РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине ОП. 03. Анатомия и физиология человека для специальности ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
материал
Рабочая тетрадь предназначена для оказания помощи обучающимся при изучении анатомии и физиологии человека на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_ld-1.docx | 349.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения Воронежской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский медицинский колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
по учебной работе
__________Ким А.Ю.
«___»________2019 г.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине ОП. 03. Анатомия и физиология человека
для специальности 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
часть 1
2019 г.
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП. 03. Анатомия и физиология человека для специальности 31.02.01 Лечебное дело составлена на основе рабочей программы дисциплины ОП.03.Анатомия и физиология человека для специальности 31.02.01 Лечебное дело.
«РАССМОТРЕНО» Цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от 02.09.19 г. Председатель ЦМК ОПД __________________ Козлукова Т.В. | «ОДОБРЕНО» Методическим советом колледжа Протокол № 1 от 18.09.19г.. Председатель Методического совета ____________________ Ким А.Ю. |
Составитель: Козлукова Т.В., преподаватель
БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Пояснительная записка.
Основной целью курса анатомии и физиологии является овладение обучающимися системой знаний и умений, необходимых для изучения профессиональных модулей по специальности подготовки. Изучение дисциплины ОП.03. Анатомия и физиология человека закладывает основы для дальнейшего освоения будущими специалистами профессиональных модулей ПМ. 01 Диагностическая деятельность, ПМ. 02 Лечебная деятельность, ПМ. 03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе, ПМ. 04 Профилактическая деятельность, ПМ. 05 Медико-социальная реабилитация.
Дисциплина Анатомия и физиология человека представлена теоретическими и лабораторно-практическими занятиями, изучается в течение первого и второго семестров первого года обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- уметь: использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;
- знать: анатомию и физиологию человека;
- продолжить формирование общих компетенций (ОК) и составные элементы профессиональных компетенций (ПК), которые осваиваются на протяжении всего периода обучения.
В ходе изучения анатомии и физиологии человека обучающийся осваивает
умения:
- в топографии и функциях органов и систем, включая:
- определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе;
- обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой;
- демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп;
- определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения;
- демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств;
- называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах;
- показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно-сосудистой системы;
- исследовать пульс, измерять АД;
- различать форменные элементы и группы крови по микротаблицам;
- определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения;
- определять частоту дыхания и жизненную емкость легких;
- определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования;
- демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке;
- оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся;
- обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион;
- определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции;
- определять, называть и показывать на плакатах органы половой системы, анатомические образования с анализом функции.
усваивает знания:
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
- строение тканей, органов и систем, их функции, включая:
- основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;
- анатомическое строение, местоположение, функции различных
видов тканей;
- анатомическое строение скелета, его определение и функции;
- анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека;
- значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы;
- структура, представляющие отделы сенсорных систем человека;
- функциональная анатомия органов чувств;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно-сосудистой системы;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы;
- состав и функции крови;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения;
- обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы;
- анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов половой системы.
Рабочая тетрадь предназначена для оказания помощи обучающимся при изучении анатомии и физиологии человека на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной).
Рабочая тетрадь в пояснительной записке содержит требования ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело к уровню знаний и умений обучающимся по дисциплине ОП.03. Анатомия и физиология человека.
В основной части помещены задания, программы более подробное описание, которых содержится в методических указаниях, которые обучающиеся получают на занятии. Тесты, размещенные в каждой теме (или ссылки на Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека), помогают закрепить и проконтролировать уровень усвоения приобретенных знаний.
Использование рабочей тетради на занятии экономит время, помогает рационально организовать учебную деятельность, делает практическую работу более точной и понятной, организует внеаудиторную работу обучающихся. Использование тетради в процессе внеаудиторной подготовки обеспечивает формирование навыков самостоятельного изучения дисциплины.
Памятка для обучающихся
по оценке результатов освоения дисциплины
ОП. 03. Анатомия и физиология человека
Дисциплина Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Она предполагает освоение следующих компетенций:
профессиональных компетенций (ПК) | общих компетенций (ОК) |
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2.Проводить диагностические исследования. ПК 1.3.Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.4.Проводить диагностику беременности. ПК 1.5.Проводить диагностику комплексного состояния ребенка. ПК.2.1.Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 2.3.Выполнять лечебные вмешательства. ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения. ПК 2.5.Осуществлять контроль состояния пациента. ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний. ПК 3.2.Определять тактику ведения пациента. ПК 3.4.Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. ПК 3.5.Осуществлять контроль состояния пациента. ПК 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. ПК 4.1.Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в её проведении. ПК 4.4.Проводить диагностику групп здоровья. ПК 4.5.Проводить иммунопрофилактику. ПК 4.8.Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. ПК 5.1.Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией. ПК 5.2.Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь. ПК 5.4.Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска. ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Оценка освоения знаний, умений будет проводиться на протяжении изучения всей дисциплины в формах текущей, рубежной и итоговой аттестации. |
Текущий контроль будет проводиться на учебных занятиях преподавателем по мере освоения каждой темы дисциплины. Текущие оценки заносятся в журнал учебных занятий по теоретическому и практическому курсам обучения.
Рубежный контроль предусматривает компьютерное тестирование в конце первого семестра. Обучающимся предлагается выполнить 270 тестовых заданий. Оценка за тестирование выставляется по пятибалльной системе, с учетом процента правильно выполненных заданий:
- от 1 до 10% ошибок – «5» ,
- от 11 до20% ошибок – «4»,
- от 21до 30% ошибок - «3»,
- 31% и более------------ «2».
Итоговая аттестация проводится во 2 семестре в форме устного экзамена по дисциплине Анатомия и физиология человека. Экзамен проводится по билетам, содержащим 2 вопроса и ситуационную задачу. По итогам экзамена выставляется оценка (по 5-балльной системе) и заносится в зачетную книжку.
Уважаемые обучающиеся!
В процессе изучения дисциплины Анатомия и физиология человека собирайте свидетельства освоения Вами ОК и ПК - это входит в ПАПКУ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (далее по тексту –Папка).
Практическая работа № 1.
Тема: «Клетка. Эпителиальная и соединительная ткани».
Обучающийся должен:
Знать: строение микроскопа, определение клетки, строение клетки, функции клетки, химический состав клетки, жизненный цикл клетки, возбудимые клетки, обмен веществ в клетке. Определение ткани, классификацию тканей, расположение и функции тканей :эпителиальной, соединительной, гистологические термины.
Уметь: работать с микроскопом, распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки, отличать разновидности клеток ( эпителиальная, секреторная и т.д.) при микроскопии. Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую терминологию.
Задание №1.
Зарисуйте схему строения клетки .
Задание № 2.
Зарисуйте схему разновидностей клеток.
Задание №3.
Изучите строение эпителиальной ткани по таблицам, атласу, микропрепарату
''Однослойный эпителий почки''. Обратите внимание на правила выполнения рисунка в методических указаниях к практике.
Задание № 4.
Изучите строение многослойного эпителия. Запишите названия слоев многослойного эпителия:
1.__________________
2.__________________
3.__________________
4.__________________
5.__________________
Задание № 5.
Зарисуйте схему строения рыхлой неоформленной соединительной ткани.
Задание №6.
Зарисуйте схему строения видов хрящевой ткани.
Задание №7.
Определите, о какой ткани речь идет в описании. Ответы дайте с помощью условного кода.
Условный код:
А- однослойный плоский эпителий
Б- однослойный кубический эпителий
В- однослойный цилиндрический эпителий
Г- мерцательный эпителий
Д- многослойный неороговевающий эпителий
Е- многослойный ороговевающий эпителий
Ж- рыхлая не оформленная ткань
З- плотная оформленная ткань
И- жировая ткань
К- пигментная ткань
Л- ретикулярная ткань
М- слизистая ткань
Н - гиалиновый хрящ
О- эластический хрящ
П-коллагеново -волокнистый хрящ
Р- грубо-волокнистая костная ткань
С- пластинчатая костная ткань
1.Ткань покрывает поверхность сустава-
2.Ткань выстилает дыхательные пути-
3.Клетки в ткани объединены в группы по3-4, полупрозрачное основное вещество-
4.Клетки и ткани плотно прилежат друг к другу, и все касаются базальной мембраны-
5.Ткань выстилает канальцы почки-
6.Ткань выстилает изнутри желудок, кишечник-
7.Ткань содержит много разных по форме и функции клеток, переплетающиеся волокна двух видов, далеко расположенные друг от друга-
8.Ткань содержится в пупочном канатике у плода-
9.Ткань содержит «пустые» клетки, заполненные большой прозрачной вакуолью, ядро смещено к периферии. Клетки плотно прилегают друг к другу-
10.Ткань содержит клетки трех видов, волокна, расположенные упорядочено, основное вещество содержит кальций-
11.Ткань образует связки, перепонки, фасции-
12.Клетки в тканях плотно прижаты друг к другу, первый ряд лежит на базальной мембране, верхний – содержит отмирающие клетки-
13.Ткань образует стенки носовой полости, ушную раковину –
14.Клетки в тканях плотно прилегают друг к другу, первый ряд лежит на базальной мембране-
15.Ткань образует межпозвоночные диски, содержат много волокон, способных впитывать воду и набухать-
16.Ткань содержит клетки с отростками, которые переплетаясь, образуют сеточку. Ткань образует лимфатические узлы, селезенку и т.д.-
17.В тканях находятся клетки, содержащие темное вещество. Ткань защищает от ультрафиолетовых лучей-
18.Ткань образует серозные оболочки органов -
19Ткань, обладающая способностью вырабатывать секреты -
20.Ткань образует скелет плода-
Проверьте правильность своих ответов по учебнику. Проведите самооценку своих знаний по теме с помощью нижеприведенных критериев.
Критерии оценки:
«5» - 0-2 ошибки
«4» – 3-4 ошибки
«3» – 5-7 ошибок
«2» - 8 и больше ошибок
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека, стр. 3-5, №№ 1-28).
Практическая работа № 2
Тема: « Нервная и мышечная ткани».
Обучающийся должен:
Знать: строение мышечной и нервной тканей, определение органа, системы органов, гистологические термины.
Уметь: работать с микроскопом, распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки, отличать разновидности клеток ( нервная, мышечная ) при микроскопии. Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую терминологию.
Задание №1
Изучите строение видов мышечной ткани. Зарисуйте схемы и обозначения эпителия и трех видов мышечной ткани:
Неисчерченная мышечная ткань
Исчерченная мышечная ткань
Исчерченная сердечная мышечная ткань
Задание №2
Дайте сравнительную характеристику свойств различных видов мышечной ткани:
Свойства | Гладкая | Скелетная | Сердечная |
Скорость сокращения | |||
Утомляемость | |||
Управление | |||
Потребление энергии | |||
Тип сокращения | |||
Особенности сердечной ткани |
Задание №3.
Изучите строение нервной ткани. Зарисуйте схему строения мультиполярного нейрона.
Задание №4.
Изучите общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Рассмотрите макропрепараты, барельефные модели. Определите, к каким органам они относятся. Заполните таблицу «Органы», определив нужную колонку все органы которые вам известны.
Полые органы | Паренхиматозные органы |
Задания №5
Тест
1. Структурной единицей гладкой мышечной ткани является:
- миоцит;
- мышечное волокно;
- кардиомиоцит;
- миофибриллы.
2. Структурной единицей скелетной мышечной ткани является:
- миофиламенты;
- мышечное волокно;
- миофибриллы;
- миоцит.
3. Вставочные диски имеют:
- скелетная мышечная ткань;
- гладкая мышечная ткань;
- сердечная ткань.
4. Произвольно сокращается:
- скелетная мышечная ткань;
- сердечная мышечная ткань;
- гладкая мышечная ткань.
5. Среднюю оболочку полых органов образует:
- мышечная ткань;
- соединительная ткань;
- эпителиальная ткань;
- костная ткань.
6. Внутреннюю оболочку полых органов образует:
- соединительная ткань;
- эпителиальная ткань;
- мышечная ткань;
- хрящевая ткань.
7.Строму органов образует:
- жировая ткань;
- мышечная ткань;
- эпителиальная ткань;
- соединительная ткань.
8.Паренхиму органов образует:
- слизистая ткань;
- мышечная ткань;
- соединительная ткань;
- эпителиальная ткань.
9.Наружной оболочкой органов является:
- адвентиция;
- серозная оболочка;
- паренхима;
- строма.
10.Пресинаптическая мембрана расположена:
- на окончания аксона;
- на дендрите;
- на рецепторе;
- на теле нейрона.
11.Импульсы от тела клетки идут по:
- аксону;
- дендриту;
- нейрофибриллами.
Правильность ответов проверьте по учебнику, конспекту лекции. Оцените ответ
Критерии оценки:
«5»-ни одной ошибки
«4»-1-2 ошибки
«3»-3-4 ошибки
«2»-5 ошибок и больше.
Практическая работа №3
Тема: «Череп».
Обучающийся должен:
Знать: отделы черепа и кости их образующие, соединения костей черепа, черепные ямки, стенки глазницы, воздухоносные кости черепа, полость носа, полость рта, половые различия черепа.
Уметь: применять латинскую терминологию, распознавать на скелете кости черепа и их соединения, охарактеризовать височно-нижнечелюстной сустав.
Задание № 1
Заполните таблицу «Глазница»
Стенки | Чем образованы |
Верхняя стенка | |
Латеральная стенка | |
Нижняя стенка | |
Верхняя глазничная щель | |
Нижняя глазничная щель | |
Зрительный канал |
Задание № 2
Заполните таблицу «Носовая полость»
Отделы | Чем образованы |
Верхняя стенка | |
Латеральная стенка | |
Нижняя стенка | |
Перегородка | |
Верхний носовой ход | |
Средний носовой ход | |
Нижний носовой ход |
Задание № 3
Заполните таблицу «Роднички черепа новорождённого»
Название родничка | Какими костями ограничен | Сроки закрытия |
Передний( большой) | ||
Задний (малый) Клиновидный | ||
Сосцевидный |
Задание №4
Заполните таблицу «Швы черепа»
Название шва | Какие кости соединяет |
Венечный | |
Ламбдовидный | |
Сагитальный | |
Чешуйчатый | |
Плоский |
Задание № 5
Череп –
Лобная кость –
Затылочная кость-
Теменная кость-
Решётчатая кость-
Височная кость-
Клиновидная кость –
Верхняя челюсть-
Нижняя челюсть-
Носовая полость-
Глазница-
Внеаудиторная работа:
Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии»).
Практическая работа №4
Тема: «Мышцы головы и шеи».
Обучающийся должен:
Знать: мимические и жевательные мышцы, мышцы шеи: поверхностные, средние, глубокие.
Уметь: применять латинскую терминологию, показывать в атласе и на муляжах основные жевательные и мимические мышцы, мышцы шеи.
Задание № 1
Обозначьте мимические и жевательные мышцы.
Задание № 2
Обозначьте мышцы шеи.
Зарисуйте топографические треугольники шеи и области головы
Задание №3
Заполните таблицу «Движения головы»
Движение | Мышца (или группа мышц) |
Наклон головы вперед | |
Запрокидывание головы назад | |
Наклон головы в сторону | |
Поворот головы | |
Движение н/ч вниз | |
Выдвижение н/ч вперед | |
Движение н/ч вверх | |
Движение н/ч в сторону | |
Смыкание век | |
Прижимание щек к зубам | |
Оттягивание углов рта в стороны | |
Вытягивание губ вперед | |
Движение подъязычной кости вверх | |
Движение подъязычной кости вниз |
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
2. Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии»).
Практическая работа № 5
Тема: «Скелет туловища»
Обучающийся должен:
Знать: особенности строения скелета туловища человека в разные возрастные периоды жизни (новорожденный ребенок, грудной возраст, зрелый возраст, старческий возраст); структурные образования, составляющие скелет туловища- позвоночный столб: отделы, изгибы. Строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика. Особенности соединения. Грудная клетка, особенности строения в различные возрастные периоды, апертуры. Строение грудины, ребер, их соединение. Соединение ребер с позвоночником.
Уметь:
применять латинскую терминологию; показывать в атласе и на муляжах особенности строения костей туловища, ориентировочные линии тела.
Задание №1
Определите вид костей в предложенном вам комплекте (трубчатые, губчатые, плоские, короткие, длинные, воздухоносные, смешанные, сесамовидные).
Название кости | Вид кости |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
Задание №2
Изучите соединение костей. Определите, к каким видам соединения относятся нижеперечисленные:
(синдесмоз, синхондроз, синостоз, гемиартроз, диартроз)
- Межпозвоночные диски –
- Лобковый симфиз-
- Соединение зубов-
- Соединение крестцовых позвонков-
- Соединение 8,9,10 ребер между собой –
- Соединение атланта с затылочной костью –
- Мембрана между костями голени –
- Связки позвоночника –
- Соединение головки ребра с позвонком –
- Соединение крестца с костью –
Задание №3
Запишите латинские названия:
- позвонок-
- позвоночный столб-
- крестец-
- копчик-
- ребро-
- ключица-
- грудина-
- грудная клетка-
Задание №4
Изучите строение типичного позвонка и особенности разных групп позвонков. Заполните таблицу «Особенности различных групп позвонков»
Позвонок | Тело | Позвоночное отверстие | Остистый отросток | Поперечный отросток |
С1 | ||||
С2 | ||||
С7 | ||||
Th1-12 | ||||
L1-5 | ||||
S1-5 | ||||
Со |
Задание №5
Опишите и укажите на рисунке «Скелет грудной клетки» основные линии грудной клетки, используемые для определения границ органов.
Задание № 6
Запишите области туловища:
Передняя поверхность | Задняя поверхность |
Грудь _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | Спина _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
Живот _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
Задание№7
Заполните таблицу «Суставы скелета туловища»
Название сустава | Кости | Форма | Особенности | Движение |
Атланто –затылочный | ||||
Осевой | ||||
Межпозво–ночный | ||||
Грудино – рёберный | ||||
Рёберно – позвоночные | ||||
Крестцово – подвздошные |
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
2. Подготовка творческих проектов по темам «Здоровый позвоночник – залог здоровья», «Влияние осанки на здоровье человека».
Практическое занятие №6
Тема :«Мышцы туловища».
Обучающийся должен:
Знать: Основные группы мышц туловища, их функцию.
Фасции и топографические образования мышц туловища: пупочное кольцо, паховый канал, треугольники диафрагмы, белая линия живота.
Уметь: Пользоваться латинской терминологией. Показать в атласе и на муляжах основные мышцы туловища.
Задание №1
Заполните таблицу «Движение туловища»
Движение | Мышца (или группа мышц) |
Сгибание туловища | |
Разгибание туловища | |
Наклон в сторону | |
Поворот туловища | |
Вдох (расширение грудной клетки) | |
Выдох | |
Брюшной пресс |
Внеаудиторная работа:
- Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
- Зарисовать области живота
- Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии»).
Практическая работа №7
Тема: «Скелет верхней конечности».
Обучающийся должен:
Знать: отделы скелета верхней конечностей, строение костей плечевого пояса, строение костей верхней конечностей, движения в них.
Уметь: использовать латинскую терминологию, показать оси движения в суставах верхних конечностей, показать в атласе, на муляжах, на макропрепаратах кости верхних конечностей, типичные места переломов костей верхних конечностей.
Задание №1
По таблицам и макропрепаратам разобрать строение костей верхней конечности.
Задание №2
Заполните таблицу «Суставы верхней конечности»
Название | Форма | Движение | Особенности |
Грудино- ключичный | |||
Ключично- акромеальный | |||
Плечевой | |||
Плечелоктевой | |||
Лучелоктевой | |||
Лучезапястный | |||
Запястнопястный 1-й | |||
Среднезапястный | |||
Пястнофаланговые | |||
Межфаланговые |
Задание №3
Зарисовать строение отдельных костей скелета верхней конечности: лопатки, плечевой, локтевой, лучевой
Внеаудиторная работа
1. Запишите латинские термины:
Ключица-
Лопатка-
Плечевая кость-
Локтевая кость-
Кисть-
2.Составить кластер «Скелет верхней конечности», «Скелет нижней конечности».
3. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа № 8.
Тема: «Мышцы верхней конечности».
Обучающийся должен:
Знать: основные группы мышц верхней конечности: мышцы плечевого пояса, мышцы свободной верхней конечности (плеча, предплечья, кисти), их представители.
Уметь: показывать по таблицам и планшетам расположение групп мышц и отдельных мышц верхних конечностей, расположение топографических образований мышц верхних конечностей.
Задание №1
По таблицам и планшетам разобрать мышцы верхней конечности.
Задание №2
Заполните таблицу «Движение верхней конечности»
Движение | Мышца или группа мышц |
Приближение лопатки к позвоночнику | |
Сгибание плеча | |
Разгибание плеча | |
Пронация плеча | |
Супинация плеча | |
Разгибание предплечья | |
Пронация предплечья и кисти | |
Супинация предплечья и кисти | |
Сгибание кисти и пальцев | |
Разгибание кисти и пальцев | |
Разведение пальцев | |
Сближение пальцев | |
Отведение руки |
Внеаудиторная работа.
1. Составить кластер «Мышцы верхней конечности» (для Папки).
2.Составить кластер на отдельные мышцы верхних конечностей (для Папки). Например:
Дельтовидная мышца
начало | прикрепление | функция |
Практическая работа № 9
Тема: «Скелет нижней конечности».
Обучающийся должен:
Знать: отделы скелета нижней конечности, скелет тазового пояса, скелет свободной нижней конечности, соединения костей, костные границы большого и малого таза, половые различия в строении таза.
Уметь: использовать латинскую терминологию, показать оси движения в суставах конечностей, показать в атласе, на муляжах, на макропрепаратах кости нижних конечностей, типичные места переломов костей нижних конечностей.
Задание №1
По таблицам и макропрепаратам разобрать строение костей нижней конечности.
Задание №2
Зарисовать строение костей скелета нижней конечности: тазовой, бедренной, большой берцовой.
Задание №3
Заполните таблицу «Половые особенности таза»
Женский таз | Мужской таз | |
Форма и размеры
Положение крыльев Форма входа в малый таз Соотношение между входом и выходом Форма малого таза Мыс крестца
Лобковый угол |
Задание №4
Заполните таблицу «Суставы нижней конечности»
Название | Форма | Движения | Особенности |
Тазобедренный | |||
Коленный | |||
Голеностопный | |||
Шопара | |||
Лисфранка |
Внеаудиторная работа
1. Запишите латинские термины:
Тазовая кость-
Таз-
Подвздошная кость-
Лобковая кость-
Седалищная кость-
Бедренная кость-
Большеберцовая кость-
Малоберцовая кость-
Стопа-
Пяточная кость-
Голень-
2. Составить кластер «Скелет нижней конечности» (для Папки).
Практическая работа № 10
Тема: «Мышцы нижней конечности».
Обучающийся должен:
Знать: основные группы мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса, мышцы свободной нижней конечности (бедра, голени, стопы), их представители.
Уметь: показывать по таблицам и планшетам расположение групп мышц и отдельных мышц нижних конечностей, топографические образования мышц нижних конечностей.
Задание №1
По таблицам и планшетам разобрать мышцы нижней конечности.
Задание №2
Заполните таблицу «Движения нижней конечности»
движение | Мышца или группа мышц |
Вращение бедра наружу | |
Вращение бедра внутрь | |
Сгибание бедра | |
Разгибание бедра | |
Отведение бедра | |
Приведение бедра | |
Сгибание бедра | |
Разгибание бедра | |
Сгибание стопы | |
Разгибание стопы | |
Пронация стопы | |
Супинация стопы |
Внеаудиторная работа.
1. Составить кластер «Мышцы нижних конечностей» (для Папки).
2.Составить схему на отдельные мышцы верхних и нижних конечностей. Например:
Трехглавая мышца
начало | прикрепление | функция |
3. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека» ).
4. Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии»).
Практическая работа №11
Зачетная работа по процессу движения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
- РАБОТА С НАБОРОМ КОСТЕЙ.
- РАБОТА С РЕНТГЕНОВСКИМИ СНИМКАМИ.
- РАБОТА С ТЕСТАМИ.
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Практическая работа №12
Тема: «Состав, свойства и функции крови».
Обучающийся должен:
Знать: общую характеристику и физиологические значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма, основные константы внутренней среды, константы крови, состав крови, функции крови, состав сыворотки, плазмы крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты: строение, образование, количество в одном литре.
Уметь: использовать медицинскую терминологию, различать форменные элементы крови в атласе и на таблицах.
Задание№1
Изучите микропрепарат «Кровь человека». Зарисуйте схемы строения форменных элементов крови.
Эритроциты | Тромбоциты |
Незернистые лейкоциты-агранулоциты
Лимфоцит | Моноцит |
Зернистые лейкоциты-гранулоциты
Нейтрофилы | |||
Юный | Палочко-ядерный | Сегментоядерный | |
Базофил | Эозинофил |
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №13
Тема: «Физиология крови».
Обучающийся должен:
Знать: понятие «гемостаз», его виды, стадии микроциркуляторного гемостаза, стадии гемокоагуляции, виды гемолиза, функции крови, виды и расположение агглютининов, агглютиногенов, группы крови, резус-фактор, его локализацию.
Уметь: владеть методикой подсчета форменных элементов крови и определения гемоглобина и СОЭ, определения группы крови на тренажере; использовать медицинскую терминологию.
Задание №1
Записать схему гемокоагуляции.
Задание №2
Заполните таблицу:
Система свертывания | Противосвертывающая система | Фибринолитическая система | |
Кровотечение | |||
Тромбоз |
Обозначьте условными знаками (стрелками, знаком «плюс» или «минус») повышение или снижение активности свертывающей и фибринолитической систем, ведущие к снижению свертывания крови (кровотечение, кровоизлияние) или повышению (тромбоз).
Задание№3
Ознакомьтесь с методикой подсчета форменных элементов крови (по методическим указаниям), с устройством приборов.
Кратко запишите(для Папки).
Задание№4
Ознакомьтесь с методикой определения количества гемоглобина крови, с устройством прибора. Кратко запишите (для Папки)
Задание №5
Заполните таблицу «Определение групп крови», указав наличие реакций агглютинации.
Агглютинины стандартных сывороток | Агглютиногены исследуемой крови | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Используйте условные обозначения ( знаки «+» или «-», штриховку или однородную окраску и пр.) показывающие наличие или отсутствие процесса агглютинации при встрече агглютиногенов исследуемой крови и агглютининов, находящихся в стандартных сыворотках. Их взаимодействие обозначайте в пустых ячейках на месте пересечения вертикального столбца и соответствующей горизонтальной строки.
Задание №6
Тест
1.Количество крови составляет
а) 10%;
б) 15%;
в) 8%;
г) 5%.
2. Функциями крови являются:
а) защитная;
б) транспортная;
в) дыхательная;
г) все перечисленное.
3.Соотношение плазмы и форменных элементов составляет:
а) 45/55;
б) 50/50;
в)55/45;
г)60/40.
4. Концентрация NaCl в гипертоническом растворе равна:
а)0,9%;
б)9%;
в)0,25;
г)0,5%.
5. В гипотоническом растворе эритроциты:
а) набухают и лопаются;
б) сморщиваются;
в) не изменяются.
6. Количество белка в плазме составляет:
а) 10%;
б)0,9%;
в)7-8%;
г)1%.
7. Онкотическое давление обеспечивается:
а)белками;
б)солями;
в)эритроцитами;
г)глюкозой.
8.pH крови в норме составляет:
а)8,7 б)7,0 в)4,4 г)7,4
9. Количество глюкозы в плазме в норме равно
а)5 ммоль/л;
б)8ммоль/л;
в)10ммоль/л;
г)3ммоль/л.
10. Защитную, питательную, дыхательную функции осуществляют:
а)тромбоциты;
б)эритроциты;
в)нейтрофилы;
г)базофилы.
11.Клетки крови, участвующие в создание иммунитета:
а)эритроциты;
б)тромбоциты;
в)лейкоциты.
12. Клетки крови, обладающие подвижностью:
а)лейкоциты;
б)эритроциты;
в)тромбоциты;
г)гемоглобин.
13. К гранулоцитам относятся все клетки, кроме:
а)нейтрофилов;
б)базофилов;
в)эозинофилов;
г)лимфоцитов.
14. К агранулоцитам не относятся:
а)моноциты;
б)нейтрофилы;
в)лимфоциты.
15.При недостаточной активности свертывающей системы возможно:
а)тромбоз;
б)кровотечение;
в)агглютинация;
г)стаз.
16. Для нормального свертывания крови необходимо присутствие в плазме:
а) калия;
б) железа;
в) кальция;
г) магния.
17. К антикоагулянтам относится:
а) гепарин;
б) фибриноген;
в) тромбин;
г) гемоглобин.
18. К факторам свертывания крови относятся:
а) гепарин;
б) тромбопластин;
в) плазмин;
г) гемоглобин.
19. Пусковым моментом в процессе свертывания крови является:
а) сужение сосуда;
б) образование фибрина;
в) повреждение стенки сосуда и активизация тромбопластина.
20. Какой показатель соответствует тромбоцитопении
а)300* 1012/л;
б)180*10 9/л;
в)450*10 9/л.
21. Агглютинины находятся в:
а) плазме крови;
б) эритроцитах;
г)гемоглобине.
22. Агглютинины находятся в:
а) эритроцитах;
б) тромбоцитах;
в) гемоглобине;
г) плазме.
23. При переливании несовместимой крови происходит гемолиз:
а) механический;
б) химический;
в) биологический;
г)термический.
24. Резус конфликт возникает при:
а) переливании резус-отрицательной крови резус-положительному реципиенту;
б) при переливании резус- положительной крови резус-положительному реципиенту;
в) при беременности резус- положительной женщины резус-отрицательным плодом;
г) при беременности резус- отрицательной женщины резус- положительным плодом.
Проверьте ваши ответы
Критерии оценки:
«5»-ни одной ошибки
«4»-1-2 ошибки
«3»-3 ошибки
«2»-4 ошибки и больше.
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №14
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «КРОВЬ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
- РАБОТА С ТЕСТАМИ.
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Практическая работа № 15
Тема: «Анатомия и физиология сердца».
Обучающийся должен:
Знать:
- сущность процесса кровообращения, структуры, осуществляющие процесс кровообращения, круги кровообращения;
- сосуды, виды, строение стенки, функциональные группы сосудов, систему микроциркуляции;
- факторы, влияющие на кровообращение;
- сердце: расположение, строение, камеры сердца, отверстия, клапаны, строение стенки сердца, проводящую система сердца, физиологические свойства сердечной мышцы, фазы и продолжительность сердечного цикла;
- показатели сердечной деятельности, основы электрокардиографии;
- механизмы регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов, 1 и 2 уровни регуляции.
Уметь:
- показать на муляжах, таблицах структуры сердца;
- проводить аускультацию и перкуссию сердца;
- пользоваться медицинской терминологией.
Задание №1
Зарисуйте схему кругов кровообращения.
Задание №2
Зарисуйте схему расположения сердца относительно грудины и ребер (проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки), места выслушивания клапанов. Перкуторное определение границ сердца. Проведение аускультации сердца и проекция аускультации клапанов на переднюю поверхность грудной клетки.
Задание №3
Определение пульса и измерение артериального давления (полученные данные записать в тетрадь).
1.
2.
Задание №4
Зарисуйте схему типичной ЭКГ
Задание №5
Заполните таблицу «Регуляция работы сердца»
Факторы, активизирующие работу сердца | Факторы, тормозящие работу сердца |
Задание №5
Тест
Инструкция: выберите вариант правильного ответа
- Большой круг кровообращения начинается:
а) легочным стволом;
б) аортой;
в) полыми венами;
г) легочными венами.
- Большой круг кровообращения заканчивается в:
а) правом предсердии;
б) левом предсердии;
в) левом желудочке;
г) правом желудочке.
- Верхушка сердца направлена:
а) вперед, вниз и вправо;
б) вперед, вверх и влево;
в) вперед, вниз и влево;
г) назад, вниз и влево.
- Эндокард выстлан:
а) мезотелием;
б) эндотелием;
в) соединительной тканью;
г) мышечной тканью.
- Клапаны сердца образованы складками:
а) миокарда;
б) эндокарда;
в) эпикарда;
г) перикарда.
- Митральный клапан расположен:
а) между предсердием и желудочком справа;
б) между предсердием и желудочком слева;
в) в устье аорты;
г) в устье легочного ствола.
- Митральный клапан выслушивается:
а) во 2 межреберье слева;
б) во 2 межреберье справа;
в) у мечевидного отростка грудины;
г) в 5 межреберье слева.
8. Водитель ритма расположен:
- а) в левом желудочке;
б) в правом желудочке;
г) в левом предсердии;
г) в правом предсердии.
9. Во время систолы желудочков створчатые клапаны:
- а) открыты;
б) закрыты.
10. Кровь поступает в коронарные артерии во время:
- а) систолы желудочков;
б) обшей паузы;
- в) постоянно.
11. Полулунные клапаны расположены в:
- а) устье аорты;
б) в полых венах;
в) в правом предсердии.
12. Зубец Р электрокардиограммы отражает:
- а) возбуждение обоих желудочков;
б) возбуждение предсердий;
в) деполяризацию миокарда.
13. При потере организмом калия происходит
- а) учащение сердечных сокращений;
- б) урежение сердечных сокращении.
14. При кратковременном раздражении блуждающего нерва происходит:
- а) увеличение ЧСС;
- б) уменьшение ЧСС;
- в) ЧСС не меняется.
15. При гиперкальциемии происходит:
- а) увеличение ЧСС;
- б) уменьшение ЧСС.
Проверьте свои ответы. Критерии оценки:
«5»-0-1 ошибка
«4»-2-3 ошибки
«3»-4-6 ошибок
«2»-7 ошибок и более
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями ( «СБОРНИК тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
2. Решение морфофункциональных и ситуационных задач («СБОРНИК морфофункциональных и ситуационных задач по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №16
Тема: «Артерии большого круга кровообращения. Артерии головы, шеи, верхней конечности. Грудная часть аорты».
Обучающийся должен
Знать:
-круги кровообращения;
- характеристику аорты, ее отделы, основные сосуды, отходящие от них;
- артерии головы и шеи;
- артерии верхних конечностей;
- артерии таза, нижних конечностей;
- места временной остановки кровотечения, критерии оценки процесса кровообращения.
Уметь:
-определять места и осуществлять подсчет пульса на периферических артериях;
- использовать приборы для измерения артериального давления, сосчитать пульс;
- применить латинские термины.
Задание№1
Составьте схемы кровоснабжения головного мозга, артерий верхних
и нижних конечностей.
Артерии головного мозга | Артерии верхних конечностей | Артерии нижних конечностей |
Задание№2
Определение пульса на крупных сосудах, подсчет числа сердечных сокращений. Измерение артериального давления. Полученные данные записать в тетрадь.
Задание № 3
Проведите исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы и оцените её адаптационные возможности.
Возраст ___________ Рост _____________ Вес _____________
Состояние здоровья на момент исследования:
_________________________________________________________
восстановительный период
Исход-ные данные | После нагрузки | % | 1 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин | 5 мин | |
Пульс за 10 сек | ||||||||
ЧСС | ||||||||
АД | ||||||||
ПД |
Вывод:
- Тип реакции на дозированную физическую нагрузку
- Тренированность сердечно-сосудистой системы –
Внеаудиторная работа:
- 1. Работа с тестовыми заданиями ( «СБОРНИК тестовых заданий по анатомии и физиологии человека» ).
- 2. Решение морфофункциональных и ситуационных задач («СБОРНИК морфофункциональных и ситуационных задач по анатомии и физиологии человека»).
- Составить кластеры на артерии большого круга кровообращения.
Практическая работа № 17
Тема: Вены большого круга кровообращения
Обучающийся должен
Знать:
- расположение вен большого круга кровообращения;
- систему верхней полой вены;
- систему нижней полой вены;
- систему воротной вены печени.
Уметь:объяснять значение системы воротной вены; показывать расположение поверхностных вен верхних и нижних конечностей.
Задание№1
Зарисовать вены верхней конечности.
Задание№2
Зарисовать вены нижней конечности.
Задание№3
Зарисовать систему воротной вены.
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями ( «СБОРНИК тестовых заданий по анатомии и физиологии человека» ).
2. Решение морфофункциональных и ситуационных задач («СБОРНИК морфофункциональных и ситуационных задач по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №18
Тема: «Морфофункциональная характеристика иммунной системы».
Обучающийся должен
Знать:
- строение лимфоидной ткани;
- общий план строения лимфатической системы;
- взаимоотношения лимфатической системы с иммунной;
- основные лимфатические сосуды, строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляры;
- строение лимфоузла, его функции, основные группы лимфоузлов;
-образование лимфы, состав и движение лимфы по лимфососудам;
- регуляцию системы лимфообращения;
- медицинскую терминологию.
Уметь: показывать на таблицах и муляжах грудной и правый лимфатические протоки, различать на муляже основные группы лимфатических узлов, определить для части тела или органа расположение регионарных лимфатических узлов.
Задание №1
Составьте схему лимфатических протоков.
Грудной лимфатический проток | Правый лимфатический проток |
Задание № 2
Заполните таблицу «Регионарные лимфатические узлы»
Узлы | Области тела |
Поднижнечелюстные | |
Околоушные | |
Затылочные | |
Шейные | |
Подмышечные | |
Локтевые | |
Подколенные | |
Паховые | |
Подвздошные | |
Брыжеечные | |
Средостенные |
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями ( «СБОРНИК тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
2. Решение морфофункциональных и ситуационных задач («СБОРНИК морфофункциональных и ситуационных задач по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №19
Тема: « Функциональная анатомия спинного мозга».
Обучающийся должен
Знать: расположение и строение спинного мозга, оболочки спинного мозга, полость спинного мозга, микроскопическое строение спинного мозга, понятие сегмента спинного мозга, приводящие пути спинного мозга, основные центры спинного мозга, функции спинного мозга, рефлексы спинного мозга, рефлекторные дуги.
Уметь: показать в атласе и на муляжах основные структуры спинного мозга, применять медицинскую терминологию, отобразить (на память) звенья рефлекторной дуги.
Задание № 1
Зарисовать схему простой рефлекторной дуги соматического рефлекса.
Задание № 2
Зарисовать схему внутреннего строения спинного мозга.
Задание № 3
Составить таблицу «Сухожильные и кожные рефлексы, наиболее часто определяемые в клинической практике».
№ п/п | Название рефлекса | Способ обнаружения | Двигательный эффект | Центр рефлекса |
Внеаудиторная работа:
1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
Практическая работа №20
Тема: «Спинномозговые нервы».
Обучающийся должен
Знать: строение спинномозговых нервов, их количество, ветви спинномозгового нерва, сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации, строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов, медицинскую терминологию.
Уметь: показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах и таблицах, показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными парами спинномозгового нервов в атласе и таблицах.
Задание №1.
Зарисовать схему образования спинно-мозговых нервов.
Задание № 2.
Составить графологические структуры на шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое сплетение.
Задание 3.
Составить кластер «Топография и области иннервации нервов плечевого сплетения».
Задание 4 - 5
Составить кластер «Топография и области иннервации нервов поясничного, крестцово-копчикового сплетений».
Внеаудиторная работа:
- Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»).
2.Решение ситуационных задач.
Перечень литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Анатомия и физиология человека 2014-2015 учебный год
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной про...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека (форма обучения очно-заочная)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.Согласно Федеральному государств...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 33.02.01 Фармация (базовой подготовки)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА по специальности: 34.02.01 Сестринское дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. анатомия и физиология человекапо специальности: 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 Сестринское делоВот...