МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело
учебно-методическое пособие
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.
Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клинического мышления, познавательной и творческой активности студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyadzhan_n.n._posobie_po_anatomii_2019_god.docx | 409.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5» Обособленное подразделение №3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя
по теме:
«Органы дыхательной системы»
Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека
Специальность: Сестринское дело
Курс: 2 Семестр: 3
по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Москва
2018
РАССМОТРЕНА на заседании Методического совета ОП №3 Протокол № _____ от «___» ___ 2018__ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ОУ _______________/Абрамова Е.В./ «_____» ___________ 2018_____ г |
Составитель:
Бояджан Н.Н. – преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Обособленное подразделение № 3
Рецензенты:
Срощенко Л.К. – преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Обособленное подразделение № 3
Содержание методической разработки:
I.Организационно-методический блок:
- тема занятия
- мотивация
- цели занятия
- межпредметные связи
- хронокарта занятия
- оснащение занятия
- перечень источников информации
- критерии оценок
- домашнее задание
II. Информационный блок:
- информационный материал
- презентация
III. Блок контроля:
- задания для контроля исходного уровня знаний
- тестовые задания для закрепления изученного материала с ответами и пояснениями.
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Органы дыхательной системы», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды, экологические катастрофы в мире ведут к увеличению роста заболеваемости, в том числе эндокринной системы.
Согласно требованиям ФГОС СПО учебные заведения при обучении перешли от обязательного минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций. В основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход. В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организационно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
На занятии используется технология проблемного обучения. Выбор мною данной технологи не случаен. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Используемые в ходе занятия метод и приемы обучения, с учетом закономерностей логики и этапов усвоения знаний и умений, способствуют выработке клинического мышления, познавательной и творческой активности студентов, позволяют сконцентрировать их деятельность на занятии, приобрести умения использовать знания в сфере профессиональной деятельности и осознать необходимость дальнейшего социально-профессионального саморазвития.
В ходе занятия отчетливо прослеживаются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. При оценке компетенций обязательна обратная связь, т.е. предоставление студенту развернутого отзыва о выполненной им работе с указанием сильных и слабых сторон, а также конкретных рекомендаций.
Грамотно организованная обратная связь может стать дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего обучения и развития студента в рамках выбранной им специальности.
Таким образом, данное занятие не только способствует приобретению студентами необходимых профессиональных знаний и навыков, но и выполняет определенную роль в формировании личности студентов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Органы дыхательной системы».
Количество часов на изучение темы: 2 часа (90 минут).
Место проведения занятия: кабинет анатомии и физиологии человека.
Вид занятия: практическое с элементами технологии проблемного обучения.
Цели занятия:
1. Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о органах дыхательной системы;
- научить применять полученные знания на практике;
- выявить прочность полученных знаний по дисциплине.
Студент должен уметь:
- показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;
- использовать медицинскую терминологию;
- определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.
Студент должен знать:
-значение потребности дышать;
- общий план строения органов дыхания;
- строение и функции носовой полости и придаточных пазух носа;
- строение и функции гортани,
- трахеи и главных бронхов.
2.Развивающая:
- развивать умения обобщать;
-анализировать ситуацию и делать выводы;
- развивать клиническое мышление, память;
- развивать умение оценивать свою профессиональную деятельность;
- развивать креативность, самостоятельность суждений, способность сравнивать и сопоставлять различные точки зрения и способствовать их самореализации;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать творческое и логическое мышление через привитие умений работать с дополнительной литературой.
3. Воспитательная:
- воспитывать потребность ответственно подходить к самостоятельной работе;
- стимулировать потребность в социальной коммуникации;
- воспитывать внимательность, точность и чувство милосердия.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:
Мотивация.
Тема «Дыхательная система» имеет большое значение для изучения анатомии и физиологии человека. Полученные знания студенты смогут использовать при изучении специальных дисциплин.
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды, экологические катастрофы в мире ведут к увеличению роста заболеваемости органов дыхательной системы.
Приобретенные знания студенты могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
В настоящее время практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям каждого пациента.
Медицинские работники должны иметь ясное представление о причинах развития заболеваний и характере возникающих при этом изменений в организме, чтобы не допустить возникновения болезни или, определив ее форму, уметь оказать доврачебную помощь больному.
Изучение данной темы способствует формированию общих и профессиональных компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием; использовать знания анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности.
Хронокарта занятия.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование |
1. Организационный этап - 1 мин | ||
Приветствие студентов, проверка готовности аудитории к занятию, отметка присутствующих. | Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места к уроку. | Осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание дисциплинированности, активация внимания. |
2. Мотивация занятия, цели - 7 мин | ||
Знакомство студентов с темой, целями занятия, отмечается актуальность темы, значение профессиональных компетенций для будущего специалиста. | Осознание цели и задач занятия, необходимости изучения данной темы. | Создание целостного представления о занятии. Концентрация внимания на предстоящей работе. Формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. |
3. Текущий инструктаж порядка проведения занятия - 2 мин | ||
Изложение порядка работы на уроке, назначение определённых действий, способов их осуществления, последовательности образовательных операций. | Осознание порядка действий на занятии, продумывание хода этапов учебной деятельности. | Ориентировка студентов на точный выбор действий, чёткая последовательность и логика в выполнении заданий. |
4. Проверка домашнего задания - 10 мин | ||
Оглашение результатов самостоятельной работы | Анализ проделанной работы | Дополнение и углубление знаний студентов |
5. Определение и оценка уровня знаний | ||
5.1. Работа с интерактивной доской - 15 мин | ||
Инструктирование о порядке работы с компьютерной техникой, постановка вопросов, контроль за ходом работы. | Выполнение задания. Оценка своего уровня подготовки. | Диагностика эффективности обучения. |
5.2. Работа малыми группами - 25 мин | ||
Изложение порядка определенных действий на предстоящей работе малыми группами, контроль за ходом работы. | Создание логических цепочек. Оценка и самооценка уровня знаний. | Определение уровня творческого подхода к выполнению заданий, развитие само- и взаимооценки. |
5.3. Работа методом «Аквариум» - 20 мин | ||
Предложение задания и необходимой информации для выполнения, контроль над ходом работы, активизация деятельности студентов. | Обсуждение предложенной проблемы, используя метод дискуссии. | Совершенствование навыков работы малыми группами, формирование коммуникативной культуры и развитие практического мышления. |
6. Подведение итогов занятия - 7 мин | ||
Анализ работы студентов на практическом занятии. | Выводы о достижении целей занятия и собственной индивидуальной работе на занятии. | Адекватность самооценки студентов оценке преподавателя. Получение информации о реальных результатах обучения. |
7. Домашнее задание. Рефлексия - 3 мин | ||
Доведение до студентов порядок определённых действий на предстоящей самостоятельной работе. | Осознание порядка действий, продумывание хода самостоятельной деятельности. | Формирование навыков самостоятельной работы. |
Оснащение занятия:
Материально-техническое:
- Муляжи и таблицы органов дыхания
- интерактивная доска;
- мультимедийная установка;
- компьютерная техника.
Методическое:
- Методическая разработка для преподавателя
- теоретический материал для студентов;
- карточки с заданиями;
- тесты.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
1.Воробьева Е.А.,Губарь А.В.,Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, - Альянс, Москва, 2016 г.
2.Самусев Р.П. Атлас анатомии человека, - ЭКСМО, 2016 г.
Дополнительные источники:
1.Горелова Л.В., Таюрская И.Н. Анатомия в схемах и таблицах, Феникс, 2009 г.
2.Николаев В. Т. Анатомия человека учебное пособие Ростов – на – Дону. Феникс 2010 г.
3.Чапова О.И., Февченко Н.И. Нормальна анатомия (Пособие для подготовки к экзаменам) – М, Приор-издат., 2009.
Интернет-ресурсы:
4.http://ru.wikipedia/org/niki
Anatomiya-atlas.ru
Методические рекомендации к критериям оценки за общую работу студентов на занятии.
«5» (отлично)
Студент не имеет проблем в понимании вопросов по данной теме. Владеет техникой беседы, ответ полный, грамотный, логичный. Демонстрирует умение правильно употреблять анатомическую терминологию. Ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие.
«4» (хорошо)
Студент показывает хороший уровень понимания заданий, однако иногда приходится повторять вопрос. Владеет техникой ведения беседы, ответ недостаточно логичный с единичными ошибками.
Ответы на дополнительные вопросы правильные, но недостаточно четкие.
«3» (удовлетворительно)
Студент показывает общее понимание вопросов, но ему необходимы объяснения и пояснения некоторых вопросов.
Ответ недостаточно грамотный, неполный. С ошибками в деталях.
Ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками.
«2» (неудовлетворительно)
Студент дал некоторую информацию на очень простые вопросы. Он часто переспрашивает вопросы. Ответ неграмотный. Плохо владеет медицинской терминологией.
Домашнее задание:
Задание 1. Заполните «немой» рисунок.
Задание 2.
Изготовьте санбюллетень на выбор по темам: «Заболевания органов дыхания», «О вреде курения», «Защита атмосферы от промышленных загрязнений».
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Дыхательная система. Воздухоносные пути.
1.Потребность дышать.
Дыхание - неотъемлемый признак жизни. Мы дышим постоянно, с момента рождения и до самой смерти. Дышим днём и ночью во время глубокого сна, в состоянии здоровья и болезни. В организме человека и животных запасы кислорода ограничены, поэтому организм нуждается в непрерывном поступлении кислорода из окружающей среды. Так же постоянно и непрерывно из организма необходимо удалять углекислый газ, который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах токсичен.
Сущность сложного непрерывного процесса дыхания состоит в постоянном обновлении газового состава крови. Нормальная жизнедеятельность организма человека возможна только при условии возобновления энергии, которая непрерывно расходуется. Организм получает энергию за счёт окисления сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов. При этом освобождается скрытая химическая энергия, которая служит источником жизнедеятельности клеток тела, их развития и роста. Таким образом, значение дыхания состоит в поддержании оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в организме. Медицинские науки о дыхательной системе человека: пульмонология медицинская наука о заболеваниях органов дыхательной системы человека; фтизиатрия – раздел пульмонологии, изучающий развитие туберкулеза, его осложнения.
2. Функции дыхательной системы.
Человек может обойтись:
- без пищи – несколько недель
- без воды – несколько суток
- без воздуха – несколько минут
Если питательные вещества и вода запасаются в организме, то запас воздуха ограничен объемом легких.
Функции дыхательной системы:
- Поддержание оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в организме.
- Газообмен между легкими и внешней средой.
- Участвует в голосообразовании
- Участвует в теплорегуляции
Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой цепь биохимических реакций с участием кислорода.
Дыханием называют обмен газов между клетками организма человека и окружающей средой.
У человека газообмен состоит из 4 этапов:
1.Обмен газов между воздушной средой и легкими;
2.Обмен газов между легкими и кровью;
3.Транспортировка газов кровью;
4.Газообмен в тканях.
Дыхательная система выполняет только первый этап газообмена, три остальных этапа выполняет кровеносная система человека.
Дополнительные функции дыхательной системы:
1.Синтетическая (в легких синтезируются гепарин, простагландины, липиды и др.)
2. Кроветворная (в легких созревают базофилы)
3. Депонирующая (депо крови)
4. Всасывательная (поверхность легких всасывает эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества)
5. Выделительная (вещества, поступающие в организм через легкие выводятся посредством легких).
3. Общий план строения дыхательной системы
Дыхательная система состоит из дыхательных путей и парных дыхательных органов — лёгких. В соответствии с расположением, выделяют верхние и нижние дыхательные пути. К верхним дыхательным путям относят полость носа, носовую и ротовую части глотки. К нижним дыхательным путям принадлежит гортань, трахея и бронхи с их внутрилёгочными разветвлениями. Дыхательные пути состоят из трубок, просвет которых фиксирован костным или хрящевым скелетом, а ширину просвета регулируют мышцы, произвольные (носа, глотки, гортани) и непроизвольные (трахеи, бронхов). Мышцы и хрящи образуют среднюю оболочку дыхательных трубок. Наружная оболочка дыхательных путей, адвентиция, состоит из рыхлой соединительной ткани с большим количеством сосудов и нервов. Внутренняя поверхность дыхательных путей покрыта слизистой оболочкой, которая выстлана многорядным однослойным мерцательным эпителием, содержит значительное количество лимфатических узелков и слизистых желёз. Она выполняет защитную функцию. Проходя через дыхательные пути, воздух очищается, согревается и увлажняется. В процессе эволюции на пути воздушной струи сформировалась гортань — сложно устроенный орган, выполняющий также функцию голосообразования. По дыхательным путям воздух попадает в лёгкие, где происходит газообмен между воздухом и кровью путём диффузии газов (кислорода и углекислого газа) через стенки лёгочных альвеол и прилежащих к ним кровеносных капилляров.
4.Полость носа
Полость носа (cavitas nasi) является начальным отделом дыхательных путей и одновременно органом обоняния. Пахучие вещества, поступая вместе с вдыхаемым воздухом, раздражают обонятельные рецепторы. Проходя через полость носа, воздух согревается, увлажняется и очищается. Полость носа перегородкой делится на две половины, которые спереди через ноздри сообщаются с атмосферой, а сзади при помощи хоан - с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами и выстланы слизистой оболочкой, которая легко набухает под влиянием различных раздражителей. Наиболее крупными хрящами является хрящ носовой перегородки, составляющей ее передний отдел, боковые хрящи и большие крыловидные, образующие крылья носа. В полости носа различают верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную (перегородка) стенки. С латеральной стенки свисают три носовые раковины: верхняя, средняя и нижняя, между которыми образуются три носовых хода: верхний, средний и нижний. Область верхнего носового хода носит название обонятельной, так как в ее слизистой оболочке содержатся обонятельные рецепторы, а среднего и нижнего - дыхательной. С носовой полостью связаны воздухоносные пазухи соседних костей - околоносовые пазухи. Сюда относятся верхнечелюстная (гайморова), лобная, клиновидная пазухи и пазухи решетчатой кости. Воздух из полости носа попадает в носоглотку, а затем в ротовую и гортанную части глотки, куда открывается отверстие гортани. В области глотки перекрещиваются пищеварительный и дыхательный пути. Воздух может поступать сюда также через рот.
5.Гортань
Гортань (larynx) располагается в передней области шеи на уровне IV - VI шейных позвонков, ниже подъязычной кости, образуя здесь заметное возвышение. У мужчин оно особенно хорошо выражено ("адамово яблоко"). При разговоре, пении, кашле гортань смещается, следуя за подъязычной костью, с которой соединена. У детей гортань расположена выше (на уровне III шейного позвонка), у стариков вследствие слабости связочного аппарата опускается до уровня VII позвонка. Сзади от гортани располагается глотка, с которой гортань сообщается через верхнее отверстие. Внизу гортань переходит в дыхательное горло - трахею. Спереди от нее лежат мышцы шеи, сбоку - сосудисто-нервные пучки. Скелет гортани образован несколькими хрящами. Перстневидный хрящ расположен в нижнем ее отделе, щитовидный хрящ образует переднебоковые стенки, вверху отверстие гортани прикрывает надгортанник. Сзади располагаются более мелкие парные хрящи: черпаловидные, рожковидные и клиновидные. Хрящи соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение относительно друг друга благодаря наличию мышц. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и подразделяется на три отдела: верхний - преддверие гортани, средний суженный - собственно голосовой аппарат и нижний - подголосовая полость. Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления - желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние - голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и служат для воспроизведения звуков. В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Выдыхаемый воздух колеблет голосовые связки, в результате чего возникают звуки. Расширяет голосовую щель одна мышца - задняя перстне-черпаловидная, сужают несколько мышц: боковая пepcтне-черпаловидная, щиточерпаловидная и др. У детей и женщин размеры гортани меньше, чем у мужчин, следовательно, голосовые связки у них короче и голос выше. Величина гортани сильно изменяется в период полового созревания, вследствие чего у мальчиков, например, голос "ломается", становится ниже. В членораздельной речи участвуют также язык, губы, полости рта и носа.
6.Дыхательное горло - трахея
Дыхательное горло - трахея (trachea) - является непосредственным продолжением гортани. Стенка трахеи состоит из 16 - 20 неполных хрящевых колец, соединенных кольцевидными связками. Они простираются на 2/з окружности. Задняя стенка перепончатая, содержит неисчерченные мышечные клетки. Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, богата лимфоидной тканью и железами. Трахея начинается на уровне нижнего края VI шейного позвонка и заканчивается на уровне IV - V грудных, где разделяется на два главных бронха. Это место называется бифуркацией (раздвоение) трахеи. (У детей начало трахеи расположено на уровне IV шейного позвонка, а раздвоение - на уровне II - III грудных позвонков). Длина трахеи 8 - 12 см, поперечный диаметр ее 1,5 - 1,8 см. В шейном отделе спереди к трахее прилежит щитовидная железа, перешеек которой находится на уровне 2 - 4-го кольца трахеи, сзади лежит пищевод, а по бокам - сонные артерии. Грудной отдел ее спереди покрыт у детей вилочковой железой (или ее остатками у взрослых) и крупными сосудами, отделяющими трахею от грудины.
7. Бронхи
Главные бронхи отходят от трахеи почти под прямым углом и направляются к воротам легких. Правый бронх шире, но короче левого и является как бы продолжением трахеи. Стенка главных бронхов, так же как и трахея, содержит неполные хрящевые кольца. В бронхах среднего калибра гиалиновая хрящевая ткань сменяется эластической хрящевой тканью. В бронхах малого калибра фиброзно-хрящевая оболочка отсутствует. Главные бронхи (первого порядка) делятся в легком на долевые (второго порядка), а те в свою очередь - на сегментарные (третьего порядка), продолжающие делиться,- так образуется бронхиальное дерево легкого. Главные бронхи, правый и левый, направляются от трахеи в лёгкие, в воротах которого делятся на долевые бронхи. Правый главный бронх шире и короче левого; он отходит от трахеи более отвесно, поэтому инородные тела, попадающие в нижние дыхательные пути, обычно оказываются в правом бронхе. Длина правого бронха составляет 1—3 см, а левого — 4—6 см. Над правым бронхом проходит непарная вена, а над левым — дуга аорты. Стенки главных бронхов, как и трахеи, состоят из неполных хрящевых колец, соединённых связками, а также из перепонки и слизистой оболочки. Воспаление бронхов — бронхит.
8. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей
Лечение инфекционных и хронических заболеваний дыхательных путей осуществляет врач –оториноларинголог. Некоторые кости лицевого отдела черепа имеют воздушные полости – пазухи. Грипп, ангина, ОРЗ вызывают воспаление слизистой оболочки околоносовой пазухи. Воспаление гайморовой пазухи (расположена в верхнечелюстной кости) – гайморит. Воспаление лобной пазухи – фронтит. Миндалины содержат много лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих бактерий, сами при этом становятся отечными и болезненными. Воспаление миндалин – тонзилит.
Аденоиды – это опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.
9. Путешествие воздуха по дыхательной системе человека
Человек вдыхает воздух через нос, рот или обоими путями.
Нос и рот. Нос - это самый лучший, оптимальный путь попадания воздуха в легкие, так как он является более совершенным фильтром, чем рот. Нос уменьшает количество раздражителей, попадающих в легкие, и, в то же время, согревает, увлажняет и дезинфицирует воздух. Ротовое дыхание обычно необходимо при физических упражнениях, или тогда, когда нужно больше воздуха, потому что нос не самый эффективный путь попадания большого объема воздуха в легкие.
Путешествие вниз по дыхательной трубке.
После поступления в нос или рот, воздух спускается вниз по трахее или «дыхательной трубке». Трахея представляет собой трубку, расположенную непосредственно за передней поверхностью шеи. За трахеей расположен пищевод или «пищевая трубка». Воздух движется вниз по трахее, когда мы делаем вдох, а пища движется вниз по пищеводу, когда мы едим. Путь, который проходят воздух и проглоченная пища, контролируется надгортанником, заслонкой, не позволяющей пище попадать в трахею. Иногда пища или жидкость может попасть в трахею, приводя к тому, что человек поперхнется и закашляется.
Путь в легкие. Трахея разделяется на левую и правую дыхательные трубки, называемые бронхами. Левый бронх направляется в левое легкое, а правый бронх – в правое легкое. Эти дыхательные трубки продолжают делиться на меньшие трубки, которые называются бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются маленькими мешочками с воздухом, называемыми альвеолами. Альвеолы, что на итальянском языке означает «гроздь винограда», выглядят как масса виноградинок, соединенных с тонкими дыхательными трубками. В нормальных легких насчитывается более 300 миллионов альвеол. Если открыть альвеолы и разложить их на поверхности, то они покроют площадь, равную двойному теннисному корту. Не все альвеолы используются одновременно, поэтому у легкого есть большие резервы на случай повреждения вследствие болезни, инфекции или травмы. Конец путешествия.
БЛОК КОНТРОЛЯ.
Тема: Дыхательная система.
1. Роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании, составляет хрящ:
1) щитовидный 2) надгортанник
3) перстневидный 4) черпаловидный
2. Трахея начинается от гортани на уровне между шейными позвонками:
1) 6-7 2) 1-2
3) 3-4 4) 5-6
3. Бифуркация трахеи происходит на уровне грудных позвонков с:
1) 10-12 2) 6-7
3) 4-5 4) 1-2
4. Правое легкое имеет доли в количестве:
1) двух 2) трех
3) одного 4) четырех
5. Центр дыхания расположен в:
1) продолговатом мозге 2) мосту
3) мозжечке 4) среднем мозге
6. К воздухоносным (дыхательным путям) не относится:
1)полость носа 2) гортань
3) трахея и бронхи 4) легкие
7. Слизистая оболочка дыхательных путей выстлана эпителием:
1) однослойным плоским
2) однослойным кубическим
3) однослойным многорядным мерцательным
4) переходным
8. Входным отверстием в полость носа являются:
1) пазухи 2) ноздри
3) хоаны 4) носовые ходы
9. Обонятельные рецепторы расположены в носовой раковине:
1) верхней 2) средней
3) нижней 4) средней и нижней
10. Гортань расположена на уровне шейного позвонка:
1) второго 2) третьего-четвертого
3) четвертого – шестого 4) седьмого
11. Самым крупным хрящом гортани является
1) черпаловидный 2) перстневидный
3) щитовидный 4) клиновидный
12. Структурная единица легкого:
1) верхушка легкого 2) сегмент
3) доля 4) ацинус
13. Эластический хрящ составляет основу хряща гортани
1) щитовидного
2) надгортанника
3) перстневидного
4) черпаловидного
14.Какие два листка образует плевра
1) париетальный и висцеральный
2) верхний и нижний
3) наружный, внутренний и срединный
4) белый и черный
15.На уровне, какого позвонка трахея делится на правый и левый бронх
1) IV грудного позвонка
2) VII грудного позвонка
3) VII шейного позвонка
4) X грудного позвонка
16.На уровне, каких позвонков гортань переходит в трахею
1) VI- VII шейного позвонка
2) X грудного позвонка
3) VII грудного позвонка
4) IV грудного позвонка
17.Что находится между париетальной и висцеральной плеврой:
1) плевральная полость
2) они плотно сращены между собой
3) вилочковая железа
4) нет правильного ответа
18.Что находится в заднем средостении:
1) трахея, пищевод, аорта
2) непарная и полунепарная вены
3) блуждающие нервы, симпатические стволы, грудной лимфатический проток
4) все верно
19. Что находится в переднем средостении:
1) вилочковая железа
2) диафрагмальные нервы и сосуды
3) сердце с перикардом, крупные сосуды сердца
4) все верно
20.Участок легочной доли, вентилируемый одним бронхом третьего порядка:
1) бронхиола
2) доля
3) сегмент
4) ацинус
21.Какие мышцы формируют голосовой аппарат:
1) мышцы, суживающие голосовую щель, расширяющие голосовую щель
2) напрягающие голосовые связки
3) расслабляющие голосовые связки
4) все верно
22.Какие хрящи гортани –парные:
1) надгортанный
2) перстневидный
3) щитовидный
4) рожковидный
23. Какие хрящи гортани – непарные:
1) клиновидный
2) черпаловидный
3) щитовидный
4) рожковидный
24.На какие части делится полость носа:
1) преддверие и собственно полость носа
2) преддверие и собственно полость носа, носоглотку
3) начальную часть-вход и конечную- носовую пазуху
4) нет правильного ответа
25.На какие области делится слизистая оболочка полости носа:
1) дыхательную и газообменую
2) не делится на области
3) обонятельную и дыхательную
4) обонятельную и слезную
Ключ ответов:
1 2
2 1
3 3
4 2
5 1
6 4
7 3
8 2
9 1
10 3
11 3
12 4
13 2
14 1
15 1
16 1
17 1
18 4
19 4
20 3
21 4
22 4
23 3
24 1
25 3
Вариант 1. Часть А. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
1. Совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа называется…
А) дыхание б) пищеварение в) выделение г) осязание
2.К органам дыхания не относится:
А) носовая полость Б) трахея в) бронхи г) сердце
3. Единица строения легкого:
А) альвеола б) ацинус в) дольки г) бронхиола
4. При вдохе происходит…
А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
5. Жизненная емкость легких составляет…см3
А) 500 б) 1500 в)2500 г)3500
6. При раздражении рецепторов слизистой оболочки носа происходит:
А) кашель б) чихание в) глотание г) выдох
7.Гуморальный фактор является ведущим в регуляции дыхания:
А) концентрация кислорода в крови
Б) концентрация углекислого газа в крови
В) количество гемоглобина в крови
Г) рН крови.
В. Укажите правильную последовательность процессов, происходящих при вдохе:
А. Засасывание воздуха в легкие через воздухоносные пути за счет разности атмосферного и плеврального давлений
Б. Сокращение межреберных мышц и мышц диафрагмы
В. Понижение давления в плевральной полости
Г. Увеличение объема плевральной и грудной полости.
Вариант 2. Часть А. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
1. Дыхание - это…
А) совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и некоторых других веществ
Б) физиологический процесс взаимного влияния отдельных групп клеток, органов и систем органов с целью поддержания постоянства их химического состава
В) процесс сохранения постоянной температуры тела за счет изменения уровня обмена веществ
Г) снижение работоспособности организма в результате длительного мышечного напряжения.
2. К органам дыхания не относится:
А) гортань Б) трахея в) легкие г) печень
3. Тонкостенные пузырьки на концах разветвлений бронхов, в которых происходит газообмен между воздухом в легких и кровью, - это
А) альвеолы б) капилляры в) бронхиолы г) артериолы
4. При выдохе происходит…
А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
5. Дыхательный объем составляет…см3:
А) 500 б) 1500 в)2500 г)3500
6. При возбуждении рецепторов гортани, трахеи, бронхов происходит:
А) кашель б) чихание в) глотание г) выдох
7.дыхательный центр расположен в …
А) передний мозг б) средний мозг в) продолговатый мозг г) мозжечок
В. Укажите правильную последовательность процессов, происходящих при выдохе:
А. уменьшение объема альвеол и бронхов
Б. выталкивание наружу большей части воздуха
В. расслабление мышц диафрагмы
Г. Опущение ребер под действием собственной тяжести.
Ответы: http://doc4web.ru/biologiya
Вариант 1
Часть А.
1а
2г
3б
4а
5г
6б
7б
Вариант 2
Часть А
1а
2г
3а
4г
5а
6а
7в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека 2018г. Сестринское дело
Рабочая программа для СПО...
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека 2019г. Сестринское дело
Рабочая программа для СПО...
Методическая разработка профессионального конкурса «Юные медработники», посвящённого Всемирному Дню Медицинских сестёр, для студентов 1-2 курса специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело»
В программе развития среднего профессионального образования России подчёркнуто повышение требований общества к конкурентоспособности человеческих ресурсов. Перспективы развития общ...
Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер...
Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело
Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело...