Статья "Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства"
статья
Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эффективности обучения, создания условий для саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации выпускника образовательной организации.
Одной из форм достижения поставленных целей являются конкурсы профессионального мастерства для обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства
Зоркольцева Альбина Казисовна
мастер производственного обучения
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»
Россия, alla.zor.u-i@mail.ru
Отличительной особенностью профессионального обучения в современных условиях является изменение целей образования, их направленности на формирование компетенций как профессиональных, так и социально-значимых, обозначенных в стандартах как общие. Компетентность в сфере трудовой деятельности включает в себя не только профессиональные компетенции, но и умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эффективности обучения, создания условий для саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации выпускника образовательной организации.
Одной из форм достижения поставленных целей являются конкурсы профессионального мастерства для обучающихся.
Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства является логическим завершением закрепления теоретических знаний, навыков учебных и производственных практик. Подготовка к конкурсу включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, профессиональное мастерство во всем его разнообразии, которые формируют активного гражданина и компетентного профессионала.
Конкурсы, организованные в структуре техникума, являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогических работников, студентов и представителей профессиональной среды.
Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора.
Педагогическим коллективом техникума накоплен опыт проведения ежегодных конкурсов профессионального мастерства по профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин». Эта профессия, в содержании которой присутствуют разного рода проблемные производственные ситуации, требует глубокие познания в области компьютерных технологий, так как современные высокопроизводительные лесные машины оснащены современными электронными системами управления. Большое значение имеет способность принятия самостоятельных решений при решении производственных задач, требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации, техники безопасности, экологической безопасности окружающей среды.
Активное участие в проведении конкурсов принимают представители службы Гостехнадзора, представители потенциальных работодателей, ОАО «Группа Илим», других лесозаготовительных предприятий города и района, выпускники, представители родительского сообщества, которые являются главными судьями в определении победителей конкурса. Победители определяются по двум номинациям, в командном первенстве и в личном - на звание «Лучший по профессии». Основной тур конкурса состоит из заданий различной сложности полностью имитирующих реальные производственные ситуации. Выполняются задания, как на тренажерах-симуляторах, так и на учебных лесозаготовительных машинах. Основными критериями оценки результатов выполнения заданий являются: качество выполненных работ, применение рациональных приемов решения производственных ситуаций, уровень самостоятельности, соблюдение норм времени, соблюдение требований техники безопасности.
В процессе конкурса обучающиеся получают опыт общения с работодателями, с представителями государственных надзорных служб. Основными стимулами для участия в конкурсе для студента является возможность достижения высокого уровня профессиональной компетенции, общественное признание и материальное поощрение.
Результаты конкурса позволяют педагогическим работникам, осуществляющим образовательный процесс по профессии, проанализировать свою педагогическую деятельность, выявить недостатки, определить результативность применяемых технологий, выявить индивидуальные способности ребят, проявившиеся в ходе мероприятия.
Многолетняя практика проведения конкурсов показала, что принятая структура проведения конкурсов профессионального мастерства в техникуме способствует реализации требований профессиональных образовательных стандартов, позволяет эффективно повышать интерес обучающихся к профессии. О правильности выбора такой формы проведения конкурсов говорит и тот факт, что работающие выпускники техникума, неоднократно занимали призовые места на конкурсах профессионального мастерства, которые проводятся на лесозаготовительных предприятиях города и района.
Список литературы
1. Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 405 с.
2. Материалы международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Секция 12 «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», Круглый стол 2 «Инновационные технологии и методы обучения».
3. Ольховикова О. В. Принципы подготовки к конкурсам профессионального мастерства
студентов СПО [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного
университета. 2020.
4. Ольховикова, О. В. (2017) Конкурсная деятельность как система повы-
шения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современ-
ного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта:
РИО ГПА. Вып. 56. Ч. 1. С. 182–188.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...
«Подготовка квалифицированных кадров для транспортного кластера в соответствии с потребностями экономического развития региона»
Образовательные организации и бизнес – сообщество нуждаются друг в друге. Только путем тесного взаимодействия можно добиться должного качества профессионального образования выпускников, обеспечи...
Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на зарубежном опыте
опыт дуальной формы обучения в системе профессионального образования...
подготовка к конкурсу профессионального мастерства
технологические карты и критерии оценивания сварщиков...
Организация индивидуальной подготовки студента к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) на примере компетенции «Поварское дело»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Концептуальные основы реализации индивидуального профессионального становления студентов в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills…………………………………………………………...
Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО
Конкусрсы профессионального мастерства способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе СПО....
Совершенствование модели подготовки кадров в колледже посредством конкурсов профессионального мастерства
Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся, создают условия для формирования профессиональных компетенций и направлены на поготовку технически грамотных высококвалифицированных специалист...