Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста", специальность 34.02.01 Сестринское дело
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_pri_gastritah_yazvennoy_b_praktika.docx | 74.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
ЦМК специальностей 34.02.01 Сестринское дело и Лабораторная диагностика
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
дисциплина МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях в терапии и гериатрии
тема занятия Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых,
пациентов пожилого и старческого возраста
специальность 34.02.01 Сестринское дело
курс II
Методическая разработка составлена
в соответствии с требованиями
рабочей программы по ПМ 02
преподавателем Гонтовой Н.Г.
«__12___»___10____20_18_г.
Селенгинск, 2018 г.
План занятия
Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс II Группа 633
Тема занятия: Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых,
пациентов пожилого и старческого возраста
Тип занятия: формирование умений и навыков
Форма проведения: практическое
Преподаватель: Гонтова Н.Г.
Цели занятия:
Учебные
Знать:
- Сестринская помощь и сестринский процесс при гастритах и язвенной болезни у взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста.
- Особенности оказания сестринской помощи в стационарных и поликлинических условиях при гастритах и язвенной болезни.
- Выполнение назначений врача и обучение пациента и семьи, подготовка к обследованиям, медикаментозная терапия.
- Паллиативная сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения.
Уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
Формирование компетенций
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Формируемые ПК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Воспитательные цели:
Общие компетенции | Цель воспитательная |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Воспитывать устойчивый интерес к профессии |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество | Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Воспитывать потребность поиска необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
Развивающие цели:
- развивать способность анализировать, стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов.
Интеграция темы: междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность: 270 минут
Оснащение:
Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.
Наглядные пособия: бланки анализов, направления в лабораторию.
Раздаточный материал: методические указания, карточки, тестовые задания.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Источники информации
Литература
Основная:
1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002.
2. Федюкович Н.И. Внутренние болезни. - Ростов - на – Дону: Феникс – 2001.
Дополнительная:
- Э.В. Смолева. Сестринское дело в терапии: учебное пособие/Э.В. Смолева.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 2001.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. М.: Медицина, 2000.
Структурно – логическая схема урока
№ | Этапы занятия | Продолжи тельность | ООД преподавателя | ООД студента | Приложения |
1 | Организационный момент | 2 мин | Приветствие, определение готовности группы к занятиям | Приветствие | |
2 | Сообщение плана занятия | 3 мин | Сообщает план занятия | Слушают, записывают | |
3 | Контроль знаний | 10 мин 20 мин | Тестирование Индивидуальный опрос | Отвечают на тест и устно | Приложение 1 |
4 | Практическая часть | 2 мин | Знакомит с планом самостоят. работы студентов | Слушают | Приложение 2 |
30 мин | Наблюдает за работой студентов | Решают ситуационные задачи | Приложение 3 | ||
28 мин | Проверяет решение задач | Устно отвечают на вопросы задач | Приложение 4 | ||
60 мин | Наблюдает за работой студентов | Переписыва ют в дневник алгоритмы | Приложение 5 | ||
20 мин | Демонстрирует манипуляции | Слушают, запоминают | |||
70 мин | Наблюдает за работой студентов, корректирует | Работают по алгоритмам под наблюдением преподавателя | Приложение 5 | ||
5 | Закрепление | 10 мин | Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы | Приложение 6 |
6 | Проверка дневников | 15 мин | Проверяет учебные дневники | Сдают дневники на проверку | |
7 | Подведение итогов | 3 мин | Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока) | Слушают | Приложение 7 |
8 | Домашнее задание | 2 мин | Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации | Слушают, записывают | Приложение 8 |
Приложение 1
Тест по теме: Сестринский процесс при гастритах, язвенной болезни
Выбрать один правильный ответ
1 вариант
1 Основная причина острого гастрита:
а) злоупотребление жирной пищей
б) пищевое отравление
г) курение
д) наследственность
2 Проблемой пациента при остром гастрите не является:
а) обильная рвота
б) тошнота
в) боли в эпигастриии
г) задержка стула
3 Неотложные мероприятия при остром гастрите:
а) промывание желудка
б) пузырь со льдом на живот
в) введение промедола
г) диета №5
4 Одна из основных причин хр. гастрита:
а) переохлаждение
б) стрептококковая инфекция
в) жирная пища
г) геликобактер пилори
5 Проблемы при хр. гастрите с пониженной секрецией:
а) изжога
б) отрыжка «тухлым», тошнота
в) запоры
г) отрыжка кислым
6 Проблемы при хр. гастрите с повышенной секрецией:
а) снижение аппетита
б) послабление стула
в) язвенноподобные боли
г) тошнота
7 Эндоскопия, характерная для хр. гастрита с пониженной секрецией:
а) гиперемия слизистой
б) атрофия слизистой
в) набухание складок
г) эрозии на слизистой
8 Хр. гастрит с пониженной секрецией является фактором риска развития:
а) цирроза печени
б) язвенной болезни
в) желчнокаменной болезни
г) рака желудка
9 При лечении хр. гастрита с повышенной секрецией применяется:
а) циметидин
б) абомин
в) плантаглюцид
г) гастрофарм
10 Антигеликобактерная терапия включает в себя:
а) атропин, платифилин в) абомин, фестал
б) но-шпа, церукал г) омепразол, кларитромицин, метронидазол
Тест по теме: Сестринский процесс при гастритах, язвенной болезни
Выбрать один правильный ответ
2 вариант
1. Неотложные мероприятия при остром гастрите:
а) промывание желудка
б) пузырь со льдом на живот
в) введение промедола
г) диета №5
2. Проблемы при хр. гастрите с пониженной секрецией:
а) изжога
б) отрыжка «тухлым», тошнота
в) запоры
г) отрыжка кислым
3. Основная причина острого гастрита:
а) злоупотребление жирной пищей
б) пищевое отравление
г) курение
д) наследственность
4. Антигеликобактерная терапия включает в себя:
а) атропин, платифилин
б) де-нол, метронидазол
в) абомин, фестал
г) но-шпа, церукал
5. Хр. гастрит с пониженной секрецией является фактором риска развития:
а) цирроза печени
б) язвенной болезни
в) желчнокаменной болезни
г) рака желудка
6. При лечении хр. гастрита с повышенной секрецией применяется:
а) циметидин
б) абомин
в) плантаглюцид
г) гастрофарм
7. Проблемой пациента при остром гастрите не является:
а) обильная рвота
б) тошнота
в) боли в эпигастриии
г) задержка стула
8. Одна из основных причин хр. гастрита:
а) переохлаждение
б) стрептококковая инфекция
в) жирная пища
г) геликобактер пилори
9. Проблемы при хр. гастрите с повышенной секрецией:
а) снижение аппетита
б) послабление стула
в) язвенноподобные боли
г) тошнота
10. ФГДС, характерная для хр. гастрита с пониженной секрецией:
а) гиперемия слизистой б) набухание складок
в) атрофия слизистой г) эрозии на слизистой
Эталоны ответов
1 вариант | 2 вариант |
1- б | 1 а |
2- г | 2 б |
3- а | 3 б |
4 - г | 4 б |
5 - б | 5 г |
6 - в | 6 а |
7- б | 7 г |
8 - г | 8 г |
9 - а | 9 в |
10 - г | 10 в |
Критерии оценки
0-1 ошибки – 5
2 ошибки – 4
3 ошибки – 3
более 3 ошибок - 2
Приложение 2
План самостоятельной работы:
- Перепишите и решите ситуационную задачу, обратив внимание на главные, приоритетные проблемы пациента.
- Ответить на задачу бригадиру подгруппы.
- Перепишите манипуляции в дневник практики.
- Работа малыми группами по закреплению манипуляций.
- Прочитайте и ответьте преподавателю на контрольные вопросы.
- Наведите порядок на рабочем месте, запишите домашнее задание.
Мотивация: Гастрит и язвенная болезнь относятся к самым распространенным заболеваниям органов пищеварения. По некоторым данным, каждый человек имеет или имел в анамнезе ту или иную проблему с желудком.
От сестринской помощи, ухода, осуществления сестринского процесса зависит успешный исход и выздоровление пациента, а также профилактика заболеваний.
Приложение 3
Ситуационные задачи
Задача 1
Пациент 48 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: язвенная болезнь желудка в фазе обострения.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота, наблюдалась однократная рвота цвета “кофейной гущи”. Больным считает себя в течении 1,5 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом. В окружающем пространстве больной ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на общую слабость, усталость, плохой сон, в контакт вступает хорошо, выражает опасение за свое будущее, сомневается в успехе лечения.
Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм рт. ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области, печень, селезенка не пальпируются.
Пациенту назначено:
- Режим постельный, диета №1а.
- ФГДС с биопсией, исследование желудочной секреции.
- Маалокс по 1 суспензии 3 раза в день.
- Де-нол по 1 капсуле 4 раза в день.
Задания:
- Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
- Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
- Объясните пациенту, как правильно подготовиться к ФГДС и желудочному зондированию.
- Обучите пациента правилам приема назначенных лекарственных средств.
Задача 2
В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные, пульс 120 ударов в мин., малого наполнения и напряжения, АД 90 и 60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.
Задания:
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте уход при рвоте.
Задача 3
Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.
Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 ударов в мин., слабого наполнения. АД 80 и 40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Задача 4
Пациент 63 лет, госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: Атрофический гастрит. При сестринском обследовании мед. сестра получила следующие данные: жалобы на чувство тяжести в эпигастрии, отсутствие аппетита, снижение массы тела, быструю утомляемость.
Объективно: состояние удовлетворительное, рост 180 см, вес 69 кг, температура тела 36,8 С, кожа бледная, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Пациенту назначено:
- ФГДС
- Но-шпа 2% 2 мл в/м
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.
- Поставьте цель, составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.
- Объясните пациенту как подготовиться к ФГДС.
- Обучите пациента профилактике обострения хронического гастрита.
Приложение 4
Эталоны ответов
Задача 1
1. Нарушенные потребности: есть, пить, быть здоровым, двигаться, работать, выделять, спать.
Проблемы пациента:
настоящие
- боли в эпигастрии,
- отрыжка,
- запор,
- метеоризм;
- плохой сон,
- общая слабость.
потенциальные
- развитие желудочного кровотечения,
- перфорация,
- пенетрация,
- стеноз привратника,
- малигнизация.
Из перечисленных проблем пациента приоритетной является - боль в эпигастральной области.
2. Приоритетная проблема пациента - боль в эпигастральной области.
Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7 дня пребывания в стационаре.
Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим. | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечение. |
2. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №1а. | Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента. |
3. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств. | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов. |
4. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики. | Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения. |
5. Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию. | Для повышения эффективности и точности диагностических процедур. |
6. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов. | Для повышения иммунных сил организма, снижения активности соляной кислоты, желудочного сока. |
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула). | Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация). |
8. Выполнять назначения врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.
3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность грамотно, доступно, аргументированно объяснить пациенту правила подготовки и сущность ФГДС и желудочного зондирования.
4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения пациента правилам приема назначенных лекарственных средств и определяет ответную реакцию пациента на проводимое обучение.
Задача 2
1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных - бледности и влажности кожных покровов, снижение АД 90 и 60 мм рт ст, рвоты цвета “кофейной гущи”.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;
в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;
г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровонаполнения сосудов;
д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;
е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);
ж) приготовить все для определения группы крови;
з) медсестра выполняет все назначения врача;
и) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует уход при рвоте.
Задача 3
1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
- бледность кожных покровов, холодный пот;
- частый пульс (96 ударов в мин), слабого наполнения, низкое АД (80 и 40 мм рт. ст.);
- учащенное, не затрудненное дыхание (24 в мин.).
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;
б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;
г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;
д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;
е) к приходу врача приготовить препараты:
- 10% р-р кофеина;
- кордиамин;
- мезатон 1% 1 мл.
- изотонический р-ор хлорида натрия 0,9% 200 мл.
ж) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
Задача 4
1. Нарушены удовлетворение потребностей: быть здоровым, есть, работать, избегать опасности.
Проблемы пациента:
Настоящие: отсутствие аппетита, снижение массы тела, быстрая утомляемость.
Потенциальные: риск развития рака желудка, риск развития анемии.
2. Приоритетная проблема - отсутствие аппетита.
Цель краткосрочная: пациент осознает к концу недели важность полноценного питания для улучшения здоровья.
Цель долгосрочная: масса тела пациента не уменьшится к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. | Убедить в необходимости принимать пищу. |
2. М/с разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету. | Для возбуждения аппетита. |
3. М/с эстетически оформит прием пищи. | Для возбуждения аппетита. |
4. М/с с разрешения врача включит в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны. | Для возбуждения аппетита. |
5. М/с будет регулярно проветривать палату. | С целью обогащения воздуха кислородом и возбуждения аппетита |
6. М/с с разрешения врача рекомендует пациенту прогулки перед приемом пищи. | Для возбуждения аппетита |
7. М/с один раз в 3 дня будет взвешивать пациента. | Наблюдение за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий. |
8. М/с будет выполнять врачебные назначения. |
Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу, его масса тела не уменьшается.
- Студент грамотно, доступно и аргументировано объясняет пациентке правила подготовки к ФГДС.
- Студент демонстрирует процесс обучения пациента профилактике обострений хронического гастрита.
Приложение 5
Алгоритмы манипуляций
Взятие кала на скрытую кровь
Цель: диагностическая.
Показание: выявление скрытого желудочно-кишечного кровотечения.
Оснащение:
- мыло;
- индивидуальное полотенце;
- судно;
- чистая сухая банка с крышкой;
- одноразовый шпатель;
- стерильные перчатки и лоток;
- направление в лабораторию;
- емкость с дезраствором - 1;
- лоток для отработанного материала.
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие
- Объяснить пациенту правила подготовки к исследованию:
- исключить из питания пищу, содержащую железо (мясо, рыба, яйцо и др.) и лекарственные препараты железа, висмута,
- не чистить зубы (при кровотечении из десен)
- Оформить направление
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Надеть перчатки
- Предложить пациенту опорожнить кишечник в судно (без воды)
- Взять кал шпателем из нескольких участков (10-15 г) без примеси мочи и воды в чистую стеклянную банку
- Закрыть банку крышкой
- Поместить шпатель в лоток для отработанного материала
- Сжечь шпатель
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом, осушить их индивидуальным полотенцем
- Прикрепить направление и доставить в клиническую лабораторию емкость с калом
Взятие кала на яйца глистов
Цель: диагностическая.
Показание: обнаружение глистной инвазии и уточнение вида глистов.
Оснащение:
- мыло;
- индивидуальное полотенце;
- чистая стеклянная емкость;
- одноразовый шпатель и стерильный лоток;
- направление в лабораторию;
- лоток для отработанного материала;
- емкость с дезраствором - 1.
Примечание: для контроля за лечением в дни приема противоглистных препаратов на исследование направляют всю порцию кала.
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие
- Оформить направление
- Подготовить необходимое оснащение
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Надеть перчатки
- Предложить пациенту опорожнить кишечник в судно (без воды)
- Взять шпателем из разных мест 30-50 г кала в чистую стеклянную посуду сразу после дефекации
- Шпатель поместить в лоток для отработанного материала
- Шпатель и лоток поместить в разные емкости с дез.расвтором
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Прикрепить направление к емкости, доставить в клиническую лабораторию посуду с калом
Взятие кала на копрологическое исследование
Цель: диагностическая.
Показание: заболевания органов пищеварения.
Оснащение:
- мыло;
- индивидуальное полотенце;
- стерильные перчатки и лоток;
- стерильный одноразовый шпатель;
- чистая стерильная стеклянная емкость;
- направление в лабораторию;
- лоток для отработанного материала;
- емкость с дезраствором - 1.
Примечание: в лабораторию нельзя доставлять кал после клизмы, введения свечей, приема внутрь красящих веществ, касторового и вазелинового масел, белладонны, пилокарпина, препаратов железа, висмута, бария.
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие
- Объяснить пациенту правила подготовки к исследованию:
соблюдать в течение 4—5 дней до исследования диету, назначенную врачом
- Оформить направление
- Подготовить необходимое оснащение
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Одеть перчатки
- Предложить пациенту опорожнить кишечник в судно (без воды)
- Взять шпателем кал из разных участков (10-15 г) без примеси мочи в чистую стеклянную посуду сразу после дефекации
- Шпатель поместить в лоток для отработанного материала
- Емкость закрыть крышкой
- Шпатель и лоток поместить в разные емкости с дезраствором
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Прикрепить направление и доставить емкость с калом в лабораторию
Фракционное зондирование желудка
(с энтеральным раздражителем)
Цель: диагностическая.
Показание: изучение секреторной функции желудка.
Противопоказания: желудочно-кишечное кровотечение, стенокардия, затрудненное носовое дыхание, затрудненное и болезненное глотание, расширение вен пищевода, аневризма аорты, искривление шейно-грудного отдела позвоночника, сужение пищевода.
Обязательное условие: исследование проводится утром натощак.
Оснащение:
- мыло;
- индивидуальное полотенце;
- стерильный тонкий желудочный зонд;
- стерильные лоток и салфетка;
- стерильный шприц Жанэ;
- маркированных емкостей - 7;
- пробный завтрак (капустный отвар, мясной бульон) 200 мл;
- стерильные перчатки;
- полотенце для пациента;
- лоток для отработанного материала;
- мешок для грязного белья;
- пеленка;
- дистиллированная вода;
- емкости с дезраствором - 3;
- зажим;
- ватные шарики в спирте.
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие
- Оформить направление
- Усадить пациента на стул: спина плотно прижата к спинке стула, голова слегка наклонена вперед; снять зубные протезы (если они есть)
- Прикрыть шею и грудь пациента пеленкой; в руки дать полотенце
- Вымыть руки с мылом и осушить индивидуальным полотенцем
- Надеть стерильные перчатки
- Подготовить необходимое оснащение
- Определить расстояние до желудка (рост в сантиметрах - минус 100 см)
- Обработать перчатки ватными шариками смоченными в 70%-ном спирте
- Шарики сбросить в лоток для отработанного материала
- В правую руку взять зонд на расстоянии 10-15 см от слепого конца, смоченный в дистиллированной воде, а левой рукой поддерживать свободный конец зонда
- Попросить пациента открыть рот, положить слепой конец зонда на корень
языка, предложить ему глубоко дышать через нос и делать глотательные движения по команде медсестры
Примечание: если пациент закашлялся, немедленно извлечь зонд - Присоединить к свободному концу зонда шприц, извлечь в течение 5 минут все содержимое желудка в емкость (1-я порция)
- Ввести через зонд 200 мл подогретого до 38 градусов энтерального раздражителя; на наружный конец зонда наложить зажим
- Извлечь через 10 минут 10 мл (2-я порция)
- Извлечь через 15 минут желудочное содержимое - весь остаток пробного завтрака (3-я порция)
- Извлекать в течение часа через каждые 15 минут желудочное содержимое (4,5,6,7-я порции)
Примечание: определяется объем каждой порции
- Извлечь зонд из желудка, обернув салфеткой. Дать пациенту воду для полоскания рта
- Спросить пациента о самочувствии
- Поместить зонд и салфетки в разные емкости с дезраствором
- Салфетки и ватные шарики утилизировать
- Поместить шприц Жане, салфетки в разные емкости с дезраствором
- Поместить полотенце в мешок для грязного белья
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Приложить направление и отправить в лабораторию все порции желудочного содержимого
Фракционное зондирование желудка
(с парэнтеральным раздражителем)
Цель: диагностическая.
Показание: изучение секреторной функции желудка.
Противопоказания: желудочно-кишечное кровотечение, стенокардия, затрудненное носовое дыхание, затрудненное и болезненное глотание, расширение вен пищевода, аневризма аорты, искривление шейно-грудного отдела позвоночника, сужение пищевода.
Обязательное условие: исследование проводится утром натощак.
Оснащение:
- мыло;
- индивидуальное полотенце;
- стерильный тонкий желудочный зонд;
- стерильный лоток;
- стерильный шприц;
- стерильные перчатки;
- шприц емкостью 20 мл;
- 0,025%-ный раствор пентагастрина;
- лоток для отработанного материала;
- набор для подкожного введения препарата;
- емкости для сбора желудочного сока - 8;
- мешок для грязного белья;
- пеленка;
- дистиллированная вода;
- емкости с дезраствором - 2;
- ватные шарики в 70%-ном спирте
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие
- Оформить направление
- Усадить пациента на стул: спина плотно прижата к спинке стула, голова слегка наклонена вперед, снять зубные протезы (если они есть)
- Прикрыть шею и грудь пациента пеленкой; в руки дать полотенце
- Вымыть руки с мылом и осушить индивидуальным полотенцем
- Надеть стерильные перчатки
- Подготовить необходимое оснащение
- Определить расстояние до желудка (рост в сантиметрах - минус 100 см)
- Обработать перчатки ватными шариками, смоченными в 70%-ном спирте
- Шарики сбросить в лоток для отработанного материала
- В правую руку взять зонд на расстоянии 10-15 см от слепого конца, смоченный в дистиллированной воде, а левой рукой поддерживать свободный конец
- Попросить пациента открыть рот, положить слепой конец зонда на корень языка, предложить ему глубоко дышать через нос и делать глотательные движения по команде медсестры
Примечание: если пациент закашлялся, немедленно извлечь зонд - Присоединить к свободному концу зонда шприц, извлечь все содержимое желудка в течение 5 минут, слить в емкость
- Извлекать непрерывно в течение часа базальный желудочный секрет, меняя емкости каждые 15 минут (1,2,3,4-я порции), измеряя объем каждой порции
- Набрать в шприц назначенную врачом дозу пентагастрина, ввести подожно
- Извлекать в течении часа желудочное содержимое, меняя емкости через каждые 15 минут (5, 6,7,8-я порции), измерить объем каждой емкости
- Извлечь зонд из желудка, обернув салфеткой. Дать воду пациенту для полоскания рта
- Спросить пациента о самочувствии
- Зонд и салфетку поместить в разные емкости с дезраствором
- Ватные шарики поместить в емкость с дезраствором
- Полотенце поместить в мешок для грязного белья
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Приложить направление и отправить в лабораторию все порции желудочного содержимого
Помощь пациенту при рвоте
Цель: лечебная
Оснащение:
- индивидуальное полотенце;
- клеенчатый фартук;
- чистая вода в стакане;
- ветошь;
- емкости в дезраствором - 2.
Алгоритм действий
- Сообщить врачу
- Подготовить необходимое оснащение
- Усадить пациента на стул, надеть на него клеенчатый фартук
- Поставить таз к ногам пациента
- Попросить пациента снять зубные протезы (если они есть). Дать в руки
полотенце - Вымыть руки с мылом, осушить их индивидуальным полотенцем
- Надеть перчатки
- Придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь
- Предложить пациенту прополоскать рот чистой водой; вытереть лицо полотенцем
- Обеспечить пациенту физиологический и психологический покой
- Оставить рвотные массы до прихода врача
- Обработать фартук ветошью, смоченной в дезрастворе, дважды с интервалом 15 минут
- Погрузить ветошь в емкость с дезраствором
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.
- Провести дезинфекцию рвотных масс (засыпать сульфахлорантином 1:5)
Промывание желудка
Цель: лечебная или диагностическая
Показание: отравление недоброкачественной пищей, алкоголем, лекарственными средствами, грибами, угарным газом
Противопоказания: кровотечения из желудочно-кишечного тракта, острые воспалительные заболевания пищевода, желудка, 12-перстной кишки, желчного пузыря, острые состояния при заболеваниях сердца и дыхательных путей, сужение пищевода.
Оснащение:
- 2 стерильных толстых желудочных зонда;
- Соединительная стеклянная трубка;
- Стеклянная воронка емкостью 0,5-1 литр;
- Стерильные салфетки;
- Емкость с водой 10-12 литров;
- Таз для промывных вод;
- Кружка;
- Фартук клеенчатый, 2 шт;
- Стерильные перчатки;
- Фантом для промывания;
- Емкости с дезраствором-3;
- Бланк направления на исследование.
Алгоритм действий
- Установить доверительные отношения с пациентом
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие
- Подготовить необходимое оснащение
- Усадить пациента на стул, слегка наклонить голову вперед
- Подставить к ногам пациента таз для промывных вод
- Надеть фартук
- Надеть фартук пациенту
- Вымыть руки с мылом и осушить индивидуальным полотенцем
- Надеть стерильные перчатки
- Определить расстояние до желудка (рост в сантиметрах минус 100 см)
- Собрать систему для промывания
- Встать сзади или сбоку от пациента
- Смочить слепой конец зонда теплой водой
- Попросить пациента открыть рот, правой рукой положить слепой конец зонда на корень языка
- Предложить пациенту глубоко дышать через нос и делать глотательные движения по команде медсестры, ввести зонд до нужной метки
- Подсоединить воронку к зонду и опустить ее до уровня колен пациента, слегка наклонив; в воронке должно появиться содержимое желудка
- Налить в воронку 1 литр воды. Поднять воронку медленно вверх, проследить, чтобы вода достигла ее устья
- Опустить воронку до уровня колен
- Вылить содержимое воронки в таз
- Промывание проводить несколько раз до чистых промывных вод
Примечание: количество вводимой и выводимой воды должно быть приблизительно одинаково
- Осторожно извлечь медленными поступательными движениями зонд из желудка, обернув салфеткой, спросить пациента о самочувствии
- Поместить зонд и салфетку в разные емкости с дезраствором
- Предложить пациенту прополоскать рот водой и обтереть вокруг рта полотенцем
- Обеспечить пациенту психологический и физический покой
- Провести дезинфекцию промывных вод (засыпать сухой хлорной известью 1:5)
- Обработать фартук ветошью, смоченной в дезрастворе, двукратно с интервалом 15 минут
- Ветошь поместить в емкость с дезраствором
- Снять перчатки, поместить их в емкость с дезраствором
- Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем
- Оформить направление и отправить в лабораторию 200 мл промывных вод
Подготовка пациента к ренгенологическому исследованию
желудка и кишечника
Цель: диагностическая
Показания: выявление заболевания желудка и кишечника, нарушение функций желудка и кишечника
Алгоритм действий
- Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие
- Проинформировать пациента о подготовке к исследованию:
- за 2-3 дня до исследования исключить из пищевого рациона пищу, способствующую, газообразованию;
- исследование проводится натощак;
- легкий ужин в 20 часов
- Давать пациенту по 2 таблетки активированного угля 3 раза в день
- Поставить очистительную клизму пациенту вечером накануне исследования
в 22 часа и утром за 2 часа до исследования ( только если проводится исследование кишечника) - Проводить пациента в рентгенологический кабинет
- Проконтролировать прием пациентом дополнительной порции сульфата бария вечером накануне исследования кишечника
Подготовка к эндоскопическому
исследованию желудка (ФГДС)
Цель: диагностическая, лечебная
Показания: визуальное определение патологии желудка, биопсия пораженной ткани и оценка эффективности лечения.
Алгоритм действий
- Объяснить пациенту цель и ход
предстоящей процедуры, получить его согласие - Объяснить пациенту правила подготовки к исследованию:
- утром перед исследованием не принимать пищу
- не пить
- не принимать лекарственные препараты
- не курить;
- не чистить зубы;
- снять съемные протезы;
- взять с собой полотенце.
- Предупредить пациента, что при проведении исследования он не сможет глотать и разговаривать
- Проводить пациента в назначенное время в эндоскопический кабинет с историей болезни
Приложение 6
Контрольные вопросы
- Расскажите об особенностях диеты при гастрите с пониженной секрецией желез желудка.
- Расскажите об особенностях диеты при язвенной болезни.
- Необходима ли подготовка к взятию кала на скрытую кровь и в чем она заключается.
- Какие побочные эффекты могут быть при приеме кларитромицина, как его принимать пациенту.
- Какие побочные эффекты могут быть при приеме омепразола.
- Какое значение имеет состояние полости для развития патологии пищеварения.
- Какие рекомендации можно дать пациенту по окончании курса лечения впервые выявленной язвенной болезни.
- Какие меры необходимы для предотвращения инфицирования геликобактер пилори в семье пациента, страдающего гастритом или язвенной болезнью.
- Есть ли особенность приема минеральных вод в зависимости от типа секреции.
Приложение 7
Оценочный лист занятия
Фио студента | Входной контроль | Задача | Манипуляции | Итоговая оценка | Замечания |
Приложение 8
Домашнее задание: Сестринская помощь и сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у взрослых пациентов пожилого и старческого возраста: холецистит, панкреатит, онкологические заболевания.
Учебник: Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002.
Вопросы (темы) для повторения: 1. Анатомия – АФО органов пищеварения;
2. Фармакология – средства, влияющие на пищеварение, желчегонные, гепатопротекторы.
3. ТМУ – техника манипуляций: подготовка к ФГДС, РРС, колоноскопии, УЗИ брюшной полости, исследование кала, зондирование. Особенности питания при заболеваниях органов пищеварения.
Индивидуальные задания:
- Заполнение карты фармакотерапии на препараты: фосфалюгель, фестал, но-шпу, Де-Нол, метронидазол.
- Составление планов сестринского процесса при реабилитации пациентов с патологией органов пищеварения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень....
Методическая разработка по теме: "Тепло-водолечение" ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме «Тепло-водолечение» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального об...
Методическая разработка практического занятия на тему: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО
Методическая разработка предназначена для преподавателя ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по с...
Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции
В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тя...
Методическая разработка пррактического занятия по теме: Сестринский процесс при ГБН, омфалите
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных, омфалитах» составлена на основании требований ФГОС СПО III покол...