Статья. Повышение качества подготовки медсестер в профилактике синдрома диабетической стопы
статья
В статье представлены результаты изучения возможности повышения качества подготовки медициских сестер в условиях медицинского колледжа по вопросам профилактики и лечения диабетической стопы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МЕДСЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ДИАБЕТИЧЕСКОЙ СТОПЫ
Бакирова З.А.
ГБПОУ ДЗМ «МК№ 6», г. Москва, Российская Федерация
Для цитирования: Бакирова З.А. Повышение качества подготовки медсестер в профилактике синдрома диабетической стопы // Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики синдрома диабетической стопы под ред. К.А. Корейба: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Российское общество хирургов; Казан. гос. мед. ун-т; М-во здравоохранения РТ; Управление здравоохранения г. Казани; Центр «Диабетическая стопа» г. Казани. - Казань: «АртПечатьСервис», 2019. – C.19-23.
Демографические сдвиги в населении всего мира свидетельствуют об увеличении доли лиц пожилого и старческого возраста [2, 4]. В то же время известно о другой тенденции – возрастании количества пациентов, имеющих избыточную массу тела, в том числе и среди лиц старших возрастных групп. Это приводит к созданию условий увеличения числа пациентов, страдающих сахарным диабетом 2 типа часть которых, страдает синдромом «диабетической стопы» [1, 5]. В настоящее время происходит значительная реорганизация амбулаторно-поликлинической службы по принципу семейной медицины. Согласно приказу Минисстерства здравоохранения Российской Федерации № 38н от 29 января 2016 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"», создаются условия по оказанию квалифицированной медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Основной акцент делается на сохранении или восстановлении способности к физической и функциональной активности, самообслуживания, возможности независимого существования от посторонней помощи и обеспечении комплекса долгосрочных индивидуализированных мероприятий по профилактике, лечению и реабилитации с целью социальной и психологической адаптации. В современных условиях возрастает роль средних медицинских работников, среди основных функций которых упомянем необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости, организацию обучающих школ для пациентов и лиц, осуществляющих непосредственный уход за ними [1,3,5].
В связи с вышеперечисленными фактами становится очевидной роль подготовки медицинских сестер по вопросам реализации образовательных программ в рамках Школ здоровья, в том числе по направлению «Диабетическая стопа».
Целью настоящего исследования явилось изучение возможности повышения качества подготовки медциских сестер в условиях медицинского колледжа по вопросам профилактики и лечения диабетической стопы.
Для этого нами было поставлено две задачи:
1. Установить уровень информированности пациентов, страдающих сахарным диабетом о возможных мерах профилактики, диагностики и лечения диабетической стопы.
2. Выявить уровень знаний студентов медицинского колледжа по данному вопросу.
В исследовании приняли участие 22 студента ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6» (16 девушек, 6 юношей) в возрасте 18-20 лет и 18 пациентов (14 женщин и 4 мужчин) в возрасте 56-72 лет, страдающих сахарным диабетом 2 типа госпитализированных в терапевтическое отделение городской клинической больницы им. Ф.И. Иноземцева г. Москвы. Применялись 2 авторские анкеты (для пациентов и студентов), направленные на выявление знаний по вопросам профилактики, диагностики, лечения сахарного диабета и диабетической стопы. Математическая обработка результатов производилась методом подсчета относительного (процентного) значения к величине выборки.
Исследование у пациентов с сахарным диабетом показало следующие результаты. Целенаправленная диагностика обнаружила признаки синдрома диабетической стопы в 4 (22%) анализируемых случаях наблюдения, однако лишь двое знали о его наличии. В результате опроса пациентов было выявлено, что среди факторов риска сахарного диабета 2 типа оказались, прежде всего, избыточная масса тела (у всех респондентов в той или иной степени), далее в порядке убывания были указаны не сбалансированная диета, гиподинамия, заболевания поджелудочной железы, наследственность. Отмечались такие симптомы болезни как: учащенное обильное мочеиспускание, повышенный аппетит, жажда, сухость кожи. У большей части пациентов уровень глюкозы натощак составлял 7,9-11,0 ммоль/л, семь (39% ) респондентов использовали глюкометр редко, шестеро (33%) - регулярно, пятеро (28%) - часто, у пяти опрошенных (28%) глюкометра не было или они его не использовали. При этом 6 (33%) пациентов определяли уровень глюкозы крови с помощью глюкометра утром натощак, 4 (22%) - перед едой в течение дня, 3 (18%) - перед сном ежедневно и перед физической нагрузкой. Лишь 6 (33%) опрошенных пациентов соблюдали правила диетотерапии в полной мере и ежедневно заполняли дневник самонаблюдения. К сожалению, 10 (58%) пациентов не посещали Школу для больных с сахарным диабетом, 3 (17%) - прошли полный курс обучения, 5 (28%) посещали лишь некоторые занятия. Все пациенты выразили готовность выполнять рекомендации медицинских работников.
Среди всех респондентов лишь 5 (28%) пациентов владели информацией о мерах по профилактике диабетической стопы (подбор правильной обуви, правила ухода за ногами) в полном объеме, 8 (44%) - не были уверены в своих знаниях, остальные – не владели информацией. О способах лечения имеющегося синдрома диабетической стопы, таких как немедикаментозные, консервативные (вазоактивные препараты, антиагреганты, препараты, улучшающие обменные процессы в тканях), местные вмешательства при трофическом язвенном дефекте, натоптышах пациенты либо не были осведомлены, либо имели незначительные знания. В качестве основного источника информирования о своем заболевании 10 (56%) респонденты указали медицинских работников, 5 (28%) - средства массовой информации (телепередачи, интернет-ресурсы, газеты, журналы), остальные 3 (17%) - родственников и знакомых.
Таким образом, у значимой части пациентов выявлен недостаточный уровень информированности об имеющемся у них заболевании, профилактике и тактике лечения, низкую посещаемость обучающей Школы здоровья.
Следовательно, необходимо обратить внимание на активиое внедрение образовательных программ в целевой группе слушателей и их родственников, в том числе по обучающей Школе «Диабетическая стопа», что возможно осуществлять в рамках сестринской деятельности. Особое внимание следует уделить одиноким пациентам пожилого и старческого возраста, лишенным помощи родственников. Учитывая патогенез развития сахарного диабета 2 типа у лиц с избыточной массой тела, стоит порекомендовать активный отдых, систематические умеренные физические нагрузки с целью благоприятного влияния на метаболический синдром. Однако выполнять дозированную ходьбу и упражнения желательно в ортопедической обуви, обеспечивающей правильное распределение нагрузки на стопу. Важную роль игрет первичная профилактика факторов риска развития сахарного диабета 2 типа у потомков пациентов, страдающих этим заболеванием, имеющим наследственную природу, которая включает, прежде всего, коррекцию семейных традиций режима и рациона питания в пользу здорового образа жизни.
Далее нами было проведено изучение уровня знаний студентов медицинского колледжа о возможных мерах профилактики, диагностики, лечения сахарного диабета и диабетической стопы в два этапа.
На первом этапе мы оценили конечный уровень знаний студентов после проведения двух лекций и двух практических занятий по темам «Сахарный диабет 1 и 2 типа» и «Осложнения сахарного диабета. Лечение сахарного диабета и его осложнений» согласно рабочей программе профессионального модуля ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка).
В процессе занятия помимо традиционных методов обучения двумя студентами было сделано реферативное сообщение на тему «Диабетическая стопа» с применением презентации. Далее для закрепления знаний преподавателем был продемонстрирован обучающий видеоролик с наглядной демострацией правил ухода за ногами, подбора обуви при сахарном диабете, были решены обучающие ситуационные задачи с формированием плана сестринской деятельности при данном заболевании с последующим их обсуждением.
Анкетирование студентов при завершении занятия показало, что все обучающиеся смогли перечислить основные факторы риска, клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики сахарного диабета 2 типа и синдрома диабетической стопы. Полученные результаты по пятибалльной шкале были следующими: 23% студентов показали отличные знания, 59% - хороший и 18% - удовлетворительный результат.
На втором этапе мы вновь провели анкетирование студентов с применением того же опросника через 6 месяцев для выявления остаточного уровня знаний по вопросам профилактики, диагностики, лечения сахарного диабета и синдрома диабетической стопы. Отличные знания выявлены у одного студента (5%), хорошие – у 10 (45%), удовлетворительные – у 9 (40%), неудовлетворительный уровень обнаружили 2 обучающихся (9%). Качественный анализ результатов показал, что забыванию подверглись знания, касающиеся патогенеза, осложнений, лабораторно-инструментальных методов исследования, медикаментозного лечения сахарного диабета 2 типа. Однако при этом студенты легко воспроизводили знания по правилам ухода за ногами, подбору обуви для профилактики диабетической стопы, а также диетотерапии.
Таким образом, комплексное применение различных методов организации учебно-познавательной деятельности, контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, таких как реферативное сообщение, применение презентации, демонстрация видеоролика, решение обучающих ситуационных задач, анкетирование с активным обсуждением полученных результатов, способствует усвоению и закреплению полученных знаний по разделам медицины, имеющим большую медико-социальную и экономическую значимость, в частности, такому как синдром диабетической стопы. Немаловажное значение имеет формирование у будущих медицинских сестер общих и профессиональных компененций в области медицинской педагогики и психологии для осуществления обучающей функции в рамках Школы «диабетическая стопа». Среди основных педагогических принципов, применяемых в любом учебном процессе (со студентами и пациентами) следует упомянуть: личностную ориентированность, четкую структурированность учебного материала, чередование изложения теоретического материала с практической работой и отдыхом, постоянное личное осознание целей, задач обучения в сочетании с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты с позитивным подкреплением успеха, практикоориентрированность [4]. Представленный опыт убедительно свидетельствует об эффективности привлечения яркого наглядного материала. При этом важно соблюдать правила педагогической этики, уважения и деонтологии, поддерживая высокий интерес к совместной деятельности.
Список литературы
- Гавраилова Д. Роль специализированной подготовки медсестер в профилактике диабетической стопы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. - №4. – С.133-140.
- Гирш Я.В., Давиденко О.П. Клинико-эпидемиологическая характеристика и организация помощи больным с синдромом диабетической стопы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Сахарный диабет. – 2017. – 20(2). – С.99-107.
- Говорова С. Сахарный диабет. «Школа здоровья» //Сестринское дело. – 2016. №8. – С.46-47.
- Редькин Ю.А. Основные принципы терапевтического обучения больных сахарным диабетом (клиническая лекция) // Consilium Medicum. – 2016. – 18(12). – С.100–102.
- Туркина Н.В., Николаева Ю.В. Больные с синдромом диабетической стопы: Школа здоровья // Медицинская сестра. – 2011. - № 5. – С.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Повышение качества подготовки педагогических кадров СПО
Статья преподавателя колледжа "Повышение качества подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования в условиях Ресурсного центра"...
Статья "Повышение качества профессиональных знаний обучающихся на уроках учебной практики"
Применение разработанной системы "Пять вопросов" на уроках учебной практики....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических...
Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"
В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....
Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"
Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...
Статья "Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства"
Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эфф...
Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников" для Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт реализации целевой модели наставничества в системе СПО"
Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт ...