Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
методическая разработка на тему
Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и патологии».
Медицинский работник любой специальности лечит не только конкретную болезнь, но, в первую очередь, имеет дело с личностью своего пациента. Знание индивидуальных психологических особенностей личности пациента позволит более эффективно построить свою психотерапевтическую тактику и мобилизовать резервы психики человека на преодоление болезни.
Профессиональная деятельность медицинской сестры связана с уходом за пациентами, в том числе и с расстройствами памяти. Такие пациенты нуждаются в более внимательном отношении. Особенно это касается пациентов с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках пациентов медицинским работникам следует, по возможности, ободрить и успокоить их.
Знание основ психологии, умение психологически грамотно, на современном научном уровне организовать взаимодействие с пациентом является важнейшей профессиональной компетенцией медицинской сестры и основой её гуманистической деятельности.
Тема данного занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания и подсознания.
При подготовке к данному занятию преподавателем проведен тщательный отбор теоретического материала.
Для лучшего закрепления изученного теоретического материала план занятия предусматривает проведение практической работы со студентами, в виде диагностики памяти, в качестве завершающей части занятия.
Кроме этого, студентам, в виде домашнего задания, будет предложено самостоятельно выполнить диагностику памяти. Результаты этой работы будут обсуждаться на следующем занятии.
Такое совмещение теории и практической деятельности позволит добиться максимально качественного усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО
«Московский областной медицинский колледж №4»
Сергиево-Посадский филиал
Методическая разработка занятия
по дисциплине «Психология»
Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Разработчик: Маркина Т.И.
г. Сергиев Посад
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………....3
1.Структура занятия………………………………………....................................5
2.Поурочный план занятия ….……………………….………………………...6-7
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………..9
Приложение 1. Лекция « Особенности памяти в норме и патологии»…..10-14
Приложение 2. Материалы для диагностики познавательных процессов..15-16
Приложение 3. Схема № 1 Этапы логического запоминания…………………..17
Введение
Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и патологии».
Медицинский работник любой специальности лечит не только конкретную болезнь, но, в первую очередь, имеет дело с личностью своего пациента. Знание индивидуальных психологических особенностей личности пациента позволит более эффективно построить свою психотерапевтическую тактику и мобилизовать резервы психики человека на преодоление болезни.
Профессиональная деятельность медицинской сестры связана с уходом за пациентами, в том числе и с расстройствами памяти. Такие пациенты нуждаются в более внимательном отношении. Особенно это касается пациентов с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках пациентов медицинским работникам следует, по возможности, ободрить и успокоить их.
Знание основ психологии, умение психологически грамотно, на современном научном уровне организовать взаимодействие с пациентом является важнейшей профессиональной компетенцией медицинской сестры и основой её гуманистической деятельности.
Тема данного занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания и подсознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития обучения.
Исходя из этого, целями нашего занятия являются:
- знакомство студентов с особенностями памяти человека и механизмами образования различных видов памяти;
- знакомство студентов с причинами и основными видами нарушения памяти;
- знакомство студентов с основными методиками оценки памяти;
- развитие умения студентов мыслить, делать самостоятельные обобщения и выводы, проводить диагностику познавательных процессов;
- воспитание сознательного отношения к выбранной профессии, гуманизма, чувства долга по отношению к пациенту.
В результате изучения темы студент должен знать:
- особенности памяти человека, механизмы образования различных видов памяти.
- причины и основные виды нарушения памяти.
- основные методики оценки памяти.
уметь:
- давать характеристику особенностям памяти человека, механизмам образования различных видов памяти;
- определять причины и основные виды нарушения памяти;
- использовать основные методики для оценки памяти;
- использовать полученные психологические знания для решения профессиональных задач.
владеть компетенциями:
- ОК 2. - организовывать собственную учебную деятельность;
- ОК 6.- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- ОК 7. - брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
- ОК 10. - бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
При подготовке к данному занятию преподавателем проведен тщательный отбор теоретического материала. С целью наилучшего восприятия и понимания темы создана презентация для демонстрации слайдов с помощью мультимедийного проектора.
Для лучшего закрепления изученного теоретического материала план занятия предусматривает проведение практической работы со студентами, в виде диагностики памяти, в качестве завершающей части занятия.
Кроме этого, студентам, в виде домашнего задания, будет предложено самостоятельно выполнить диагностику памяти. Результаты этой работы будут обсуждаться на следующем занятии.
Такое совмещение теории и практической деятельности позволит добиться максимально качественного усвоения знаний.
Структура занятия
Этап | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время |
Организацион-ный момент | Проверка посещаемости; объявление темы занятия, целей и порядка работы на занятии | Организация деятельности студентов | Подготовка к работе | 5 мин. |
Основной этап | Контроль домашнего задания | Организация устного опроса | Ответы на вопросы | 15 мин. |
Лекция | Изложение нового материала | Конспектирование, обобщение и усвоение материала | 40 мин. | |
Закрепление материала | Практическая работа | Организация диагностики памяти студентов | Заполнение диагностических материалов | 25 мин. |
Заключение | Подведение итогов занятия | Выставление оценок за занятие, объяснение домашнего задания | Запись домашнего задания | 5 мин. |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ – ЛЕКЦИИ
Тип урока: изучение нового материала
Организационный момент - 5 мин.
Тема: Особенности памяти в норме и патологии.
Цель:
- Познакомить студентов с особенностями памяти человека, рассмотреть механизмы образования различных видов памяти.
- Познакомить студентов с причинами и основными видами нарушения памяти.
- Познакомить студентов с основными методиками оценки памяти.
- Развивать умение студентов мыслить, делать самостоятельные обобщения и выводы, проводить диагностику познавательных процессов.
- Воспитывать сознательное отношение к выбранной профессии, гуманизм, чувство долга по отношению к пациенту.
После изучения темы студент должен знать:
- особенности памяти человека, механизмы образования различных видов памяти.
- причины и основные виды нарушения памяти.
- основные методики оценки памяти.
уметь:
- давать характеристику особенностям памяти человека, механизмам образования различных видов памяти;
- определять причины и основные виды нарушения памяти;
- использовать основные методики для оценки памяти;
- использовать полученные психологические знания для решения профессиональных задач.
Средства обучения / приложение:
- Презентация: «Основные виды памяти».
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/ О.И.Полянцева.- Изд.4-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс,2008. – с. 60-69.
- «Словарь психологических терминов» - Изд.4-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс,2009.
- Материалы для диагностики познавательных процессов.
Контроль домашнего задания: 15 мин.
Беседа по вопросам:
- Что такое психология?
- Охарактеризуйте основные этапы становления психологии как научной дисциплины.
- Что такое психика?
- Какие отрасли психологии Вы знаете?
- Перечислите основные виды наблюдения, эксперимента, тестов и опроса
- Что изучает общая психология?
Изложение нового материала: 40 мин.
- Память. Определение и характеристика.
- Классификация видов памяти:
- по времени сохранения материала.
- по характеру психической активности, преобладающей в деятельности.
- по целям деятельности.
3.Нарушения памяти.
4. Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с расстройствами памяти.
Закрепление материала: 25 мин.
Работа с материалами для диагностики памяти:
- Проведение диагностики памяти студентов.
- Обработка результатов диагностики.
- Обсуждение и подведение итогов.
Домашнее задание: 5 мин.
1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/ О.И.Полянцева.- Изд.4-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – с. 60-69
2. Провести диагностику памяти членов вашей семьи или друзей, используя материал на стр.301- 302 учебника. Оформить результаты в виде отдельной работы:
- Цель……..
- Участники: Возраст, пол, образование.
- Таблица результатов.
- Выводы.
Заключение
Лекция как форма учебного занятия известна и используется уже многие века. Лекция позволяет дать глубокое, целостное, логически стройное изложение основного теоретического и эмпирического материала темы.
Цель тематической лекции – сформировать у студентов яркое, образное представление об основных вопросах изучаемой темы, конкретизировать и подтвердить примерами теоретические положения, предоставить студентам эмпирические данные, необходимые для самостоятельных выводов и обобщений.
Лекция приучает студентов к самостоятельной работе с устным словом, к ведению грамотных и экономичных записей, к соучастию в постижении прошлого и настоящего.
Лекционная форма не ограничивает преподавателя в использовании самых разнообразных приёмов и средств обучения (презентации, видеофрагменты, и т. п.), что придаёт ей черты диалогичности. Занятие приобретает динамичный, дискуссионный характер, оно несёт не только информативную, но и нравственную нагрузку.
Данное занятие, для лучшего закрепления изученного теоретического материала, предусматривает проведение практической работы со студентами, в виде диагностики памяти, в качестве завершающей части занятия.
Кроме этого, студентам, в виде домашнего задания, будет предложено самостоятельно выполнить диагностику памяти. Результаты этой работы будут обсуждаться уже на следующем занятии.
Такое совмещение теории и практической деятельности позволит добиться максимально качественного усвоения знаний.
Список литературы
- Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. - СПб. , 1998.
- Медицинская психология. Карвасарский Б.Д. - Л., 1982.
Приложение 1.
Лекция « Особенности памяти в норме и патологии».
1. Память, определение и характеристика.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо, как можно больше, знать о нашей памяти.
Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память – общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.
Основные процессы памяти:
- заучивание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- узнавание;
- забывание.
Важным условием для запоминания являются:
- желание;
- осмысление;
- повторение;
- проговаривание вслух.
2) Виды памяти.
Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Существуют три основных критерия классификации памяти.
1.Классификация памяти по времени сохранения материала.
Выделяют:
- сенсорную (непосредственную) (не дольше 1 сек.) память. Это процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Исследования показывают, что следы в ней сохраняются очень короткое время. За это время ретикулярная формация, которая выполняет роль фильтра, « решает вопрос» о важности для организма поступившей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга.
- кратковременную память (срок хранения информации 15-30 сек.). Если информация привлекает внимание, она может короткое время сохранятся. При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения.
- долговременную память (информация может храниться долго, от повторного обращения улучшается). На переход информации из кратковременной памяти в долговременную память влияет:
- привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается легче и на более длительный срок
( дорога к дому, таблица умножения, любимая песня и т.д.).
- контекст. Один и тот же материал легче усваивается у одного преподавателя, чем у другого. Сохранение в памяти часто связывают с ситуацией, в которой происходило запоминание, поэтому извлекать из памяти необходимую информацию важно в том контексте, в котором произошло запоминание.
- мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем интересные нам сведения.
- углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается очень хорошо, если студент самостоятельно работает над предметом, пытается установить межпредметные связи и привести примеры из жизни.
- генетическая память, которая хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память - единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.
2.Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности.
- Образная память – запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений. Образная память дифференцируется в зависимости от ведущего анализатора и бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
- Двигательная память – запоминание и воспроизведение движений, двигательных умений и навыков.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда.
- Словесно - логическая память – это память на смысл изложения, на его логику. Человек, обладающий словесно-логической памятью, быстро и точно запоминает смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений, какое-либо доказательство.
3.Классификация памяти по целям деятельности.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит:
От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;
От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая)- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;
Схема 1. Этапы логического запоминания
Осознание цели запоминания
↓
Понимание смысла запоминаемого
↓
Анализ материала
↓
Выявление наиболее существенных мыслей
↓
Обобщение
↓
Запоминание этого обобщенного
в) образные приемы запоминания перевод информации в образы, графики, схемы, картинки)- работает образная память.
Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.
г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, промежуточную память, долговременную, оперативную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 элемента. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации, бывает двух типов:
Долговременная память с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций. Снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки речи, действиях.
Для уменьшения забывания необходимо:
- понимание, осмысление информации;
- повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять впервые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.
Наиболее важными качествами памяти являются:
- быстрота запоминания;
- объем усвоенного;
- прочность сохранения;
- точность воспроизведения информации.
- Нарушения памяти.
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
1.Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожилых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
2.Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюдается в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при старческих психозах.
Различают:
- ретроградную амнезию, когда выпадают из памяти события, предшествующие заболеванию, травме;
-антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было после заболевания.
При органических заболеваниях головного мозга могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния.
3. Парамнезии - ошибки, обманы памяти их подразделяют на:
-конфабуляции - пробелы в памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга;
-псевдореминисценции - патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом .
4.Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.
Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с расстройствами памяти.
Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается пациентов с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках пациентов медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать пациентов с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение пациента, и контакт с ним медицинского работника нарушается.
Приложение 2.
Материалы для диагностики познавательных процессов.
Индивидуальное определение видов памяти.
Цель задания: выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемому вслух первый ряд слов с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секунд перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 минут.
Для запоминания на слух |
Медсестра Шприц Банки Капельница Конспект Мозг Орган Глаз Врач Психика |
Ход выполнения задания: второй ряд испытуемый читает 1 раз про себя (зрительное запоминание) и затем записывает.
Для запоминания при зрительном восприятии |
Зуб Инъекция Корень Лекция Язык Горчичник Тест Обоняние Реферат Интервью |
Обработка результатов
Тип памяти студента характеризуется тем, в каком из рядов было больше воспроизведено слов. Подсчитывается коэффициент памяти (С):
С = а/10
Где а – количество правильно воспроизведенных слов.
Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у студента данный тип памяти.
Приложение 3.
Схема 1. Этапы логического запоминания
Осознание цели запоминания
↓
Понимание смысла запоминаемого
↓
Анализ материала
↓
Выявление наиболее существенных мыслей
↓
Обобщение
↓
Запоминание этого обобщенного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Основы патологии"
Для спецдисциплин....
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...
Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Тема данного занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования пов...
Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы"
Методическая разработка практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы" подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными с...
Презентация "Особенности внимания в норме и патологии"
Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо уделять большое внимание психологическим знани...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Особенности исследования фонтанных скважин и установление технологического режима работы скважин"
Актуальность: Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, предоставляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого...
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...