Метод разработка конференции "Вклад М.В.Ломоносова в развитие Российской науки", авторы Толстикова Н.А., Юсупова Д.Ш.
методическая разработка на тему

Толстикова Надежда Анатольевна

Пояснительная записка

 

Тема занятия: «Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки»

Цель занятия: Воспитание  патриотизма  путем  ознакомления  студентов  с  выдающимися историческими личностями, повышение мотивации к обучению.                                                                                                              

Задачи:

Образовательные:

*активизировать  знания  истории  своей  Родины;

*познакомить  студентов  с  открытиями М.В.Ломоносова в области химии;

*повысить  интерес   к  историческому  прошлому  своей  страны, изучению химии;

*совершенствовать  коммуникативные умения учащихся в говорении, аудировании.

     Развивающие:

*развивать умение обобщать и систематизировать знания;

*развивать умение выступать с докладом перед аудиторией;

*повышение мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин;

*формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательные:

*воспитывать уважение к историческим личностям  своей Родины;

 *формировать чувство гордости за историческое прошлое своей Родины;

*формировать активную жизненную позицию  и высоконравственные качества на примере жизни замечательных людей;

*воспитывать патриотизм, нравственнось, этические идеалы учащихся.

Методы  проведения: коллективно-познавательная деятельность, наглядный, просмотр презентации, анализ, рефлексия.

Форма  проведения  занятия:  конференция.

Технические средства:

 мультимедийный  комплекс

Межпредметные  связи: литература, химия, история.

Наглядные пособия: книжная выставка «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова».

Время проведения: 50 минут

Место проведения: читальный зал.

Педагогические технологии: Личностно-ориентированная технология, информационная технология,  технология развивающего обучения, объяснительно-иллюстративное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных

дисциплин

Протокол №___ от «__»_______2015г.

Председатель ЦК

___________________Т.И.Новикова

гуманитарных дисциплин

Протокол №___от «___»______2015г.

Председатель ЦК

__________________Д.Ш.Юсупова

Конференция по теме:

«Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки»

Методическая разработка

внеурочного интегрированного занятия  

для студентов 1 курса

        

        Выполнили: Юсупова  Д.Ш., Толстикова Н.А.

                           

г. Коломна, 2015г.


Пояснительная записка

Тема занятия: «Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки»

Цель занятия: Воспитание  патриотизма  путем  ознакомления  студентов  с  выдающимися историческими личностями, повышение мотивации к обучению.                                                                                                                      

Задачи:

Образовательные:

*активизировать  знания  истории  своей  Родины;

*познакомить  студентов  с  открытиями М.В.Ломоносова в области химии;

*повысить  интерес   к  историческому  прошлому  своей  страны, изучению химии;

*совершенствовать  коммуникативные умения учащихся в говорении, аудировании.

     Развивающие:

*развивать умение обобщать и систематизировать знания;

*развивать умение выступать с докладом перед аудиторией;

*повышение мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин;

*формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательные:

*воспитывать уважение к историческим личностям  своей Родины;

 *формировать чувство гордости за историческое прошлое своей Родины;

*формировать активную жизненную позицию  и высоконравственные качества на примере жизни замечательных людей;

*воспитывать патриотизм, нравственнось, этические идеалы учащихся.

Методы  проведения: коллективно-познавательная деятельность, наглядный, просмотр презентации, анализ, рефлексия.

Форма  проведения  занятия:  конференция.

Технические средства:

 мультимедийный  комплекс

Межпредметные  связи: литература, химия, история.

Наглядные пособия: книжная выставка «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова».

Время проведения: 50 минут

Место проведения: читальный зал.

Педагогические технологии: Личностно-ориентированная технология, информационная технология,  технология развивающего обучения, объяснительно-иллюстративное обучение.


Структура и содержание

Этапы

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент

3 мин.

Присутствует студентов, обеспечивает оптимальный психологический настрой

Слушают

2. Вступительное слово преподавателя

3 мин.

Сообщает тему занятия, ставит цели, сообщает структуру проведения занятия.

Слушают

3. Проведение конференции по теме «Химия»

18 мин.

Проводит конференцию

Отвечают на поставленные вопросы

4. Проведение конференции по теме «Истории»

12 мин

Проводит конференцию

Отвечают на поставленные вопросы

5. Подведение итогов

10 мин.

Жюри подводит итоги, награждает победителей

Смотрят и слушают, получают награды.

6. Заключительное слово преподавателя

4 мин.

Выступает с заключительным словом

Слушают.

Литература:

1. С.И.Вольфкович В.В.Козлов «Техническая химия в творчестве М.В.Ломоносова», Издательство Московского университета, 1961г.

2. С.А. Балезин С.Д.Бесков «Выдающиеся русские ученые химики». -  Москва «Просвещение», 1972г.

3. В. Лысцов М.В.Ломоносов – родоначальник русского просветительства. – Издательство Воронежского университета, 1961г. – С.105.

4. А.Морозов Ломоносов (из серии «Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1961г. – С.638

Преподаватели:                                              Д.Ш.Юсупова

                                                                         Н.А.Толстикова


Данное  занятие  предназначено  для  студентов  1 курса  ГБОУ  СПО  МО «Коломенский  аграрный  колледж» в условиях реализации ФГОС.

К  участию  и  подготовке  занятия  привлекаются  студенты  1,2 курсов. Воспитательные цели   занятия соответствуют  ведущему  направлению  молодёжной  политики  по  реализации  государственной  программы  «Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации».

Занятие  построено  в  форме  конференции. Для  его подготовки  были  использованы  материалы  о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.  

Работа  с  историческим  материалом,  ознакомление  с  достижениями в области науки, сопереживание и гордость за земляка, повышает мотивацию к учебе, способствует  воспитанию  патриотизма  у  подрастающего  поколения.  

                             

                             


Ведущий:

М.В.Ломоносов – многогранная личность. Человек удивительной судьбы и выдающийся ученый, первый российский академик, создатель первого университета в России.

В 2011 году в нашей стране отмечали 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. В этом году исполнилось 260 лет со дня основания Московского университета и 250 лет со дня смерти этого выдающегося ученого.

Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки велик. Многие идеи ученого опередили свое время и были реализованы в XIX - XX веках, некоторые из них актуальны и в настоящее время.

Сегодня мы проводим внеклассное интегрированное мероприятие, посвященное деятельности М.В.Ломоносова.

В нем принимают участие студенты 1 курса (группы 105 и 106). Участники разделены на две команды: «Химики» и «Историки». Каждая команда выступит с заранее подготовленными сообщениями. Критериями оценки выступающих будут: грамотное оформление выступления, творческий подход, красноречие. Участникам команд будут предложены вопросы на знание биографии ученого, его достижений в области химии и истории. Каждый правильный ответ необходимо оценить по трехбалльной системе.

В конце мероприятия будут подведены итоги, которые позволят выявить команду победителя и победителей по отдельным номинациям. Зрители смогут также ответить на вопросы ведущих.

За активное участие и правильные ответы им будут вручены награды.

Биография

1. студент:

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в одном из отдаленных уголков бывшей Архангельской губернии — в деревне Мишанинской (Денисовке) Куростровской    волости Двинского уезда.

         В детстве М.  В.. Ломоносов вместе с отцом принимал участие в рыбной ловле, они на гукоре  «Чайка» побывали Двине, в Северном море и Северном Ледовитом океане.

        Будучи от природы весьма наблюдательным, М. В. Ломоносов подмечал особенности жизни, природы края и быта его обитателей. Из рассказов поморов он узнал об удивительных   костях вымерших животных,  которые находили по берегам рек, и в своем воображении создавал фантастические

образы   животных,   некогда   населявших    землю.

       Такие природные явления, как северное сияние, разливы Северной Двины, разрушавшие берега, и ледяные горы Северного океана, сохранились на всю жизнь в его памяти.

Разъезжая с отцом, он познакомился с различными  производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. Побывал он и на приморских солеварнях Северного моря и хорошо изучил производство соли. Поэтому понятен тот интерес к промышленности, который сохранился у М. В. Ломоносова на всю жизнь.

Грамоте М. В. Ломоносов научился рано у своего односельчанина Ивана Шубного. Особенно увлекали его грамматика М. Г. Смотрицкого и арифметика Л. Ф. Магницкого, которые он называл «вратами своей учености». Большое влияние оказала на него арифметика Л. Ф. Магницкого, где не только излагались правила простейших математических исчислений, но и сообщались некоторые сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. . Чтение таких книг для М. В. Ломоносова было большой радостью и будило в нем непреодолимое стремление к знаниям, которое он не мог осуществить у себя на родине. Это заставило его уйти из родного дома. Зимой 1730 г. М. В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию: она считалась единственным высшим учебным заведением в России того времени.

Условия  жизни М. В. Ломоносова в академии были очень трудными.  «Обучаясь в Спасских школах,— пишет он, вспоминая о своей жизни в академии,— имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашния  лета почти непреодоленную силу имели... имея один алтын  в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день  больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я  пять лет и наук не оставил».

Затем он три года обучался в Германии.

2. студент:

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая  библиотека.

Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь к книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия  Смотрицкого, Псалтырь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.

Так что отправляясь в Москву в 1730 году, Миша  Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве.

Счастливая случайность  - вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии.

Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы – сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена

Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется,  что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла».

Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко бывало, напишет он бумагу, чтобы засыпать ее чернилами вместо песку».

Но он все-таки не был рассеянным  кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в то же время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали ограбить его три матроса на Васильевском острове,  Ломоносов пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камштаны, связал узлом и принес «добычу» домой.

Вопросы для студентов

  1. Был ли М.В.Ломоносов безграмотным человеком, отправившемся в Москву для обучения грамоте?
  2. Где получил образование М.В.Ломоносов?

 

      Слово преподавателя:

        По словам А.С.Пушкина – В.М.Ломоносов универсальная личность, «он все испытал и во все проник». Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745г. специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто еще не было). Выступая на открытии лаборатории химии, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ». Поэтому первое, о чем мы говорим – заслугах Ломоносова в области химии.

3. студент

Творческую   деятельность  М.   В.   Ломоносова   можно разделить на три периода. Первый период с 1741 по 1748 г.  (до   постройки   химической   лаборатории)   был   посвящен  главным образом теоретическим исследованиям в области физики.        

Второй период охватывает время от постройки химической лаборатории до 1757г.

Хорошо понимая значение эксперимента, он добивается строительства химической лаборатории при Академии наук. 3десь проводились работы по изучению минеральных богатств нашей родины, заложены основы химии силикатов, а также методы получения  цветных стекол,   которые затем производились на заводе  в   Усть-Рудице,   организованном   М.   В.   Ломоносовым.

В эти годы М. В. Ломоносов    в основном занимается решением различных вопросов теоретической и экспериментальной химии.

И, наконец, третий период — это период с 1757 г. до  конца его жизни. В течение этого времени М. В. Ломоносов,    помимо общих занятий, уделяет много времени работам в области различных прикладных наук и административной деятельности

     В своем введении  в  истинную физическую  химию М.  В. Ломоносов отмечал,  что химическая наука   рассматривает количества  и  изменения тел». И. далее он раскрывает содержание этой науки: «Практическая часть химии состоит в историческом познании изменений смешанного тела... Теоретическая часть химии состоит в философском   познании   изменения   смешанного   тела.   Истинный  химик должен быть теоретиком и практиком».

        Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к  Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к

какому –  нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению,  столько же теряет от своего  движения, сколько сообщает другому им двинутому»

       Достижения химической науки М. В. Ломоносов связывал с решением практических задач. Эту мысль он ясно выражает следующими словами: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие» — и поясняет ее такими примерами: «Химия, выжимая из трав и цветов соки, вываривая коренье, растворяя минералы и разными образами их между собой соединяя... тем сколько нас украсила...».

М. В. Ломоносов отмечал также, что ни одно художество (промышленное производство и искусство) не может обходиться без химии. Он не только поставил химию в ряд наук, не только ввел количественный метод, сыгравший исключительно большую и благотворную роль в развитии химии, но и создал теоретические основы для развития этой науки. «Все изменения тел происходят посредством движения, без движения нельзя представить никакого изменения. В основе этого движения лежат элементы (по-современному, атомы), которые, соединяясь между собой, образуют корпускулы... Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличающихся от него тел».


4. студент

        Для того, чтобы выяснить, «что происходит в химических телах при химических операциях», необходимо, считал Ломоносов, прежде всего выяснить химический состав тел, или говоря его языком, определить те «начала», из которых данное вещество состоит. Ученый был убежден, что всякое смешанное тело, какого бы сложного состава оно ни было, может быть разделено на составляющие, «в которых нельзя отделить друг от друга никакими химическими операциями или различить рассуждением разнородные тела».

        Ломоносов обратил внимание, что при растворении металлов в кислотах наблюдается разогревание, а при растворении солей охлаждение. Наблюдал и описал явление известное в наше время как пассивация металла, при котором на его поверхности образуется тонкая защитная пленка, резко замедляющая процесс коррозии.

       Выделение тепла в реакциях Ломоносов объяснил следующим образом: «Частицы металла разносятся по растворителю, воздействуя трением на частицы последнего и приводят их во вращение и так как вращательное движение есть причина теплоты».

        Идея Ломоносова получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозема В.В.Докучаевым, основавшим новую науку - почвоведение.

        Научная деятельность М. В. Ломоносова  протекала в послепетровскую эпоху, когда ускорилось развитие производительных сил России. В своей попытке вывести Россию из рамок отсталости Петр I  строит новые заводы и фабрики, насаждает в России образование, создает вооружение нового типа. М. В. Ломоносов писал, отмечая деятельность Петра I в области развития науки в России, что нельзя ни городов надежно укрепить , ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики; нельзя ни оружия, ни огнедышащих машин, ни лекарств поврежденным в сражении воинам  без химии приготовить.

          В то время ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком».Такого мнения придерживались некоторые геологи  даже в начале XIX века. Между тем еще в XVIII веке Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых в последствии  пластами горных пород. Необходимо отметить, что  Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

         В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить  Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он  впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.


5.студент

Получив в химической лаборатории вполне удовлетворительные  результаты по приготовлению окрашенных стекол, Ломоносов решил построить фабрику стекла. После всяких проволочек в 1753 г была сооружена  Усть- Рудицах вблизи Петербурга стекольная  фабрика Ломоносова. По его мысли фабрика должна была стать центром художественного стеклоделия, образцом, следуя которому возникали бы по всей стране фабрики стекла. На Усть-Рудицкой фабрике  были поставлены печи, подобные установленным в химической лаборатории Ломоносова в Академии наук, а также станки для изготовления разноцветного прозрачного стекла для выделки бисера, стекляруса, посуды и  прочих «галантерейных изделий». На фабрике изготовлялась смальта для мозаики, т. е. непрозрачное стекло. Здесь в значительной степени была осуществлена механизация работ.

        В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты  в заплавленных накрепко стеклянных посудах , чтобы исследовать , прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию  в строгую количественную науку.

Для его исследований в области химии характерны теоретические обобщения экспериментального материала, неразрывная связь теории с практикой, стремление поставить науку на пользу и славу отечества.        

Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении медленнее.

Корпускулярная теория строения материи М. В. Ломоносова является непревзойденной в XVIII в. трактовкой   атомно-молекулярного учения. Крупнейшие открытия, сделанные в течение XIX столетия, в области химии: законы  электролиза, теории растворов, учение о теплоте,  учение  о скоростях химических реакций и катализ, теория строения   органических соединений  и др.— разработаны  на основе атомно-молекулярной теории. Вершиной торжества атомистического учения является периодический закон Д. И. Менделеева.


6.студент

Великому русскому ученому М. В. Ломоносову принадлежит заслуга дальнейшего развития опытных исследований в химии и преобразования ее в точную науку. На основе измерения количеств   веществ,   участвующих   в   химических   превращениях М.  В.  Ломоносов   установил   закон    сохранения    веса  вещества, подтверждающий неуничтожаемость материи. На основе представлений об элементах  (соответствующих атомам) и собраниях элементов — корпускулах (молекулах) М. В. Ломоносов создал корпускулярную теорию строения вещества, во многом совпадающую с современными представлениями атомно-молекулярного учения.

Только со времен Ломоносова и Лавуазье процессы взаимодействия веществ стали изучаться в химии количественным методом, позволяющим определять состав химических соединений. При помощи этого метода был открыт еще ряд элементов:

водород   кислород        азот        хлор   платина   кобальт

никель      марганец   вольфрам    хром   теллур

Одной из характерных черт передовых деятелей науки и культуры является, демократизм, стремление служить народу, родине, которые с наибольшей полнотой проявились в многогранной  и кипучей деятельности гениального русского ученого  М. В. Ломоносова.

«Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все созданное этим богатырем науки»,— писал академик С. И. Вавилов.

      А. С. Пушкин, характеризуя М. В. Ломоносова, писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, М. В. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец — он все испытал и все проник». «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».        

М. В. Ломоносов — гордость русской науки, воплотившей в себе народный гений, широту и силу русского, характера, на все века оставил своей родине пример того, как наука может и должна служить своему народу.

Вопросы для студентов

  1. Были ли все достижения и открытия М.В.Ломоносова оценены при жизни?
  2. Какова современная формулировка закона сохранения массы, открытого М.В.Ломоносовым?
  3. Как объяснял М.В.Ломоносов образование угля и нефти?
  4. Из чего, по мнению М.В.Ломоносова, состоят вещества?
  5. Почему М.В.Ломоносов истинный патриот своей Родины?
  6. Почему М.В.Ломоносов не только ученый-теоретик, но и практик?

Ведущий:

Очередной раздел нашей конференции посвящен вкладу Ломоносова в развитие российской истории.

7.студент:

Периодизация российской истории

Периодизация российской истории была сформулирована в работе  М.В.Ломоносова «Древняя Российская империя». Он выделил 6 периодов истории.

  1. «О России прежде Рюрика»

I часть состоит из 10 глав, занимает более трети книги; в ней речь идет  о происхождении российского народа, о правах, поведении, вере, о слиянии славянских и финно-угорских племен в «народ российский». Славяне задолго до нашей эры утвердились в Европе, на какое-то время они были вытеснены римлянами из придунайских областей, но вернулись сюда после падения Римской империи.

  1. «От Рюрика до Ярослава Мудрого».

Когда произошло «соединение разных племен под самодержавством первых князей варяжских» и Россия «самодержавством усилилась».

  1. От смерти Ярослава Мудрого до нашествия Батыя,

т.е. до «порабощения российского татарами»; когда произошло разделение на княжества и земли, междуусобицы ослабили страну и «Россия едва не дошла до крайнего разрушения»

  1. От нашествия Батыя до княжения Ивана III,

когда произошло «новое совокупление под единоначальство»; великий князь «привел новгородцев под самодержавство московское, уничтожив республику», и «Россия вовсе освободилась от татарского насильства».

  1. Правление государей московских (от царствования Ивана IV до царствования Федора Алексеевича),

когда произошло «приобщение сильных народов на востоке и на западе», в результате которого Россия умножилась, укрепилась, прославилась». Главными событиями этого периода В.М.Ломоносов считает присоединение к русскому государству «сильных народов на востоке и западе, борьбу русского народа против польско-шведсткой интервенции и ликвидацию тяжелых последствий ее.

        Если Иван III сбросил татарское иго, то его внук Иван IV  «взял самих татар по иго», овладев Казанью и Астраханью. Но самым крупным приобретением на Востоке была Сибирь. В XVI – XVII вв. в состав Русского государства были включены главнейшие Сибирские земли. Это достигнуто «больше приватными поисками, нежели государственными силами», казаки Ермака со своими потомками и жители Северного поморья здесь «имеют главное участие». Значит, титанический труд по освоению и присоединению бескрайних просторов Сибири был выполнен не царским правительством, а широкими народными массами России.

        Если на Востоке в состав Русского государства вошли народы Поволжья и Сибири, то на западе внешнеполитические успехи возвращением Смоленска и воссоединением Левобережной Украины. Иностранные историки необоснованно стремились подчеркнуть культурную близость  украинцев к полякам. М.В. Ломоносов справедливо возражал, доказывая, что Украина была неотъемлемой частью древнерусского государства, захваченной позже Литвой и Польшей, что украинцы исповедуют греческую веру и в культурном отношении очень близки к русским, ввиду чего украинский народ, желая избавиться от чужеземного гнета, по своей воле вошел в состав России: «А наконец, как католи утеснять стали, то отдались малороссияне под покровительство Российской державе».

Высоко оценил М.В.Ломоносов деятельность первых царей династии Романовых. Михаил Федорович должен был поставить страну на ноги, преодолеть тяжелые последствия Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII века. Достойным наследником Михаила был его сын Алексей. При нем Россия окончательно залечила свои раны, были введены более совершенные законы, учреждено новое войско, одержана победа над поляками.

8.студент

Антинорманнская теория (концепция М.В. Ломоносова)

           Норманны    и     варяги  - родные народы

Жители Скандинавии                                        Племена из Прибалтики смешанного     балто-                                                                              славянского происхождения

Русы – одно из прибалтийских племен (часть варягов). Название государства (Русь) и правящая династия – не скандинавского, а прибалто-славянского происхождения. Государство Русь возникло в силу внутренних причин.

        На огромном фактическом материале М.В. Ломоносов доказал, что прежде всего славяне, а также угро-финны (чудь) отличались многочисленностью, имели развитую экономику (торговлю), обладали огромной военной силой. Они не только покорялись иноземцам, но и сами наносили поражения скандинавам, римлянам и византийцам.

        Ломоносов доказывал, что российский народ получил свое название от славянского «народа рос», жившего в VI веке нашей эры между Доном и Днестром.

        Он отстаивал мысль о первичности народа: «Народы от имен не начинаются, но имена народам даются».

М.В. Ломоносов на фактах доказал, что русская государственность начинает складываться в Киевской Руси в VI – VII в.в. в форме «общенародного» или «республиканского» правления, а временами проявлялись зачатки монархической власти, например, Кий, Щек и Хорив были над поляками «главные повелители».

В VIII – середине IX в. Произошло подчинение ряда племенных союзов власти Руси, власти киевского князя, и «государство Русь» уже поднялось на значительно большую высоту, чем одновременные ему отдельные союзы племен, имевшие «свои княжения»

Неудивительно, что в IX –X в.в. славянские племена и часть угро-финнов объединились в могучее государство – Киевскую Русь.


Аргументы М.В. Ломоносова.

1. Данные «Повести временных лет», где норманны и варяги упоминались раздельно.

2. Норманны находились на той стадии развития, что и славяне или даже ниже; у них почти не было городов, а страну славян по количеству городов называли «Гардарикой».

3. Название региона в Прибалтике: Пруссия и племена пруссов  (т.е. поруссов – живущих подле русов); а также название реки Россь – приток реки Неман; из чего следует, что русы проживали в Прибалтике.

4. Легенда о  новгородском старейшине Гостомысле, у которого была дочь, выданная замуж за прибалтийского князя, от которого у нее родилось три сына (по мнению М.В. Ломоносова – это Рюрик, Синеус, Тривор; становится понятным, почему Гостомысл добивался приглашения именно этих князей: он не хотел терять своего влияния.

        Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы развития.

Слабая сторона: надуманность ряда аргументов, особенно легенда о Гостомысле.

        М.В. Ломоносов создал оригинальную теорию происхождения Руси, основанную на признании решающей роли славянства в образовании древнерусской народности и древнерусского государства. Развитие исторической науки подтвердило правильность основных положений этой теории

Аргументы антинорманистов

  1. Термин «Русь» связан со средним Поднепровьем  (реки Россь, Руса, Роставица); в сирийской «Церковной истории» Псевдо-Захарии Ритора (555г.) до прихода норманнов в Восточную Европу упоминается народ Hros или «Русь»; обитавший южнее Киева.
  2. В Скандинавии не обитало племя или народ с названием «Русь»; о них не упоминается  в скандинавских сагах.
  3. Норманнские имена византийских послов к императору франков (839г.) и русских послов в Византию (911г.) вовсе не доказывают, что русы были шведами. Норманны – дипломаты представляли славяно-русских князей.
  4. Исламский писатель Ибн-Хордад-бег, писавший между 840 и 880г.г. называет руссов славянским племенем.
  5. Археологический материал из Восточной Европы дает мало вещей выраженного происхождения.
  6. Норманны не могли экспортировать идею государственности и государственной структуры в Восточную Европу, т.к. в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных  отношений и отсутствовали более совершенные политические институты, чем у восточных славян.


9.студент

Вклад М.В. Ломоносова в развитие исторической науки

Многообразные     устремления     М.В.     Ломоносова     А.С.     Пушкин характеризовал   так:  «Историк,   Ритор,   Механик,   Химик,   Художник   и Стихотворец».  Историк  -   на первом месте,  хотя,  отмечая энциклопедизм ученого, все же больше говорят о нем как об ученом-естествоиспытателе.

Действительно,      труды      Ломоносова      демонстрируют      развитое историческое   мышление.    В его естественнонаучных   работах   отразились элементы исторического подхода к природным явлениям. Интерес к истории пронизывает   его   экономические труды.

Формирование  истории   как  особой   отрасли   научного знания началось в России во второй четверти XVIIIв.

Заметный след в развитии исторической науки оставили работы М.В.Ломоносова по истории России.

М.В.Ломоносова интересовала и всемирная история, но основным предметом  его исследований был ранний  период русской истории, и здесь заслуги ученого бесспорны. Одна из главных работ  М.В. Ломоносова -   «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054г.» (1    2 части). Это исследование явилось первой печатной работой, в которой рассматривались   исторические   проблемы, связанные   с   формированием   российской   государственности   и   первым появлением русского народа на исторической арене.

Но в формировании светской истории возникали определенные трудности. Вопросами истории активно занимались члены Исторического департамента Петербургской Академии наук, академики Байера Миллер и Шлецер, иностранцы, с которыми Михаил Васильевич часто вел острую полемику. Они выдвинули концепцию норманизма признавая русский народ пассивным объектом иноземного влияния. М.В.Ломоносова стал первым и непримиримым ее критиком. Он подчеркивал, что в норманизме история приводилась в подозрительное соответствие с политикой предпочтения иностранных ученых и специалистов русским. Против этого активно боролись М.В. Ломоносов и его единомышленники. Ученого не устраивал также в норманизме примат государственного начала над народным. Хотя он отдавал должное значение государственной организации, все же на первом месте в его сочинениях была идея не государства, а народа. Характерное для норманизма  неверия в силы русского народа, якобы не способного к самостоятельному существованию,   ученый   считал   помехой  для  развития   страны,   ее   науки,  культуры.

В первой  части «Древней российской истории» он показывает,  что история России начинается не с прихода варягов, а задолго до этого,.

Происхождение любого народа, в том числе русского, М.В. Ломоносов рассматривал как результат смешения, переплетения исторических cудeб ряда народов, он изучал контакты славян с западноевропейскими и другими народами, стремился показать историю славян на широком всемирном фоне.

Еще при жизни М.В.Ломоносова  было начато издание «Древней российской истории», опубликован подготовленный им  «Краткий российский летописец с родословием» (1760г.) представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра 1 включительно.

Представляют интерес его замечания на диссертацию Миллера «Происхождение имени и народа Российского», на главы «Сибирской истории».

М.В. Ломоносов внимательно изучил рукопись Вольтера «История Российской империи при Петре Великом», сделал ее правку, в результате был значительно изменен раздел «Описание России». Вольтер включил в «Историю» подготовленное Ломоносовым «Описание стрелецких бунтов и правления      царевны      Софьи»      (так      эта      работа      стала      известна западноевропейскому читателю). Для Вольтера были составлены также очерки о Петре Великом и первых Романовых, но, к сожалению, они не сохранились.

Ломоносов разрабатывал периодизацию русской истории, которая свой окончательный_вид получила в процессе работы над «Древней Российской историей».

Создавая свои труды, М.В. Ломоносов опирался на обширную литературную, источниковедческую основу. Он изучил много древнерусских памятников, с особым вниманием относился к русским летописям, считая их незаменимым источником для изучения истории страны. Он использовал также степенные книги, хронографы, разрядные и родословные книги, многочисленные сказания и исторические повести.

Каждое свое положение ученый доказываем ссылками на источники (среди этих авторов - Прокопий Цесарийский, Птолемей, Плиний, Тацит и др.). На основе античных источников Ломоносов доказывает «дальнюю древность славянского рода»

В отличие от своих оппонентов, ученый критически относился к историческим источникам (считал, например, что нельзя полностью доверять содержащемуся в «Повести временных лет» рассказу о призвании_варягов).

Его аргументация опирается и на лингвистические данные.

Многолетняя    работа   ученого    с    источниками    превратила    его    в профессионального историка.

Подтвердилась его идея о полицентризме русской истории. Ученые считают, что параллельно с Киевской Русью и даже задолго до нее существовали и другие русские образования.

 М.В.Ломоносов рассматривал   развитие   России   как   непрерывный исторический процесс, выделял неразрывную связь имперских преобразований Петра I с  наследием Киевской Руси и Московского царства. Российскую империю он считал союзом народов, культур и конфессий, направленным на  общее благо.

Ломоносов видел важнейший смысл русской истории в противостоянии злу на основе просвещения народа и всемерном развитии науки и образования.

Он выделял три великих события, которые определили развитие допетровской Руси: принятие христианства; свержение татаро-монгольского господства; отпор польскому нашествию 1612 г. и начало династии Романовых.

Главной задачей государства М.В. Ломоносов считал заботу о людях; В записке И.И. Шувалову он пишет о необходимости заниматься «сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Эти мысли очень актуальны сегодня и могут быть положены в основу современного государственного строительства.

М.В. Ломоносов был великим патриотом земли русской и гордился ее народом. Вo вступлении к «Древней Российской истории» он писал; «Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул».

Вопросы для студентов

  1. Как называлась работа М.В.Ломоносова, которая стала первым учебником по истории в России?

2. Какие три великих события выделял в истории России М.В.Ломоносов?

  1. Как оценивал М.В.Ломоносов деятельность Петра I ?
  2. Какие изыскания современных историков подтверждают антинорманнскую теорию М.В.Ломоносов?
  3. Почему М.В.Ломоносов истинный патриот своей Родины?

Вопросы

Ответы

1. Был ли М.В.Ломоносов безграмотным человеком, отправившемся в Москву для обучения грамоте?

1.Отправляясь в Москвы, М.В.Ломоносов уже имел максимально возможное в Поморье образование, которое позволило ему поступить а Славяно-греко-латинскую академию.

2. Где получил образование М.В.Ломоносов?

2. В Москве в Славяно-греко-латинской академии, затем в Германии, в Марбургском университете.

3. Были ли все достижения и открытия М.В.Ломоносова оценены при жизни?

3. Нет. Атомно-молекулярное учение получило свое подтверждение и развитие лишь в XIX веке, взгляд на происхождение нефти и газа в XX веке.

4. Какова современная формулировка закона сохранения массы, открытого М.В.Ломоносовым?

4. Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

5. Как объяснял М.В.Ломоносов образование угля и нефти?

5. При разложении живых организмов.

6. Из чего, по мнению М.В.Ломоносова, состоят вещества?

6. Из атомов и молекул, которые во времена М.В.Ломоносова  назывались корпускулами.

7. Почему М.В.Ломоносов истинный патриот своей Родины?

Потому, что все свои знания, умения, труд, он посвятил Родине, русскому народу, болел за него душой, мечтал о его процветании.

8. Почему М.В.Ломоносов не только ученый-теоретик, но и практик?

Так как свои знания он применял на практике: добиваясь строительства фабрики стекла, на которой изготавливались бисер, посуда, смальта для мозаики, сам конструировал приборы и оборудование для химической лаборатории.

  1. Как называлась работа М.В.Ломоносова, которая стала первым учебником по истории в России?

«Древняя Российская история»

10. Какие три великих события выделял в истории России М.В.Ломоносов?

Принятие христианства, свержение татаро-монгольского господства, отпор польскому нашествию 1612г. и начало династии Романовых.

11.Как оценивал М.В.Ломоносов деятельность Петра I ?

Царствование Петра I – важнейший этап нового периода в истории России, так как при нем развитие науки и просвещения обеспечило подъем экономики, экономическую и военную независимость страны. В России появился флот, регулярная армия, была основана Академия наук и др.

12. Какие изыскания современных историков подтверждают антинорманнскую теорию М.В.Ломоносов?

Термин «Русь» связан со средним Поднепровьем (реки Россь, Руса, Роставица). В Скандинавии не обитало племя или народ с названием «Русь». Археологический материал из Восточной Европы дает мало вещей варяжского происхождения. Норманны не могли экспортировать идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в эту пору не завершился процесс разложения первобытных отношений и отсутствовали более совершенные политические структуры.


Заключение.

Ведущий:

В истории отечественной науки Ломоносов занимает особое место. Его научные интересы многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, геологии, географии, истории, литературы и др. заложили основы развития этих наук. Многогранен талант М.В.Ломоносова как ученого-энциклопедиста, удивительна его личность, отличающаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутомимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к стране и народу.

Ведущий:

О! Предок Северного моря,

Из Холмогорской стороны.

Ты жил, Отчизну прославляя,

Потомкам завещав труды.

Ты сделал множество открытий

На благо Родины своей.

Твои старанья не забыты,

Используем мы опыт сей.

Ведущий:

Хочется верить, что и вы будете помнить наших великих предков и гордиться ими.

Литература:

1. С.И.Вольфкович В.В.Козлов «Техническая химия в творчестве М.В.Ломоносова», Издательство Московского университета, 1961г.

2. С.А. Балезин С.Д.Бесков «Выдающиеся русские ученые химики». -  Москва «Просвещение», 1972г.

3. В. Лысцов М.В.Ломоносов – родоначальник русского просветительства. – Издательство Воронежского университета, 1961г. – С.105.

4. А.Морозов Ломоносов (из серии «Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1961г. – С.638


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра, посвященная Дню Российской науки

Может ли быть наука интересной и как она используется в повседневной жизни?Ответить на этот вопрос предстояло преподавателям естественнонаучных дисциплин и студентам колледжа Бокситогорского института...

Открытое общетехникумовское мероприятие_День российской науки

Сценарий открытого общетехникумовского мероприятия День российской науки...

Цифровой образовательный ресурс. Проект "День российской науки"

Данный проект содержит краткую информацию о российской науке, также можно проверить свои знания в данной области. Содержит игровые моменты, что позволяет учащимся с удовольствием и с легкостью понять ...

Классный час, посвященный Дню Российской науки

Классный час, посвященный Дню Российской науки. Цель классного часа - расширение кругозора учащихся в области достижения отечественной науки. Задача классного часа - воспитание патриотических чувств у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Онлайн-конференция «Вызовы современной российской экономики (микроэкономический аспект) и стратегии развития российской экономической науки в условиях новой реальности»

Преподаватели/ФИО: Хуссейн Инга Джумшудовна, Некрасова Евгения ВикторовнаСпециальности:  43.02.14 «Гостиничное дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия На тему: «День Российской науки»

Восьмого февраля 2020 года исполняется 296 лет со дня основания Российской академии наук, основанной по указу Петра I в 1724 году.В это время в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о при...

Презентация, посвященная Дню российской науки

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1...