Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением работы, студентам необходимо получить консультацию у преподавателя для определения характера работы, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к работе.
После выполнения самостоятельной работы студенты смогут лучше подготовиться к занятию по данной теме, письменно и устно ответить на вопросы преподавателя, выполнить на занятии практическую работу, закрыть неаттестацию по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»
Методические рекомендации для студентов
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
ПМ.04 "Младшая медицинская сестра по уходу за больными",
МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Тема: «Личная гигиена пациента. Пролежни»
2015-2016 учебный год
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК «Младшая медицинская
сестра и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № 5 от января 2016 г.
Председатель ЦМК Круглова Е.В.
Составитель: преподаватель дисциплины: «Круглова Е.В.»
Пояснительная записка.
Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением работы, студентам необходимо получить консультацию у преподавателя для определения характера работы, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к работе.
После выполнения самостоятельной работы студенты смогут лучше подготовиться к занятию по данной теме, письменно и устно ответить на вопросы преподавателя, выполнить на занятии практическую работу, закрыть неаттестацию по данной теме.
Содержательная часть.
Задание №1
- Изучить тему: «Личная гигиена пациента» по учебнику Кулешовой Л.А. Основы сестринского дела стр. 405-427 и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней».
- Решить проблемно-ситуационную задачу.
Инструкция к выполнению:
Внимательно прочитайте текст одной ситуационной задачи и письменно ответьте на вопросы, используя приложенную к заданию таблицу.
Список рекомендуемой литературы по данной теме.
1. Кулешова Л.А. Основы сестринского дела. Феникс, 2014.
2. Палатная медицинская сестра. - Учебное пособие: Феникс, 2010. - 160 с.
3. Универсальный справочник медсестры. Практическое руководство по уходу за больными. - "Рипол Классик", 2012. - 512 с.
4. Чернявский В.Е. Сестринское дело. - М.. 1994.
Задача 1
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациентка М., 69 лет, страдающая сердечной недостаточностью, истощенная, с плохим аппетитом, находится на строгом постельном режиме, страдает периодическим недержанием мочи.
При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Задача 2
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациент Т., 72 года, страдающий сердечной недостаточностью, истощенный, с плохим аппетитом, находится на строгом постельном режиме, страдает периодическим недержанием мочи.
При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Задача 3
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациент А., 54 года, страдающий сахарным диабетом, осложненным сухой гангреной 1 пальца правой стопы, ожирением 1 степени, с хорошим аппетитом, апатичный, много курит. получает противовоспалительные средства.
При визуальном осмотре кожа липкая, отечная, правая нога цианотичная, t тела 37,90С.
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Задача 4
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациентка С., 83 года, страдающая гемипарезом после перенесенного инсульта, истощенная, с плохим аппетитом, находится на строгом постельном режиме, установлен мочевой катетер, страдает недержанием кала.
При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Задача 5
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациент П., 42 года, среднего телосложения, с множественными переломами и открытой черепно-мозговой травмой после ДТП находится без сознания в отделении реанимации, получает парентеральное (внутривенное) питание, кортикостероиды, t тела 37,90С.
При визуальном осмотре кожа влажная, имеются многочисленные гематомы..
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Задача 6
Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.
Пациентка Е., 77 лет, страдающая сердечной недостаточностью, анемией, истощенная, с плохим аппетитом, прикована к инвалидному креслу, страдает периодическим недержанием мочи и кала, курит.
При визуальном осмотре кожа бледная, сухая.
Задание:
- Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
- Составьте план профилактики пролежней.
ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ
Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска | Тип кожи (зоны) | Пол, возраст | Особые факторы риска |
Среднее (0) Выше среднего (1) Ожирение (2) Ниже среднего (3) | Здоровая (0) Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1) Изменение цвета (2) Трещины, пятна (3) | Мужской (1) Женский (2) 14-49 (1) 50-64 (2) 65-74 (3) 75-81 (4) Более 81 (5) | Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8) Сердечная недостаточность (5) Болезни периферических сосудов (5) Анемия (2) Курение (1) |
Недержание | Подвижность | Аппетит | Неврологические расстройства |
Полный контроль через катетер (0) Периодическое; Через катетер (1) Недержание кала (2) Недержание кала и мочи (3) | Полная (0) Беспокойный, суетливый (1) Апатичный (2) Ограниченная подвижность (3) Инертный (4) Прикованный к креслу (5) | Средний (0) Плохой (1) Питательный зонд/только жидкости (2) Не через рот; Анорексия (3) | Диабет; множественный склероз(4) Инсульт; моторный/сенсорные (4) Параплегия (6) |
Обширное оперативное вмешательство/травма | |||
Ортопедическое; Ниже пояса, позвоночник (5) Более 2 ч на столе (5) | |||
Лекарственная терапия | |||
Цитостатические препараты; высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4) |
Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:
Нет риска………………………………………………………1-9
Есть риск………………………………………………………10
Высокая степень риска…………………………………….....15
Очень высокая степень риска………………………………...20
Критерии оценки для решения проблемно-ситуационных задач
5 - «отлично» | - дается комплексная оценка предложенной ситуации; - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4- «хорошо» | - дается комплексная оценка предложенной ситуации; - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3- «удовлетворительно» | - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; - неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; - выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
2- «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; - отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
Приложение 1
Вынужденные положения пациента в постели
1. 2.
3.4.
5.
Приложение 2
Рис. 1 и 2. Цианоз, предшествующий образованию пролежня. Рис. 3. Цианоз и экскориация кожи. Рис.4. Некроз кожи с обширным изъязвлением. Рис. 5. Места образования пролежней (обозначены красным) у больного, лежащего на спине.
Пролежень. Рис. 1 и 2. Изменение цвета кожи, предшествующее образованию пролежня. Рис. 3. Начальное изъязвление кожи. Рис. 4. Некроз и обширное изъязвление кожи, Рис. 5. Места возможного образования пролежня у больного, лежащего на спине (обозначены красным).
Приложение 3
Степени тяжести пролежней
Степень I: кожный покров не нарушен. Устойчивая гиперемия, не проходящая после прекращения давления.
Степень II: поверхностное (неглубокое) нарушение целостности кожных покровов с распространением на подкожную клетчатку. Стойкая гиперемия. Отслойка эпидермиса.
Степень III: разрушение кожного покрова вплоть до мышечного слоя с проникновением в мышцу. Пролежень выглядит как рана. Могут быть жидкие выделения.
Степень IV: поражение всех мягких тканей. Наличие полости, обнажающей нижележащие ткани (сухожилия, вплоть до кости).
При пролежнях III-IV степени главный метод лечения — хирургический.
Приложение 4
Причины образования пролежней
Приложение 5
Профилактика пролежней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-588350-1423479151.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-676999-1444762110.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ» разработанной на основе Федерального государственного образовательного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389823-1390543659.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой МДК 06.01 Управление структурным подразделением организации....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО МОНТАЖУ РАБОТЕ УЗЛОВ И ЭЛЕМЕНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И РАДИОТЕЛЕВИЗИОННОЙ АППАРАТУРЫМДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и
Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевиз...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки и плана беседы с пациентом.
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки для пациента и плана беседы с пациентом....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/07/picture-1399391-1649334092.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ОУД 01 « РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целью данного пособия является обеспечение студентов методическими указаниями по организации внеаудиторной самостоятельной работы по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/19/picture-1422028-1663580401.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине «СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
СОДЕРЖАНИЕ страницаПояснительная записка4Планирование внеаудиторной самостоятельной работы5Методические рекомендации по подготовке конспекта6Методические рекомендации по подготовке со...