Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ РАЗДЕЛ СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТР
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж» |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателей
по ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ
РАЗДЕЛ СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ
Тема: «Особенности сестринского ухода при заболеваниях органов дыхания в гериатрии»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Разработаны: Горбач М.Я. преподаватель первой категории |
Санкт-Петербург
2018 год
Оглавление
2. Место проведения занятия, оснащение 3
3. Продолжительность изучения темы 3
7. Межпредметные и внутрипредметные связи 4
8. Этапы занятия и контроль их усвоения 5
9. Список вопросов для фронтального опроса: 6
10. Тесты для оценки исходного уровня знаний 6
11.Тесты для оценки итогового уровня знаний 7
12. Задачи для самостоятельной работы 8
14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки: 10
- Тип занятия:
теоретическое (90 мин.): урок совершенствования знаний.
Вид: семинар.
- Место проведения занятия, оснащение
Занятие проводится в доклиническом кабинете.
Оснащение:
- Мел, доска
- Тесты и эталоны
- Папки с дидактическим материалом (таблицы)
- Ситуационные задачи.
- Продолжительность изучения темы
Продолжительность изучения темы: 90 минут
Продолжительность данного занятия: 90 минут
- Актуальность темы
Увеличение продолжительности жизни человека по праву считается одним из великих достижений XXI века. Долголетие становится нормой жизни в современном развитом обществе, причём основная проблема заключается лишь в качестве долголетия. Введение в профессиональный модуль ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» раздел «Сестринский уход за пациентами в гериатрии» обусловлено необходимостью повышения качества медицинского и социального обслуживания пациентов пожилого и старческого возраста.
Профессиональный модуль ПМ 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности: участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
5. Цель
изучения данной темы является освоение студентом соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
-общих компетенций: ОК1,ОК 13.
6. Задачи.
В ходе освоения данной темы на семинарском занятии обучающийся должен:
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
- пути введения лекарственных препаратов;
- виды, формы и методы реабилитации;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи
8. Этапы занятия и контроль их усвоения
№ п/п | Этапы занятия | Формы и методы проведения каждого этапа | Уровень усвоения | Примерное время |
8.1 | Вводный этап | |||
8.1.1 | Проведение организационного момента | Проверка присутствующих студентов | 3 мин | |
8.1.2 | Постановка цели практического занятия. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей | Озвучивается тема занятия и обосновывается её практическая значимость, её место в структуре цикла и дальнейшей деятельности. | I- | 5 мин |
8.2 | Контроль исходного уровня знаний | |||
8.2.1 | Тестовый контроль исходного уровня знаний | Проведение тестового контроля | I | 10 мин |
8.2.2 | Фронтальный опрос | Опрос студентов по вопросам самоподготовки | I | 10 мин |
8.3. | Основной этап | |||
8.3.1 | Изложение материала по теме | Составление конспекта по ходу изложения материала | II | 25 мин |
8.3.2 | Решение ситуационных задач | Составление плана сестринского ухода | II | 20 мин |
8.4 | Заключительный этап | |||
8.4.1 | Тестовый контроль | письменно | I | 12 мин. |
8.4.2 | Подведение итогов занятия | устно | I | 2 мин |
8.4.3 | Домашнее задание | I | 3 мин |
9. Список вопросов для фронтального опроса:
- Определение заболеваний дыхательной системы: бронхит острый, хронический, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмония, бронхиальная астма.
- Особенности заболеваний дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста.
- Проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания.
- Особенности клинических проявлений и течение заболеваний органов дыхания.
- Особенности сестринского ухода при заболеваниях органов дыхания у пациентов в гериатрии.
10. Тесты для оценки исходного уровня знаний
Выберите один правильный ответ.
1. К особенностям проявлений заболеваний у пожилых не относится:
а) бедная симптоматика, вялое течение
б) быстрое истощение физиологических защитных систем, ослабление гуморального и клеточного иммунитета, снижение энергетических процессов при различных заболеваниях
в) склонность к медленно нарастающим патологическим процессам, таким как атеросклероз сосудов головного мозга, сердца, гипертоническая болезнь, эмфизема легких, остеопороз, поражение органов слуха и зрения
г) увеличение частоты острых заболеваний и увеличение прогрессирования хронических заболеваний
д) множественность патологических поражений.
2. У пожилых пациентов пневмония протекает:
а) скрыто
б) малосимптомно
в) с выраженными симптомами
г) без осложнений
д) с осложнениями.
3. Укажите осложнения, возникающие у пожилых пациентов, находящихся на постельном режиме:
а) кровохарканье
б) пневмоторакс
в) одышка
г) лихорадка
д) кашель.
4. Потенциальная проблема у лиц пожилого и старческого возраста при хроническом бронхите:
а) лихорадка
б) слабость
в) недомогание
г) кровохарканье
д) боли в грудной клетке
5. Приоритетная проблема при острой пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста:
а) повышение АД
б) недомогание
в) кашель
г) выраженная одышка
д) слабость.
Эталоны ответов
1 – г
2 – д
3 – д
4 – д
5 - г
11.Тесты для оценки итогового уровня знаний
Выберите один правильный ответ.
1. Укажите осложнения, возникающие у пожилых пациентов, находящихся на постельном режиме:
а) кровохарканье
б) пневмоторакс
в) одышка
г) лихорадка
д) кашель.
2. Потенциальная проблема у лиц пожилого и старческого возраста при хроническом бронхите:
а) лихорадка
б) слабость
в) недомогание
г) кровохарканье
д) боли в грудной клетке
3. Вынужденное положение пожилого пациента при заболевании дыхательной системы обусловлено:
а) поражением альвеол
б) поражением бронхов
в) поражением плевры
г) поражением дыхательной мускулатуры
д) повышением температуры.
4. Приоритетная проблема при острой пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста:
а) повышение АД
б) недомогание
в) кашель
г) выраженная одышка
д) слабость.
5. Признак спонтанного пневмоторакса у пожилых пациентов:
а) повышение артериального давления
б) выделение мокроты
в) резкая боль в грудной клетке
г) повышение температуры
д) головокружение.
Эталоны ответов
1 - д
2 - д
3 – в
4 – г
5 – в
12. Задачи для самостоятельной работы
Задача №1
К гериатру поликлиники обратился пациент 70 лет с жалобами на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, экспираторную одышку, общую слабость, плохой сон.
Из анамнеза: заболел около недели назад.
Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, однако предпочитает лечиться дома, а не в стационаре.
Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, акроцианоз, пониженного питания, ЧДД 24. В легких жесткое дыхание, сухие рассеянные хрипы. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс 88, удовлетворительных качеств. АД 140/90 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.
Задание:
1. Составьте план сестринского ухода
2. Обучите пациента правилам пользования плевательницей
Задача №2
Вызов участкового врача. Пациент 80 лет жалуется на кашель со слизисто-гнойной мокротой, общую слабость, снижение аппетита, повышение температуры тела 37,5, которые беспокоят около недели. Занимался самолечением (жена давала аспирин, заваривала травы), но состояние ухудшается.
В анамнезе: дважды болел пневмонией, состоит на учете с диагнозом ИБС, стенокардия, фк II.
Объективно: повышенного питания.
В легких – дыхание везикулярное, сухие хрипы в межлопаточной области, температура 37,7ºС, ДД 20. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 98 уд.мин., удовлетворительных качеств. АД 142/80 мм.рт.ст.
Задание:
1. Составьте план сестринского ухода
2. Обучите пациента правилам сбора мокроты.
13. Критерии оценки:
Знания студента оцениваются исходя из общей работы в течение всего занятия.
1. Критерии оценок тестового контроля знаний:
5 (отлично) - 91-100% правильных ответов
4 (хорошо) - 81-90% правильных ответов
3 (удовлетворительно) -71-80% правильных ответов
2 (неудовлетворительно) - 70% и менее правильных ответов
2. Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности
5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение ока-зать неотложную помощь.
Задание для самоподготовки: Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации.
14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основная:
1. Погодина, А.Б, Газимов, А.Х. Основы геронтологии и гериатрии: учебное пособие/ А.Б. Погодина, А.Х. Газимов.-Ростов-н\Д: Феникс, 2007.-253с.
2. Смолева, Э.В. Аподиакос Е.Л. Терапия с курсом ПМСП/ Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос-Ростов-н\Д: Феникс, 2014.-652с.
Дополнительная:
1. Журавлева, Т.П. Основы гериатрии/ Т.П. Журавлева , «Форум», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".
Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья). Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Некоторые проктологические заболевания могут долгое время протекать бессимптомно, точнее лишь изредка давать о себе знать, что опаснее вдвойне. В связи с особенностями функциональности и расположения ...
Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях
Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринск...
Методическая разработка ПМ 02 участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 12. Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у мужчин и женщин "Сестринский уход при невынашивании беременности"...
Методическая разработка теоретического занятия ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел «Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемио
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Сестринская помощь при инфекц...