Рабочая программа по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека (форма обучения очно-заочная)
рабочая программа на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

В соответствии с результатами освоения программы подготовки специалистов среднего звена, медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) должен овладеть компетенции.

Составители:

Лебедедева Т.Н. Преподаватель высшей квалификационной категории.   

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aif_rp_sd_o-z_lebedeva_t.n._2.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

25

     4.    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ          

            ДИСЦИПЛИНЫ

27

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело. 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

В соответствии с результатами освоения программы подготовки специалистов среднего звена, медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) должен овладеть компетенциями:

Компетенция

Содержание

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1.

Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2.

Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3.

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 148 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;

самостоятельной работы обучающегося 74 часа

Использование часов вариативной части:

п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Кол-во

часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Знать: функции и состав крови,

состав плазмы, форменные элементы крови,

СОЭ, гемостаз и его виды, гемолиз и его виды, группы крови, резус-фактор,  переливание крови.

 Уметь:применять медицинскую терминологию, характеризовать физиологические показатели крови.

Тема 2.3.

Кровь

2

Более детальное изучение системы крови способствует формированию и осознанию значимости профессиональных компетенций, при этом формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

2

Знать: функции и состав крови,   свойства плазмы крови, форменные элементы крови,

процесс гемопоэза,  свертывающую, антисвертывающую,фибринолитическую системы, гемостаз, гемолиз, группы крови,  резус-фактор

Уметь: применять медицинскую терминологию,  выявлять патологию в клинических анализах крови.

Тема 2.4. Изучение состава и функций крови, групп крови, резус-фактора.

Переливание крови.

Более детальное изучение системы крови способствует формированию и осознанию значимости профессиональных компетенций, при этом формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

Итого:

2


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

     Практические занятия:

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

74

   написание рефератов

   подготовка докладов

   составление конспекта по тексту     учебника

   составление рисунка-схемы

   составление таблицы

   составление словаря терминов

14

6

4

24

20

6

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП. 02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Анатомия и физиология как науки

Т-2

ПР-0

СР-4

Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки

Содержание учебного материала:

1.Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и     физиологии. Положение человека в природе. Анатомия и физиология как медицинские науки. Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости. Анатомическая номенклатура. Конституция. Морфологические типы конституции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и

физиологии

2.Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных

линий для определения положения органов.

4

РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы цитологии и гистологии

Т-4

ПР-6

СР-8

Тема 2.1.

Основы цитологии. Клетка

Содержание учебного материала:

1.Клетка: строение и функции клеток.  Плазматическая мембрана, органоиды, специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения, ядро. Химический состав клетки - неорганические и органические вещества, их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК.Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

2

2

Практические занятия:

1.Определение разновидностей клеток на микропрепаратах.

Строение клетки. Функции органоидов клетки. Химический состав клетки.

Неорганические и органические вещества клетки. Стадии митоза. Стадии мейоза.

2

           

Самостоятельная работа обучающихся:

3.Зарисовка основных структур клетки

2

Тема 2.2.

Эпителиальная и соединительная ткани Тема 2.3 Кровь

Тема 2.4.

Мышечная ткань. Нервная ткань

Содержание учебного материала:

1.Ткань – определение, классификация, функциональные различия.       Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции  строение. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. Строение соединительной ткани. Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции.

Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма.   Функции и состав крови. Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Эритроциты: функция,  строение, количество. Состав, физиологические и патологические формы гемоглобина. СОЭ.  Лейкоциты: строение, виды, количество,  функции. Лейкограмма. Тромбоциты:  количество, строение,  функции. Процесс гемопоэза.  Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемостаз, определение, механизмы. Понятие и виды гемолиза, виды гемолиза. Группы крови.  Резус-фактор. Резус-конфликт. Переливание крови.

Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы. Определение органа. Системы органов.

2

2

Практические занятия

1.Микроскопия различных видов эпителиальной и соединительной ткани,         различных видов мышечной ткани, нервной ткани.

2

Практические занятия

1.Изучение состава и функций крови. групп крови, резус-фактора.      Переливание крови. Функции крови. Состав крови. Состав плазмы крови. Эритроциты: количество, строение, функции. Гемоглобин. Лейкоциты: количество, строение, свойства, функции, классификация. Лейкоцитарная формула. Строение, количество и функции лейкоцитов. Процесс гемопоэза.  Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемостаз, определение, механизмы. Понятие и виды гемолиза, виды гемолиза. Группы крови.  Резус-фактор. Резус-конфликт. Переливание крови.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4.Составление сравнительной таблицы тканей.                                                  .             5. Составление таблицы «Системы органов»

6. Составление реферата «Переливание крови»

6

РАЗДЕЛ 3.

Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата

Т-8

ПР-8

СР-14

Тема 3.1.

Морфофункциональная характеристика аппарата движения

Содержание учебного материала:

1.Понятие «опорно-двигательный аппарат». Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница. Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов.        Виды движений в суставах. Саркомер, механизм скольжения миофибрилл, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы. Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган. Строение и работа мионеврального синапса. Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц.

2

2

Тема 3.2.

Кости, их соединения и мышцы головы

Содержание учебного материала:

1. Череп в целом – свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем. Мышцы головы, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

7.Составление конспекта "Роднички черепа новорожденного"

2

Практические занятия:

1.Изучение костей мозгового и лицевого отделов черепа. Строение лобной, клиновидной, решетчатой, затылочной, теменной, височной костей.

Строение верхнечелюстной, нижнечелюстной костей. Положение и значение скуловой, носовой, слезной, небной, подъязычной костей, нижней носовой раковины, сошника.

Мышц головы и шеи. Мимические и жевательные мышцы: название, положение, функции. Поверхностные и глубокие мышцы шеи: название, положение, функции.

2

Тема 3.3.

Скелет и аппарат движения туловища

Содержание учебного материала:

1.Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба. Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником. Группы мышц шеи. Фасции шеи. Топографические образования шеи. Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота – расположение, функции. Влагалище прямой мышцы живота. Топографические образования туловища.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

8.Составление таблицы соединений костей туловища

2

Практические занятия:

1. Изучение костей и мышц туловища. Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба. Строение шейных, грудных, поясничных позвонков, крестца и копчика. Соединения позвонков. Изгибы позвоночного столба.  Грудная клетка. Строение ребра. Типы ребер. Соединение ребер с позвоночником. Грудная клетка. Поверхностные и глубокие мышцы груди: название, положение, функции. Мышцы живота. Слабые места передней брюшной стенки.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

9.Составление сравнительной таблицы мышц туловища

2

Тема 3.4.

Скелет и аппарат движения верхних конечностей

и нижних конечностей

Содержание учебного материала:

1.Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности. Типичные места переломов конечностей. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции.  Скелет нижней конечности – отделы.

Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза.

Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Мышцы нижней конечности. Мышцы таза. Мышцы бедра. Мышцы стопы.

2

2

Практические занятия:

1.Изучение препаратов костей и мышц верхних конечностей.                                                   Строение костей пояса верхней конечности. Строение костей свободной верхней конечности. Соединение костей плечевого пояса. Суставы свободной верхней конечности

Мышцы плечевого пояса верхней конечности: название, положение, функции. Мышцы плеча, предплечья и кисти: название, положение, функции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

10.Составление таблицы описания суставов верхних конечностей

11.Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов.

4

Практические занятия:

1. Изучение препаратов костей и мышц нижних конечностей.                                       Строение тазовой кости. Таз как целое. Половые отличия таза. Кости свободной нижней конечности. Соединения костей таза. Суставы свободной нижней конечности. Мышцы таза: название, положение, функции. Мышцы бедра, голени и стопы: название, положение, функции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

12.Составление таблицы описания суставов нижних конечностей

13.Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов

4

        

РАЗДЕЛ 4.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-

Т-4

ПР-6

СР-12

Тема 4.1.

Анатомия и физиология сердца

Содержание учебного материала:

1.Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца. Сосуды и нервы сердца. Проводящая система сердца. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце.

Регуляция деятельности сердца.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

14.Написание реферата на тему «Анатомия сердца»

15. Написание реферата на тему «Анатомия сердца»

4

Практические занятия:

1.Изучение строения и физиологии сердца.                                                                      Положение сердца. Строение камер сердца. Стенка сердца. Перикард.

Сердечный цикл. Внешние проявления работы сердца. Систолический и минутный объемы. Гуморальная и нервная регуляция работы сердца.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

16.Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца".

2

Тема 4.2.

Процесс кровообращения

Тема 4.2.1.

Процесс кровообращения.     Тема 4.2.2.

Артерии и вены большого круга кровообращения.  Тема 4.3.

Функциональная анатомия лимфатической системы

Содержание учебного материала:

1.Структуры малого круга кровообращения. Венечный круг кровообращения: коронарные артерии, вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития. Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие.  Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей.  Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени системы. Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы, протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла.

Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой.

2

2

Практические занятия:

1.Изучение строения сосудов коронарного круга кровообращения.  Артерии сердца. Вены сердца. Значение коронарного круга кровообращения. Изучение строения сосудов малого и большого кругов кровообращения.  Артерии малого круга кровообращения. Вены малого круга кровообращения. Значение малого круга кровообращения. Общая характеристика аорты. Артерии головы, шеи, верхних конечностей, груди, живота, нижних конечностей. Система верхней полой вены. Система нижней полой вены.

2

 Практические занятия:

1.Изучение строения системы лимфообращения.                             Лимфатические капилляры, сосуды, стволы и протоки. Лимфатические узлы. Состав лимфы. Значение лимфатической системы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

17.Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени.                                                                                                                                                                                                                             18.Составление схем кровоснабжения головного мозга и верхних конечностей

19.Написание реферата на тему

Функциональная анатомия  лимфатической системы.

6

РАЗДЕЛ 5.

Анатомия и физиология дыхательной системы

Т-2

ПР-2

СР-4

Тема 5.1.

Анатомия и физиология органов дыхания

1.Содержание учебного материала:

Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, их функции. Процесс дыхания – определение, этапы. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции.

2

2

Практические занятия:

1.Изучение анатомии и физиологии органов дыхания.

Верхние и нижние воздухоносные пути. Носовая полость: раковины, носовые ходы, особенности слизистой оболочки, функции. Гортань: положение, строение, полость и стенка, функции гортани. Трахея: положение, строение стенки, функции. Главные бронхи. Отличия левого и правого главного бронха. Легкие. Внешнее строение легких. Бронхиальное дерево. Ацинус. Сосуды легких. Строение и значение плевры. Границы легких и плевры. Средостение.

Определение ЖЕЛ,  минутного объёма легких.                                            Определение с помощью спирометра. дыхательного объема, резервного объема вдоха и выдоха, ЖЕЛ, минутного объема. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

20.Составление рисунка схемы органов дыхательной системы             21.Зарисовка микроскопического строения легких

4

РАЗДЕЛ 6.

Общие вопросы анатомии и физиологии

пищеварительной системы

Т-6

П-4

СР-6

Тема 6.1.

Анатомия органов пищеварения                 Тема 6.2.

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез

1.Содержание учебного материала:

1.Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала. Полость рта, строение: преддверие. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции. Желудок – расположение, строение.

Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав.

Тонкая кишка – расположение, строение, отделы:. Кишечный сок – свойства, состав, функции. Толстая кишка – расположение, отделы, особенности строения, функции. Брюшина – строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине .                                                                                                                                                                                                                         Большие слюнные железы – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна – состав, свойства. Поджелудочная железа – расположение, функции. Печень – расположение, границы, функции. Макро- и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды. Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи.

2

2

Тема 6.3.

Физиология пищеварения

Тема 6.3.1.

Пищеварение в полости рта и желудке.                                   Тема 6.3.2.            Пищеварение в кишечнике.

 Тема 6.4.

Обмен веществ и энергии в организме

Тема 6.4.1.

Обмен веществ и энергии в организме.

Тема 6.4.2 Водно-солевой обмен.  Витамины

1.Содержание учебного материала:

Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Глотание. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.                                                                                                                  Пищеварение в тонком кишечнике, виды.  Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Всасывание в тонкой кишке. Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Акт дефекации.

1.Содержание учебного материала:

Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона.                             Белки, жиры, углеводы: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Витамины – понятие, биологическая ценность.

2

2

2

2

Практические занятия:

1.Изучение строения органов пищеварения.                                              Отделы и границы полости рта. Строение и функции зубов. Строение и функции языка. Крупные пищеварительные железы. Состав и свойства слюны. Строение и функции глотки. Акт глотания.

Строение и функции пищевода. Внешнее строение и положение желудка. Строение стенки желудка. Состав и свойства пищеварительного сока. Эвакуация пищи в двенадцатиперстную кишку.

Отделы тонкого кишечника. Строение его стенки. Пристеночное и полостное пищеварение. Состав кишечного сока. Отделы толстого кишечника. Строение его стенки. Функции толстого кишечника. Акт дефекации. 

2

Практические занятия:

1.Обмен веществ и энергии.                                                                                                    Понятие и этапы обмена веществ. Состав пищевых продуктов. Оценка энергетической и биологической ценности пищевых продуктов.

Определение суточного рациона.                                                                  Энергетический обмен. Основной обмен и рабочая прибавка. Составление суточного рациона с учетом пола, физической активности.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

22. Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков,         . 23.Составление сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала.

24. Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения"

6

РАЗДЕЛ 7.

Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека.

Т-2

ПР-4

СР-6

Тема 7.1.

Анатомия и физиология мочевыделительной системы

Содержание учебного материала:

1.Процесс выделения. Структуры организма, участвующие в выделении. Почки: макроскопическое строение. Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. Механизмы образования мочи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал женский и мужской.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

25. Зарисовка схемы нефрона

26.Зарисовка строения почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры

4

Практические занятия:

1.Изучение строения органов мочевыделительной системы.                  Положение и внешнее строение почки. Внутреннее строение. Строение и типы нефронов. Строение мочеточников. Положение и строение мочевого пузыря. Мужской мочеиспускательный канал. Женский мочеиспускательный канал. Акт мочеиспускания.

2

Практические занятия:

1.Оценка общего клинического анализа мочи.                                        Функции почек. Фазы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Регуляция работы почек. Состав конечной мочи. Патологические компоненты мочи.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

27.Составление словаря терминов

2

РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы

Т-2

ПР-2

СР-4

Тема 8.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы

Тема 8.1.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы

Тема 8.1.2.

Женские половые органы

Тема 8.1.3.

Мужские половые органы

Содержание учебного материала:

1.Процесс репродукции, его значение для сохранения вида. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции. Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку.

Строение и функции внутренних половых органов: яичник, маточные трубы, матка, влагалище. Яичниковый и маточный циклы. Наружные половые органы. Прямокишечно-маточное пространство.  Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.

Строение и функции внутренних половых органов: яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы. Наружные половы органы.

Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность.

2

2

Практические занятия:

1.Изучение микропрепаратов яичника и яичка. Процесс овогенеза и сперматогенеза. Изучение препаратов женской половой системы.                               Положение и строение яичника. Яичниковый цикл. Положение и строение маточной трубы. Положение и строение матки, стенка матки. Маточный цикл. Строение влагалища. Наружные женские половые органы.

Изучение препаратов мужской половой системы. Положение и строение яичка, функции яичка. Положение и строения придатка яичка. Семявыносящий проток и семенной канатик.

Положение, строение и функции семенных пузырьков. Семявыбрасывающий проток. Положение, строение и функции предстательной и бульбоуретральных желез. Строение и функции наружных мужских половых органов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

28. Изображение схемы овогенеза

29. Изображение схемы сперматогенеза.                                                                                                                    

4

РАЗДЕЛ 9.

Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма

                                                       

       Т-7

ПР-6

СР-16

Тема 9.1.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Содержание учебного материала:

1.Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

Гипоталамо-гипофизарная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, гормоны поджелудочной железы, структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты. Гормоны половых желез. Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца – атриопептид. Их физиологические эффекты.

Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.

2

2

Практические занятия:

1. Изучение желез внутренней и смешанной секреции.

Строение, гормоны и их физиологические эффекты желез внутренней и смешанной секреции. Проявления гипо- и гиперфункции желез внутренней и смешанной секреции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

30. Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции.

31. Написание реферата на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет».

 32. Написание реферата на темы «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь».

6

Тема 9.2.

Нервная регуляция процессов жизнедеятельности

Тема 9.2.1.                             Спинной мозг.

Тема 9.2.2.                 Головной мозг

Тема 9.2.3.

Вегетативная нервная система.

Содержание учебного материала:

1.Классификация нервной системы.

Спинной мозг. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов.

Головной мозг, расположение, отделы. Механизмы формирования цикла "бодрствование-сон". Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры. Полости головного мозга. Черепные нервы.

Вегетативная нервная система.  Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы.

Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы.

Понятие о высшей нервной деятельности. Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.

2

2

Практические занятия:

1.Изучение препаратов спинного мозга и спинномозговых нервов.                                                            Общая характеристика нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Положение, внешнее строение, сегменты спинного мозга. Строение серого и белого вещества. Корешки спинного мозга.  Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Оболочки и межоболочечные пространства.

Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, ветви. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов: шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое. Их образование, положение, области иннервации. Изучение препаратов головного мозга и черепных нервов.                                                         Отделы головного мозга. Внешнее и внутреннее строение, функции стволовой части мозга. Отделы, строение и функции промежуточного мозга. Внешнее строение конечного мозга. Кора, белое вещество, базальные ядра: строение и функции. Локализация функций в коре. Желудочки головного мозга. Оболочки головного мозга. Общая характеристика черепных нервов: название,  положение ядра, проход в черепе, зоны иннервации, функции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

33.Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое).

34.Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (поясничное, крестцово-копчиковое).

35.Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника.

6

Тема 9.3.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем

Тема 9.3.1.

Соматическая, зрительная сенсорные системы.

Тема 9.3.2.

Слуховая, вестибулярная, ноцицептивная, висцеральная сенсорные системы.

Содержание учебного материала:

1.Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов. Проприорецепторы. Строение кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная. Зрительная сенсорная система. Оптическая система глаза – структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. Слуховая сенсорная система. Строение наружного, среднего, внутреннего уха. Кортиев орган. Вестибулярная сенсорная система. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорные системы.

2

2

Практические занятия:

1.Исследование  проприоцептивных рефлексов.

Методика исследования и значение проприорецептивных рефлексов: (коленного, ахилово, подошвенного, локтевых). Составление рефлекторных  дуг.

Исследование корнеального и зрачковых рефлексов. Методика исследования и значение корнеального и зрачкового рефлексов. Составление рефлекторных дуг.

2

Самостоятельная работа обучающихся

36.Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система".   37.Составление сравнительной таблицы анализаторов

4

Итоговое занятие

Содержание учебного материала:

2

1.Обобщение полученных студентами теоретических знаний, практических умений за курс обучения

1

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74 часа

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 148 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека.

3.1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета:

Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Фонендоскоп

Тонометр

Термометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Динамометры

Дуоденальный и желудочный зонды.

Плакаты

Схемы

Рисунки

Фотографии

Рентгеновские снимки

Таблицы

Скелеты

Наборы костей

Модели

Фантомы

Муляжи

Влажные препараты

Микропрепараты

Электрокардиограф

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2017, 536 с.

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2015, 373 с.

Дополнительные источники:

1. Большой атлас анатомии. - Харьков Белгород: Клуб семейного досуга, 2012

2.Малый атлас анатомии человека. - М: ООО "Дом славянской книги", 2013

Интернет-ресурcы:

www.e-anatomy.ru

www.anatomus.ru

www.spravochnic-anatomia.ru

www.fiziologyacheloveka.ru 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения,

 усвоенные знания)

 

Коды формируемых

профессиональных и общих

компетенций

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

- строения человеческого тела

- функциональных систем человека,

- их регуляции и

саморегуляции функциональных

систем человека при

взаимодействии с внешней средой

ОК 1-6, 8, 11

ПК 1.1-1-3, 2.1-2.8, 3.1-3.3

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

Решение заданий в тестовой форме.

Квалификационный экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений.

Умения:

- применять знания о

 строении и функциях органов и

систем организма человека

при оказании сестринской помощи

ОК 1-6, 8, 11

ПК 1.1-1-3, 2.1-2.8, 3.1-3.3

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

Решение заданий в тестовой форме.

Комплексный экзамен в форме решения заданий в тестовой форме и демонстрации практических умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Анатомия и физиология человека 2014-2015 учебный год

паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной про...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 33.02.01 Фармация (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине ОП. 03. Анатомия и физиология человека для специальности ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Рабочая  тетрадь  предназначена  для  оказания  помощи  обучающимся   при    изучении   анатомии   и   физиологии ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА по специальности: 34.02.01 Сестринское дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. анатомия и физиология человекапо специальности:              34.02.01 Сестринское  дело...

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека               Специальность 34.02.01 Сестринское делоВот...