Методическая разработка теоретического занятия ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел «Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемио
методическая разработка

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии».

Данная тема входит в изучение ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья).

          На занятии подчёркивается актуальность и значимость курса в современных условиях. Целью проведения занятия является повторение и обобщение знаний. Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.

Особое внимание на теоретическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов: решению тестов, ситуационных задач, профориентированной викторины.

Обучающиеся, выполняющие задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций.

      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.

       В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационно- обобщающий блок и блок контроля. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glazkova_i.a._metodicheskaya_razrabotka_.doc889.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия

ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях

 и состояниях.

Раздел «Инфекционные заболевания

 с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»

Тема занятия: «Повторительно-обобщающее занятие по курсу инфекционных болезней»

Специальность: 34.02.01  «Сестринское дело»

Кыштым 2024

   Рассмотрено

на заседании ЦМК ОП дисциплин

Протокол № ___от__________2024г

Председатель ЦМК_______ О.В _Павлова

Утверждаю

Зам. директора по УВР

_________С.А. Сорокина

«___» ___________2024г

Организация-разработчик:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Автор: Глазкова И.А. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Рецензент: Касьянова Л.С. – врач-педиатр, ГБУЗ «Городская больница им. А. П. Силаева г. Кыштым»

Рецензент: Павлова О.В., методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Содержание

Методическое пояснение        4

Мотивация темы        5

Методическая цель занятия        6

Междисциплинарные связи        7

Внутридисциплинарные связи        8

Формируемые ОК, ПК        9

Хронологическая карта занятия        11

Список литературы        15

Приложения        16

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии».

Данная тема входит в изучение ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья).

          На занятии подчёркивается актуальность и значимость курса в современных условиях. Целью проведения занятия является повторение и обобщение знаний. Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.

Особое внимание на теоретическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов: решению тестов, ситуационных задач, профориентированной викторины.

Обучающиеся, выполняющие задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций.

      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.

       В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационно- обобщающий блок и блок контроля. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценок.

Мотивация темы

Теоретическое  занятие по теме: «Повторительно-обобщающее занятие по курсу инфекционных болезней» направлено на систематизацию знаний, умений, компетенций  о стандартах сестринского ухода при различных  инфекционных заболеваниях.

Данное занятие  актуально и непосредственно связана с будущей профессией медсестры т.к. инфекционные заболевания широко распространены, приводят к серьезным осложнениям, к снижению трудоспособности,  инвалидизации и смерти населения. По данным ВОЗ, свыше 1 миллиарда людей на планете переносят разные инфекционные заболевания в течении года. В связи с этим проблемы инфекционных заболеваний остаются крайне актуальными. Участие среднего медицинского персонала в лечении, реабилитации, профилактики больных с инфекционными заболеваниями значимо.

На теоретическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов познавательный интерес к будущей профессии, а также умение осмысливать и применять имеющие знания в будущей профессии.

Методическая цель занятия

Формирование общих и профессиональных компетенций через применение на занятии приемов развития критического мышления

Цели занятия:

Дидактические:

  • 2 уровень усвоения: 
  • Повторение изученного материала по курсу «Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.6)
  • Формирование умений проведения диагностики инфекционных заболеваний (ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.6)

Развивающие:

  1. Развитие у студентов клинического и логического мышления (ОК 1, ОК 3)
  2. Способствование стремления к развитию умения обобщения знаний (ОК 1, ОК 2, ОК 8)
  3. Развитие профессиональной наблюдательности (ОК 3, ОК 6, ПК 1.1)
  4. Развитие умения общаться с пациентами и их близкими (ОК 6, ПК 1.1)

Воспитательные:

  1. Воспитание  умений работать в коллективе (ОК 4, ОК 6, ОК 8, ПК 2.2)
  2. Воспитание творческой деятельности и инициативности (ОК 1, ОК 2, ОК 8)

Место проведения занятия:  лекционный кабинет №401

Количество часов: 2 часа

Оснащение

- методическая разработка занятия для преподавателя;

- компьютер;

- экран, проектор;

- презентация;

-дидактические материалы.

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОП.02.Анатомия, физиология человека

«Функции органов и систем, иммунитет»

  ОП.01 Основы Латинского языка

«Глоссарий медицинских терминов».

ОП.06 Основы Микробиологии и иммунологии

«Виды и свойства возбудителей».

ОП.07 Фармакология

Антимикробные и противовирусные лекарственные средства

ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская  сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК 04.01 Технология оказания медицинских услуг

Уход за лихорадящими больными

ОП.05 Гигиена и экология человека

«Гигиена питания. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания», «Основные принципы рационального питания», «Лечебное, лечебно-профилактическое питание», «Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления, их профилактика».

сопутствующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Сестринское дело в терапии

Тема: «Субъективное и объективное обследование пациента». «Дополнительные методы обследования»

Последующие

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ.03оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных экстремальных ситуциях

МДК.02.02 Основы реабилитации

МДК.02.03 Паллиативная помощь

МДК.03.01 Основы реаниматологии

«Общие основы ЛФК»

«Тяжелобольной пациент, неподвижный пациент»

«Инфузионная терапия»

Внутридисциплинарные связи:

Связи

Темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Частная  инфектология

Кишечные инфекции.

Брюшной тиф

Сальмонеллёз

Дизентерия

Вирусные гепатиты

Грипп

Инфекции дыхательных путей

Аденовирусная инфекция

Инфекционный   мононуклеоз

Дифтерия

Менингококковая инфекция

ВИЧ

Малярия

Клещевой энцефалит

Геморрагические лихорадки

Чума

Сибирская язва

Бешенство

Методы обучения:

1 уровень –

объяснительно-иллюстративный

словесные: беседа;

наглядные: демонстрация презентации.

2, 3 уровень –

репродуктивный

выполнение заданий «Викторины», составление «Кластера», графический диктант.

2, 3 уровень –

проблемное изложнение

выявление проблем пациента.

Методы обучения

Формируемые ОК:

ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение

ОК3 -Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6 - Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Формируемые ПК:

ПК 2.1 –Предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2 -Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4 -Применять медикаментозные средства в соответствии правилами их использования.                        

ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

   готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;

   осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

  поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

   вести утвержденную медицинскую документацию;

знать:

   причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

   принципы применения лекарственных средств;

   виды, формы и методы реабилитации;

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация ОК и ПК

Приложение

Действие преподавателя

Действие обучающихся

1. Организационный этап

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию.

Обучающиеся приветствуют преподавателя.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

ОК 1

2. Изложение целей, плана занятия.

3 мин

Сообщает тему, ее актуальность, цели и план занятия. Сегодня вы должны продемонстрировать полученные знания после изучения курса: по инфекционным болезням.

Обучающиеся слушают преподавателя. Осмысливают поставленную мотивацию.

Мобилизовать внимание обучающихся на закрепление и повторение материала, вызвать познавательный интерес к дисциплие

ОК 1

3. Самостоятельная работа студентов

60 минут

Преподаватель предлагает актуализировать пройденный материал с помощью викторины. Дает инструкцию.

Преподаватель делит группу на 2 команды.

Преподаватель проводит викторину

Условия викторины:

  • Делимся на 2 команды.
  • Оценки за вопросы идут в баллах.
  • Соответственно, 1, 2, 3 или 4 балла за вопрос.
  • Имеются 5 тем по 4 вопросов.

Сопоставляет ответ учащегося с эталоном на экране

Комментирует в случае неверного ответа.

Обучающиеся  дают устные ответы на вопросы викторины.

При необходимости задают вопросы, вызвавшие у них затруднения.

Обучающиеся сверяют свои ответы с эталонами ответов на экране.

Обучающиеся  слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы.

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 2.6

Приложение №1

Приложение

№ 2

Преподаватель дает задание:

Составить «Кластер».

  • Преподаватель демонстрирует задание на экране. Раздает дидактические материал студентам.

Проверяет ответы студентов с эталонами на экране.

Комментирует в случае неверного ответа

Обучающиеся  получают задание «Кластер».

Ответы вписывают в ячейки  «Кластера».

Защищают свой ответ.

Обучающиеся сверяют свои ответы с эталонами ответов на экране.

Обучающиеся  слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

Способствует развитию познавательных способностей у студентов. Развивает мыслительную компетенцию (умение классифицировать, сравнивать). Выявить качество самостоятельной подготовки обучающихся, оценить уровень и  качество усвоенных знаний.

ОК 1

ОК2

ОК3

ОК 5

ОК6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 2.6

Приложение

№ 3

Приложение № 4

4.

Закрепление материала курса

15 минут

Преподаватель предлагает закрепить пройденный материал с помощью графического диктанта.

Организует взаимопроверку правильности ответов.

Обучающиеся получают вопросы графического диктанта, состоящий из 30 вопросов, отвечают на вопросы индивидуально, записывают ответы на бланке.

Осуществляют взаимопроверку правильности ответов

Сверяют ответы с эталонами, представленными на экране

Выставляют отметку проверяемому.

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы.

ОК 1

ОК2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 2.6

Приложение № 5

Приложение № 6

5.

Подведение итогов занятия

5 мин

Оценивает работу групп, выставляет отметки за занятие и комментирует их.

Обучающиеся  слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

При необходимости задают вопросы

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы

ОК 1, 2, 8

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.4

ПК 2.6

6.

Рефлексия

5 мин

Предлагает студентам оценить  результативность занятия, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Преподаватель озвучивает  вопросы, обращенные к студентам:

- Что на Ваш взгляд, было  наиболее продуктивным на занятии;

- Что вызвало наибольшие сложности?  

- Было ли вам комфортно психологически на уроке?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы;  выражают мнение по желанию

Создание условий, при которых каждый обучающийся испытывал бы чувство уверенности в своей профессиональной подготовленности, навык самовыражения

ОК 1, 2, 8

Список литературы

Основные источники:

  1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник.- Ростов н/Д: Феникс, 2016г., (122-145 стр.)
  2. Покровский В.И., Пак С.Г., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М. – 2017. (308-366 стр.)
  3. Покровский В.И. Инфекционные болезни. – М. 2017 г. (255 стр.)

Дополнительные источники:

  1. Бунин К.В., Соринсон С.Н. Неотложная терапия при инфекционных болезнях. - Л., 2018.
  2. Казанцев А.П.Справочник по инфекционным болезням. - М.: "Медицина", 2018.
  3. Лобзин Ю. В. Руководство по инфекционным болезням - СПб.: «Фолиант», 2017
  4. Чайцев В.Г. Неотложные состояния при основных инфекциях. - Л., 2016.
  5. Шувалова Е.П. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. - Л.,  2017.

Интернет-источники:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
  3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
  4. http//www.edu.ru
  5. http//www.medicina.ru
  6. http//www. infectology.ru

Приложение 1

Проведение информационного блока викторины

Правила игры-викторины:

  • Делимся на 2 команды.
  • Оценки за вопросы идут в баллах.
  • Соответственно, 1, 2, 3 или 4 балла за вопрос.
  • Имеются 5 тем по 4 вопросов.

Ход работы:

Воздушно-капельные инфекции

1балл.1.Приведите 6 примеров инфекций дыхательных путей:

Ответ: Грипп, Парагрипп, Аденовирусная инфекция, Риновирусная инфекция, Инфекционный мононуклеоз, Менингококковая инфекция, Дифтерия, Атипичная пневмония (АП)

2 балла. 2.Определите заболевание по симптомам:

Заболевание всегда начинается остро – появляется озноб, резко повышается температура. Появляется головная боль и боль во всем теле, слабость и потеря аппетита. Горло приобретает яркий цвет и зернистость задней стенки глотки. Язык обычно обложен белым, толстым налётом. Сухой кашель, боли в груди.

Ответ:  Грипп

3 балла.3.Воздушно – капельная инфекция, которая характеризуется токсическим поражение преимущественно сердечно-сосудистой, нервной систем, местным воспалительным процессом.

О какой инфекции идет речь?
Сколько длится инкубационный период?                                  

Кто является источником?                                              

Какие органы поражаются?

Ответ: Дифтерия
Источником является человек – больной или бактерионоситель.
Инкубационный период 2-10 дней, чаще 5 дней.
Очаги поражения зев, нос, гортань, глаза, уши, половые органы, кожа.

4 балла4.Установите соответствие между заболеваниями и клиническими признаками.

Ответ: 1 – В;    2 – Г;    3 – Б;    4 – А.

Кишечные инфекции:

1 бал 1.Какие симптомы кишечных инфекций вы знаете?.

Ответ: Кишечные инфекции, как правило, сопровождаются с жидким стулом, болями в животе, тошнотой, рвотой, повышением температуры и недомоганием.

2 балла2.Приведите4 примера кишечных инфекций и их возбудителей:

Ответ: Ботулизм – возб. Клостридиумботулинум,

Сальмоннелёз – возб. Сальмонелла,                                      

Холера – возб. Холерный вибрион,                                          

Дизентерия – возб. Дизентерийная палочка и др

3 балла3.Соотнесите название кишечной инфекции с ее причинами и симптомами:

Ответ: 1- В – Z;    2 – A – L;     3 – Г – W;     4 – Б - S

4 балла4.Соотнесите название кишечной инфекции с определением:

Ответ: 1- Б; 2 – В;  3 – А.

Трансмиссивные инфекции:

1 балл.1.Выберете те, что НЕ относятся к трансмиссивным инфекциям:

1Брюшной тиф
2 Чума
3 Туляремия
4 Гепатит Е
5 Сыпной тиф
6 Бруцеллез
7 Вирусные гепатиты В и С
8 Желтая лихорадка
9 ОГЛ и КГЛ
10 Лептоспироз
11 Клещевой энцефалит

Ответ: 1,4,6,10,


2 балла.2. Дайте определение трансмиссивным инфекциям и приведите примеры:

Ответ: Трансмиссивные инфекции -

Группа инфекционных заболеваний, передающихся крово - контактным путём, т.е. через укусы кровососущих насекомых или грызунов, либо –при переливании инфицированной крови, не прошедшей карантизации.

К ним относят: сыпной тиф, малярию, чуму, туляремию, геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, Лайм-боррелиоз.

3 балла.3.Определите о какой инфекции идет речь ?

Это зооноз- острое вирусной этиологии трансмиссивное заболевание, характеризующееся лихорадкой, тромбогеморрагическим синдромом , интоксикацией.
Возбудитель - « вирус Конго »

Ответ : КГЛ – Крымская геморрагическая лихорадка.

4 балла.4.Назовите синонимы КЭ.
Кто является возбудителем КЭ?
Кто является источником КЭ?

Ответ:

1 Клещевой энцефалит

Синонимы – таежный, весенне-летний, русский, дальневосточный энцефалит.

2 Возбудитель – вирус, устойчив к низким температурам, высушиванию. Хорошо сохраняется в молочных продуктах.

3 Источником инфекции в дикой природе могут быть белки, бурундуки, ежи, кроты, полевки, из птиц – овсянки, поползни, дрозды. Так же источниками являются домашние животные: овцы, козы, коровы.

Рекомендации по профилактики:

1 балл.1.Назовите меры профилактики профессионального заражения ВИЧ у медработников.

Ответ:
- максимально безопасно оборудовать рабочее место при работе с пробами крови, инструментами;
- использовать удобные и тщательно продезинфицированные медицинские приспособления;
- работать только в одноразовых резиновых перчатках;
- при появлении на коже ран, ссадин или язв заклеивать поврежденные места лейкопластырем;
- пользоваться спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- грязное белье и отходы с биологическими жидкостями сортировать в специальном помещении, надев халат, перчатки и маску;
- при возникновении ситуаций, несущих опасность заражения (порез, прокол перчатки, попадание крови на слизистые и т.д.) нужно выдавить кровь из ранки и обработать пораженные ткани антисептическим раствором;
- если риск передачи заболевания сильно повышен, проводится постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Она подразумевает прием антиретровирусных препаратов, которые применяются для лечения ВИЧ. Такую профилактику следует начать в первые 24 часа после возможного инфицирования, и не позднее, чем спустя 72 часа. Принимать медикаменты необходимо в течение 4-х недель.

2 балла. 2.Как уберечь себя от кишечных инфекций?

Ответ:Соблюдение достаточно простых санитарных правил:

- Необходимо тщательно вымыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, перед тем, как начать готовить и употреблять пищу.

- Купайтесь только в разрешенных местах. При купании в открытых водоемах следите, чтобы вода не попадала в рот.

- Молоко и молочные продукты также могут нести опасность. Именно по этой причине мы рекомендуем, особенно в жаркое время года, употреблять их только после термической обработки.

- Мясо, мясные продукты, кур, куриные яйца подвергайте длительной термообработке. Овощи и фрукты очень нужны организму. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы. Но они часто бывают загрязнены различными кишечными бактериями. Хорошо промывайте овощи и фрукты!          

3 балла. 3.Назовите специфические и неспецифические меры профилактики клещевого энцефалита.

Ответ:Неспецифическая профилактика:

Применение специальных защитных костюмов или приспособленной одежды, которая не должна допускать заползания в неё клещей

- Регулярный самоосмотр и взаимный осмотр через каждые 2 часа на предмет обнаружения клещей на теле и одежде, особое внимание на область паха, подмышечных впадин, волосистой части головы.

- Применение противоклещевых репеллентов (индалоном, диметилфталотом и т.д), которыми обрабатывают открытые участки тела и одежду.

Специфическая профилактика:

- Вакцинация (прививочный курс против клещевого энцефалита необходимо завершить за 2 недели до выезда в неблагополучную территорию).

- Иммунопрофилактика (обнаружив впившегося клеща, срочно обратитесь в любую поликлинику или травмпункт для введения противоклещевого иммуноглобулина, который наиболее эффективен в первый день после присасывания клеща).

4 балла.4.Назовите специфические и неспецифические меры профилактики холеры.

Ответ:

Неспецифическая профилактика холеры направлена на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, обеззараживание сточных вод, санитарную очистку и благоустройство населённых мест, информирование населения.

Сотрудники системы эпидемиологического надзора проводят работу по предупреждению заноса возбудителя и распространения его на территории страны.

Проводятся анализ данных о заболеваемости холерой, осмотр и бактериологическое обследование (по показаниям) граждан, прибывших из-за рубежа.

Для специфической профилактики применяется прививка от холеры - холерная вакцина и холероген-анатоксин. Вакцинация против холеры проводится по эпидемическим показаниям. Вакцина против холеры, содержащая 8-10 вибрионов в 1 мл. вводится под кожу, первый раз 1 мл, второй раз (через 7-10 дней) 1,5 мл. Международное свидетельство о вакцинации против холеры действительно в течение 6 мес после вакцинации или ревакцинации.

Кроссворд

  1. 1 балл. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук. (дезинтерия)
  2. 1 балл. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов. (ботулизм)
  3. 1 балл. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной. (Дезинфекция)
  4. 1 балл. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета. (прививка)
  5. 1 балл. Вирусное заболевание, поражающие печень. (Гепатит)
  6. 1 балл. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями. (Эпидемия)
  7. 1 балл. Инфекционное воспаление мозговых оболочек головного и спинного мозга. (Менингит)

Приложение 2

Оценочный лист к викторине

ТЕМА:

Мах балл

1

Команда

2

команда

Воздушно-капельные инф

10

Кишечные инфекции

10

Трансмиссивные инфекции

10

Рекомендации по профилактики

10

Кроссворд

7

Итого:

Оценочный лист к викторине

ТЕМА:

Мах балл

1

Команда

2

команда

Воздушно-капельные инф

10

Кишечные инфекции

10

Трансмиссивные инфекции

10

Рекомендации по профилактики

10

Кроссворд

7

Итого:

Приложение 3

Вопросы кластера











Приложение  4

Ответы кластер


2


3










Приложение 5

Графический диктант

  1. ____________ период заболевание возникает с момента заражения и длится до первых клинических проявлений.
  2. _____________ – повторное заболевание той же самой инфекционной болезнью.
  3. __________________– первое звено эпидемического процесса.
  4. _________________________– третье звено эпидемической цепи.
  5. Ф № ___ – экстренное извещение в ЦГСЭН.
  6. После госпитализации пациента проводиться ________________ дезинфекция.
  7. Гепатиты: ___, ___, ___, ___– парентеральные гепатиты.
  8. ________________– второе звено эпидемического процесса.
  9. ______________________– острое, вирусное заболевание, протекающее с поражением органов дыхания, глаз, лимфоузлов.
  10. _____ ____________– заболевание, сопровождающееся поражением иммунокомпетентных клеток, приводящее к развитию вторичного иммунодефицита.
  11. _______________ – это система организма, которая защищает его от чужеродных веществ (бактерии, вирусы, грибы и т.д.).
  12. ___________________ период болезни, для которого характерны неспецифические признаки: недомогание, повышение температуры, головная боль, расстройство сна.
  13. _________________ – инфекция, которая характеризуется токсическим поражением ССС, НС, местным воспалительным процессом с образованием фибринозного налета.
  14. _____________________ – заболевание, которое проявляется в виде острого назофарингита, гнойного менингита и менингококкемии.
  15. Симптом бешенства – «_________________». 
  16. __________________ механизм – возбудитель локализуется в кишечнике человека, выведение его из организма происходит с испражнением.
  17. __________ ________________ – природно-очаговое, трансмиссивное заболевание, вызываемое вирусом, характеризуется лихорадкой, поражением ЦНС. Синонимы – таёжный, весенний, летний.      
  18. ________ __________– заболевание, возбудителем которого является реккетсия Провачека.
  19. ______________ – инфекционное заболевание с трансмиссивным механизмом передачи, характеризующееся циклическим течением, сменой лихорадочных приступов и температурных периодов, спленомегалией и анемией.
  20. Стул цвета «болотной тины» при – _________________.
  21. Стул в виде «рисового отвара» при – ____________.
  22. ________________________ механизм – возбудитель локализуется на слизистых верхних дыхательных путей. Выделение возбудителя происходит с выдыхаемым воздухом, слизи, при кашле, чихании, разговоре.
  23. Стул в виде «ректального плевка» при – _________________.
  24. ______________ – возврат симптомов заболевания в результате ослабления защитных сил организма.
  25. _________________ ______________________– болезнь Филотова, характеризуется лихорадкой, тонзиллитом, увеличением лимфоузлов, печени, селезенки и изменением формулы крови.
  26. _________________ механизм передачи – живые переносчики (вши, блохи, комары, клещи, москиты), а также через медицинские инструменты при парентеральных вмешательствах.
  27. При ____________ – язык «меловой», туго подвижен.
  28. При геморрагических лихорадках: Омской, Крымской, механизм передачи – ___________________.        
  29. Заболевание, для которого характерно тошнота, рвота, понос, боли в эпигастральной области. Затем появляется запоры, нарушение зрения, гнусавость речи – _____________________.
  30. Воздушно-капельная инфекция, характеризуется синдромами: интоксикации, катаральный, иногда геморрагический – ______________.  

Приложение 6

Графический диктант (ответы)

  1. Инкубационный период заболевание возникает с момента заражения и длится до первых клинических проявлений.
  2. Реинфекция – повторное заболевание той же самой инфекционной болезнью.
  3. Источник инфекции – первое звено эпидемического процесса.
  4. Восприимчивый организм – третье звено эпидемической цепи.
  5. Ф № 58 – экстренное извещение в ЦГСЭН.
  6. После госпитализации пациента проводиться заключительная дезинфекция.
  7. Гепатиты: B, C, Д, G – парентеральные гепатиты.
  8. Механизм передачи – второе звено эпидемического процесса.
  9. Аденовирусная инфекция – острое, вирусное заболевание, протекающее с поражением органов дыхания, глаз, лимфоузлов.
  10. ВИЧ инфекция – заболевание, сопровождающееся поражением иммунокомпетентных клеток, приводящее к развитию вторичного иммунодефицита.
  11. Иммунитет – это система организма, которая защищает его от чужеродных веществ (бактерии, вирусы, грибы и т.д.).
  12. Продромальный период болезни, для которого характерны неспецифические признаки: недомогание, повышение температуры, головная боль, расстройство сна.
  13. Дифтерия – инфекция, которая характеризуется токсическим поражением ССС, НС, местным воспалительным процессом с образованием фибринозного налета.
  14. Менингококковая инфекция – заболевание, которое проявляется в виде острого нозофаренгита, гнойного менингита и менингококкемии.
  15. Симптом бешенства – «гидрофобия». 
  16. Фекально-оральный механизм – возбудитель локализуется в кишечнике человека, выведение его из организма происходит с испражнением.
  17. Клещевой энцефалит – природно-очаговое, трансмиссивное заболевание, вызываемое вирусом, характеризуется лихорадкой, поражением ЦНС. Синонимы – таёжный, весенний, летний.      
  18. Сыпной тиф – заболевание, возбудителем которого является реккетсия Провачека.
  19. Малярия – инфекционное заболевание с трансмиссивным механизмом передачи, характеризующееся циклическим течением, сменой лихорадочных приступов и температурных периодов, спленомегалией и анемией.
  20. Стул цвета «болотной тины» при – сальмонеллёз.
  21. Стул в виде «рисового отвара» при – холере.
  22. Воздушно-капельный механизм – возбудитель локализуется на слизистых верхних дыхательных путей. Выделение возбудителя происходит с выдыхаемым воздухом, слизи, при кашле, чихании, разговоре.
  23. Стул в виде «ректального плевка» при – дизентерии.
  24. Рецидив – возврат симптомов заболевания в результате ослабления защитных сил организма.
  25. Инфекционный мононуклеоз – болезнь Филотова, характеризуется лихорадкой, тонзиллитом, увеличением лимфоузлов, печени, селезенки и изменением формулы крови.
  26. Трансмиссивный механизм передачи – живые переносчики (вши, блохи, комары, клещи, москиты), а также через медицинские инструменты при парентеральных вмешательствах.
  27. При чуме – язык «меловой», туго подвижен.
  28. При геморрагических лихорадках: Омской, Крымской, механизм передачи – трансмиссивный.        
  29. Заболевание, для которого характерно тошнота, рвота, понос, боли в эпигастральной области. Затем появляется запоры, нарушение зрения, гнусавость речи – Ботулизм.
  30. Воздушно-капельная инфекция, характеризуется синдромами: интоксикации, катаральный, иногда геморрагический – Грипп.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья). Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Некоторые проктологические заболевания могут долгое время протекать бессимптомно, точнее лишь изредка давать о себе знать, что опаснее вдвойне. В связи с особенностями функциональности и расположения ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01.  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8.  Сестринск...

Методическая разработка ПМ 02 участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 12. Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у мужчин и женщин "Сестринский уход при невынашивании беременности"...