Метод. разработка лекции "Личная гигиена пациента"
методическая разработка

Боброва Ирина Николаевна

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «сестринское дело» по ПМ 04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу», Раздел 2. «Технология оказания медицинских услуг  пациентам с недостаточностью  ухода за собой». 

В методической разработке по теме «Личная гигиена пациента» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), тестовые задания, групповые задания.

Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Личная гигиена пациента»

ПМ.04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»

Раздел 2. «Технология оказания медицинских услуг  пациентам с недостаточностью  ухода за собой»  

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                                                                                                                                                      Составитель: Боброва И. Н.

Санкт - Петербург

2019 год

УТВЕРЖДАЮ                                                       РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофильных дисциплин»

Протокол №  ____ от __________2019г.

Председатель ЦМК  Круглова Е. В.

                                                                                                               

Зам. директора по УР

________________ И.Г. Максимова

СОГЛАСОВАНО

Методист

____________________ О.А. Дятковская


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «сестринское дело» по ПМ 04. МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу», Раздел 2. «Технология оказания медицинских услуг  пациентам с недостаточностью  ухода за собой».  

        В методической разработке по теме «Личная гигиена пациента» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), тестовые задания, групповые задания.

        

        Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.


Обоснование темы

Адекватный  уход с соблюдением правил личной гигиены  – залог успеха лечения тяжелобольных пациентов.

Личная гигиена — это широкое понятие, включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Кожный покров тела выполняет защитную функцию (защищает организм от механических повреждений, проникновения из внешней среды вредных и токсических веществ, микроорганизмов), участвует в обмене веществ (дыхательная, выделительная функции), является составляющей одного из органов чувств — кожного анализатора.

Во время физической нагрузки, при повышении температуры тела, при заболеваниях почек, печени, дыхательной системы, пищеварительного тракта и кожи выделительная функция находится в состоянии напряжения. Через кожу повышается газообмен, во много раз увеличивается количество выделяемых веществ. При этом через кожу также начинают выделяться продукты нарушенного обмена веществ.

Установлено, что в течение недели сальные железы кожи человека выделяют около 200г. кожного сала, а потовые железы — от 3 до 7 литров пота. Загрязнение кожных покровов нарушает защитные свойства кожи и соотношение микроорганизмов, которые в норме населяют её, создаются условия для размножения инородных микробов и паразитарных грибов. Всё это может привести к появлению гнойничковой сыпи, шелушению, опрелости, изъязвлений, пролежней.

Таким образом, становится очевидно, что для нормального функционирования кожи необходимо содержать её в чистоте и оберегать от повреждений.

Больные, находящиеся на общем режиме, моются самостоятельно в ванне или под душем не реже 1 раза в 7 дней. Медсестра должна вести график проведения гигиенической ванны ходячим больным с отметкой в истории болезни.


Тема занятия - «Личная гигиена пациента».

Вид занятия - теоретическое.

Продолжительность -90 минут.

Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия - формирование теоретических знаний по основным вопросам личной гигиены пациента и особенностям ухода при риске развития пролежней.  

Задачи занятия:

  1. Учебная (дидактическая)
  • Познакомить учащихся с основными правилами гигиенического ухода за кожей  (ПК 4.1.2; ОК 1).
  • Познакомить учащихся с понятием пролежни, причинами их возникновения и стадиями развития  (ПК 4.1.2; ПК 4.2.1).
  1. Развивающая
  • Развивать коммуникативные навыки в общении с пациентом и его родственниками при обучении их правилам ухода за пациентом (ПК 4.2.1; ОК 1).  
  • Развивать профессиональную наблюдательность, сознательность, логическое мышление и способность самостоятельно принимать решения (ПК 4.1.2; ОК 4; ОК 5).
  1. Воспитательная
  • Воспитывать чувство тактичности при общении с пациентом и его родственниками (ОК 1; ОК 4).
  • Воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям (ОК 1).

Студент должен уметь:

  • Консультировать пациента и его окружение об особенностях ухода за тяжелобольными пациентами, о профилактике развития пролежней.

Студент должен знать:

  • Принципы гигиенического ухода.
  • Факторы риска образования пролежней.
  • Места возможного образования пролежней.
  • Стадии образования пролежней.
  • Сестринские вмешательства при профилактике развития пролежней.
  • Принципы эффективного общения с пациентом.

Ход занятия:

Этап занятия.

Время.

1. Организационная часть.

2 минуты.

2. Постановка и обоснование темы.

2 минуты.

3. Определение целей занятия.

3 минуты.

4. Предварительный контроль знаний (блиц–опрос).

10 минут.

5. Изложение нового материала.

55 минут.

6. Заключительный контроль.

15 минут.

7. Подведение итогов и домашнее задание.

3 минуты

Формы контроля:

  • Блиц–опрос.
  • Итоговое программированное тестирование.

Материально–техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции.

1 щт.

2. Мультимедийная установка.

1 шт.

3. Компьютерная презентация на тему «Личная гигиена пациента».

1 шт.

4. Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответа.

1 шт.

5. 2 варианта итогового тест–контроля из 8 вопросов с эталонами ответа.

2 шт.

Задание на самоподготовку:

  • Читать конспект лекции.
  • Читать учебник:  Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. Стр. 598 – 630.
  • Составить тематический кроссворд  «Средства для профилактики пролежней».  

 


КОНКРЕТНЫЕ  ЗАДАЧИ.

Номер и название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ПК 4.1.2 Обеспечивать  перемещение и транспортировку  материальных объектов  и  медицинских отходов.

  • Правила транспортировки материальных объектов.  
  • Особенности хранения, сбора, обработки и утилизации различных видов отходов и материальных объектов.
  • Демонстрировать умение  транспортировки материальных объектов  в отделении.
  • Правильно использовать знания по перемещению и  утилизации отходов.

ПК 4.2.1 Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода.

  • Правила общения с пациентами и/или их родственниками.
  • Условия конфиденциальности при уходе за пациентом и медицинской документацией.
  • Элементы эргономики при перемещении пациента.  
  • СЭР при уходе за тяжелобольным пациентом.
  • Оценивать исходный уровень знаний и умений пациента и/или его родственников.
  • Демонстрировать обучение пациента и/или его родственников элементам профилактики пролежней.
  • Демонстрировать применение современных средств для перемещения пациента.
  • Демонстрировать соблюдение СЭР.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляя к ней устойчивый интерес.

Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности.

Демонстрировать интерес к будущей профессиональной деятельности.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач.

Находить и использовать информацию для выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 

Способы оперативного и точного осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения.

  • Работать с электронной документацией.  
  • Демонстрировать навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ.

        Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)  компетенциями:

КОД

НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

ПК 4.1.1

Обеспечивать санитарное  содержание помещений, оборудования, инвентаря.

ПК 4.1.2

Обеспечивать  перемещение и транспортировку  материальных объектов  и  медицинских отходов.

ПК 4.1.3.

Обеспечивать уход за телом умершего человека.

ПК 4.2.1

Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.


Методы и приёмы обучения:

  • Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация).
  • Словесный метод.
  • Самоконтроль и самооценка.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная установка.
  • Компьютерная презентация на тему «Личная гигиена пациента».
  • Вопросы для блиц–опроса с эталоном ответов.
  • Опорный конспект лекции.
  • 2 варианта итогового тест–контроля из 8 вопросов с эталоном ответов.

Оптимизация занятия:

  • Межпредметные связи.
  • Внутрипредметные связи.
  • Итоговый контроль.


Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

Основы психологии

Основы патологии

Основы

микробиологии и иммунологии

Анатомия и физиология человека

Фармакология

Основы латинского языка с терминологией

ПМ 04. МДК 04.01 Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

Личная гигиена пациента.

ПМ 02.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ

ВЫХОД

Лекция «Личная гигиена пациента»

  1. Зачетное занятие по МДК 04.02. «Оказание медицинских услуг по уходу».
  2. Учебная практика по ПМ 04.
  3. Производственная практика по ПМ 04.
  4. Экзамен по ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Этапы занятия и контроль их усвоения.

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Приме-рное время

1

Вводная часть.

Организация занятия.

Проверка присутствующих.

Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку.

Журнал группы.

2 минуты.

Формулировка темы и её обоснование.

Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности

медсестры.

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы.

Мультимедий-ная установка.

Рабочие тетради.

2 минуты.

Определение целей занятия.

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются.

Сформулировать конечные результаты работы.

Мультимедий-ная установка.

Рабочие тетради.

3 минуты.

2

Основная часть.

Предваритель-ный контроль знаний.

Блиц-опрос.

Выявить исходный уровень, подготовка студентов к занятию.

Приложение

№ 1.

10 минут.

Изложение нового материала.

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала.

Формирование новых знаний.

Приложение

№ 2, 3.

55 минут.

3

Заключительная часть.

Заключитель-ный контроль.

Программирован-ный тест-контроль в 2 вариантах из 8 вопросов.

Развитие аналитического мышления и памяти. Закрепление знаний по пройденной теме.

Приложение

№ 4.

13 минут.

Студенты проверяют свою работу по эталонам ответов, ставят себе оценку.

Приложение

№ 5.

2 минуты.

Подведение итогов занятия.

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов.

Студенты высказывают мнение о возможных трудностях в усвоении материала.

С целью получения 2-х сторонней связи для совершенствования работы преподавателя.

Приложение

№ 6. Оценочный лист.

2 минуты.

Домашнее задание.

Даётся задания на самоподготовку к практическому  занятию «Личная гигиена пациента».

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение

№ 7.

1 минута.


Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

  1. Двойников С.И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова [и др.].; под ред. С.И. Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М,: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512с.: ил.
  2. Кулешова Л.И. – Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019.

Дополнительная:

  1. Вебер, В. Р. Основы сестринского дела / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - Л.: Медицина, 2015. - 496 c.
  2. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела. Теория и практика. В 2 частях. Часть 2 / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. - М.: Феникс, 2018. - 416 c.
  3. Манипуляции в сестринском деле. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.
  4. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.
  5. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 c.
  6. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2015. - 768 c.
  7. Морозова Г.И. – Основы сестринского дела. Ситуационные задачи (практикум). – Гэотар-Медиа, 2015г.

Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля:

  1. https://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_56819-2015 - ГОСТ Р 56819-2015  Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней.  

Приложение 1

БЛИЦ – ОПРОС

с эталонами ответов

Вопрос

Ответ

  1. Назовите цель гигиенического ухода.  

Обеспечение чистоты, комфорта и безопасности пациента в постели.

  1. Перечислите положения пациента в постели.  

Активное, пассивное, вынужденное.  

  1. Перечислите режимы двигательной активности пациента.  

Строгий постельный, постельный, палатный, общий.

  1. Что такое пролежни?  

Это дистрофический, язвенно-некротический процесс в коже и подкожно-жировой клетчатке, вызванный нарушением кровообращения в следствии сдавления тканей.

  1. Являются ли пролежни следствием неправильного ухода за пациентом?  

Да.

  1. Как часто пациентам необходимо менять постельное белье?  

1 раз в 7 дней.

  1. Как часто необходимо менять постельное белье тяжелобольным пациентам?  

По мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней.  

  1. Можно ли предотвратить образование пролежней, у тяжелобольных пациентов.  

Можно и даже Нужно.  


Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Несколько интересных фактов о нашей коже

  1. Кожа – самый большой орган в человеческом теле. Если растянуть кожу среднего человека, то она займет площадь в 2 м2.
  2. Больше 50 % пыли в доме состоит из мертвой кожи. Каждую минуту кожа теряет больше 30 000 мертвых клеток.
  3. Ежедневно с потом через кожу выводится около 600 мл воды, а также минеральные соли, ароматические соединения, белковые вещества и жиры.
  4. В клетках кожи под действием ультрафиолетовых лучей происходит синтез витамина D.

        

Кожа человека состоит из трех слоев:

  • Гиподерма (подкожно-жировая клетчатка): защищает организм от резких перепадов температур, амортизирует механические толчки и удары.

Во время длительного периода недостатка питательных веществ организм получает энергию благодаря расщеплению жировых клеток. Жировые клетки представляют собой депо, в котором могут сохраняться жирорастворимые витамины: А, Е, F. К. Кроме того, подкожно-жировая клетчатка очень важна как механическая опора для наружных слоев кожи.

  • Дерма: каркас, обеспечивает упругость, прочность и растяжимость. Пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами.

Она напоминает комбинацию водного и пружинного матраца, где роль пружин играют волокна коллагена и эластина, все пространство между которыми заполнено водным гелем, состоящих из мукополисахаридов. Кровь, протекающая по сосудам, просвечивает сквозь эпидермис и придает коже розовый оттенок. Из кровеносных сосудов в дерму поступают влага, кислород и питательные вещества.

  • Эпидермис: постоянно обновляется, благодаря связывающей с дермой базальной мембране, именно там находится слой зародышевых клеток, которые непрестанно делятся.

Роговой слой, состоящий из мертвых клеток, является основой эпидермального барьера нашей кожи.

ПРОЛЕЖНИ

Пролежни – это язвенно-некротическое повреждение кожных покровов,

развивающееся у ослабленных лежачих больных с нарушенной микроциркуляцией, на тех областях тела, которые подвергаются постоянному давлению, срезывающей силе и трению.

        Развитие пролежней происходит, как правило, в пределах двух недель от момента поступления пациента в больницу.

Основной документ, регламентирующий профилактику пролежней: ГОСТ Р 56819-2015 Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней.  

Давление, особенно в области костных выступов, трение и срезывающая

(сдвигающая) сила, нарушение микроциркуляции и атрофические изменения кожи со снижением регенеративного ее потенциала, приводят к изменениям в мягких тканях и в слоях кожи и, в результате, к развитию пролежней.  

Длительное (более 1-2 ч) действие давления приводит к обструкции сосудов, сдавлению нервов и мягких тканей. В тканях, подвергающихся давлению, сдвигу и трению, особенно в уязвимых местах над костными выступами, нарушаются микроциркуляция и трофика, развивается гипоксия с последующим развитием некроза и изъязвлением (пролежней).

        Повреждение мягких тканей от трения возникает при неправильной технике перемещения больного, когда кожные покровы тесно соприкасаются с грубой поверхностью (складки, швы на одежде и постельном белье, крошки и др.), при неправильном расположении больного в постели, при неправильном подборе средств ухода и др. Трение приводит к травме как кожи, так и более глубоких мягких тканей.

        Повреждение от сдвига возникает в том случае, когда кожные покровы неподвижны, а происходит смещение тканей, лежащих более глубоко. Такое возможно при неправильном положении больного в постели, кресле-каталке и др. Это приводит к нарушению микроциркуляции, ишемии и повреждению кожи и подлежащих лежащих тканей, чаще всего на фоне действия дополнительных факторов риска развития пролежней (рис.1).

Факторы риска (причины возникновения):

Обратимые

Необратимые

Внутренние факторы риска

  • истощение/ожирение;  
  • нарушение подвижности (ограниченная/обездвиженность);
  • нарушение психомоторной активности (апатия, возбуждение, беспокойство);
  • анемия;
  • сердечная недостаточность;
  • обезвоживание;
  • гипотензия;
  • недержание мочи/кала;
  • нарушение периферического кровообращения (артериального или венозного) и микроциркуляции;
  • изменение в психологическом состоянии;
  • бессонница;
  • боль;
  • курение
  • старческий возраст;
  • терминальное состояние;
  • дистрофические изменения кожи (истонченная, сухая, поврежденная);
  • неврологические расстройства (сенсорные, двигательные);
  • изменение сознания (спутанное, кома)

Внешние факторы риска

  • плохой гигиенический уход;
  • неправильно подобранные методы и средства по уходу;
  • неправильная техника массажа и подбор средств для массажа;
  • складки на постельном или нательном белье;
  • недостаточное употребление протеина, аскорбиновой кислоты (плохой аппетит, отказ от еды, неправильный режим питания, диета);
  • применение цитостатических лекарственных средств, гормонов, НПВС;
  • отсутствие поручней у кровати;
  • неправильная техника перемещения больного в кровати;
  • нарушение техники расположения больного в кровати или на кресле;
  • нарушение технологии применения противопролежневых систем (матрацы, подушки и др.);
  • изменения микроклимата кожи (перегрев, переохлаждение, избыточное увлажнение, сухость)
  • предшествующее обширное хирургическое вмешательство продолжительностью более 2 ч;
  • травмы позвоночника, костей таза, органов брюшной полости;
  • повреждения головного/спинного мозга

        

        Наиболее важным в профилактике образования пролежней является

выявление риска развития этого осложнения. Оценка риска развития

пролежней проводится с помощью специальных шкал. Имеется много шкал

для оценки прогнозирования развития пролежней у разных категорий больных:

  • шкала Нортон (Norton, 1962) – для гериатрических больниц;
  • шкала Ватерлоу (Waterlow, 1985) – применима для всех категорий больных;
  • шкала Брейден (Braden, 1987) – для хирургичеких отделениях, в ПИТ;
  •  шкала Меддлей (Meddley, 1991) – для неврологических больных и другие.

Места образования

Пролежни могут образовываться везде, где есть костные выступы:

  • лёжа на спине: крестец, пятки, лопатки, затылок, локти;
  • на животе: рёбра, колени, пальцы ног с тыльной стороны, гребни подвздошных костей;
  • на боку: лобно-височная, плечевой, локтевой, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, пятки;
  • сидя: седалищные бугры, стопы, лопатки.

В мировой практике известны также случаи локализации пролежней на пальцах рук, а также на голове и ушах; поражаются кожа (поверхностный пролежень) и подкожная клетчатка с мышцами (глубокий пролежень, который опасен образованием инфицированной раны). Пролежень на коже может возникнуть и от давления гипсовой повязки при переломах или на слизистой оболочке рта — от давления зубного протеза и т. д. Основные причины локализации пролежней - это давление и время.

Давление. Под действием собственного веса тела происходит сдавление тканей относительно поверхности, на которую опирается человек. При этом диаметр сосудов уменьшается, а в результате ишемии наступает голодание тканей. При полном сдавлении в течение 2 часов образуется некроз. Сдавление уязвимых тканей ещё больше усиливается под действием грубого постельного белья, плотных повязок, проблемной одежды.

«Срезывающая сила» - это такой механизм развития пролежней, при котором разрушение и механическое повреждение тканей происходит под действием непрямого давления. Оно вызывается смещением тканей относительно опорной поверхности. Микроциркуляция в нижележащих тканях нарушается, ткань погибает от кислородной недостаточности. Смещение происходит, например, когда пациент «съезжает» по постели вниз или подтягивается к её изголовью.

Трение - компонент «срезывающей силы», вызывающий отслойку рогового слоя кожи и приводящий к изъязвлению её поверхности. Наиболее подвержены такому воздействию пациенты с недержанием мочи, усиленным потоотделением, находящиеся во влажном и не впитывающем влагу белье, располагающиеся на не впитывающих влагу поверхностях.

Признаками пролежней являются появление участка кожи синюшно-красного цвета без четких границ. Затем слущивается эпидермис, образуются пузырьки. Далее происходит некроз тканей, распространяющийся вглубь и в стороны. Лечение проводится в соответствии со степенью поражения.

Стадии развития пролежней:

        Стадия I: появление бледного участка кожи или устойчивая гиперемия

кожи, не проходящая после прекращения давления; кожные покровы не

нарушены.

        Стадия II: появление синюшно-красного цвета кожи, с четкими границами;

стойкая гиперемия кожи; отслойка эпидермиса; поверхностное (неглубокое)

нарушение целостности кожных покровов (поверхностная язва, которая

клинически проявляется в виде потертости, пузыря или плоского кратера) с

распространением на подкожную клетчатку.

        Стадия III: разрушение (некроз) кожных покровов вплоть до мышечного

слоя с проникновением в мышцу; могут быть жидкие выделения из раны.

        Стадия IV: поражение (некроз) всех мягких тканей; наличие полости, в

которой видны сухожилия и/или костные образования. 

        Необходимо проводить дифференциальную диагностику между

контактным дерматитом, вызванным недержанием и пролежнями I-II стадии.

        Инфекции пролежней, развившиеся в стационаре, регистрируются как

внутрибольничные инфекции.        

Противопролежневые мероприятия:

  • В профильных отделениях, где находятся обездвиженные больные, необходимо иметь противопролежневые системы (с электрокомпрессором) из расчета 10% от коечного фонда отделения.
  • При низкой степени риска и массы тела пациента может быть достаточно поролонового матраца толщиной 10 см.  
  • При размещении больного в кресле (кресле-каталке) под ягодицы и за спину помещаются противопролежневые подушки, толщиной 10 см. Под стопы помещаются противопролежневые прокладки, толщиной не менее 3 см.
  • При размещении больного лежа на боку, между коленками прокладывают противопролежневые прокладки (подушки) для снижения давления.
  • Фиксация больного при размещении сидя, полусидя, в кресле, применяется по необходимости (в случае риска его сползания, сдвигания тканей).
  • Применяют одноразовые средства гигиены при уходе за лежачими больными: губки, перчатки (волокнистые, пенообразующие), которые удобны в обращении и соблюдают все нормы гигиены.
  • Применение гипоаллергенных средств для ухода за кожей. В процессе работы данные средства хорошо стимулируют кровообращение (например, тонизирующий гель для массажа), обеспечивается качественная очистка тела (например, пены, лосьоны, гели, кремы). Гипоаллергенные средства обладают защитными свойствами (например, абсорбенты, защитные пленки или крема и др.).
  • Целесообразно в стационарной карте больного вклеивать или ввести в автоматизированной системе лист ежедневной сестринской оценки риска развития и стадии пролежней, рекомендуется вменить данную процедуру в обязанности медицинских сестер, осуществляющих уход за больным.
  • Проведенные противопролежневые мероприятия необходимо регистрировать в Карте сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями

Профилактические мероприятия должны быть направлены:

  • на своевременную оценку риска развития пролежней;
  • уменьшение давления в местах костных выступов и в зонах риска развития пролежней (использование противопролежневых систем, контроль за положением больного, частотой смены положения);
  • улучшение кровоснабжения и микроциркуляции в зонах риска развития пролежней;
  • предупреждение трения и сдвига тканей при перемещении больного и создании правильного положения в кровати во время перемещения больного или при его неправильном размещении ("сползание" с подушек, при положении "сидя" в кровати или на кресле); наблюдение за кожей в зонах риска, особенно в зонах риска развития пролежней;
  • гигиенический уход, поддержание чистоты кожи и ее умеренной влажности (не слишком сухой и не слишком влажной);
  • обеспечение нормальной температуры кожи (не допускать перегрева и переохлаждения кожи);
  • правильный подбор, обеспечение и использование технических средств реабилитации и ухода;
  • обеспечение больного адекватным питанием и питьем;
  • обучение больного приемам самоухода, самопомощи для перемещения;
  • обучение близких (или его законного представителя) уходу за больным (школы ухода за пациентом с риском развития пролежней);
  • устранение сопутствующих проблем (борьба с кожным зудом, болью, бессонницей, нормализация психологического статуса и т.д.).

Лечение:

I и II стадии – устранение сдавления тканей и восстановление нормального кровообращения (антикоагулянты местно и системно), защита раны от инфекции и дальнейшего повреждения, адекватное лечение сопутствующих заболеваний и синдромов (см. факторы: сахарный диабет, заболевания артерий, коррекция водно-электролитного баланса и тд.).

III и IV стадии – удаление омертвевших тканей, лечение раневой инфекции и стимуляция заживления (мази стимулирующие грануляцию: солкосерил, левосин, левомиколь).

 

При пролежнях III-IV степени главный метод лечения — хирургический (удаление некрозов и закрытие пролежневой раны, трансплантация кожи).

Питание:

  • в сутки содержание белка не менее 120г и 500-100мг аскорбиновой кислоты,
  • суточный рацион должен быть достаточно калорийным,
  • не менее 1,5 литров жидкости (объем уточняется у врача).  

Для объективной оценки риска возникновения пролежней существует несколько методик: Брейдена, Nortona, Waterlow. (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

У неподвижных пациентов оценку степени риска развития пролежней следует проводить ежедневно, даже в случае, если при первичном осмотре риска развития пролежней не было.

Результаты оценки регистрируются в карте сестринского наблюдения за пациентом. Противопролежневые мероприятия начинаются немедленно в соответствии с рекомендуемым планом, с элементами обучения самого пациента и его родственников.  

Перечень негативных технологий для профилактики и лечения пролежней:  

  • Бриллиантовый зеленый 1% или 2% спиртовой или водный раствор.  
  • Калия перманганат раствор.
  • Фукорцин  и другие красящие средства.
  • Гексахлорофен раствор.
  • Хлоргексидин раствор.
  • Повидон-йод раствор (может применяться по ограниченным показаниям).
  • Спирт камфорный.
  • Спирт этиловый 96%, 90%, 70%, 40%.  
  • Одеколон.
  • Соляно-коньячный раствор.  
  • Салициловая кислота раствор.
  • Перекись водорода раствор (может применяться по ограниченным показаниям).  
  • Разведенный раствор спирта (водки) в сочетании с шампунем.
  • Каротолин мазь.  
  • Линимент бальзамический по А.В.Вишневском.  
  • Растительные средства народной медицины, имеющие дубильный (вяжущий) эффект (кора дуба, кора ивы, калганный корень, настой зеленого грецкого ореха, скумпия и др.).  
  • Применение резинового круга (резинового судна) в т.ч. обернутого ветошью, марлей.  
  • Применение ватно-марлевых кругов, матерчатого "бублика.
  • Массаж "рискованных" участков тела.
  • Гигиенические мероприятия без использования профессиональных (косметических) средств, медицинских изделий по уходу за кожей, например, лосьонов, пенок, кремов, защитных пленок и др.

Сестринские вмешательства при риске развития пролежней

  1. Избегайте длительного нарушения кровообращения в местах возможного образования пролежней. Для этого:
  • каждые 2 часа меняйте положение пациента в постели, если нет противопоказаний

6.00        - 10.00 - положение Фаулера

10.00        - 12.00 - на левом боку

12.00        - 14.00 - на правом боку

14.00        - 16.00 - на левом боку

16.00        - 18.00 - положение Симса

18.00        - 20.00 - положение Фаулера

20.00        - 22.00 - на правом боку

22.00        - 24.00 - на левом боку

24.00        - 2.00 - на правом боку

2.00        - 4.00 — на левом боку

4.00        - 6.00 - на правом боку

6.00        - 8.00 - положение Симса

  • следите за удобным положением пациента в постели в соответствии с правилами биомеханики.
  • для наиболее удобного положения пациента, при котором вес тела распределяется равномерно, используйте специальные приспособления и кровати с противопролежневым матрацами различной конструкции, валики для рук и ног (вместо валиков можно использовать обычные подушки), подставки под стопы.
  • поощряйте пациента изменять положение в постели с помощью специальных приспособлений, поручней.
  1. Проверяйте состояние кожи, осматривая ее ежедневно. При сухости кожи используйте увлажняющие питательные кремы, особенно в местах возможных пролежней. Там, где кожа особенно потеет, возможно, применение подсушивающей присыпки.
  2. Следить за чистотой кожи:
  • не менее 2-х раз в день, тщательно обмывайте или обтирайте кожу теплой водой.
  • при недержание мочи можно использовать памперсы для взрослых пациентов, менять их через 4 часа.
  • для мужчин применять объемные мочеприемники.
  • при недержании кала параллельно со сменой белья подмывайте пациентов.
  1. Следите за состоянием постельного и нательно белья пациента (это можно делать при перемене положения пациента).
  • своевременно меняйте мокрое загрязненное белье.
  • не используйте белье, имеющее грубые швы, пуговицы.
  • не используйте неровные матрацы и щиты.
  • регулярно расправляйте складки на белье.
  • стряхивайте крошки с постели после каждого приема пищи.
  1. Правильно перемещайте пациента в потели, чтобы избежать сдвига и разрыва мягких тканей. Обучите родственников пациента технике правильного перемещения в постели
  2. Контролируйте пищевой рацион питания, в районе должно быть достаточное количество белковой пищи, жидкости не менее 1.5 л, если нет показаний для ее ограничения.
  3. Предохраняйте кожу пациента от возможности получения ссадин, расчесов, от раздражающих пластырей.


Приложение 3

ГИПОДЕРМА

-

подкожно-жировая клетчатка (нижний слой кожи).

ДЕРМА  

-

это средний, основной слой кожи (собственно кожа).

ДЕРМАТИТ

-

это воспалительное поражение кожи, возникающее в результате воздействия на нее повреждающих факторов химической, физической или биологической природы.

ИШЕМИЯ

-

местное нарушение кровоснабжения, приводящее к временной дисфункции или стойкому повреждению ткани или органа.

КАХЕКСИЯ

-

крайняя степень истощения.

МАЦЕРАЦИЯ

-

размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия на них жидкости.

ОПРЕЛОСТИ

-

воспаление кожи в естественных складках вследствие мацерации и трения кожных поверхностей.

ПРОЛЕЖНИ

-

это язвенно-некротическое повреждение кожных покровов, развивающееся у ослабленных лежачих больных с нарушенной микроциркуляцией, на тех областях тела, которые подвергаются постоянному давлению, срезывающей силе и трению.

ЭРИТЕМА

-

ограниченная гиперемия кожи.

ЭПИДЕРМИС

-

поверхностный слой кожи, состоящий из ороговевшего эпителия.

Приложение 4

Личная гигиена пациента

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

  1. Что относится к внешним факторам развития пролежней:
  1. складки на постельном белье  
  2. анемия  
  3. недержание мочи  
  4. курение

2. Ишемия мягких тканей это:

  1. образование пузырей  
  2. омертвение тканей  
  3. нарушение кровообращения
  4. нарушение нервной иннервации

3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

  1. 1 раз в 3 дня
  2. один раз в неделю
  3. по мере загрязнения, но не более чем 1 раз в 7 дней
  4. ежедневно

4. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут  образоваться в области:

  1. шеи
  2. бедер
  3. подколенной ямки
  4. крестца

5. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые:

  1. 2 часа
  2. 12 часов
  3. 6 часов
  4. 24 часа

 6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на боку  могут  образоваться в области:

  1. шеи
  2. тазобедренных суставов
  3. подколенной ямки
  4. лопатки

   7.Лечение третьей степени пролежней

  1. протирание водой
  2. массаж
  3. хирургическим методом
  4. смазывание 70гр спиртом

8. Чтобы у пациента не образовались пролежни нужно:

  1. после каждого приёма пищи стряхивать с постели крошки  
  2. регулярно поправлять складки на постели пациента
  3. менять положение тела через каждые 2 часа
  4. все выше перечисленное  

Личная гигиена пациента

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

  1. Что относится к внутренний факторам развития пролежней
  1. обезвоживание  
  2. применение цитостатиков  
  3. недостаточное употребление белка  
  4. неправильная техника массажа

2.        Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют

  1. один раз в 2 недели
  2. один раз в неделю
  3. 1 раз в 3 дня
  4. по мере загрязнения, но не реже, чем 1 раз в 7 дней

3.        Некроз мягких тканей это:  

  1. нарушение кровообращения
  2. омертвение тканей
  3. нарушение нервной иннервации
  4. образование пузырей

4.        Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в час.)

  1. 24
  2. 12
  3. 6
  4. 2

5.        Признак второй степени пролежней

  1. бледность
  2. отек, краснота
  3. пузыри
  4. некроз

6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении сидя  могут

    образоваться в области:

  1. шеи  
  2. бедер  
  3. подколенной ямки  
  4. копчика

7. Лечение второй степени пролежней:

  1. обработка 1% раствором бриллиантовой зелени
  2. хирургический метод  
  3. устранение сдавления и профилактика инфицирования
  4. трансплантация кожи

8. Для профилактики пролежней лучше всего применять:

  1. подкладные резиновые круги
  2. поролоновые круги
  3. ватные валики
  4. противопролежневые матрацы.

Приложение 5

Эталоны ответов на тестирование «Личная гигиена пациента»

Вариант 1

Вариант 2

1 – А

1 – А

2 – В

2 – Г

3 – В  

3 – Б

4 – Г

4 – Г

5 – А

5 – В

6 – Б  

6 – Г

7 – В

7 – В

8 – Г

8 – Г

Критерии оценки решения тестовых заданий.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки  

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100% (0 ошибок)

5

отлично

80-89% (1 ошибка)

4

хорошо

70-79% (2 ошибки)

3

удовлетворительно

Менее 70% (3 ошибки и более)

2

неудовлетворительно


Приложение 6.

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ.

№ п/п

ФИО студента.

Блиц -опрос

Тестовые задания

Дополнительная активность  студентов.

Итоговая оценка.


Приложение 7

Задания  на самоподготовку к доклиническому занятию

по теме «Личная гигиена пациента».

  1. Изучить конспект лекции по теме «Личная гигиена пациента».
  2. Читать учебник:  Кулешова Л.И. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии» – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. Стр. 598 – 630.
  3. Выборочно изучить список дополнительной литературы (см. список литературы для самоподготовки).
  4. Составить тематический кроссворд  «Средства для профилактики пролежней».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод разработка конференции "Вклад М.В.Ломоносова в развитие Российской науки", авторы Толстикова Н.А., Юсупова Д.Ш.

Пояснительная записка Тема занятия: «Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки»Цель занятия: Воспитание  патриотизма  путем  ознакомления  студентов  с  выдаю...

Контрольно-оценочные средства. "Значение личной гигиены пациента. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента"

Представленное контрольно-оценочное средство нацелено на проверку знаний и умений студентов в соответствии со структурой ПМ.04...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию...

МЕТОД РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ (ДЕЛОВАЯ ПОЕЗДКА В США)

МЕТОД РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ (ДЕЛОВАЯ ПОЕЗДКА В США)Пояснительная записка Данная учебно-методическая разработка представляет собой разработку проведения итогового занятия по теме «Деловая поездка в ...

практическое занятие метод.разработка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Правовое государство и гражданское общество...

Пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме "Личная гигиена пациента"

Пособие для студетов по теме "Личная гигиена" предназначено как для аудиторной, так и внеаудиторной работы....