пожилым пациентам назначают лекарства:

А. в обычной терапевтической дозе

Б. в повышенной дозе

В. в уменьшенной дозе

Г. всегда в половинной дозе

8.К пищевым геропротекторам относятся:

А.хлеб, сдоба

Б.животный жир

В.овощи и фрукты

Г.мармелад и халва

9.Замедлению старения способствуют:

А. активный образ жизни

Б. закаливание

В. рациональное питание

Г. все вышеперечисленное

10.Молочные продукты, нормализующие микрофлору кишечника:

А. молоко

Б. кефир, йогурт

В. Сливки

Г. все вышеперечисленное верно.

Эталон ответа

1вар.

10В

2вар.

10Б

Самостоятельная работа студентов

       (75 мин.)

1.Освоить и провести комплекс гимнастических упражнений для пожилых людей в положении сидя.

Таблица №1

После проведения гимнастики обсудить ее особенности и чем они обусловлены?

Эталон ответа:

Гимнастика проводится в положении сидя, для профилактики травматизма. Так как в пожилом возрасте нарушена координация движений, ослаблена сила мышц и ухудшено зрение.

Нагрузка индивидуальная с учетом состояния самого пациента, направлена на укрепление основных мышц и разработку суставов.

Максимальная частота пульса не должна превышать 15% от исходного.

Общие правила выполнения физических упражнений в пожилом возрасте

Необходимо желание заниматься.

Программа должна быть для вас приятной.

Желательно выделить место и время. Иметь коврик или одеяло для занятий и легкую одежду.

Не следует заниматься ранее двух часов после завтрака и 4-х часов после обеда.

  Не выполняйте интенсивные упражнения перед сном- лучше делать их не позже чем за 2 часа до сна.

  Перед началом занятий опорожните кишечник и мочевой пузырь.

  Полезнее всего заниматься на свежем воздухе.

  После интенсивных упражнений хорошо принять душ.

  Занимайтесь ежедневно. Не бросайте физические тренировки.

  Постепенно увеличивайте физическую нагрузку и продолжительность занятий. Первую неделю занимайтесь 5-10 минут и не делайте больше 2-3х движений на одно упражнение, но выполняйте их тщательно и добросовестно.

  Ведите самоконтроль. Если чувствуете себя неважно, не занимайтесь, пропустите занятие.

  Есть и пить следует не ранее, чем через 30-40 минут после занятия.

Задание №2

Внимательно прочитайте текст. Проведите с аудиторией комплекс нижеизложенных гимнастических упражнений со всеми рекомендациями. Контролируйте самочувствие пациентов, следите за их эмоциональным состоянием и дыханием.

Древнекитайская гимнастика для пожилых и старых людей.

В нашей стране растет интерес к китайской народной медицине, начавшей развиваться много веков назад. Знаменитый врач Хуа-то писал: движение помогает пищеварению, хорошему движению крови, предупреждает болезни. Если ручка двери часто движется, то она не ржавеет.

Энтузиастами китайской гимнастики являются пожилые люди, которые с исключительным упорством и настойчивостью в течение многих лет по утрам проводят своеобразный комплекс гимнастики, помогающий им сохранить здоровье. В садах и скверах китайских городов можно видеть небольшие группы пожилых людей, занимающихся этой гимнастикой.

  Правила проведения гимнастики требуют предварительного состояния отдыха души. Душа должна быть подобна яркому чистому зеркалу, подобно спокойной  воде.

  Перед началом занятия рекомендовано спокойно посидеть на стуле с полузакрытыми глазами и думать о приятной воде. Упражнения выполняются сидя на стуле. Дыхание произвольное без задержек.

Упр.№1

Спокойное сидение с полузакрытыми глазами, скрестив ноги, положив руки на колени. Производим 10-15 глубоких вдохов и удлиненных выдохов, втягивая в себя живот при выдохе и выпячивая при вдохе.

Упр.№2

Самомассаж ушей. Растереть ушные раковины между большим и указательным пальцами, а затем ладонями. При проведении ладоней вниз, ушные раковины отгибаются вниз, а при проведении ладоней вверх- принимают обычное положение. Проделать10 растираний пальцами и 10 растираний ладонями.

Упр.№3

Круговые движения языком по передней поверхности верхней и нижней челюсти 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Слюну, выделяемую при этом упражнении следует глотать.

Упр.№4

Раздувание щек в среднем темпе 15-20 раз.

Упр.5

Самомассаж боковых стенок носа. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей производить поглаживание боковых стенок носа. Движения начинаются у переносицы, проводятся к углам рта и в обратном направлении. 10-15 движений в среднем темпе.

Упр.6

Движения глаз. Закрыв глаза, произведите ими круговые движения      

(налево, вверх, направо, вниз), а также в обратном направлении. Указанное движение повторить 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону, после чего закрыть глаза, слегка погладить пальцами. Раскрыть глаза и сделать несколько мигательных движений.

Упр.7

Упражнение для глаз (фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся кистей рук).

Правую руку вытянуть вперед и слегка в сторону, кисть разогнуть, а пальцы раздвинуть, затем медленно приближать кисть к носу и также медленно удалять ее в исходное положение. Взгляд постоянно фиксирован на ногте среднего пальца движущей руки. Повторить 10-12 движений.

Упр.8

Самомассаж лица. Движения умывание лица раскрытыми ладонями. Двумя раскрытыми ладонями произвести легкое растирание обеих половин лица. Ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски. Повторить 10-12 движений в ту и другую сторону.

Упр.9

Самомассаж области плеч. Правой ладонью круговыми движениями произвести растирание области левого плеча. Аналогичные движения произвести левой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие и поверхностные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 10 движений на одном и 10 движений на другом плече.

Упр.10

Для рук. Качающиеся движения полусогнутых в локтях руками. Одна идет вверх, а другая назад, примерно как при беге. Повторить 20 раз.

Упр.11

Самомассаж спины. Слегка наклониться вперед и буграми обеих ладоней растирать область поясницы, движения вверх и вниз. Движения начинаются от возможно высшей точки на спине и проводятся до крестца. Обе руки движутся в противоположных направлениях. Движения начать у позвоночника и постепенно приближаются к боковым поверхностям поясничной области. Произвести 10-12 движений в среднем темпе с небольшим нажимом.

Упр.12

Самомассаж живота. Правой рукой произвести спиралеобразные движения (растирание) области живота по ходу часовой стрелки. Начинаются круговые движения вокруг пупка, их постепенно расширяют, доводя до периферии области живота. Затем они сужаются, укорачиваются и заканчиваются в области пупка. Произвести 20 спиралеобразных движений одной рукой и 20 другой.

Упр.№13

Самомассаж области коленных суставов. В положении сидя, положить ладони на коленные суставы и производить круговыми движениями растирание их в ту и другую сторону 20 движений. Темп средний.

Упр.№14

Дыхательные упражнения. В положении сидя, руки на коленях, произвести 10-15 глубоких дыхательных движений. При вдохе живот выпячивается вперед, при выдохе втягивается.

Упр.№15

Слегка расставив ноги в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук, произвести короткие быстрые удары (хлопки) по лбу, щекам, шеи, груди, животу, бедрам, ягодицам по 5 ударов в каждой перечислен-

ной области.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем вы видите отличие китайской гимнастики от обычной традиционной? И чем они похожи?
  2. Почему в китайской гимнастик большое внимание уделяется лицу?

Эталон ответа:

  1. Китайская гимнастика предрасполагает работу со своей внутренней энергией, позволяет пациенту привести в равновесие свою нервную систему, подготовить организм к расслаблению, что позволит активировать свои жизненные силы. Также как и в традиционной гимнастике нагрузка щадящая, индивидуальна. Уделяется внимание дыханию и самомассажу, проводится в положении сидя, для профилактики травматизма.
  2. Очень большое значение уделяется лицу, потому что согласно китайской медицине ключи к внутренним органам располагаются на лице, например: глаза- ключ к печени, нос-к легким, язык- к сердцу, уши- к почкам ит.д. Таким образом, уделяя внимание лицу, мы активируем функциональное состояние внутренних органов.

Задание №3

 Закаливание организма в пожилом и старческом возрасте.

Внимательно прочитайте текст. Выделите основные особенности закаливания в пожилом и старческом возрасте, постарайтесь понять, чем они обусловлены. Ответьте на вопросы.

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов ( холода, тепла,солнечной радиации,  колебаниям атмосферного давления).

Важную роль закаливание играет и в профилактике простудных заболеваний. Систематическое проведение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных полностью исключает их возникновение. Вместе с тем закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ.

  Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако, чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительноследуетобязательнопосоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку.   При острых заболеваниях и обострении хронических недугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливания необходимо консультироваться с врачом и проверятьэффективность процедур.

  Закаливание может быть успешным только при правильном проведении соответствующих процедур. Следующие основные принципы закаливания:

-постепенность,

- последовательность,

-постоянство,

-учет индивидуальных особенностей,

-разнообразие средств и форм,

- активный режим,

-сочетание общих и местных процедур,

-самоконтроль.

  Показателями правильно проведенного закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Закаливание организма

  Наряду с занятиями физическими упражнениями обязательным элементом режима человека пожилого возраста должно быть использование естественных факторов природы: солнечных и воздушных ванн, водных процедур. Их благотворное влияние значительно повышает эффективность занятий физическими упражнениями. Занятия рекомендовано проводить в легкой, удобной одежде (шорты, футболка, тапочки) на открытом воздухе, используя водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

  Чем старше человек, тем осторожнее он должен пользоваться сильно действующими средствами:

-избегать высоких температур,

- действие прямых солнечных лучей, особенно если он не привык к ним ранее.

Закаливание воздухом

 Благотворительно действует на организм улучшает обмен веществ, кровообращение, тонус нервной системы, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Для этого помимо обычного пребывания на воздухе, полезны воздушные ванны – это дозированное действие воздуха на обнаженное тело.

  Воздушные ванны следует принимать в течение года : летом на свежем воздухе, зимой- в помещении.

  Воздушные ванны надо принимать в тени, в купальном костюме или в шортах и в тапочках. Начинать закаливание надо при температуре не ниже 20°С, с продолжительностью первых воздушных ванн 10-15 минут. Постепенно увеличивая до 60-80 минут, принимая воздушные ванны с более низкой температурой. В этом случае необходимо сочетать воздушные ванны с физическими упражнениями. Если  закаливание начинается зимой, то помещение предварительно проветривается и доводят температуру до  20°С., затем принимают воздушную ванну 3-5 минут. По мере привыкания начинают постепенно снижать температуру в комнате до 10-12°С, длительность увеличивают до 20-30 минут, сочетают с проведением гимнастики, а затем водные процедуры.

С целью закаливания организма рекомендуется не слишком тепло одеваться, чаще гулять на воздухе в любое время года, спать с открытым окном или форточкой.

Закаливание солнцем

В пожилом возрасте требует осторожности. Лучи солнца- сильный раздражитель. Особенно ультрафиолетовые солнечные лучи в умеренных дозах оказывают на организм оздоравливающее действие- благотворно влияют на обмен веществ, функциональное состояние нервной системы, деятельности внутренних органов, повышают защитные силы организма. В солнечные дни человек чувствует себя бодрее, веселее, работоспособнее. Под воздействие солнечного света в организме вырабатывается витамин Д, который обеспечивает скелет человека кальцием и фосфором, что полезно пожилым и старым людям, подверженным остеопорозу.

  В больших дозах солнечные лучи могут вызвать слабость, бессонницу, раздражительность, нарушения со стороны нервной системы и кровообращения.

Пожилому человеку лучше принимать солнечные ванны в утренние часы от 10 до 11 часов и от 17 до 18 часов, когда тепловых лучей меньше, избегая длительного пребывания на солнце днем.

Длительность первых солнечных ванн 3-4 минуты, постепенно увеличивая на 1-2 минуты в день, через 5-6 дней делают перерыв на 1-2 дня и за 10-15 дней доводят длительность солнечных ванн до 20-30 минут.

  Противопоказания: переутомление, нервное истощение, воспалительные процессы, протекающие с повышением температуры и опухоли.

Закаливание водой

Проводится с помощью естественных водоемов( рек, озер, морей)и водных процедур в виде общих и местных ванн. Даже кратковременное действие прохладной воды, вызывает рефлекторное сужение сосудов кожи и подкожной клетчатки, способствует перераспределению крови, увеличивая ее приток во внутренние органы и к мозгу, активизирует деятельность нервной системы, замедляет пульс, усиливает вентиляцию легких.

  В пожилом возрасте при заболеваниях сосудов мозга и гипертонической болезни с холодной водой надо быть осторожней. Начинать закаливание водой лучше с обтирания.

Обтирание

Обтирание обычно начинают с верхней части туловища, причем в первые дни обтирают только руки от кистей до плеча полотенцем или губкой, смоченной в воде комнатной температуры. Движения достаточно быстрые. Затем обе руки растирают сухим махровым полотенцем.

Через 3-5 дней приступают к растиранию верхней части туловища: мокрым слегка отжатым полотенцем, рукавицей или губкой быстро обтирают руки, затем грудь и спину, после чего растирают сухим полотенцем, стараясь вызвать покраснение кожи. Через две недели обтирают все тело, начиная с рук, затем грудь, живот и наконец спину и ноги. Всю процедуру проводят в течение не более 2-3 минут.

Людям престарелого возраста, а также с повышенной чувствительностью к холоду рекомендуется натирать тело так:

Намочив одну руку и сразу обсушить ее полотенцем. Таким же образом намочить и сразу же растереть грудь, живот, спину и  каждую ногу в отдельности.

После 7=10 дней полного обтирания тела надо начинать снижение температуры воды до 12-14°С, после чего можно переходить к более сильнодействующим процедурам. Обтирание делают утром сразу после пробуждения или после утренней зарядки, так как помимо закаливающего действия, оно обладает и тонизирующим влиянием, придает бодрость.

Ответьте на вопросы:

1.Почему закаливание следует проводить постоянно, последовательно и постепенно?

2.Почему для пожилых и старых людей закаливание лучше проводить щадящим методом?

3.Какому виду закаливания вы отдадите большее предпочтение?

4. Рекомендовали бы вы пожилому человеку отдать предпочтение контрастному душу?

Эталон ответа

  1. Последовательность ,постоянство и постепенность – это основные принципы закаливания, которые помогут пожилом и старому человеку адаптироваться к нарастающим факторам нагрузки, постоянство необходимо для того, чтобы сохранить накопленный запас возможностей, приобретенный благодаря закаливанию.
  2. Потому что организм уже имеет сниженные адаптивные возможности, измененные анатомофизиологические особенности и активировать организм можно щадящими способами, наблюдая индивидуально за процессами переносимости нагрузок и возможностями включения адаптивных механизмов.
  3. Тип закаливания определяется индивидуально, исходя из степени  изношенности организма и учета его адаптационных возможностей. Наиболее сильное воздействие н а организм оказывает сочетание всех перечисленных факторов и солнца, и воздуха ,и воды.
  4. Контрастный душ- это очень мощная закаливающая процедура, которая тренирует сосуды, заставляя их сужаться и расширяться, у пожилых людей сосуды ригидны и воздействие контрастного душа может вызвать неадекватную реакцию, вплоть до разрыва сосуда.

Нарушение сна в пожилом и старческом возрасте

Внимательно прочитайте текст. Ответьте на поставленные вопросы, составьте план индивидуальных рекомендаций вашему пациенту с нарушенным сном.

7 правил здорового сна

  1. Легкая еда вечером, лучше всего до 20.00, чтобы желудок при отходе ко сну не был перегружен.
  2. Не пейте алкоголь перед тем, как лечь спать. После больших доз алкоголя засыпаешь как мертвый, однако это не является восстанавливающим сном, который требует организм.
  3. Напиток для сна .Попробуйте то, что вам больше всего нравится. Успокаивающе действуетчай с мелиссой и листьями смородины или валерианы. Стакан теплого молока с медом.
  4. Расслабление. Сделать расслабляющую гимнастику или очень простое упражнение: нажмите кончиком пальца внутри рта против нижних резцов. Точно там, где зубы растут из десны находится точка расслабления.
  5. Комнатная температура в спальне не должно быть слишком высокой или наоборот очень низкой. Лучше всего 16-18°С.
  6. Длительность сна пожилого человека не должна превышать 7-9 часов. При этом обязательно нужно прислушаться к собственным потребностям.
  7. Создайте себе ритуал отхода ко сну- порадуйтесь тому, что вы сейчас заснете. Сделайте все, что действует на вас успокаивающе. Это может быть обход квартиры, маленькая прогулка, немного музыки.

Сон и его нарушения в пожилом и старческом возрасте.

Сон-это ритмический процесс, характеризующийся чередованием  двух фаз: быстрого сна продолжительностью 5-30 минут и медленного сна продолжительностью 90 минут. На долю быстрого сна приходится 25% времени, именно в эту фазу мы видим яркие, запоминающие сны. Активность коры головного мозга в это время высокая, заметны быстрые движения глазных яблок под закрытыми веками. В фазе медленного сна сновидений нет, движения глазных яблок замедлены- это медленный глубокий сон.

  В пожилом и старческом возрасте потребность во сне составляет 7 часов. Нарушение сна является одним из факторов оценки качества жизни пожилых людей. Основные проблемы нарушений сна у гериатрических пациентов:

Упорные жалобы на бессонницу,

-постоянные трудности засыпания,

-поверхностный и прерывистый сон,

-наличие ярких, множественных сновидений, нередко тягостного характера,

-ранние пробуждения,

-ощущение тревожного беспокойства при пробуждении,

-затруднение или невозможность уснуть снова,

-отсутствие ощущения отдыха от сна.

  Пожилые пациенты чаще пробуждаются в первые часы сна, более тревожны, склонны преувеличивать длительность засыпания и преуменьшать продолжительность сна.

  Природа нарушений сна в пожилом и старческом возрасте мультифакторная: это взаимодействие психосоциальных, медицинских и психогенных факторовв сочетании с органической мозговой дисфункцией. Нарушения сна подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным нарушениям сна у пожилых и старых людей относятся:

ночной миоклонус, ночное беспокойство ног и синдром сонного апное.

Вторичные нарушения сна обусловлены соматическими заболеваниями, неврологическими поражениями и психическими нарушениями, при которых нарушения сна являются симптомом заболевания.

  При соматических расстройствах сна наиболее характерны поверхностный сон и частые пробуждения, а не трудности засыпания.

  Среди психических нарушений расстройства сна в пожилом и старческом возрасте чаще всего являются проявления депрессивных состояний. Именно эти пациенты чаще жалуются на бессонницу. Могут быть трудности засыпания, ранние пробуждения, невозможность уснуть вновь, тревожные беспокойства при ночном пробуждении, тягостное душевное состояние в утренние часы. Именно при депрессиях характерно отсутствие чувства сна, нередко формируется навязчивый страх перед наступлением ночи и бессонницей.

  При деменциях позднего возраста нередко наблюдаются инверсия сна с ночным суетливым беспокойством и дневной сонливостью.

Встречаются и редкие нарушения сна как лунатизм и нарколепсия

(неврологическое расстройство, характеризующееся внезапными приступами сна), но они передаются по наследству.

 Вопросы:

  1. Какие проявления нарушений сна характерны для пожилых и старых людей?
  2. Какие нарушения сна чаще всего связаны с соматической патологией?
  3. Какие нарушения сна чаще всего обусловлены депрессией?

Эталон ответа

1.Упорные жалобы на бессонницу, постоянные трудности засыпания, поверхностный и прерывистый сон, затруднение или невозможность уснуть вновь. Отсутствие ощущения отдыха от сна.

2.При расстройствах сна, связанных с соматической патологией, наиболее характерны поверхностный сон и частые пробуждения, а не трудности засыпания.

3. При депрессивных состояниях пациенты чаще всего жалуются на бессонницу. Именно при депрессии характерно отсутствие чувства сна, нередко формируется навязчивый страх перед наступлением ночи и бессонницей. Могут быть трудности засыпания, ранние пробуждения и невозможность уснуть вновь, тревожные беспокойства при ночном пробуждении, тягостное душевное состояние в утренние часы.

Способы улучшения сна

Для улучшения сна необходимо выяснить причину бессонницы и уточнить время засыпания, продолжительность сна, причины пробуждения и характер сновидений, оценка качества сна и качества пробуждения.

Обучение пациентов, страдающих бессонницей, сводится к следующим рекомендациям:

-Необходимо ложиться спать только при наступлении потребности ко сну.

-Переход из спальни в другую комнату для чтения при невозможности заснуть после пребывания в постели больше 20 минут и возвращение в спальню при вновь появившейся потребности ко сну. Цель подобного маневра, чтобы спальня ассоциировалась только со сном, а не бессонницей.

-Вставание утром с постели в одно и тоже время вне зависимости от продолжительности сна минувшей ночью.

-Избегание сна в дневное время или сведение его к минимуму

(продолжительность его не более 30 минут при потребности ко сну).

-Ограничение пребывания в постели только во время сна.

-Отход ко сну только в одно и тоже время, избегание чрезмерных впечатлений в вечернее время, переедание, тонизирующие напитки и т.д.

-Некоторым людям помогает уснуть стакан теплого молока с медом до сна.

-Хорошо проветривайте спальню перед сном, или оставляйте открытым окно, температура во время сна не должна превышать 18°С.

-Подбирайте одеяло по сезону.

-Разместите в спальне горшочки с комнатными растениями, улучшающими сон: геранью, розмарином, монстерой, мелиссой. Они помогут вам снять возбуждение.

  В лечении бессонницы широко применяются лекарственные травы, если нет противопоказаний, то хорошо пить чай из шалфея, мяты, пастушьей сумки, ромашки, шлемника, валерианового корня. Менее известны как успокаивающие, но не менее эффективны адонис весенний, боярышник колючий, боярышник  на сетчатку глаза на сетчатку глаза на сетчатку глаза,кроваво-красный, дурман индийский, душица обыкновенная, ландыш майский, сушеница топяная, солянка Рихтера. Опустить 2-3 чайных ложки травы в кружку с крутым кипятком, настоять 5-6 минут и пить с медом за 45 минут до отхождения ко сну.

  Для укрепления нервной системы полезно дышать перед сном спиртовой настойкой валерианы. Вдыхать поочередно каждой ноздрей по 3-4раза. Эту процедуру можно повторять в течение длительного времени, через месяц сон значительно улучшиться, через2-4 месяца нормализуется. Хороший эффект дают настойка пиона и пустырника, принимать перед сном по 30-40 капель. Можно рекомендовать новопассит в виде сиропа или капель. Если пациент принимает снотворные препараты, то медсестре необходимо проконтролировать, чтобы препарат был назначен врачом, принимался в рекомендованной дозе, не составлялись произвольные комбинации и не применялись длительно. Обязательно проводить работу по успешному применению немедикаментозных способов улучшения сна.

Физиотерапия нарушений сна.

1.Фототерапия

Свет мощностью более 2500 люкс воздействует на зрительный анализатор, влияет на цикл сон-бодрствование, увеличивая время бодрствования. Свет, попадая на сетчатку глаза, вызывает возбуждение зрительного нерва, который активизирует эпифиз, выделяющий на свету мелатонин, регулирующий сон, поэтому, находясь на свету, человек ощущает прилив энергии, избавляется от дневной сонливости и лучше спит. Очень хорошо находиться на естественном свету последние 3-4 светлые часа перед сном.

2.Электросон

Пациент помещается в кабинет для сна, укладывается в постель и к его голове подаются небольшие разряды тока, которые снимают напряжение  головного мозга и пациент засыпает, в результате нескольких процедур устанавливается нормальное взаимодействие между корой и подкоркой, где кора занимает доминирующее положение и сон восстанавливается.

3.Хронотерапия

Суть метода в том, что сон сдвигается на ночное время. Например: пациента клонит ко сну уже в 20 часов, он ложится спать и соответственно просыпается через 6-8 часов т.е. в 2-3 часа ночи. Эта методика позволяет сдвинуть сон на более позднее время. Каждые 3-4дня пациент будет ложиться спатьна 2 часа позже и при этом не спать днем.

4.Музыка мозга

Суть метода состоит в том, что сначала снимается электроэнцефалограмма у пациента, где обязательно присутствует несколько ритмов мозга, причем каждая длина волны из записанных электромагнитных излучений соответствует определенной ноте и при обработке с помощью специальной программы, получается музыка собственного мозга, Пациенты, прослушав музыку своего мозга начинают чувствовать улучшение сна. Интересно, что музыка мозга у каждого человека своя.

Вопросы:

  1. Какой метод физиотерапии вызывает у вас большее предпочтение и почему?
  2. Какие нетрадиционные способы улучшения сна вы знаете? Чем обусловлена их эффективность?

Ситуационная задача №1

Пациентка 75-ти лет жалуется на постоянные трудности засыпания, сон очень поверхностный, часто просыпается от незначительного шороха, утром чувствует повышенную нервозность и усталость. Такое состояние сохраняется уже более трех месяцев. Пациентка стала очень редко гулять, так как ей трудно подниматься по лестнице.

Задание А.  Какие проблемы имеются у пациентки и какова причина их возникновения?

Физиологические проблемы

Причина возникновения

Задание Б.

Составьте план улучшения сна у данной пациентки.

Эталон ответа

Задание А

Физиологические проблемы

Причина появления

Нарушение сна: трудно заснуть, сон поверхностный

Одной из причин является-редкие прогулки на свежем воздухе

Утром повышенная нервозность и усталость

Результат недосыпания

Задание Б.

-Сон должен быть не менее 7-ми часов, для этого надо в первую очередь составить правильный режим дня:

-Ложиться спать тогда когда возникает потребность.

-В течение дня необходимы адекватные физические нагрузки,

-Обязательно ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 2-часов.

-Если раньше пациентка не спала днем, то не стоит рекомендовать дневной сон.

-Ужин не позднее, чем за 2 часа до сна.

- перед сном обязательно проветрить спальню, температура не должна превышать 18°С.

-Хорошо принять теплую ванну и выпить перед сном стакан теплого молока с медом.

-Провести определенный ритуал перед сном и порадоваться, что сейчас ты уснешь.

Ситуационная задача №2

Пациент  70-ти лет жалуется на частые пробуждения ночью из-за страшных сновидений, очень трудно заснуть вновь. Последнее время появился страх перед засыпанием. Утром чувствует подавленность и тоску.

Задание А.

Какие проблемы есть у пациента, причины их появления?

Физиологические проблемы

Причины их появления

Задание Б

Составьте план рекомендаций по улучшению сна данному пациенту.

Эталон ответа

Задание А

Физиологические проблемы

Причины их появления

Частые пробуждения ночью из-за кошмарных сновидений, трудно заснуть вновь

Декомпенсация хронических соматических заболеваний или передозировка лекарственных препаратов.

Утренняя подавленность и тоска

Состояние близкое к депрессии, обусловлено гипоксией мозга, одной из причин является нарушение сна.

Задание Б

Данному пациенту необходима консультация врача, так как частые ночные пробуждения скорее всего обусловлены декомпенсацией хронических заболеваний.

-Медсестра должна проконтролировать выполнение назначений врача.

-Пациенту необходимо тщательное проветривание помещения перед сном, спать с открытой форточкой.

-Перед сном полезно выпить стакан теплого молока с медом или чай с мелиссой.

-Хорошо перед сном вдыхать спиртовой раствор валерианы, в течение первого месяца сон улучшиться, а через 3 месяца – нормализуется.

Проблемная задача №1

Пациентка 70-ти лет обратилась к гериатрической медсестре с вопросом: почему она перестала ощущать жажду, надо ли ей употреблять жидкость, если у нее нет желания пить?

  Эталон ответа

С возрастом характерно уменьшение чувства жажды, но для нормальной работы организма жидкость необходима. Ежедневно нужно употреблять 1,5л жидкости, а при выполнении физической нагрузки больше. Хорошо пить родниковую воду, соки, компоты, свежезаваренный чай, а по утрам можно позволить и чашечку кофе.

Жидкость содержится и в свежих овощах и фруктах.

  Дефицит жидкости в организме у пожилых людей первыми ощущают клетки головного мозга.

Проблемная задача №2

Пациентка 68 –ми лет по утрам не хочет принимать пищу из-за отсутствия аппетита, но родные насильно заставляют ее завтракать, так как считают, что завтрак -это–обязательный прием пищи. Пациентка хочет знать как ей правильно поступить.

  Эталон ответа

Пациентка правильно делает, что доверяет своим ощущениям, поэтому когда есть не хочется, то лучше этого не делать.

Завтрак необходим для получения энергии и активности в начале дня, но при отсутствии аппетита его лучше перенести на 1-2 часа попозже и съесть не то, что приготовлено, а то что хочется организму.

Проблемная задача №3

Пациент 75-ти лет раньше предпочитал мясную пищу, а за последние 3 года отдает вкусовое предпочтение рыбе. Он интересуется не будет ли это вредно организму?

  Эталон ответа

  Рыба- очень полезный продукт по многим причинам:

- экологически чистый  продукт,

- белок рыбы хорошо усваивается и переваривается организмом,

-содержит большое количество микроэлементов,

-разжижает кровь,

-жирная рыба северных морей содержит геропротекторы
омега-3, которые благоприятно влияют на обмен холестерина.

  Поэтому пациенту следует доверять своему организму.

Проблемная задача №4

Пациентка 70-ти лет интересуется, что раньше ей для хорошего самочувствия необходимо было спать не меньше 8-ми часов в сутки, а сейчас вполне хватает семи часов, а летом и 6-ти часов в сутки. Чем это можно объяснить? И надо ли ей ввести дополнительно дневной сон?

   Эталон ответа

С возрастом потребность во сне уменьшается и семи часов вполне хватает для нормального самочувствия. Если пациентка раньше не привыкла отдыхать днем, то и при отсутствии потребности в дополнительном сне не стоит не стоит себя к этому приучать.

Проблемная задача №5

Пациентка 70-ти лет обеспокоена тем, что ее дочь в 40 лет решила родить второго ребенка. Не будет ли это очень трудной работой для нее и велик ли риск родить больного ребенка?

 Эталон ответа

После 35-ти лет увеличивается риск рождения ребенка с генетической патологией( болезньДауна).

Но если женщина здорова, то бояться не следует, что организм не справится с этой задачей, а рождение ребенка в 40 лет- важно для профилактики преждевременного старения, одна из заповедей геронтологии гласит- хочешь дольше оставаться молодой- роди ребенка в 40 лет.

Проблемная задача №6

Пациент 75-ти лет курит в течение 30 лет сначала по пачке сигарет в день, сейчас уменьшил количество до полпачки, но полностью отказаться не получается. Пациент интересуется как лучше поступить: довести количество выкуренных сигарет до минимального количества 2-3 в сутки или все-таки полностью отказаться от курения.

Эталон ответа

Курение в течение 30 лет-это очень серьезная пагубная привычка, которая требует радикального решения без компромиссов т.е. отказаться полностью от курения.

-необходимо выявить факторы, предрасполагающие к курению это может быть употребление алкоголя, одиночество, безделие, посещение коллективов, где много курят. И постараться их устранить.

-Активный образ жизни, найти занятие по душе.

-Чаще бывать на свежем воздухе, гулять в хвойном лесу, дышать морским воздухом.

-заняться дыхательной гимнастикой.

-Обратиться за помощью к психологу.

Проблемная задача №7

Пациентка 76-ти лет привыкла к активному образу жизни, в которой имели место большие физические нагрузки, но сейчас из-за тугоподвижности суставов и одышки она быстро устает. Пациентка интересуется какие физические нагрузки будут для нее полезны?

Эталон ответа

Адекватность физических нагрузок лучше обсудить с лечащим врачом. Но начать можно с ходьбы, как можно больше ходить пешком под контролем своего самочувствия, начинать следует с небольших нагрузок и дозу увеличивать постепенно, это позволит укрепить мышечную систему, улучшить дыхание и кровоснабжение. Можно рекомендовать скандинавскую ходьбу, но лучше под контролем методиста ЛФК.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"

Методическая разработка  по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 ...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...

Методическая разработка практического занятия по генетике. Наследственные заболевания человека и методы их диагностики

Материал для проведения практического занятия занятий для студентов медицинских учреждений СПО по Генетике...

Методическая разработка практического занятия по Анатомии и физиологии человека на тему: "Кости мозгового и лицевого отдела черепа"

Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. В методической разработке отражены этапы провед...