Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 33.02.01 Фармация (базовой подготовки)
рабочая программа по теме
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· интерпретировать анализы крови, мочи;
· дать оценку основным гемодинамическим показателям;
· использовать терминологию при характеристике функциональных групп тканей и органов;
· распознать виды кровотечений и произвести гемостаз пальцевым прижатием области проекции магистральных кровеносных сосудов
· использовать знания по анатомии и физиологии при изучении способов введения лекарственных веществ в организм человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;
· части тела и расположение органов в организме человека;
· физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме человека;
· терминологию в соответствие с анатомической номенклатурой
Освоение учебной дисциплины требует сформированности следующих ОК, ПК:
ОК 9-12
ПК 1.6, 1.7, 2.4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.02_anatomiya_i_fiziologiya_cheloveka_farm.docx | 58.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
4 |
| 5 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02.АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- интерпретировать анализы крови, мочи;
- дать оценку основным гемодинамическим показателям;
- использовать терминологию при характеристике функциональных групп тканей и органов;
- распознать виды кровотечений и произвести гемостаз пальцевым прижатием области проекции магистральных кровеносных сосудов
- использовать знания по анатомии и физиологии при изучении способов введения лекарственных веществ в организм человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;
- части тела и расположение органов в организме человека;
- физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме человека;
- терминологию в соответствие с анатомической номенклатурой
Освоение учебной дисциплины требует сформированности следующих ОК, ПК:
ОК 9-12
ПК 1.6, 1.7, 2.4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
практические занятия | 80 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) не предусмотрена | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
Экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебой дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.Введение в анатомию и физиологию человека. Общие и частные вопросы цитологии и гистологии. | Содержание учебного материала | ||
Анатомия и физиология как медицинские науки. История развития и связь с другими науками. Плоскости и части тела. Конституция. Анатомическая терминология. Понятие о клетке, особенностях строения и методах изучения клетки. Введение в гистологию. Определение тканей, их классификация, структурные и функциональные различия эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей | 4 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 2. Состав, свойства и функции крови Группы крови. Резус фактор. Донорство. | Содержание учебного материала | ||
Внутренняя среда организма. Гомеостаз, его этапы и фазы. Количество, состав, функции крови. Группы крови. Резус-фактор. Донорство. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 3. Общие вопросы остеоартрологии и синдесмологии. Скелет человека. | Содержание учебного материала | ||
Опорно-двигательный аппарат – понятие. Скелет – понятие, функции. Кость как орган, ее химический состав. Строение трубчатой кости. Классификация костей. Соединения костей Отделы скелета человека. Обзор скелета головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | 4 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 4. Общие вопросы миологии. Физиология мышц. Мышечная система. | Содержание учебного материала | ||
Расположение и значение скелетных мышц. Мышца, как орган. Классификация мышц. Микроскопическое строение мышечного волокна. Основные физиологические свойства мышц. Значение физической тренировки мышц. Основные группы мышц головы, шеи, туловища и конечностей. | 4 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 5. Анатомия и физиология сердца. | Содержание учебного материала | ||
Топография, внешнее и внутреннее строение. Работа сердца. Методы исследования сердечной деятельности. Регуляция деятельности сердца. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 6. Физиология кровообращения. Артериальная и венозная система организма человека. | Содержание учебного материала | ||
Процесс кровообращения. Кровеносные сосуды. Основные показатели кровообращения. Кровяное давление. Пульс Венечный круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Коллатеральное кровообращение. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 6 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 7. Лимфатическая система. Органы иммунной системы. Виды и механизмы иммунитета. | Содержание учебного материала | ||
Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы. Строение лимфатических сосудов. Основные лимфатические сосуды. Функции лимфатической системы. Лимфатические узлы. Селезенка. Иммунитет. Виды и механизмы иммунитета. Органы иммунной системы. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 8. Анатомия и физиология центральной нервной системы. | Содержание учебного материала | ||
Классификация нервной системы. Структуры нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции головного и спинного мозга.. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 6 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 9. Периферическая нервная система. | Содержание учебного материала | ||
Количество черепных нервов, их название, состав, значение. Спинномозговые нервы и их ветви. Сплетения спинномозговых нервов. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 10. Вегетативная нервная система. | Содержание учебного материала | ||
Вегетативная нервная система. Симпатическая и парасимпатическая нервная система, их функции. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 11. Гуморальная регуляция в организме человека. Железы внутренней секреции. | Содержание учебного материала | ||
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Расположение ЖВС, их строение. Гормоны и их значение. Гиперфункция и гипофункция желез. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 12. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем | Содержание учебного материала | ||
Определение сенсорной системы, ее отделы, значение. Свойства анализаторов. Виды анализаторов, их строение и функции. Соматическая сенсорная система. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 13. Анатомия и физиология органов дыхания | Содержание учебного материала | ||
Процесс дыхания – определение, этапы. Органы дыхательной системы. Физиология дыхания. Регуляция дыхания. Вред курения. | 4 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 14. Общие вопросы процессов питания и пищеварения. Общий обзор органов пищеварительной системы.
| Содержание учебного материала | ||
Процесс пищеварения – определение, значение. Строение органов пищеварения. Физиология пищеварения. Пищеварительные ферменты их действие на питательные вещества. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы, особенности их строения. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 15. Анатомия и физиология мочеполовой системы. Репродукция человека. Эмбриогенез. | Содержание учебного материала | ||
Мочевыделительная система, органы и их строение. Механизмы мочеобразования и мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Мужская и женская половая система. Репродукция. Оплодотворение. Особенности внутриутробного развития человека. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 16. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. | Содержание учебного материала | ||
Обмен веществ и энергии. Пищевой рацион. Витамины. Виды обмена веществ. Нормальная температура тела человека. Теплопродукция. Теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 6 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 17. Высшая нервная деятельность. | Содержание учебного материала | ||
Понятие о высшей нервной деятельности. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Психическая деятельность. Физиология поведения. Сигнальные системы. Типы высшей нервной деятельности человека. Физиологическое торможение.Сон и его значение. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 4 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Примерная тематик курсовой работы (проекта) не предусмотрена | * | ||
Самостоятельная работа обучающегося над курсовой работой (проектом) не предусмотрена | * | ||
Всего: | 180 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Оборудование учебного кабинета анатомии и физиологии человека:
- Мебель и стационарное оборудование:
- Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов, раздаточного материала
- Классная доска
- Стол для преподавателя
- Стул для преподавателя
- Столы по количеству обучающихся
- Стулья по количеству обучающихся
- Шкафы для муляжей и моделей
Технические средства обучения:
- Экран
- Компьютер
- Проектор
- Микроскопы
- Динамометр
- Тонометр
- Спирометр
Учебно-наглядные пособия
- Череп
- Скелет туловища с тазом
- Набор костей скелета
- Набор планшетов по мышечной системе
- Муляжи органов
- Микропрепараты
- Презентации и таблицы (плакаты) по темам
- Видеоматериалы
- Обучающие компьютерные программы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
• Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. Для студ.сред.проф.учебн.заведений/ И.В. Гайворонский, Г.И.Ничипрук, А.И. Гайворонский. – 4-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
• Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека- Издание 2-е, переработанное и дополненное - Москва: Медицина, 2012 г.
• Федюкович Н. И. Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 20-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2012 г.
• Самусев Р. П. Анатомия человека: Учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р. П. Самусев. — 4е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013 г.
Дополнительная литература:
• Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2012 г.
• Андрианов В.В. Нормальная физиология :учеб,для узов/В.В.Адрианова,В.И.Бадиков, Ю.Е. Вагин.-Изд.Академия,2013 г.
• Биглич Г.Л. Анатомия человека:атлас в 3 томах/Г.Л.Биглич, В.А.Крыжановский.-ГОЭТАР-МЕДИА,2012 г.
• Боянович Ю.В., Н.П. Балакирев. Атлас анатомии человека. Ростов-на-Дону «Феникс», Харьков, «Торсинг», 2014 г.
• Р.С. Орлов, А.Д.Нозуратев. Нормальная физиология. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2014 г.
Интернет – ресурсы:
• Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]:учеб. пособие URL:http://www.booksmed.com/fiziologiya/1449-vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-prishhepa.html.
• Основы анатомии и физиологии детей и подростков [Электронный ресурс]:учеб. пособие -URL: http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/uchebnye_posobija/48496-osnovy-anatomii-i-fiziologii-detejj-i-podrostkov.html.
• www.e-anatomy.ru
• www.anatomus.ru
• www.spravochnic-anatomia.ru
www.fiziologiyacheloveka.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий в форме устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований по пятибалльной системе.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| Результативность опросов и тестирования Знание терминологии Знание основ топографической анатомии Правильность решения ситуационных задач Зачет Экзамен |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| Результативность опросов и тестирования Знание терминологии Знание основ топографической анатомии Правильность решения ситуационных задач Зачет Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности 46.02.01 «Архивариус» (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по специальности 46.02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Анатомия и физиология человека 2014-2015 учебный год
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной про...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека (форма обучения очно-заочная)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.Согласно Федеральному государств...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА по специальности: 34.02.01 Сестринское дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. анатомия и физиология человекапо специальности: 34.02.01 Сестринское дело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 "Анатомия и физиология человека", Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"
Цель и планируемые результаты освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений...
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 Сестринское делоВот...