Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"
методическая разработка

Тельнова Анна Георгиевна

           Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин специальности   31.02.01. Лечебное дело.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №2»

Люберецкий филиал

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК профессиональных модулей

Протокол №__3___ от «_21__» октября__2020г.

Председатель ЦМК _____________ /   А.Г. Тельнова    /

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для преподавателя)

ПМ.01. Диагностическая деятельность

Раздел 1.  Пропедевтика и диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема  1.19.2 Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет.

                               

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

Составитель

Тельнова Анна Георгиевна

преподаватель профессиональных модулей

высшей квалификационной категории

Люберцы 2021

Оглавление

стр

Пояснительная записка

3

Технологическая карта занятия

4

Критерии оценки

12

Приложения

14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин специальности   31.02.01. Лечебное дело.

Актуальность данной темы занятия определена тем, что распространенность этого заболевания растет во всем мире, особенно в странах с низким

и средним уровнем дохода. Причины носят комплексный характер. Однако, этот рост отчасти связан с увеличением числа людей с избыточным весом и ожирением, а также с широким распространением проблемы низкого уровня физической активности населения.

Для постановки правильного и своевременного диагноза необходимо хорошо владеть методикой физикальных методов обследования, правильно выделять основные симптомы и синдромы, проводить и интерпретировать методы инструментальной и лабораторной диагностики.

Правильно назначенное лечение—это результат точной диагностике заболевания.

Данная методическая разработка практического занятия создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний, умений и практических навыков у студентов.

Методическая разработка рассчитана на 90 мин занятия, т.к. тема «Диагностика сахарного диабета» входит в практическое занятие (180мин) «Диагностика эндокринных заболеваний».

Технологическая карта занятия

ПМ.01. Диагностическая деятельность

Раздел 1.  Пропедевтика и диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.3.4. Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет

2. Занятие №17        

3. Тип и вид занятия: закрепление знаний и форм деятельности/ практическое

4.  Время 90 мин.

5. Место проведения: учебный кабинет

6. Курс 2 по специальности 31.02.01. Лечебное дело

7. Цели занятия:

студент должен знать:

  • топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
  • биоэлектрические, биомеханические и  биохимические процессы, происходящие в организме;
  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
  • строение клеток, тканей, органов и систем  организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
  • основы регуляции физиологических  функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
  • определение заболеваний;
  • общие принципы классификации  заболеваний;
  • этиологию заболеваний;
  • патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
  • клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
  • методы клинического, лабораторного, инструментального обследования

студент должен уметь:

  • планировать  обследование пациента;
  • осуществлять сбор анамнеза;
  • применять различные методы  обследования пациента;
  • формулировать предварительный  диагноз в соответствии с современными классификациями;
  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • оформлять медицинскую документацию;

иметь практический опыт:

  • обследования пациента;
  • интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза;
  • заполнения истории болезни, амбулаторной карты пациента;

В процессе изучения темы формируются общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных       возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Задачей практического занятия является обучение выявлению синдромов и симптомов сахарного диабета и его осложнений.

Ресурсы:

  • Методические:

        - учебно-методическая разработка

  • ТСО:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран

  • Инструментарий и оборудование:

Стол ученический

стул

кожный антисептик

перчатки одноразовые чистые

глюкометр

тест полоски

контейнеры для отходов класса А и Б

салфетки спиртовые

Литература:

Основная литература:

1. Федюкович Н.И. Внутренние болезни: учебник/Н.И. Федюкович. – Ростов на Дону: Феникс,2018. – 505с.

2. Отвагина Т.В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие/ Т.В. Отвагина. - Ростов на Дону: Феникс,2018. – 394с.

3. Министерство здравоохранения  Российской Федерации  ОО «Российская ассоциация эндокринологов»  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Клинические рекомендации «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова, Москва 2019г., 212 с.

Дополнительная литература:

  1. Интернет ресурсы: Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] , режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/2815
  2. Эндокринология : национальное руководство / Под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1072 с.

Схема интегративных связей:

Анатомия: «Поджелудочная железа: строение эндокринной части»

Физиология: «Механизм секреции и эффект инсулина в организме»

Биохимия «Основные пути метаболизма глюкозы (утилизация и образование);

Фармакология: «Фармакодинамика и фармакокинетика различных инсулинов»

Пропедевтика детских болезней «Методика обследования эндокринной системы у детей», семиотика сахарного диабета, методика сбора и оценка анализов мочи (глюкозурия, протеинурия, кетонурия, проба Зимницкого, проба Реберга), оценка показателей физического развития (антропометрии) у детей;

№ п/п

Этап занятия

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Наглядные пособия, раздаточный материал

1.

Организационный момент

5

контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий; инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия

Готовятся к занятию

2.

Целеполагание

5

Сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний и умений.

методическая разработка занятия

3.

Мотивация учебной деятельности

5

Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.

Слушают преподавателя, настраиваются на восприятие нового материала

Прил.№ 1

4.

Актуализация опорных знаний

10

1. Раздает тесты, 2 варианта по 10 тестовых заданий

2. Сообщает время работы с тестами, 10 минут и критерии оценок

3.  Следит за деятельностью студентов, контролирует работу.

4. После написания тестов отвечает на вопросы студентов (если возникают).

1. Получают тесты.

2. Внимательно слушают преподавателя.

3. Выполняют задания.

4. Задают вопросы, если возникают.

5. Сдают работы после истечения времени.

Прил.№ 2

5.

Закрепление опорных знаний

15

Задает вопросы по теме занятия.

Корректирует полученные ответы

Отвечают на вопросы

Прил. №3

6.

Освоение практических умений

20

Демонстрирует измерение уровня глюкозы глюкометром.

Раздает оснащение студентам

Корректирует освоение студентами алгоритма измерения глюкозы

Внимательно смотрят демонстрацию алгоритма преподавателем

Под руководством преподавателя осваивают алгоритм измерения глюкозы в крови глюкометром

Прил.№4

7.

Закрепление изученного материала

15

Предлагает студентам решить ситуационную задачу или тестовый контроль (в зависимости от уровня знаний обучающегося).

Сверяет ответы с эталоном.

Решают ситуационную задачу или выполняют тестовый контроль (письменно).

Прил.№5

8.

Рефлексия (обобщение и анализ изученного материала)

5

Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала. Оценивает степень достижения поставленных целей.

Анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

9.

Итоги занятия

5

Выставляет оценки за занятие.

10.

Домашнее задание

5

Называет тему следующего занятия.

Записывают тему следующего занятия.

Тема: « Изучение методов диагностики заболеваний крови».

1.Изучить лекционный материал по теме:

Острый и хронический лейкоз. Анемии.  Геморрагические диатезы.

2. Изучить материал по учебнику:

Основная литература

1) Смолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи Изд. 10-е, доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 652 с.: ил.С.556 – 587

Дополнительная литература

1) Федюкович Н.И. Внутренние болезни. Изд. 8-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.-573 с., ил . (Среднее профессиональное образование).

Общее время занятия

90

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Оценка

Правильных ответов, %

5 («отлично»)

90-100

4 («хорошо»)

80-89

3 («удовлетворительно»)

70-79

2 («неудовлетворительно»)

< 70

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Оценка

Решение задачи

«5»

Студент полно, со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы.    Дифференциальный диагноз произведён верно, и при этом сам студент сделал правильный выбор, с каким заболеванием, по его мнению, необходимо дифференцировать данную патологию.  Лечение, неотложная помощь  при неотложной ситуации  соответствуют  требованиям современной медицинской науки и практики здравоохранения.  

«4»

Студент неполно, но со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы.  Дифференциальный диагноз произведён неточно, и при этом сам студент сделал правильный выбор, с каким заболеванием, по его мнению, необходимо дифференцировать данную патологию.   Лечение, неотложная помощь  при неотложной ситуации характеризуются   негрубыми ошибками.  

«3»

Студент неполно, без знания сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы, на некоторые вопросы не ответил.  

Знания по заболеванию неполные,  нет правильного понимания этиопатогенеза. Клиническая картина заболевания и его осложнений раскрыта недостаточно или с ошибками. Дифференциальный диагноз произведён неточно,   студент сделал неправильный выбор, с каким заболеванием, по его мнению, необходимо дифференцировать данную патологию.    Лечение, неотложная помощь  при неотложной ситуации характеризуются грубыми ошибками.

«2»

Студент  не ответил   на все поставленные в задаче вопросы.  

Знания по заболеванию скудные или отсутствуют,  нет правильного понимания этиопатогенеза. Клиническая картина заболевания и его осложнений не  раскрыта  или допущены  грубые ошибки. Дифференциальный диагноз не проведён,   студент сделал неправильный выбор, с каким заболеванием, по его мнению, необходимо дифференцировать данную патологию.    Лечение, неотложная помощь  при неотложной ситуации не соответствуют  требованиям современной науки и практики здравоохранения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

Оценка

Критерии

5 («отлично»)

Соблюдены требования к оснащению рабочего места и подготовке для выполнения манипуляции; последовательно и в соответствии с алгоритмом выполняется манипуляция; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются.

4 («хорошо»)

Требования к оснащению рабочего места и подготовке для выполнения манипуляции соблюдены не полностью; практические действия выполняются последовательно и в соответствии с алгоритмом, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами.

3 («удовлетворительно»)

Требования к оснащению рабочего места и подготовке для выполнения манипуляции соблюдены не полностью; нарушена последовательность выполнения алгоритма манипуляции; для обоснования действий необходимы наводящие вопросы преподавателя; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима.

2 («неудовлетворительно»)

Затруднения с подготовкой рабочего места; невозможность самостоятельно выполнить практическую манипуляцию; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала; нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

Приложение 1

МОТИВАЦИЯ

Актуальность данной темы занятия определена тем, что распространенность этого заболевания растет во всем мире, особенно в странах с низким

и средним уровнем дохода. Причины носят комплексный характер. Однако, этот рост отчасти связан с увеличением числа людей с избыточным весом и ожирением, а также с широким распространением проблемы низкого уровня физической активности населения.

Все типы диабета могут привести  к развитию осложнений и создать

повышенный риск преждевременной смерти. В 2012 году диабет был непосредственной причиной смерти 1,5 миллиона человек во всем мире. Во многих случаях развитие диабета и связанных с ним осложнений можно предотвратить за счет здорового питания, регулярной физической активности,   поддержания нормальной массы тела и отказа от употребления табака.

В апреле 2016 года ВОЗ опубликовала "Глобальный доклад о диабете", в котором содержится призыв к действиям по сокращению подверженности населения воздействию известных факторов риска развития диабета 2 типа и повышению качества и доступности медицинской помощи для больных всеми формами диабета.

Десять фактов про Диабет.

Факт 1: Во всем мире диабетом страдает около 422 миллионов человек   Последние 30 лет распространенность диабета неуклонно растет вместе с распространенностью ожирения и избыточного веса. Особенно быстро распространенность диабета растет в странах с низким и средним уровнем дохода.  

Факт 2: Диабет — одна из главных причин смертности в мире   В 2012 году диабет был непосредственной причиной смерти 1,5 миллиона человек во всем мире. За тот же год еще 2,2 миллиона случаев смерти было вызвано высоким уровнем глюкозы в крови, создающим повышенный риск сердечно-сосудистых и других заболеваний. Даже если уровень глюкозы в крови не настолько высок, чтобы констатировать диабет, высокий уровень глюкозы может причинить вред организму. Риск сердечно-сосудистых заболеваний растет вместе с ростом уровня глюкозы в крови.  

Факт 3: Существуют две основные формы диабета   Диабет 1 типа связан с дефицитом выработки инсулина, а диабет 2 типа — с неэффективным использованием инсулина организмом. Диабет 2 типа поддается профилактике, тогда как причины и факторы риска развития диабета 1 типа по-прежнему неизвестны, и стратегии его профилактики до настоящего момента не принесли результатов.  

Факт 4: Третий тип диабета — гестационный диабет   Для гестационного диабета характерна гипергликемия у беременных, при которой концентрация сахара в крови превышает норму, но не достигает значений, характерных для диабета. Женщины с гестационным диабетом подвержены повышенному риску развития осложнений во время беременности и родов. Кроме того, они и их дети подвержены большему риску возникновения диабета 2 типа в будущем.  

Факт 5: Диабет 2 типа более распространен чем диабет 1 типа   На долю диабета 2 типа приходится большинство случаев заболевания диабетом во всем мире. Больший обхват талии и более высокий индекс массы тела (ИМТ) связывают с повышенным риском развития диабета 2 типа, хотя в зависимости от группы населения это отношение может проявляться в разной мере. Ранее редкие случаи заболевания детей диабетом сегодня становятся все более частым явлением во всем мире  

Факт 6: Люди, больные диабетом, могут прожить долгую и здоровую жизнь, если им поставлен диагноз и назначено правильное лечение   Целый ряд недорогостоящих мероприятий может помочь людям, у которых диагностирован диабет, успешно справляться со своим недугом. К этим мероприятиям относятся: контроль уровня глюкозы в крови посредством комбинации соответствующего питания, физической активности и, при необходимости, лекарственной терапии; контроль кровяного давления и содержания жиров для сокращения риска сердечно-сосудистых заболеваний и других осложнений; регулярная диспансеризация на предмет выявления осложнений на глаза, почки и стопы в целях назначения своевременного лечения.  

Факт 7: Ранняя диагностика и начало лечения — отправная точка для благополучной жизни с диабетом   Чем дольше человек живет с невыявленным диабетом, не получая лечения, тем более неблагоприятным будет исход. Элементарные средства, такие как измерение уровня глюкозы в крови, должны быть всегда в наличии в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.  

Факт 8: Большинство случаев смерти от диабета происходит в странах с низким и средним уровнем дохода   Как правило, в странах с низким доходом медработники первичного звена не имеют доступа к элементарным средствам, необходимым для помощи пациентам с диабетом в правильном ведении своей болезни. Доступ к основным лекарственным средствам (включая жизненно важный инсулин) и технологиям в странах с низким и средним уровнем дохода ограничен.  

Факт 9: Диабет — одна из основных причин слепоты, ампутации ног и почечной недостаточности   Все типы диабета могут привести к осложнениям во многих органах и в целом создать повышенный риск преждевременной смерти. К числу возможных осложнений относятся инфаркт, инсульт, почечная недостаточность, ампутация ног (в результате развития инфицированных незаживающих язв на стопах), потеря зрения и поражения нервной системы  

Факт 10: Диабет 2 типа поддается профилактике   30 минут умеренной физической активности каждый день и здоровое питание могут существенным образом сократить риск возникновения диабета 2 типа.  

Приложение 2

Тестовый контроль исходного уровня знаний по теме: Диагностика сахарного диабета

Инструкция: выберите один правильный ответ

Вариант – I.

  1. Сахарный диабет  - это:
  2. высокая продукция инсулина
  3. инсулин в норме
  4. низкая продукция инсулина

2. Указать нормальные показатели сахара в крови натощак:

  1. 3,3 – 5,5 моль/л
  2. 1 –3 моль/л
  3. 2 –6 моль/л
  4. 3 – 8 моль/л

3. К какому типу относится железа выбрасывающая инсулин:

  1. внутренней секреции
  2. внешней секреции
  3. смешанной секреции

4. Сухость кожи, кожный зуд, жажда и полиурия наблюдаются при:

  1. диффузном токсическом зобе
  2. гипотиреозе
  3. пиелонефрите
  4. сахарном диабете

5. При сахарном диабете в анализе крови отмечается:

  1. гипергликемия
  2. гипербилирубинемия
  3. гипопротеинемия
  4. гиперпротеинемия

6. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается:

  1. бактериурия
  2. оксалатурия
  3. глюкозурия
  4. пиурия

7. Инсулинзависимым является:

  1. 2 тип сахарного диабета
  2. 1 тип сахарного диабета
  3. 1 и 2 тип сахарного диабета

8. Длительность течения сахарного диабета может быть:

  1. 2 недели
  2. 1 год
  3. 2 – 3 месяца
  4. всю жизнь

9. Полифагия это:

  1. повышенная жажда
  2. повышенный аппетит
  3. увеличение суточного диуреза
  4. повышение глюкозы в крови

10. Полидипсия это:

  1. повышенная жажда
  2. повышенный аппетит
  3. увеличение суточного диуреза
  4. повышение глюкозы в крови

Тестовый контроль исходного уровня знаний по теме: Диагностика сахарного диабета

Инструкция: выберите один правильный ответ

Вариант – II

1. Полифагия это:

  1. повышенная жажда
  2. повышенный аппетит
  3. увеличение суточного диуреза
  4. повышение глюкозы в крови

2. Полидипсия это:

  1. повышенная жажда
  2. повышенный аппетит
  3. увеличение суточного диуреза
  4. повышение глюкозы в крови

3. Инсулинзависимым является:

  1. первый тип сахарного диабета
  2. второй тип сахарного диабета
  3. 1 и 2 тип сахарного диабета

4. Для сахарного диабета не характерно.

  1. Полидипсия
  2. Полифагия
  3.  Полиурия
  4. спленомегалия

5. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается:

  1. глюкозурия
  2. оксалатурия
  3. бактериурия
  4. пиурия

6. Высокая относительная плотность мочи при сахарном диабете наблюдается из – за присутствия.

  1. белка
  2. лейкоцитов
  3. эритроцитов
  4. глюкозы

7. К какому типу относится железа выбрасывающая инсулин:

  1. внешней секреции
  2. внутренней секреции
  3. смешанной секреции

8. Указать нормальные показатели сахара в крови натощак:

  1. 2 –6 моль/л
  2. 3,3 – 5,5 моль/л
  3. 1 –3 моль/л
  4. 3 – 8 моль/л

9. При сахарном диабете в анализе крови отмечается:

  1. гипербилирубинэмия
  2. гипергликемия
  3. гипопротеинэмия
  4. гиперпротеинэмия

10. Сухость кожи, кожный зуд, жажда и полиурия наблюдаются при:

  1. диффузном токсическом зобе
  2. гипотиреозе
  3. эндокринном зобе
  4. сахарном диабете

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Вариант 1                            

Вариант 2

1)  3

1) 2

2)  1

2) 1        

3)  3

3) 1

4)  4

4) 4

5)  1

5) 1

6)  3

6) 4

7)  2

7) 3

8) 4

8) 2

9)2

9) 2

10)1

10)4

Приложение 3

Контрольные вопросы

  • Основные этиологические факторы в развитии СД;
  • Роль наследственности;
  • Аутоиммунная деструкция В-клеток, инфекционный фактор;
  • Классификация сахарного диабета СД;
  • Патогенез сахарного диабета;
  • Клиническая характеристика сахарного диабета;
  • Диагностические критерии сахарного диабета;

Приложение 4

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛЮКОМЕТРА

Цель исследования: определить уровень глюкозы в крови

Оснащение: глюкометр, тестполоски, скарификатор, спиртовые салфетки.

Работа с прибором и полосками

  1. Отделите одну индивидуально упакованную полоску от групповой упаковки, надорвите края упаковки и удалите часть упаковки, закрывающую контакты полоски.
  2. Вставьте полоску контактами вверх до отказа в гнездо прибора и снимите оставшуюся часть упаковки.
  3. Положите прибор на ровную поверхность. Нажмите и отпустите кнопку, на экране прибора появится трехзначный код. Убедитесь, что код на экране прибора совпадает с кодом на упаковке полосок.
  4. Нажмите и отпустите кнопку. На экране появится сообщение 88 8. Это сообщение означает, что прибор готов к нанесению пробы крови на полоску.

Выполнение процедуры.

  1. Проколите стерильным индивидуальным скарификатором подушечку пальца, надавите на палец, получите каплю крови и нанесите ее на рабочую зону полоски. Капля крови должна покрывать всю рабочую зону. При «размазывании» крови тонким слоем показание будет неверным.
  2. Прибор обнаружит каплю крови и начнет отсчет времени от 20 до 0, после чего на экране появится показание, например 4.8.
  3. Нажмите и отпустите кнопку. Экран погаснет. Прибор выключился, но код и показания сохраняются в памяти прибора. Извлеките использованную полоску из гнезда прибора.
  4. Прибор автоматически выключается через 4 минуты с момента последнего нажатия на кнопку.

Окончание процедуры

Просмотр показаний.

  1. Три раза нажмите и отпустите кнопку. На экране прибора появится последнее показание, например 4.8.
  2. Нажмите и удерживайте кнопку пока на экране не появится сообщение, например П1 10.8. Отпустите кнопку. Это сообщение означает, что под номером 1 в памяти прибора хранится показание 10.8 ммоль/л.
  3. Нажмите и удерживайте кнопку, пока на экране не появится сообщение, например П2 12.2. Отпустите кнопку. Это сообщение означает, что под номером 2 в памяти прибора хранится показание 12.2 ммоль/л.
  4. Аналогично можно посмотреть все 60 последних показаний. Если Вас не интересуют более ранние результаты, коротко нажмите и отпустите кнопку - экран погаснет.

Приложение 5

Решение ситуационных задач

Задача №1.

Больной П., 31 год, жалуется на сухость во рту, сильную жажду (пьет

около 5 л жидкости в день), слабость. Начало заболевания связывает с

перенесенной вирусной инфекцией. При обследовании обнаружено:

сахар крови 15 ммоль/л, глюкозурия.

1. Ваш клинический диагноз?

2. Можно ли указать степень тяжести заболевания?

3. Чем обусловлена глюкозурия?

4. Назовите факторы риска данного заболевания.

5. Какие поздние осложнения возможны при данном заболевании?

 

Задача №2.

Больная Д., 18 лет, страдает сахарным диабетом около 4 лет. Начало заболевания связывает с психической травмой. Получает 36 ед. инсулина. В связи с улучшением самочувствия доза инсулина самостоятельно была уменьшена до 20 ед. На фоне чего состояние ухудшилось: усилилась жажда, исчез аппетит, появились боли в животе, тошнота, рвота. При осмотре: запах ацетона в выдыхаемом воздухе, язык сухой красный. Живот мягкий, болезненный в эпигастральной области.

1. Ваш диагноз?

2. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?

3. Нужно ли в данной ситуации проводить тест толерантности к глюкозе?

4. Какова тактика лечения?

5. Какие причины могут приводить к данному неотложному состоянию?

 

Задача №3.

Больная Л ., 54 лет обратилась к дерматологу с жалобами на кожный

зуд, гнойничковое поражение кожи. Периодически беспокоит сухость

во рту, жажда. Объективно: повышенного питания. Язык суховат.

Кожные покровы со следами расчесов, множественные гнойничковые

высыпания на коже живота, бедер.

1. О каком заболевании можно думать?

2. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?

3. В каком случае необходимо проводить тест толерантности к

глюкозе?

4. Какие поздние осложнения возможны при данном заболевании?

5. Какие рекомендации по питанию необходимо дать данной

пациентке?

Задача №4.

Больной Д., 62 лет жалуется на сухость во рту, периодическую жажду.

Болен сахарным диабетом 2 типа в течение 5 лет. Диету не соблюдает, сахароснижающие препараты принимает не регулярно. Последние полгода беспокоят боли в ногах, преимущественно в ночное время, чувство жжения, онемения, ползанья «мурашек». 

Объективно: повышенного питания, с преимущественным отложением жира в области живота, гипотрофия мышц голеней. Язык сухой.

1. Ваш диагноз?

2. Какое осложнение имеет место у данного пациента?

3. Назовите причину развития данного осложнения?

4. Назовите патогенетические механизмы развития данного заболевания?

5. Какие другие поздние осложнения сахарного диабета Вы знаете?

Задача №5.

Больной К., 47 лет болен сахарным диабетом 1 типа с 17 летнего возраста. Получает инсулин. 15 лет назад в моче появилась стойкая протеинурия. Последний месяц отмечает кожный зуд, боли в верхней части живота, тошноту, рвоту, жидкий стул, резкое снижение выделяемой мочи.

Объективно: кожа сухая, запах аммиака в выдыхаемом воздухе. Живот болезненный при пальпации в эпигастральной области, по ходу кишечника.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Назовите причину развития данного осложнения?

3. Назовите патогенетические механизмы развития данного заболевания?

4. Что можно выслушать в данной ситуации при аускультации сердца?

5. Дополнительные методы обследования?

Задача №6.

У женщины 29 лет на фоне беременности выявлена гипергликемия 11,2 ммоль/л. До беременности повышения сахара в крови не наблюдалось.

1. Ваш диагноз?

2. Назовите факторы риска данного заболевания.

3. Назовите нормальные цифры сахара крови.

4. В какой ситуации необходимо проводить тест толерантности к глюкозе?

5. Назовите лабораторные критерии диагностики сахарного диабета.

Задача№7.

Больной А., 38 год, жалуется на сухость во рту, умеренную жажду (пьет

около 3 л жидкости в день), слабость. Начало заболевания связывает с

перенесенным стрессом. Ухудшение самочувствия в течение полугода. Об-но: ИМТ 27, кожные покровы умеренно влажные, на спине единичные гнойничковые высыпания. При обследовании сахар крови 14 ммоль/л, глюкозурия.

1.Ваш клинический диагноз?

2. Какое исследование необходимо провести для уточнения типа

заболевания?

3. Можно ли указать степень тяжести заболевания?

4. Чем обусловлена глюкозурия?

5. Назовите факторы риска данного заболевания.

Задача №8.

Больная П., 40 лет, обратилась в поликлинику с жалобами на снижение остроты зрения, периодическую головную боль, головокружение, слабость. В анамнезе гестационный сахарный диабет. После родов сахар крови нормализовался. В течение 20 лет ничего не беспокоило, анализы не сдавала. Об-но: повышенного питания, кожные покровы чистые, на коже правого века ксантелазма. АД 160/100 мм рт.ст. Сахар крови 12,4 ммоль/л, в ОАМ белок 500 мг/л.

1.О каком заболевании следует думать?

2. Что такое гестационный сахарный диабет?

3. Что такое ксантелазма?

4. Чем можно объяснить наличие вышеуказанных жалоб?

5. Что можно ожидать при определении границ сердца?

Задача №9.

Больной В., 19 лет доставлен скорой помощью с жалобами на

выраженную сухость во рту, жажду (выпивает до 7 л жидкости),частое,

обильное мочеиспускание, одышку. Данные жалобы появились 2

недели назад после перенесенного гриппа и неуклонно нарастали.

Похудел на 10 кг. Объективно: пониженного питания, кожные покровы сухие, тургор снижен, язык сухой.

1.Назовите предположительный диагноз?

2. Какие дополнительные исследования необходимо провести?

3. Тактика ведения данного больного?

4. Почему при этом заболевании больные худеют?

5. Чем можно объяснить наличие у больного одышки?

Задача №10.

Больная Л ., 50 лет обратилась к гинекологу с жалобами на влагалищный

зуд. Периодически беспокоит сухость во рту, жажда. Объективно: имеется ожирение, ИМТ 36. Язык суховат.

1. О каком заболевании можно думать?

2. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?

3. В каком случае необходимо проводить тест толерантности к

глюкозе?

4. Какие поздние осложнения возможны при данном заболевании?

5. Какие рекомендации по питанию необходимо дать данной

пациентке?

Эталоны ответов.

Задача №1.

1.Сахарный диабет 1 типа, декомпенсированный.

2.До выяснения наличия осложнений нельзя.

3.Повышением гликемии более 9 ммоль/л (почечный порог для глюкозы).

4.Наследственная предрасположенность, вирусные инфекции, избыточная масса тела, употребление большого количества рафинированных продуктов питания, масса тела при рождении более 4,5 кг.

5.Микроангиопатии глаз, почек, ног, полинейропатии.

Задача №2.

1.Сахарный диабет 1 типа, кетоацидотическая прекома.

2.Анализ крови на сахар, кетоновые тела, моча на сахар, ацетон.

3.Нет, т.к. диагноз диабета уже установлен.

4.Внутривенное введение малых доз простого инсулина, регидратация, коррекция электролитного баланса.

5.Инфекции, интеркурентные заболевания, травмы, операции, несоблюдение диеты, неадекватная инсулинотерапия, психические травмы.

Задача №3.

1.Сахарный диабет 2 типа.

2. Сахар крови натощак, моча на сахар.

3. Тест проводится при нормальном уровне сахара крови натощак, при наличии факторов риска или клинических проявлений.

4. Микроангиопатии глаз, почек, ног, полинейропатии.

5. Исключить легкоусваяемые углеводы.

Задача №4.

1. Сахарный диабет 2 типа, некомпенсированный.

2. Диабетическая полинейропатия.

3. Длительная некомпенсация углеводного обмена

4. При гипергликемии увеличивается концентрация глюкозы внутри нерва, из нее метаболизируется сорбитол, который приводит к отеку аксонов. Микроангиопатия vasanervorumведет к гипоксии аксонов. Гипергликемия сопровождается гликозилированием мембран нервных клеток.

5. Диабетическая ретинопатия, диабетическая нефропатия, диабетическая

стопа.

Задача №5.

1.Сахарный диабет 1 типа, декомпенсированный. Осложнение:

диабетическая нефропатия, хроническая почечная недостаточность, терминальная стадия.

2. Длительная декомпенсация углеводного обмена.

3. Гликозилирование белков и мембранных структур артериол клубочка

приводит к расслаблению приносящей артериолы и внутриклубочковой гипертензии. Повышается проницаемость базальных мембран капилляров клубочков для белков и липидов, которые откладываются в мезангиуме клубочков, стимулируя склероз почечной ткани.

4. Шум трения перикарда.

5. Моча по Зимницкому, скорость клубочковой фильтрации, суточная потеря белка, креатинин и мочевина крови, УЗИ почек.

Задача №6.

1.Гестационный сахарный диабет.

2.Избыточная масса тела или ожирение, наследственная предрасположенность, предшествовавшее рождение ребенка с массой тела более 4 кг, возраст старше 30 лет.

3.Натощак 3,3 – 5,5 ммоль/л

4.При нормальном уровне сахара в крови натощак у пациентов с

факторами риска развития сахарного диабета. У всех беременных в сроки между 24-28 нед.

5.Натощак глюкоза крови ≥ 6,1 ммоль/л, через 2 часа после нагрузки

глюкозой ≥ 11,1 ммоль/л, при случайном определении сахар крови ≥

11,1 ммоль/л.

Задача №7.

1.Сахарный диабет, впервые выявленный.

2. С-пептид.

3. До выяснения наличия осложнений нельзя.

4. Повышением гликемии более 9 ммоль/л (почечный порог для глюкозы).

5.Наследственная предрасположенность, вирусные инфекции, избыточная масса тела, употребление большого количества рафинированных продуктов питания, масса тела при рождении более 4,5 кг.

Задача №8.

1.Сахарный диабет 2 типа, некомпенсированный.

Осложнения: диабетическая нефропатия, стадия протеинурии;

диабетическая ретинопатия(?)

2.Сахарный диабет или нарушение толерантности к глюкозе, впервые возникшие во время беременности.

3.Отложение холестерина на коже век.

4. Повышением АД.

5. Смешение левой границы относительной сердечной тупости влево.

Задача №9.

1.Сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Кетоацидоз.

2. Определение глюкозы и кетоновых тел в крови, определение глюкозы и ацетона в моче.

3. Внутривенное введение малых доз простого инсулина, регидратация, коррекция электролитного баланса.

4. Инсулин – анаболический гормон, при его дефиците преобладают процессы катаболизма.

5. Развитием кетоацидоза и раздражением дыхательного центра.

Задача №10.

1.Сахарный диабет 2 типа.

2. Определение сахара крови натощак и через 2 часа после еды.

3. При нормальном значении сахара крови натощак.

4. Диабетическая нефропатия, ретинопатия, нейропатия, синдром диабетической стопы.

5. Снижение суточного рациона не более 1800 ккал, исключение легкоусваиваемых углеводов, ограничение жиров животного происхождения.

Приложение 6

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙКОНТРОЛЬ

ПО ТЕМЕ : ДИАГНОСТИКА САХАРНОГО ДИАБЕТА

Инструкция: выберите один правильный ответ

1.  ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ В АНАЛИЗЕ МОЧИ ОТМЕЧАЕТСЯ

А) глюкозурия

Б) бактериурия

В) пиурия

Г) гематурия

2.  ПРИ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОЙ КОМЕ КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ

А) влажные

Б) гиперемированы

В) желтушные

Г) сухие

3. ПРИ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ НАЗНАЧАЮТ

А) адреналин

Б) 5% глюкоза

В) 40% глюкоза

Г)тироксин

4.  ЗАПАХ ИЗО РТА ПРИ КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЕ

НАПОМИНАЕТ

А) запах ацетона

Б) запах миндаля

В) запах тухлых яиц

Г) нет запаха

5. ЛЕЧЕНИЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ НАЗНАЧЕНИЕ

А) диеты

Б) инсулина

В) физических нагрузок

Г) пероральных сахароснижающих препаратов

6. ЛЕЧЕНИЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА ВТОРОГО ТИПА С

ОЖИРЕНИЕМ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ НАЗНАЧЕНИЕ

А) инсулина

Б) аллохола

В) метформина

Г) креона

7. ГИПОГЛИКЕМИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ СНИЖЕНИИ ГЛЮКОЗЫ

КРОВИ НИЖЕ

А) 4,4 ммоль/л

Б) 10,0 ммоль/л

В) 5,5 ммоль/л

Г) 3,3 ммоль/л

8. ПОКАЗАНИЕМ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ БОЛЬНОГО С

САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

А) кетоацидоз

Б) посещение стационарной «школы диабета»

В) обучение инсулинотерапии

Г) высокий уровень общего холестерина

9.  ГЛЮКОЗУРИЯ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ

А) сахарного диабета

Б) несахарного диабета

В) пиелонефрита

Г) избытка глюкозы в пище

10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЭТО

А) питание без учѐта пола и возраста

Б) сухоедение и сыроедение

В) сбалансированный рацион с учѐтом пола, возраста, образа жизни

Г) питание без соблюдения режима питания

11. ПОД ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ БАЛАНСОМ ПОНИМАЮТ

А) соответствие поступающей в организм с пищей энергии количеству затраченной

энергии

Б) количество затраченной организмом энергии

В) количество поступающей в организм энергии

Г) энергетическая ценность пищи

12. ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И

УГЛЕВОДОВ В РАЦИОНЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

А) 1:1:4

Б) 1:1:5

В) 2:1:3

Г) 1:3:4

13. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЛЯ

ВЗРОСЛЫХ ЖЕНЩИН СОСТАВЛЯЕТ__________ККАЛ/СУТКИ

А) 1500-3000

Б) 3000-3500

В) 1000-1500

Г) 3500-4000

14. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЛЯ

ВЗРОСЛЫХ МУЖЧИН СОСТАВЛЯЕТ__________ККАЛ/СУТКИ

А) 1500-2000

Б) 1000-1500

В) 2000-2500

Г)  2500-3500

15. ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ ИЗ РАЦИОНА ПИТАНИЯ

ИСКЛЮЧАЮТ

А) обезжиренный творог

Б) капусту

В) кабачки

Г) макаронные изделия

16. ПРОФИЛАКТИКА САХАРНОГО ДИАБЕТА 2 ТИПА

ПОДРАЗУМЕВАЕТ

А) назначение бигуанидов взрослым с индексом массы тела >25,0 кг/м2

Б) гиперкалорийное питание у детей, подростков и взрослого населения

В) ограничение двигательной активности у детей, подростков и взрослого населения

Г) рациональное питание и достаточную физическую активность у детей, подростков

и взрослого населения

17.  ВЕДУЩИМ ФАКТОРОМ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭНДОКРИННЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ

А) наследственность, избыточный вес

Б) курение

В) артериальная гипертония

Г) низкая физическая активность

18. ПРИ ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА ВТОРОГО ТИПА

ПРИМЕНЯЮТ

А) манинил

Б) тиреотом

В) мерказолил

Г) атенолол

19. ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САХАРОСНИЖАЮЩЕЙ

ТЕРАПИИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

А) ацетон мочи

Б) гликированный гемоглобин

В) общий холестерин

Г) общий анализ мочи

20.СООТНОШЕНИЕ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ В ПИЩЕВОМ

РАЦИОНЕ

А) 1:1:4

Б) белки преобладают

В) 1:2:3

21.  САХАРНЫЙ ДИАБЕТ I ТИПА СЛЕДУЕТ ЛЕЧИТЬ

А) сульфаниламидными препаратами

Б) акарбозой

В) инсулином на фоне диетотерапии

Г) ограничением углеводов

22. СТЕПЕНЬ КОМПЕНСАЦИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА ПРИ

ДИНАМИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ МОЖНО ОЦЕНИТЬ НА ОСНОВАНИИ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ

А) средне-суточной гликемии

Б) гликолизированного гемоглобина

В) глюкозы крови натощак

Г) уровня контринсулярных гормонов в крови

Эталон ответа итогового тестового контроля

Номер вопроса

ответ

Номер вопроса

ответ

Номер вопроса

ответ

Номер вопроса

ответ

1

А

7

Г

13

А

19

Б

2

А

8

А

14

Г

20

А

3

В

9

А

15

Г

21

В

4

А

10

В

16

Г

22

Б

5

Б

11

А

17

А

6

В

12

А

18

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации

Министерство Здравоохранения РФКыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»    Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в л...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»      Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в лечебно-диагно...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 медико-социальная деятельность МДК 05.02.Основы медицинского массажа

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»      Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ 05 медико-социальная деятельность...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинског...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Методическое пояснение Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.   Цель методической разработки оказать методическую...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"

Методическая разработка предназначена для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность специальности 31.02.01 Лечебное дело. Правильно назначенное лечение - это результат ...