Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)
рабочая программа на тему

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).

            1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека входит в состав дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·        интерпретировать анализы крови, мочи;

·        дать оценку основным гемодинамическим показателям;

·        использовать терминологию при характеристике функциональных групп тканей и органов;

·        распознать виды кровотечений и произвести гемостаз пальцевым прижатием области проекции магистральных кровеносных сосудов

·        использовать знания по анатомии и физиологии при изучении способов введения лекарственных веществ в организм человека

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·       строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;

·       части тела и расположение органов в организме человека;

·       физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме человека;

·       терминологию в соответствие с анатомической номенклатурой

Освоение учебной дисциплины требует сформированности ОК и ПК:

ОК 1.- 6, ОК 8, ОК 11,  ПК 1.1.-  1.3, ПК 2.1 – 2.8, ПК 3.1 – 3.3

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки учащихся327 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки учащихся218 часов;

самостоятельной работы учащихся109 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.02_anatomiya_i_fiziologiya_sd.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02.АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).

        1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека входит в состав дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • интерпретировать анализы крови, мочи;
  • дать оценку основным гемодинамическим показателям;
  • использовать терминологию при характеристике функциональных групп тканей и органов;
  • распознать виды кровотечений и произвести гемостаз пальцевым прижатием области проекции магистральных кровеносных сосудов
  • использовать знания по анатомии и физиологии при изучении способов введения лекарственных веществ в организм человека

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;
  • части тела и расположение органов в организме человека;
  • физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме человека;
  • терминологию в соответствие с анатомической номенклатурой

Освоение учебной дисциплины требует сформированности ОК и ПК:

ОК 1.- 6, ОК 8, ОК 11,  ПК 1.1.-  1.3, ПК 2.1 – 2.8, ПК 3.1 – 3.3

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки учащихся327 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки учащихся218 часов;

самостоятельной работы учащихся109 часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

327

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

218

в том числе:

     практические занятия

98

     контрольные работы

*

курсовая работа (проект) не предусмотрена

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

109

Экзамен


2.2 Тематический план и содержание учебой дисциплины

ОП.02. Анатомия и физиология человека

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.Введение в анатомию и физиологию человека. Общие и частные вопросы цитологии и гистологии.

Содержание учебного материала

Анатомия и физиология как медицинские науки. История развития и связь с другими науками. Плоскости и части тела. Конституция. Анатомическая терминология. Понятие о клетке, особенностях строения и методах изучения клетки. Введение в гистологию. Определение тканей, их классификация, структурные и функциональные различия эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

10

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

8

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради
  3. Составление словаря терминов.
  4. Подготовка рефератов
  5. Работа с интернет-источниками.

9

Тема 2. Состав, свойства и функции крови. Группы крови. Резус фактор. Донорство.

Содержание учебного материала

Внутренняя среда организма. Количество, состав, функции крови. Гомеостаз, его этапы и фазы. Группы крови. Резус-фактор. Донорство.

6

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Зарисовка мазка крови.
  3. Интерпретация  результатов анализа крови.
  4. Подготовка рефератов
  5. Составление словаря терминов.
  6. Работа с интернет-источниками

6

Тема 3. Общие и частные вопросы остеоартрологии и синдесмологии. Скелет человека.

Содержание учебного материала

Опорно-двигательный аппарат – понятие. Скелет – понятие, функции. Кость как орган, ее химический состав. Строение трубчатой кости. Классификация костей.

Соединения костей Отделы скелета человека. Обзор скелета головы, туловища, верхних и  нижних конечностей.

10

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

8

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Изучение отделов и костей скелета на муляжах.
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

9

Тема 4. Общие и частные вопросы миологии. Физиология мышц. Мышечная система.

Содержание учебного материала

Расположение и значение скелетных мышц. Мышца, как орган. Классификация мышц. Микроскопическое строение мышечного волокна. Основные физиологические свойства мышц. Значение физической тренировки мышц. Основные группы мышц головы, шеи, туловища и конечностей.

8

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

10

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Изучение мышц тела человека на планшетах и муляжах.
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

9

Тема 5. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Физиология кровообращения.

Содержание учебного материала

Топография, внешнее и внутреннее строение. Работа сердца. Методы исследования сердечной деятельности. Регуляция деятельности сердца. Процесс кровообращения. Кровеносные сосуды. Основные показатели кровообращения. Кровяное давление. Пульс Венечный круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Коллатеральное кровообращение.

16

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

10

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Изучение строения сердца на муляжах.
  5. Подготовка рефератов
  6. Составление словаря терминов.
  7. Работа с интернет-источниками.

13

Тема 6. Лимфатическая система. Органы иммунной системы. Иммунитет.

Содержание учебного материала

Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы. Строение  лимфатических сосудов. Основные лимфатические сосуды. Функции лимфатической системы. Лимфатические узлы. Селезенка. Иммунитет. Виды и механизмы иммунитета. Органы иммунной системы.

4

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

4

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Зарисовка схемы «Строение лимфатической системы».
  4. Заполнение таблицы «Отток лимфы из разных областей тела».
  5. Составление словаря терминов.
  6. Работа с Интернет-источниками.

4

Тема 7. Анатомия и физиология центральной нервной системы.

Содержание учебного материала

Классификация нервной системы. Структуры нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции головного и спинного мозга..

6

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

8

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Зарисовка поперечного разреза спинного мозга.
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

7

Тема 8. Автономная нервная система: периферическая и вегетативная нервная система.

Содержание учебного материала

Количество черепных нервов, их название, состав, значение. Спинномозговые нервы и их ветви. Сплетения спинномозговых нервов. Вегетативная нервная система. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, их функции.

4

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Зарисовка схем хода черепных нервов.
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

5

Тема 9. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

Содержание учебного материала

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Расположение ЖВС, их строение. Гормоны и их значение. Гиперфункция и гипофункция желез.

4

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
  3. Заполнение таблицы «ЖВС и их гормоны»
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

3

Тема 10. Анатомии и физиологии сенсорных систем.

Содержание учебного материала

Определение сенсорной системы, ее  отделы, значение. Свойства анализаторов. Виды анализаторов, их строение и функции. Соматическая сенсорная система. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная система.

6

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

8

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Изучение структур кожи, глаза и уха по таблицам и муляжам.
  3. Подготовка рефератов
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

7

Тема 11. Анатомия и физиология органов дыхания

Содержание учебного материала

Процесс дыхания – определение, этапы. Органы дыхательной системы. Физиология дыхания. Регуляция дыхания. Вред курения.

6

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Изучение органов дыхания и их структур по таблицам и муляжам.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Составление словаря терминов.
  5. Работа с интернет-источниками.

6

Тема 12. Общие вопросы процессов питания и пищеварения. Органы пищеварительной системы.

Содержание учебного материала

Процесс пищеварения – определение, значение. Строение органов пищеварения. Физиология пищеварения. Пищеварительные ферменты их действие на питательные вещества. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы, особенности их строения.

10

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

8

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление конспекта прочитанного.
  2.  Выполнение заданий в рабочей тетради. Изучение строения органов пищеварения по таблицам, рисункам атласов, муляжам.
  3. Составление словаря терминов.
  4. Подготовка рефератов
  5. Работа с интернет-источниками.

9

Тема 13. Анатомия и физиология мочеполовой системы. Репродукция человека. Эмбриогенез.

Содержание учебного материала

Мочевыделительная система, органы и их строение. Механизмы мочеобразования и мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Мужская и женская половая система. Репродукция. Оплодотворение. Особенности внутриутробного развития человека.

10

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Составление словаря терминов по теме.
  3. Изучение строения органов мочевыделения по таблицам, рисункам атласов, муляжам.

8

Тема 14. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция.

Содержание учебного материала

Обмен веществ и энергии. Пищевой рацион. Витамины. Виды обмена веществ. Нормальная температура тела человека. Теплопродукция. Теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи.  

10

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Решение ситуационных задач.
  3. Составление словаря терминов по теме.
  4. Работа с интернет-источниками.

8

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

Содержание учебного материала

Понятие о высшей  нервной деятельности. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Психическая деятельность. Физиология поведения. Сигнальные системы. Типы высшей нервной деятельности человека. Физиологическое торможение. Сон и его значение.

10

1

Лабораторные работы

*

Практические занятия

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника, лекции, составление плана прочитанного.
  2. Выполнение задания в рабочей тетради.
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Зарисовка схемы образования условных рефлексов.
  5. Составление словаря терминов по теме.
  6. Работа с интернет-источниками.

6

Примерная тематик курсовой работы (проекта) не предусмотрена

*

Самостоятельная работа обучающегося над курсовой работой (проектом) не предусмотрена

*

Всего:

327

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Оборудование учебного кабинета анатомии и физиологии человека:

Мебель и стационарное оборудование:

Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол для преподавателя

Стул для преподавателя

Столы по количеству обучающихся

Стулья по количеству обучающихся

Шкафы для муляжей и моделей

Технические средства обучения:

Экран

Компьютер

Проектор

Микроскопы

Динамометр

Тонометр

Спирометр

Учебно-наглядные пособия

Череп

Скелет туловища с тазом

Набор костей скелета

Набор планшетов по мышечной системе

Муляжи органов

Микропрепараты

Презентации и таблицы (плакаты) по темам

Видеоматериалы

Обучающие компьютерные программы


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

•        Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. Для студ.сред.проф.учебн.заведений/ И.В. Гайворонский, Г.И.Ничипрук, А.И. Гайворонский. – 4-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.

•        Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека- Издание 2-е, переработанное и дополненное - Москва: Медицина, 2012 г.

•        Федюкович Н. И. Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 20-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2012 г.

•        Самусев Р. П. Анатомия человека: Учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р. П. Самусев. — 4е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013 г.

Дополнительная литература:

•        Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2012 г.

•        Андрианов В.В. Нормальная физиология :учеб,для узов/В.В.Адрианова,В.И.Бадиков, Ю.Е. Вагин.-Изд.Академия,2013 г.

•        Биглич Г.Л. Анатомия человека:атлас в 3 томах/Г.Л.Биглич, В.А.Крыжановский.-ГОЭТАР-МЕДИА,2012 г.

•        Боянович Ю.В., Н.П. Балакирев. Атлас анатомии человека. Ростов-на-Дону «Феникс», Харьков, «Торсинг», 2014 г.

•        Р.С. Орлов, А.Д.Нозуратев. Нормальная физиология. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2014 г.

Интернет – ресурсы:

•        Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]:учеб. пособие URL:http://www.booksmed.com/fiziologiya/1449-vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-prishhepa.html.

•        Основы анатомии и физиологии детей и подростков [Электронный ресурс]:учеб. пособие -URL: http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/uchebnye_posobija/48496-osnovy-anatomii-i-fiziologii-detejj-i-podrostkov.html.

•        www.e-anatomy.ru

•        www.anatomus.ru

•        www.spravochnic-anatomia.ru

   www.fiziologiyacheloveka.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий в форме устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований по пятибалльной системе.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • интерпретировать анализы крови, мочи;
  • дать оценку основным гемодинамическим показателям;
  • использовать терминологию при характеристике функциональных групп тканей и органов;
  • распознать виды кровотечений и произвести гемостаз пальцевым прижатием области проекции магистральных кровеносных сосудов
  • использовать знания по анатомии и физиологии при изучении способов введения лекарственных веществ

Результативность опросов и тестирования

Знание терминологии

Знание основ топографической анатомии

Правильность решения ситуационных задач

Зачет

Экзамен

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение и функцию тканей, органов и систем организма;
  • части тела и расположение органов в организме человека;
  • физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме человека;
  • терминологию в соответствие с анатомической номенклатурой

Результативность опросов и тестирования

Знание терминологии

Знание основ топографической анатомии

Правильность решения ситуационных задач

Зачет

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 33.02.01 Фармация (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация ...

Глоссарий по дисциплине ОП 02. Анатомия и физиология человека, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Словарь предназначается для самоподготовки студентов к терминологическим диктантам, контрольным работам и промежуточной аттестации по дисциплине....

КТП учебной дисциплины ОП 02. Анатомии и физиологии человека. Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для практических занятий для студентов учебной дисциплины ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

    Методические рекомендации  предназначены для практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов специальности «Сестринское де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 "Анатомия и физиология человека", Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"

Цель и планируемые результаты освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека               Специальность 34.02.01 Сестринское делоВот...