Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
методическая разработка
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология "веб-квест". Урок требует большой предварительной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. Эффект - потрясающий!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по литературе (Литературное обозрение) | 416.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок по литературе
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: «Особенности современной литературы»
(литературное обозрение)
Разработала:
преподаватель
русского языка и литературы,
Новикова Оксана Владимировна
Рубцовск
2019
Тема:«Особенности современной литературы».
Цель занятия:познакомиться с литературным многообразиемXXI века, с разнообразием жанров и особенностями современной литературы.
Задачи:
- Познакомить студентов и сотрудников колледжас особенностями исторической и литературной ситуации XXIвека.
- Презентовать студентам и сотрудникам колледжа произведения современных авторов.
- Способствовать развитию у студентов и сотрудников колледжа
- умений воспринимать литературоведческую информацию;
- способностей сопереживать литературным персонажам;
- умений оценить уровень своей читательской грамотности.
- Развивать у студентов креативность в подготовке презентаций книг и авторов произведений.
- Развивать у студентов способности к проектной деятельности через реализацию технологии «веб-квест».
- Воспитывать у участников клуба любителей современной литературы
- уважение к отечественной литературе;
- интерес к современной многожанровой литературе;
- стремление к чтению и изучению произведений современных авторов, к знакомству с творчеством современных литераторов.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- интерактивная доска;
- стенд для выставки;
- магниты;
- подарочный сертификат в книжный магазин «Читай-город»
Методическое оснащение:
- мультимедийнаяпрезентация;
- методическая разработка урока;
- выставка современной художественной литературы;
- таблички на столах с названиями групп («экскурсоводы», «историки», «политологи», «журналисты», «социологи», «лирики»);
- вазы с цветами на столах.
Литература:
- Алексиевич С. А. Время секонд-хенд. – М.: Время, 2013. – 512с.
- Водолазкин Е. Г. Лавр [Текст] : роман / Евгений Водолазкин ; [редакция Елены Шубиной]. - Москва :Астрель, 2013. - 440, [2] с.
- Задорнов М.Н. Умом Россию не поДнять! [Текст] / Михаил Задорнов; [ил.Евгении Аленушкиной]. - Москва : АСТ :Астрель, 2009. - 284, [1] с. : ил. - (Задоринки и смехарики).
- Прилепин, З. Обитель [Текст]: роман: 16+ / З. Прилепин. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. — 752 с.
- Сабынина Дина. А мы не знаем цену пустякам. – Новокузнецк: «Союз писателей», 2013. – 184с.
- Сабынина Дина. Карусель мгновений [Текст]: стихи и проза / Д.А. Сабынина. – Бийск: Издательский Дом «Бия», 2008. – 140с.
- Яхина Г. Ш. Зулейха открывает глаза : [роман] / Г. Ш. Яхина ; [предисл. Л. Улицкой]. – М. : АСТ [и др.], 2016. – 508 с. – (Проза: женский род).
№ п/п | Этап занятия | Содержание этапа. Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организа-ционный этап (3мин.) |
Презентация на доске (Слайд 1). ***(музыкальное сопровождение «Вальс Джузеппе Верди» «Анастасия») Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего заседания клуба любителей современной литературы! Сегодня на уроке мы с вами окунемся совершенно в другой мир – мир не политики и социальных проблем, а чудесный и фантастический, завораживающий и пленительный мир современной литературы! Мы проведем с вами своеобразное литературное обозрение особенностей современной литературы! (Слайд 2)Эпиграф Каким человеком ты станешь, определят два фактора: люди, с которыми общаешься, и книги, которые читаешь. Робин Шарма ?Кто из вас, несмотря ни на что, продолжает читать книги? ?Кто посещает библиотеки? ?Кто покупает книги в книжных магазинах? И это здорово! Это помогает нам жить, помогает выжить, помогает мечтать и творить, формировать свою личность!
Цель:познакомиться с литературным многообразиемXXI века, с разнообразием жанров и особенностями современной литературы.
| Внимательно слушают преподавателя. Поднимают руки / отрицают/ соглашаются |
2 | Контроль знаний и умений по пройденному материалу (2 мин.) | (Слайд 4) ? Давайте вспомним, какие бывают роды литературы? (эпос, лирика, драма). ? А что такое жанры литературы? (исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств) Эпос: рассказ, повесть, роман, роман-эпопея; Лирика: стихотворение, ода, басня, баллада, поэма, роман в стихах; Драма: комедия, трагедия, собственно драма, драматический этюд, водевиль | Отвечают на вопросы |
3 | Практичес-кий этап (75 мин.) 3-4 мин. 4 мин. 2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 7-9 мин. 1-2 мин. 2-3 мин. | Слово преподавателя.
(Слайд 5) Мы с вами вспомнили классические характеристики литературных жанров. А в современной русской литературе одной из особенностей является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях. Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах. Особенностью современной литературы является ее многомерность,одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература). В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. (Маргинальное искусство - художественное направление в мировом искусстве, которое включает в себя творчество людей, находящихся вне общества - душевнобольных, инвалидов, заключённых, детей и всевозможных маргиналов. Сюда относятся произведения непрофессиональных художников и носителей странного или мистического опыта «видений»; маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников.) В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, повести, рассказа. Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современные жанровые модификации обусловлены внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригинальности. В литературе происходит не естественный жанровый синтез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произведения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных искусств. (Слайд 6) Современная литература делится на элитарную и массовую. (Слайд 7) Элитарная литература ориентируется на художественную уникальность, авторский эксперимент, обращается к философскому осмыслению мира, к поискам нового героя и новых мировоззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. (Слайд 8) В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Кабаков «Дом моделей. Повесть скучного времени», Н. Рубанова «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», А. Королев «Быть Босхом. Роман с биографией», И. Лиснянская «Хвастунья. Монороман», С. Боровиков «Крюк. Ненаписанный филологический роман», Г. Балл «Крик» притча-плач, В. Березин «Жидкое время. Повесть клепсидры» и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только разных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкальных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», Е. Шварц «Концерт для рецензий», в повести-романсе Ж. Снежкиной «Люблино». (Слайд 9) Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, то сногсшибательные приключения, где рифмуются любовь и кровь, деньги и смерть, где золушки обязательно встречают своих принцев и превращаются в богатых принцесс. Массовая литература в художественной форме компенсирует неудовлетворенные желания и непреодоленные комплексы человека, упрощает сложные жизненные проблемы, позволяет примерять ситуации «на себя». Ее герой, как правило, человек толпы, чем близок неискушенному читателю, интуитивно ищущему в литературе свое отражение. Массовая литература отличается простотой языка, прописанностью деталей, четкостью сюжета, что облегчает ее восприятие. (Слайд 10) В массовой литературе сложилось несколько направлений: женский роман, боевик, иронический детектив, исторический детектив, триллер, мистическая фантастика. Она может паразитировать на исторических сюжетах и героях, как это происходит в детективе Б. Акунина.Профессиональный литературовед Г. Чхартишвили (Б. Акунин) основывает свой успех на понимании психологии массового читателя, которого занимают приключения героя, тайны, любовные истории, интриги, включенные в исторический контекст. Особенностью массовой литературы является серийность — продолжающиеся из книги в книгу перипетии одних и тех же героев. Массовая литература печатается огромными тиражами. Уже по обложке можно определить принадлежность книги массовой литературе. Наиболее популярными именами в этом роде литературы стали Б.Акунин; А. Маринина, Д. Донцова, В. Платова, Т. Устинова, представляющие женский иронический детектив. Не менее популярна, особенно у молодых читателей, мистическая фантастика С. Лукьяненко и мифологические фэнтэзи Г. Л. Олди, Ника Перумова, Ф. Пулмана, «славянская фэнтэзи» М. Семеновой. РОЛИК (Слайд 11) Итак, имея представление о современной литературной ситуации, мы переходим с вами к главному: к знакомству с современной литературой.
Сегодня у нас необычный урок. Предварительно, за 2 месяца до сегодняшнего заседания клуба, все студенты были разделены на группы. В соответствии с требованиями технологии «веб-квест» каждая группа имеет свою миссию:«экскурсоводы», «историки», «политологи», «журналисты», «лирики», «социологи». У каждой группы был свой автор и свое произведение, которое они должны были прочитать всей командой, а также своё задание для создания визитной карточки книги в соответствии с заявленной миссией. Но общим для всех было одно: сделать презентацию книги незабываемой! (Слайд 12) «Лента времени» Ну что, уважаемые гости нашего клуба! Давайте уже начнем знакомство с современной литературой! А поможет нам в этом «лента времени», которая распределила очередность презентации наших книг: это хронологическая последовательность описываемых в них событий. Мы будем знакомиться с авторами произведений и содержанием книг, начиная со средних веков нашей истории и заканчивая сегодняшним днем! Всех участников клуба я попрошу принять активное участие в обсуждении произведений, делать для себя пометки, задавать вопросы представителям групп. А в конце мероприятия мы с вами выберем книгу дня! Для этого у каждого участника есть жетон, на котором в конце мероприятия я попрошу вас поставить номер понравившейся книги или написать название. Победит та книга, которая наберет наибольшее количество голосов. А группа, готовившая презентацию книги, получит приз: сертификат на 1000 рублей в книжный магазин «Читай-город»! Итак, внимание! Все готовы? Мы начинаем! Начинаем издалека – из средних веков! И первой представит свою необычную книгу группа «экскурсоводы»! Презентация книги Е. Водолазкина «Лавр» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложение 1). Вопросы аудитории. ? Евгений Водолазкин сказал о своем романе: «Я ушел в XV век, чтобы рассказать о том, что мы забыли в XXI веке». Что бы вы, как «экскурсоводы» по времени, назвали из того, что хорошего осталось и досталось нам из средневековой Руси? (вопросы человека о смысле жизни, о поиске бога, об искуплении греха, о беззаветном служении людям, о желании делать добро) ---------------------------------------------------------- Чтобы к концу нашей встречи у нас сложилось четкое представление о жанровом многообразии современной литературы, я предлагаю параллельно заполнять одноименную табличку после презентации каждой книги. *** Таблица на магнитной доске. По ходу работы заполняется преподавателем после обсуждения с членами клуба. (См. Приложение 10) -------------------------------------------------------------------- Из средних веков мы сразу окунаемся в бурный, насыщенный событиями XX век. И следующими будут представлять свою книгу группа «историки»! Презентация книги Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложние 2). Вопросы аудитории. -------------------------------------------------------------------- ? Главный феномен романа в том, что писался он о страшных временах коллективизации и раскулачивания, а получился в итоге – о любви и обретении себя в совершенно непригодных к этому условиях. Согласны ли вы, как «историки», с этим утверждением? (Даже сам автор отзывается о своём романе так: Я хотела донести мысль о том, что даже в очень большом горе может быть спрятано зерно будущего счастья. […] По большому счету это книга о преодолении мифологического сознания. Неважно — мужского или женского). *** Заполнение таблицы «Жанры…» Какие ещё страшные события затронули наш народ? Об этом в своей презентации расскажет группа «политологи». Презентация книги З. Прилепина «Обитель» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложение 3). Вопросы аудитории. -------------------------------------------------------------------- ? Александр Котюсов в своей рецензии на произведение говорит о том, что «в романе потерян совсем тезис о том, что двадцатые годы заложили основу сталинских лагерей, в которых уничтожались лучшие люди страны». Согласны ли вы, как «политологи», с этим утверждением? ( В сравнении с книгой А.Солженицына «Архипелаг Гулаг» «Обитель» проще, менее депрессивна, многое скрывает. Но это книга о людях, оказавшихся перед выбором: сломаться или остаться цельным). *** Заполнение таблицы «Жанры…» Все мы заложники советской системы, так называемые «хомо советикус». Так называет героев своей книги С.Алексиевич. О чем же эта книга? Нам расскажут представители 4 группы – «журналисты». Презентация книги С.Алексиевич «Время секонд-хэнд» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложение 4). Вопросы аудитории. -------------------------------------------------------------------- ? Нобелевский комитет аргументировал так свой выбор: «За многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время». А какую историю о современной жизни, о страданиях и мужестве в наши дни, как «журналисты», описали бы вы и добавили в книгу С.Алексиевич? (Жизнь Российской глубинки, безработица, гибель села) *** Заполнение таблицы «Жанры…» Сегодня мы знакомимся с разной литературой: женской и мужской, реалистичной и мистической, прозой и поэзией. И наша следующая, 5 группа – «Лирики» - будет презентовать нам визитную карточку сразу нескольких поэтических книг одного автора. Презентация книг Д. Сабыниной (Нагорновой) «Карусель мгновений», «А мы не знаем цену пустякам» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложение 5). Вопросы аудитории. -------------------------------------------------------------------- ? Какие темы и мотивы, затронутые в книгах Дины Сабыниной, близки и вам, как «лирикам», какие образы наиболее запомнились, нашли отклик в вашей душе? (Тема любви, тема природы, философская тематика, стихи для детей) *** Заполнение таблицы «Жанры…» Книги, о которых мы говорили до сих пор, очень серьезные, порой даже трагичные. Но все-таки не хочется, чтобы у гостей клуба сложилось такое впечатление, что современная литература вся заставляет людей грустить. Есть и такие авторы, которые даже о проблемах общества говорят смеясь! И последняя на сегодня презентация книги будет тому подтверждением. Итак, встречайте: группа 6 -«социологи»! Презентация книги М. Задорнова «Умом Россию не поднять» (в соответствии с памяткой «Визитная карточка книги»). (см. Приложение 6). Вопросы аудитории. -------------------------------------------------------------------- ? Как вы, как «социологи», считаете: какие проблемы современной жизни можно решить с помощью Задорновских афоризмов и «задоринок»? (Любые! Надо научиться получать удовольствие от природы, жить беспокойно-счастливой жизнью) *** Заполнение таблицы «Жанры…» Спасибо всем: и ребятам, и гостям! ***ДОПОЛНИТЕЛЬНО Презентация книги Я.Л. Вишневского «Одиночество в сети» | Внимательно слушают, конспектируют Презентация студентами автора и книги Ответы «экскурсоводов» Презентация студентами автора и книги Ответы «историков» Презентация студентами автора и книги Ответы «политологов» Презентация студентами автора и книги Ответы «журналистов» Презентация студентами автора и книги Ответы «лириков» Презентация студентами автора и книги Ответы «социологов». |
4 | Контроль-ный этап (5 мин.) | Пришло время выбрать понравившуюся книгу! Предлагаю выбрать комиссию для подсчета голосов. Со стороны студентов –…………………………. Со стороны гостей - …………………………….. Выбор книги дня. Голосование. (см. Приложение 7) | Все участники клуба заполняют жетоны. Комиссия ведет подсчет. |
5 | Рефлексив-ный этап (5-7 мин.) | Проведение рефлексии (самоанализа). *** Звучит музыкаДиДюЛя «Путь домой» Пока уважаемая комиссия ведет подсчет голосов, предлагаю провести рефлексию. Составьте синквейн: (Слайд 13) 1 строка - 1 слово (существительное, цельное словосочетание) 2 строка – 2 слова (прилагательные) 3 строка – 3 слова (глаголы) 4 строка – предложение 5 строка – 1 слово (существительное), ассоциация с 1 строкой
Мой синквейн:(Слайд 14) Современная литература Интересная, захватывающая, Увлекает, будоражит, заставляет думать. Многообразие жанров не дает останавливаться на какой-то одной книге, а манит читать другие. Сила! (Слайд 15.Салют) Награждение победителей. (Слайд 16)Спасибо всем за участие! До новых встреч! | Проведение самоанализа по группам Выступление с ответами по группам Победители получают приз. |
90 мин. |
Преподаватель ______________________О.В. Новикова
Приложение 1
Визитная карточка книги
Евгений Германович Водолазкин
«Лавр»
Роль команды: Экскурсоводы
Рада приветствовать вас, любители путешествий! С этой книгой вы можете отправиться в странствие вместе с героем по просторам нашей необъятной страны, а также совершить паломничество в Святую землю, узнать и рассказать нам много интересного и необычного о житии русских целителей и святых, отправившись в русское средневековье!
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постараться представить себя экскурсоводом в «машине времени», чтобы заинтересовать современного читателя и показать, что же хорошего досталось нам сегодня от средневековой Руси.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, иконостас)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
2. Год рождения.
3. Образование.
4. Современный статус.
5. Основные произведения.
6. Особенности биографии и творчества.
7. Премии и награды.
Задание №2. Определить особенности произведения (1-2 мин.)
- жанр (житие праведника);
- композиция;
- понятия из теории литературы (особенность языка повествования);
- особенности сюжета;
- знаковые персонажи.
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 2
Визитная карточка книги
Гузель ШамилевнаЯхина
«Зулейха открывает глаза»
Роль команды: Историки
Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века существует история. Великие люди – учёные и воины, герои и мудрецы – создавали её такой, какой она досталась нам. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны ясно осознавать, чтобы наша жизнь была жизнью полноценных людей, чтобы мы, как и наши предки, стали связующим звеном в непрерывном потоке времени.
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также вспомнить тот исторический период нашей страны, который так ярко и выразительно описала в своем произведении Г.Яхина. Стоит увидеть изображенные события глазами современных людей и постараться их понять.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, исторический фильм)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
- Фамилия, имя, отчество автора произведения.
- Год рождения.
- Образование.
- Современный статус.
- Основные произведения.
- Особенности биографии и творчества.
- Премии и награды.
Задание №2. Определить особенности произведения (1-2 мин.)
- жанр (исторический роман);
- композиция;
- понятия из теории литературы (реалистическая проза);
- особенности сюжета;
- знаковые персонажи.
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 3
Визитная карточка книги
Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин)
«Обитель»
Роль команды: Политологи
Политология -наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Лицо, занимающееся политологией, называется политологом.
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постоянно следить за исторической и политической ситуацией в стране, стараться проанализировать происходящие события, увидеть положительные и отрицательные стороны происходящего, обозначить свою позицию.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, ток-шоу)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
- Фамилия, имя, отчество автора произведения.
- Год рождения.
- Образование.
- Современный статус.
- Основные произведения.
- Особенности биографии и творчества (военный, политический деятель, актер, музыкант), один из авторов «Тотального диктанта»
- Премии и награды (Писатель года-2017)
Задание №2. Определить особенности произведения (1-2 мин.)
- жанр (роман на основе реальных исторических событий);
- композиция;
- понятия из теории литературы (палимпсест, сакральное и профанное);
- особенности сюжета;
- знаковые персонажи.
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге, об экранизации книги (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, видеоролик и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 4
Визитная карточка книги
Светлана Александровна Алексиевич
«Время секонд-хэнд»
Роль команды: Журналисты
Журналист - древняя творческая профессия. Журналист является источником новостей о событиях, происходящих в мире. Журналисты работают в редакциях газет, журналов, на телевидении, в радиокомпаниях, пресс-центрах, сфере образования. Основная задача журналиста – информирование людей новыми достоверными фактами. В обязанности журналиста входит поиск и написание статей, новостей, рекламных текстов, репортажей, обзоров, очерков.
В России лучшими журналистами традиционно считались публицисты, потому что произведения публицистических жанров более всего отвечают задаче чувственного воздействия на аудиторию с целью формирования в ней определенного мнения.
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, а также постараться представить себя журналистом, который или берет интервью у автора произведения, или ведет репортаж с места событий, или, как и автор, художественно излагает чью-то реальную историю.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, видеорепортаж)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
2. Год рождения.
3. Образование.
4. Современный статус.
5. Основные произведения.
6. Особенности биографии и творчества.
7. Премии и награды (Нобелевская премия!!!!!!!!!)
Задание №2. Определить особенности произведения (1-2 мин.)
- жанр (документально-художественная проза);
- композиция;
- понятия из теории литературы (экзистенциализм)
- особенности сюжета;
- знаковые персонажи.
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 5
Визитная карточка книги
Дина АбдулкабировнаСабынина (Нагорнова)
«А мы не знаем цену пустякам» (2013)
«Карусель мгновений» (2008)
Роль команды: Лирики
Когда нам грустно – нам хочется почитать стихи, когда мы влюблены – мы хотим писать стихи сами! Возможности поэтических строк поистине безграничны! Они могут заставить плакать и смеяться, философствовать и мечтать!
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать стихотворения автора, а также постараться представить себя членом поэтического клуба «Любители поэзии», который готов слушать стихи в авторском исполнении, сам читать стихи автора, готов задать автору вопрос и вместе с ним найти ответ.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, конкурс чтецов)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
2. Год рождения.
3. Образование.
4. Современный статус.
5. Основные произведения.
6. Особенности биографии и творчества.
7. Премии и награды.
Задание №2. Определить особенности лирических произведений(1-2 мин.)
- жанры (любовная лирика, философская лирика, пейзажная лирика, стихи для детей и др.)
- особенности стихосложения;
- особенности лирических героев;
- понятия из теории литературы (метафоры, сравнения и др.)
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе, чтение автором своих стихов и др. (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося стихотворения (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, рекламный плакат и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 6
Визитная карточка книги
Михаил Николаевич Задорнов
«Умом Россию не поднять!»
Роль команды: Социологи
Уважаемые социологи! – ученые, специалисты, видящие и понимающие проблемы современного нам общества! Вам предоставляется уникальная возможность увидеть все проблемы нашей жизни, обозначить их и посмеяться над ними и над собой вместе с Михаилом Задорновым!
Автор десятой книги серии знает, как победить любой кризис: надо научиться получать удовольствие от природы, жить беспокойно-счастливой жизнью и улыбаться не только в том случае, когда улыбка приносит прибыль! Можно просчитать доходы и расходы на сотню лет вперед, но, как гласит современная народная пословица, умом Россию не поднять!
Чтобы успешно справиться с заданием, нужно прочитать книгу, посмотреть концерты автора в видеозаписи, а также постараться представить себя в качестве социолога, который видит проблемы общества в реальной жизни, слышит критические заметки об этих проблемах из уст автора и пытается что-то изменить в жизни к лучшему.
Распределите роли в команде, проявите творчество и сделайте презентацию вашей книги незабываемой!!! (например, социологическое исследование)
Задание №1. Создать слайдовую презентацию (5-6 слайдов) (1-2 мин.)
1. Фамилия, имя, отчество автора произведения.
2. Даты рождения.
3. Образование.
4. Основные произведения.
5. Особенности биографии и творчества (новогоднее поздравление вместо президента РФ).
6. Премии и награды.
Задание №2. Определить особенности произведения (1-2 мин.)
- жанр (сатиризмы, философизмы, рассказы, фельетоны, фрагменты автобиографии прочий юмор);
- композиция;
- понятия из теории литературы (сатира, юмор)
- особенности сюжета;
- знаковые персонажи.
Задание №3. Найти оригинальное видео об авторе или о его книге, чтение автором своих фельетонов (2-3 мин.)
Задание №4. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося отрывка из книги (1-2 мин.)
Задание №5. Творческое задание
Создать рекламный проспект для данной книги (буклет, флаер, видеоролик и др.)
Время презентации – 7-9 минут
Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории!!!!!
Приложение 7
Сводная таблица результатов голосования
Автор и название произведения | Преподаватели | Студенты | Всего |
Е. Водолазкин «Лавр» | |||
Г. Яхина «Зулейха открывает глаза» | |||
З. Прилепин «Обитель» | |||
С. Алексиевич «Время секонд-хенд» | |||
Д. Сабынина Стихи | |||
М. Задорнов «Умом Россию не поднять» |
Приложение 8
Жетоны для голосования
Приложение 9
Теория литературы
Универсальный признак религиозных верований — разделение всех реальных и идеальных вещей на две противоположные группы — сакральные (священные, чистые, божественные) и профанные (мирские, нечистые, грешные). Сакральное и профанное— это два мира, противостоящие друг другу как полярные противоположности, как антагонисты.
Профанное(мирское) включает в себя отношения человека с системой его непосредственной материальной жизнедеятельности, т.е. повседневными вещами и обстоятельствами, в которых человек остается наедине сам с собой, со своими интересами и потребностями. Другими словами, со сферой его хозяйственной и бытовой активности с ее относительно невысокой интенсивностью, однообразием, преимущественно индивидуальным характером труда. В основе профанного мира — повседневный физический труд с его однообразием, рутинностью, его горестями и печалями.
Иное дело — мир сакрального (священного). Сакральное — предмет стремления, уважения и любви. Сакральное — принципиально.
Маргинальное искусство - художественное направление в мировом искусстве, которое включает в себя творчество людей, находящихся вне общества - душевнобольных, инвалидов, заключённых, детей и всевозможных маргиналов. Сюда относятся произведения непрофессиональных художников и носителей странного или мистического опыта «видений»; маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников.
Приложение 10
Жанры современной литературы
№ п/п | Автор книги, название | Жанр произведения | Вид литературы |
1 | Евгений Водолазкин «Лавр» | Житие праведника, притворяющееся историческим романом | элитарная |
2 | Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» | Исторический роман, созданный на основе мемуаров раскулаченных людей | массовая |
3 | Захар Прилепин «Обитель» | Псевдоисторический роман | массовая |
4 | Светлана Алексиевич «Время секонд-хенд» | Документально-художественная проза роман-оратория, роман-свидетельство, коллективные свидетельства, эпический хор, документальные монологи, литературная журналистика, репортаж, нон-фикшн, «живые голоса» | мидл |
5 | Дина Сабынина «Карусель мгновений» «А мы не знаем цену пустякам» | Стихотворения Двустишия | массовая |
6 | Михаил Задорнов «Умом Россию не поДнять!» | Сатиризмы, философизмы, рассказы, фельетоны, фрагменты автобиографии, прочий юмор | массовая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"
Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....
Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова
Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...
Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"
Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»
Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе по теме:«Адæмон уарзон хъайтар Плиты Грисы трагеди «Чермен»-ы»
quot;Адæмон уарзон хъайтар Плиты Грисы трагеди "Чермен"-ы"...
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: "«Цӕй зынаргъ дӕ, фыдӕлты уӕзӕг!» (Мамсыраты Темырболаты ӕмдзӕвгӕ «Сагъӕстӕ»)
quot;Цæй зынаргъ дæ, фыдæлты уæзæг!" (Мамсыраты Темырболаты æмдзæвгæ "Сагъæстæ")...
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе (для невладеющих групп). Урок-конференция «Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова».
Урок-конференция "Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова"...