Горбач М.Я. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург, Россия
статья
Предварительный просмотр:
Горбач М.Я.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург, Россия
Концепция модернизации российского образования определяет основную задачу профессионального образования как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. качественного образования, основанного на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе обучения.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность обучающихся путем устных опросов и путем оценки письменных работ. Оценка достижений обучающихся является естественной нормой. Современный подход к оценке результатов в образовании должен быть комплексным. Подходы и выбор критериев оценки должен быть тщательным. Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:
-они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания);
-жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);
-"доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны).
Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.
Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл обучающего, а величины, отражающие динамику изменения такого качества, как овладение обучающимся профессиональными и общими компетенциями.
Цель измерения в педагогике- это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающихся и уровня подготовки. Цель измерения в среднем профессиональном образовании при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации - это получение численных эквивалентов уровней знаний, умений и навыков.
Знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации образования. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств. Во-первых, весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям учащихся.
Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:
ошибки великодушия,
ореола,
центральной тенденции,
контраста,
близости,
логические ошибки.
Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок. Ошибки "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, в школе - не ставить двоек и пятерок. Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех учеников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью. Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" преподаватель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения. "Логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.
Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние ученики отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов. Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.
Одной из причин необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания.
Важнейшими принципами контроля успеваемости учащихся являются:
объективность,
систематичность,
наглядность (гласность).
Проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний решается, в том числе и посредством соблюдения основных психолого-педагогических требований к проведению контрольных процедур:
1. Разъяснить студентам свой подход к оцениванию знаний:
- критерий оценки;
- из чего будет складываться итоговая оценка (удельный вес текущих оценок).
2. Разумность требований – соответствие уровню обученности.
3. Любая проверка должна начинаться с успеха, т.е. первое задание должно быть легким, далее по степени возрастания сложности.
4. Правильно формулировать вопрос:
- желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова;
- термины в вопросе должны быть понятны;
- в вопросе должна быть одна мысль;
- нежелательны пространные предложения;
- в контрольном тесте не должно быть внушающих вопросов.
5. Основой контроля является тщательно проработанный учебный материал.
6. Заранее составить образец (эталон) для выставления оценок.
7. Избегать ошибок оценивания.
8. Сомнения трактуются в пользу обучающегося.
9. Необходим разбор работы со студентами:
- обучающиеся видят свои ошибки;
- понятна отметка (меньше недовольных);
- студенты уточняют критерии отметок – совершенствуется самооценка;
- разбор помогает подбодрить или стимулировать студентов.
10. Регулярно информировать обучающихся об их успеваемости.
12. Смещать акцент с выискивания ошибок к нахождению успеха.
Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога была адекватной, справедливой и объективной.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки конкретно обозначен перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Компетентность – интегральное качество личности, характеризующее готовность человека к эффективной реализации той или иной жизненной роли (профессионала, члена общества, гражданина и т.д.). В результате освоения той или иной дисциплины или профессионального модуля студент должен не просто получить определенный уровень знаний, а эти знания должны реализовываться в понятиях «знать, уметь, иметь практический опыт».
Прослеживается совершенно определенная установка на то, чтобы критерием оценки деятельности студента и педагога становится конкретный результат, полученный обучающимся в процессе реализации своих знаний на соответствующем рабочем месте. Все это определяет особый уровень ответственности как студента, так и преподавателя. Работодатель также становится активным участником образовательного процесса. Должно прийти общее понимание того, что в новых условиях на смену традиционному образованию, ориентированному на приобретение знаний, приходит практико-ориентированное образование, нацеленное на приобретение, кроме знаний, опыта практической деятельности.
Можно сделать вывод, что в новых условиях процесс обучения приобретает новый смысл, превращаясь в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессиональных социально-значимых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО...
ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальностям среднего профессионального образования
Рабочая программа может быть использована в СПО...
Методическое пособие для педагога-психолога среднего профессионального образования СПО
Перед вами методическое пособие, написанное с целью более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу. Педагог-психолог приходит в образовательное учрежден...
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности" по специальности среднего профессионального образования "Организация обслуживания в общественном питании"
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии "Организация обслуживания в общественном питании"; имеет межп...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование...
Опыт организации добровольческой деятельности обучающихся организаций среднего профессионального образования на примере экологического отряда "Волна" ГБНОУ "Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга"
Публикация содержит методические материалы по организации добровольческой деятельности обучающихся экологического отряда "Волна",включая все его атрибуты (эмблему, гимн, кодекс милосердия, д...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.07 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе дополнительных учебных кур
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...