Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
презентация к уроку на тему
Тема данного занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания и подсознания.
При подготовке к данному занятию преподавателем проведен тщательный отбор теоретического материала. С целью наилучшего восприятия и понимания темы создана презентация для демонстрации слайдов с помощью мультимедийного проектора.
Для лучшего закрепления изученного теоретического материала план занятия предусматривает проведение практической работы со студентами, в виде диагностики памяти, в качестве завершающей части занятия.
Кроме этого, студентам, в виде домашнего задания, будет предложено самостоятельно выполнить диагностику памяти. Результаты этой работы будут обсуждаться на следующем занятии.
Такое совмещение теории и практической деятельности позволит добиться максимально качественного усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pamyati_v_norme_i_patologii.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: Ознакомиться с особенностями памяти человека Рассмотреть механизмы образования различных видов памяти Разобрать причины и основные виды нарушения памяти
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Основные процессы памяти: заучивание; сохранение; воспроизведение; узнавание; забывание.
Важным условием для запоминания являются: желание; осмысление; повторение; проговаривание вслух.
Классификация памяти по времени сохранения материала: Сенсорная (непосредственная) память не дольше 1 секунды. Процесс осуществляется на уровне рецепторов. Кратковременная память – срок хранения информации не более 15 -30 секунд. Если информация привлекает внимание, она может короткое время сохраняться. Долговременная память – информация храниться долго, от повторного обращения улучшается.
На переход информации из кратковременной памяти в долговременную память влияет: привычность материала; контекст; мотивация; углубление в изучаемый предмет.
Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности Образная память – запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений. Двигательная память – запоминание и воспроизведение движений, двигательных умений и навыков. Эмоциональная память – это память на переживания.
Словесно – логическая память – это память на смысл изложения, на его логику. Эмоциональная память – это память на переживания.
Классификация памяти по целям деятельности: Непроизвольная память – информация запоминается сама собой без специального заучивания. Произвольная память – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
Эффективность произвольной памяти зависит: От целей запоминания. От приемов заучивания: - механическое дословное многократное повторение; - логический пересказ; - образные приемы запоминания.
Выделяют также: Кратковременная память – ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7(+- 2) слова. То есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д.
Долговременная память – обеспечивает длительное сохранение информации. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Информация поступает как из короткой памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.
Ход выполнения задания Первый ряд слов читает преподаватель с интервалом 4 -5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секундного перерыва слушатель записывает запомнившиеся слова и 5 минут отдыхает.
Для запоминания на слух Медсестра Шприц Банки Капельница Конспект Мозг Орган Глаз Врач Психика
Ход выполнения задания Второй ряд слов читает слушатель про себя (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 5 минут воспроизводит запомнившиеся слова.
Для запоминания при зрительном восприятии Зуб Инъекция Корень Лекция Язык Горчичник Тест Обоняние Реферат Интервью
Обработка результатов Тип памяти слушателя характеризуется тем, в каком из рядов было больше воспроизведено слов. Подсчитывается коэффициент типа памяти (С): С=а:10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше у слушателя развит данный тип памяти.
Нарушение памяти При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: - запоминание; - удержание; - воспроизведение.
Гипомнезия – снижение, ослабление памяти. Наблюдается преимущественное нарушение механической памяти при относительной сохранности памяти логической. Может наблюдаться как обратимое явление при переутомлении, астеничских состояниях и как стойкое нарушение при органических заболеваниях головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
Амнезия – полная утрата памяти. Наблюдается в результате травм мозга, эпилептических припадков, тяжелых острых инфекционных заболеваний, интоксикаций. Различают: - ретроградную амнезию – выпадение из памяти событий, предшествующих заболеванию, травме; - антероградную амнезию – выпадает из памяти то, что было после заболевания, травмы.
Парамнезии – ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на: - конфабуляции – пробелы в памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности. Наблюдается при старческом психозе, хроническом алкоголизме. - псевдореминисценции – патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени. Наблюдается у больных со старческим психозом.
Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей событий прошлого, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.
Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с расстройствами памяти: Щадящее отношение к пациентам. Ободрить и успокоить пациентов. Не следует разубеждать пациентов, что их высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение пациента.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...
Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...
Конспект теоретического занятия по психологии "Психические познавательные процессы в норме и патологии. Ощущения и восприятие"
Конспект теоретического занятия по психологии, раздел Общая психология, тема "Психические познавательные процессы в норме и патологии. Ощущения и восприятие"...
Методическая разработка для проведения лекционного занятия по теме: Ощущение, восприятие, память и внимание в норме и патология
Методическая разработка предназначена для преподавателей психологии....
Презентация "Мышление и интеллект. Норма и патология"
Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо уделять большое внимание психологическим знани...
Презентация "Особенности внимания в норме и патологии"
Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо уделять большое внимание психологическим знани...
Презентация "Психология познавательных процессов. Норма и патология ощущений и восприятия"
Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо уделять большое внимание психологическим знани...