Методическая разработка практического занятия по Анатомии и физиологии человека на тему: "Кости мозгового и лицевого отдела черепа"
методическая разработка
Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. В методической разработке отражены этапы проведения викторины. К каждому этапу подготовлен необходимый материал. В методическом блоке отражена структура и технологическая карта занятия. Информационный блок включает теоретические аспекты по данной теме, а также иллюстративный материал, отражающий особенности анатомического строения костей мозгового и лицевого отделов черепа. Контролирующий блок включает вопросы для проведения контроля исходного уровня знаний, тестовые задания и «немые» карточки, позволяющие комплексно оценить знания студентов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosti_mozgovogo_i_litsevogo_cherepa_metodichka.docx | 832.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж №4»
Сергиево-Посадский филиал
Методическая разработка
практического занятия
по дисциплине ОП 02 Анатомия и физиология человека
по теме: « Кости мозгового и лицевого отдела черепа »
специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сергиев Посад, 2018г.
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. Данная тема входит в Раздел 3. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата. Методическая разработка составлена на основании требований рабочей программы по дисциплине ОП 02 Анатомия и физиология человека и отвечает современному уровню знаний в области краниологии.
Знание особенностей строения костей черепа необходимо для изучения последующих разделов анатомии (соединения костей, топография сосудов и нервов, топография мышц головы и шей, строение головного мозга) и клинических дисциплин (основы патологии, терапия, хирургия, педиатрия). Эти знания необходимы для определения наличия и локализации патологических процессов, оказания доврачебной помощи.
В методической разработке отражены этапы проведения викторины. К каждому этапу подготовлен необходимый материал. В методическом блоке отражена структура и технологическая карта занятия. Информационный блок включает теоретические аспекты по данной теме, а также иллюстративный материал, отражающий особенности анатомического строения костей мозгового и лицевого отделов черепа. Контролирующий блок включает вопросы для проведения контроля исходного уровня знаний, тестовые задания и «немые» карточки, позволяющие комплексно оценить знания студентов по данной теме.
Форма проведения занятия – викторина, тип занятия – обобщения и систематизация ранее изученного материала. Во время проведения занятия используются следующие методы обучения: проблемный , частично-поисковый. Проведение занятия в данной форме позволит студентам сформировать навыки самостоятельной работы с анатомическими препаратами, развивает аналитическое мышление и способствует качественному усвоению материала по данной теме.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- общий план строения черепа человека;
- основные анатомические образования костей мозгового и лицевого отдела черепа;
- типы соединений костей черепа;
- возрастные и половые особенности строения костей черепа.
уметь:
- определять и показывать на черепе или отдельных муляжах, кости мозгового и лицевого отдела черепа;
- определять границы, части, поверхности и основные анатомические детали строения отдельных костей черепа.
В результате освоения знаний и умений обучающимся необходимо освоить общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах:
- устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
- тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);
- работа с немыми карточками (оформляется на отдельном бланке и сдается преподавателю);
Критерии оценивания:
а) устный опрос –
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»
- неполный ответ с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»
- нет ответа – «неудовлетворительно».
б) тестирование
86-100 % - «отлично»
75-85% - «хорошо»
60-74% - «удовлетворительно»
меньше 60 % - «неудовлетворительно».
Ход занятия
№ | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Время |
1 2 3 4 5 6 7 | Организационный момент
Сообщение темы и целей занятия Тема занятия: Кости мозгового и лицевого отдела черепа. Цель: научиться определять топографическое положение и анатомические особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа на анатомических препаратах и муляжах отдельных костей черепа. Проведение викторины «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» 1 этап – Анатомический брейн - ринг 2 этап – Расскажи о кости все! 3 этап – Подбери пару 4 этап – Найди кость! 5 этап – Работа с немыми карточками Самостоятельная работа (работа в группах)
Доклад на тему: «Роднички черепа и их функциональное назначение. Аномалии развития черепа.» Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков (Приложение №2) Подведение итогов Выставление отметок с учётом участия в ответах каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки. Домашнее задание Учебный материал - стр.88-96 учебник, работа с атласом. | 2минуты 1 минута 60 минут 7 минут 10 минут 5 минут 5 минуты |
Технологическая карта занятия
- Дисциплина: Анатомия и физиология человека
- Тема: Кости мозгового и лицевого отдела черепа
- Занятие № 12
- Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
- Форма проведения: викторина
- Время проведения: 2 часа (90 мин.)
- Место проведения: кабинет №2 Анатомии и физиологии человека
- Цель: научиться определять топографическое положение и анатомические особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа на анатомических препаратах и муляжах отдельных костей черепа.
Дидактическая:
- сформировать знания о строении костей мозгового и лицевого отдела черепа;
- формирование умений систематизировать информацию по данной теме;
Развивающая:
- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
- воспитать устойчивый интерес к предмету и будущей профессии.
После изучения темы студент должен
Знать:
- особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа;
- классификацию костей черепа;
- анатомическую терминологию и название костей на латинском языке;
- виды соединений костей черепа;
Уметь:
- определять на муляжах и натуральных препаратах отдельные кости черепа;
- называть анатомические образования костей черепа и их локализацию.
- Уровень освоения – 2
- Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Внутрипредметные связи: нервная система, органы чувств, мышцы головы и шеи, кровеносная система, пищеварение.
Межпредметные связи: Основы латинского языка с основами медицинской терминологии, ПМ 02
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- Таблицы «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»
- Муляжи костей мозгового и лицевого отдела черепа;
- Немые карточки «Кости черепа»;
- Анатомические атласы.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- мультимедийная установка;
- презентация «Кости мозгового и лицевого отдела черепа».
Литература:
- Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.
- И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.
Вид самостоятельной работы:
1. Работа с муляжами и натуральными препаратами костей черепа.
2. Работа с немыми карточками. Подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации.
3.Установить соответствие между названием кости, ее анатомическими образованиями и ее изображением.
Внеаудиторная работа:
- Что такое роднички черепа новорожденного и каково их функциональное значение?
Сценарий викторины
по теме «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»
Условия проведения : студенты делятся на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название. Студенты выполняют задания викторины, за что команда получает баллы. Каждое задание оценивается согласно установленным критериям и заносится преподавателем в оценочный лист.
Ход мероприятия
Этап | Краткое содержание | Критерии оценивания | Время выполнения |
Организационный момент | Формирование команд. Представление команд. Разъяснение условий и этапов проведения викторины. | - | 3 мин. |
1 этап – Анатомический брейн - ринг | Преподаватель задает вопросы, на которые необходимо дать верные ответы. Задание выполняется на скорость. При неверном ответе право ответа переходит ко второй команде. Выкрикивание с места и ответ прозвучавший до момента окончания вопроса не засчитывается. | Верный ответ - 1 балл | 10 мин. |
2 этап – Расскажи о кости все! | Команда получает задание в котором необходимо рассказать об анатомическом строении отдельных костей мозгового и лицевого черепа по следующему плану: - назвать кость на русском/латинском языках; - указать к какому отделу черепа относятся данные кости; - перечислить основные анатомические образования кости; - указать с какими костями черепа граничат данные кости. | 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл | 5 мин. подготовка + 10 мин. представление результатов |
3 этап – Подбери пару | Задание на определение соответствия между названием кости и ее изображением. Задание усложнено подбором отдела черепа, к которому относится кость. Оценивается правильность подбора и быстрота выполнения. | Верный ответ - 1 балл Дополнительный бал дается за скорость при правильном выполнении задания | 10 мин. |
4 этап – Найди кость! | Команды поочередно показывают анатомические образования на муляжах и натуральных препаратах костей. | Верный ответ - 1 балл | 15 мин. |
5 этап – Работа с немыми карточками | Команды получают карточку, на которой необходимо указать основные анатомические образования. | Верное заполнение карточки-1 балл | 10 мин. |
Подведение итогов викторины | Подведение итогов викторины. Оценивание работы студентов. | - | 5 мин. |
Задания
1 тур – Анатомический брейн – ринг
- Латинское название черепа. (cranium)
- К какому отделу черепа относится теменная кость? (Мозговой череп)
- С какими костями черепа граничит лобная кость? ( Теменные, скуловая, носовые решетчатая, клиновидная)
- Какая кость образует верхнюю стенку глазницы? (Лобная)
- В какой кости находится остистое отверстие?( Клиновидная)
- Назовите единственную подвижную кость черепа (Нижняя челюсть)
- Какие виды соединения костей встречаются в черепе? (синдесмозы, синхондрозы, диартрозы, вколачивания)
- К какой кости относится сосцевидный отросток? (Височная)
- Как называется сустав образованный суставным отростком н/ч и суставной впадиной височной кости? (Височно-нижнечелюстной)
- К какому отделу черепа относится сошник? (Лицевой череп)
- Какие типы швов встречаются в черепе человека? (Зубчатые, плоские, чешуйчатые)
- Какими костями образован скат черепа? (Клиновидная и затылочная)
- В какой черепной ямке находится слепое отверстие? (Передняя черепная ямка)
- Латинское название нижней челюсти (Mandibulae)
- На какой кости находится клыковая ямка? (Верхняя челюсть)
2 тур – Расскажи о кости все!
Название кости на русском | Латинское название | Отдел черепа | Анатомические образования | С какими костями граничит |
|
3 тур – Подбери пару
Инструктаж: установить соответствие между карточками, на которых указаны названия костей, их изображения и основные анатомические образования. Необходимо расположить их в следующей последовательности: рисунок кости, ее название (на латинском и русском языке) и основные анатомические образования данной кости. Задание выполняют 2 студента от группы у доски. Каждой команде достается по 1 кости от каждого отдела черепа (определение отдела по жребию).
Изображение кости | Название кости | Латинское название | Анатомические образования |
Нижняя челюсть | Mandibula | - Венечный отросток - Угол - Ветвь - Подбородочное отверстие - Альвеолярный отросток | |
Височная кость | Os temporale | - Пирамида - Сосцевидный отросток - Внутреннее слуховое отверстие - Скуловой отросток - Чешуя |
4 тур – Найди кость!
Инструктаж: каждый участник команды вытягивает листок с названием кости или анатомического образования костей лицевого и мозгового черепа. Необходимо определить к какой кости относится данное образование либо определить отдел черепа (если попалась кость) и показать их на представленных муляжах.
- гайморова пазуха;
- надпереносье (глабеля);
- сошник;
- нижние носовые раковины;
- скуловой отросток; (2 варианта)
- шиловидный отросток;
- большие крылья;
- глоточный бугорок;
- слезная кость;
- верхняя выйная линия;
- канал зрительного нерва;
- подглазничное отверстие;
- крыловидные отростки;
- петушиный гребень;
- слепое отверстие.
5 тур – Работа с немыми карточками
Инструктаж: подписать основные анатомические образования, расположенные на наружном основании черепа. При оценке выполнения задания учитывается правильность заполнения и быстрота выполнения задания.
Рис. Наружное основание черепа
1- | 12- |
2- | 13- |
3- | 14- |
4- | 15- |
5- | 16- |
6- | 17- |
7- | 18- |
8- | 19- |
9- | 20- |
10- | 21- |
11- | 22- |
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
- Изучите, используя муляжи, плакаты, текст учебника и атласа строение костей мозгового и лицевого черепа:
МОЗГОВОЙ ЧЕРЕП
ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТЬ Имеет 4 части:
- глоточный бугорок(на наружной поверхности) 2. Латеральные (боковые) части (2) – по бокам от большого затылочного отверстия. - затылочные мыщелки (для сочленения с С1 - канал подъязычного нерва - яремная вырезка (на переднем краю латеральной поверхности) Базилярная , латеральные и нижняя часть чешуи затылочной кости образуют заднюю черепную ямку. 3. Чешуя затылочной кости -внутренний затылочный выступ -внутренний затылочный гребень - борозды (пальцевидные вдавления от прилежащих сосудов и извилин головного мозга) -наружный затылочный выступ и гребень - верх./ниж. выйные линии | КЛИНОВИДНАЯ КОСТЬ Имеет форму бабочки. Состоит из :
Анатомические образования клиновидной кости: - турецкое седло (гипофизарная ямка в центре) -зрительный канал(в основании малых крыльев) -верхняя глазничная щель(отделяет малые крылья от больших) -округлое отверстие -овальное отверстие -остистое отверстие Тело клиновидной кости , срастаясь сзади с телом затылочной кости, образует скат. Спереди тело клиновидной кости соединяется с решетчатой костью, снизу с сошником. |
ТЕМЕННАЯ КОСТЬ Парная кость. Имеет вид четырехугольной пластинки. Выделяют 4 края: Затылочный, лобный, сагиттальный, чешуйчатый. 4 угла: Лобный, затылочный, сосцевидный, клиновидный. Спереди соединяется с лобной костью, сзади с затылочной, сагитальным швом соединяется с одноименной костью противоположной стороны, и снизу черепицеобразно на нее накладывается чешуя височной кости. На наружной поверхности имеется теменной бугор, внутренняя поверхность имеет борозды от прилежащих артерий и извилин. | ВИСОЧНАЯ КОСТЬ Имеет 3 части:
Каменистая часть(пирамида височной кости): -крыша барабанной полости -внутреннее слуховое отверстие -внутренний слуховой проход -шиловидный отросток -сосцевидный отросток -шилососцевидное отверстие Чешуйчатая часть: -скуловой отросток -нижнечелюстная ямка |
ЛОБНАЯ КОСТЬ Части:
Анатомические образования: -лобные бугры -надглазничный край -надглазничная вырезка(в медиальном углу надглазничного края) -скуловой отросток -надбровные дуги -надпереносье(уплощенная поверхность между надбровными дугами) Воздухоносные пазухи лобной кости сообщаются с полостью носа и необходимы для согревания вдыхаемого воздуха. | РЕШЕТЧАТАЯ КОСТЬ Принимает участие в образовании основания черепа, полости носа и глазницы. Располагается кпереди от клиновидной кости. Состоит из двух пластинок: горизонтальной и перпендикулярной. Горизонтальная пластинка продырявлена (через ее отверстия из полости носа в полость черепа направляются обонятельные нервы). Перпендикулярная пластинка принимает участие в образовании перегородки носа. |
ЛИЦЕВОЙ ЧЕРЕП
ВЕРХНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ. Состоит из тела и 4-х отростков. Тело имеет 4 поверхности:
Верхняя челюсть имеет 4 отростка: -альвеолярный (содержит ряд ячеек в которые вставляются корни зубов в/ч) -небный (участвует в образовании костного неба) -скуловой (соединяется со скуловой костью) -лобный (соединяется с лобной костью) При соединении 2-х верхних челюстей , в области носовых вырезок образуется грушевидная аппертура. | НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ Единственная подвижная кость черепа. Состоит из тела и ветви нижней челюсти. Верхняя часть тела образует –альвеолярную дугу(где располагаются корни нижних зубов), а нижняя часть-основание челюсти. Наружная поверхность: -подбородочный выступ -подбородочное отверстие Внутренняя поверхность: -отверстие нижней челюсти -нижнечелюстной канал Ветвь н/ч содержит 2 отростка: -суставной(сочленяясь с височной костью образует височно-нижнечелюстной сустав) -венечный отросток. Между ними находится вырезка нижней челюсти. Место перехода тела н/ч в вервь называется- угол н/ч. |
НЕБНАЯ КОСТЬ Состоит из Горизонтальной пластинки( участвует в образовании костного неба) и Перпендикулярной пластинки (участвует в образовании латыральной стенки полости носа) | ПОДЪЯЗЫЧНАЯ КОСТЬ Находится в передней области шей. При помощи мышц закрепляется между грудиной и нижней челюстью. Состоит из тела и рогов:2 малых и 2 больших. |
СЛЕЗНАЯ КОСТЬ Тонкая плоская кость , участвует в образовании медиальной стенки глазницы. | НОСОВАЯ КОСТЬ Участвует в образовании спинки носа. |
СОШНИК Участвует в образовании перегородки носа. Задняя часть образует хоаны. | СКУЛОВАЯ КОСТЬ -височный отросток (соединяясь со скуловым отростком височной кости образует скуловую дугу) -лобный отросток |
Соединение костей черепа Кости черепа соединяются между собой при помощи неподвижных соединений-синартрозы. Кости мозгового черепа соединяются зубчатыми швами. Кости лицевого черепа соединяются плоскими швами. |
- Изучите череп как целое, используя внутреннее и наружное основание черепа, целый череп, плакаты, текст учебника, рисунки. Сделайте подписи к «немым рисункам». Назовите данную кость. (рисунки взяты из атласа)
Рис. 1 Череп человека (вид сбоку)
1- | 7- |
2- | 8- |
3- | 9- |
4- | 10- |
5- | 11- |
6- |
а) на внутреннем основании
- Переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки;
- Покажите их границы и образующие их кости;
- Сделайте подписи к рисункам;
Рис. 2 Внутреннее основание черепа
1- | 8- |
2- | 9- |
3- | 10- |
4- | 11- |
5- | 12- |
6- | 13- |
7- | 14- |
Рис. 3 Наружное основание черепа
1- | 12- | |
2- | 13- | |
3- | 14- | |
4- | 15- | |
5- | 16- | |
6- | 17- | |
7- | 18- | |
8- | 19- | |
9- | 20- | |
10- | 21- | |
11- | 22- | |
А | Б | |
Рис. 4 Височная кость | ||
А | Б | |
Рис. 4 Теменая кость |
А | Б |
Рис. 4 Лобная кость | |
А | Б |
1- | 1- |
2- | 2- |
3- | 3- |
4- | 4- |
5- | 5- |
6- | 6- |
7- | 7- |
8- | 8- |
9- | 9- |
10- | 10- |
11- |
Рис.5 Клиновидная кость | |
1- | 12- |
2- | 13- |
3- | 14- |
4- | 15- |
5- | 16- |
6- | 17- |
7- | 18- |
8- | 19- |
9- | 20- |
10- | 21- |
11- |
Приложение 1
Тест по теме «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ
1. Гайморова пазуха расположена в кости:
1) решетчатой
2) клиновидной
3) верхней челюсти
4) нижней челюсти
2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:
1) височные и затылочные
2) скуловые и челюстные
3) теменные и височные
4) лобная и затылочная
3. Из каких частей состоит скелет головы?
1) мозговой и лицевой отдел;
2) передней, средней и нижней части;
3) верхней и нижней части;
4) все верно;
4. Нижний носовой ход сообщается с:
1) гайморовой пазухой
2) клиновидной пазухой
3) лобной пазухой
4) носослезным каналом
5. Канал подъязычного нерва располагается в кости:
1) затылочной
2) решетчатой
3) клиновидной
4) височной
6. Верхняя и нижняя выйные линии находятся на кости:
1) клиновидной
2) височной
3) затылочной
4) теменной
7. Сосцевидный отросток-структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) клиновидной
4) теменной
8. Решетчатая кость входит в состав :
1) средней черепной ямки
2) передней черепной ямки
3) свода черепа
4) нет верного ответа
9. Зрительный канал находится в основании:
1) малых крыльев клиновидной кости
2) затылочной кости
3) лобной кости
4) верхнечелюстной
Выберите несколько правильных ответов
10. Основание черепа образовано костями:
1) теменной
2) затылочной
3) лобной
4) клиновидной
5) решетчатой
6) верхнечелюстной
11. К лицевому отделу скелета головы относятся
1) скуловая кость
2) теменная
3) носовая кость
4) затылочная
5) клиновидная кость
6) нижнечелюстная кость
12. К воздухоносным костям черепа относятся:
1) скуловая кость
2) теменная
3) носовая кость
4) затылочная
5) лобная
6) верхнечелюстная кость
Вариант 2
Выберите один правильный ответ
1. Верхняя и средняя носовые раковины – структуры кости:
1) височной
2) затылочной
3) решетчатой
4) клиновидной
2. Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?
1) лобная
2) затылочная
3) верхнечелюстная
4) нижнечелюстная
3. К лицевому отделу черепа относится кость:
1) теменная
2) сошник
3) височная
4) затылочная
4.Турецкое седло - структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) решетчатой
4) клиновидной
5. Кость свода черепа:
1) затылочная
2) клиновидная
3) теменная
4) подъязычная
6.Остистое отверстие входит в состав кости :
1) лобной
2) клиновидной
3) верхнечелюстной
4) височной
7. Какая кость имеет пирамиду
1) затылочная
2) височная
3) скуловая
4) теменная
8. К лицевому отделу черепа не относится кость:
1) слезная
2) решетчатая
3) носовая
4) подъязычная
9. Сагиттальный , затылочный, лобный и чешуйчатый края характерны для кости:
1) теменной
2) затылочной
3) клиновидной
4) верхнечелюстной
Выберите несколько правильных ответов
10. К мозговому отделу скелета головы относится
1) скуловая кость
2) теменная
3) носовая кость
4) затылочная
5) клиновидная кость
6) нижнечелюстная кость
11. С какими костями граничит клиновидная кость:
1) скуловая кость
2) теменная
3) носовая кость
4) затылочная
5) лобная
6) верхнечелюстная кость
12. К воздухоносным костям черепа относятся:
1) скуловая кость
2) теменная
3) носовая кость
4) затылочная
5) лобная
6) верхнечелюстная кость
Приложение№ 2
Оценочный лист
Этап | Название команды | Критерии оценивания | Баллы |
1 этап – Анатомический брейн - ринг | Верный ответ - 1 балл | ||
2 этап – Расскажи о кости все! | 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл | ||
3 этап – Подбери пару | Верный ответ - 1 балл Дополнительный бал дается за скорость при правильном выполнении задания | ||
4 этап – Найди кость! | Верный ответ - 1 балл | ||
5 этап – Работа с немыми карточками | Верное заполнение карточки-1 балл | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Сердечно-сосудистая система»
Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....
ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Пищеварительная система»
Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....
Методологические приемы, применяемые на практических занятиях по анатомии и физиологии человека.
Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора методических приемов совершенствования методики подготовки...
Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"
Методическая разработка по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 ...
Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)
Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...
Тестовые задания к практическому занятию Дисциплина:"Анатомия и физиология человека" (34.02.01 Сестринское дело). Тема: "Водно-солевой обмен"
Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть использован для проверки знаний по теме....